Научная статья на тему 'Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников'

Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1414
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников»

Л. В. Байбородова

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школьные коллективы по своему составу чаще всего многонациональны, поэтому в молодежном коллективе имеются условия для формирования уважения к национальной культуре, языку, а также к инокультуре и в целом к человеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей - период формирования установок, проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат школы.

Задача педагогов - сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого человека, каждого народа, убедить детей в том, что нет народа лучше или хуже другого; главное человек, а не то, к какой национальности он принадлежит. Школьникам важно понять, что достоинства или недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу; надо искать не пороки, а ценности человека и на них опираться в общении и деятельности.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства в той или иной мере влияют на формирование толерантности у детей. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

■ индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

■ национальный состав коллектива учащихся;

■ проблемы в отношениях между детьми, их причины;

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.

Следует исходить из того, что основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми независимо от национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения.

Воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости, лени.

В средних особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявлению милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, нетерпимость к национальному самовозвеличиванию, чванству.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности. Главное в работе педагогов - направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями,

способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

■ сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

■ осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

■ создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

■ каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

■ отсутствует давление, навязывание со стороны педагога, который способен занять позицию старшего товарища.

Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, когда дети объединяются поиском идей и способов решения привлекательной задачи. Для развития отношений между детьми широко используется методика коллективной творческой деятельности, разработанная И.П. Ивановым. Эффективность ее повышается, если обеспечиваются:

■ доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

■ выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

■ определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;

■ создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

■ предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

■ создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;

■ оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает лучшие стороны детей, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки; высказывать мнения о действиях других людей.

Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные

действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:

■ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;

■ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

■ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;

■ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;

■ добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;

■ обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организаторов в зависимости от видов деятельности;

■ создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам; ситуации успеха через успех другого, успех группы;

■ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, стихийные, интересам);

■ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;

■ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Опыт толерантного отношения к мнению других, принятия компромис-сных решений, корректного поведения и уважения друг к другу дети приобретают при обсуждении жизни своего коллектива, проблем класса, в том числе и взаимоотношений, на классных собраниях (сборах).

Сбор проходит в различных формах. Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются сборы-дискуссии, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае выбирается ведущий данное обсуждение. Сбор проходит демократично, с соблюдением всех традиционных норм его проведения и в то же время без излишнего формализма. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, иными словами, учить детей демократичному проведению сборов. Непросто на первых порах вовлечь в разговор детей, преодолеть их скованность, смущение, а то и просто неумение выражать свои мысли вслух в присутствии товарищей, педагогов. Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов является работа по группам, состоящим примерно из 4-8 человек. Участники сбора располагаются группами по кругу, чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий ставит вопросы, которые надо решить. Эти вопросы могут быть объявлены заранее. Затем дается время (3-10 минут) - в зависимости от характера и объема вопросов - для совещания по группам. Сомкнувшись в тесные кружки, участники сбора сообща ищут решение, причем каждый высказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение группы. Если вопросов

несколько, то распределяются, кто будет выступать по каждому из них от имени группы. Важно дать каждому учащемуся возможность высказаться.

Следующая часть - выступления представителей групп. Здесь бывают споры, дискуссия, часто нужно обосновывать свои предложения, отвергая другие, если в этом есть необходимость. Ведущий направляет обсуждение и формирует решение, которое нашли участники сбора и с которыми согласны все или, по крайней мере, большинство. Если во время обсуждения возникает новый острый вопрос, выясняются взаимоисключающие точки зрения или предложения, дается возможность снова подумать, посоветоваться по группам в течение 3-5 минут.

Предварительное обсуждение вопросов в группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к неформальному коллективному решению.

Педагог во время сбора увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений, при этом свое мнение высказывает в последнюю очередь, давая возможность детям проявить самостоятельность. Он старается своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к размышлению вопросами: «А почему?», «А чем ваш вариант лучше?» и т.п. При выработке решений не надо исключать возможности несогласия с решением части членов коллектива; важно попытаться убедить их в правильности решения, принятого большинством.

В любом случае педагог участвует в коллективном обсуждении, вовлекает в эту деятельность каждого воспитанника. Так, например, при обсуждении плана он использует следующие приемы: живейший интерес к каждому предложению воспитанников; одобрение мимикой, жестами, краткими репликами; поддержка малейшей инициативы детей (особенно со стороны робких), постановка наводящих вопросов, когда собственная мысль детей «затухает» и их предложения принимают характер простого воспроизведения прежнего опыта.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. Часто возникают непростые проблемы, связанные с формированием культуры межнационального общения. Так, например, слабая представленность учащихся какой-либо национальности в органах школьного самоуправления может стать причиной недружелюбия в коллективе, негативного поведения, конфликта. Общешкольное мероприятие может вызвать нездоровое соперничество между учащимися разных национальностей, если возникает стремление к утверждению своего превосходства со стороны той или иной национальной группы при проведении и организации различного рода конкурсов, смотров, соревнований. Поэтому крайне важно, чтобы команды, отряды, комиссии, жюри комплектовались из учащихся различных национальностей и имели четкие правила определения первенства.

Важно искать истоки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого возможности воспитательной работы, опираясь на общечеловеческие ценности морали,

искусства, религии разных народов. В этих целях необходимо, чтобы любое воспитательное мероприятие было обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам друг друга.

Проблема воспитания толерантности - общая для учителей и для родителей. Семья во многом может помочь школе, однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни к людям, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей. Поэтому невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении данной проблемы.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей толерантности и культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями.

Следует учитывать, что прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников культуру общения, чувство уважения к другим людям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, где он осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Прежде всего атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками и детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Перевоспитать родителей классный руководитель навряд ли сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно, если при этом сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Если чуткость, тактичность, терпение, внимание, уважительность ко всем без исключения детям и родителям учителя проявляют с первых лет обучения ребенка в школе, то есть надежда, что пример педагогов будет стимулировать проявление этих качеств у учащихся и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.