Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / УЧАЩИЕСЯ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляженко Ирина Сергеевна

Данная статья посвящена проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов. Одним из важнейших направлений в этой работе автор считает приобщение детей младшего школьного возраста к истокам народной культуры. В статье приводятся примеры различных воспитательных мероприятий, направленных на изучение народных традиций. Автор рассказывает о важности применения музейной педагогики для реализации задач патриотического воспитания учащихся начальных классов на примере своей образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляженко Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF STUDENTS IN THE ELEMENTARY CLASSES THROUGH THEIR ATTACHMENT TO THE SOURCES OF FOLK CULTURE

This article is devoted to the problem of patriotic and spiritual and moral education of primary school students. One of the most important directions in this work, the author considers the introduction of children of primary school age to the origins of folk culture. The article provides examples of various educational activities aimed at studying folk traditions. The author talks about the importance of using museum pedagogy for the implementation of the tasks of patriotic education of primary school students using the example of his educational organization.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ляженко И.С. Email: Lyazhenko6115@scientifictext.ru

Ляженко Ирина Сергеевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 66, г. Краснодар

Аннотация: данная статья посвящена проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов. Одним из важнейших направлений в этой работе автор считает приобщение детей младшего школьного возраста к истокам народной культуры. В статье приводятся примеры различных воспитательных мероприятий, направленных на изучение народных традиций. Автор рассказывает о важности применения музейной педагогики для реализации задач патриотического воспитания учащихся начальных классов на примере своей образовательной организации.

Ключевые слова: народная культура, патриотическое воспитание, музейная педагогика, учащиеся, начальные классы, народные праздники.

EDUCATION OF STUDENTS IN THE ELEMENTARY CLASSES THROUGH THEIR ATTACHMENT TO THE SOURCES OF FOLK

CULTURE Lyazhenko I.S.

Lyazhenko Irina Sergeevna - primary school Teacher,

MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 66,

KRASNODAR

Abstract: this article is devoted to the problem of patriotic and spiritual and moral education ofprimary school students. One of the most important directions in this work, the author considers the introduction of children of primary school age to the origins offolk culture. The article provides examples of various educational activities aimed at studying folk traditions. The author talks about the importance of using museum pedagogy for the implementation of the tasks of patriotic education of primary school students using the example of his educational organization.

Keywords: folk culture, patriotic education, museum pedagogy, students, primary grades, folk holidays.

УДК 371

В обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах важное место занимает вопрос воспитательной работы. Запрос государства состоит в том, что школьный урок должен не только формировать предметные и метапредметные навыки учащихся, но и в неменьшей степени воспитывать детей, способствовать достижению ими личностных результатов. Среди различных направлений воспитательной работы важнейшее место занимают патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Перед современным учителем ставятся задачи, призванные «обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной культуры» [1].

Многие учителя считают эту проблему одной из важных в учебно-воспитательной работе, но не всегда представляют, с чего начать, как педагогически грамотно выстроить процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания, как

сделать процесс приобщения младших школьников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

В данной статье я расскажу о том, как я это делаю в рамках своей школы.

1. Создание атмосферы национального быта.

В школе создан военно-исторический музей им. К.В. Шпака, где собраны экспонаты народного быта проживавших когда-то в нашем районе казаков и переселенцев из центральной части России: самотканые половики, расшитые полотенца, рушники, прялки, русские народные костюмы, старинная русская посуда, домашняя утварь и другие предметы старины, что создаёт атмосферу национального быта. Всё это является важным подспорьем на уроках кубановедения, ОРКСЭ, литературного чтения, во время проведения народных праздников. История каждого экспоната - это удивительный источник знаний и материал для духовно-нравственного, трудового и патриотического воспитания. Учащиеся посещают школьный музей, знакомятся с историей посёлка Калинино, на территории которого расположена школа, с предметами быта, созданными руками предков. Для создания атмосферы народного быта учащиеся на уроках технологии и дома совместно с родителями создают предметы декоративно-прикладного искусства, поделки, стилизованные под русские народные, которые в дальнейшем используются для оформления мероприятий, выставок, участия в конкурсах декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

2. Широкое использование фольклора

На протяжении многих веков народная педагогика создавала и собирала замечательные творения: частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже детям. Устное народное творчество - это своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа.

Произведения русского фольклора являются неоценимым источником развития в детях чувства прекрасного, богатейшим источником познавательного и нравственного развития учащихся. В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. [2]. И эти представления дети получают в живой, интересной, эмоциональной, действенной форме на интегрированных уроках кубановедения, музыки, изобразительного искусства, ОДНКНР, окружающего мира, литературного чтения. Дети совместно с учителем разрабатывают сценарии и участвуют в календарно-обрядовых праздниках, поют частушки, народные песни, водят хороводы. В рамках данного направления проводятся библиотечные уроки, викторины по произведениям устного народного творчества.

3. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками

В осенний период на Руси отмечали праздник урожая. В классе ежегодно проводится праздник урожая, выставка «Дары Кубанской осени». Особая роль при проведении этого праздника отводится воспитанию уважительного отношения к труду, восхищение мастерством человеческих рук. На этих и других праздниках учащиеся осознают нравственную норму народной жизни: коллективный труд как добровольное проявление взаимопомощи, сотрудничества, поддержки, дружбы. Дети обмениваются рецептами засолки, выпечки, на практике учатся заготавливать и хранить овощи, выполняя эту работу совместно с родителями. Во время проведения традиционных праздников «Рождество», «Широкая Масленица» дети знакомятся с нравственными ценностями: победа добра над злом, надежда на лучшее, правила гостеприимства, пожелания достатка и благополучия, уважение к предкам. Разучивают народные игры, песни, потешки, припевки.

4. Знакомство с народным искусством.

Народная декоративная роспись, кружево, вышивка, причудливые игрушки способны увлечь детей, пленяя душу гармонией и ритмом. На интегрированных уроках

изобразительного искусства и технологии дети знакомятся с художественным наследием русского народа, приобретают практические умения и навыки определенных русских промыслов. На уроки приглашаются ученики и учителя народного отделения школы искусств. В ходе данных встреч учащиеся знакомятся не только с народными песнями и наигрышами, но и народными инструментами.

5. Знакомство с народными играми.

Данное направление осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Во время динамической паузы на переменах, физкультминутки на уроках проводятся различные народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др. Также народные игры проводятся на уроках физической культуры, во время проведения «Весёлых стартов», прогулки на школьном дворе. Народные игры способствуют физическому развитию, оздоровлению учащихся, их эстетическому и нравственному воспитанию, а также раскрывают ещё одну грань народного творчества.

6. Проектная деятельность учащихся

Важную воспитательную роль играет проектная деятельность учащихся, которая осуществляется совместно с учителем и с родителями. Учащиеся разрабатывают проекты, отражающие патриотическую и духовно-нравственную тематику. Проекты по данному направлению могут носить как исследовательскую, так и творческую направленность. Учащимися разработаны проекты на темы: «Народные промыслы на Кубани», «Народные традиции в моей семье», «Народная аптека (лекарственные травы в народной традиции)», «Обряды русского народа», «Народный костюм», «Символика народных орнаментов», «Народные ремёсла в моей семье», «Любимые народные песни моей семьи» и др.

Вывод

Изучение народной культуры способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Приобщаясь к духовному наследию народа, дети начинают осознавать ценностный ориентир, который бы они могли осуществить в будущем. Таким идеалом, выработанным народом в ходе исторического развития, является добрый молодец - труженик, борец за добро и справедливость, защитник народа. Идеалом женщины - верная и добропорядочная жена, умелая хозяйка, хранительница рода и воспитательница своих детей, умница и красавица. Таким образом, решается педагогическая задача: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца (матери), мужа (жены), хозяина (хозяйки) своего дома, своей родной земли [3].

При таком подходе народные традиции усваиваются ребенком, проявляются в его привычках, характере, образе жизни, во всей системе общественного и семейного поведения. «Школа не только для того, чтобы дети там учились и готовились к жизни, а для того, чтобы там они жили той жизнью, которую потом уже должны создать сами», -говорил Ш.А. Амонашвили [4].

Список литературы /References

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011.

2. Бронникова Е.В. Фольклор как ценностный феномен педагогических

исследований: Сборник научно-методических статей и материалов. Выпуск 2:

Сургут, 2004.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: Детство - Пресс, 2004.

4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Изд. дом Ш.А. Амонашвили, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.