Научная статья на тему 'Построение соревновательной модели спортивного результата у бегуний на 400 м с барьерами'

Построение соревновательной модели спортивного результата у бегуний на 400 м с барьерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение соревновательной модели спортивного результата у бегуний на 400 м с барьерами»

мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти [3].

Интеллектуальная деятельность военного специалиста представляет собой целостно функционирующую совокупность познавательных процессов различных уровней: ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти и внимания.

Таким образом, по единству механизмов, задействованных в процессе профессиональной деятельности военнослужащих операторного профиля и спортсмена-ориентировщика, можно предположить, что спортивное ориентирование является наиболее приемлемым видом спорта для формирования, развития профессионально важных качеств военных специалистов. Кроме того, этот вид спорта предопределяет развитие специальной выносливости психических процессов, увеличение их продуктивности, и, соответственно, повышение работоспособности и предупреждение утомления, что очень важно в современных условиях, когда увеличивается поток информации, а время на её переработку сокращается.

Список литературы

1. Богатов С. Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.: Воениздат, 2001.

2. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании. // Теория и практика физической культуры. - 1985. - С.9-12.

3. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. Учебное пособие. - М.: ФСОРФ. - 1998. - 70 с.

4. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2009.

5. Роговцев Г.С. Военно-спортивное ориентирование. - Л.: ВДКИФК. - 1983. - 43 с.

6. Чайкин И.Н. Спортивное ориентирование в процессе физической подготовки курсантов вузов. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб.: ВИФК. - 1999. -176 с

7. Щеголев В.А. и др.Физическая подготовка иностранных армий.// Учебное пособие. - СПб.: МО РФ, 2007. - 272 с.

ПОСТРОЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА

У БЕГУНИЙ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ

Черняев А.А.

канд.пед.наук, профессор каф. «ТиМЦВС», ФГБОУВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Казань

Фонарева Е.А.,

канд.пед.наук, ст. преп., Пермский НИПУ, Чайковский филиал

В современном спорте плотность спортивных результатов очень высока и это заставляет тренеров и ученых постоянно вести поиски все новых методов и подходов для наиболее эффективного и рационального построения тренировочной и спортивной работы.

Достичь высоких спортивных результатов в барьерном беге на 400 м у женщин надо, как и в других спринтерских и барьерных дисциплинах исходить из конкретных требований к структуре результата и структуре пробегания дистанции.

Проблема повышения спортивного результата всегда является основной как для самих спортсменов, так и для тренеров. У многих легкоатлетов прыгунов, спринтеров и барьеристов всегда возникают проблемы с ритмом, управлением длиной и частотой шагов, особенно на длинных отрезках в состоянии утомления. Иными словами, хорошая силовая база и техника быстрых движений не подкрепленная специальной силовой, беговой и барьерной выносливостью, приводит к ухудшению результативности.

Бег на 400 м с/б пожалуй самый конкретный в качественном и количественном описании (вплоть до каждого шага) вид в легкой атлетике [1]. Эта дистанция состоит их одиннадцати структурных единиц: части дистанции от старта до первого барьера, 9 барьерных "блоков" и части дистанции от 10-го барьера до финиша.Первая и последние части отличаются друг от друга. В первой (отрезок времени от старта до первого барьера) необходимо точно попасть на место отталкивания, чтобы в полной мере реализовать стартовое ускорение и плавно перевести в преодоление первого барьера с минимальной потерей скорости. В последней (от 10-го барьера до финиша)-

максимально реализовать оставшиеся силы к концу дистанции. Часть дистанции от момента касания маховой ноги за первым барьеров до момента касания за вторым и есть специфическая структурная единица дистанции 400 м с/б [2].

Определив время отрезков, описанных выше и количество шагов у спортсменов разной квалификации можно получить интересную информацию, которая даст возможность проводить сравнительный анализ модельных характеристик пробегания дистанции. Полученные данные позволят оценить техническое мастерство и уровень развития физических качеств, что несомненно наложит отпечаток на график пробегания дистанции, а он в свою очередь укажет на «западающую систему» и сильные стороны спортсмена.

На основе всего этого вся полученная информация послужит тренеру хорошим «корректором» учебно-тренировочного процесса, чтобы наиболее эффективно распределить средства в годичном цикле тренировок и пойти по рациональному пути к повышению результатов у барьери-сток в беге на 400 м

Многие специалисты уделяли внимание в своих работах изучению обозначенной проблемы. Среди них Бу-ланчик Е.Н., Озолин Н.Г., Аракелян Е.Е., Балахничев В.В., Степанова М.С., Кенич Э. и другие. Особенно Степанова М., указала на необходимость более глубокого изучения и структуры результата, и структуры бега, а также создания модельных характеристик бегуний на 400 м с/б, потому что только при рациональном подходе возможно дальнейшее развитие этой дисциплины.

Актуальность нашей работы состоит в том, что она рассматривает возможность поиска и нахождения нового

инструмента управления тренировочным процессом, в основе которого лежит принцип построения оптимальной соревновательной модели спортивного результата в беге на 400 м с/б у женщин.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что применение в тренировочном процессе изучение структуры результата в беге на 400 м с/б позволит построить оптимальную модель пробегания дистанции и на основе этого показать наилучший результат.

Новизна исследования: найден один из подходов индивидуального определения оптимального соотношения фаз структуры бега 400 м с/б на результат, для наиболее эффективной соревновательной деятельности.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать изучение структуры результата в бега на 400 м с/б у женщин, для выявления ее оптимальной модели, на этапе спортивного мастерства.

Задачи исследования: 1. Проследить за изменениями структуры результата в зависимости от уровня развития физических качеств. 2. Определить оптимальное соотношение частей структуры результата в бега на 400 м с/б у женщин.

Методы исследования 1.Теоретическое исследование по анализу научно-методических публикаций. 2. Тестирование. 3. Педагогический эксперимент. 4. Методы математической статистики.

Методика исследования. Для определения скоростных, скоростно- Методика исследования. Для определения скоростных, скоростно-силовых способностей мы использовали общепризнанные тесты, имеющие наибольшую корреляционную связь с дистанцией 400 м с/б:

- бег на 100 и 400 м с низкого старта; - тройной и десятерной прыжки с ноги на ногу с места; Организация исследования. В исследовании приняли участие - 8 барьеристок. Возраст спортсменок на начальном этапе исследования от 16- до 18-ти лет. Стаж выступлений на дистанции 400 м с/б от 1 до 3 лет и имеют квалификацию КМС и МС в данном виде.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе литературного обзора можно сделать следующие заключения:

- структура спортивного результата зависит от трех составляющих:

а) пробегание отрезка от старта до 5-го барьера - проявление уровня ускорения и высокого скоростного потенциала спортсменки,

б) пробегание отрезка от 5-го до 10-го барьера - проявление специальной выносливости и умения менять ритм бега с минимальными потерями,

в) финишный отрезок характеризуется способностью максимально противостоять падению скорости.

Структурные параметры дистанции

- для достижения высоких спортивных результатов спортсменки акцентируют свои усилия на разных фазах структуры результата. Мировой опыт показывает, что большинство из них концентрируются во второй половине дистанции, где реализуется специальная выносливость. Резервы изыскиваются в первой половине дистанции.

- дальнейший рост спортивных результатов зависит не столько от форсированной работы над отдельными элементами структуры результата, сколько от гармоничного совершенствования всех элементов структуры;

- моделирование различных сторон мастерства несет важную информацию, необходимую для тренера при планировании тренировочной и прогнозирования соревновательной деятельности. Модель, как правило, ориентирована на конечные, целевые результаты и ведущее место в ней отводится соревновательной модели.

Полученные данные позволили определить изменения структуры результата в зависимости от уровня развития физических качеств. Со спортсменами ДЮСШ тестирование проводилось во второй половине дня в присутствии тренера. Результаты исследований были обработаны с помощью методов математической статистики.

Таким образом, можно констатировать, что спортсмены, специализирующиеся именно на дистанции 400 м с/б и выступающие в смежном виде на 400 м, могут добиться больших успехов, нежели другие. Это является одним из подходов, рассмотренным нами в литературном обзоре, повышения результативности через тренировку на 400 м гладких. Но нельзя категорически заявлять и рекомендовать тренерам именно такой выбор направленности тренировочного процесса на начальном этапе специализации, так как при этом необходимо учитывать "западающую систему" у спортсменки, то есть выявить слабые и сильные стороны физической подготовленности. От подготовленности и зависит график пробегания дистанции каждой индивидуально.

Для оценки физической подготовленности целесообразно дистанцию 400 м с/б разделить на ее составляющие - структурные параметры:

- до 5-го барьера - проявляется скоростной потенциал спортсменки;

- от 5-го до финиша - отрезок времени, где проявляется уровень специальной выносливости и способность спортсменки противостоять утомлению, на которую также воздействует меняющийся ритм пробегания дистанции, таким образом, зная эту факторную структуру, тренер уже может корректировать тренировочный процесс.

Таблица 1

Ф.И. Смеж вид. Разряд 400с/б 400 м 400 с/б Разность До 5-го б-ра 5-10 6-р Разность от 10-го до финиша

Н-ва 400 МС 54,9 59,8 4,9 25,3 27,7 2,4 6,8

Ан-ва 400 КМС 56,7 1.02,4 5,7 26,2 29,2 3,0 7,0

Г-ва 200 КМС 57,4 1.03,8 6,4 26,8 29,9 3,1 7,1

К-ва 400 I 57,2 1.03,2 6,0 26,6 29,4 2,8 7,2

П-на 200 КМС 56,1 1.01,0 4,9 25,7 28,0 2,2 7,3

К-ко 800 КМС 56,4 1.00,7 4,3 26,0 27,8 1,8 6,9

С-ва 100с/б III 1.04,0 1.12,8 8,8 28,9 35,7 6,8 8,2

Х-на много. II 1.03,8 1.11,6 7,8 29,3 32,3 3,0 8,0

М-ва мнгоб. II 1.02,4 1.11,0 9,0 29,1 33,9 4,8 8,0

У спортсменок, выполняющих скоростно-силовую работу, результаты в беге на 100 м и тройном прыжке значительно сильнее, а результаты бега на 400 м и десятерного прыжка, практически выравниваются, а в случае с К-ко даже превосходят (Табл.2).

Наблюдая за спортсменками в течение года, мы проводили тестирование для того, чтобы выявить приоритетное направление в тренировочном процессе той или иной участницы констатирующего эксперимента. Однако оно не дает полной информации об их выборе, поэтому мы определили годичное распределение средств и их объемы.

У всех исследуемых спортсменок в течение констатирующего эксперимента, была отмечена положительная динамика роста результатов в беге на 400 м с/б., при этом достоверная Изменения в средних значениях результатов статистически незначимы (Табл.3)

Таблица 2

Результаты контрольных тестов, выполненных исследуемыми спортсменками в 2013 г. в зимнем и летнем соревнова-

Выявлены преимущественные тенденции в направленности тренировочного процесса на начальном этапе специализации:

- такие как, Г-ва, П-ва, М-ва, С-ва - акцентировали свое внимание на повышение результативности в беге на 400м с/б, улучшению скоростных качеств, а также технического мастерства (барьерному бегу в стандартной, нестандартной и соревновательной обстановке);

- другая группа спортсменов (Ан-ва, К-ва, К-ко, Хна) основное внимание уделяли скоростно-силовой выносливости и использование в большей мере длинного гладкого бега.

Зимний соревновательный период Летний соревновательный период

Ф.И. 100 н/с 400 н/с 3-ой 10-ой 100 н/с 400 н/с 3-ой 10-ой 200с/б

Г-ва 13,0 59,8 7.65 24.0 12,7 58,9 7.50 25.0 26,4

Ан-ва 12,7 58,7 7.90 26.0 12,1 55,4 7.90 26.0 25,7

П-ва 12,3 57,1 7.90 27.0 11,7 54,8 7.90 27.2 25,3

К-ва 12,9 57,6 7.45 24.8 12,3 55,4 7.60 25.0 26,1

Н-ва 12,2 55,4 8.10 28.0 11,7 53,6 8.30 28.5 24,8

К-ко 13,0 58,0 7.20 25.0 12,1 55,1 7.50 26.4 25,6

М-ва - 1.00,4 6.90 24.0 12,9 59,2 7.00 24.2 27,3

С-ва - 1.05,2 6.70 22.5 13,0 1.01,2 6.70 23.5 28,3

Х-на - 1.00,1 7.13 24.0 12,9 58,2 7.10 24.0 27,1

Развитие тех или иных качеств, по графику бега, на котором видна "западающая система - снижение эффективности пробегания дистанции" спортсменки. Поэтому было важно определить модельные характеристики бега у каждой исследуемой бегуньи.

В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов все большее распространение получило

моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. Модельные показатели, разработанные в частности, для юных спортсменов, позволяют более правильно определить направленность учебно-тренировочного процесса и тем самым повысить его эффективность.

Структурные параметры бега на 400 м с/б у исследуемых спортсменок через 1 год.

Таблица 3

Ф.И. Смеж. вид Разряд 400 м 400 м с/б Раз- До 5-го б- 5-й - Раз- от 10-го б-ра

400с/б ность ра 10-й б-р ность до фин.

Г-ва 200 I 58,9 1.04,1 5,9 26,4 30,0 3,5 7,7

Ан-ва 400 МС 55,4 59,7 4,3 25,7 27,2 1,5 6,8

П-на 400 МС 54,8 58.6 4,0 25,3 27,8 2,5 6,5

К-ва 800 КМС 55,4 1.01,9 6,5 26,0 28,9 2,9 7,0

Н-ва 400 МС 53,6 57,6 4,0 25,8 26,3 1,5 6,5

К-ко 800 МС 55,1 59,4 4,3 27,3 27,5 1,9 6,3

М-ва 400 II 59,2 1.06,2 7,0 27,1 31,2 2,9 7,7

С-ва 100 с/б III 1.01,2 1.09,7 8,5 28,0 34,3 6,3 7,4

Х-на 800 I 58,2 1.05,0 6,8 27,1 30,3 2,8 7,6

Таким образом мы определили, оптимальный график прохождения дистанции, максимальное приближение к которому, позволило бы эффективно повысить результативность в беге на 400м с/б. Это общепризнанный критерий модельных характеристик ведущих спортсменок -показатель специальной выносливости, который составляет 2 секунды. Это потеря времени на преодоление второй половины дистанции под возрастающим воздействием утомления.

В процентном соотношении это выглядит следующим образом: 48% - время, потраченное на преодоление первой половины дистанции, 52% - время, затраченное на преодоление второй половины дистанции. Относительно

этого графика мы соотнесли графики модельных характеристик исследуемых бегуний.

Выводы: 1. Анализ литературных источников показал, что нет однозначного ответа на вопрос о наиболее рациональном распределении своих усилий в структуре спортивного результата.

Одни специалисты утверждают, что необходимо уделить соответствующее внимание в тренировочной работе отработки прохождению первой половины дистанции, поскольку мировой уровень показывает, что все усилия прикладываются в фазе специальной выносливости (2 половина дистанции).

Другие специалисты в этой области предлагают дифференцированный подход к улучшению всех фаз структуры результатов.

1. По результатам контрольного тестирования, определяющих уровень развития физических качеств и сравнительно-сопоставительного анализа структуры спортивного результата было выявлено, что изменение графика пробегания дистанции в сторону улучшения времени преодоления первой половины наблюдается у группы спортсменок с более выраженными скоростными качествами и техническим мастерством. Другая группа спортсменок обладает более выраженными скоростно-силовыми качествами и специальной выносливостью. У них улучшается время пробегания второй половины дистанции. Резервы изыскиваются в первой половине дистанции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Определен оптимальный график пробегания дистанции, который составляет 48% - время пробега-ния первой половины дистанции и, соответственно,

52% - время пробегания второй половины. Причем, максимальное приближение к этому графику исследуемых спортсменов группы в, позволило наилучшим образом повысить результативность бега на 0.7%. А в следующим году результативность на 0.2% - снизилась при незначительном уклоне от оптимума. Прирост в группе а, при постоянном незначительном уклоне от оптимума заметно ниже: -0.3%, в следующем году - 0.2%.

Литература

1. Аракелян Е.Е., Мирзоев О.М. Планирование системы подготовки легкоатлетов высокой квалификации в беге на короткие дистанции и барьерного бега - М.:РГАФК, 1996. - С.15-20.

2. Столяр М.Л., Мироненко И.Н., Столяр К.Э. Внут-рицикловой ритм преодоления барьера легкоатлетами. /Совершенствование системы подготовки профессионалов. - М.: РГАФК, 1996

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (Г. МАГАДАН, МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Чурсина Элеонора Александровна, Тукиш Виктория Александровна,

доценты, кандидаты педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет»,

г. Магадан, доцент кафедры дошкольного и начального образования

АННОТАЦИЯ

авторами статьи представлены гуманитарные православно-ориентированные проекты, которые внедрены в систему образования г. Магадана и Магаданской области. Данные проекты способствуют решению стратегических задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в регионе.

TEXT ANNOTATION

authors presented the humanitarian Orthodox-oriented projects, that are embedded in the education system of the city Magadan and the Magadan region. These projects contribute to the strategic objectives of spiritual and moral upbringing of the younger generation in the region.

Ключевые слова: «гуманитарные православно-ориентированные проекты», «региональная система образования», «православная культура», «интеграция основ православной культуры в содержание образовательного процесса», «духовно-нравственное воспитание», «духовные ценности», «духовная традиция».

Key words: "humanitarian Orthodox-oriented projects," "regional system of education," "Orthodox culture", "integration of Orthodox culture in the content of the educational process, " "spiritual and moral education", "spiritual values", "spiritual tradition".

Сегодня российское государство заинтересовано в осмыслении богатейшего опыта православной культуры и интеграции его в современную систему образования.

В системе образования г. Магадана и Магаданской области в течение многих лет реализуются гуманитарные православно-ориентированные проекты, которые призваны решать важные задачи образования и воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, нравственных принципов и поведенческих навыков у детей, подростков и молодежи, определенной совокупности гражданских, духовных и нравственных ценностей. С целью обобщения сложившегося педагогического опыта их реализации, научного обоснования результатов работы на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный государственный университет» (далее СВГУ) авторами статьи была определена научная тема «Гуманитарные православно-ориентированные проекты в региональной системе образования» (код ГРНТИ 21.21.25; 14.15.00; 14.15.01, № гос. регистрации 01201155467). Первый этап

исследования позволил выявить специфику региональной системы духовно-нравственного воспитания и описать ее основные составляющие.

В настоящее время региональная система духовно-нравственного воспитания представлена следующими компонентами:

- опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы «Интеграция основ православной культуры в образовательный процесс дошкольного учреждения» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» и МБДОУ «Детский сад № 67» г. Магадана (2010- 2014 гг.);

- опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы «Возвращение к истокам: духовно-нравственное развитие учащихся в условиях интеграции православной культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения на 2011-2015 гг.» в МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.