Научная статья на тему 'Воспитание творческой направленности личности в процессе оказания помощи детям, пережившим насилие'

Воспитание творческой направленности личности в процессе оказания помощи детям, пережившим насилие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Е. В.

Статья посвящена проблеме изучения феномена насилия над детьми дошкольного возраста, преодолению его последствий, в процессе воспитания творческой направленности личности, вовлечения детей в совместную со взрослыми продуктивную деятельность. Рассматривается проблема активизации ребенка в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностях. Представлены концептуальные положения воспитания творческой направленности личности детей, переживших домашнее насилие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание творческой направленности личности в процессе оказания помощи детям, пережившим насилие»

154

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

2. Каган М. Философия культуры. - СПб., 1996.

3. Каптерев П. Избр. Произведения. - М., 1982.

4. Карабанова О. Что такое УУД и зачем они нужны // «Начальная школа» - приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение». - 2007. - Вып. 2 (2).

5. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога // Народное образование. - 2005. - № 7.

6. Логинова О. Стандарты нового поколения в начальной школе // «Начальная школа» - приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение». - 2007. - Вып. 2 (2).

7. Новичков В. Необходима новая теория содержания образования // Народное образование. - 2007. - № 7.

8. Поташник М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его // Народное образование. - 2006. - № 4.

9. Смолин О. Образование - для всех // Народное образование. - 2005. - № 5.

10. Фурсенко А. Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы // Народное образование. - 2008. - № 9.

11. Щукина Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ

© Пчелинцева Е.В.*

Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново

Статья посвящена проблеме изучения феномена насилия над детьми дошкольного возраста, преодолению его последствий, в процессе воспитания творческой направленности личности, вовлечения детей в совместную со взрослыми продуктивную деятельность. Рассматривается проблема активизации ребенка в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностях. Представлены концептуальные положения воспитания творческой направленности личности детей, переживших домашнее насилие.

В последние годы в условиях трансформации российского общества все чаще наблюдаются кризисные явления в детско-родительских отноше-

* Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

ниях (обострение семейных конфликтов, увеличение числа неблагополучных семей, их дезорганизация, рост насилия в отношении детей). В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждам детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения к их нуждам (КРСАМ) объединяют усилия специалистов для безопасности создания действенной системы защиты детей.

Под насилием понимается в первую очередь принудительное воздействие физического, психологического, экономического или сексуального характера на кого-либо с целью контроля и подчинения собственной власти. В массовом сознании насилие, чаще всего сводится к стереотипу исключительно физического надругательства над личностью [5].

Проблеме выявления источников насилия над детьми, посвящены исследования А.А. Асмолова, Т.А. Марковой, Р. В. Овчаровой, М.И. Лисиной, Т. А. Репиной. Ведущие педагоги, психологи связывают рост насилия, во-первых, с его оправданием, а во-вторых, с неопределенностью ценностных ориентаций, когда люди ушли от норм страха тоталитарного времени, но еще не пришли к нормам совести. «К сожалению, уроки порки не проходят «зря»: ребенок теряет веру в то, что он любим, начинает ожидать следующего удара, проникается желанием отомстить, привыкает к страданиям, боли (позже он может выплеснуть гнев на сверстников, собственных детей)» [1].

Определяя, сущность образовательной модели преодоления последствий о насилия, с нашей точки зрения, важным является воспитание творческой направленности личности детей дошкольного возраста в продуктивной совместной деятельности с их родителями.

Качество отношений в системе «семья - ребенок», семейное благополучие определяется степенью проявленной творческой направленности личности ребенка.

Понятие «направленность личности» трактуется психологами как «устойчивая доминирующая система мотивов, возникающая в процессе жизни и воспитания, и подчиняющая себе все сферы жизнедеятельности человека» (Л.И. Божович), «как результат возникновения доминирующих мотивов поведения, свойство мотивационно-потребностной сферы» (М.З. Ней-марк), «как условие существования любого вида жизнедеятельности человека» (П.М. Якобсон), «как глубинно-личностное образование, формирующееся на основе комплекса мотивов узколичностного удовлетворения, на основе романтизма происходящего, игры» и пр. (С.К. Костюк, А.Е. Петровский).

Применительно к проблеме преодоления последствий насилия над детьми дошкольного возраста определение творческой направленности

156

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

личности ребенка дошкольного возраста изложено нами в следующих концептуальных положениях.

1. Творческая направленность личности детей дошкольного возраста как содержательная форма психической деятельности, способствующая преодолению последствий жестокого обращения, как эвристическая структура его опыта, стремление к познанию нового в окружающей действительности, потребности участвовать в их преобразовании.

2. Воспитание творческой направленности личности детей дошкольного возраста рассматривается как художественно-педагогический процесс преодоления последствий насилия и как результат определенного этапа развития личности. При построении процесса воспитания творческой направленности личности с использованием творческих заданий в музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельности содержательно понятных ребенку, находящих эмоциональный отклик у него, необходим учет потребностей и интересов индивида.

3. Воспитание творческой направленности личности детей переживших насилие в процессе продуктивных видов деятельности, успешно проявляется лишь при воссоздании художественного изобразительного, музыкального образов, а, следовательно, в ее воспитании основное место занимает накопление зрительного, слухового опыта, который слагается из художественных прообразов природы, образов народного и духовного искусства, а также современных звучаний целям воспитания и психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, помогающий преодолеть последствия жестокого обращения.

4. Творческая направленность личности детей дошкольного возраста, пережившего насилие, связана с умением ориентироваться в мире изобразительных образов и музыкальных звучаний. В свою очередь выработка этого умения зависит от увлеченности, возникновения эмоций эмпатиче-ского типа, эмоционально-игрового общения, создания педагогом доступных проблемных ситуаций, постановка творческих заданий, способствующих возникновению самостоятельного поиска в создании музыкально-игровых образов, проявлению инициативности, импровизационных умений, помогающих найти выход из сложившейся ситуации, преодолеть последствия насилия.

5. Творческая направленность личности детей дошкольного возраста является составляющей любой самостоятельной деятельности и проявляется в выборе способов осуществления замыслов, стремлении преодолеть свою возрастную ограниченность, осознании необходимости и желании получения комплекса знаний, умений и навыков для применения их в своей жизнедеятельности. В продуктивных видах детской деятельности ребенок, проявляя интерес к игровому, изобразительному образу, моделирует свое собственное восприятие окружающей действительности, свои отно-

шения с взрослыми, со сверстниками, старается найти решения на возникающие неразрешенные ситуации, вызывающие тревогу, озабоченность.

В практическом плане рассмотренные концептуальные положения воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста, пережившего насилие нашли отражение в разработанных нами как совместной со взрослым, так и в самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии // Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. - М., 1974.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М,. 1991.

4. Григович И.Н., Павлова Н.Г. Синдром жестокого обращения с детьми: Памятка. - Петрозаводск, 1998.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.

6. Зимина А.Н. Инсценирование песен: учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и студентов педагогических учебных заведений. - Иваново, 1996.

7. Комарова Т.О. Дети в мире творчества. - М.

ИДЕИ ГУМАНИЗМА И ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ПЕДАГОГОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

© Пчелинцева Е.В.*

Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново

В статье рассматриваются историко-культурные предпосылки общего и особенного в понимании преодоления последствий насилия над ребенком отечественными мыслителями, изучаемого нами периода. При этом, осуществляя анализ генезиса феномена преодоления последствий насилия в педагогике, показывается его связь с развитием исто-

* Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.