Научная статья на тему 'Воспитание подростков в военно-патриотическом центре'

Воспитание подростков в военно-патриотическом центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

Исторический прообраз военно-патриотических центров спартанское воспитание. Потребности мальчиков. Военизированные стихийные и общественные объединения. Особенности жизнедеятельности военнопатриотических центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание подростков в военно-патриотическом центре»

ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

в военно-патриотическом центре

Борис Викторович Куприянов,

профессор Костромского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Исторический прообраз военно-служебной формы

Подготовка юношей к военно-служебной деятельности осуществляется во множестве вариантов, которые могут быть объединены в рамках особой модели. Рассмотрим в качестве классики пример из античности — спартанское воспитание.

В Спарте, в соответствии с проводимой воинственной политикой, воспитание было направлено к тому, чтобы формировать основные качества настоящего воина: физическую силу, храбрость, самообладание, выдержку, выносливость, способность выживать в экстремальных условиях (максимальную готовность к жизненным трудностям), хладнокровие перед смертью. Среди прочих качеств особое место занимал самоконтроль, который воспитывался системой постепенно усваиваемых ограничений.

В понятие «спартанское воспитание» вкладывается следующий смысл: строгое и суровое воспитание, полное лишений, но закаливающее организм и волю воспитанника. Воспитание в Спарте включалось в обязательный регламентированный тип поведения, отмеченный «сдержанностью», которую молодой человек должен проявлять во всём: в поведении, в походке, в разговоре — при женщинах или старших, на народном собрании.

Помимо этого он должен быть сдержан в удовольствиях и питье. Достоинство поведения имеет институциональное значение, оно выявляет нравственную и психологическую установку, которая налагается как обязательная: будущий гражданин должен быть приучен обуздывать свои страсти, эмоции и инстинкты. В этой социокультурной системе сам стиль человеческих отношений подчинён нормам самоконтроля, равновесия, умеренности, которые выражены в принципах: «познай самого себя», «ничего слишком», «умеренность превыше всего».

Характерными чертами спартанского воспитания были публичность, государственно-общественный контроль, внесемей-ность и коллективность. Публичность — как максимальная открытость для внешнего наблюдения приватных процессов и процедур. Публичность также можно определить как пространственно-временн-ную характеристику жизнедеятельности человека — круглосуточное пребывание в группе и обстоятельства реализации индивидуальных потребностей без достаточной приватности. Мальчиков отнимали у родителей, объединив их в небольшие отряды, воспитывали сообща, приучая к суровой военной дисциплине. Средствами такого военизированного воспитания подростков выступали:

• личный пример (во главе каждого отряда стоял воин, прославившийся

мужеством на поле боя, и с которого воспитанники могли бы брать пример);

• имитация («малым детям, пока они ещё не идут на войну, надо было бы во время шествий и торжественных процессий в честь всех богов всегда украшаться оружием, сидеть на коне...») (Платон);

• поощрение и наказание (по окончании специально спровоцированных взрослыми драк наиболее храбрых и отличившихся воспитанников хвалили, особо не проявивших себя наказывали палками);

• испытания и посвящения фиксировали переход юношей из одной стадии военной подготовки к другой;

• соревнование (публичные показательные сражения спартанской молодёжи, широко практиковались состязания в терпении и выносливости);

• практика в военной службе (подростки получали право ношения оружия, после чего

в течение года они выполняли военно-полицейские функции за пределами Спарты).

Природосообразность и культуросообразность

...женщины никогда не читают книг о военных кораблях и грандиозных битвах, они их даже в руки не берут. Несмотря на то, что как раз в этих книгах так много важного сказано о мужчинах — их мечтах, разочарованиях, амбициях, надеждах, отваге, сентиментальности и верности долгу.

Е. Гришковец

Сегодня одним из модных слов в научной педагогике стало слово «гендер», за модой стоит осознание существенного отличия в общественном поведении, способе мышления мужчин и женщин. Это отличие метко изобразил Евгений Гришковец в «Дредноутах». Именно специфика мальчишеского мироощущения и порождает стремление к военизации

в подростковых группах. Для реализации этой потребности в своё время были созданы скаутские организации. Приход в такие объединения для значительного числа подростков — испытание себя, самоутверждение, самореализация в ситуациях преодоления трудностей. В военизированных общественных организациях можно решать такие задачи, как:

• ориентация на ценности самоутверждения, самосовершенствования, совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний;

• самоопределение человека, способного к саморегуляции, умеющего справляться с трудностями;

• освоение различных практических умений выживания, регуляция собственных психологических состояний.

Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести к этой форме Национальную организацию скаутского движения России (НОСД), Организацию Российских юных разведчиков (ОРЮР), Российскую ассоциацию девочек-скаутов (РАДС), Российский Союз Скаутов.

История внешкольного военно-патриотического воспитания

Возникновение и широкое распространение спортивно-технического и военно-патриотического профиля внешкольных учреждений были обусловлены в своё время социальным заказом на повышение обороноспособности страны. Государственный заказ предусматривал воспитание граждан, способных к службе в армии по физической подготовленности, морально-нравственным качествам, по наличию специальных умений и навыков (автодело, прыжки с парашютом, ориентирование на местности). Вот краткая хроника послевоенной внешкольной работы.

В 1957 г. в Москве открыт клуб юных моряков, речников и полярников, один из первых в стране (в 1997 г. клубу присвоено имя Петра Великого). В 1961 г. первый профильный отряд юных моряков был организован во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (руководитель С.П. Савченко), в 1966 г. здесь был проведён первый Всероссийский слёт юных моряков. Один из самых известных клубов юных моряков — Новгородский — открылся в 1967 г. (руководитель Н.Г. Варухин). В 1960-х гг. возникают детско-подростковые объединения юных лётчиков и космонавтов (1964 г. при Балашовском высшем военном авиационном училище, в 1969 г. в Ижевске).

Содержательная характеристика военно-служебной формы

И пытались постичь мы, не знавшие войн, За воинственный клич принимавшие вой, Тайну слова «приказ», назначенье границ, Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

В. Высоцкий

Рассмотрим военно-служебную форму дополнительного образования детей, существующей в виде своеобразной длительной военной игры в защитников Родины, где:

• мотивация действий заключается не в её результатах, а в самом процессе;

• жизнедеятельность воспитательных сообществ воспроизводит, имитирует военизированные организации;

• активно используются ритуалы.

Военно-служебная форма дополнительного образования детей подражает, как правило, какой-либо конкретной военной организации: войсковой части, пограничной заставе, морскому судну. Ценностный план жизни такого учреждения или внешкольного объединения определяется мужеством (мужественностью), которая в данном случае представляет собой:

• совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения и обусловленных психофизиологией;

• один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представ-

лений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются;

• систему предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального, «настоящего» мужчину (нормативный эталон);

• систему ожиданий от мужчины и его поведения, которая возникает под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации.

Идеология воинского служения, реализуемая в военно-служебной форме дополнительного образования включает ряд идей:

• идея государственности (использование символов государства при разработке символики отдельных воспитательных организаций);

• идея державности (на знамёнах, элементах формы одежды присутствуют символы власти — корона, скипетр, держава);

• идея самоотверженного служения Родине (клубы носят имена государственных деятелей или их деятельность связана с личностью, которая сыграла выдающуюся роль в истории);

• идея преемственности (сохранение исторических символов);

идея региональности (символика отражает принадлежность к отдельным регионам России);

идея воинской славы (ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики).

Один из ключевых механизмов дополнительного образования в военно-служебных внешкольных объединениях — инициации (лат. тШайо — совершение

таинств, посвящение). Инициация как путь осуществления социального воспитания в рамках военно-служебной формы предполагает:

• важность перехода от одной стадии (одного статуса в общности) к другой;

• организацию испытаний (проверок на соответствие требованиям, предъявляемым

к старшим и привилегированным);

• символическое оформление обряда перехода из одной статусной группы в другую.

Имитация взаимодействия военнослужащих в воспитательных организациях рассматриваемого типа выступает как своего рода инициация послушанием, которая открывает подростку понимание необходимости движения в социальном пространстве посредством прав и обязанностей, существующих в обществе. Как отмечает Ф.А. Сидоршин, «инициации физическими трудностями обращают подростка к самому себе, когда он контролирует свои личные достижения и соотносит их с достижениями сверстников...».

Ценностно-смысловой план жизнедеятельности этого типа учреждений дополнительного образования детей (внешкольных детских объединений) предусматривает создание условий для:

• интериоризации патриотических ценностей — идентификация человека с образами родной страны, своего народа, культуры на основе происхождения и похожести, переживания по отношению к Родине, благодарности, уважения, ожидания в получении защиты, поддержки, прощения за ошибки; необходимости выполнять свой патриотический

долг — защищать Родину;

• идентификации с социально-профессиональной группой военнослужащих, что предполагает обретение личностных смыслов

в воинском служении, духовно-нравственном самосовершенствовании, особой значимости воинской, офицерской чести, личного досто-

инства, персональной ответственности, соблюдение воинской дисциплины, военной субординации, нравственных норм коллективизма, дружбы, товарищества, профессионально-корпоративной общности;

• физического развития подростков как будущих защитников Родины (развития выносливости, психофизических способностей переносить сложные условия военной службы).

В учреждении дополнительного образования детей, которое соответствует военно-служебной форме, предусматриваются:

• организация социального опыта воспитанников (совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний, подчинения и командования, преодоления физических трудностей, психологических затруднений, опыта саморегуляции, проявления воли, оказания помощи и взаимопомощи в экстремальных ситуациях);

• образование (на уровне начальной военной подготовки и физической культуры), освоение военно-прикладных умений (огневая, строевая, топографическая, военно-инженерная, военно-медицинская, тактическая подготовка);

• индивидуальная педагогическая помощь, ориентированная на развитие способностей к саморегуляции в процессе интенсивного межличностного взаимодействия, совместного преодоления трудностей, на стимулирование самосовершенствования.

Организация социального опыта воспитанников. Специфика атмосферы военно-служебной формы состоит чёткой регламентированности поведения воспитанников и воспитателей установленными правилами, распорядком. Здесь чрезвычайно важны внешний эффект выполнения ритуалов, повседневный контроль за выполнением норм. Ритмичность жизнедеятельности военно-служебной формы поддерживается построениями и систематическим подведением итогов.

Важный элемент, организующий повседневность воспитательной организации военно-служебного типа, — присвоение имени известного человека (воина-героя или полководца). Образ героя задаёт образцы поведения, нормы, ценностные отношения, образуя нравственный кодекс. Именно этот нравственный кодекс становится основой для своеобразной сверки и оценки поступков курсантов.

Правила и этикет в воспитательных организациях определяются военной ролевой игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются роли командиров и курсантов. Военно-служебный план жизнедеятельности отражается в наименовании руководителя учреждения (капитан-директор). Для этих объединений характерно широкое использование символики: понятий и специфических выражений (игровой и профессиональный сленг), песен (в каждом клубе имеется свой гимн), флагов, знамён, вымпелов, элементов одежды (знаков отличия курсантов разных клубов — нашивок, погон, шевронов), эмблем, гербов, традиций, ритуалов (воинского приветствия, рапорта) и т.п.

Эффективность организации социального опыта воспитанников обусловлена единством отношений к символам и ритуалам, как со стороны взрослых, так и со стороны подростков, где первые демонстрируют пример собственного отношения. Правила и этикет определяются военной ролевой игрой играют поощрения и взыскания. Участники объединения в наибольшей степени включены в такие сферы жизнедеятельности как игра, спорт, познание, предметно-практическая деятельность.

Образование. В военно-служебной форме дополнительного образования школьников явно доминирует систематическое обучение. Обучение здесь профессионализировано, имеет высокую регламентированность: чёткий учебный план, обязательные занятия, строгое расписание. Занятия нередко связаны с риском: обращение с оружием, преодоление реальных опасностей. Учебный процесс может быть организован по отдельным специальностям или направлениям (штурман, радист, моторист в клубе речников; рукопашный бой, десантная подготовка, огневая подготовка, парашютная подготовка в клубе десантников). Специфика этой формы в том, что образование организу-

ется в соответствии с государственными праздниками и памятными датами самой воспитательной организации, в связи с которыми проводятся конкурсы, смотры, тематические диспуты, викторины, экскурсии.

Годовой цикл жизнедеятельности Костромского морского центра

Он включает ситуации наиболее интенсивного проживания — военно-полевые выходы, шлюпочные походы, практику. Для демонстрации результатов начальной военной подготовки необходимы площадки предъявления — соревнования по военно-прикладным видам спорта. Преимущественно в летний период организуются учебные практики, где воспитанники не только с увлечением осваивают избранные специальности, но и закаляются физически, заряжаются энергией на весь предстоящий учебный год. В учёбе, на практике, в совместном труде укрепляется дружба между курсантами, их уверенность в правильности сделанного выбора.

Специфическая черта ритма жизнедеятельности военно-патриотических центров — деление на недели и месяцы. Каждый из названных периодов заканчивается подведением итогов. Это предполагает рапорты об итогах выполнения поставленных задач (учебных, служебных, хозяйственных), нарушениях дисциплины и т. п. Здесь же озвучиваются итоги соревнования между взводами, отделениями, группами, объявляются поощрения, выносятся взыскания.

Организация жизнедеятельности таких учреждений соотнесена с празднованием ряда знаменательных дат, связанных с историей России, российских Вооружённых сил, с историей самого клуба. Кроме этого, системообразующими си-туацииями являются приём пополнения (испытание новичков и церемония посвящения), участие в различного рода

конкурсах и смотрах, выход на практику (лётную, шлюпочную, парашютную), прощание с выпускниками. В День Военно-морского флота большое внимание уделялось тем костромичам, которые участвовали в крупнейших сражениях флота (Гангутская, Чесменская, Крымская кампании).

Присяга проходит в декабре. Школьники, прошедшие двухлетнюю подготовку, получают удостоверения юных моряков. Принимают присягу обычно высшие офицеры, среди которых в 2007 году был Георгий Горохов — контр-адмирал флота. Следующий этап посвящения — через год, когда ребята становятся курсантами, проходят практику.

Традиционны встречи с выпускниками Детского морского центра, которые окончили ещё и Балтийский военно-морской институт (Калининград). Став лейтенантами, они приезжают поблагодарить своих педагогов и познакомиться с курсантами центра. Педагоги следят за дальнейшей судьбой каждого своего выпускника.

В клубе юных моряков Костромы проходят встречи с ветеранами подводного флота. Кульминацией этих торжеств становятся траурная панихида и митинг на Аллее Славы, литургия по погибшим подводникам в храме Всех Скорбящих Радость, возложение цветов.

В июне воспитанники Детского морского центра проходят практику перед выпускным курсом на тральщике (небольшом военном судне) — 10 дней от Костромы до Нижнего Новгорода и обратно. В пути школьники выполняют всю работу, которую обычно приходится делать морякам во время плавания: читают лоцманские карты, учатся управлять кораблем, работают в машинном отделении. Плавание обязательно начинается с построения: участники похода распределяются по кубрикам, звучат пожелания «попутного ветра и семи футов под килем», затем — прощание с родителями.

Время от времени воспитанники центра вместе с педагогами принимают участие в шлюпочных походах. Так, весной прошлого года представители Костромского ДМЦ вместе с юными моряками клуба «Адмиралтеец», детско-юношеского клуба «Юный моряк» и их наставниками из Санкт-Петербурга и Кронштадта приняли участие в шлюпочном походе «Дорогами Петра Великого». В ходе экспедиции у границы Морского некрополя был установлен заранее изготовленный деревянный крест. У основания креста — доска с надписью: «Здесь, на острове Новик (Менц-Сари), похоронены моряки Российского флота. Упокой, Господи, души усопших рабов твоих».

На протяжении одиннадцати лет юные костромские моряки отправляются в учебный лагерь в Туапсе. Курсанты проходят профильную подготовку во Всероссийском лагере «Гардемарины, вперёд!». Здесь они на практике подтверждают знания, полученные за год обучения в клубе. Так, ребята уже умеют завязывать настоящие морские узлы и знают устройство простейших судов. В течение смены для участников предусмотрено множество морских испытаний, а перед отъездом проходит посвящение в гардемарины.

Ежегодно проводятся региональные фестивали «Поморские сборы» (Северодвинск) для воспитанников учреждений дополнительного образования данного профиля (Московский корабельно-лодей-ный центр «Петрофлот», Вологодский детский морской центр «Меридиан», Костромской детский морской центр, клуб юных моряков Переславля-Залесского, Северодвинский клуб юных моряков). В программе сборов, как правило, — состязания в стрельбе из пневматической винтовки, в вязании морских узлов и владении флажковым семафором, в метании легости (бросательный конец), посещение мореходных училищ, военных кораблей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.