Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ЗАТРУДНЯЮЩИХ ДЫХАНИЕ'

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ЗАТРУДНЯЮЩИХ ДЫХАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ДЫХАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калина Ирина Геннадьевна, Тумаров Константин Борисович, Ашрафуллина Гульназ Шамилевна, Самохвалова Ирина Анатольевна, Куприянова Елена Андреевна

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью экспериментального обоснования методики воспитания выносливости борцов вольного стиля, сочетающей работу над всеми её составляющими (общей, силовой, скоростной, координационной, скоростно-силовой) и применение в тренировочном процессе специальных приспособлений, затрудняющих дыхание и способствующих развитию дыхательной мускулатуры спортсменов - силы и выносливости диафрагмы и межреберных мышц, расширению объема легких и увеличению экскурсии грудной клетки. Результаты исследования, основанные на использовании научных методов (теоретическом анализе литературных первоисточников, педагогических наблюдениях, педагогическом эксперименте, тестировании физической подготовленности, математической статистики), свидетельствуют о том, что применение приведенных в статье средств содействовало повышению уровня скоростной выносливости у 100% участников экспериментальной группы в среднем на 5,91%, силовой на 4,79%, а общей на 2,28%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDURANCE TRAINING OF FREESTYLE WRESTLERS USING SPECIAL BREATHING OBSTRUCTING DEVICES

The article demonstrates the results of a pedagogical experiment performed with the purpose to experimentally substantiate the methodology for training the endurance of freestyle wrestlers combining the work under all its components (general, speed, strength, speed-strength, coordination) and the use of special devices in the training process that obstruct breathing and promote the work of the athletes’ breathing muscles - the strength and endurance of the diaphragm and intercostal muscles, the expansion of the lung volume and the increase in the range of the chest motion. The results of the study based on the use of scientific methods (theoretical analysis of literary sources, pedagogical observations, pedagogical experiment, testing of physical fitness, mathematical statistics) prove that the use of the devices described in the article contributed to an increase the endurance speed level of 100% of the experimental group participants by 5.91% in the average, strength by 4.79%, and total by 2.28%.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ЗАТРУДНЯЮЩИХ ДЫХАНИЕ»

Казарьян, Э.Р. Румянцева, Г.М. Юламанова // Современные проблемы науки и образования. 2018. -№ 6. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28227 (дата обращения 27.11.2021).

4. Погребной А.И. Анализ соревновательной деятельности гребцов-каноистов высокой квалификации в макроцикле подготовки / А.И. Погребной, А.А. Карпов, Г.Н. Германов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 15-21.

REFERENCES

1. Baryaev, A.A., Vorobyov, S.A. and Ivanov, A.V. (2015), Approaches to Improving the System of Paralympic Sports Training in Various Sports Disciplines, FGBU SPbNIIFK, St. Petersburg:

2. Evseev, S.P. and Evseeva, O.E. (2015), "Theoretical problems of adaptive sports at the present stage", Physical culture and health, No. 4 (55), pp. 78-83.

3. Kazaryan, Yu.B., Rumyantseva, E.R., Yulamanova, G.M. (2018), "Experimental Evaluation of the Effectiveness of the Author's Method of Physical Training of Highly Qualified Rowers with Amputations of the Lower Limbs", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=28227 (accessed data: 27.11.2021).

4. Pogrebnoy, A.I., Karpov, A.A. and Germanov, G.N. (2019), "Analysis of the competitive activity of high-skilled rowers-canoeists in the training macrocycle", Physical culture, sports - science and practice, No. 2, pp. 15-21.

Контактная информация: gulamanmin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2022

УДК 796.81

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ЗАТРУДНЯЮЩИХ

ДЫХАНИЕ

Ирина Геннадьевна Калина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Борисович Тумаров, кандидат педагогических наук, доцент, Гульназ Шамилевна Ашра-фуллина, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, Набережные Челны; Ирина Анатольевна Самохвалова, заместитель директора, Елена Андреевна Куприянова, тренер, спортивная школа № 10, г. Набережные Челны

Аннотация

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью экспериментального обоснования методики воспитания выносливости борцов вольного стиля, сочетающей работу над всеми её составляющими (общей, силовой, скоростной, координационной, скоростно-силовой) и применение в тренировочном процессе специальных приспособлений, затрудняющих дыхание и способствующих развитию дыхательной мускулатуры спортсменов - силы и выносливости диафрагмы и межреберных мышц, расширению объема легких и увеличению экскурсии грудной клетки. Результаты исследования, основанные на использовании научных методов (теоретическом анализе литературных первоисточников, педагогических наблюдениях, педагогическом эксперименте, тестировании физической подготовленности, математической статистики), свидетельствуют о том, что применение приведенных в статье средств содействовало повышению уровня скоростной выносливости у 100% участников экспериментальной группы в среднем на 5,91%, силовой на 4,79%, а общей на 2,28%.

Ключевые слова: воспитание выносливости, вольная борьба, тренировочный процесс, приспособления, затрудняющие дыхание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p164-169

ENDURANCE TRAINING OF FREESTYLE WRESTLERS USING SPECIAL BREATHING OBSTRUCTING DEVICES Irina Gennadyevna Kalina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Borisovich Tumarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gulnaz Shami-lovna Ashrafullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, Irina Anatolyevna Samokhvalova, the deputy director, Elena Andreevna Kupriyanova, the coach, sport school No.10, Naberezhnye Chelny

Abstract

The article demonstrates the results of a pedagogical experiment performed with the purpose to experimentally substantiate the methodology for training the endurance of freestyle wrestlers combining the work under all its components (general, speed, strength, speed-strength, coordination) and the use of special devices in the training process that obstruct breathing and promote the work of the athletes' breathing muscles - the strength and endurance of the diaphragm and intercostal muscles, the expansion of the lung volume and the increase in the range of the chest motion. The results of the study based on the use of scientific methods (theoretical analysis of literary sources, pedagogical observations, pedagogical experiment, testing of physical fitness, mathematical statistics) prove that the use of the devices described in the article contributed to an increase the endurance speed level of 100% of the experimental group participants by 5.91% in the average, strength by 4.79%, and total by 2.28%.

Keywords: endurance training, freestyle wrestling, training process, devices that make breathing difficult.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательная результативность борца вольного стиля достигается эффективностью реализации технико-тактических действий в схватках с соперником и в большой степени зависит от его выносливости, дающей возможность проявления других способностей (координационных, силовых, скоростных) в течение всей длительности борцовского поединка, не снижая активности даже к его концу [1-3].

Недостаточно выносливый борец в ходе схватки быстро теряет работоспособность, точность и быстроту технических приемов, способность к длительным силовым напряжениям. К очередной схватке на соревнованиях он не успевает достаточно восстановиться и новый бой начинает на фоне накопившейся усталости. Поэтому борец, который стремится показать в состязаниях стабильно высокие результаты, должен целенаправленно и систематически работать над развитием общей и специальной выносливости [4-6].

В воспитании общей выносливости специалистами в области вольной борьбы рекомендуется использовать широкий спектр общепринятых для этого средств с постепенным увеличением их длительности (от нескольких минут до часа), не превышая умеренной интенсивности. Далее переходить к менее продолжительной, но более интенсивной работе [3, 4, 6, 7].

Специальная выносливость борца объединяет в себе следующие составляющие: скоростную выносливость, обеспечивающую способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной и субмаксимальной интенсивности; силовую выносливость, позволяющую противостоять утомлению, вызываемому значительными по величине и продолжительными мышечными напряжениями; координационную выносливость, обеспечивающую стабильность техники во время длительных поединков; скоростно-силовую выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью [1, 2, 5, 8].

Целью проведенного исследования послужила потребность теоретически разработать и экспериментально обосновать методику воспитания выносливости борцов вольного стиля, сочетающую работу над всеми её составляющими (общей, скоростной, силовой,

координационной, скоростно-силовой) и применение в тренировочном процессе специальных приспособлений, затрудняющих дыхание и способствующих развитию дыхательной мускулатуры спортсменов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научных и методических первоисточников, оценка уровня развития различных компонентов выносливости, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.

Исследования проводились в период с февраля по май 2021 г на базе спортивной школы вольной борьбы в тренировочных группах 3 г.о.

В период эксперимента в качестве средств развития общей выносливости использовались длительные по времени упражнения умеренной интенсивности (ходьба, бег, плавание, спортивные игры), проводимые с целью повышения в первую очередь функциональных способностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и призванные совершенствовать работоспособность борцов.

В качестве основных средств развития специальной выносливости использовались упражнения с партнером или чучелом, а также тренировочные схватки, различающиеся темпом, продолжительностью и интервалами отдыха между ними. Специалистами в этом рекомендуется придерживаться следующей методической последовательности: на первых этапах применять 3-х минутные схватки в умеренном темпе с различными партнерами, далее от тренировки к тренировке увеличивать их продолжительность до 5-6 мин. и количество соперников в схватках до 4-5 (при этом темп упражнений планировать не ниже среднего). Интервалы отдыха не должны превышать 10-15 мин., чтоб к повторной схватке борец не успел ещё полностью восстановить работоспособность.

В воспитании различных компонентов выносливости применялись и специальные методы тренировки борцов вольного стиля: длительные схватки средней интенсивности, превышающие по времени схватки на соревнованиях в 3-5 раз (в них спортсмен свое внимание должен сосредоточить на сохранении сил до конца указанного времени); метод нарастающего темпа (постепенное увеличение интенсивности схваток); метод схватки уставшего с не уставшим борцом (спортсмен без перерыва борется с несколькими противниками подряд); схватки с заданием утомить противника до такой степени, чтобы он не мог продолжить борьбу (самому же спортсмену ставится задача сохранить возможно больше сил и работоспособность); схватки на более короткое время до чистой победы (такие задания даются в схватках более опытных борцов с менее опытными и вырабатывается умение добиваться победы в короткий срок и также экономить энергию для последующих состязаний в соревнованиях).

На формирующем этапе исследования в рамках тренировочного процесса апробирована методика воспитания выносливости борцов вольного стиля, сочетающая развитие всех её компонентов и применение специальных приспособлений, затрудняющих дыхание.

Метод педагогического эксперимента обусловил создание 2-х групп борцов вольного стиля - экспериментальной (которую составили спортсмены, занимающиеся по новой методике) и контрольной (куда вошли борцы, также занимающиеся на тренировочном этапе 3 г.о., но без применения специальных приспособлений, затрудняющих дыхание). Воспитание выносливости борцов обеих групп осуществлялось по традиционной методике, но в заключительной части занятий экспериментальной группы применялись ещё и дыхательные упражнения с аппаратом РОЖБКЪгеаШе, использование которого обеспечивает дополнительное резистивное сопротивление вдыхаемым потокам и таким образом способствуют развитию дыхательных мышц (силы и выносливости диафрагмы и межреберной мускулатуры), расширению объема легких и увеличению экскур-

сии грудной клетки.

Принцип действия аппарата РОЖБКЪгеаШе - спортсмен дышит атмосферным воздухом через прибор, затрудняющий вдох при помощи специально регулируемых клапанов, которые заставляют респираторные мышцы работать в интенсивном режиме (нагрузка на дыхательные мышцы - и инспираторные, и экспираторные - в среднем увеличивается на 14%).

При регулярной тренировке происходит структурная и функциональная адаптация к тренировочным нагрузкам (стимулам): структурная адаптация проявляется в гипертрофии дыхательной мускулатуры (т.е. в увеличении поперечного сечения мышц) и усилении кровоснабжения, а функциональная - в увеличении силы и скорости сокращения мышц, т.е. их мощности и выносливости.

В эксперименте тренировка дыхательных мышц борцов состояла из трех периодов: базовая тренировка (6 недель), последующая функциональная тренировка (4 недели) и период поддержки достигнутых результатов в оставшийся период (4-5 недель).

В базовом периоде (1 этап) уровень нагрузки устанавливался от 50 до 70% от максимального инспираторного давления (МИД). Т.е. сопротивление в клапане аппарата подбиралось всегда индивидуально. Расчет основан на результатах оценки способности спортсмена выполнить 30 полноценных глубоких вдохов до наступления утомления и отказа. От этого уровня и устанавливалось сопротивление - порядка 50-70% МИД.

Обязательными компонентами тренировки на дыхание являются:

- разминка и растяжка респираторных мышц (30 вдохов на уровне до 30-40% от МИД);

- основная часть тренировки должна состоять минимум из 25 циклов «вдох-выдох» на уровне от 70 до 90% от МИД (если борец может выполнить более 35 циклов -это знак недостаточности уровня сопротивления);

- завершается сессия заминкой - подходом на уровне 30% от МИД, что помогает улучшить восстановление и адаптацию дыхательных мышц.

Вдох следует производить с максимальным усилием (на столько быстро, на сколько это возможно); каждый вдох и выдох должен быть максимальным по глубине; обязательное увеличение (но не чаще, чем 1 раз в неделю) уровня сопротивления; и выполнение указания - концентрироваться на правильности глубокого, диафрагмального дыхания.

Функциональные тренировки (это уже 2 этап) предусматривают в основной части дыхательной тренировки 2-3 серии с нагрузкой от 80 до 95% от МИД. Примерно через 10-12 недель от начала эксперимента показатели дыхания как правило перестают повышаться, что означает необходимость перехода к тренировкам 3 этапа, поддерживающим функцию дыхательных мышц при незначительном снижении сопротивления в аппарате.

В результате таких тренировок, которые были использованы в экспериментальной группе по 3 раза в неделю, у спортсменов заметно уменьшилась одышка при интенсивной физической нагрузке, снизилась утомляемость, повысилась способность работать с максимальной интенсивностью в условиях кислородного голодания и повышенного содержания углекислого газа. Также отмечается ускорение восстановительных процессов (дыхания и сердцебиения) в ходе двигательной активности высокой интенсивности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Произошедшие за период эксперимента изменения в отдельных характеристиках выносливости борцов экспериментальной и контрольной групп неравномерны:

- показатели общей выносливости (в беге на 5 км) в обеих группах улучшились незначительно. Это можно объяснить тем, в проявлении общей выносливости большое значение имеет не только производительность дыхательной системы, но также состояние и уровень функциональных резервов кровеносной системы, уровень силовых способно-

стей всех мышечных групп и тренированность регуляции нервных процессов. А короткий период эксперимента не позволил значительно улучшить уровень развития данного компонента выносливости. В экспериментальной группе улучшение этих показателей отмечено в среднем на уровне 2,28%, в контрольной - на 1,95%;

- показатели скоростной выносливости, оцененные по результатам бега на дистанцию 2х800 м с интервалом отдыха 1 мин., изменились следующим образом: результаты экспериментальной группы увеличилась в среднем на 5,91%, в контрольной - на 3,16%; при этом значительные положительные изменения в уровне данного физического качества произошли у 100% участников экспериментальной группы, а в контрольной -только у 77%;

- показатели силовой выносливости (броски манекена через грудь - 2 серии по 30 сек. с интервалом отдыха 30 сек.) улучшились в экспериментальной группе в среднем на 4,79%, а в контрольной только на 2,42%. Здесь также важно отметить, что в тесте на силовую выносливость количество выполненных бросков за первый период в контрольной группе был незначительно выше, чем в экспериментальной, но количество выполненных бросков во втором периоде и сумма выполненных упражнений в целом за два периода, напротив, выше в экспериментальной.

Таким образом, можно заключить, что немедикаментозные средства тренировки дыхательной системы с помощью специальных приспособлений в сочетании с традиционными методами физического воспитания позволяют эффективнее развивать респираторные мышцы, что в определенной степени способствует повышению показателей выносливости спортсменов. Причем наибольший эффект использования прибора, затрудняющего дыхание, отмечен в показателях, характеризующих скоростной компонент специальной выносливости борцов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селюкин Д.Б. Развитие специальной выносливости борцов вольного стиля на этапе специализированной подготовки / Д.Б. Селюкин, И.А. Панченко. - Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №5 (123). - С. 158-161.

2. Васильков П.С. Силовая выносливость борцов : учебное пособие / П.С. Васильков. -Витебск, 2009. - 49 с.

3. Миндиашвилли Д.Г. Вольная борьба / Д.Г. Миндиашвилли, Б.А. Подливаев. - Москва : Советский спорт, 2007. - 360 с.

4. Шепилов А.А. Выносливость борцов / А.А. Шепилов, В.П. Климин. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 142 с.

5. Шиян В.В. Совершенствование специальной выносливости борцов / В.В. Шиян. -Москва : ФОН, 1997. - 166 с.

6. Султанахмедов Г.С. Основы физической подготовки в вольной борьбе / Г.С. Султа-нахмедов. - Москва : Советский спорт, 2020. - 128 с.

7. Тагирова Н.П. Эффективность использования единоборств на уроках физической культуры / Н.П. Тагирова, Ш.Р. Зайнуллин, А.Н. Кудяшева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С .214-218.

8. Aidarov, R.A. Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution / R.A. Aidarov, I.G. Kalina // Modern journal of language teaching methods. - 2017. - Vol. 7, № 9.1. - P. 164.

REFERENCES

1. Selyukin, D.B. and Panchenko, I.A. (2015), "Development of special endurance of freestyle wrestlers at the stage of specialized training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (123), pp. 158-161.

2. Vasilkov, P.S. (2009), Strength endurance of wrestlers, Vitebsk.

3. Mindiashvilli, D.G. and Podlivaev, B.A. (2007), Freestyle wrestling, Soviet sport, Moscow.

4. Shiyan, V.V. (1997), Improving the special endurance of wrestlers, FON, Moscow.

5. Shepilov, A.A. and Klimin, V.P. (1979), Endurance of wrestlers, Physical education and sports, Moscow.

6. Sultanakhmedov, G.S. (2020), Fundamentals of physical training in freestyle wrestling, Soviet Sport, Moscow.

7. Tagirova N.P., Zainullin S.R. and Kudyasheva A.N. (2016). "The effectiveness of the use of martial arts in physical education lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 214-218.

8. Aidarov, R.A. and Kalina, I.G. (2017). "Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution", Modern journal of language teaching methods, Vol. 7, № 9.1, pp. 164.

Контактная информация: KalinaIrinaGenn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2022

УДК 796.012.412.5:378.18

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ ЗАБЕГАХ НА ОСНОВЕ УЧЁТА БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ БЕГА

Александр Дементьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, г. Москва; Наталия Владиславовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Татьяна Анатольевна Качалова, старший преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва

Аннотация

В последнее время специалистами высказываются суждения о том, что оздоровительный бег слишком нагрузочное физическое упражнение и приводит к травмам ОДА. При построении физкультурно-оздоровительных программ со студентками необходимо учитывать их индивидуальные особенности, степень их физической активности и функциональные возможности. Цель исследования - повысить эффективность техники бега у студенток при подготовке их к участию в массовых забегах на основе учёта биомеханических показателей. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Кинематический анализ постановки ноги на опору и отталкивания проводился на основе анализа видеозаписи с помощью программного обеспечения «Silicon Coach». Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, г. Москва, в 2021 году. Разработана программа рекреационно-оздоровительных занятий подготовки студенток 2 курса к участию в массовых забегах на основе учёта биомеханических показателей техники бега. В рамках разработанной программы предложен комплекс упражнений по общей физической подготовке, специальные беговые упражнения и силовые упражнения в зависимости от периода цикла подготовки. Занятия проводились в течение 16 недель 3 раза в неделю по 90 мин. Результаты исследования. Многие занимающиеся выполняют движения с большой амплитудой и ярко выраженной постановкой на опору ноги с носка, другие выполняют движения с малой амплитудой и постановкой ноги на опору на полную стопу или с пятки. Угол отталкивания в ходе итогового тестирования в среднем составил 64,8±1,7°, против аналогичного показателя исходного тестирования 67,4±1,5°, сократившись на 2,6° (при р < 0,05). Разгон ОЦМТ осуществляется преимущественно за счёт рекуперированной энергии (кинетической, преобразованной в фазе амортизации в потенциальную энергию). В фазе отталкивания используются два вида энергии - метаболическая и рекуперированная. Выводы. Разработанная программа рекреационно-оздоровительных занятий подготовки студенток 2 курса способствует выстраиванию правильной техники бега, коррекции биомеханических показателей, активной постановке ноги на опору «сверху-вниз-назад», по отношению к ОЦМТ и формированию навыка активного включения стопы, сгибания в коленном суставе в момент приземления с целью включения в процесс амортизации.

Ключевые слова: рекреационно-оздоровительные занятия, бег, физическая подготовка студентов, биомеханические показатели, техника бега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.