чения части усвоенной информации; активацию слуховой тью. В-четвертых, формирует слуховую и эмоциональную
памяти у обучающихся с доминирующей зрительной памя- культуру личности.
Библиографический список
1. Фортунатова, В.А. Человек в мире культуры. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1999.
2. Черемисина, Н.В. Русская интонация. Поэзия, проза, разговорная речь. - М.: Русский язык, 1982.
3. Тимофеев, Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. - М., 1958.
4. Трыков, В.П. Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ веков: практикум. - М.: Флинта: Наука, 2001.
Bibliography
1. Fortunatova, V.A. A Man in the Culture World. - N. Novgorod: Publishing House NGPU, 1999.
2. Cheremicina, N.V. Russian Intonation. Poetry, Prose, Informal Conversation. - М.: Russkiy Yasyk, 1982.
3. Timofeyev, L.I. Sketch of the Theory and Stories of Russian Verse / L.I. Timofeyev. - М., 1958.
4. Trycov, V.P. Foreign Literature of the End of the XIX Century and the Beginning of the XX Century: Practical Work. - М.: Flinta: Nauka, 2001. Article Submitted 10.02.11
УДК 371.035.2
С.И. Юдакина, соискатель ГОУ ВПО «АГПИ имени А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: [email protected];
С.П. Акутина, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В работе описаны современные подходы понимания термина «толерантность» в сфере общего (среднего) образования, задачи и ориентиры формирования терпимого отношения средствами иностранного языка, критерии и показатели толерантности личности, требующие интенсивного внедрения в урочную и внеурочную деятельность, с опорой на имеющийся опыт использования приемов организации эффективной коммуникации.
Ключевые слова: толерантность, общее (среднее) образование, средства, критерии, урочная деятельность, внеурочная деятельность, коммуникация.
В последние десятилетия в системе российского образования наблюдается процесс актуализации роли иностранных языков, что ведет к утрате многих русских традиций, подмене русских понятий и слов англицизмами, к авторитаризму, нежеланию понять другую точку зрения. Все острее звучит вопрос о необходимости изменения приоритетов в системе школьного образования в пользу воспитания толерантного отношения к культуре, языку, себе, осознания самобытности и богатства в многообразии. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российской школе является развитие мультикультурного образования. Современная школа должна научить детей не только отстаивать свои права, но и уважать чужие особенности, дать знания основополагающих норм межэтнической толерантности и межкультурного взаимопонимания. Вот почему идея толерантности, с какой бы убежденностью она ни проповедовалась с высоких трибун, останется бессильной, если ее проводником не станет школа и семья.
Актуальность формирования толерантности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей, свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поликультурное, полинациональное государство сегодня имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями (физиологические характеристики, специфика гормональных процессов и питания), с особенностями в психической структуре личности (темперамент, акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов [1]. Ассимиляция в полиэтническую и полинациональную
образовательную среду, какой является сейчас образовательная среда города Москвы, требует от молодежи определенных усилий по сохранению как своей специфики и оригинальности, так и принятия культуры других народов. Задача педагогов - создать условия успешного протекания данного процесса. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы, нравственные установки и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только этический, нравственный долг, но и политическая, социальная и правовая потребность. Толерантность - это добродетель... активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. «...Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, - подчеркивается в Декларации принципов толерантности (16 ноября 1995г.), -является воспитание». Толерантность должна способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на нравственных ценностях [2]. Однако в образовательных учреждениях еще недостаточно внимания уделяется проблемам толерантного взаимодействия. Как указывает Б.С. Гершунский в своей статье «Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования», «отдельные всплески активности в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных хотя, несомненно, весьма своевременных и продуктивных образовательных концепций (типа концепции «школы диалога культур», разработанной под руководством B.C. Библера) или всевозможных организационно - управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий» [3]. Поэтому именно школа, сегодня призвана воспитывать молодежь в духе толерантности, как гуманистической, духовно-нравственной ценности. Воспитывая толерантную личность, педагог сам должен овладеть позицией толерантного взаимодействия со школьниками, родителями, педагогами, которая выступает как особая система этических взглядов, духовных ценностей, нравственных мо-
тивов, установок, как результат внутреннего рефлексивного духовно-ценностного осмысления и усвоения идей толерантности, как ценность, что выражается в стремлении человека строить отношения с собой, другими людьми, природой, миром без принуждения, при конструктивном разрешении проблем и противоречий посредством диалога и полилога, свободного и ответственного выбора. Поэтому, как указывает в своих исследованиях Е. Ю. Клепцова, обучение педагогике толерантности, формирование личностно-ценностных свойств и конструктивных навыков поведения и взаимодействия у педагога должны идти параллельно с формированием тех же личностных качеств у детей либо опережать их в развитии.
Толерантность (А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Л.В. Бай-бородова, Б.С. Гершунский, М.И. Рожков, В.А. Тишков) является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы, нравственные установки и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по - разному и имеет некоторые отличия. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается другое мнение; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение; в русском -способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо.
В рамках современных воззрений толерантность нами определяется как особое духовно-нравственное качество, отражающее активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми иной национальной, конфессиональной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и способов поведения. Толерантность сегодня - это активное отношение к миру. В то же время активное отношение к Другому не означает активного влияния на Другого с целью его «улучшения», а подразумевает сознательное признание прав и свобод другого, вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик и безотносительно к его силе или слабости. На межличностном уровне между полами должна преобладать позиция сотрудничества, основанная на положительной оценке Другого (партнера), на признании его ценностных установок, достоинств и недостатков. Толерантность - это ценностное отношение человека к окружающим, выражающееся в признании, принятии; это сущностное человеческое качество, неразрывно связанное с пониманием представлений иных культур; это внутреннее ощущение свободы, позволяющее самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультур-ных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии.
В понятии термина «толерантность» мы выделяем следующие аспекты: толерантное отношение к себе; толерантность в отношении с одноклассниками; толерантность по отношению к семье и традициям своего народа; межкультурная толерантность.
Основными целями формирования толерантности являются: содействие формированию ценностного отношения ребенка к своей личности и развитию его творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность; формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.
Для достижения целей нами определены следующие основные задачи:
- создавать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребенка в процессе обучения иноязычной культуре;
- способствовать сплочению группы обучающихся, изучающих иностранный язык, в коллектив со своими традициями на основе доверительности, взаимопомощи и уважения друг к другу;
- создавать ситуации, способствующие повышению значимости семьи, проявлению внимания и заботы о семье, родителях с учетом семейных традиций;
- знакомить с общечеловеческими ценностями, культурой, содействовать осмыслению единства человеческого рода и себя как его неповторимой части.
Существенная роль в образовании с позиций толерантного взаимодействия отводится предмету «Иностранный язык», который обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся. Согласно концепции коммуникативного обучения иностранной культуре (Е.И. Пассов), воспитание должно пронизывать весь процесс образования. Предмет иностранного языка призван обеспечить формирование мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи, развитие мышления, чувств и эмоций, таких черт характера, как воля, целеустремлённость, креативность, толерантность. Актуальность формирования толерантности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире. Толерантность -ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур [4].
На современном этапе наиболее эффективным является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры. Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, О.С. Газман, С.Н. Иконникова, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, В.А. Караковский,
Н.Б. Крылова, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова) обеспечивает формирование мировоззрения личности, общей культуры и культуры речи; развивает мышление, память, чувства и эмоции, воображение, а также такие черты характера, как воля, целеустремленность, креативность, толерантность, потребность в самообразовании, самосовершенствовании, самовоспитании. Анализируя богатство понимания культурологического феномена, можно выделить три основных философских подхода: аксиологический, деятельностный и личностный (Е.В. Бондаревская). Согласно первому, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.П. Францев), деятельностный подход к культуре выражается в толковании культуры как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.). Особенность третьего - личностного подхода - выражается в том, что культура представляется как некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Б.Т. Лихачев, В.П. Тугаринов и др.). Каждый из представленных направлений культурологического подхода имеет свою методологическую ценность для нашего исследования, т.к. дает возможность наиболее полно раскрыть сущность понятия толерантного взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения. В основе деятельности педагога по воспитанию толерантности лежат следующие принципы: субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания толерантной среды [5]. Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется эти принципы. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми. Условиями реализации данного принципа являются: добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами; учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов. В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу; в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему; педагог должен не только призывать ребенка к толерантности, но и быть толерантным; педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем; поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку; защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности; в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме. Условиями реализации данного принципа являются: соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме; координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентации ребенка; обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка; ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.); коррекция воспринимаемой обучающимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций. В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах: процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества; школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума; педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды; все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформиро-ванности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке; определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка; выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности; предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на нормы, интериоризированные каждым ребенком, и групповые нормы и интересы; успех в воспитании толерантности при работе с одним обучающимся не дол-
жен негативно влиять на воспитание других; осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться объективной информацией об обучающемся; педагог только на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения; постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются: стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями; совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них; ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания необходимости установления этих отношений; нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но человеку надо быть готовым к их установлению.
Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Толерантная среда предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. В классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается обучающимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Создание толерантной среды возможно лишь при условии принятия общих правил отношений, единых для всех в коллективе; предоставления возможности каждому для самореализации и самовыражения; определения ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; развития детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений; формирования позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической); наличия отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и обучающихся. Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности: школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам; педагоги и обучающиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу; общая цель школы — цель каждого педагога и ученика; необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважение к ним; каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел; толерантный педагог воспитывает толерантных учеников.
В ходе реализации вышеизложенных принципов нами используются ролевые и имитационные игры; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами и эмоциями; организация рефлексии «здесь и сейчас», дискуссий по проблемам, соответствующим интересам и возрастным особенностям ребят; метод проектов, метод обучения в сотрудничестве (учимся вместе); элементы взаимообучения чтению
по методике А.Г. Ривина и др. Ведущим, тем не менее, является коммуникативный метод обучения иностранным языкам -на сегодняшний день самый популярный в мире. И даже те, кто смутно представляет себе, в чем этот метод заключается, твердо уверены, что он-то и есть самый прогрессивный и самый эффективный метод обучения иностранному языку. Воспитывая толерантную личность, педагог сам должен овладеть позицией толерантного взаимодействия со школьниками, родителями, педагогами, которая выступает как особая система этических взглядов, духовных ценностей, нравственных мотивов, установок, как результат внутреннего рефлексивного духовно-ценностного осмысления и усвоения идей толерантности. Основывая свои взгляды на научных позициях А.Г. Асмолова, П.Ф. Комогорова, В.А. Лекторского,
А.А. Погодиной, Н.В. Сухониной, Г.Н. Филонова воспитание толерантности нами основывается на следующих функциях: мирообеспечивающей, культуросохраняющей, регулирующей, креативной, психологической, воспитательной [6]. Креативная функция - это обеспечение возможности творческого преобразования окружающей действительности; создание условий безопасного проявления дивергентности, творческой активности и творческого самоутверждения. Регулирующая функция проявляется в сдерживании неприязни в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменой ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. Воспитательная функция обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других. Культуросохраняющая функция обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона. Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустраци-онным ситуациям. Исходя из вышеизложенных функций, мы выделяем следующие критерии и показатели толерантности:
- моральная и нравственная устойчивость личности (эмоциональная стабильность, доброжелательность, социальная релаксация, соблюдение нравственных норм);
- эмпатия (децентрация, способность к рефлексии, высокий уровень сопереживания, сочувствия и содействия);
- дивергентность мышления: (отсутствие шаблонов, клише, гибкость, ассертивность и критичность мышления);
- мобильность поведения: (отсутствие напряженности и тревожности в поведении, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, устойчивость личности к стрессам, динамизм, автономность поведения);
- социальная активность: (познавательно-творческая
креативность, инициативность, социальный оптимизм, способность к преобразующей трудовой, общественно-
политической и познавательно-творческой деятельности, нравственная воспитанность, ориентации на социальные ценности, социальная культура, осознание себя членом общества).
Эти критерии можно развить, уточнив, что устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей; эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире
другого человека; дивергентность поведения - способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения); мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств; социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе. Основные критерии «толерантности» и их показатели определены нами, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, признаки, на которые мы опираемся при организации диалогового взаимодействия и сотрудничества с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.
Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно малодоступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям [7]. Это:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, связанные с нетоле-рантностью. Модель либерального плюрализма предполагает два полюса. На одном - разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, которых придерживаются различные группы внутри общества. На другом - беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. Эта модель описывает присущее толерантности сочетание убежденности и согласия.
Особое значение в воспитании толерантности обучающихся имеет выбор формы организации учебной деятельности: обучение в малых группах, групповая, парная и индивидуальная работа, обучение в группах сменного состава. Групповые формы обучения направлены на выработку умений, необходимых для решения сложных ситуаций в области межличностного взаимодействия; приобретение знаний о себе и о других людях; выработку и развитие эмоциональных умений,
личностной и групповой рефлексии; коррекцию и стабилизацию уровня притязаний и самооценки; повышение уровня социально-психологической адаптации - восприимчивости к взаимодействию [8]. Важно, чтобы при любой организации коммуникативной деятельности создавался оптимальный психологический климат для достижения познавательной цели, с одной стороны, а с другой, чтобы в ходе выполнения задания прослеживалась определенная культура общения, способы общения и оказание взаимопомощи. Этим способам совместной деятельности необходимо обучать.
Для решения поставленных целей нами используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социод-раматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь". В своей работе мы столкнулись с такой ситуацией, когда в группу немецкого языка объединяются ребята из двух классов. Из практики известно, что отношения в параллели не всегда дружные. Встречаясь в кабинете, дело иногда доходило до выяснения взаимоотношений, а иногда ребятам просто нужно поздороваться и обменяться рукопожатием. В начале урока важен настрой на совместную учебную деятельность, на общение, которое предполагает обращение друг к другу. Не всегда у ребят принято называть друг друга по имени, тем более говорить добрые слова и комплименты. На перемене в кабинете звучит классическая музыка. В начале урока уместно провести следующие упражнения (воспитание толерантности, одновременная актуализация иностранного языка) [9; 10; 11]:
1. Упражнение «Здравствуй». Предлагаем поздороваться, обращаясь по имени, и сказать комплимент соседу.
«Ich bin froh, dich zu sehen, Алла. Du bist heute...»
2. Упражнение «Мост симпатий». Предлагаем выстроить мост симпатий. Это сделать не так-то просто. Каждому необходимо установить контакт с любым другим, используя фразы: «Lida, mir gefallt wie du singst» (wie du lachelst ) и так далее. Для стимулирования самопознания и развития умения терпимого самопринятия, а также для преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, проводятся упражнения «Досье» и «Волшебная рука».
3. Упражнение «Досье». Предлагаем расшифровать каждую букву имени соседа через положительные характеристики его личности или его увлечений (составляем картотеку творческих личностей 5 класса).
4. Упражнение «Волшебная рука». Предлагаем обвести свою руку: на каждом пальце написать свои достоинства, а на ладошке - недостатки. Можно обменяться ладошками и отгадывать по характеристикам персону. Часто дети затрудняются назвать свои достоинства, а на ладошке перечисляют много критических оценок. Богатый материал для работы со старшеклассниками представлен на страницах учебников И.Л.Бим «Schritte, 5» и Г. Ворониной «Kontakte». Тема «Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben Sie?» предоставляет возможность подробно познакомятся с субкультурами зарубежных сверстников, их увлечениями, модой, отношениями в семье, школе, сопоставить со своими, высказать свое мнение и отношение.
5. Упражнение «Из жизни сверстников». Класс разбивается на группы и дается индивидуальные задания на подготовку видеосюжетов «Из жизни сверстников». Подобная работа вызывает большой интерес у ребят, стимулирует к изучению страноведческих материалов, дополнительной литературы (по волнующей проблеме); укрепляет межличностные отношения, содействует формированию толерантного отношения к людям; показывает уровень значимости своей культуры и жизненные приоритеты. Таким образом, создаются условия для развития речевых умений, так как ребята поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться немецким
языком и как средством извлечения информации, и как средством общения.
6. Упражнение «Самый популярный». Предлагаем провести интервью «Девочки о мальчиках», «Мальчики о девочках», «Самые популярные профессии (группы, ВУЗы, и т.д.) среди старшеклассников», результаты опроса оформляются и размещаются на стенде.
7. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех». Предлагается вспомнить о некоторых своих интересах, увлечениях, умениях, поступках, о которых еще не знают одноклассники. Цель: поиск партнеров по интересам, самоактуализация личности.
8. Упражнение «Волшебная лавка». Предполагается обсуждение какой-либо проблемы одного или нескольких участников группы, совместный поиск путей выходя из ситуации.
9. Упражнение «Паутина предрассудков». Предлагается в беседе доказать, что негативные проявления можно исправить, совместный поиск путей преодоления.
10. Упражнение «Чем мы похожи» Процедура проведения: члены группы сидят в кругу, ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
11. Упражнение «Комплименты». Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Эффективность работы с обучающимися и достигнутые результаты по этому направлению деятельности зависят и от личности педагога, его умения давать чёткие инструкции в упражнениях, учитывать личностные и возрастные особенности каждого ученика и группы в целом, от умения подбирать материал, включая всех школьников в работу, создавать комфортные деловые условия для взаимодействия, поддерживать интерес к предмету.
Особую роль в деятельности учителя по воспитанию толерантности играет организация рефлексивного анализа. Под рефлексией понимается формирование осознанной устойчивой системы отношения школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. Продуктивность данной деятельности определяется следующими критериями: снижением случаев агрессивного отношения к одноклассникам и знакомым, высокой степенью комфортности обучающихся в группе, высоким уровнем формирования активной ценностной позиции и готовности быть толерантной личностью, свободным выбором детьми способов и форм культурной жизнедеятельности [12].
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе; важно побуждать обучающихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
Таким образом, учитывая все принципы и правила воспитания толерантности в коллективе, можно организовывать воспитательную среду и добиваться высоких результатов. Важнейшим результатом воспитания толерантности является социальная адаптация школьников, которая осуществляется в процессе социализации. Социализация связана с освоением социокультурного опыта, формированием нравственных установок и убеждений, компетенций, необходимых для личностного и профессионального самоопределения, выбором ценно-
стных ориентаций [13]. Успешная социализация обусловлена сотрудничеству, диалогу. Условие успешнойсоциализации такими факторами как желания и намерения изменения пове- является толерантность. дения, готовность к взаимопониманию, взаимоподдержке,
Библиографический список
1. Погодина, А.А. Проблема толерантности в современном мире // Толерантность: термин, позиция, смысл, программа: материалы всероссийской н/п конференции, г. Киров, ВятГГУ, 24-25 ноября 2005. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
2. Акутина, С.П. Воспитание толерантности как гуманистической ценности в деятельности классного руководителя // Гуманитарные ценности общества: история и современность: Материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Киров, ВятГГУ, 24-25 ноября 2005. - Киров: Изд-во ВятгГу, 2005.
3. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов. - СПб.: Речь, 2001.
4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985.
5. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. - Ярославль: Академия развития, 2003.
6. Кушниренко, О.В. Воспитание толерантности. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/564613/
7. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // Тренинг толерантности для подростков. - Р/д: www.tolerance.ru
8. Фадеева, Е.Н. Социология и психология в управлении персоналом: учебно-методическое пособие. - М.: ООО ЦГЛ, 2006.
9. Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. - М: Новая школа, 2001.
10. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина // Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. - СПб: Речь, 2001.
11. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. - М: Генезис, 2001. - V. 4.
12. Лизинский, В.М. Принципы, нормы и правила успешного воспитания / В.М. Лизинский // Народное образование. - 2002 . - № 4.
13. Перминова, Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок: культурологический подход: учебно-методическое пособие. - М.: МИОО, 2009.
Bibliography
1. Pogodina, A.A. Problems of tolerance in the contemporary world // Tolerance: term, position, meaning, program: reports from the Russian scientific - practice conference. Kirov, VatGGU, 24-th-25-st of November 2005. - Kirov: publishing house Vat GGU, 2005.
2. Akutina, S.P. Tuiting tolerance as human value in tutor’s activities // Human value of a society: history and contemporary world: reports from the Russian scientific - practice conference. Kirov, VatGGU, 24-th-25-st of November 2005. - Kirov: publishing house Vat GGU, 2005.
3. Valcker, D. Training on problem solving. - St.Pb.: Rech, 2001.
4. Passov, E.I. Communicative methods in teaching foreign language. - M., 1985.
5. Roghkov, M.I. Teaching schoolchildren to be tolerant / M.I. Roghkov, L.V. Baiborodova, M.A. Kovalchuck. Jaroslavl: Academy of Develop-
ment, 2003.
6. Kushnirenco, O.V. Teaching tolerans. Arailable at: http://festival.1september.ru/ articles/564613/
7. Soldatova, G.U. Living and coping with yourself and the surroundings / G.U. Soldatova L.A. Shaigerova, O.D. Sharova // Training tolerance for teenagers. Arailable at: www.tolerance.ru
8. Fadeeva, E.N. Sociology and psychology in staff management: educational supplies. - M.: OOO CGL 2006.
9. Prutchencov, A.S. Communicative skills Training. Method approach of lessons. - M.: Novaja shkola, 2001.
10. Lutova, E.K. Training in Effective Conduct with children / E.K. Lutova, G.B.Monina // Training in Effective Conduct with children. Complex
program. - St.Pb.: Rech, 2001.
11. Fopel, K. How to teach Children Cooperate? Psychological Games and Exercises. - M: Genesis, 2001. - V. 4.
12. Lisinsky, V.M., Principles, norms and rules for successful upbringing // Narodnoe obrasovanie. - 2002. - № 4.
13. Perminona, L.M.Functional Literacy of Pupils. Current Lesson: cultural approach: educational supplies. - M.: MIOO, 2009.
Article Submitted 10.02.11
УДК 378.017:62:005.321
В. Г. Гамалей, соискатель, ДВГУПС, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыты теоретический и практический аспекты состояния подготовки будущих специалистов в техническом вузе как субъектов развития профессионализма при изучении основ наук.
Ключевые слова: системный подход, субъект, объект, цель, профессионализм.
Одной из характерных черт современности является глобальный кризис образования. Если несколько лет назад мы могли говорить исключительно о проблемах российского образования, вызванных реформами отечественной экономики, то сегодня отмечается развившийся общемировой кризис образования, который является своего рода ответом на мировые социально-экономические процессы. Ученые и политики в области образования выделяют ряд таких процессов, обусловливающих необходимость глубоких изменений в образовательных системах, и анализируют возможности выхода из образовательного кризиса. Как замечено С.М. Тутарищевой, любым образовательным системам присуща инертность, из-за которой они слишком медленно меняют содержание и свою организацию, поэтому не успевают отвечать на вопросы извне. Подобная инертность характеризует и отдельных граж-
дан, и общество в целом, препятствуя рациональному использованию образовательного потенциала. Данный факт обуславливает потребность в интенсивном опережающем образовании. В частности, цели и задачи профессиональной подготовки должны определяться в соответствии с ближайшими или отдаленными прогнозами развития тех или иных отраслей и видов деятельности [1].
Каждый специалист, отвечающий современным требованиям, должен быть способен своевременно творчески решать общественные, производственные и личные проблемы. Успешность профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от целевого, т.е. развивающего характера взаимодействия всех субъектов образовательной системы в вузе.