Библиографический список
1. Основные документы болонского процесса. Коммюнике Конференции Европейских министров образования. Берген, 2005
2. Суханов А.Д. Стратегия развития общего высшего образования: достижение целостности через трансдисциплинированность. Известия РАО. 2000; 1: 3 - 10.
3. Гарунов М.Г. Развитие творческой самостоятельности специалиста. Высшее образование в России. 1998; 4: 83 - 86.
4. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1998.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 5: 34 - 42.
References
1. Osnovnye dokumenty bolonskogo processa. Kommyunike Konferencii Evropeískih ministrov obrazovaniya. Bergen, 2005
2. Suhanov A.D. Strategiya razvitiya obschego vysshego obrazovaniya: dostizhenie celostnosti cherez transdisciplinirovannost'. Izvestiya RAO. 2000; 1: 3 - 10.
3. Garunov M.G. Razvitie tvorcheskoj samostoyatel'nosti specialista. Vysshee obrazovanie vRossii. 1998; 4: 83 - 86.
4. Adol'f V.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'nojkompetentnostiuchitelya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1998.
5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5: 34 - 42.
Статья поступила в редакцию 19.05.16
УДК 37.034
Sundui G.D., leading researcher, Laboratory of Ethnocultural Contents of Education, National School Development
Institute (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF CONSCIENTIOUS RELATIONSHIP AS A BASIS OF MORAL EDUCATION OF MODERN STUDENTS.
The article raises a problem of education in the new historical condition, that led to changing of the system of relationship in different spheres and at different levels. The author considers philosophical, psychological, historical and pedagogical approaches to study a concept of "attitude" in relation to conscience. The article states the importance of identity formation with a high level of integrity not only to employment (professional) training and responsibilities, but to themselves and to others, family, nature, objects of the external world, culture, society and homeland as the basis of moral education of modern students. The work explains a concept of "conscientious attitude", which is detailed at the spiritual and moral levels. Conscientious relationship is classified according to the contents, character demands, the nature of communication. The author offers a mechanism form conscientious relationships on an ontological (existential) basis through a specially organized process of education of conscience with the maximum use of capabilities of every academic discipline, as well as additional educational programs.
Key words: attitude, conscience, conscientious relationships, moral education, levels of conscientious relationships, classification of conscientious relationships, events.
Г.Д. Сундуй, ведущий научный сотрудник лаборатории этнокультурного содержания образования, Институт
развития национальной школы, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматривается проблема воспитания в условиях нового исторического состояния, что привело к изменению системы отношений в разных сферах и на разных уровнях. Рассмотрены философские, психологические и историко-педа-гогические подходы рассмотрения понятия «отношение» во взаимосвязи с совестью. Аргументируется важность формирования личности с высоким уровнем добросовестного отношения не только к трудовым (профессиональным) и учебным обязанностям, но и к себе и другим, семье, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу и Отечеству, как основы нравственного воспитания современного школьника. Обосновывается понятие «добросовестное отношение», которое конкретизируется на духовном и нравственном уровнях. Добросовестные отношения классифицированы по содержанию; по характеру требовательности; по характеру связи. Предложен механизм формирования добросовестных отношений на онтологической (бытийной) основе через специально организованный процесс воспитания совести с максимальным использованием возможностей каждой учебной дисциплины, а также дополнительных образовательных программ.
Ключевые слова: отношение, совесть, добросовестные отношения, нравственное воспитание, уровни добросовестных отношений, классификация добросовестных отношений, мероприятия.
В функционировании воспитательных систем, предлагаемых для общего образования, остаётся много проблем, в решении которых часто обращаются к искусственно созданным моделям, отводящих детей от реальной жизни. Последнее порождает и питает недоверие к педагогам, как со стороны самих учащихся, так и общественности. Поэтому разработка и внедрение механизма формирования добросовестных отношений на онтологической (бытийной) основе является актуальной научной и практической проблемой.
Целью настоящей статьи является раскрытие сущности, актуальности и сложности проблемы формирования добросовестных отношений ребенка в частности к себе и другим, природе, культуре и обществу. В данном контексте под сущностью воспитания мы понимаем «процесс субъект-субъектных отношений воспитателей и воспитанников, организованных на равенстве и понимании ими друг друга» [1, с. 10].
Формирование добросовестных отношений - одна из острейших и масштабных проблем современности, от успешного решения которой во многом зависит социально-экономическая
и общественно-политическая стабильность. Сегодня человечество находится в новом историческом состоянии, что привело к изменению системы отношений в разных сферах и разных уровнях, в том числе по отношению к детству [2].
Изучение проблем формирования добросовестных отношений позволяет выделить особо философское понятие «отношение». В понимании философов всё, что существует, призвано находиться в отношении, и это отношение есть истина всякого существования; все в мире друг к другу имеет отношение из-за причины [3; 4].
Своё обширное толкование понятие отношение получило в «Теории отношений личности» (В.Н. Мясищев), впоследствии получившее свое развитие в других областях знания [5]. По мнению В.Н. Мясищева формирование отношений происходит в результате отражения им на сознательном уровне объективно существующих отношений. Он называл личность «ансамблем отношений», при этом выражение отношения человека к себе, людям и к предметам внешнего мира всегда связывал с совестью. Ценными также представляются рассмотрение взаимо-
отношений самосознания с совестью А. Ананьевым[6], также основных форм совести Рылько: нравственно-оценочные отношения, отдельные эмоции при несформировавшейся еще совести-отношении [7].
В историко-педагогическом контексте воспитание нравственности рассматривается как деятельность, целью которой выступает ориентация на качество и свойство личности, вырабатываемые в процессе взаимоотношений. Например, русская пословица «плоха рожа, да душа пригожа» обозначает «дефективное» отношение души и плоти. Однако в ней же мы видим призыв быть в ладных отношениях с самим собой, что может быть эффективно использовано в практике современного воспитания. Целью воспитательной традиции «CYЗYKтээр» тувинского народа является формирование ценностных отношений ребенка к себе и другим людям, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу [8]. Как видим, практика воспитания добросовестных отношений своими корнями уходит в глубинные пласты культуры общества, и каждая историческая эпоха вносила в нее свою лепту.
Развитое В.А. Сухомлинским формирование гуманных отношений посредством специальных уроков воспитания совестливости есть и остается гениальным педагогическим чудом [9]. По мнению некоторых известных педагогов, чувство совести обуславливается характером общественных отношений (Б.Т. Лихачёв), взаимных отношений граждан (Г.Н. Волков).
В связи со сложностью характера современного воспитания важным становится формирование личности с высоким уровнем добросовестного отношения не только к трудовым (профессиональным) и учебным обязанностям, как традиционно принято в российском общесте, но и к себе и другим, семье, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу и Отечеству. Добросовестность мы рассматриваем как ценностно-смысловое ядро качества человека, состоящего из духовного и нравственного уровней отношений. Если духовный уровень отношений воплощает в себя область знания ценностных смыслов, то нравственный проявляет себя в реализации ценностных свойств сознания в конкретной деятельности (поведении, поступков). Ярким выражением добросовестного отношения, например, к себе выступают - забота здоровье, самооценка помыслов и поступков, ответственность, воля и т. д.; к другим - уважение, толерантность, помощь, забота, поддержка, сопереживание и т. д.; к предметам внешнего мира - жилищу, двору, личным вещам, памятникам истории и т. д.; к Отечеству - патриотическое чувство, преданность, готовность к защите и т. д. Добросовестные отношения задают смысл формирования нравственной личности человека, становясь как личностными, так и общественными ценностями.
Библиографический список
Добросовестное отношение человека к кому-либо или чему-либо образует неразрывное целое, благодаря детер-минационной взаимосвязи между ценностным отношением и ценностным свойством сознания. Добросовестные отношения начинаются от отношения к самому себе как ценности семьи, рода, народа. В словосочетании «добросовестные отношения» закрепляется общая, социально значимая сторона соблюдения отношений человека в области духовной и нравственной практик, отражающихся в следующих положениях: а) в процессе формирования добросовестных отношений нравственные ценности работают «вживую»; б) добросовестные отношения возникают на осознанном уровне; в) добросовестные отношения не существуют в чистом виде, они всегда связаны стороной отношений (личностных, учебных и др.). Добросовестные отношения можно классифицировать следующим образом: по содержанию (например, определяется обязанностями перед собой, родителями, отношениями к домашнему труду, учебе, Отечеству и т.д.); по характеру требовательности (совестливые установки на уровне семьи и рода, культуры, коллектива, товарищества, общества, государства); по характеру связи: применение ограничений, санкций, запрета и/или поощрения, похвал, одобрения в виде неутвердительных/утвердительных взглядов, жестов, слов, т.е. способ осуждения / одобрения бессовестных / добросовестных поступков.
Тема добросовестных отношений красной нитью проходит через специально организованный процесс воспитания совести с максимальным использованием возможностей каждой учебной дисциплины, а также дополнительных образовательных программ. Весьма поучительным в выступает предостережение П.И. Пидкасистого об отношениях, складывающихся в процессе подготовки и проведения различных мероприятий. Признавая возможность формирования агрессивности, жестокости, зависти, предательства, нетерпимости во время мероприятий, педагог обязан приложить максимум условий для создания добросовестных отношений между детьми [10, с. 25 - 35].
Вышеизложенным и объясняется основная методологическая идея, призванная вывести процесс воспитания в сферу реально существующих отношений человеческого бытия при котором на выходе,
во-первых, сформируется личность с выском уровнем добросовестных отношений к себеи другим, семье, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу, Отечеству;
во-вторых, воспитывающее обучение будет осуществляться на уровне, достаточном для дальнейшего самосовершенствования и самовоспитания добросовестных отношений;
в-третьих, в сознании обучающихся добросовестные отношения являются реальным жизненным состоянием, а не идеалом.
1. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании. Педагогика. 2012; 7: 3 - 13.
2. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Педагогика. 2010; 7: 7 - 12.
3. Гегель Г.В. Собрание сочинений: в 14 т. Москва, Ленинград, 1935; Т.8.
4. Лао-цзы. Дао-дэ-цзин: книга о пути жизни. Москва, 2010.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва, 2005.
6. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР. 1948; 18: 101 - 124.
7. Рылько О.П. Становление чувства совести у подростка. Диссертация ...кандидата психологических наук. Ленинград, 1972.
8. Сундуй Г.Д. Педагогика совести. Кызыл, 2013.
9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Москва,1990.
10. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Москва, 1995.
11. Волков Г.Н. Педагогика любви. Москва, 2002.
12. Пидкасистый П.И., Иванов В.Д. Духовность в системе смысложизненных координат. Педагогика. 2012; 7: 25 - 35. References
1. Bondarevskaya E.V. Gumanitarnaya metodologiya nauki o vospitanii. Pedagogika. 2012; 7: 3 - 13.
2. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravleniya psihologo-pedagogicheskih issledovanij v usloviyah znachimyh izmenenij rebenka i situacii ego razvitiya. Pedagogika. 2010; 7: 7 - 12.
3. Gegel' G.V. Sobranie sochinenij: v 14 t. Moskva, Leningrad, 1935; T.8.
4. Lao-czy. Dao-d'e-czin: kniga o putizhizni. Moskva, 2010.
5. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Moskva, 2005.
6. Anan'ev B.G. K postanovke problemy razvitiya detskogo samosoznaniya. Izvestiya APN RSFSR. 1948; 18: 101 - 124.
7. Ryl'ko O.P. Stanovlenie chuvstva sovesti u podrostka. Dissertaciya ...kandidata psihologicheskih nauk. Leningrad, 1972.
8. Sunduj G.D. Pedagogika sovesti. Kyzyl, 2013.
9. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat'nastoyaschego cheloveka. Moskva,1990.
10. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya. Moskva, 1995.
11. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Moskva, 2002.
12. Pidkasistyj P.I., Ivanov V.D. Duhovnost' v sisteme smyslozhiznennyh koordinat. Pedagogika. 2012; 7: 25 - 35.
Статья поступила в редакцию 14.04.16