Научная статья на тему 'Воспитание в общеобразовательной школе'

Воспитание в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатилова З. Н.

Статья раскрывает систему воспитательной работы в общеобразовательной школе. Представлены способы педагогической деятельности по совершенствованию воспитательной работы. Описанный опыт достаточно богатый и может быть использован в практической деятельности других школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the system of education at school. There are ways, which show the activities of the teachers, their approaches to master this work. The experience of the school is rather rich and can be used in pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Воспитание в общеобразовательной школе»

УДК 373.1.02

ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОУ СОШ № 86, г. Северск

В письме Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении» говорится о приоритетности педагогической деятельности по воспитанию подрастающего поколения, интегрированной в процесс обучения и развития. Этим самым подчеркивается важность воспитательной работы и неотделимость ее от учебной деятельности. Учителю-практику не надо объяснять, что учебные результаты детей тем выше, чем интереснее и разнообразнее организована воспитательная работа в коллективе класса, чем больше взаимной ответственности возлагается на учащихся за дела, происходящие в классе.

Система воспитательной работы в школе № 86 складывалась с начала 90-х годов и основывалась на гуманистической традиции и общечеловеческих ценностях. Формировалась модель школы гуманитарной культуры, где воспитательная составляющая была направлена на то, чтобы выстраивать культурно-обустроенное пространство школьной экосистемы. Смысловыми центрами воспитательной деятельности педагогического коллектива стали:

ИНТЕЛЛЕКТ - через образовательный процесс, интеллектуальное воспитание;

ТВОРЧЕСТВО - через формы деятельности в образовательном процессе, школьные социальнопедагогические проекты, центр эстетического воспитания «Гармония»;

НРАВСТВЕННОСТЬ - через образовательный процесс, общественные акции детской организации, детские коллективы, школьный музей. В концепцию построения воспитательной системы школы закладывалась идея неразрывности учебного и воспитательного процесса как единого образовательного пространства. Обращалось внимание на усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла, что соответствовало стратегии модернизации образования и современной государственной политике в области образования.

Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Реальным инструментов преобразования образовательного пространства мы считаем ин-теллектульное воспитание и, как следствие, социализацию учащихся. Понимание и принятие процесса интеллектуального воспитания формируют образовательное пространство, где создаются условия для гуманитарного личностного развития как учителя, так и ученика. Новое образовательное поле требует новых образовательных технологий, новой культуры воспитания на основе педагогики сотрудничества и педагогической поддержки, все это характеризуется понятием «со-действие».

В концепции образовательной деятельности нашей школы говорится о том, что «учебно-воспита-

тельное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты».

С целью реализации принципа свободы в школе гуманитарной культуры приняты на совместных сборах взросло-детского сообщества следующие положения:

Со стороны педагога Со стороны ребенка

Со-действие Само-деятельность

Со-провождение Само-движение

Со-трудничество Само-познание

Со-переживание Само-определение

Со-чувствие Само-организация

Само-контроль

Само-выражение

Само-реализация

Педагогическая практика, в процессе которой обеспечивается со-действие и само-деятельность, конечно, должна отличаться от традиционных подходов, все еще бытующих в школах. Видимо, нужны педагогические технологии, в основе которых лежит деятельность детей и личностно-ориентированные взаимоотношения между педагогами и учащимися.

Наиболее приемлемыми технологиями могут быть технологии диалогового общения, технология дебатов, технология развития критического мышления и целеполагания.

Трудоемкой проблемой в реализации упомянутых подходов является выбор педагогических инструментов, которые бы обеспечили в достаточно полной мере все идеи школы гуманитарной культуры.

В педагогическом коллективе школы творческой группой педагогов совместно с учащимися разработан годовой проект под названием «Река времени». Это проект - погружение в историческую эпоху в ее литературном и естественно-научном осмыслении. Данный проект имеет все стадии своего диалектического развития:

I этап - начало учебного года - порождение идеи и запуск проекта.

На этом этапе все учащиеся школы выбирают тему исследования, определяются педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка. Детям дано право выбирать педагога, который бы консультировал его работу по избранной теме, оказывал бы помощь в подготовке библиографических списков, выполнял бы экспертную функцию.

II этап имеет свое название - «Декабрьские сессии».

Работа организуется по кафедральным объединениям, если проект имеет узкую предметную на-

правленность, но часто это межпредметные сессии, а представленные проекты имеют междисциплинарный характер. Это очень важный этап исследовательской работы учащихся школы. Здесь они представляют первичные результаты работы с литературными источниками, свои первые выводы, защищают проектные идеи. Компетентные комиссии состоят из приглашенных экспертов - студентов и преподавателей вузов.

III этап - компетентностная олимпиада «Игры разума».

Эта олимпиада - необычное образовательное событие, потому что учащиеся вместе с их родителями, дедушками и бабушками решают проблемы преобразования обыденных жизненных неудобств до уровня приятного и удобного практического применения. По итогам их работы все получают баллы, которые в сумме отходят в портфолио ученика к общей радости всех членов семьи. Задачи подбираются в русле научных открытий эпохи погружения, но не исключаются также и проблемы, которые представляют интерес.

IV этап - конец учебного года - продукт и рефлексия события.

В качестве образовательного продукта учащиеся представляют свои презентации, рефераты, доклады, реконструкции исторических событий с картами, одеждами, макетами предметов старины. Участники и гости захвачены происходящим, это потрясающее зрелище и действо, которое поглощает ребят полностью в увлекательном перевоплощении.

Большое значение придается рефлексии всего большого образовательного пути, проделанного взросло-детским сообществом школы в совместной деятельности в течение учебного года. Выявляются трудные моменты, нерешенные проблемы, анализируются возможные варианты и подыскиваются способы устранения пробелов в будущей работе.

Важным представляется, что каждый этап образовательного проекта несет свою культурно-педагогическую нагрузку. Так, запуск, например, имеет основной задачей создание как можно более сильного мотивационного поля. В это время во взрос-ло-детском сообществе на разных его уровнях: в структурах детской общественной организации, в кафедральных объединениях учителей создается ситуация выбора хронологической темы годового события, вместе с этим отбирается аутентичный исторический лексикон, обсуждаются приемы презентации выбранной темы и формы представления результатов исследования учащимися школы. В этот период организуются различные образовательные мероприятия в контексте исследуемой эпохи, это прежде всего встречи с учеными университетов г. Томска и теми представителями науки, которые работают в школе. Учителя - активные уча-

стники и организаторы этапа выбора дальнейшего направления работы. Их задача - раскрыть рамки привычного детям учебного предмета, показать предметный факт в новом историческом свете, пробудить интерес к новому знанию, к новому имени, т.е. ко всему тому, что будет наполнять «Реку времени» учебного года. В определенный день конца учебного года «Река времени» меняет образовательный процесс: проходят альтернативные уроки, они имеют игровую неожиданную форму. Школа наполняется публикой то из античных времен, то мы видим представителей «серебряного века», а вот и великий Гаусс, в общем, в школу приходит история, покинув сухие параграфы учебников. В зависимости от исследуемого времени такие школьные названия, как «классная комната», «кабинет», превращаются в «присутственное место», «коллегию иностранных дел», «географическое общество», «салон княгини Волконской», «Статское управление». Уроки соответственно приобретают свою альтернативную форму: «Совет Кутузова в Филях», «собрание литературного общества», «научный совет общества «Гаусс и КО.» и др. Классные коллективы получают статус то «ингер-манландский полк», то «земство», то «разночинцы», то «духовенство» и т.д.

Педагогическое сопровождение и педподдер-жка ученических проектов в процессе их творческого исследования помогают оставить исключительно большой эмоциональный след в ребячьих душах, вероятно, на всю жизнь. Ведь здесь происходит проявление креативных и художественных дарований детей, это и опыт приобретения социальных, коммуникативных компетентностей, опыт самостоятельности и опыт взаимодействия с учителем на равных в диалоге-споре по тематике исследования. Такая индивидуализированная работа, очевидно, порождает взаимное движение учителя и ученика навстречу друг к другу.

Неотъемлемой составляющей системы воспитательной работы с детьми школы № 86 является кропотливая работа по выстраиванию организационной культуры школы - это свод законов, правил, запретов. Кодекс поведения учителя, ученика, формы обращения и многое другое. Все это создает воспитывающую среду образовательного учреждения, где постепенно зреет убеждение, что следует все более и более уходить от прямого воспитательного воздействия на ученика и искать другие формы. Поэтому наряду со школьными ассамблеями, групповыми встречами, классными часами приоритет отдается диалогу в сотрудничестве, что, конечно, не отчуждает детей от собственной деятельности и от учителя.

В развитии самостоятельности и ответственности за себя, за свое окружение, за школу, в кото-

рой учишься, огромную роль играют те межличностные отношения, которые складываются в гуще школьных дел.

Эти взаимоотношения бывают легкими и счастливыми, бывают нейтральными, а бывают непримиримыми и в высшей степени конфликтными. Удачным является опыт работы школьной контрольной палаты. Заседания проходят в форме собеседования с нарушителями школьного уклада, но такое собеседование, где старшеклассники - члены контрольной палаты на своем опыте убедительно показывают правильность школьных норм. Присутствие учителей на таком собеседовании обязательно потому, что возникают вопросы к обеим сторонам возникшего конфликта. Иногда учителям с трудом приходится сдерживать себя, чтобы не начать поучать.

Практическая жизнь показывает, что существует проблема гуманитарного воспитывающего общения, существует и проблема преодоления учительских стереотипов общения с ребенком. В школе во многом достигнуто единство в подходах к этому вопросу. Первым шагом был свод неких правил толерантного поведения учителя.

В содержание организационной культуры входит работа педагогического коллектива совместно с учащимися школы по написанию Миссии школы. Это коллективный труд, который стал результатом кропотливого поиска способов практического претворения гуманитарной педагогики.

Ценности школы гуманитарной культуры отображаются не только в определенных нормах, но и в особых знаках и символах, таких как логотип, герб, гимн. Защита символов школы проводилась в коллективе детей и педагогов на конкурсной основе с постоянными выставками многочисленных вариантов, пока не были утверждены ныне действующие. Школьный гимн «На круглом шарике земном есть точечка одна...» подарен школе северским композитором Алексеем Трофимчуком.

Все эти образы имеют, безусловно, педагогический смысл и используются учителями школы с целью формирования позитивного имиджа школы как среди учащихся, так и среди родителей.

Ежегодно в школе проходит конкурс «Лучший ученик школы» под девизом «ИНТЕЛЛЕКТ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО».

По всем предметам, которые изучаются с 1-11 классы, определяются 10 лучших учащихся по каждому предмету в соответствии с существующим Положением.

Каждую учебную четверть такой конкурс осуществляет трехсторонняя независимая комиссия: это учителя, дети и родители.

В завершение учебного года на большой ассамблее в актовом зале специально изготовленные ме-

Нормы воспитания по Н.Б. Крыловой Нормы толерантного поведения учителя с учащимися в школе гуманитарной культуры № 86 г Северска

i Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, уметь видеть и слышать, сопереживать, милосердие. Терпимость и терпение, умение прощать Учитель не доводит процесс общения с ребенком до конфликта, не удаляет ребенка с урока, удаленный с урока ученик - это ваше поражение

2 Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать Ребенок не должен стать свидетелем недоразумений в отношениях с коллегами. Организуйте позитивную, мажорную работу с детьми

З Уважение достоинства и доверие, вера в Миссию (по Амонашвили) каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений Оценивайте деятельность ребенка, а не его личностные качества

4 Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов Восхищайтесь с ребенком при каждом удобном случае в общении с ним

5 Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание его воли и права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу») Не ведите урок при небольшом шуме

б Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решение собственной проблемы Продумывайте свою речь в беседе с нарушителем школьных правил. Изучите «Диалоги» Сократа, это вам поможет

7 Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка, готовность ничего не требовать взамен Удивляйте ребят своей эрудицией, нестандартными подходами в образовательном взаимодействии с ребенком

S Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку (самооценку) Не обсуждайте в классе достоинства или, тем более, недостатки учителей. Показывайте достоинства каждого ученика всем

Нормы толерантного поведения учителя с родителями в школе гуманитарной культуры Нормы толерантного поведения учителя с коллегами и другими работниками школы гуманитарной культуры

i Каждая встреча с родителями - это новые знания для лучшей организации образовательного процесса в классе Гордитесь своим педагогическим коллективом: в каждом учителе есть сильные стороны

2 Никогда не обвиняйте родителей в проступках детей Оказывайте друг другу знаки внимания

3 Ищите в родителях своих союзников Стройте свое общение в уважительной манере независимо от общественного статуса работника школы

4 Не бросайте родителям: «Я откажусь от этого класса!» Не лицемерьте - это заметно всем

5 Не демонстрируйте свой «праведный гнев» на родительском собрании Никогда не злословьте в адрес администрации и адрес своих коллег

б Умейте посочувствовать и порадоваться за сына или дочь родителей вашего класса Следите за своей речью в неформальном общении в школе

7 Находите способы включения родителей в классные заботы Ошибся - извинись, но ошибайся и извиняйся реже

S Не позволяйте себе интересоваться внутренними делами семьи

9 Не обсуждайте качества учителей с родителями

10 Правильность педагогического диагноза - залог успешного взаимодействия

дали получают те, кто завоевал право быть лучшим учащимся школы в течение всего учебного года. Итоги образовательной деятельности школы подводятся на «круглом столе» с родителями, где и они получают школьные знаки отличия.

Система воспитательной работы в школе складывается годами. Опыт показал, что она может формироваться стихийно и даже задаваться из-

вне. Но, главным образом, отражает многотрудную целенаправленную работу педагогического коллектива по нахождению более легких для ребенка, а значит, более правильных способов передачи опыта поколений, обеспечивающих радостное и по возможности бесконфликтное его взросление.

Поступила в редакцию 10.09.2008

— 2i —

Литература

1. Селиванова Н. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.

2. Сенько Ю. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.

3. Загвязинский В.И. Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Тюмень, 2001.

4. Караковский В. Школьное воспитание в новых условиях // Лучшие страницы педагогической прессы. № 5. 2003.

5. Газман О.Ж. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. № 3. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.