Научная статья на тему 'Воспитание рационального природопользователя с помощью исторического краеведения'

Воспитание рационального природопользователя с помощью исторического краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / HISTORICAL LOCAL LORE / НЕПРЕРЫВНОЕ АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS AGRIBUSINESS EDUCATION / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL NATURE MANAGEMENT / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуканов Михаил Игоревич

В докладе рассмотрены вопросы влияния исторического краеведения на формирование человека как рационального природопользователя в рамках системы непрерывного агробизнес образования в Тамбовской области, дан анализ результатовпроведенных экспрериментов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the report is considered the impact of local history on the formation of human being as a rational nature user in the system of continuous agribusiness education in the Tambov region. There are offered the analysis of the results of experiments.

Текст научной работы на тему «Воспитание рационального природопользователя с помощью исторического краеведения»

поэтапно отработать их, по возможности, с каждым студентом. Овладение навыками работы с видеоаппаратурой позволяют студентам использовать учебную видеозапись в самостоятельной работе.

Таким образом, использование учебной видеозаписи в учебно-познавательном процессе позволяет подключить к активной форме учебно-познавательной деятельности большинство студентов. Вариант использования учебной видеозаписи зависит от типа, целей и структуры занятия.

А. Н. Манторов установил, что для успешной работы с учебной видеозаписью, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Содержание учебной видеозаписи должно быть адресовано конкретной группе студентов и соответствовать возможному для данного вида занятия уровню усвоения материала.

2. Учебная видеозапись должна не только демонстрировать педагогические явления, но и предлагать способ их описания, объяснения, т.е. представлять собой логически завершенный блок.

3. Сюжет учебной видеозаписи должен охватывать ключевые позиции соответствующей программной темы, связанные друг с другом по содержанию и изобразительному решению и составлять их диалектическое единство.

4. Смена кадров на мониторе должна соответствовать особенностям и возможностям зрительной памяти.

5. Дикторский текст учебно-программных учебных видеозаписей, предназначенных для самостоятельной работы студентов, должен носить характер раздумья, размышления, включать обращения к зрителям, побуждать их к соучастию в поиске, в действии.

6. Учебная видеозапись должна вестись с соблюдением логики, предусмотренной сценарием [1]. Изложенные выше особенности определяют характер деятельности педагога в условиях применения учебной видеозаписи, а также особенности управления учением студентов.

На основании этого можно сделать следующие выводы:

1. Использование учебной видеозаписи в рамках учебных занятий по педагогическим дисциплинам должно составлять органическое единство с тканью этого занятия.

2. Использование учебной видеозаписи требует от преподавателя:

- учета и прогнозирования хода учебно-познавательной деятельности студентов;

- учета индивидуальных особенностей мыслительной деятельности студентов связанных со временем усвоения учебной информации и степенью сложности ее формирования;

- сочетать различные формы организации учебного процесса, согласования их содержания, форм и методов организации;

- использовать комплекс методов и средств обучения (проблемный подход в обучении, решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, изучение и анализ педагогического опыта, системы практических заданий и др.);

- формировать умения студентов работать с аудиовизуальной информацией.

3. При организации предъявления учебной аудиовизуальной информации необходимо осуществлять регулярный контроль за ее усвоением. Информация о ходе и результатах обучения, получаемая преподавателем, дает основание корректировать процесс обучения, влиять на формирование познавательного интереса студентов.

В последние годы педагогические вузы переходят на новые учебные планы, в которых предусматривается новая структура изучения педагогических дисциплин, сокращение или углубление (расширение) программ изучения отдельных предметов, что приводит к необходимости поиска новых подходов использования учебной видеозаписи.

Совершенствование учебной видеозаписи требует решения комплекса проблем:

- создание циклов учебных видеозаписей по ряду педагогических дисциплин;

- создание учебных видеозаписей, учитывающих их вариативное использование на разных этапах обучения;

- учитывать межпредметные связи;

- создание учебных видеозаписей учебно-программного плана, используемых в самостоятельной работе студентов;

- создание учебных видеозаписей, выполняющих различные функции (УВЗ - иллюстрация, УВЗ -информация, УВЗ - обобщение и др.).

Список литературы

1. Манторов, А.И. Педагогические основы создания и применения учебной видеозаписи в формировании общепедагогических умений у студентов педвуза. -дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 1996. - 195 с.

2. Прессман, Л.П. Методика применения технических средств обучения. - М.: Просвещение, 1988. -191 с.

3. Прессман Л.П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней общеобразовательной школе: (На примере гуманитарных предметов). Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1981. - 426 с.

4. Прессман Л.П. Учебное телевидение за рубежом// Советская педагогика. - 1991. - №12. - С. 128-131.

ВОСПИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ

ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Цуканов Михаил Игоревич

Аспирант 2 год обучения, г. Мичуринск

АННОТАЦИЯ

В докладе рассмотрены вопросы влияния исторического краеведения на формирование человека как рационального природопользователя в рамках системы непрерывного агробизнес образования в Тамбовской области, дан анализ результатовпроведенных экспрериментов.

ABSTRACT

In the report is considered the impact of local history on the formation of human being as a rational nature user in the system of continuous agribusiness education in the Tambov region. There are offered the analysis of the results of experiments.

Ключевые слова: историческое краеведение, непрерывное агробизнес-образование, рациональное природопользование, Тамбовская область.

Keywords: historical local lore, continuous agribusiness education, rational nature management, Tambov region

В России на протяжении столетий преобладало экстенсивное сельское хозяйство. Последним ярким примером подобной практики можно назвать распашку целинных земель. И, хотя посевных площадей у нас в стране предостаточно, урожайность на них оставляет желать лучшего. Это, в первую очередь, связано с отношением нынешних собственников к земле. Повсеместно можно найти сторонников позиции сиюминутного существования, которую маркиза де Помпадур выразила фразой «После нас хоть потоп». И это касается не только пахотных земель, но также земных недр и водных ресурсов.

Тамбовский край издревле считался сельскохозяйственным регионом. Еще в дореволюционную эпоху Центральное Черноземье, наряду с Малороссией, было «житницей империи». Сейчас в нашей области создается Центр продовольственной безопасности России. В Тамбовской области находится единственный сельскохозяйственный наукоград России - Мичуринск. Поэтому для нас вопрос рационального природопользования стоит очень остро.

Согласно Словарю бизнес-терминов, «рациональное природопользование - это система деятельности, призванная обеспечить наиболее эффективный режим воспроизводства и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей» [3]. Следовательно, рациональный природопользователь - человек, который в своей деятельности руководствуется принципами рационального природопользования, говоря проще, человек, который думает не только о своей сегодняшней выгоде, но и о том, что завтра будет с его детьми.

Такое отношение к миру необходимо воспитывать с юных лет, и не уставать напоминать об этом человеку на протяжении всей его жизни. С этой задачей способна справиться лишь система непрерывного образования, основной целью которой будет формирование человека как рачительного хозяина своей земли.

Доминирующие позиции в образовательном поле нашей области начинает занимать «Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области». Ее стратегической целью является не только удовлетворение потребности обучающихся в бизнес-знаниях, но и «экономическое развитие Тамбовской области посредством обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест на вновь создаваемых малых предприятиях АПК и повышения конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений области на рынке сельскохозяйственного труда» [1]. Согласно этой концепции, центральной задачей современной школы является формирование личности человека, крестьянина, в высоком понимании его социальной сущности. Для привлечения населения Тамбовской области, и прежде всего подрастающего поколения, к работе в сфере АПК - той сфере, которая так важна для нашего края и так характерна для жителей села (по данным переписи 2010 г. доля сельского населения в Тамбовской области составляет 41,3% [4]) -необходимо с ранних лет воспитывать детей в духе традиционного, испокон веков присущего тамбовчанину, аграрного сознания. И это воспитание не ограничивается и даже

не основывается на экономической составляющей. Не достаточно доказать ребенку, что финансово не выгодно «по-грабительски» обращаться с природой, что силой взяв сейчас все, на завтра уже не останется. Если бы такая логика работала, подобного отношения к земле не существовало бы вовсе. Необходимым и единственно возможным решением вопроса является воспитание в ребенке, в первую очередь, любви к Родине, к ее истории, к «соли земли» Русской. И уже через понимание своих корней к человеку неизбежно приходит уважение и любовь к земле не только как к носителю исторической памяти, но и как к экономическому ресурсу.

Лучше всех с этой задачей способно справиться историческое краеведение. Историческое краеведение — наука и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Краеведение историческое — форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). По определению Д.С. Лихачева, краеведение — «самый массовый вид науки» [2, с. 162]. Краеведение комплексное охватывает несколько сфер знаний: историческое (или только историко-культурное, историко-экономическое), географическое и естественное. Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, учитывает не только выводы научных теорий, но и первичные наблюдения житейской практики. Это делает историческое краеведение прекрасным орудием системы непрерывного образования, ведь заниматься им может и школьник и ученый и любитель истории вне зависимости от возраста. Кроме того, в аспекте нашей темы, стоит отметить, что куда проще привить ребенку любовь к той земле, по которой он ходит, к той, где жили и работали его предки, историческое краеведение -воплощение преемственности поколений.

С целью доказательства гипотезы о вкладе исторического краеведения в воспитание человека как рационального природопользователя нами был проведен эксперимент на базе МБОУ Избердеевская СОШ имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина Петровского района Тамбовской области. В эксперименте были задействованы обучающиеся 8-10-х классов. Длительность эксперимента составила год (с декабря 2013 по декабрь 2014). Перед нами стояли следующие задачи:

1. выявить уровень готовности обучающихся к исто-рико-краеведческой деятельности под руководством педагога;

2. выявить уровень сформированное™ у них исто-рико-краеведческой и агробизнес культур;

3. проанализировать разницу результатов экспериментальной и контрольной групп в вопросах отношения к аграрному труду и разумному природопользованию;

4. сделать выводы о вкладе исторического краеведения в формирование рационального природополь-зователя.

Ход эксперимента: в декабре 2013 года было проведено анкетирование среди обучающихся 8-10-х классов МБОУ Избердеевская СОШ численностью 183 человека, из них была отобрана экспериментальная группа численностью 90 человек и контрольная группа также численностью 90 человек. На протяжении года с экспериментальной группой проводились дополнительные углубленные занятия по историческому краеведению, а также элективный курс «Проектная деятельность в сфере агротуризма». Участники экспериментальной группы также принимали участие в специализированных агробизнес-конкурсах и мероприятиях, посвященных проблемам развития аграрного комплекса Тамбовской области и рационального природопользования. В декабре 2014 года было проведено повторное анкетирование как членов экспериментальной группы, так и членов контрольной группы.

Согласно анкетированию, проведенному в декабре 2013 года, уровень агробизнес культуры у контрольной и экспериментальной группы был сформирован на 73% и 65% соответственно, историко-краеведческая культура на 58% и 61%, понимали значение разумного природопользования по 48% в каждой группе. Столь высокие изначальные показатели обусловлены тем, что в школе и до эксперимента проводилась серьезная работа по развитию агробизнес культуры, однако связывать свою жизнь с селом и работой в сфере АПК, рассчитывали лишь 36% и 39% обучающихся контрольной и экспериментальной групп.

После годовой работы с экспериментальной группой, ее показатели повысились:

• сформированность агробизнес культуры: 70%

• сформированность историко-краеведческой культуры: 75%

• планируют работать в сфере АПК: 61%

• понимают значение рационального природопользования: 69%

Показатели контрольной группы по тем же вопросам изменились не значительно:

• сформированность агробизнес культуры: 75%

• сформированность историко-краеведческой культуры: 56%

• планируют работать в сфере АПК: 45%

• понимают значение рационального природопользования: 42%

Результаты, полученные в ходе эксперимента доказывают верность нашей начальной гипотезы о влиянии исторического краеведения на формирование личности рационального природопользователя, заботящегося о благе своей малой родины и стремящегося не расхитить богатства своей земли, а приумножить их. У обучающихся экспериментальной группы сравнительно успешно удалось развить психологию «хозяина» в замен довольно распространенной психологии «гостя».

Подводя итоги, следует отметить, что в наше время наиболее актуальным стал переход сельского хозяйства на принципиально новый уровень развития, а для этого необходимо возродить в человеке дух рачительного собственника земли, заботящегося о ее благе. Помочь в этом может и должна система непрерывного агробизнес-образования, которая в тамбовском образовательном поле стала занимать заслуженные лидирующие позиции. Однако, не стоит забывать, что основой подобного бизнес-образования должны оставаться науки гуманитарные, в частности, историческое краеведение, ведь именно они развивают в человеке необходимые нравственные качества, позволяющие ему быть не бездушным дельцом, но заботливым хозяином.

Список литературы

1. Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // URL: http://lib. gendocs.ru/docs/146000/index-519. html

2. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. М.: Искусство, 2000. - С. 159-173.

3. Рациональное природопользование // Словарь бизнес-терминов // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf /business/18809

4. Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/cro c/perepis_itogi1612. htm

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Чайкин Игорь Николаевич

Доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры Богатырев Роман Вячеславович, Куликов Александр Викторович,

Князев Евгений Анатольевич

Преподаватели кафедры физической культуры, Филиал ВКА им. А. Ф.Можайского (г. Ярославль)

Рассмотрены возможности спортивного ориентирования в формировании профессионально важных качеств военных специалистов.

Человечество, вступив во второе десятилетие двадцать первого века, точно также как и в двадцатом веке рассматривает войну, как способ разрешения экономических, политических и других противоречий. В войне нового типа, где бороться друг с другом будут не солдаты, а роботы и спутниковые группировки, кажется, что массовые армии не нужны. Но после первого же удара по боевым высокотехнологическим коммуникациям, когда произойдет массовый выход из строя систем вооружения и

управления, резко возрастет спрос на прежнюю войну, в ее жестком, контактном смысле. Согласно новым веяниям в способах применения сухопутных войск, каждый отдельный солдат должен стать практически автономной боевой единицей (боевой системой). В октябре 2014 года в США опубликована новая оперативная концепция "Победа в сложном мире", которая исходит из того, что американской армии каждый раз придется действовать в незнакомой обстановке и в незнакомой местности. В связи с этим роль человеческого фактора, высококлассного специалиста, физически и психологически подготовленного воина не может быть уменьшена в современной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.