Научная статья на тему 'Ценность патриотизма на современном этапе'

Ценность патриотизма на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1516
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перегон Н. К.

Проведен анализ ценностных ориентаций молодежи. Выявлены проблемы в патриотическом воспитании. Решение проблемы - в систематическом, деятельном воспитании молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценность патриотизма на современном этапе»

УДК 930.85

Н.К. Перегон, Дальрыбвтуз, Владивосток ЦЕННОСТЬ ПАТРИОТИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Проведен анализ ценностных ориентаций молодежи. Выявлены проблемы в патриотическом воспитании. Решение проблемы - в систематическом, деятельном воспитании молодого поколения.

Особенности положения молодежи как субъекта социального партнерства в период трансформации российского общества можно охарактеризовать через взаимоотношения: молодежь и труд; молодежь и политика; молодежь и образование; молодежь и государство.

Очевидно, что ни «общечеловеческие ценности», ни особенности «национальной идеи» не стали конструктивными факторами в консолидации современной России. Идея «конкурентоспособности» носит скорее инструментальный характер и вряд ли будет воспринята обществом как главная идея России. На наш взгляд, общим основанием новой идеологии (а значит и основой воспитания) сегодня могут выступить идеи патриотизма и гражданственности. Русский человек, россиянин всегда доверял государству больше, чем обществу (часто просто не разделяя их), и идею служения связывал с отношением к Родине. Стремление к социальному порядку, справедливости, защищенности национальное самосознание всегда сопрягало с сильным государством, возлагая на него решение важнейших для людей проблем. Высшая заслуга человека традиционно воспринималась как способность быть гражданином своей страны, патриотом, деятельность которого приносит ей пользу и славу. Наивысшие достижения (в спорте, искусстве, науке, труде) всегда служили способом демонстрации патриотизма, гражданственности. Пожалуй, справедливо мнение, что «утверждение патриотизма -главное средство возрождения России, укрепления российской государственности, достижения согласия (договора) между властью и обществом, включения жизненных сил граждан в осуществление реформ» [1].

Идеи патриотизма и гражданственности в постперестроечное время были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла. Сегодня патриотами называют себя националисты и даже фашисты. А понятие «гражданин» употребляют чаще всего в смысле «гражданин мира». Возрождение истинного значения ключевых для идеологии новой России понятий необходимо и с прагматической точки зрения, так как воспитание новых поколений должно основываться на ясных, однозначных представлениях о базовых ценностях.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности.

В процессе трансформации российского общества в 1990-х гг. понятие воспитания исчезло из сферы отечественного образования и молодежной политики, из деятельности СМИ. Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина - не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь.

Реакцией по преодолению упущений в воспитании стало Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». В июле 2005 г. появился новый правительственный документ об аналогичной программе на 2006-2010 гг. и вышла сама программа [2].

Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI веке? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образы они ориентируются? Отвечая на эти вопросы, сошлемся на результаты социологических исследований, проведенных Комитетом молодежи администрации г. Владивостока и Институтом социально-политических проблем управления Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского [3].

Изучались представители основных групп молодежи: старшие школьники, студенты гражданских специальностей, студенты, обучающиеся на факультете военного обучения (ФВО); работающие молодые люди.

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья, здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней в настоящее время возрастает).

Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи за последние десятилетия претерпевали заметные изменения; особенно это касается значимости такой категории, как патриотизм. В советское время, в 1960-х - первой половине 1970-х гг., ценность патриотизма у молодежи занимала высокие позиции, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология, раскрывающая особую общественную значимость патриотизма, патриотического воспитания. В СМИ исчез образ человека-патриота

своей страны, быть патриотом считается несовременным. На вопрос «Как вы считаете, насколько важна для вас идея патриотизма?» только часть респондентов отмечает «безусловную важность» (37,43 % от всего количества опрошенных) и «важность» (30,99 %).[2] Чуть более одной пятой респондентов (22,34 %) относятся к идее патриотизма нейтрально. В целом, чуть более 8 % респондентов не считают идею патриотизма для себя важной. Традиционно военные более близко принимают идею патриотизма, считая ее «безусловно, важной» - 62,1 % по своей группе, и нет ни одного варианта ответа «совсем не важна» и «не важна».

Ключевой вопрос исследования - «Что такое патриотизм в Вашем понимании?» - показал, что, патриотизм в понимании всех опрошенных респондентов - это, во-первых, «готовность человека защищать

интересы своей Родины» (45,6 %); «гордость и уважение

государственных символов своей страны, духовного и культурного наследия» (34,6 %); и «твердая позиция государства в защите

интересов своих граждан» (29,1 %). Второе место разделяют, с

небольшими различиями: «способность страны отстаивать свои

интересы, в том числе в военном конфликте» (23,5 %); «желание и готовность к службе в рядах ВС РФ» (22,7 %); «стремление государства к экономическому процветанию своих граждан» (21,5 %) и «поддержка государством культурных и духовных традиций своего народа» (20,6 %). Менее всего в понятие «патриотизм» была вложена позиция «стремление гражданина к экономическому процветанию своей страны» (16,5 %).

Мнение студентов ФВО особенно выделяется, по сравнению с другими группами, в более частом ответе «твердая позиция государства в защите интересов своих граждан» - 41,7 % по своей группе, тогда как ответ «гражданских» студентов по данной позиции более низкий -

25,2 %. В свою очередь, «гражданские» студенты более характерно отметили вариант «поддержка государством культурных и духовных традиций своего народа (17,8 % по своей группе), по сравнению с мнением студентов ФВО (3,3 %).

Важной ценностью для общества является гордость за свое Отечество. На вопрос-тезис «Я горжусь тем, что я живу в России» в абсолютно всех группах респондентов наиболее часто встречающимся ответом был вариант «Да» - более 68 %. При этом следует отметить группу военных, выбравших данный вариант в большей степени - 87,9 %. Варианты «Мне это безразлично» и «Хотел(а) бы жить в другой стране» у студентов гражданских специальностей можно соотнести с вариантом «Нет» у студентов, обучающихся на ФВО, - по сравнению с другими группами респондентов данные категории оказались чуть более негативно и апатично настроенными. Наиболее затруднившимися ответить оказались учащиеся школ (16,4 %). В целом, респонденты в достаточной высокой степени ощущают себя гражданами России.

Престиж воинской службы был и остается важнейшей ценностью в любом обществе и государстве. Молодым владивостокцам задавался

открытый вопрос «Оцените со своей точки зрения уровень престижа воинской службы в современном российском обществе» респондентам предлагалось дать однозначную, на их взгляд, оценку с позиций «высокий», «средний», «ниже среднего» и «его нет». В целом, все респонденты рассматривают уровень престижа службы в рядах ВС РФ как «ниже среднего» - 43,04 % и «средний» - 32,16 %. Более 17 % всех опрошенных респондентов считают, что уровень престижа настолько низок, что его можно оценить только как «его нет». Только 5,38 % всех опрошенных респондентов находят уровень престижа высоким. Эту позицию более всего разделяют учащиеся (13,1 % по своей группе) и студенты ФВО (8,3 %). Военные определяют уровень престижа более всего как «средний» (46,6 %). Студенты гражданских специальностей оценили уровень престижа как «ниже среднего» (48,6 %). Интересно отметить, что студенты ФВО, выделяясь в позиции «высокий уровень», также выделяются и в позиции «его нет» - 25 % от числа опрошенных по этой группе респондентов.

Примечательно, что на вопрос «В случае военной агрессии пошли бы вы добровольцем защищать Отечество?» ровно половина от числа всех опрошенных респондентов дали утвердительный ответ на поставленный вопрос (49,71 %), причем стабильно военные выбирали данную позицию чаще - 84,5 %; треть опрошенных затруднились однозначно ответить (31,35 %); и не стали бы добровольно участвовать в военных действиях 17,66 % всех опрошенных респондентов, причем позиция студентов, обучающихся на ФВО, менее категоричная по сравнению с позицией гражданских студентов - 6,7 % и 22,4 % соответственно. Мнение горожан можно рассматривать как равнозначное - только 47,1 % из числа опрошенных в данной группе готовы отдать свой гражданский долг, а 19,1 % и 32,2 % -соответственно «нет» и «затрудняюсь». Можно проследить тесную связь между вариантом «затрудняюсь ответить» и мнением, что «в армии должны служить только профессионалы». Ответы военных подтверждают данное предположение.

Открытый вопрос «В чем вы видите роль администрации города в вопросах воспитания патриотизма у молодежи? Ваши пожелания» позволил получить большое количество ответов. Первые позиции заняли варианты «проведение соответствующих мероприятий и финансирование молодежных, патриотических, образовательных организаций». Очень многие респонденты ограничивались короткой фразой «поддержка молодежи», «финансирование», «мероприятия», но, к сожалению, они мало информативны для целей нашего исследования, поэтому более развернутые предложения или мнения респондентов были выделены в отдельные категории. К общеобразовательным мероприятиям респонденты отнесли, например, проведение парадов, митингов, агитации, встреч ветеранов со школьниками, экскурсий на корабли, военных сборов, военных спортивных игр по типу «Зарница». Военнослужащие особое внимание

уделяют именно разнообразным спортивным мероприятиям. Достаточно многие респонденты (8,07 %) отвечали «не знаю», затрудняясь предложить хоть какую-нибудь альтернативу в широком списке предложений и замечаний.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило выявить ряд проблем, которые необходимо решить для поднятия уровня патриотизма в молодежной среде, также ощущается потребность в повышении престижа армии. Необходимо повышать массовую культуру, гражданское сознание.

«Попытках разрушения и ослабления России, ориентация наших внешних и внутренних оппонентов на дезинтеграцию собороспособности русской нации и разложение молодежи являются негативными факторами дестабилизации международной и внутренней жизни нашей страны». Обеспокоенность за судьбы молодежи пронизывала специальное обращение IX съезда писателей России, направленное в центральные и местные органы власти страны. В этом документе говорилось: «Нас тревожит и проблема духовного,

интеллектуального развития молодого поколения. И прежде всего -какую духовную пищу получат наши дети? Важным фактором духовного обогащения ребят остается книга. Сожалеем, что государственные издательства резко сократили выпуск высокохудожественной литературы для детей. Книжный рынок заполнили коммерческие издательства, которые зачастую выпускают низкопробную продукцию, рассчитанную на дурной вкус, псевдолитературу. Прекратили свое существование многие газеты и журналы. Детские театры, кинематограф и телевидение руководствуются только законами коммерции, поэтому спектакли для взрослых теснят настоящий детский театр. Телевизионные передачи, газеты и журналы обрушивают на юного человека поток порнографии, насилия, духовного растления. Все это не может не отражаться на психологии, чувствах, эмоциях и характере подрастающего человека» [4].

Многие западные страны усматривают в укреплении социального единства, в росте патриотических чувств молодых людей серьезную опасность для осуществления своих планов по колонизации России, превращения ее во второстепенное государство. Курс на разложение молодежи ведется по ряду направлений. Наши оппоненты подходят к этому делу с «научных» позиций. Их цель - как можно более отрицательно представить образ России, изобразить ее ценности, традиции и обычаи в неприглядном виде. Фальсификаторы опасаются углубления патриотических чувств молодых людей. До небес превознося патриотизм своих народов, недруги нашего Отечества изображают русский молодежный национализм и патриотизм, преисполненный любви к родному народу, его великой гуманистической культуре, в виде шовинизма и фашизма, нагло издеваясь над памятью победивших реальный фашизм предков русских юношей и девушек.

Системообразующим фактором работы с молодежью видится, прежде всего, духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Без основополагающих возвышающих ценностей развитие личности и групп общества просто невозможно. Величайший гуманист XX в. А. Швейцер вывел четкую формулу: «Как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики» [5]. Академик Д.С. Лихачев в интервью, данном им незадолго до его смерти, петербургской молодежной газете «Смена», говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» [6].

Как представляется, речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью. Не так давно появилась специализация - «Социальная работа с молодежью». Например, ее открыли в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете социологии и еще в некоторых вузах нашей страны. Думается, что комитеты по молодежной политике в регионах станут больше заниматься проблемой подготовки специалистов по работе с молодежью - тех молодых людей, которые будут работать, взаимодействовать, вступать в диалог со сверстниками (студентами, рабочими, служащими, представителями официальных и неофициальных организаций). Ибо системность подразумевает охват всех групп молодежи, а не только учащейся молодежи.

Очевидно, целесообразно проводить конкурсы грантов для молодых (и не только молодых) журналистов и рекламистов по созданию социальных воспитывающих, социализирующих программ и рекламных клипов на телевидении и радио или, например, уличных стендов, где рекламировались бы и показывались человеческое достоинство, гордость, патриотизм современного образа жизни. Частью такой воспитательной деятельности должна стать и работа с молодой семьей, утверждение ценностей и традиций дружной любящей семьи с двумя-тремя детьми. Это воспитание на примерах реальных героев нашего времени, которых пока избегает показывать российское телевидение. Это поддержка инициаторов позитивной направленности, как, например, возрождение студенческих строительных отрядов или деятельность организаций дополнительного образования для детей и подростков. Примеры деятельности воспитания молодежи во Владивостоке показывают программы по созданию социальных молодежных служб, развитию детского и молодежного предпринимательства, детского спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху детей и подростков, организации поисковой работы, подготовке

молодежи к службе в рядах российской армии и т.д. Большую работу с подрастающим поколением ведет Управление по делам молодежи администрации г. Владивостока. Достигнуто тесное сотрудничество в организации мероприятия по патриотическому воспитанию с военными комиссариатами города, Советом владивостокского оборонного спортивно-технического общества (городской Совет РОСТО), управлением по делам ГОиЧС, комитетом образования, военными кафедрами, факультетами военного обучения вузов г. Владивостока; управлением по воспитательной работе ТОФ, дивизией морской пехоты тОф, войсковыми частями гарнизона. В рамках патриотического воспитания проходят различные мероприятия и акции. Празднование Дня призывника весной и осенью перед призывом граждан на военную службу стало доброй традицией. Ежегодно порядка 700-800 призывников из Владивостока пополняют воинские коллективы вооруженных сил РФ. На улицах Владивостока часто можно встретить мальчишек в форме пограничников, моряков, летчиков, морских пехотинцев и десантников. Это ребята из военно-партиотических клубов города: «Юный патриот Родины», юных моряков «Меридиан», детской флотилии «Варяг». Все эти клубы работали десятилетия, и через их стены прошли тысячи воспитанников.

Клубу «Юный патриот Родины» исполнится в этом году 39 лет. Ежегодно более 200 мальчишек посещают занятия по военной истории, военному делу, учатся плавать, стрелять, ходить строем. Занятия проводятся не только в классах, но и на кораблях, в самолетах и танках, на пограничных заставах. Летом все ребята продолжают на практике изучать военное дело в профильных лагерях на базе воинских частей, правда, только там, где эти лагеря еще сохранились. Главная задача клуба - воспитание любви и уважения к российской армии и флоту. Воспитанники клуба, а их уже тысячи, пополняют ряды курсантов Уссурийского суворовского училища, ТОВВМИ, других вузов, достойно несут службу в частях армии, флота и МВД.

Более двадцати лет учат ребят морским профессиям в клубе юных моряков «Меридиан». Воспитанниками клуба ежегодно становятся около 200 мальчишек и девчонок. Морскую практику ребята проходят в шлюпочных походах, профильных лагерях на базе ДОЦ «Космос», на паруснике «Надежда».

Особое место среди клубов патриотической направленности принадлежит детской флотилии «Варяг», которой в нынешнем году исполнится 45 лет.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждению принципов социальной справедливости и нравственности.

Тем не менее, некоторые общие подходы уже обозначены. Среди основных элементов можно выделить доминирующие идеи и принципы

подходов к воспитательной работе: идея гуманизации и

гуманитаризации; создание условий для раскрытия творческих способностей; социализация личности как гражданина России; формирование социальной активности; развитие потребности и опыта самовоспитания; возрождение интеллектуального, духовного и

творческого потенциала.

Библиографический список

1. Полухин, О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. М., 2003. 320 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». М., 2005. 38 с.

3. Аналитическая записка по результатам социологического

исследования «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи», проведенного Комитетом молодежи администрации г. Владивостока

15 февраля - 15 марта 2004 г. Электронный вариант. Режим доступа: http:// www.msun.ru

4. Прашкевич Г.Мне все время хочется что-то менять // Московские новости. 1991. № 5. С. 2.

5. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: избранное. М., 1993. С. 56.

6. Лихачев Д.С. Культура не может жить в уголочке // Смена. 1999.

16 сентября. С. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.