Научная статья на тему 'Воспитательная функция семьи как фактор формирования правового сознания подростков'

Воспитательная функция семьи как фактор формирования правового сознания подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
833
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция семьи как фактор формирования правового сознания подростков»

*

А.А. Воронова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье анализируются специфические нарушения функции семейного воспитания как причины нарушения формирования правового сознания ребенка. Такими нарушениями являются несогласованность родительских позиций, конфликтность в родительских отношениях и неадекватный образ ребенка в родительской паре. Выдвигается гипотеза об особой конфликтогенности сферы семейного воспитания.

Одной из задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства. Важнейший аспект этой стратегической задачи - повышение уровня правового сознания общества в целом и каждого его субъекта в отдельности. Очевидно, что особое внимание должно быть уделено развитию правового сознания подростков и молодежи. Статистика молодежной преступности показывает не только количественный рост, но и качественные изменения в ее структуре: на протяжении последнего десятилетия наблюдается смещение подростковых правонарушений в сторону более тяжелых и социально опасных преступлений, растет молодежный наркотизм, в молодежной субкультуре закрепляются криминогенные ценности и стереотипы поведения. Все это может означать только одно - специалисты, призванные работать с несовершеннолетними правонарушителями психологически и профессионально, не готовы к решению задач профилактической воспитательной работы по формированию правового сознания подростков.

Анализ состояния проблемы правосознания показывает, что основное внимание исследователей сосредоточено прежде всего на определении сущности и специфики провосознания (В.В. Берман; В.М. Обухов), его структуры и содержания (А.В. Головченко, Ю.И. Новик, А.Р. Ратинов), на анализе педагогических аспектов правового воспитания (Г.П. Давыдов, Н.А. Корниенко), поиске психологических средств его формирования (С.В. Березин, К.С. Лисецкий).

© Воронова А. А., 2007

Воронова Анна Александровна - кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета.

Таким образом, при достаточно хорошо разработанных представлениях о феномене правового сознания можно отметить явную недостаточность данных о его генезисе. Как показывает в своем обзоре научных источников по проблеме правосознания Т.А. Фирсова, наименее изученными оказываются психологические факторы, влияющие на его развитие [1].

Анализ научных источников, в той или иной степени обращающихся к проблеме генезиса правового сознания, позволяет выявить несколько подходов к ее разрешению.

В отечественной психологии широко представлен подход, в контексте которого развитие правового сознания рассматривается как результат правовой социализации. Теоретическую основу данного подхода составляют работы отечественных социальных психологов - Г.М. Андреевой [2], В.Л. Васильева [3], И.С. Кона [4] и др. Правовая социализация индивида рассматривается здесь как аспект его общей социализации и представляет собой процесс приобщения к социально-правовой среде, познание и принятие правовых норм, формирование эмоционально-ценностного отношения к ним, овладение навыками нормативно-правового поведения и общения, формирование правовых установок и нормативно-правовых ориентаций. В соответствии с таким подходом правовая социализация индивида затрагивает все аспекты его сознания: когнитивную, эмоциональную и волевую сферы, систему ценностей и установок, умения и навыки.

Заметим, однако, что из поля внимания исследователей ускользает двойственный, противоречивый характер правовой социализации. Мы имеем в виду диалектическое единство процессов усвоения и воспроизведения правовых норм, в котором индивид выступает одновременно как объект и субъект формирования правосознания. Отметим также, что весьма значительную роль в этом процессе играет совпадение/несовпадение внутренней психологической и внешней социальной позиции. Нам представляется, что такой взгляд позволил бы построить типологию уровней сформированности правосознания, увязывая его с правоприменительным или противоправным поведением, а также с условиями его развития. В рамках данного подхода показано, что развитие правового сознания является результатом сложного и противоречивого взаимодействия индивида, имеющего уникальную психологическую организацию, и общества, реализующего свое влияние на индивида главным образом через систему воспитания и обучения.

С определенной долей уверенности к этому направлению можно отнести исследования, в которых противоправное и девиантное поведение рассматривается как следствие усвоения личностью ценностей и стереотипов криминальной субкультуры, соответствующих паттернов поведения и ритуалов [5]. Предполагается, что выбор «криминальной карьеры» в значительной степени предопределен вхождением подростка в криминальную субкультуру.

Помимо указанного подхода в отечественной психологии широко представлены исследования, в которых авторы стремятся к построению качественно-количественных характеристик подростков с противоправным или деви-антным поведением [3], [6], [7], [8]. Сторонники этого направления исходят из предположения о том, что важнейшей причиной дефектов правового сознания является нарушение психического или личностного развития. Признавая очевидную значимость подобного рода исследований, отметим, что сами по себе нарушения психического и/или личностного развития также имеют некоторые причины. Обнаруженные значимые связи между нарушениями психического развития индивида и определенными дефектами его правосознания не дают исчерпывающего представления о генезисе самого дефекта, а только констатируют наличие такой связи.

Значительный интерес представляют работы, в которых дефекты правосознания рассматриваются как следствия нарушений в нравственном развитии подростка [9], [10].

Таким образом, в отечественной психологии явно наметилось несколько исследовательских направлений в изучении проблемы правового сознания: социально-психологическое (правовая социализация), клиническое (дефекты правосознания являются следствием нарушений в личностном развитии), психолого-педагогическое (дефекты правосознания являются следствием нарушений нравственного развития).

В зарубежной психологии также сложилось несколько подходов к изучению генезиса дефектов правового сознания индивида.

В рамках когнитивной психологии дефекты правосознания рассматриваются как ошибки интерпретации окружающей действительности. Такую позицию мы встречаем в работах Дж. Келли [11]. Анализируя проблему нравственного развития ребенка и усвоения им правовых и социальных норм, Г. Крайг со ссылкой на Л. Колберга отмечает, что причиной нарушения развития правосознания могут быть также и ошибки категоризации [12].

В контексте бихевиорального направления нарушения или недостатки правового сознания рассматриваются как следствие приобщения индивида к определенным формам поведения, которые транслируются конкретными субкультурами [13]. Механизмом приобщения является хорошо исследованный в рамках бихевиорального направления процесс научения. Как пишет Г. Крайг, по мнению Дж. Роттера, противоправное поведение может быть связано с ошибками прогноза, в основе которого лежит экстернальный локус контроля и низкий уровень доверия [12]. В своей книге, посвященной различным аспектам психического развития, Г. Крайг анализирует результаты исследований Д. Мотц, который для объяснения причин противоправного поведения использует понятие нейтрализации [12]. Под приемами нейтрализации подразумеваются индивидуальные приемы оценивания себя и ситуации, которые, нейтра-

лизуя внутренний нравственный контроль, приводят к дефектам правосознания и девиантному поведению. По всей видимости, приемы нейтрализации типологически близки к механизмам личностной защиты, обеспечивающим стабильность «Я» в ситуациях, когда поведение индивида и его же собственные нормативные оценки этого поведения не совпадают. Более широкие возможности для понимания механизмов нейтрализации мы обнаруживаем в тран-зактном анализе, где девиантное поведение рассматривается как игры, формирующиеся у индивида, по тем или иным причинам избегающего искренности, близости и спонтанности. Если исходить из понимания игр, принятого в современном трансактном анализе, то игры проигрываются из негативных аспектов Адаптивного Ребенка, Контролирующего и Опекающего Родителя [14]. Такой взгляд на природу дефектов правосознания открывает возможности проектирования программ профилактики правонарушений в семье и коррекции семейных факторов дефектного развития правосознания.

В рамках психодинамического направления девиантное поведение рассматривается как средство освобождения от фрустрации, порождаемой глубинными внутриличностными конфликтами, источники которых усматриваются в раннем опыте индивида, запечатлевшем его взаимодействия с микросоциальной средой [15].

Как отдельное направление можно выделить группу теорий, в которых генезис девиантного поведения рассматривается как следствие взаимодействия индивида с социальной средой. В рамках этого (назовем его социологически) направления внимание исследователей концентрируется на социальных источниках правонарушений и процессах научения в определенных социальных группах. Г. Крайг анализирует теорию ярлыков Г. Беккера, в соответствии с которой дефекты правосознания рассматриваются как закономерный результат эволюции индивида, первичная девиация которого была закреплена реакцией социального окружения (ярлык) и привела к формированию вторичной девиации. Первичные девиации могут носить преходящий, исключительно возрастной характер и быть проявлениями типичных для подросткового возраста реакций. Закрепление девиаций осуществляет ближайшее окружение подростка. Вторичные девиации, как правило, являются устойчивыми и «вневозрастны-ми» [12].

В рамках рассматриваемых направлений генезис дефектов правосознания и девиантного поведения усматривается в особенностях взаимодействия индивида и его микросоциальной среды: нарушения семейного воспитания, деструктивное поведение воспитывающих взрослых (ярлыки), дефекты учебно-воспитательного процесса в школе, приобщение подростков к нормам асоциально ориентированных подростковых групп.

Наша позиция заключается в том, что исходные, «базальные» причины дефектов правосознания необходимо искать в особенностях семейного взаимодействия и, прежде всего, семейного воспитания. Все остальные причины мо-

дулируют, усиливают влияние семейных факторов либо формируют вторичные девиации.

Заметим, однако, что, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных влиянию семьи и семейных условий на личностное развитие ребенка, существует явный дефицит научных данных о том, как и каким образом семья влияет на формирование ценностно-нормативной системы личности. Актуальность таких исследований заключается в том, что именно социально-ориентированная ценностно-нормативная система личности составляет основу правового сознания и правового поведения индивида. Нарушения семейных функций приводят к формированию дисфункциональных отношений в семье, что в свою очередь ведет к нарушениям в развитии личности ребенка и, в частности, к дефектам в развитии его правового сознания. В соответствии со сложившимися в современной психологии представлениями семья, как целостная система, реализует некоторую целокупность функций, обеспечивающих ее членам возможность удовлетворения значимых для них потребностей и, шире, создающих необходимые для их личностного развития условия. В нашей работе мы исходим из предположения о том, что ведущим фактором формирования ценностно-нормативной системы личности является воспитательная функция семьи. Основанием для выдвижения данной гипотезы служит положение о том, что «в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества» [16. С. 20]. С другой стороны, практически общепринятым является мнение о том, что «воспитание является ведущим и определяющим началом социализации» [17. С. 373]. Таким образом, нормально функционирующая семья обеспечивает развивающейся личности необходимые условия для позитивной социализации - усвоения и активного воспроизводства социального опыта, включая ценностно-нормативную систему, адекватную существующей в обществе системе моральных и правовых норм. И, напротив, нарушение семейных функций, в частности воспитательной функции семьи, приводит к различным по степени глубины отклонениям индивидуальной ценностно-нормативной системы от моральных и правовых норм общества. Естественно, возникает вопрос о возможных причинах нарушения выполнения семьей ее воспитательной функции. Для ответа на этот вопрос нами было проведено специальное исследование, суть которого заключалась в следующем.

Нас интересовали семьи, в которых на фоне хотя бы относительно полной реализации хозяйственно-бытовой, эмоциональной, сексуально-эротической функции, а также функции духовного общения и первичного социального контроля воспитательная функция была бы нарушенной. В качестве объективного критерия нарушения воспитательной функции семьи мы выбрали отклоняющееся поведение ребенка, воспитывающегося в семье. Нами были отобраны сорок три семьи, в которых воспитываются дети с отклоняющимся поведени-

ем. При этом семьи, составившие выборку, характеризуются достаточно высоким материальным и социальным статусом (хозяйственно-бытовая функция семьи); члены этих семей проводят много времени вместе (функция духовного общения); супруги привлекательны друг для друга как сексуальные партнеры (сексуально-эротическая функция семьи); в семьях отмечается стремление к эмоциональной поддержке и психологической защите, взаимная симпатия (эмоциональная функция семьи); уделяется много внимания контролю за поведением детей (функция первичного социального контроля). Одним словом, нами были отобраны семьи, в отношении которых обычно говорят: «Семья не без урода», при этом «уродство семьи» выражалось в отклоняющемся поведении ребенка.

Исследование проводилось с помощью генограммы, проб на совместную деятельность [18], [19], циркулярного интервью. В процессе обработки и анализа данных нас прежде всего интересовали возможные нарушения воспитательной функции, детерминирующие отклоняющееся поведение детей. Анализ полученных данных позволил выделить некоторые особенности семейного воспитания, которые приводят к формированию отклоняющегося поведения. Рассмотрим их подробнее.

Несогласованность родительских позиций. В исследованиях О.В. Шапа-тиной показано, что отношения в брачной паре включают в себя супружеские и родительские отношения. Эти аспекты отношений имеют свою специфику и не сводимы друг к другу [20]. В нашем исследовании несогласованность родительских позиций проявилась в пробах на совместную деятельность как противоречивые и порой взаимоисключающие требования родителей по отношению к ребенку. По своей структуре обращения родителей к ребенку были близки к «двойному зажиму» [21]. Однако, в отличие от «классического» двойного зажима, родитель, чье требование нарушалось, игнорировал факт его невыполнения, тогда как второй родитель поддерживал нарушение. Можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что, выдвигая ребенку несогласованные требования и реагируя на их нарушения по схеме «игнорирование/поддержка», родители не только подрывают авторитет друг друга, но и, по сути, провоцируют ребенка на нарушения предлагаемых ему норм.

Конфликтность в родительских отношениях. В пробах на совместную деятельность и циркулярном интервью в супружеских парах, воспитывающих ребенка с отклоняющимся поведением, в системе родительских отношений обнаружен более высокий уровень конфликтности. Исследования проводились по следующей схеме. Родителям и их ребенку предлагалось для выполнения общее задание. После его выполнения с родителем проводилось циркулярное интервью, в котором использовались следующие вопросы: что Вам помогало выполнять задание вместе с ... ? что Вам мешало выполнять задание вместе с ...? кто был лидером? какое влияние Ваш муж (Ваша жена) оказывал на ребенка в процессе выполнения задания? какое влияние оказывали на ре-

бенка в процессе выполнения задания Вы? После каждого вопроса по схеме циркулярного интервью каждому из родителей задавался вопрос о том, что он думал, что он чувствовал, что он делал.

Несколько дней спустя супруги выполняли аналогичное задание без участия и без присутствия их ребенка. Сравнение наблюдаемого в обоих случаях поведения родителей показало, что существуют «бесконфликтные» супружеские пары, способные согласованно обсуждать и разрешать личные проблемы, лежащие в стороне от воспитания ребенка, но становящиеся «непримиримыми» при рассмотрении проблем, касающихся непосредственно ребенка. В таких супружеских парах обнаружена конкуренция за максимальное влияние на ребенка. Можно предположить, что отклоняющееся поведение ребенка является своеобразной стратегией совладания с порождаемой в таких семьях тревожностью, неуверенностью, низкой или неустойчивой самооценкой.

Неадекватный образ ребенка в родительской паре. Проводя наше исследование, мы обратили внимание на принципиальные отличия в характеристиках ребенка, которые дают его родители вместе и если их опрашивать порознь. Характеристики ребенка, которые родители дают порознь и независимо друг от друга (второй родитель не присутствует), отличаются большей взвешенностью, адекватностью, непротиворечивостью. При этом характеристики ребенка, которые супруги давали независимо друг от друга, обнаруживали высокую степень согласованности. В ситуации опроса родительской пары, когда родителям предлагалось дать характеристику личности и поведения их ребенка, их высказывания отличались меньшей взвешенностью, адекватностью оценок и более высокой противоречивостью. Исходя из наших результатов, можно сформулировать вывод о том, что в семьях с детьми с отклоняющимся поведением каждый из родителей оценивает и воспринимает ребенка (и, похоже, понимает его) лучше, чем когда родители включены в ситуацию взаимодействия. Можно предположить, что когда родители обсуждают жизнь и поведение их ребенка или разговаривают с ним, конфликт в их брачной паре обостряется.

Полученные в нашем исследовании данные позволяют выдвинуть гипотезу об особой конфликтогенности сферы семейного воспитания. Мы предполагаем, что если процесс персонализации супругов в жизни друг друга затруднен или нарушен, то они будут стремиться к максимальной персонализации в их ребенке, что порождает конкурентные отношения между ними и создает конфликтную ситуацию, которая может приобрести хронический характер. Хроническая конфликтная ситуация перерастает в межличностный конфликт в сфере родительских отношений между супругами. Именно это, на наш взгляд, и является основной причиной нарушения воспитательной функции семьи. При этом супружеские отношения между брачными партнерами могут характеризоваться как бесконфликтные. Это обстоятельство маскирует неблагополучие в сфере семейного воспитания. Супруги считают семью благопо-

лучной и причины отклоняющегося поведения ребенка видят в нем самом. Это не только снижает их мотивацию на участие в профилактической работе, но и существенно затрудняет коррекцию поведения ребенка.

Библиографический список

1. Фирсова, Т.А. Проблема формирования правового сознания у школьников-подростков / Т. А. Фирсова // Материалы конференции «Проблемы социальной психологии ХХ1 столетия». Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, 2001. - С. 74-76.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: АспектПресс, 2000. - 384 с.

3. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2000. -410 с.

4. Кон, И.С. В поисках себя (личность и ее самосознание) / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 360 с.

5. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. - Кн. 1 / В.Ф. Пирожков. - М.: Ось-89, 1998. - 822 с.

6. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. -М.: Наука, 1991. - 276 с.

7. Голубева, Л.М. Нравственное воспитание как фактор предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Л.М. Голубева. - Фрунзе: Мектеп, 1982. - 210 с.

8. Личко, А.Е. Эти трудные подростки / А.Е. Личко. - Л.: Лениздат, 1983. - 188 с.

9. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович и Л.И. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. -С. 178-191.

10. Невский, И. А. Генезис асоциального поведения у детей и подростков / И.А. Невский // Острые углы воспитания / сост. и науч. ред. А.Е. Тарас. - Минск, 1990. - С. 185-194.

11. Келли, Дж. Психология личностных конструктов / Дж. Келли. - М.: Прогресс, 1972. - 218 с.

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

13. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 408 с.

14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. -СПб.: Лениздат, 1992. - 354 с.

15. Россохин, А.В. Проблемы психотерапии наркомании / А.В. Россохин // Тезисы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии». - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. - С. 18-21.

16. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 845 с.

17. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 386 с.

18. Захарова, Е.И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность / Е.И. Захарова, О. А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1 - С. 34-41.

19. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 154 с.

20. Шапатина, О.В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.В. Шапатина. - М., 2001. - 25 с.

21. Бейтсон, Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии, эпистемологии / Г. Бейтсон; / пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 476 с.

A.A. Voronova

FAMILY UPBRINGING FUNCTION AS A FACTOR OF ADOLESCENT LEGAL MIND FORMATION

The article deals with the analysis of specific family upbringing malfunctioning as a reason of adolescent legal mind malformation. The focus is made on lack of coordination in parental approaches, contradictions in parental attitudes and parents' inadequate child conception. A hypothesis about particular conflict origins of home upbringing is made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.