Научная статья на тему 'Воспитание юных гребцов высокого класса в контексте подготовки к соревнованиям крупного масштаба'

Воспитание юных гребцов высокого класса в контексте подготовки к соревнованиям крупного масштаба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБЛЯ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОСТАЯ СТОЙКА КАНОИСТА / СЛОЖНАЯ СТОЙКА КАНОИСТА / "КАНОЭ-ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ" / СКОЛЬЗЯЩИЙ ПО СНЕГУ И ЛЬДУ "ТРЕНАЖЕР-КАНОЭ" / "BALANCE TRAINING CANOE SIMULATOR" / SNOW SLIDING "CANOE SIMULATOR" / ROWING AND CANOEING / SETTING TRAINING STAGE / SIMPLE CANOEIST POSITION / COMPLEX CANOEIST POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Леонид Александрович

Статья рассматривает этап начальной подготовки в гребном спорте как самый трудный и сложный, но необходимый в воспитании будущих спортсменов высокого международного класса, способных защищать честь страны на самых престижных соревнованиях. Разработанная система формирования равновесия и комплекс гребных тренажеров для гребцов позволила в искусственных условиях внешней среды ограничивать нерациональные траектории гребковых движений и активно формировать технику гребли, соответствующую водной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of high class young oarmen in the context of training for large scale competitions

The article deals with the setting stage of canoe training as the most difficult and complex but obligatory for training of future sportsmen of the high international class who will present the country in very prestigious competitions. The elaborated system of balance formation and a complex of canoe simulators allowed the sportsmen in modeled environmental conditions (outdoors in winter) restricting inefficient trajectories of rowing motion actions and actively forming the rowing technique, conforming to water conditions.

Текст научной работы на тему «Воспитание юных гребцов высокого класса в контексте подготовки к соревнованиям крупного масштаба»

разных этапах спортивной подготовки : моногр. / И. В. Аверьянов, И. Ю. Горская. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. -132 с.

АВЕРЬЯНОВ Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий отделом аспирантуры и докторантуры Сибирского го-

сударственного университета физической культуры и спорта.

КУЗНЕЦОВ Анатолий Иванович, тренер высшей категории СДЮСШОР «Иртыш», г. Омск. Адрес для переписки: pnpk@sibgufk.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2014 г. © И. В. Аверьянов, А. И. Кузнецов

УДК 797.122.3:73 Л. А. ЗЕЛЕНИН

Пермский национальный исследовательский политехнический

университет

о г

Т

и

ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ КРУПНОГО МАСШТАБА

Статья рассматривает этап начальной подготовки в гребном спорте как самый трудный и сложный, но необходимый в воспитании будущих спортсменов высокого международного класса, способных защищать честь страны на самых престижных соревнованиях. Разработанная система формирования равновесия и комплекс гребных тренажеров для гребцов позволила в искусственных условиях внешней среды ограничивать нерациональные траектории гребко-вых движений и активно формировать технику гребли, соответствующую водной среде.

Ключевые слова: гребля на байдарках и каноэ, этап начальной подготовки, простая стойка каноиста, сложная стойка каноиста, «Каноэ-тренажер для развития равновесия», скользящий по снегу и льду «Тренажер-каноэ».

Анализ научно-методической литературы и многолетний стаж тренера по гребному спорту убедительно свидетельствуют о том, что свои результаты исследователи получали о гребцах, которые уже уверенно сидели и работали в байдарках, отлично управляли лодкой. Техника их двигательных действий была уже на качественном хорошем уровне. Начинающие гребцы, которые пришли заниматься греблей на первую тренировку, особенно греблей на каноэ, всем этим искусством управления лодкой не обладают. Как воспитывать технику гребли начинающих гребцов, формировать специфическое (водное) равновесие, какие методы, подходы, приемы применять и с помощью каких средств обучения формировать техническое мастерство, особенно гребцов на каноэ, — на эти вопросы учёные не дают ответа, отмечая, что их следует сначала осваивать на суше и только потом тренироваться в лодке на воде. Решению данной проблемы в теории и методики совершенствования равновесия и техники гребли на этапе начальной подготовки юных гребцов позволил выявит ряд противоречий.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности применения разработанной нами системы совершенствования равновесия с введённым в неё комплексом гребных тренажёрных устройств для ускоренного (без форсирования) освоения техники гребли и специфического (водного) равновесия [1-5]. Эксперимент проходил с учётом 3-х групп,

которые по своим возрастным, половым и по совершённым ошибкам двигательной координации были равны. Каждая из трех групп состояла из 15 чел. и занималась 3 раза в неделю по 90 мин. Контрольная группа той же численностью занималась в том же объёме по государственной программе ДЮСШ греблей на байдарках и каноэ. Исследование проводилось в начале, в середине и в конце эксперимента, позволившее оценить уровень сохранения специфического водного равновесия в «простой» и «сложной» стойках каноиста на устройстве «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» (рис. 1) [2-8], на корме которого перпендикулярно прикреплен ограничитель. Гребец, находящийся на плоскости тренажёра, удерживает 3-минутное равновесие, которое выполняется при помощи весла в руках, движением туловища, направляющей ноги и едва заметными движениями опорной ноги, с выявлением количества ошибок в стойке каноиста. В 1-й ЭГ в начале составило 33,52 ошибок; во 2-й ЭГ соответственно — 33,11; в КГ в начале выявлено 31,51 ошибок. Ошибкой считается, если каноист при сохранении равновесия любым концом ограничителя коснулся пола, значит, выпал из лодки. На этом тренажёре выполнялась «сложная» стойка каноиста (техника гребли на тренажёре в полной координации) в течение 3-х минут выполнялось равновесие с выявлением соответствующих в начале, в середине и в конце эксперимента. В 1-й ЭГ в начале исследования выявлено 39,01 ошибок,

Таблица 1

Выполнение разрядных норм по гребле на каноэ в результате соревнований гребцов экспериментальных и конкретных групп на 200 м и 3000 м

Группы 1-я экспериментальная группа 2-я экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во чел 15 чел 15 чел 15 чел

Дистанция 200 м (56,59 + 0,50) 3000 м (960,80+9,38) 16мин 01с 200 м (60,05 + 1,01) 3000 м (1016,17 + 11,31) 16 мин 56 с 200 м (64,84+0,61) 3000 м (1053,40 + 1,04) 17 мин 55 с

III взрослый разряд 6 чел. (40%) 5 чел. (33,3%) 4 чел. (26,7%) 4 чел. (26,7%)

I юн. разряд 5 чел. (33,3%) 6 чел. (40%) 3 чел. (20%) 5 чел. (33,3%) 4 чел. (26,7%) —

II юн. разряд 4 чел. (26,7%) 4 чел. (26,7%) 5 чел. (33,3%) 4 чел. (26,7%) 5 чел. (33,3%) —

III юн. разряд — — 3 чел. (20%) 2 чел. (13,3%) 6 чел. (40%) 15 чел. (100%)

в середине — 16,01, в конце — 6,02 ошибок; во 2-й ЭГ соответственно — 38,52, в середине — 23,02, в конце — 11,41 ошибок; в КГ выявлено 38,10, в середине — 30,01, в конце исследования — 28,90 ошибок. В связи с этим мы использовали разработанную систему совершенствования равновесия встроенным в неё комплексом специализированных гребных тренажёрных устройств (рис. 2) [5-8].

Представляем тренировочный процесс с применением гребных тренажёров и направленных упражнений на равновесие. На этапе первоначального разучивания опробовали упражнения системы формирования равновесия, состоящие из общеподготовительных и подводящих упражнений, выполняемых на полу и возвышенности в статике и динамике, обозначенные группы 1 и 2 [2, 4, 5, 7]. На этом этапе использовали специально-подготовительные упражнения группы 3, выполняемые на полу в стойке каноиста в полной координации, а также применяли грузоблочный тренажёр и простейший тренажёр «Доску горбыль» в виде 1/2 круглого бревна для освоения техники гребли в полной координации. Тренажёры создают образное восприятие информации техники гребли и равновесия, позволяют начинающему гребцу самому проектировать в сознании «модель объекта» (т.е. саму технику гребли) и продвигаться к «модели проекта» (как техника гребли ему самому представляется в образе). Представляем второй этап углублённого разучивания, на котором использовались специально-подготовительные упражнения, относящиеся к группе 6, которые выполнялись на третьем устройстве «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» [2-4, 6]. Данный тренажёр активно формирует заданное равновесие с выделением значимых структур движений, отдельных фаз осваиваемых связок, совершенствования позы каноиста, элементов техники работы туловищем, обеспечивает быстрое и уверенное формирование осваиваемой техники гребли.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда гребец научился правильно выполнять основную схему гребковых движений и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания.

На третьем этапе закрепления и дальнейшего совершенствования использовались соревновательные упражнения группы 7, которые выполняются на четвёртом, скользящем на узких полозьях по снегу и льду «Тренажёре-каноэ» [6, 9, 10]. Он активно воздействует на устойчивость гребца в статическом напряжении позных мышц опорной ноги и позволяет в условиях зимы совершенствовать подрули-вание веслом-имитатором соответствующее в каноэ

на воде и максимально соответствует водной среде каноэ на воде. Данный этап достигается соревновательными упражнениями группы 8, выполняемыми на гоночной лодке каноэ-одиночке (С1).

Результаты исследования. Используя разработанную систему совершенствования равновесия и созданный комплекс гребных тренажеров, на которых выполнялась техника гребли, спортсмены экспериментальных групп улучшили показатели в результатах спортивной гребли (табл. 1).

Обсуждение результатов исследования. Анализ государственных программ ДЮСШ по гребле на байдарках и каноэ (1977, 1982, 1992 и 2004 гг.) показал, что на развитие ловкости, координации движений, гибкости, подвижности в суставах на этапе начального обучения в 1977 г. отводилось всего 7% времени. А в программах 1982 и 1992 гг. — 15,9%. В официальной государственной программе ДЮСШ, СДЮШОР по гребле на байдарках и каноэ (2004 г.), ловкость и гибкость и др., составляет — 7,05%. Таким образом, можно говорить, что в данных программах по гребле на байдарках и каноэ на развитие ведущих двигательных координаций на одно занятие отводилось 6,3 минуты в 1977 г., в 1982 и 1992 — 14 мин 31 с, в 2004 - 6 мин 34 с. В программных документах ДЮСШ, СДЮШОР по гребле на байдарках и каноэ в 1977, 1982, 1992 годах начальной подготовке отводилось 2 года, а в программе 2004 г. — 3 года (табл. 1).

Специально отведённого времени на формирование водного равновесия с одновременным освоением техники гребковых движений на тренажёрах в гребном спорте очень мало. Разработанная система совершенствования равновесия входящими в неё специализированными комплексом гребных тренажёров с одновременным освоением водного равновесия и техники гребли на суше позволяет сохранять равновесие в «простой» и «сложной» стойках каноиста и более значительно повысить соревновательную результативность. Показатели в «простой» стойке каноиста у 1-й ЭГ повысились до 3,01 ошибок, во 2-й ЭГ — до 10,09, у КГ соответственно до 18,02 оши-бок. В «сложной» стойке каноиста у 1-й ЭГ улучшилась до 6,02 ошибок, во 2-й ЭГ — до 11,41, в КГ соответственно до 28,90 ошибок. Созданная нами система совершенствования равновесия и комплекс гребных тренажёров активно позволяет группам начальной подготовки в ДЮСШ, СДЮШОР снизить процесс обучения гребному искусству управления лодкой до одного года. А также повысить результативную деятельность гребцов воспитанием высококвалифицированных спортсменов в контексте подготовки к крупным спортивным событиям.

Рис. 1. «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» в простой стойке каноиста

Рис. 2. «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» в сложной стойке каноиста — техника гребли в полной координации

Рис. 3. КОВАЛЕВ АЛЕКСАНДР — воспитанник ГБОУ ДОД РО «СДЮСШОР-25» г. Белая Калитва Ростовской области, ЗМС по гребле на байдарках и каноэ. Серебряный призёр XXVIII Олимпийских игр в Афинах, Греция. 2-кратный чемпион мира 1998 г., чемпион мира 1999 г.

Рис. 4. ЗАРУБИН РОМАН — воспитанник МБОУ ДОД «ДСШ-2» г. Белая Калитва Ростовской области, ЗМС по гребле на байдарках и каноэ. Бронзовый призёр чемпионата мира 1998 г., серебряный призёр чемпионата мира 1999 г., чемпион мира 2001 г., 2-кратный чемпион Европы 1999 г., участник XXVII Олимпийских игр в Сиднее, Австралия

Рис. 5. ЖЕСТКОВ ОЛЕГ — воспитанник ГБОУ ДОД РО «СДЮСШОР-25» г. Белая Калитва Ростовской области, МСМК по гребле на байдарках и каноэ, бронзовый призёр чемпионата мира 2011 г., 2-кратный чемпион Универсиады 2013 г. в г. Казани

Рис. 6. КРУГЛЯКОВ РОМАН — воспитанник МБОУ ДОД «ДСШ-2» г. Белая Калитва Ростовской области, ЗМС по гребле на байдарках и каноэ, чемпион мира 1999 г., 5-кратный чемпион мира 2001 г. Италия 2002 г., Испания 2003 г., США, чемпион Европы

Рис. 7. ПАВЛОВ МИХАИЛ — МСМК по гребле на байдарках и каноэ, чемпион Европы 2010 г. Познань, Польша, чемпион Универсиады 2013 г. в г. Казани

Выводы. 1. Разработанные оригинальные тренажеры, моделирующие каноэ-одиночку в современной модификации, эффективно улучшают равновесие гребцов и положительно переносят повышенную устойчивость тела при переходе с тренажера в каноэ на открытую воду. Об этом свидетельствуют результаты 1-й экспериментальной группы, показывающие достоверное уменьшение количества ошибок в «простой» стойке каноиста на 91,0%, в «сложной» - на 83,3%; во 2-й экспериментальной группе соответственно на 69,4% и 69,0%; в контрольной группе соответственно на 42,9% и 58,3%.

2. Оригинальный динамический скользящий по снегу «Тренажёр-каноэ» для исследований в гребле для обучения равновесия в каноэ и технике гребли позволяет осуществлять биомеханическую оптимизацию подготовки гребцов.

3. Выявленный экономический эффект использования разработанной системы характеризуется значительным снижением количества занятий греблей при достижении соревновательной устойчивости и гребной техники каноиста. Социальный эффект от внедрения разработанной системы заключается в значительном снижении травматизма в процессе освоения двигательных действий, заболеваемости и в сокращении отсева занимающихся гребным спортом, а также возможности повышения устойчивости неходячих и ходячих с приспособлениями больных церебральным параличом; высотников, монтажников и строителей.

4. Данные, полученные на 45 каноистах-нович-ках, позволили выявить, что имеется корреляционная зависимость между временем прохождения дистанций на 200 м и 3000 м (г = 0,975; Р<0,01).

5. Разработанная система формирования равновесия в единстве с использованием комплекса гребных тренажёрных устройств, внедрённая в тренировочный процесс гребцов с 1986 года, позволила воспитать этих именитых спортсменов.

Библиографический список

1. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учеб. пособие / С. П. Евсеев. — Л. : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987. — 91 с.

2. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов-но-вичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Зеленин. — Чайковский, 2004. — 198 с.

3. Зеленин, Л. А. Устройство для тренировки функции равновесия гребцов / Л. А. Зеленин // Свидетельство на полезную модель № 40199 от 10.09.2004. — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

4. Зеленин, Л. А. Теоретические и методологические основы создания тренажёрных средств в гребном спорте / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2012. — № 1 (95). — С. 35 — 41.

5. Зеленин, Л. А. Система развития равновесия — основа устойчивости тела начинающих гребцов / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта [Российский научный электронный журнал]. — 2013. — № 2 (27). — С. 26 — 37. — Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm (дата обращения: 04.06.2013).

6. Зеленин, Л. А. Технология развития равновесия в сопряжённом освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажёров / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 1 (95). — С. 42 — 51.

7. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координацион-ных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. — М. : Теория и практика физической культуры, 2001. — 332 с.

8. Ратов, И. П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : дис. . д-ра пед. наук / И. П. Ратов — М. : ГЦОЛИФК, 1972. — 909 с.

9. Пат. 2461404 Российская Федерация, МПК А 63 В 69 / 06 (2006.01). Тренажёр-каноэ / Зеленин Л. А. ; заявитель и патентообладатель — Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ). — № 2011122075/12 ; заявл. 31.05.11 ; опубл. 20.09.12, Бюл. № 26. — 8 с.

10. Зеленин, Л. А. Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта [Российский научный электронный журнал]. — 2011. — № 3 (20). — С. 59 — 63. — Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm (дата обращения: 20.07.2011).

ЗЕЛЕНИН Леонид Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, чемпион мира по гребле. Адрес для переписки: Zelenindoz48@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2014 г. © Л. А. Зеленин

Книжная полка

Спортивная психология: учебник для физкультурных вузов /под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2012. - 440 с.

Учебник написан коллективом авторов — ведущих психологов спорта в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 032101 «Физическая культура и спорт». Учебник включает следующие разделы спортивной психологии: введение в спортивную психологию, психологическая характеристика спортивной деятельности, формирование спортивной мотивации, психология личности спортсмена и тренера, психология спортивного коллектива, психологические основы обучения и воспитания в спорте, психодиагностика в спорте, психорегуляция при занятиях спортом, психические состояния в спорте, психологическое обеспечение подготовки спортсменов, психологический контроль в спорте. Адресован студентам вузов физкультурного профиля, преподавателям физического воспитания, тренерам, спортсменам, исследователям в области спортивной психологии.

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб пособие для студентов пед. вузов / Э. Я. Степаненкова. - 4-е изд., стер. - М. : Academia, 2008. - 368 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-5461-2.

В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие. Для студентов высших педагогических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.