Научная статья на тему 'Уклады школьной жизни'

Уклады школьной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SCHOOL EDUCATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАНИЯ / THE INSTITUTIONAL CONTEXT OF EDUCATION / УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ / THE LIFE OF THE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

В тексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования, в разделе «Программа воспитания и социализации» ставится задача формирования уклада школьной жизни (уклада жизни общеобразовательной организации). Автор как участник разработки Примерных образовательных программ основного и среднего общего образования делится своими размышлениями об укладе школьной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уклады школьной жизни»

V 1

УКЛАДЫ школьной жизни

Борис Викторович Куприянов,

Московский городской педагогический университет, профессор, доктор педагогических наук

Современное понимание уклада школьной жизни (институционального контекста образования) основывается на отечественной и зарубежной традициях социальных исследований. Автор пытается обосновать представленные образы, основываясь на ретроспективном анализе традиционных практик воспитания, обнаруживая корни современных школьных укладов в афинской и спартанской системах, в Академии Платона, Английском клубе и в опыте Антона Макаренко. Представленные в статье образы помогут педагогам, родителям, экспертам определиться при проектировании уклада школьной жизни.

• школьное воспитание • институциональный контекст образования

• уклад жизни школы

Введение

Вряд ли кого-то удивят соображения о том, что в школе воспитывают и стены, и школьное крыльцо, и, конечно же, порядки, правила и отношения, установленные или установившиеся между учениками, учителями и родителями. Именно благодаря этому множеству трудно фиксируемых мелочей и возникает эффект, когда воспитание происходит вроде как само собой, неявно, незаметно и в то же время ощутимо. Мы решили обратиться к столь не новой теме по одному поводу. Повод этот — Федеральный государственный образовательный стандарт (основного общего образования): «...формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего уроч-

ную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности учащихся и их родителей (законных представителей)...»2.

1 Автор статьи — участник коллектива разработчиков Примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, координатор общественного обсуждения разделов «Программа воспитания и социализации» и «План внеурочной деятельности» (2014—2015).

2 Требования к структуре образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) http://edu.crowdexpert.ru/ FGOS-approved/ООО/

Chapter3. — С. 12.

Федеральный государственный образовательный стандарт (среднего общего образования): «...формирование уклада жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы учащихся, особенности их социального взаимодействия вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, характера профессиональных предпочтений»3.

В этом тексте мы предприняли попытку осветить уклад школьной жизни как специфическое явление образовательной реальности в надежде на то, что наши рассуждения помогут педагогическим коллективам осознать, какой уклад жизни сложился в их школе и насколько. Для начала дадим теоретическую справку.

В зарубежной и отечественной науке немало сделано для понимания того, что мы вслед за ФГОС будем называть укладом школьной жизни. В зарубежной традиции и ряде работ отечественных авторов вместо слова «уклад» используются не менее точные, но более наукообразные словосочетания «институциональный контекст образования», «скрытое учеб-

4

ное содержание» .

Словосочетание «уклад школьной жизни» обычно связывают с именем А.Н. Тубель-ского. Весьма похожие мысли обнаруживаются у многих отечественных авторов. «Духовная физиономия школы» (П.Ф. Капте-рев), «дух школы (класса)» (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), «быт и жизнедеятельность воспитательной организации»

3 Требования к структуре образовательной программы среднего общего образования(ФГОС СОО) http://edu.crowdexpert.ru/ FGOS-approved/COO/Chapter3 — С. 11-12.

4 Демократическая школа Александра Тубельского // Новые

ценности образования: научно-методическая серия. № 1(49), 2012; Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. — Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999.

(А.В. Мудрик, М.В. Воропаев, Б.В. Куприянов, М.В. Шакурова), «воспитательная среда образовательного учреждения» (И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), «образовательная среда» (В.А. Ясвин), «школьная реальность» (А.А. Остапенко), «уклад жизни школы» (Д.В. Григорьев) и другие. Вообще в отечественной научной традиции с категорией «уклад» работали и историки (Н.И. Костомаров, В.В. Пономарёва, Л.Б. Хорошилова), и философы (М.Я. Геф-тер, С.А.Никольский, Ю.И. Семёнов), и социологи (О.П. Фадеева, В.А. Ядов)5.

Подведём первый итог. Попытавшись осмыслить идеи названных и не названных авторов, мы предлагаем понимать уклад жизни школы как органическую социальную систему (установившийся порядок) образовательных отношений определённого типа (образ жизни), образующую специфическую общественную форму образования, предназначенную для социокультурного воспроизводства. Другими словами, уклад школьной жизни предлагается понимать как:

• организм, а не как механизм, то есть как живое явление, живущее (питающееся, болеющее, рождающееся, умирающее). Порядок складывается в процессе длительной эволюции отношений, не исключающий отдельных революционных переворотов;

• соединение традиционных форм организации учебной и внеучебной деятельности;

• порядок отношений между учениками и учителями, учителями и родителями, директором (замами директора) и учителями и т.д., а также порядок ценностных отношений (к человеку, к природе,

к культуре и т.д.);

• образ жизни (школа как храм науки, школа как мастерская, школа как община и т.д.);

• способ воспроизводства личности определённого типа (предпринимателя,

5 Юмкина Е.А. Семейный уклад как социально-психологический феномен: автореф. дис. ... канд. псих. наук. — СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2015.

государственного служащего, социального активного общественника, интеллигента, фермера и т.д.; каждому типу личности соответствует своя форма организации общественной жизни).

Уклад жизни школы соединяет и упорядочивает непосредственно учащихся, педагогов и родителей (индивидуально и в группах) в их смыслах и ценностях, в отношениях друг к другу, в функциях и действиях в рамках коллективных практик, в том числе символических, рождая конструкцию коллективного существования в пространстве и времени (организация учебного дня, учебной недели, учебного года и т.д.). При понимании уклада жизни школы чрезвычайно важна социальная роль старшеклассников, отношение к обслуживающему персоналу.

Многоукладность школьного воспитания

Сколько школ, столько может быть и укладов школьной жизни, однако мы обозначим наиболее яркие, полярные варианты. Выделяя их, мы опирались на традиционно сложившиеся общественные формы образования: гимназический, лицейский, клубный, производственный, военный уклады школьной жизни.

Гимназический уклад. Возникновение того, что мы называем укладом жизни школы, связано с образовательными практиками Древней Греции. К примеру, в Афинах образование было направлено на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Концепция идеала воспитания человека предусматривала гармонию внешних достоинств человека и его внутренних, духовно-нравственных основ. Идеал красоты включал единство, гармонию духа и тела, а величину, порядок и симметрию считали символом прекрасного. Поэтому основной путь воспитания предполагал следование канонам идеального, последние были запечатлены в статуях богов и героев, в драматических произведениях. Следование канонам для приближения к идеалу осуществлялось в рамках гимнастического и мусического воспитания. Гимнастическое воспитание связано прежде всего с обучением свободно и быстро бегать, поскольку бег считался основой физической подготовки. В гимнасиях воспитанники также зани-

мались борьбой, прыжками, метанием диска и копья, плаванием, греблей и игрой в мяч. Мусическое воспитание (от греческого — искусство муз — области литературы, науки, искусства, которой ведали музы) предполагало знакомство с изречениями мудрецов, рассказами о древних подвигах, обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши стремились подражать героям, для того чтобы впоследствии и их воспевали и восхищались ими потомки.

Ведущими методами мусического и гимнастического воспитания можно также назвать соревнование (поддержание духа соперничества), общественное мнение. Демонстрационной площадкой достижений становились Олимпийские и подобные им Пифийские, Истмийские, Немей-ские игры. В отличие от Олимпийских (чисто атлетических), Пифийские и Ис-тмийские игры включали состязания певцов и музыкантов. Победители игр получали в награду лавровый венок и горшок оливкового масла. Эти предметы символизировали самое существенное для древних греков — бессмертную славу. Знаменитые поэты посвящали победителям торжественные песни, городские власти ставили мраморные статуи, а историки заносили их имена в анналы. Можно себе представить такую картину: афинский юноша идёт на тренировку в гимна-сий и проходит мимо статуй атлетов — тех, с кого следует брать пример, идёт и думает о том, что если будет усиленно тренировать своё тело, то, возможно, и его статую изваяют и поставят в ряд с другими. В этой зарисовке отражается сущность гимназического уклада жизни — стремление к образцу посредством упорных занятий и усилий по самосовершенствованию.

В дореволюционных отечественных гимназиях большое место отводилось так называемым мёртвым языкам (древнегреческому и латинскому) — это своего

рода эталоны культуры, неизменяемые образцы, освоение которых — ключ в мир культуры, мирового культурного наследия. Как описано в произведениях российских классиков, гимназический уклад включал зубрёжку (требовал усидчивости и хорошей памяти). При посещении музея первой симбирской гимназии, где учился В.И. Ульянов-Ленин, на меня большое впечатление произвело то, что вследствие сложности экзаменационных испытаний (кстати, ежегодных и публичных) гимназистам разрешалось трижды оставаться на второй год, но не более двух раз в одном классе. Поэтому из тех, кто с Володей Ульяновым поступил в гимназию, закончили вместе с ним (то есть не оставаясь ни разу на второй год) только половина.

О традиционности гимназического уклада свидетельствует то, что в конце XIX века в Российской империи насчитывалось 180 гимназий, по данным Минобрнауки, сегодня их более тысячи6.

Реализация гимназического уклада школьной жизни связана с предъявлением классических образцов науки и культуры, стимулируется эрудированность, познание преподносится как преодоление незнания, во имя достижения истины. Взаимоотношения «педагог — воспитанник» носят императивный характер, объективно гимназический учитель влияет на ребёнка, чтобы тот усвоил необходимое учебное содержание. Поэтому в школьнике ценятся способности к обучению, природные данные, усердие. Доминирующий критерий оценки здесь — успеваемость. Учитель исполняет социальные роли тренера, преподавателя, мастера. Характеризуя этикет гимназического уклада, следует отметить преобладание официального обращения, уместно ношение униформы. В условиях гимназического уклада важная роль отведена высокой регламентированности обучения, селекции учащих-

6 Отчёт Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах мониторинга системы образования

за 2013 год. — М., 2014. — С. 18.

ся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал. Обучение здесь выступает в таких видах и методах, как репродуктивное, организация самостоятельной работы, зачётно-экзаменационная форма аттестации.

Гимназический уклад формирует хранителя культурных образцов, такой человек может быть учителем, священником, архивным или музейным работником. Без этой категории населения рвётся связь времён.

Лицейский уклад жизни школы. Лицейский уклад был характерен для специальных философских школ Античного мира, посвящённых музам. Это, прежде всего Платоновская Академия и Аристотелевский Ликей, являвшиеся одновременно учёными сообществами, научными коллегиями и религиозными союзами, научными учреждениями и местами отправления культа муз, богинь — покровительниц искусств и наук.

Целью Академии было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона, стремившегося заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство. Жизнь таких сообществ, как Академия и Ликей, включала совместное посещение занятий, на которых все слушали лекции наставников или присутствовали при проводимых ими беседах, вместе принимали участие в религиозных церемониях. Стержнем образования являлся особый (сократовский) метод, предполагавший высокую степень терпимости, духовный суверенитет и свободу выбора. Академия и Ликей — прообразы современного развивающего обучения.

В Западной Европе лицеи, как школы для обучения мудрости подрастающего поколения, получили распространение уже с VIII века. В России лицей как особый тип образовательного учреждения появляется в XIX веке, всего в дореволюционной России существовало семь лицеев, самый известный из них — Царскосельский. Наиболее полно идеи построения

уклада жизни Царскосельского лицея в настоящее время реализованы в школе им. А.М. Горчакова (г. Павловск). По данным Минобрнау-ки РФ за 2013 г., в нашей стране 812 общеобразовательных лицеев.

Лицейский уклад жизни школы отличается особой эвристической средой, которая обусловливает творческий характер взаимоотношений лицеистов и преподавателей, благодаря чему учащиеся приобретают опыт совместной и индивидуальной исследовательской и художественной деятельности. Лицейский уклад жизни школы может быть развёрнут на различных видах творчества (в том числе и в смешанном виде):

• исследовательское творчество (уклад научной лаборатории или биостанции);

• художественное творчество (уклад жизни театральной студии, танцевального или вокального ансамбля);

• техническое творчество (уклад жизни проектного бюро);

• социальное творчество (уклад миссионерского объединения, центра социальных инициатив);

• экзистенциальное творчество (уклад жизни философского кружка).

Рискну предположить, что институциональные контексты (уклады жизни) образовательных организаций формируют будущее. В конце XIX — начале XX вв. российская классическая гимназия с её весьма жёсткой системой принуждения к образцам произвела на свет поколения бунтарей против образцов (революционеров, заговорщиков, террористов, нигилистов) и сформировала консервативных приверженцев существующего порядка вещей, прямолинейных следователей эталону, которые не смогли разрешить возникшие перед страной экономические, социальные, политические проблемы. А вот лицейский уклад, который обеспечивал выращивание людей гибких, адаптивных, давая возможность приобрести в младые годы опыт творческой деятельности, нетривиального решения различных задач, был в тот период в России представлен недостаточно. Тем не менее он дал целую когорту людей, серьёзно повлиявших на судьбы России.

Значительные надежды в расширении лицейского уклада связаны с идеологией современных ФГОС, где провозглашается приоритет развития творческих способностей. При таком

подходе для каждого школьника обеспечивается возможность индивидуального развития по наиболее продуктивному сценарию.

Клубный уклад школьной жизни.

Первые прообразы «клуба» появляются ещё в Древней Греции, к таковым исследователи истории относят прежде всего гетерии. Прообразом клуба можно считать так называемые древнеримские со11ед1а ор1йсиш («коллегии ремесленников»). В России проклубные и клубные объединения возникают в форме особого времяпрепровождения дворян (английские клубы, салоны, гостиные офицеров, объединения аристократов — любителей большого тенниса и конного спорта). Следует также отметить наличие особых собраний (прежде всего молодёжи) и у российских крестьян. Данью традициям были девичьи «капустницы», которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечёрку» приглашали холостых парней. Затем аналогичные формы организации свободного времени появляются у других городских сословий и превращаются в культурную норму («вечеринки», домашние вечера, домашние спектакли, совместные чтения).

Современными примерами реализации в общем образовании клубного уклада жизни могут служить школа г. Лакин-ска (Владимирская область), школа № 11 г. Кировочепецка (Кировская область). Вообще клуб — общность людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия; сообщество похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. В качестве одного из вариантов реализации клубного уклада школьной жизни можно считать систему «Образовательный парк открытых студий» (автор М.А. Балабан (1927-2005).

Т/ «а «а

Клубный уклад школьной жизни воплощает образ школы-общины, школы-коммуны. Правила и нормы взаимодействия

в клубе отличают низкая регламентированность общения и отношений, рамочные ограничения. Структура социальных ролей взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнёров по времяпрепровождению. Благоприятный психологический климат школы, общность интересов детей и взрослых, атмосфера дружелюбия и доверия между ними проявляются во всём, начиная с кабинета директора. Дети смело идут к директору с любыми проблемами и в большинстве случаев находят им решение. Для клубного уклада жизни школы весьма подойдёт настоящее учени ческое самоуправление.

Клубный уклад способен воспитывать такой тип личности, как общественник, человек, способный активно участвовать в демократических процессах, соотносить свои желания с потребностями и мнениями окружающих.

Военный уклад жизни школы. Явный прообраз военного уклада обнаруживается в спартанском воспитании. В значение этого словосочетания обычно вкладывается следующий смысл: строгое и суровое воспитание, полное лишений, но закаливающее организм и волю воспитанника. Воспитание в Спарте включалось в обязательный, регламентированный тип поведения, отмеченный сдержанностью, которую молодой человек должен проявлять во всём: поведении, походке, разговоре в присутствии женщин или старших, на народном собрании, в удовольствиях и питье. Достоинство поведения имеет институциональное значение; оно выявляет нравственную и психологическую установку, которая налагается как обязательная: будущий гражданин должен быть приучен владеть своими страстями, эмоциями и инстинктами. Здесь сам стиль человеческих отношений подчинён нормам самоконтроля, равновесия, умеренности.

Характерными чертами спартанского воспитания были: публичность, государственно-общественный контроль, внесемейность и коллективность. Мальчиков отнимали у родите -

лей, объединив их в небольшие отряды, воспитывали сообща, приучая к суровой

«а о

военной дисциплине. Спартанский уклад предусматривал следующие элементы жизни воспитанников:

• личный пример (во главе каждого отряда стоял воин, прославившийся мужеством на поле боя, с которого воспитанники могли брать пример);

• поощрение и наказание (по окончании специально спровоцированных взрослыми драк наиболее храбрых и отличившихся воспитанников хвалили, особо не проявивших себя наказывали палками);

• испытания и посвящения фиксировали переход юношей из одной стадии военной подготовки к другой;

• соревнование (публичные показательные сражения спартанской молодёжи, широко практиковались состязания в терпении

и выносливости);

• практика военной службы (подростки получали право ношения оружия, после чего в течение года они выполняли военно-полицейские функции за пределами Спарты).

Самым ярким примером реализации военного уклада жизни школы выступают кадетские корпуса, суворовские военные училища. Сегодня в нашей стране насчитывается более 100 кадетских корпусов, более 1000 кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ и кадетских корпусов силовых структур. Военный уклад школьной жизни опирается на традицию 32 военных кадетских корпусов Российской империи7.

Военный уклад жизни школы обеспечивает формирование у учащихся опыта совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний. Правила и этикет определяются военизированной игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются роли командиров и курсантов.

7 Рекомендации ОССНКР и Общественной палаты Российской Федерации по развитию и стратегии кадетского образования, представленные по поручению Президента РФ.— М., 2015.

Специфика военного уклада жизни школы состоит в чёткой регламентированности поведения воспитанников и воспитателей установленными правилами, распорядком. Здесь чрезвычайно важны внешняя красота выполнения ритуалов, повседневный контроль за исполнением норм. Ритмичность жизни поддерживается построениями и систематическим подведением итогов.

Важный элемент, организующий повседневность образовательной организации, — присвоение имени известного человека (воина, героя или полководца). Образ героя задаёт образцы поведения, нормы, ценностные отношения, образуя нравственный кодекс. Именно этот нравственный кодекс становится основой для своеобразной сверки и оценки поступков учащихся. Характерно широкое использование символики: понятий и специфических выражений (игровой и профессиональный сленг), песен (в каждом клубе имеется свой гимн), флагов, знамён, вымпелов, элементов одежды (знаков отличия курсантов разных клубов — нашивок, погон, шевронов), эмблем, гербов, традиций, ритуалов (воинского приветствия, рапорта) и т.п.

Один из ключевых механизмов в военно-служебных внешкольных объединениях — инициации. Инициация в рамках военно-служебной формы предполагает:

• переход от одной стадии (одного статуса в общности) к другой;

• организацию трудных испытаний (проверок на соответствие требованиям, предъявляемым к старшим и привилегированным);

• символическое оформление обряда перехода из одной статусной группы в другую.

Вообще имитация взаимодействия военнослужащих в воспитательных организациях рассматриваемого типа выступает как своего рода инициация послушанием (В.С. Мухина, Ф.А. Сидоршин), «...которая открывает подростку понимание необходимости движения в социальном пространстве посредством прав и обязанностей, существующих в обществе...».

Отношение к обучению в объединениях этой формы достаточно серьёзное, так как нередко занятия связаны с известным риском: обращение с оружием, преодоление опасностей. Отсю да высока регламентированность обучения: чёткий учебный план, наличие обязательных заня-

тий, строгое расписание. В содержание образования входит подготовка по военно-прикладным видам спорта. Среди методов обучения доминируют объяснительно-иллюстративный и учебная практика, просвещение организуется в соответствии с государственными праздниками.

В плане военного уклада жизни школы важно, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, ст.86) предусматривает «подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества в общеобразовательных организациях при помощи обучения по дополнительным общеразви-вающим образовательным программам». Формирование военного уклада в школе не должно ограничивать перспективы для выпускников исключительно военной или гражданской службой. Этот сюжет красноречиво описывает М.Г. Казакина, анализируя опыт образования военной школы при Пентагоне США8.

Производственный уклад жизни школы напрямую связан с необходимостью подготовки кадров для производственной сферы экономики, призван воплотить в жизнь идею воспитания грамотных работников промышленности и сельского хозяйства, способных использовать природные богатства для личного и общественного блага, процветания государства. Общеобразовательная организация, в полной мере реализующая производственный уклад жизни, обретает образ «образцовой школы-хозяйства» (городского или сельского).

История возникновения соответствующего институционального контекста связана с развитием ремесла и постепенным общественным признанием ценности квалицированного ручного труда.

8 Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. — СПб: ООО «Книжный дом», 2006.

В Российской империи подобные образовательные организации (реальные классы для «временного преподавания технических наук», реальные гимназии, реальные училища) создаются в середине XIX в. В 1913 году в России было 276 реальных училищ, после Октябрьской революции соответствующая подготовка осуществлялась в школах фабрично-заводского ученичества (при крупных предприятиях), позже в школах фабрично-заводского обучения. Производственный уклад был присущ и другим образовательным организациям, самые известные: колония им. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского (А.С. Макаренко), агрошкола-интернат (А.А.Католикова), школьный завод «Чайка» (В.Ф. Карманов) и ряд других.

Производственный уклад предоставляет уникальную возможность продуктивного труда, реальной встречи с экономическими реалиями (эффективность затрат, прибыль, издержки производства, производительность труда, оплата труда, конкуренция, рентабельность и т.д.). Образовательным результатом школы с такого рода укладом жизни становится человек-хозяин, дисциплинированный и ответственный работник, умеющий ценить результаты своего и чужого труда.

Для осуществления производственного уклада школьной жизни крайне необходима материально-техническая база, наличие у школы земельных участков, машин, тракторов, производственных площадей, оборудования. Традиции реализации такого уклада школьной жизни имеются в каждой области России (производственные бригады, учебно-трудовые объединения, школьные лесничества).

В практике, начиная с коммуны Ф.Э. Дзержинского, в рамках производственного укла-

да локально обнаруживается уклад про-ектно-конструкторского бюро: воспитанники А.С. Макаренко работали над совершенствованием модели фотоаппаратов. А в Ишеевской школе Ульяновской области работает ученическая фирма «Импульс» (опыт учителя Петра Петровича Головина), где производственный и конструктивный (лицейский) контексты взаимопересекаются.

Выводы

В формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвана играть общность участников образовательного процесса: учащиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность. Важный элемент формирования уклада школьной жизни — коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие адекватно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей. Чтобы определиться с укладом школьной жизни, члены школьного сообщества (или разработчики) могут:

• обсудить имеющиеся в образовательной организации традиции и целесообразность новаций (наличие оснований для выбора того или иного образа);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• провести рейтинг вариантов («самый подходящий», «самый интересный», «самый неожиданный для нашей школы», «самый материально обеспеченный вариант»);

• попытаться определить характеристики школьной реальности (главенство норм

и правил, творческая атмосфера, мера готовности учеников и педагогов к свободе);

• обобщить свои представления о выпускниках школы в типы воспитанников. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.