Научная статья на тему 'Понятие «Совесть» в религиозной (христианской) литературе в контексте духовно-нравственного воспитания личности'

Понятие «Совесть» в религиозной (христианской) литературе в контексте духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1995
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / CONSCIENCE / SPIRITUALITY / MORALS / MORAL CONSCIOUSNESS / PERSONALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сундуй Галина Донгаковна

В статье рассматривается христианское понимание совести, выделяются основные функции и аспекты ее хранения. Подчеркивается роль совести в духовно-нравственном воспитании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Conscience» in the Religious (Christian) Literature in Context of Spiritual-moral Education of Person

Christian understanding of conscience is considered in the article. The basic functions and aspects of conscience are allocated. The conscience role in spiritually-moral education of the person is focused in this article.

Текст научной работы на тему «Понятие «Совесть» в религиозной (христианской) литературе в контексте духовно-нравственного воспитания личности»

Литература

1. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности. Психология личности: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. Т.2.

2. Ильин Г.Л. Философия образования (идеи непрерывности). - М.: Вузовская книга, 2002.

3. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.

4. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. О человеческом в человеке / под общ. ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991.

5. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

6. Щедровицкий П.Г. Очерки философии образования. - М.: Эксперимент, 1993.

Логинова Лариса Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников. E-mail: loginovalg@mail.ru

УДК 371(571.52)

© ГД Сундуй

Понятие «совесть» в религиозной (христианской) литературе в контексте духовно-нравственного воспитания личности

В статье рассматривается христианское понимание совести, выделяются основные функции и аспекты ее хранения. Подчеркивается роль совести в духовно-нравственном воспитании личности.

Ключевые слова: совесть, духовность, нравственность, нравственное сознание, личность, воспитание.

G.D. Зип/иу

«Conscience» in the Religious (Christian) Literature in Context of Spiritual-moral Education of Person

Christian understanding of conscience is considered in the article. The basic functions and aspects of conscience are allocated. The conscience role in spiritually-moral education of the person is focused in this article.

Keywords: conscience, spirituality, morals, moral consciousness, personality, education.

Прежде чем приступить к рассмотрению этого весьма актуального для современной педагогики понятия, следует сказать, что оно всегда привлекало внимание незаурядных умов человечества начиная с античных времен и продолжает оставаться таковым по сей день. Впервые термин совесть употребил Демокрит в значении осознания человеком совершенного им злодеяния. Дальнейшее свое раскрытие понятие совесть получает в сочинениях стоиков, в частности в произведениях Цицерона и Сенеки. Первый считал, что совесть исходит из религиозных заповедей, связанных с наказанием человека за содеянные злые дела. Как и Цицерон, Сенека указывает на религиозный характер совести, относит ее к священному духу, который пребывает внутри человека и ведет учет всех его добрых и злых дел. Интересно отметить, что мысли Сенеки относительно того, что совесть выступает в качестве стража поведения, находят отражение в работе советского педагога В.А. Сухомлинского [8, с.110]. В это время появляется термин, означающий состояние совести - совести доброй -

как последствие причин внутреннего мира человека (1Пет. 3:16).

В религиозной (христианской) литературе совесть однозначно выступает как неотъемлемый Божий дар, возникший при творении (рождении) человека, который имеет способность развиваться, сохраняя свою первостепенную чистоту. По этому поводу Преподобный авва Дорофей наставлял, что необходимо хранить изначальную чистоту совести, данную Богом. Поучительными и актуальными звучат сегодня слова святителя Златоуста о чистой совести и природе, способных учить людей безмолвно. Следовательно, природа человеческой совести изначально имеет дело с Богом, т.к. он «сотворил нас» (Псалом 99:3).

Понятие совесть занимает достойное место в Ветхом Завете и передается термином «сердце», означающим внутреннего человека, сотворенного Богом [1]. Исходя из того, что человеческая жизнь определялась предписаниями Ветхого Завета, то совесть (сердце) в нем представляла собой целое святоучение, которое получило свое дальнейшее развитие в Новом Завете.

Далее понятие совесть в религиозной литературе получает новый импульс благодаря Святому апостолу Павлу, связавшему его с верой, любовью и действием Святого Духа. Первостепенную роль в данном русле играет нравственное сознание личности, живущей по заповедям Иисуса Христа. По большому счету Святой апостол Павел расширил «территорию» совести за рамки совершенных человеком злых дел. Данная новая духовная территория включала в себя всю внутреннюю жизнь человека, его понимание мира и окружающей жизни, включая и нравственные переживания.

Религиозное (христианское) понимание совести получает свое объяснение также в отдельных трудах церковных писателей и святых отцов, следующих истине Божественного Откровения. В частности, в них совесть называется внутренним очагом (Ориген), описывается как внутренний свет и как высший ум (Блаженный Иероним), считается основанием правильной жизни (Климент Александрийский). Как видим, в той или иной степени тема совести в религиозной (христианской) литературе рассматривается как проявление нравственного сознания личности.

Несомненное достоинство религиозной (христианской) литературы состоит в том, что в ней мы находим термины, означающие разные состояния совести. Их можно сгруппировать приблизительно следующим образом:

• совесть нормального состояния: чистая (непорочная), совершенная, благая, активная, чувствительная, сверхчувствительная, просветленная, освященная;

• совесть среднего состояния: немощная, колеблющаяся, несведущая, усыпленная;

• совесть низкого состояния: нечистая, злая, лицемерная, мнительная, пристрастная, потерянная;

• совесть падшего состояния: погрешите ль-ная, помраченная, угасшая, окаменевшаяся, ожесточенная, сожженная.

Разное состояние совести у человека отнюдь не означает законченность действия. К примеру, совесть представляется несведущей, когда человек не сумел познать общие нравственные законы, относящиеся ко всем людям. Следовательно, можно исправить такое положение и довести свою совесть до состояния просветления с помощью веры в Христа Спасителя, духовнонравственного поступка (поведения), что подтверждает следующее изречение: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроп-

лением очистив сердце от порочной совести, омыв тело водою чистою» (Евр. 10-22).

Каждое вышеназванное состояние совести находит свое объяснение и толкование в религиозной литературе. Таким образом, можно предположить, что процесс развития совести происходит под воздействием конкретных жизненных условий (ситуаций), окружающей среды.

Другой не менее важный элемент в христианской литературе - четко расписанные специфические функции совести. В частности, митрополит Филарет выделяет три основные ее функции: законодательную, судебную и исполнительную [6, с.8]. Законодательная функция совести представляет собой санкционированные нормы, требования, предписания, такие как «делай добро», «не укради», «не делай другому того, чего не желаешь себе» и т.д., которые носят совершенный характер по отношению к жизни, справедливого и честного отношения к ней. Судебная функция совести проявляется в том, что внутренний голос совести, предъявляющий обвинение за содеянное зло, как правило, всегда правдив и никогда не подвергается соблазну подкупа. Свобода совести, как объясняет архимандрит Платон, предполагает ее исполнительную функцию и проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же как ничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела и беззакония [1]. В религиозных (христианских) учениях святых выделяются также контролирующая и направляющая к нравственному совершенствованию функции совести.

Как было сказано выше, совесть включает в себя нравственные требования, за нарушение которых предписываются соответствующие наказания, в результате чего одни люди испытывают мир в душе, другие - угрызения и упреки совести, доходящие иногда до глубоких душевных терзаний. Восстановление душевного покоя происходит через глубокое и искреннее покаяние. В качестве примера выступают терзания совести самого царя Давида за прелюбодеяния с Вирсавией: «День и ночь тяготела надо мной рука Твоя, свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Псалом 31:4).

Большой научный интерес представляет в религиозной (христианской) литературе точка зрения, трактующая совесть как отношение. В частности, авва Дорофей ведет речь о хранении (проявлении) совести в отношении к Богу, ближнему и вещам. Первое хранение совести выводит на пьедестал жизнь по заповедям само-

го Бога. Второе хранение связано с мыслью, словом или взглядом к ближнему. Это значит, что нравственный закон совести не допускает помрачения душевного состояния близкого человека ни мыслью, ни словом или взглядом. Суть последнего третьего хранения совести заключается в том, что человек должен иметь уважительное отношение к собственным вещам, беречь их, не бросать без нужды, не давать им портиться и т.д. Таким образом, согласно религиозным законам человек должен иметь и сохранять всегда искренне уважительное, совестливое отношение к Богу, ближнему и вещам.

И наконец, понятие совесть в религиозной (христианской) литературе напрямую связано с понятием духовно-нравственное воспитание. В свое время апостол Павел предупреждал, что некоторые христиане поддадутся влиянию мира и станут людьми, «совесть которых клеймена раскаленным железом» (1 Тимофею 4:2). Исходя из этого, он говорил о необходимости обучения совести в целях бережного отношения к ней.

Современные представители христианской религии и педагогики все чаще и чаще говорят о духовно-нравственном воспитании, выдвигают свои определения, нередко противопоставляя их светским. Тем не менее следует отметить тенденцию их сближения. В частности, Святейший патриарх Кирилл говорил о роли нравственности в педагогическом процессе следующим образом: «Без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса» [7] .

Серьезное внимание вопросу воспитания совести уделяет архимандрит Платон, утверждающий, что «грани формирующего нравственного сознания, какой является совесть, приметны в характере развития личности уже в раннем возрасте и проявляются активно через человеческое влияние, события жизни и действие благодати» [1, с.10]. Он подчеркивает, что совесть ребенка нуждается в постоянном развитии и воспитании, формируется со временем.

Духовно-нравственное формирование ребенка происходит в процессе воспитания чистой, доброй и непорочной совести под воздействием Божественной благодати. Такая работа начинается с детского возраста, затем продолжается в подростковом и юношеском возрасте. Архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что свобода, достоинство, авторитет и обязывающая сила совести становятся реальной гарантией того, что жизнь человека соединена с Богом и осуществляется по закону Христову [там же].

Анализ вышеуказанной литературы позволяет говорить о том, что совесть, рассматриваемая в христианской религии как нравственный закон и как проявление нравственного сознания личности, доходила до сознания масс благодаря народной педагогике. Она исторически благоприятствовала усвоению святоучений и сыграла неоценимую роль в выделении значения совести в духовно-нравственном воспитании личности.

Понятие духовно-нравственное воспитание, как и понятие совесть, широко рассматривается в святоотеческой литературе на основе текстов Божественного Откровения Ветхого и Нового Заветов. Особая роль по обобщению опыта в сфере воспитания принадлежит святителю Феофану Затворнику Вышенскому. Его замечательная мысль о том, что человеческая душа есть единство разума, чувств и воли, получила свое отражение в педагогической деятельности выдающегося советского педагога у В.А. Сухо-млинского. Духовная жизнь Василием Александровичем рассматривается как единство жизни «интеллектуальной, эмоциональной и волевой» [9, с. 127]. Кроме того, христианские нравственные понятия, такие как чистая совесть, душа, долг, нравственная свобода, божественная красота мироздания, присутствуют в работах советских педагогов (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко).

Весь XX век - век появления педагогических и антропологических работ, рассматривающих воспитательное значение религии, в частности в творчестве В.В. Зеньковского и И.А. Ильина. В своей работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» В. В. Зеньковский духовность и духовную жизнь называет сердцевиной личности, «связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил» [3, с. 242]. По этому поводу он пишет, что «все в человеке потому и личностно, что соотнесено с духовным началом» [там же]. Понятие духовность В.В. Зеньковский относит к творческой силе, определяющей новое качество жизни [там же]. Кроме того, он подчеркивает важность преодоления отождествления понятия духовности и жизни в добре, установления факта светлой и темной духовности [там же, с. 268].

К числу основных проявлений духа И. А. Ильин причисляет искание бога, совесть, страх. Он утверждает, что «духовность человека отнюдь не совпадает с сознанием, отнюдь не исчерпывается мыслью, отнюдь не ограничивается сферой слов и высказываний. Духовность глубже всего этого, могущественнее, богаче, значительнее и священнее» [4, с. 399].

По канонам религиозной (христианской) педагогики считается, что воспитание, пробудившее жизнь человеческого духа в сторону возрастания светлой духовности, принесет и плод нравственного поведения во всех отношениях. Как известно, в православном понимании человек наделяется образом Божиим еще в утробе матери, а не в образе «чистого листа», на котором можно написать что угодно. Начало лично -сти, утверждает В.В. Зеньковский, есть основное выражение этого образа [там же, с. 318].

Необходимо отметить, что в настоящее время христианская педагогика сохраняет за собой свои собственные основополагающие постулаты:

Первое. Тема воспитания как исцеление духовного начала может быть правильно поставлена лишь как тема спасения и искупления [там же, с. 317].

Второе. Воспитание подходит к теме спасения только в связи с эмпирической жизнью. Воспитание эмпирической личности получает первостепенное значение [там же, с. 318].

Третье. Воспитание имеет задачу помочь ребенку стать свободным, обрести свободу [там же, с. 228].

Таким образом, в христианской педагогике приоритетом воспитания является воспитание духа [там же, с. 375].

Говоря о понятиях совести в контексте духовно-нравственного воспитания личности в религиозной (христианской) литературе, мы не можем не назвать имена светских ученых-педагогов, в чьих работах ярко отразились прогрессивные идеи и опыт христианской (православной) педагогики. К ним следует отнести, прежде всего, Б.Т. Лихачева и Г.Н. Волкова. В частности, подвергая критике современную науку, где критерием истинности выступает не истина, а только жизненный успех, Б.Т. Лихачев сетует на то, что она как бы «снимает с себя ореол духовно-мировоззренческой ценности, способствует искажению природной и нравственной сущности человека» [5, с. 164]. Борис Тимофеевич утверждает, что «религия получает сегодня некоторое преимущество перед российской наукой, утратившей свой былой величественный, мировой, духовно-нравственный и народохозяйственный авторитет и приоритет. Зато религия успешно проникает в школу в виде культурологического, религиоведческого материала, заполняя ниши, оставляемые наукой» [там же, с. 157-158]. В своей работе Б.Т. Лихачев совершенно справедливо отдает должное сподвижникам религиозно-нравственных исканий и великим мученикам совести в лице вы-

дающихся русских писателей Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Раскрывая противоречиво-жизнеутверждающую суть религии и церкви, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что они:

- создают основы земного духовнонравственного бытия, способствующие самосовершенствованию человека;

- помогают удерживать себя в рамках нравственности и права;

- стимулируют их стремление к духовному возвышению, преодолению своего несовершенства, дорастанию до образа Божьего, до обретения божественной благодати [там же, с. 175].

Б.Т. Лихачев отмечает величайшую роль христианской (православной) религии в создании самого высокого и одухотворенного искусства. Среди них он называет соборы Кремля, храм Василия Блаженного на Красной площади, храмы Суздаля и т.д. Задевая такой тонкий вопрос, как религиозное мировоззрение, Б.Т. Лихачев приходит к заключению, что оно объединяет объективно разрозненные течения христианства, иудаизм, магометанство, а также буддизм, синтаизм, индуизм и даже шаманизм [там же, с. 183]. Б.Т. Лихачев также большое внимание уделяет гармоническому сочетанию веры и совести, при этом отмечает, что вера должна вырастать из разума.

Г.Н. Волков, основатель новой отрасли педагогической науки - этнопедагогики, причисляет религию к одному из основных факторов народного воспитания в формировании духовности личности [2, с. 147]. Поучительным для современного педагога представляется предосторе-жение Геннадия Никандровича о том, что «вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным его компонентом является любовь к человеку» [там же]. Говоря об огромном воспитательном потенциале традиционных религиозных учений, он имеет в виду все религии народов мира, включая и языческую веру [там же, с. 148]. Г.Н. Волков называет их духовным богатством, величайшим пластом человеческой культуры, без чего невозможно строительство полноценного духовного дома [там же, с. 147]. По его мнению, светская, школьная и семейная педагогика много потеряли, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, как религия [там же, с. 151]. Под руководством Г.Н. Волкова появилась целая плеяда педагогов-практиков, сумевшая, как отметил Б.Т. Лихачев, ввести в содержание школьных программ религиоведческие материалы.

Я.В. Тараскина. Особенности иноязычного вузовского образования в эпоху развитого социализма (на примере Республики Бурятия)_________________________________________________________________________________________________

Опираясь на вышеизложенные тезисы, мы можем предположить характеристику совести на примере религиозной (христианской) религии следующим образом:

1. В религиозной (христианской) литературе совесть однозначно рассматривается как Божий дар, возникший при творении (рождении) человека и имеющий первостепенную чистоту, т.е. она является внутренним врожденным свойством личности. Совесть также толкуют как внутренний очаг, высший ум и основу правильной жизни.

2. Концептуальную роль в теории совести играет нравственное сознание личности, живущей по заповедям Христа. При этом совесть включа-

ет в себя всю внутреннюю жизнь человека, его понимание мира и окружающей жизни.

3. Неоценимую роль в воспитании совести в контексте духовно-нравственного воспитания личности сыграла народная (христианская) педагогика, сохранившая свои основополагающие постулаты, где приоритетом выступает воспитание духа.

4. В настоящее время в российском образовании просматривается тенденция сближения светской и религиозной педагогики, осуществляется попытка создания воспитательной системы, влияющей на духовно-нравственное формирование личности.

Литература

1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие [Электронная библиотека].

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Педагогические сочинения / сост. Е.Г. Осовский, О.Е .Осовский. Саранск, 2002.

4. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т.3.

5.Лихачев Б.Т. Социология воспитания. М., 2010.

6. Филарет. Нравственность христианина. М., 1991.

7. Слово Святейшего патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 года [электронная версия] // Официальный сайт Московского патриархата.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / сост. О.В. Сухомлинская. М., 1990.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. М., 1985.

Сундуй Галина Донгаковна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва.

E-mail: sundui@inbox.ru

УДК 378 (571.54) (09)

©Я.В. Тараскина Особенности иноязычного вузовского образования в эпоху развитого социализма

(на примере Республики Бурятия)

В статье рассматриваются особенности развития иноязычного вузовского образования с 1975 по 1984 г. Автором анализируются историко-педагогические условия, выявляется специфика, ведущие тенденции обучения иностранным языкам как учебного предмета в региональном вузе.

Ключевые слова: иноязычное вузовское образование, учебный процесс, преподавательский корпус, гуманизация, проблемное обучение, коммуникативный подход.

Ya V Taraskina

Specifics of Foreign Language Teaching in the Period of “Developed Socialism”

(on the example of the Republic of Buryatia)

The article deals with specialties of development of foreign language teaching in higher education institution from 1975 till 1984. The author analyses the main tendencies of historical and pedagogical conditions of foreign language teaching.

Keywords: foreign language teaching, pedagogical process, teaching staff, humanization, problem learning, communicative approach.

В эпоху «развитого социализма» иноязычное языкам в стране, так и спецификой преподава-

вузовское образование в региональном вузе ния иностранных языков в провинциальном ин-

имело свои особенности, опосредованные как ституте. Историко-педагогические условия реведущими тенденциями обучения иностранным гионального вуза, каковым являлся Бурятский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.