Научная статья на тему 'Ориентирование в процессе подготовки военнослужащих'

Ориентирование в процессе подготовки военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкин Игорь Николаевич, Богатырев Роман Вячеславович, Куликов Александр Викторович, Князев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентирование в процессе подготовки военнослужащих»

Ход эксперимента: в декабре 2013 года было проведено анкетирование среди обучающихся 8-10-х классов МБОУ Избердеевская СОШ численностью 183 человека, из них была отобрана экспериментальная группа численностью 90 человек и контрольная группа также численностью 90 человек. На протяжении года с экспериментальной группой проводились дополнительные углубленные занятия по историческому краеведению, а также элективный курс «Проектная деятельность в сфере агротуризма». Участники экспериментальной группы также принимали участие в специализированных агробизнес-конкурсах и мероприятиях, посвященных проблемам развития аграрного комплекса Тамбовской области и рационального природопользования. В декабре 2014 года было проведено повторное анкетирование как членов экспериментальной группы, так и членов контрольной группы.

Согласно анкетированию, проведенному в декабре 2013 года, уровень агробизнес культуры у контрольной и экспериментальной группы был сформирован на 73% и 65% соответственно, историко-краеведческая культура на 58% и 61%, понимали значение разумного природопользования по 48% в каждой группе. Столь высокие изначальные показатели обусловлены тем, что в школе и до эксперимента проводилась серьезная работа по развитию агробизнес культуры, однако связывать свою жизнь с селом и работой в сфере АПК, рассчитывали лишь 36% и 39% обучающихся контрольной и экспериментальной групп.

После годовой работы с экспериментальной группой, ее показатели повысились:

• сформированность агробизнес культуры: 70%

• сформированность историко-краеведческой культуры: 75%

• планируют работать в сфере АПК: 61%

• понимают значение рационального природопользования: 69%

Показатели контрольной группы по тем же вопросам изменились не значительно:

• сформированность агробизнес культуры: 75%

• сформированность историко-краеведческой культуры: 56%

• планируют работать в сфере АПК: 45%

• понимают значение рационального природопользования: 42%

Результаты, полученные в ходе эксперимента доказывают верность нашей начальной гипотезы о влиянии исторического краеведения на формирование личности рационального природопользователя, заботящегося о благе своей малой родины и стремящегося не расхитить богатства своей земли, а приумножить их. У обучающихся экспериментальной группы сравнительно успешно удалось развить психологию «хозяина» в замен довольно распространенной психологии «гостя».

Подводя итоги, следует отметить, что в наше время наиболее актуальным стал переход сельского хозяйства на принципиально новый уровень развития, а для этого необходимо возродить в человеке дух рачительного собственника земли, заботящегося о ее благе. Помочь в этом может и должна система непрерывного агробизнес-образования, которая в тамбовском образовательном поле стала занимать заслуженные лидирующие позиции. Однако, не стоит забывать, что основой подобного бизнес-образования должны оставаться науки гуманитарные, в частности, историческое краеведение, ведь именно они развивают в человеке необходимые нравственные качества, позволяющие ему быть не бездушным дельцом, но заботливым хозяином.

Список литературы

1. Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // URL: http://lib. gendocs.ru/docs/146000/index-519. html

2. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. М.: Искусство, 2000. - С. 159-173.

3. Рациональное природопользование // Словарь бизнес-терминов // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf /business/18809

4. Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/cro c/perepis_itogi1612. htm

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Чайкин Игорь Николаевич

Доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры Богатырев Роман Вячеславович, Куликов Александр Викторович,

Князев Евгений Анатольевич

Преподаватели кафедры физической культуры, Филиал ВКА им. А. Ф.Можайского (г. Ярославль)

Рассмотрены возможности спортивного ориентирования в формировании профессионально важных качеств военных специалистов.

Человечество, вступив во второе десятилетие двадцать первого века, точно также как и в двадцатом веке рассматривает войну, как способ разрешения экономических, политических и других противоречий. В войне нового типа, где бороться друг с другом будут не солдаты, а роботы и спутниковые группировки, кажется, что массовые армии не нужны. Но после первого же удара по боевым высокотехнологическим коммуникациям, когда произойдет массовый выход из строя систем вооружения и

управления, резко возрастет спрос на прежнюю войну, в ее жестком, контактном смысле. Согласно новым веяниям в способах применения сухопутных войск, каждый отдельный солдат должен стать практически автономной боевой единицей (боевой системой). В октябре 2014 года в США опубликована новая оперативная концепция "Победа в сложном мире", которая исходит из того, что американской армии каждый раз придется действовать в незнакомой обстановке и в незнакомой местности. В связи с этим роль человеческого фактора, высококлассного специалиста, физически и психологически подготовленного воина не может быть уменьшена в современной войне.

Анализируя концепции физической подготовки (ФП) армий передовых стран мира, мы обратили внимание на некоторое сходство по вопросам использования нетрадиционных средств физической подготовки и спорта, в частности, спортивного ориентирования [7]. Так, американцы являются инициаторами перехода к функциональной и специализированной профессионально-прикладной подготовке применительно к конкретным родам (видам) войск. Общей является направленность на развитие выносливости и способности ориентирования на незнакомой местности в условиях ограниченной видимости. Тенденция развития ФП по пути постепенного перехода к физическому высокоинтенсивному тренингу общей и силовой выносливости для развития функциональных адаптационных возможностей военнослужащего и его эффективных действий в постоянно меняющейся и, зачастую, непредвиденной обстановке отчетливо просматривается во всех армиях мира.

В ФП военнослужащих Франции широко используются кроссы и ориентирование на местности, единоборства, спортивные игры, лыжные гонки в северных и горных районах, легкая атлетика, плавание, многоборья. Общефизическая подготовка (ОФП) включает в себя комплексы «естественных» упражнений, комплексы круговой тренировки, силовая тренировка. «Естественные» упражнения - передвижения различными способами на местности с преодолением препятствий, с использованием самостраховки.

В содержании ФП армии Великобритании интересен «курс приключений» - выполнение тактической задачи с использованием комплекса приемов и действий в передвижении по труднопроходимой местности, с ориентированием и преодолением естественных и искусственных препятствий.

В Италии военных специалистов спортивного профиля готовит Учебный центр прикладной физической подготовки и спорта. В центре культивируются легкоатлетические виды спорта и тяжелая атлетика, пулевая и стендовая стрельба, единоборства, ориентирование и плавание, пентатлон и триатлон.

В Германии ежеквартальные проверки по совершению маршей и кроссов предусматривают помимо временного норматива выполнение на фоне тактической обстановки задач по ориентированию на местности [7].

В «Наставлении по физической подготовке» Вооруженных Сил России к задачам физической подготовки военнослужащих относятся: развитие основных физических качеств, в том числе выносливости, а также - формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных препятствий. Кроме того, специальная физическая подготовка способствует развитию пространственной ориентировке, тонкой двигательной координации и эмоциональной устойчивости, устойчивости внимания и его широкого распределения и переключения [4]. В настоящее время в учебную программу по дисциплине «Физическая культура» для курсантов высших военно - учебных заведений введен раздел «Военно - прикладная физическая подготовка», в котором наряду с элементами выживания, горной подготовкой, практической стрельбой рассматривается и тема «Спортивное ориентирование».

Развитие ориентирования в армии всегда имело более высокие темпы, чем в гражданских организациях [1]. Занятия ориентированием обеспечивают подготовку военнослужащих, способных быстро и точно ориентиро-

ваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и стремительно передвигаться вне дорог в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия [2]. Исследования Г.С.Роговцева и предложенная им система комплексных занятий на фоне спортивного ориентирования имеют большое практическое значение не только для воинов-десантников, но и представителей других воинских профессий [5].

Исходя из этого, спортивное ориентирование является уникальным видом спорта для военнослужащих, так как сочетает развитие всех перечисленных качеств и еще добавляет ряд преимуществ [6]:

- более эффективно развивает выносливость, так как спортсмен в условиях тренировок и соревнований незаметно для себя преодолевает большие расстояния за счет сглаживания разнообразными действиями монотонного восприятия длительной нагрузки по пересеченной местности с частотой сердечных сокращений в среднем 160-170 уд. в мин.;

- тактико-техническая подготовка ориентирования способствует развитию важных психических качеств, необходимых военным специалистам;

- ориентирование занимает особое место в приобретении важных топографических навыков работы с картой и компасом на различной по рельефу местности, днем и ночью, в разных климатогеографиче-ских условиях;

- по сравнению с "чистым" кроссом в беге с ориентированием достигается определенный психический комфорт, что и определяет психологический эффект от применяемых средств и физической нагрузки.

Современная тенденция к увеличению объёма информации, необходимой для формирования потенциала профессиональной компетентности специалиста, требует от обучаемых в процессе обучения высоких энергозатрат. С этим связано достаточно много проблем и в системе физической подготовки вузов. Общность умственной и физической работоспособности показаны в некоторых исследованиях, где установлен при определённых условиях принципиально сходный характер изменения работоспособности в обоих видах деятельности: фазный фактор восстановительного периода, наличие в обоих случаях повышенной работоспособности.

Пригодность вида спорта для целей профессионально-прикладной ФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизических функций. При полном совпадении направленности влияния вида спорта на организм с основными требованиями специальности, прикладной эффект тренировки будет самый высокий. Важнейшим моментом в использовании средств спортивного ориентирования в профессиональной деятельности воинов, на наш взгляд, является использование явления переноса развития качеств как прямого, так и опосредованного.

Аналитический обзор научно-методической литературы показал, что мыслительная деятельность спортс-мена-ориентировщика невозможна без таких психических качеств как память, внимание, мышление, воображение, а также способность спортсмена поддерживать умственную работоспособность на оптимальном уровне. Ю.С.Воронов отмечает, что спортивное ориентирование предусматривает напряженную умственную деятельность, которая характеризуется сложной аналитико-синтетической работой

мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти [3].

Интеллектуальная деятельность военного специалиста представляет собой целостно функционирующую совокупность познавательных процессов различных уровней: ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти и внимания.

Таким образом, по единству механизмов, задействованных в процессе профессиональной деятельности военнослужащих операторного профиля и спортсмена-ориентировщика, можно предположить, что спортивное ориентирование является наиболее приемлемым видом спорта для формирования, развития профессионально важных качеств военных специалистов. Кроме того, этот вид спорта предопределяет развитие специальной выносливости психических процессов, увеличение их продуктивности, и, соответственно, повышение работоспособности и предупреждение утомления, что очень важно в современных условиях, когда увеличивается поток информации, а время на её переработку сокращается.

Список литературы

1. Богатов С. Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.: Воениздат, 2001.

2. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании. // Теория и практика физической культуры. - 1985. - С.9-12.

3. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. Учебное пособие. - М.: ФСОРФ. - 1998. - 70 с.

4. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2009.

5. Роговцев Г.С. Военно-спортивное ориентирование. - Л.: ВДКИФК. - 1983. - 43 с.

6. Чайкин И.Н. Спортивное ориентирование в процессе физической подготовки курсантов вузов. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб.: ВИФК. - 1999. -176 с

7. Щеголев В.А. и др.Физическая подготовка иностранных армий.// Учебное пособие. - СПб.: МО РФ, 2007. - 272 с.

ПОСТРОЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА

У БЕГУНИЙ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ

Черняев А.А.

канд.пед.наук, профессор каф. «ТиМЦВС», ФГБОУВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Казань

Фонарева Е.А.,

канд.пед.наук, ст. преп., Пермский НИПУ, Чайковский филиал

В современном спорте плотность спортивных результатов очень высока и это заставляет тренеров и ученых постоянно вести поиски все новых методов и подходов для наиболее эффективного и рационального построения тренировочной и спортивной работы.

Достичь высоких спортивных результатов в барьерном беге на 400 м у женщин надо, как и в других спринтерских и барьерных дисциплинах исходить из конкретных требований к структуре результата и структуре пробегания дистанции.

Проблема повышения спортивного результата всегда является основной как для самих спортсменов, так и для тренеров. У многих легкоатлетов прыгунов, спринтеров и барьеристов всегда возникают проблемы с ритмом, управлением длиной и частотой шагов, особенно на длинных отрезках в состоянии утомления. Иными словами, хорошая силовая база и техника быстрых движений не подкрепленная специальной силовой, беговой и барьерной выносливостью, приводит к ухудшению результативности.

Бег на 400 м с/б пожалуй самый конкретный в качественном и количественном описании (вплоть до каждого шага) вид в легкой атлетике [1]. Эта дистанция состоит их одиннадцати структурных единиц: части дистанции от старта до первого барьера, 9 барьерных "блоков" и части дистанции от 10-го барьера до финиша.Первая и последние части отличаются друг от друга. В первой (отрезок времени от старта до первого барьера) необходимо точно попасть на место отталкивания, чтобы в полной мере реализовать стартовое ускорение и плавно перевести в преодоление первого барьера с минимальной потерей скорости. В последней (от 10-го барьера до финиша)-

максимально реализовать оставшиеся силы к концу дистанции. Часть дистанции от момента касания маховой ноги за первым барьеров до момента касания за вторым и есть специфическая структурная единица дистанции 400 м с/б [2].

Определив время отрезков, описанных выше и количество шагов у спортсменов разной квалификации можно получить интересную информацию, которая даст возможность проводить сравнительный анализ модельных характеристик пробегания дистанции. Полученные данные позволят оценить техническое мастерство и уровень развития физических качеств, что несомненно наложит отпечаток на график пробегания дистанции, а он в свою очередь укажет на «западающую систему» и сильные стороны спортсмена.

На основе всего этого вся полученная информация послужит тренеру хорошим «корректором» учебно-тренировочного процесса, чтобы наиболее эффективно распределить средства в годичном цикле тренировок и пойти по рациональному пути к повышению результатов у барьери-сток в беге на 400 м

Многие специалисты уделяли внимание в своих работах изучению обозначенной проблемы. Среди них Бу-ланчик Е.Н., Озолин Н.Г., Аракелян Е.Е., Балахничев В.В., Степанова М.С., Кенич Э. и другие. Особенно Степанова М., указала на необходимость более глубокого изучения и структуры результата, и структуры бега, а также создания модельных характеристик бегуний на 400 м с/б, потому что только при рациональном подходе возможно дальнейшее развитие этой дисциплины.

Актуальность нашей работы состоит в том, что она рассматривает возможность поиска и нахождения нового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.