УДК 159.922.7 ББК 88.840.1 С 89
Г.Д. Сундуй
Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва; Email: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ СОВЕСТИ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обосновывается необходимость рассмотрения воспитания совести как предмета междисциплинарного исследования; затрагиваются философско-психологический, социальный, культурологический, этнический аспекты педагогических исследований. Подчёркивается важность внедрения в практику современного поликультурного образования нового уровня воспитания совести, в том числе за счёт актуализации межпредметных связей; также выявления роли и места воспитания совести в структуре самого педагогического знания.
Ключевые слова: совесть, воспитание, духовность, нравственность, междисциплинарное исследование, личность.
G.D. Songdui
Candidate of Pedagogy, Head of the Laboratory of Ethnopedagogical Researches of Institute of National School Development at the Ministry of Education and Science of the Republic of Tyva; E-mail: sundui@inbox. ru
CONSCIENCE EDUCATION AS SUBJECT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH
Abstract. The paper proves that it is necessary to regard conscience education as a subject of an interdisciplinary research. The author examines the philosophical, psychological, social, culure and ethnic aspects of pedagogical researches. Importance of introduction of modern multicultural conscience education of a new level in practice is emphasized, including that due to actualization of intersubject ties and identification of a role and place of conscience education in structure of the pedagogical knowledge.
Keywords: conscience, education, spirituality, morals, interdisciplinary research, personality.
В условиях глобализации создаётся опасное положение, угрожающее духовной безопасности личности и общества. Криминализация общественных отношений, выражаемая в междунароном терроризме, деятельности националистических и религиозных движений, коррупции в государственных структурах, порождает отторжение детей и молодёжи от духовно-нарвственного бытия. Они стали стремиться к наживе с помощью обмана, воровства, насилия, в результате чего теряется добросовестное отношение к себе и другим людям, природе, культуре, обществу.
Воспитание совести ребенка протекает в определенной социально-культурной среде, неразрывно связанной со всеми сторонами реальной жизни. В советской педагогике воспитание совести наиболее широко рассматривалось В.А. Сухомлинским [1, с. 120]. Называя совесть «существом капризным, тонким и нежным», он наставлял, что чистая совесть должна быть неотъемлемой частью образа жизни человека, рассматривал воспитание совести как объект междисциплинарного изучения. Действительно, понятие «совесть» многомерно, является предметом изучения многих гуманитарных изысканий. Однако какими бы узкими ни были исследования совести, они всегда связаны с духовно-нравственным становлением человека. Педагогическое же изучение совести в данном контексте занимает
более выгодную позицию, однако оно отличается весьма скудным содержанием и малым количеством исследований, тем более связанных с другими областями знаний.
Прежде всего, следует выделить четыре самостоятельных аспекта междисциплинарного подхода, а именно:
а) философско-психологический аспект в целях выявления методологических ориентиров исследования;
б) социальный аспект, предполагающий изучение состояния совести в обществе;
в) этнический аспект, предполагающий изучение моделей совести, отражённых в этнической картине мира;
г) культурологический аспект, рассматривающий совесть как регулятив культуры;
д) собственно педагогический, целенаправленно организующий процесс воспитания совести.
Исследуя аспекты в отдельности, мы можем получить ценную научную информацию. Однако воспитание совести следует рассматривать в интегративном плане, и решение ряда задач возможно только в сотрудничестве с другими науками. В частности, философия и психология помогут педагогике определить методологические ориентиры процесса воспитания совести через рассмотрение понятия «отношение». Интерес для педагогического исследования представляют: а) психология отношений В.Н. Мясищева, где совесть рассматривается в группе морально-правовых отношений: к себе, людям и к предметам внешнего мира [2]; б) идея изучения взаимоотношений самосознания с совестью Б.Г. Ананьева [3]; б) форма совести-отношения О.П. Рылько [4].
В русле современной психологической науки существует антропологическая парадигма, пытающаяся найти место нравственности и духовности в рамках целостного психологического знания о сущности человека. В этой связи С.А. Барсукова, рассматривая совесть как форму преодоления отчуждения человека от человека и от самого себя, приписывает ей универсальный всеобъемлющий характер [5, с. 1]. Для педагогики данный подход представляется важным, т.к. давно назрела необходимость стыковки практической педагогики и практической психологии в едином духовно-нравственном воспитательном пространстве. В настоящее время чрезвычайную актуальность приобретает рассуждение К.А. Абульхановой о том, что «педагоги, ориентированные на режим обучения, оценок, не знают психологию личности ни теоретически, ни практически. Поэтому они не могут ни квалифицировать личность, ни прогнозировать пути её развития, ни направлять эту личность посредством воспитательных воздействий. Там, где речь идёт о человеческих отношениях, которые должны иметь своей целью воспитание самостоятельности, ответственности, социальной зрелости людей, необходимо отношение к ним как к субъектам. Преобладающей ценностью (для населения России) является жизнь с чистой совестью» [6, с. 92-97]. Сотрудничество педагогики с психологией позволит изучить: а) стратегию и тактику процесса воспитания совести; б) конкретные средства, формы и способы процесса воспитания совести и их эффектвность.
Изучение процесса воспитания совести должно содержать широкомасштабный социокультурный контекст, раскрывающий особенности как исторического, так и современного функционирования совести, также духовно-нравственных ценностей, заданных культурой общества. Интресным в данном контексте представляется мнение И. Кона о совести как регулятиве культуры [7, с. 82-113]. При этом чрезвычайно востребованной, в то же время деликатной представляется внедрение в практику современного поликультурного образовательного пространства межкультурные вариации совести. Задача педагогики - обеспечить новый уровень воспитания совести, взглянуть на эту проблему сквозь призму детского и юношеского восприятия в ракурсе как повторяющихся исторически, так и изменяющихся тенденций. Сколько-нибудь целостное формирование чистой совести невозможно без учёта воспитательных систем народов, которые подверглись обширному исследованию с появлением этнопедагогики, предметом которой выступает «педагогическая культура рода, народности, нации, сказывающаяся и в
«общности психического склада» той или иной этнической группы» [8, с. 16]. Однако в этнопедагогических исследованиях превалирует описательность, что значительно затрудняет процесс внедрения опыта в образовательную практику.
Огромное теоретико-практическое, на наш взгляд, значение имеет изучение народных коллективных детских игр, в чьем содержании отражается вся жизнедеятельность людей, связанная с ней, и совестливые установки (семейные, межличностные, трудовые, экологические, общественные, гендерные и т.д.). Высокая психолого-педагогическая значимость таких игр заключается в их компактности, позволяющей детям войти в мир, где реализуются реальные взаимоотношения и выполняются конкретные социальные роли.
Самое серьезное внимание должно быть отведено выявлению роли и места воспитания совести в структуре самого педагогического знания. Сравнительная педагогика поможет исследователям методологически верно определить своеобразие целей, задач, методов воспитания детей конкретных народов. Мы также предполагаем, что данные социальной педагогики дадут возможность опираться на выявленные способы и методы социализации личности, использование педагогического потенциала социума в целях гармонизации отношений субъектов социальной среды [9, с. 279]. Система методов и приёмов воспитания и обучения педагогики сотрудничества, основанной на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, значительно облегчит и обогатит задачи процесса воспитания совести.
Весьма богатое отражение совести в произведениях устного народного творчества, в религиозной, художественной и зарубежной литературе, чье изучение предусмотрено ФГОС, актуализализирует исследования по межпредметным и междисциплинарным связям. К примеру, сегодняшний день филология располагает весьма солидным багажом концепта «совесть» в различных языковых этнических картинах мира, что даёт возможность осуществления его педагогической интерпретации. Религиозная и художественная литература является поистине хранителем золотого фонда, в котором остро поднимаются проблемы совести.
Таким образом, воспитание совести, главной целью которого является формирование добросовестных отношений личности к себе и другим, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу, испытывает острую необходимость в междисциплинарном изучении.
Нам представляется, что расширение междисциплинарного исследования позволяет связать в единое целое то общее и особенное, вырабатываемое коллективным (общественным) сознанием, тем самым позволяет педагогике обосновывать методологические подходы, принципы и рекомендации процесса воспитания совести в контексте духовно-нравственного формирования школьников.
Примечания:
1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика,1990. 288 с.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18.
4. Рылько О.П. Становление чувства совести у подростков: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1972. 151 с.
5. Барсукова С.А. К пониманию феномена совести в психологии // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12, № 3(3).
6. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.; Воронеж: Московский психологосоциальный институт: МОДЭК, 1999. 224 с.
7. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М., 1979.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та, 2009.
576 с.
9. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]. М.: Ака-
References:
1. Sukhomlinsky V.A. How to bring up a real person. M.: Pedagogika, 1990. 288 pp.
2. Myasishchev V.N. Psychology of relations. M.: MPSI, 2005. 158 pp.
3. Ananyev B.G. On the statement of the problem of children's consciousness development // News of the RSFSR NPA. 1948. Issue 18.
4. Rylko O.P. The formation of teenagers’ feeling of conscience: Diss. for the Cand. of Psychology degree L. 1972. 151 pp.
5. Barsukova S.A. On the conception of conscience phenomenon in psychology // News of the Samara RAS scientific center. 2010. V. 12, No. 3(3).
6. Abulkhanova K.A. Psychology and consciousness of personality. M.; Voronezh: Moscow psychological and social institute: MODEK, 1999. 224 pp.
7. Kon I.S. Moral consciousness of personality and regulatory mechanisms of culture // Social psychology of personality. M., 1979.
8. Volkov G.N. Ethnopedagogical pansophia. Elista: the Kalmyk State Un-ty publishing house, 2009.
576 pp.
9. Pedagogical dictionary / V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova, T.A. Strokova [etc.]. M.: Academia, 2008. 352 pp.