ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БАРЬЕРНОМ БЕГЕ
Валерия Константиновна Апанасенко, преподаватель Волгоградский государственный медицинский университет (ВолГМУ)
г. Волгоград
Аннотация
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение данных по выбранной проблеме, системно-логический анализ, педагогическое проектирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование и интервьюирование. Были выделены 33 базовых вектора тренирующих воздействий. Сформирован каталог тренировочных средств для включения в занятия с юными легкоатлетками 12-16 лет, состоящий из 242 стандартизированных тренировочных заданий. С помощью этих упражнений были разработаны модельные программы тренировочного процесса в зависимости от уровня подготовленности спортсменок. В ходе исследования скорректирована последовательность всех выполняемых упражнений, параметры нагрузки и отдыха, методические указания. Модельные программы были частично апробированы на реальном контингенте и влияние их оценено по специально разработанной методике.
Ключевые слова: технология, индивидуализация тренировочного процесса, стандартизированные тренировочные задания, дифференцированная подготовка.
TECHNOLOGY OF DESIGNING OF TRAINING PROCESS OF THE YOUNG SPORTSMEN SPECIALIZING 100-M HURDLE RACE
Valery Konstantinovna Apanasenko, the teacher,
The Volgograd state medical university Volgograd
Abstract
We used the following research methods: analysis and generalization of the data on our problem, logical analysis, educational design and control, experiments, questionnaire design and interviews with sportsmen.
We have been allocated 33 base vectors of training influences. We composed a catalogue of the training process, which consists of 242 standard exercises for female sporstmen of 100-m hurdles. From the designed exercises we formed the individual training programs for young sportsmen with different levels of physical development. In the process of our research we corrected composition of the exercises, levels of load and rest and methodical instructions. Our training programs were tested on group of young sportsmen and their influence was highly evaluated.
Keywords: technology, an individualization of the training process, the standardized training exercises, the differentiated preparation.
Долгое время основным направлением педагогических исследований в юношеском спорте был поиск общих закономерностей подготовки спортивного резерва и разработка рациональной методики проведения тренировочных занятий для каждой квалификационно-возрастной категории занимающихся [1, 2, 4, 6]. В настоящее время положение о приоритетной важности индивидуализированного подхода к построению тренировочных программ юных легкоатлетов разделяется почти всеми специалиста-ми[3, 4, 5, 6]. К сожалению, для большинства аспектов дифференцирования тренировочных средств и физических нагрузок свойственна фрагментальность, разноплановость и противоречивость итоговых рекомендаций.
Долговременная индивидуализация тренировочного процесса, адекватно учитывающая наиболее существенные факторы, возможна после содержательной детализации и всесторонней оптимизации первичных звеньев этого процесса- отдельных тренировочных занятий.
Целью исследования были разработка и экспериментальное обоснование технологии построения тренировочного процесса юных барьеристок на основе дифференцирования тренировочных средств.
Анализ специальной литературы и наблюдения за тренировочным процессом спортсменок позволили сделать выводы о том, что тренировочным процессом можно управлять, основываясь на определенных факторах, которые, детерминируют компоненты физической нагрузки, режимы работы и отдыха, дозировку упражнений.
На наш взгляд, построение тренировочного процесса зависит от: возраста; спортивной квалификации; уровня физического развития; функциональных особенностей организма; уровня тренированности; особенностей реагирования на физические нагрузки различной направленности; уровня технического мастерства; уровня физической подготовленности.
В зависимости от роста спортивного мастерства возрастают параметры физических нагрузок, меняется состав тренировочных средств. В своей работе мы учли основные рекомендации специалистов по индивидуализации тренировочного процесса юных барьеристок.
Сформирован каталог тренировочных средств для включения в занятия с юными лёгкоатлетками-барьеристками 12-16 лет, состоящий из 242 стандартизированных тренировочных заданий. Каталог построен таким образом, что систематизированная по направленности и ранжированная по нагрузочной стоимости совокупность его заданий при соблюдении простых правил пользования позволяет обеспечить надёжную преемственность тренирующих воздействий, как в круглогодичной, так и в многолетней подготовке.
Тренировочный процесс рассматривается нами как совокупность используемых средств специальной физической, общефизической, интегральной и технической подготовки. Исходя из особенностей соревновательной деятельности, мы выделили основные, на наш взгляд, части («блоки») тренировочного процесса.
Общая физическая подготовка включает тренировочные задания силовой, скоростно-силовой, скоростной направленности, упражнения на развитие гибкости и выносливости.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие способностей, оказывающих непосредственное и прямое влияние на спортивный результат.
Техническая подготовка, по нашему мнению, в барьерном беге сводится к определённому количеству упражнений для успешного и эффективного овладения техникой барьерного бега (как в целом, так и в отдельных ее фазах). Данная подготовка состоит из набора барьерных упражнений, так называемой «школы барьериста», количество которых не возрастает из года в год, а повышаются лишь острота их воздействия, дозировка, расстановка и высота барьеров, скорость выполнения заданий.
Интегральная подготовка, как составная часть тренировочного процесса, включает в себя собственно соревновательные упражнения (60м с/б, 100м с/б) и различные тестирования (прием контрольных нормативов), которые проводятся непосредственно в ходе тренировки и как соревнования в смежных дисциплинах. Эта подготовка может быть использована не только в соревновательном, но и в подготовительном периодах в виде выполнения тестов, оценивающих уровень подготовленности на текущий момент.
Таким образом, создание «дерева» каталога даёт представление о всех сторонах тренировочного процесса легкоатлеток-барьеристок.
Сам каталог состоит из тренировочных заданий различной направленности. В каталоге восемь уровней, причём каждый отличается от предыдущего по нагрузочно-сти примерно на 10%. Тем самым обеспечивается преемственность тренирующих воздействий из года в год. Для определённой спортсменки, исходя из уровня ее подготовленности, подбирается набор средств различной направленности, но из одного горизонтального уровня. Зная текущую физическую подготовленность спортсменки, можно адекватным образом смоделировать тренировочный процесс, причём каждое тренировочное задание имеет свою фиксированную нагрузочную стоимость.
Исходное проектирование стандартизированных тренировочных заданий для
включения в тренировочный процесс юных барьеристок было осуществлено с привлечением операций теоретического анализа и синтеза релевантной информации, полученной в специальной литературе.
После педагогического моделирования тренировочного процесса юных барье-ристок, в зависимости от уровня подготовленности спортсменок и этапа круглогодичной подготовки (подготовительный, соревновательный), возникла необходимость в апробации модельных занятий на реальном контингенте. В качестве испытуемых были взяты спортсменки в возрастном диапазоне от 15 до 16 лет, специализирующиеся в беге на короткие барьерные дистанции (60 м с/б, 100 м с/б), в количестве 25 человек.
Испытания заключались в проверке заданий и составленных на их основе модельных программ тренировочных занятий. Каждое тренировочное занятие строится из восьми стандартизированных тренировочных заданий разной направленности, но одного уровня нагрузочной стоимости. Исходя из этого, контингент испытуемых был подобран нами в зависимости от требуемого уровня физической подготовленности. После выполнения двух заданий одной направленности нами проводился учёт объективных и субъективно ощущаемых испытуемыми признаков утомления.
Для объективной оценки признаков утомления мы использовали изменения в результативности пробегания 30 м и прыжка в длину с места, в динамике состояния двигательного анализатора. Все показатели фиксировались до тренировочного занятия, после очередного выполнения стандартизированных тренировочных заданий одной направленности, после занятия. На основе всего этого делались выводы о параметрах физической нагрузки и отдыха, об оптимальности состава упражнений, о достаточности, недостаточности или избытке дозировки тех или иных тренировочных средств, и в необходимых случаях все эти компоненты тренировочных заданий корректировались в нужную сторону. В итоге сформирован искомый фонд стандартизированных тренировочных заданий для включения в тренировочный процесс юных барьеристок.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что можно целенаправленно управлять процессом многолетней подготовки барьеристов, выявив закономерности становления спортивного мастерства сильнейших в мире спортсменов. Такой подход позволит определить оптимальный путь выхода будущего элитного спортсмена в барьерном беге на вершину спортивного мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аль Раггад Раид. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук /Аль Раггад Раид. - Волгоград, 2000. - 24 с.
2. Алабин, В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте / В.Г. Алабин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 30-31.
3. Пьянзин, А.И. Ранжирование тренировочных средств прыгунов по показателю начальной скорости вылета ОЦМТ на основе нормального распределения / А. И. Пьянзин // Проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту : сб. науч. тр. / Чебоксарский гос. пед. ун-т. - Чебоксары : [б.и.], 1999. - С. 85 - 89.
4. Соловцов, В.В. Разработка и применение стандартных тренировочных заданий на этапе спортивной специализации юных легкоатлетов 10-12 лет в условиях спортивного класса : автореф. дис. ... канд. дис. / Соловцов В.В. - Минск, 1987. - 22 с.
5. Черкашин, В.П. Стандартизированные задания для занятий с юными легко-атлетами-барьеристами учебно-тренировочных групп : метод. рекомендации / В. П. Черкашин / Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 1999. - 49 с.
6. Шульгатый, Л.П. Управление параметрами специализированных средств подготовки легкоатлетов в беге и прыжках : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Шульга-