мика, техническая эстетика и дизаин, инженерная психология и этика); гуманитарную ориентированность общенаучных и специальных дисциплин; изучение истории науки и техники с учетом нравственно-мировоззренческих аспектов.
Стратегическая задача современного вузовского образования - воспитать конкурентоспособного гражданина мира, взращенного на россиискои национальнои почве, духовно развитую личность, готовую ответить на вызовы времени.
Е. ЗРИТНЕВА, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет
Сегодня сложились благоприятные условия для организации воспитательной деятельности в системе высшего образования. Это связано с тем, что в обществе утвердилась позиция, согласно которой подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни, нравственное становление учащейся молодежи - это важнейшее условие возрождения и развития страны и нации.
Профессиональная школа должна помочь человеку выстроить свойственный ему одному индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, найти подходящий именно ему тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, характер отношений с людьми [1, с. 65].
Образование нацелено на всестороннее развитие личности, совершенствование человека и будущего специалиста, потенциал которого определяется не только его профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой, включающей высокую нравственность, ответственность, коммуникативность, коммуникабельность, толерантность, в целом жизнеспособность, конкурентоспособность. Развитие этих качеств у студентов достижимо только при целенаправленной работе - воспитывающем обучении.
Необходимость воспитания семьянина в
Воспитание семьянина в высшей школе
высшей школе, формирование готовности студентов к роли супругов и родителей обусловлены несколькими обстоятельствами: с одной стороны, непреходящей ценностью семьи для жизни и развития каждого человека, пониманием значимости семьи в жизни общества и государства, обеспечении стабильности и прогресса, с другой - процессом деидеологизации общества и образования, доминированием индивидуально-личностных ценностей над семейно-групповыми, девальвацией специфических функций семьи, распространением среди молодежи гедонистического отношения к браку и семейной жизни. Устранение указанных «болезней демократизации», несомненно, должно найти отражение в кардинально меняющемся содержании образования.
На разных уровнях отмечается, что в последние годы произошло ослабление связи семьи с обществом. Это отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни [2, с.11]. Последнее необходимо и потому, что уверенность в готовности к семейной жизни -важная характеристика социальной зрелости молодежи.
Проблема воспитания семьянина в вузе возникла не случайно. Современная семья в
130
Высшее образование в России • № 12, 2005
России переживает не лучшие времена: растет число разводов, снижается рождаемость, утрачена престижность материнства, популярны альтернативные формы брачно-семейных отношений, изменяются представления о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные отношения в семьях. Современная семья бедна по своим социальным целям, беспомощна в функциональном отношении, испытывает недостаток психолого-педагогической культуры. Эти проблемы обусловлены не только социальными, но и индивидуальными обстоятельствами.
Социальные причины лежат вне педагогики и определяют независимые от педагогической общественности тенденции в эволюции семьи. Но поскольку нет никаких биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», останавливающих указанные негативные тенденции на каком-то безопасном для общества уровне, возникает необходимость в целенаправленной воспитательной работе, способствующей «смягчению» ситуации, сложившейся в системе брачно-семейных отношений.
Работа различных кафедр со студентами, как правило, включает решение воспитательных задач в процессе преподавания отдельных дисциплин («воспитывают» содержание предмета, используемая методика и личность педагога), в ходе различных видов практик, научно-исследовательской деятельности и во внеучебное время.
В деле воспитания семьянина следует отойти от «мероприятийного» подхода, а основной акцент сделать на обучающем воспитании. Большой воспитательный потенциал содержат такие дисциплины, как педагогика, психология, конфликтология и др. Универсальной дисциплиной в воспитании будущего семьянина можно считать семье-ведение, которое, к сожалению, пока изучается только студентами отдельных специальностей гуманитарных факультетов.
Есть надежда, что в ближайшем будущем
процесс воспитания семьянина займет подобающее место в воспитательной работе, и данная дисциплина будет изучаться учащейся молодежью на разных ступенях образования.
Целью изучения семьеведения является формирование научных представлений о семье и браке, об их социальных и психологических аспектах, основах социальной помощи семье.
Основные задачи изучения дисциплины:
• изучение социальных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность семьи как социального института и малой группы;
• формирование устойчивого ценностного отношения к браку и семейной жизни;
• изучение правовых основ брачно-се-мейных отношений;
• формирование готовности к супружеству и родительству;
• освоение социально-психологических методов помощи семьям разных категорий.
Семьеведение как учебная дисциплина дает знания об основных этапах и тенденциях развития брачно-семейных отношений в России, характеризует социальную сущность современной семьи, знакомит с психологическими особенностями жизнедеятельности семьи.
Данный курс изучается в комплексе с другими научными и учебными дисциплинами, которые дают целостное представление о семье: социологией семьи, педагогикой, демографией, психологией, этикой и др., которые с разных сторон изучают безграничный потенциал семьи.
Главная цель воспитания семьянина в вузе - способствовать формированию готовности личности к браку и семейной жизни. В связи с этим необходимо указать параметры воспитанности будущего семьянина: принятие семьи, брака и родительства как общечеловеческих ценностей, развитая Я-концеп-ция семьянина и адекватная самооценка, наличие психологической готовности к семейной жизни, толерантность, ответственность, адаптивность, стремление к конструктивному диалогу с другим человеком.
Очевидно, что содержание готовности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности.
Эмпирическое исследование, проводимое с 2000 г. (в течение пяти лет) в СевероКавказском государственном техническом университете и Северо-Кавказском социальном институте на социально-психологических факультетах, позволяет утверждать, что целенаправленная воспитательная работа в процессе изучения семьеведения развивает интерес к проблемам брачно-се-мейных отношений, повышает психологическую грамотность студентов, дает им возможность обсудить волнующие проблемы, касающиеся семьи, брака, выбора партнера, делает более адекватной самооценку студента как семьянина, повышает престиж полноценного родительства и т.д.
Кроме того, при воспитании семьянина в каждом вузе должна быть разработана специальная программа, органически связанная с изучением соответствующих дисциплин и интегрированная в учебно-воспитательный процесс. Имеется в виду освещение различных аспектов брака и семьи на занятиях по философии, социологии, психологии, этике и пр. Особенно благодатная почва для этого - дисциплины гуманитарного блока, изучаемые на 1-2 курсах.
Реализация данной программы может осуществляться с помощью факультативных занятий, семинаров, путем организации консультативных пунктов, студенческих клубов, включения соответствующих вопросов в УИРС и пр.
В процессе практических занятий, в зависимости от темы, есть возможность использовать психологические тесты, игровые методы, тренинги, проводить дискуссии.
Исследование, проведенное в СевКав-ГТУ в 2004 г., показало, что более 48% студенческих семей имеют детей. Отсутствие свободного времени, трудности совмещения
учебы и семейных обязанностей, бытовая неустроенность (66,7% молодых семей живут с родителями, 3,3% - в общежитии, 30% снимают жилье), экономическая несостоятельность при отсутствии должного внимания со стороны государства и общественных институтов становятся серьезным препятствием на пути становления студенческой семьи.
Перспективной формой работы является создание на базе вуза социально-психологического центра «Молодая семья». Цель деятельности такого центра - оказание своевременной квалифицированной и комплексной помощи студенческим семьям, имеющим детей, содействие развитию и укреплению студенческой семьи.
Основными задачами центра являются:
• мониторинг проблем, имеющихся у студенческих семей и студентов, имеющих детей, их потребностей в мерах социальной поддержки;
• предоставление психолого-педагогических, юридических, консультативных, социальных и других услуг студентам-родителям при условиях соблюдения принципов адресности, доступности и конфиденциальности;
• поддержка студенческих семей в трудных жизненных ситуациях;
• привлечение студентов старших курсов для оказания социально-психологической, психолого-педагогической, юридической и др. видов помощи семьям студентов;
• привлечение внимания общественности к проблеме студенческих семей, имеющих детей, активное сотрудничество с государственными, благотворительными организациями и отдельными гражданами.
Проект подобного центра в настоящее время разрабатывается в НОУ СКСИ (СевероКавказском социальном институте) и будет внедрен в практику в текущем учебном году.
Литература
1. Психология семейных отношений с снова-
ми семейного консультирования. - М.,
2002.
2. Вуз как воспитательное пространство («Круглый
стол») // Педагогика. - 2002. - № 7.