Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Армашова Алла Владимировна

В статье в рамках компетентностного подхода проанализирован процесс реализации воспитательной функции международного права в вузе. Исследованы элементы системы международного права, условия применение норм международного права, способствующие формированию у студенческой молодежи правовой убежденности, уважительного отношения к закону, выбору правомерного варианта поведения, т.е. формированию правовой компетентности, развитию оценочно-установочных элементов правосознания и правовой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Армашова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FUNCTION OF INTERNATIONAL LAW AS A FACTOR IN THE FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

In the article, within the framework of the competence-based approach, the process of implementing the educational function of international law at a university is analyzed. The elements of the system of international law, the conditions for the application of the norms of international law, contributing to the formation of legal conviction among students, respect for the law, the choice of a legitimate option of behavior, i.e. the formation of legal competence, the development of evaluative and attitudinal elements of legal consciousness and legal activity.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_115 УДК 341

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА THE EDUCATIONAL FUNCTION OF INTERNATIONAL LAW AS A FACTOR FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

АРМАШОВА Алла Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Московский гуманитарный университет. 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. E-mail: armashova-71@list.ru;

ARMASHOVA Alla Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Moscow University for the Humanities. 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. E-mail: armashova-71@list.ru

Краткая аннотация: В статье в рамках компетентностного подхода проанализирован процесс реализации воспитательной функции международного права в вузе. Исследованы элементы системы международного права, условия применение норм международного права, способствующие формированию у студенческой молодежи правовой убежденности, уважительного отношения к закону, выбору правомерного варианта поведения, т.е. формированию правовой компетентности, развитию оценочно-установочных элементов правосознания и правовой активности.

Abstract: In the article, within the framework of the competence-based approach, the process of implementing the educational function of international law at a university is analyzed. The elements of the system of international law, the conditions for the application of the norms of international law, contributing to the formation of legal conviction among students, respect for the law, the choice of a legitimate option of behavior, i.e. the formation of legal competence, the development of evaluative and attitudinal elements of legal consciousness and legal activity.

Ключевые слова: воспитательная функция международного права, правовая активность, правовая компетентность, студенческая молодежь, правовые знания.

Keywords: educational function of international law, legal activity, legal competence, student youth, legal knowledge.

Для цитирования: Армашова А.В. Воспитательная функция международного права как фактор формирования правовой компетенции студентов вуза // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 115-120. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_115.

For citation: Armashova A.V. The educational function of international law as a factor in the formation of legal competence of university students // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 115-120. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_115.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2022

Современное российское общество находится в процессе кардинального преобразования всех сторон своей жизнедеятельности, решаются глобальные проблемы построения правового государства. В этих условиях является закономерным создание принципиально новой системы права, формирование высокой правовой культуры, правовой компетентности у специалистов различных сфер правоприменения. Кроме этого будущий молодой специалист, отправляющийся во взрослую серьезную жизнь, должен знать свои права и быть готовым выполнить свои обязанности.

Проведенный анализ педагогических исследований показал, что ученые активно исследуют различные стороны профессиональной компетентности как целостное интегративное свойство личности, акцентируя внимание на ее развитие и самовоспитание (А.А. Вербицкий, В.В. Горшкова, Ц. Йотов, М.В. Кларин, Н.В. Кулюткин. М.И. Лисина, В.Я. Ляудис, А.М. Матюшкин, М.Ю. Посталюк и др.).

В связи с переходом системы образования на компетентностный подход в обучении результаты правового образования оцениваются по уровню подготовленности личности к будущей профессиональной деятельности, фиксируясь в виде определенного набора компетенций и/или компетентностей.

По мнению группы исследователей, «компетентность охватывает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.» [3].

Л.М. Митина подчеркивает сложную интегративную природу компетентности и включает в понятие «компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности [4].

Уровень сформированности правовой компетентности определяется, масштабом правового образования в стране; уровнем правосознания личности и степенью его прогрессивности; профессиональной подготовкой специалистов по международному праву, убежденных в необходимости трансляции правовых знаний, включая законы и другие юридические документы, регулирующих профессиональную и повседневную жизнь различных категорий граждан; степенью развития науки международного права, правового мышления. Не менее важными являются умения применять эти знания на практике и уважать эти нормы и правила.

Реализация международного права, правовое регулирование осуществляется трояким образом. Во-первых, в процессе применения норм права. Во-вторых, реализация права осуществляется в педагогическом процессе, который передает теми или иными способами добываемые правовой наукой знания новым поколениям людей. В-третьих, эта реализация имеет место в процессе использования полученных правовых знаний для продуцирования новой научной информации [1].

Таким образом, международное право является сложным феноменом социальной жизни и является относительно самостоятельной развивающейся системой. Правовая деятельность не обладает собственной предметной областью, а является определенной стороной общественной или профессиональной практики. Любой тип или конкретный вид человеческой деятельности может включать в себя правовой компонент. Право выполняет в системе культуры три функции: социально-регулятивную, воспитательную и образовательную. Правовые знания являются исходными для формирования правовой компетентности, т.е. ее базисом. Правовая компетентность немыслима без знаний основ международного права, правовой политики государства, осведомленности о юридических событиях, происходящих в стране и за рубежом, без знания общих закономерностей и принципов правового и государственного развития и др.

Готовность передавать свои знания, активно действовать в правовой жизни является пусковым механизмом правовой компетентности личности. Сформированные высокие ценностные правовые ориентации личности, ее уважение к закону, правовая сознательность - элемент правовой компетентности.

И все же судить о правовой компетентности личности только по ее знаниям, отношению или правовой активности нельзя. Основным показателем является правомерное поведение личности в политической, профессиональной, социально-культурной сферах общественной жизни, урегулированных правом.

Структура правовой компетентности многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях: формах выражения, ее социальном уровне, содержании и т.д. [1]. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов:

■ когнитивные (знание государственного и международного права, своих прав и обязанностей; владение этими знаниями в профессиональной деятельности);

■ деятельностные (умения, навыки и готовность решать проблемы правовой направленности; планировать и организовывать социально-правовую деятельность и контролировать ее результаты);

■ рефлексивные (профессионально-значимые качества, позволяющие реализовывать профессиональные обязанности и решать профессиональные задачи);

■ мотивационные (готовность к проявлению правовой компетентности и положительное отношение к ее осуществлению в практической деятельности в рамках правового поля; осознание общественной значимости будущей профессии);

■ коммуникативные (умения устанавливать взаимодействия с другими субъектами права).

Говоря о сложной структуре правовой компетентности, следует отметить и то, что данное понятие применимо не только индивидуально, но и к отдельным профессиональным группам, социальным слоям, к государственным и общественным органам, учреждениям и должностным лицам.

Для оценки и характеристики сформированности правовой компетентности студентов неюридических специальностей, к примеру, важнейшее значение приобретает анализ наличия у студентов правовых знаний, правовых оценок, правовой активности, правового поведения. В связи с этим, можно выделить, по крайней мере, две ее области: 1) деятельность непосредственно в правовой сфере будущей профессиональной деятельности; 2) деятельность, связанная со сферой действия права в обществе. В последнем случае правовая компетентность как степень свободного развития индивида проявляется, прежде всего, в его подготовленности к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, умений и навыков, реального права. С этих позиций она характеризуется наличием правовых культурных ориентиров, связанных с деятельностью личности,

в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки.

К примеру, для оценки и характеристики правовой компетентности специалистов в области международного права важнейшее значение в процессе их подготовки к профессиональной деятельности приобретает соблюдение норм международного права, умение профессионально анализировать международную ситуацию, понимание направления внешней политики ведущих зарубежных стран и особенностей их взаимоотношений с Российской Федерацией, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан и т.д.

Понятие «функция права» наиболее полно разработано в общетеоретической и отраслевых правовых науках, где ее рассматривают как функцию формирования у членов общества навыков правомерного и социально активного поведения в сфере правотворчества, правоприменения, правоохранительной деятельности. По мнению Е.А. Зорченко, она выступает как средство правовой социализации личности, оказывающее влияние на формирование ценностно-правовых ориентаций граждан и, в конечном счете, способствующее формированию правовых отношений, укреплению правопорядка и законности. Об этом свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что воспитательная функция интегративна, объединяет те функции правовой культуры, которые способствуют совершенствованию личных качеств индивида: информационную, познавательную, коммуникативную и др. [6].

Воспитательная функция выражается в развитии правовых качеств личности. Превращение правовых предписаний, норм права в привычку, в естественный регулятор деятельности гражданина предполагает, что они усвоены личностью, стали ее внутренним убеждением. О степени усвоения норм права можно судить по реальному поведению гражданина в различных правовых ситуациях. В этом смысле культура правовой деятельности личности есть культура ее поведения в правовой сфере.

Воспитательная функция международного права заключается в подготовке подрастающего поколения к восприятию и освоению существующих в обществе ценностей и идеалов; установлении определенных правил поведения; формировании необходимой правовой культуры и уважительного отношения к праву; высокой насыщенности образования правовыми знаниями, умениями ими пользоваться.

Формирование правовой компетентности у студенческой молодежи представляет собой сложный процесс, ибо студенчество не является некой однородной массой или каким-то количественным объединением молодежи. Это, по сути, общество, взятое в определенном возрастном срезе с учетом ряда других характерных черт, присущих представителям данной социальной группы. Именно студенты представляют интерес для данного исследования, так как сквозь призму интересов этой социальной группы наиболее отчетливо видны противоречия в системе общественных взаимодействий, границы различных типов социальных связей, их устойчивость или деформированность.

Поэтому, на взгляд автора, правовая компетентность может быть представлена в виде следующей матрицы:

Правовые знания и умения ими пользоваться

Отношение к праву (чувство

уважения к закону,чувство законности)

Активная правовая деятельность (правовая активность)

Правомерность поведения (модель правовой культуры)

Основным средством формирования у студентов правовой компетентности является приобретение правовых знаний.

Важность знания норм международногоправа заключается в том, что человек, получивший определенные правовые знания, должен осознавать объективную необходимость соблюдения правовых норм в определенных обстоятельствах. Это должно выразиться в его потребностях в правомерном поведении.

Достаточность правовых знаний у студентов характеризуется рядом показателей:

■ глубокие разносторонние знания о том, что такое международное право, право и личность, государство, правовое государство, международные правоотношения, правотворчество, правосознание, правовая культура, правомерное поведение;

■ значение содержания необходимых в повседневной жизни требований норм международного права, понимание

их сути;

■ способность граждан соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями международных норм, а также оценивать факты правомерного и противоправного поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований;

■ правильное употребление основных понятий и терминов международного права;

■ умения анализировать, прогнозировать, программировать и планировать правовоспитательную работу в профессиональной деятельности.

Учитывая, что правовые знания студентов проявляются в уровне их отношения к международному праву, в ходе опытно-экспериментальной работы, во время учебных занятий необходимо моделировать элементы профессиональной деятельности и повседневной жизни, где возникала необходимость осуществления реальной действительности в разрешении правовых ситуаций. Этому способствуют применяемые на занятиях правовые разминки, анализ практических ситуаций, индивидуальные и групповые задания по решению проблемных ситуаций, задачи и другие формы.

Студенты, обучаясь в вузе, находятся на этапе своего профессионального, социального и личностного становления. Некоторым студентам не хватает целеустремленности, самостоятельности, ответственности. При недостатке социального опыта и большом объеме поглощаемой студентами информации происходит определенная формализация приобретаемых ими знаний, что проявляется у части из них в незрелости оценки, неустойчивости взглядов, негативизме, завышении самооценок, требований к окружающим и обществу в целом. Наблюдения за поведением студентов показывают, что быстро отзываясь на хорошее дело, «загораясь» идеей, имея желание ее осуществить, некоторые студенты не обладают необходимой настойчивостью, чтобы довести начатое дело до конца, им не хватает умения организовать себя и других на его решение. В таком случае студенты проявляют пассивность, ждут подсказки. Этот негативный момент в социально-психологической структуре личности студента несколько усилился в последнее время.

Важность знания международных норм заключается в том, что человек, получивший определенные знания, должен осознавать объективную необходимость соблюдения и уважения правовых норм в любых обстоятельствах. В связи с этим основное внимание должно уделяться обучению студентов правомерным действиям в типичных и нетипичных международных ситуациях.

Одним из важных критериев развития правовой компетентности выступает отношение личности к международному праву, правовая активность. Его характеристикой являются: уважение к соблюдению норм международного права как основного регулятора международных отношений; восприятие международно-правовой нормы как необходимой и полезной. При этом правовая активность проявляется в деятельности студента по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только потому, что это входит в круг его обязанностей. Показателем правовой активности студента является его участие в трансляции правовых знаний, совершенствование правоприменения в повседневной жизни и, если это определено его профессиональной деятельностью, в воспитании обучаемых и воспитанников и творческом использовании при этом полученных знаний. В педагогической профессиональной деятельности у студента развиваются положительные мотивы к ней, активизируются способности в интересах всесторонней подготовки по трансляции правовых знаний учащимся, к правовоспитательной работе с последними.

Формами и методами, направленными на формирование правовой компетентности у студентов вузов можно назвать: лекции, беседы, кинолектории, диспуты, дискуссии, студенческие юридические консультации, вечера, правовые конкурсы, конференции, конкурсы правовой эрудиции, заседания «круглых столов» с приглашением юристов-практиков, деловые игры, специальные радиопередачи и др. с элементами новизны, актуальности, доступности, разнообразности, оперативности, ненавязчивости.

В ходе проведения правовоспитательных мероприятий в процессе неформального общения и в других жизненных ситуациях автор изучал уровень правовой активности студентов и уровень их правового поведения. Данное исследование пока-

зало, что у студентов старших курсов самооценка уровня их правовых знаний, потребности в их присвоении выше, чем у студентов младших курсов, что можно объяснить тем, что старшекурсники помимо учебных занятий, где они получали правовые знания, в процессе обучения участвовали в работе научных кружков, студенческого научного общества, занимались самообразованием, поэтому к этому времени они стали осознавать, что для них важно пополнять свои знания самостоятельно, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной информации, в том числе и правовой. У них появился разносторонний, но в то же время строго очерченный избирательный интерес к праву.

В качестве структурных компонентов правовой компетентности, согласно проведенному автором опросу, студенты выделили: знание норм международного права - 80%; соблюдение международно-правовых норм - 40%; умение применять нормы международного права - 20%; уважение к нормам международного права - 15%; умение помочь реализовать свои права в международных судах другим гражданам - 10%; осознание международных правовых ценностей - 5%; привычка следовать нормам международного права - 2%; пресекать незаконное поведение других - 2%.

В результате данного исследования можно сделать вывод, что традиционные формы и методы обучения недостаточно эффективны. Например, в ходе лекции невозможно научить студентов применять каждую международно-правовую норму, можно лишь сформировать правильное отношение к нормам международного права, воспитать уважение к ним, желание и стремление бороться за соблюдение законности и правопорядка. После нее требуется углубленная самостоятельная работа, в ходе которой предполагается овладение умениями и навыками применить нормы международного права. Усвоение правовых знаний требует специально организованной деятельности, в частности решения правовых задач-ситуаций, по содержанию похожих на повседневную реальную международную жизнь.

В этом направлении особенно широко могут быть использованы возможности практических занятий для усиления подготовки студентов к правовой деятельности. В этом случае интересен метод «интеллектуальной разминки», который применяется, как правило, на семинарских и практических занятиях в самом начале. В зависимости от дидактического назначения, состава и сложности вопросы подразделяются: на репродуктивные, например, определение терминов и понятий, расшифровка аббревиатур и т.п.; на развитие творческого мышления, например, определение структурных компонентов международного договора; на актуализацию практической значимости исследуемого предмета, например, художественного произведения, имеющего правоприменительное содержание; на быстроту познавательной реакции, например, нахождение лишнего слова в цепочке.

Определенный интерес в подготовке современного специалиста в области международного права представляют учебные задания в виде решения познавательных задач, имитирующих профессиональные ситуации и проблемы, разрешаемые в коллективных формах общения и тесного взаимодействия студентов, считает В.С. Морозова [5].

И.В. Зыкова, например, предлагает использовать при подготовке юриста в высшей школе правовые кейсы, которые представляют собой занимательную историю конкретного или имевшегося случая из юридически значимой ситуации, где отсутствует четкая правовая регламентация данной сферы, в наличии пробела в правовом регулировании, неоднозначность или отсутствие судебной практики. Проблема должна быть актуальной и способной к продолжению в будущем [2].

Содержание задач-ситуаций может включать описание различных случаев рассмотрения будущей профессиональной деятельности по конкретным правовым вопросам. Каждому студенту можно предложить также в течение определенного времени решить задачи-ситуации в письменном виде, не пользуясь никаким подсобным материалом, опираясь только на свои собственные знания.

Присвоение правовых знаний, подготовка студентов к активной правовой деятельности методом решения правовых задач-ситуаций позволяет привнести в ход занятий элемент состязательности между студентами, что делает эти занятия более интересными и полезными. Участвуя в очередном анкетировании, студенты отметили следующие положительные моменты данной методики при усвоении материала: после решения нескольких задач международно-правовые нормы, положения запоминаются легко, быстро; усвоение материала происходит самостоятельно, «результат сразу виден»; материал «усваивается с удовольствием», время на занятиях «летит быстро, незаметно» и др.

Студенты отчетливо понимают, что им недостаточно тех знаний, которые они получают на учебных занятиях, поэтому считают, что важно уметь самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке современной информации, в том числе и правовой, расширять правовые знания, совершенствовать умения на основе изучения дополнительной юридической и профессиональной литературы.

Таким образом, в заключении следует отметить, что на современном этапе как никогда возрастает значение воспитательной функции права в формировании правовой компетентности выпускников высшей школы. Их мотивированность на деятельность с положительной социальной значимостью, неравнодушие к тому, что происходит в обществе, умения найти верный правовой критерий для выбора оптимального личного поступка и т.д. реально востребованы в обществе. Активная позиция студентов способствует развитию самостоятельности, самооценки, создает благоприятные условия для повышения уровня правовых знаний, отношения к праву, правовой деятельности.

Библиография:

1. Генишер Э.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 182 с.

2. Зыкова И.В. Использование метода кейс-стади (case-study) при обучении студентов юридического факультета // Юридическое образование и наука. 2012. № 1. С. 7-8.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Кол.монография / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 391 с.

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие. Москва: Флинта: МПСИ, 1998. 200

с.

5. Морозова В.С Современные педагогические технологии в области правового обучения // Вестник Международного юридического института. 2001. № 2. С. 34-39.

6. Общая теория права: пособие / Е.А. Зорченко, Н.М. Юрашевич. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. 185 с.

References:

1. Genisher E.Z. Pedagogical conditions for the development of legal culture of students: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Orenburg, 1999. 182 p.

2. Zykova I.V. Using the case-study method when teaching students of the Faculty of Law // Legal education and Science. 2012. No. 1. pp. 7-8.

3. Competence approach in pedagogical education: Call.monograph / Edited by V.A. Kozyrev and N.F. Radionova. SP6.: Publishing House of A.I. Herzen State Pedagogical University, 2004. 391 p.

4. Mitina L.M. Psychology of professional development of a teacher: an educational and methodical manual. Moscow: Flint: MPSI, 1998. 200 p.

5. Morozova V.S. Modern pedagogical technologies in the field of legal education // Bulletin of the International Law Institute. 2001. No. 2. pp.

34-39.

6. General theory of law: manual / E.A. Zorchenko, N.M. Yurashevich. Minsk: Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, 2008. 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.