Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма в условиях информационной войны'

Воспитание патриотизма в условиях информационной войны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
патриотизм / менталитет / смысл истории / гуманизм / ценности / коллективное сознание / американизация сознания / информационная война / Patriotism / mentality / meaning of history / humanism / values / collective consciousness / Americanization of consciousness / information war

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лушкина Т.А.

В основе любой культуры лежит традиция, обряд, ритуал. Это то, что должно сохраняться в национальной культуре и передаваться из поколения в поколение, то есть транслироваться в будущее. Благодаря традиции сохраняется самобытность культуры, и соблюдаются некие опоры жизни нации: преданность, любовь к Родине, гражданственность, патриотизм. Чужая культура, навязанная извне, разрушает сознание людей. Каждое новое поколение усваивает нормы, правила и обычаи через те знаки, которые символизируют связь с национальной культурой. С точки зрения социальной философии, представляется важным сохранить основы Российской государственности, воспитывать патриотизм и гражданственность на основе исконно-русских идей о единении, православии, коллективизме, добре. Еще славянофилы в полемике с западниками предупреждали, что нельзя насаждать чужие идеи и чужую культуру в России. У Российской культуры своя специфическая судьба, обусловленная ходом исторического развития. В современных условиях давления традиций и пропаганды «коллективного Запада» на общественное сознание россиян, весьма важно создавать условия для правильного понимания и восприятия российских традиций. Этому, конечно, способствует своевременная трансформация российского образования. В статье рассматривается влияние виртуальной реальности на проблему воспитания патриотизма в условиях всеобщей цифровизации и информационной войны, способы влияния масс-медиа на сознание русских людей, усиление конфронтации, война за менталитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of patriotism in the conditions of the information war

At the heart of any culture is tradition, rite, ritual. This is something that should be preserved in the national culture and passed on from generation to generation, that is, broadcast to the future. Thanks to tradition, the originality of culture is preserved, and certain pillars of the life of the nation are observed: devotion, love for the Motherland, citizenship, patriotism. Alien culture, imposed from the outside, destroys people’s consciousness. Each new generation learns the norms, rules and customs through those signs that symbolize the connection with the national culture. Each new generation learns the norms, rules and customs through those signs that symbolize the connection with the national culture. From the point of view of social philosophy, it seems important to preserve the foundations of the Russian statehood, to educate patriotism and citizenship on the basis of native Russian ideas about unity, Orthodoxy, collectivism, good. Even the Slavophiles, in their polemics with the Westerners, warned that it was impossible to plant other people’s ideas and culture in Russia.Russian culture has its own specific destiny, determined by the course of historical development. In modern conditions of pressure of traditions and propaganda of the “collective West” on the public consciousness of Russians, it is very important to create conditions for a correct understanding and perception of Russian traditions. This, of course, is facilitated by the timely transformation of Russian education. The article discusses the influence of virtual reality on the problem of patriotism education in the context of general digitalization and information war, ways of mass media influence on the consciousness of Russian people, increased confrontation, war for mentality.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма в условиях информационной войны»

Пушкина Т.А.

Кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, социология и право», Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск).

Воспитание патриотизма в условиях информационной войны*

Аннотация. В основе любой культуры лежит традиция, обряд, ритуал. Это то, что должно сохраняться в национальной культуре и передаваться из поколения в поколение, то есть транслироваться в будущее. Благодаря традиции сохраняется самобытность культуры, и соблюдаются некие опоры жизни нации: преданность, любовь к Родине, гражданственность, патриотизм. Чужая культура, навязанная извне, разрушает сознание людей. Каждое новое поколение усваивает нормы, правила и обычаи через те знаки, которые символизируют связь с национальной культурой. С точки зрения социальной философии, представляется важным сохранить основы Российской государственности, воспитывать патриотизм и гражданственность на основе исконно-русских идей о единении, православии, коллективизме, добре. Еще славянофилы в полемике с западниками предупреждали, что нельзя насаждать чужие идеи и чужую культуру в России. У Российской культуры своя специфическая судьба, обусловленная ходом исторического развития. В современных условиях давления традиций и пропаганды «коллективного Запада» на общественное сознание россиян, весьма важно создавать условия для правильного понимания и восприятия российских традиций. Этому, конечно, способствует своевременная трансформация российского образования. В статье рассматривается влияние виртуальной реальности на проблему воспитания патриотизма в условиях всеобщей цифровизации и информационной войны, способы влияния масс-медиа на сознание русских людей, усиление конфронтации, война за менталитет.

Ключевые слова: патриотизм, менталитет, смысл истории, гуманизм, ценности, коллективное сознание, американизация сознания, информационная война.

Lushkina T.A.

PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Law, Far Eastern State Transport University.

Education of patriotism in the conditions of the information war

Abstract. At the heart of any culture is tradition, rite, ritual. This is something that should be preserved in the national culture and passed on from generation to generation, that is, broadcast to the future. Thanks to tradition, the originality of culture is preserved, and certain pillars of the life of the nation are observed: devotion, love for the Motherland, citizenship, patriotism. Alien culture, imposed from the outside, destroys people's consciousness. Each new generation learns the norms, rules and customs through those signs that symbolize the connection with the national culture.

Each new generation learns the norms, rules and customs through those signs that symbolize the connection with the national culture.

From the point of view of social philosophy, it seems important to preserve the foundations of

* © Лушкина Т.А., 2023.

Воспитание патриотизма в условиях информационной войны

the Russian statehood, to educate patriotism and citizenship on the basis of native Russian ideas about unity, Orthodoxy, collectivism, good. Even the Slavophiles, in their polemics with the Westerners, warned that it was impossible to plant other people's ideas and culture in Russia.Russian culture has its own specific destiny, determined by the course of historical development. In modern conditions of pressure of traditions and propaganda of the "collective West" on the public consciousness of Russians, it is very important to create conditions for a correct understanding and perception of Russian traditions. This, of course, is facilitated by the timely transformation of Russian education. The article discusses the influence of virtual reality on the problem of patriotism education in the context of general digitalization and information war, ways of mass media influence on the consciousness of Russian people, increased confrontation, war for mentality.

Key words: Patriotism, mentality, meaning of history, humanism, values, collective consciousness, Americanization of consciousness, information war.

Введение

Одной из функций социальной философии является прогностическая функция, предназначением которой является выстраивание обоснованных прогнозов относительно будущего развития общества. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование. Это направление, в отличие от футурологии, которая занимается прогнозированием будущего, путем экстраполяции, (что роднит футурологию с историей и научной фантастикой) характеризуется большей конкретностью, так как изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще. Попытка создания новой модели исторического развития происходит в условиях стремительного развития компьютерных технологий и всеобщей цифровизации.

За последние двадцать пять лет в мире произошли огромные перемены. Глобализация охватила весь мир. Сначала, благодаря Интернету и развитию социальных сетей, в мире образовалось единое виртуальное пространство. Позднее, в целях устойчивости информационного общества, стала активно развиваться политика учетности - биометрия, предполагающая самостоятельное распознавание автоматами человека. Стало возможным, использование

международных паспортов с биометрической идентификацией личности при пересечении границ между странами. Следующим шагом было развитие криптографии. Примером является наличие СИМ-карты в телефоне. Сотовые телефоны являются цифровыми. Криптография позволяет обеспечить каналами связи всех желающих и сделать сотовую связь массовой.

Невозможно предугадать последствия стремительных изменений в сфере новых компьютерных технологий и искусственного интеллекта, повлекшие столь стремительный рост роли инфо-коммуникационных процессов в жизни человека и общества.

Принимая во внимание глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации, (а их нередко называют компьютерной или информационной революцией) были выдвинуты различные варианты понимания концепции «информационного общества».

Информационное общество имеет свои черты. Всеобщая автоматизация, телекоммуникация и роботизация проникают во все сферы жизни общества. Широко развиты сотовая связь и Интернет. Как правило, особые черты есть и у экономики. Это рыночная многоукладная экономика с различными ти-

пами собственности и широким спектром организационно-правовых форм предприятий. Это экономика, предполагающая наличие множества владельцев средств производства, (за счет чего растет удельный вес среднего класса в обществе). А средний класс - это люди высокого образования и культуры, предприниматели и бизнесмены, топ менеджеры и руководители предприятий. В такой экономике сфера услуг занимает шестьдесят процентов в общей доле производства, так как качество жизни людей постоянно улучшается. Понятно, что такая экономика носит продуктивный характер и направлена на развитие производства, а не просто на исчерпание природных ресурсов.

В политической сфере информационное общество характеризуется наличием гражданского общества, развитой демократией, плюрализмом. Это социально-ориентированное общество, предоставляющее наилучшие условия для развития и жизни человека. Но, самый важный фактор - это повышение роли знаний, то есть информации, в развитии всех индивидуальных и социальных процессов. научные разработки - главная движущая сила развития общества. Важным является человеческий фактор - творческие, высокообразованные люди, движущие индустрию знаний. Все большее значение приобретает массовая культура, направленная на удовлетворение сиюминутных потребностей человека. Она уже не затрагивает социальные проблемы и не воспитывает на высоко-духовных идеалах. Усредненность, развлекательность, коммерциализация поглотили все общество. Феномен обмана пронизывает все социальные коммуникации. огромный поток информации не позволяет отделить правду от лжи. Средства массовой информации превратились

в искусный инструмент манипуляции, который становится с каждым днем все опаснее.

Информационные процессы усиливаются, ускоряются, что ведет к эмоциональной и психологической перегрузке сознания человека. Здоровое понимание происходящего наводит на мысль о том, что многочасовое пребывание в компьютерной реальности не лучшим образом сказывается на самом человеке. Да и само общество, несмотря на многообразие прогнозов будущего развития цивилизации, находится в состоянии разорванности и нестабильности. Происходит глубинная медиатизация социального пространства. Возникло электронно-цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Виртуальная реальность имитирует реальный мир. Она позволяет создавать различные формы человеческой активности, не существующие раньше.

Появление медиа-пространства предполагает изменение культуры современного человека. Баева Л.В. пишет о новых формах бытия человека, где существует абсолютная свобода, где визуальный мир преобладает над смысловым, где можно общаться под чужим именем и фото. Можно в ме-диапространстве иметь миллионную аудиторию, как у блогеров, продвигать свой товар, рекламировать продукт или одежду, читать лекции о правильном питании и пользе физической активности. Здесь множество вариантов выбора, но здесь не действуют привычные правила и этические нормы. Человек, владеющий информационными технологиями, активно включается в процесс взаимодействия с информационной средой и становится участником виртуальной жизни. Виртуальная реальность внедряется в производство,

коммуникацию, организацию досуга. Индивид погружается в виртуальную среду. Происходит замещение социальных практик симуляциями и развитие нового информационно-цифрового общества, изменяющего все сферы жизни индивида. Символы наделяются определенным смысловым и социальным значением среду симуляций, несмотря на осознание того, что эта среда условная. «Процесс информатизации общества выступает в качестве важнейшего условия формирования новой социальной реальности». Современные информационно-коммуникационные технологии, телевидение и СМИ, как правило, контролируют распространение информации и успешно манипулируют сознанием огромной массы людей, используя всевозможные мифы, подтасовывая факты, создавая всевозможные фейки. Они определяют установки, ценности и представления в сознании общества, свидетельством тому, информационная война Украины и Запада против России. Скорость трансформации общества, всех его подсистем и структур столь велика, что необходимо дальнейшее отслеживание и корректирование тенденций развития информационного общества.

Как «отличить зерна от плевел», если еще нет достаточного жизненного опыта? Как сделать так, чтобы молодой человек не соблазнялся ценностями недружественного мира?

Виртуальная реальность оказывает влияние на психическую и социальную деятельность человека, а в условиях включения в информационные технологии приводит к значительным внутренним изменениям. Это изменения в познавательной деятельности, в образовании, поиске информации, повышении квалификации и тому подобное. Действительно, в условиях

всеобщей цифровизации, происходит изменение потребностей личности, изменение субъектно-объектных отношений, трансформируется целеполагание и в быту и в профессиональной деятельности. Новая социальная реальность трансформирует ценностный мир личности, подменяя его навязанными с экрана телевизора или монитора компьютера представлениями. Симулякры - это подделки, вымыслы. В результате, человек, действуя бессознательно, включается в информационную среду и начинает проживать неподлинную, навязанную извне жизнь.

Основная часть

Влияние Запада на культуру всего мира (Европоцентризм) привело к победе материальных, индивидуалистических ценностей, превративших человека в роботизированное существо, стремящееся только извлечь пользу и выгоду от потребления вещей и товаров. общество потребления, в том числе, и потребления информационной культуры, превращается во все возрастающую угрозу для выживания человечества. В таких условиях сознание человека становится уязвимым.

Поиск русской национальной идеи и сохранение национальных традиций, исторической памяти и культуры всегда был характерен для российской философской мысли. И сегодня это -актуальная и наиважнейшая задача современности. Для России, находящейся между Востоком и Западом всегда был животрепещущим вопрос о дальнейшем пути развития России.

«В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ». Россия представляет собой «цивилизационно неоднородное общество». Это конгло-

мерат народов, объединенных мощным великорусским ядром. Россия впитала в себя как Западные черты, так и Восточные. Уникальность русской цивилизации, русского менталитета в противоречивости русской души. об этом писал Николай Бердяев. «Но в Русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению. Русские люди любовь ставят выше справедливости. Русская религиозность носит соборный характер».

Тютчев, хорошо знавший Европейскую культуру, проработавший долгое время дипломатом за рубежом, писал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить».

Любовь к Родине в творчестве русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, - приобретает особый характер: «Люблю отчизну я, но странною любовью, - писал М.Ю. Лермонтов. Нелегко любить нищую, многострадальную страну, где угнетен народ, где множество социальных проблем.

Образ Руси-тройки в поэме Гоголя «Мертвые души» как нельзя лучше характеризует неопределенность направленности пути, по которому идет Россия: «Куда несешься, Русь? Дай ответ!» - вопрошает писатель.

В произведении Блока, в стихотворении «Родина», автор принимает и любит свою страну не за богатство (богатую страну любить легче). Блок принимает Родину и в нищете, и в унижении:

«Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви»! В стихотворении «Река раскинулась» Блок пишет:

« О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

наш путь - степной, наш путь -

В тоске безбрежной -

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь».

В этом произведении поэт пытается осмыслить историческую судьбу России. Куликово поле выступает как символ, обозначающий место встречи двух цивилизаций - европейской и азиатской. Это мучительные размышления о внутренней сути России и ее историческом предназначении. А надо ли нам сегодня опасаться зарубежной мглы? Последние политические события говорят о том, что надо.

После развала СССР для ранее закрытого общества стали доступны достижения мировой культуры. Произошла американизация сознания современной российской молодежи. Европейская культура, кинематограф, музыка, живопись внушают откровенное презрение ко всему русскому. В Голливуде зрителю внушают образ героя, который всегда побеждает врага. А в роли врага выступает русский шпион или военный. Басни о том, что в России по улицам ходят медведи, а русские - варвары долгое время реально воспринималась на Западе. нас считали и считают дикой, азиатской страной. Как же в условиях американизации сознания поддержать патриотизм и любовь к Родине? Чего же в России больше - «Европы» или «Азии»? Эти вопросы вновь и вновь поднимает отечественная литература и философия. В стихотворении «Скифы» Блок склоняется к мысли, что наша страна в большей мере является азиатской.

«Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

Для вас — века, для нас — единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы»!

Блок видел в России скифскую орду, враждебную западной культуре (застывшей форме). Дух, энергия, сила природного начала - исконные черты русского народа и его главные ценности, которые противостоят ценностям Западной цивилизации.

«И вечный бой!

Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.»

Закат в крови! Блок предполагал, что варварские орды сметут западную цивилизацию.

Эти строки актуальны и сегодня. Политическая ситуация в мире, борьба за мировое господство не дают покоя Америке и Евросоюзу, которые нагнетают атмосферу вражды, русофобии, открытого противостояния. Украинский вопрос усилил политизацию, и привел к открытому противостоянию. В то же время и к усилению информационной войны. Америка создавала и создает негативный образ России, стремится унизить, подмять, поставить на колени, разрушить. Поэтому выработка национальных устоев - это не праздный вопрос, а результат сознательной философской рефлексии, удовлетворяющей общественную и личную потребность в высших ценностных образцах, способных стать побудительным мотивом, регулятором деятельности личности и общества. Именно в аксиологической направленности этого аспекта решаются проблемы смысла истории, смысла отнесения частных локальных целей к общему ходу всего исторического

процесса. Предельная высшая цель нации учитывает перспективы развития конкретного общества в конкретный период времени. не случайно, со следующего учебного года в вузах увеличено количество часов на изучение Истории России. Введение в школе единого учебника по истории - еще один шаг в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.

«Как бы ни отличались друг от друга философские системы, какой бы социум они не отражали и не выражали, - истинные и иллюзорные философские построения служат обоснованию целей общественного человека. Конкретно-исторические цели, классовые и этнические, общественные и групповые, всечеловеческие и индивидуальные должны быть объяснены, оправданы, под них должен быть подведен логический фундамент».

Заключение

Действительно, развитие личности есть процесс социализации, то есть присвоения социально значимых духовных ценностей, но в то же время, это, как правило, процесс формирования индивидуальных ценностей. В свою очередь личностно-экзистенциальное непременно проявляется в социально-нормативной форме. В этом выражается могучая власть господствующих в данном обществе, в данной социальной среде норм, ценностей, и смыслов над каждым «я», ибо они формируют «содержание» и направленность основных экспликаций данного «я» в качестве своих «других я», то есть ценностные ориентиры, потребности, желания, упования, интересы, цели, идеалы личности. но эта власть не является все же абсолютной, так как личность есть активное, самосознательное существо, способное познавать социальную дей-

ствительность, и самое себя, совершать выбор и переоценку ценностей.

определенная трактовка истории и культуры самым существенным образом сказываются на выработке ментального вызова, брошенного России со стороны Запада. Продолжается борьба между двумя идеологиями: фашизм, национализм поднимают голову против идеи гуманизма. сегодня, как никогда мы ощущаем, насколько сильны последствия информационной войны. Запад, спровоцировавший военные действия на Украине, подготовивший там оранжевую революцию, на протяжении восьми лет нагнетал ситуацию противостояния между Русским и Украинским народом. Геноцид русских на территории самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР привёл к страшным последствиям. Идут боевые действия, гибнут люди. Запад продолжает оказывать военную помощь Украине и руководить действиями президента Зеленского. Здравый смысл подсказывает необходимость прекращения боевых действий и важность мирных переговоров, но Зеленский продолжает «плясать под дудку» американских кураторов, которые не только не принимают Украину в Евросоюз и в НАТО, но и продолжают настаивать на мировом господстве, преследуя свои интересы. Под руководством Америки и президента Д.Байдена реализуется нагнетание истерии против России, санкционная блокада, запрет на полеты международных рейсов. Идет жесткая эскалация, мир разделен на два полюса, идет третья мировая война.

На пресс-конференциях и международных встречах министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров постоянно обращает внимание на то, что западные СМИ выполняют заказ старшего американского брата, используют вымышленные эпизоды для того,

чтобы осознанно ввести в заблуждение общественное мнение. Продолжается активное наращивание русофобии во всем мире. Идет информационная, и экономическая война.

Россия, вставшая на защиту граждан, живущих восемь лет в нечеловеческих условиях, ведет военные действия, осознавая, что подтягивание войск НАТО, в конечном итоге, приведут к национальной угрозе и нарушат безопасность России. Целью России является демилитаризация и денацификация Украины. Но происходит раскол мнений. Одобрение или осуждение военной операции, особое неприятие и непонимание со стороны людей, которые не всегда разбираются в сложной обстановке нынешних событий. формирование у населения правильной позиции и отношения к происходящему - непростая задача, стоящая перед средствами массовой информации. Молодежь, привыкшая за последние два-три десятилетия ко всему импортному, к комфорту, удобству, к приоритету материальных ценностей, к западному искусству, не особенно ценит российские традиции и национальный менталитет. Поднимается вопрос соблюдения прав человека и свободы слова. Но искажение информации западными СМИ, которые стремятся сформировать особое общественное мнение, самым серьезнейшим образом, вводит людей в заблуждение. Вбрасывание фейков в Интернет - пространство, открытая конфронтация и пропаганда продолжаются. Не случайно, В.И.Матвиенко - Председатель Совета федерации федерального Собрания Рф назвала эту ситуацию войной, направленной на ментальное уничтожение. Действия компании Meta Platforms нагнетающие расовую ненависть и откровенные призывы к насилию привели к тому, что Роском-

надзор ограничил доступ к Instagram, Facebook, а Генеральная прокуратура обратилась в суд с просьбой признать Meta Platforms экстремистской организацией. Социальные сети и аккаунты Instagram, Facebook использовались для нагнетания напряжённости, стравливания на национальной почве, для открытого экстремизма и призывов убивать русских военных и руководителей Российской Федерации и Белоруссии. Механизм пропаганды со стороны Запада ведет агрессивную политику и разжигает межнациональную рознь. Информационная война направлена против наших граждан. Дискриминация русских и русского красноречиво говорят о том, что задача Запада разрушить российскую цивилизацию.

Борьба за умы людей, за сознание россиян - процесс длительный и архисложный, требующий напряжения сил и здравой коммуникации во имя гуманистических идеалов, в противовес фашизму и национализму, воспитание патриотизма у подрастающего поколения в сложных условиях информационной войны приобретает наиболее важное, непреходящее значение.

References

[1] Baeva L.V. Existential Risks of the Information Age

// Information Society. 2013. Issue. 3. P. 18-27.

[2] Berdyaev N. Russian idea. - St. Petersburg: Publishing house: "Azbuka-classika", 2008. P. 132.

[3] Blok A. Sobr. Op. in 6 volumes. Library "OGONEK". - M.: Publishing house "PRAV-DA", 1971 v. 3 P. 244 Block A. Collection. Op. in 6 volumes. Library "OGONEK". - M.: Publishing house "PRAVDA", 1971. Vol. 3. P. 244.

[4] Davidovich I.E. The theory of ideals. Rostov-on-Don.: Publishing house of SKNTsVSH, 1983.P. 25.

[5] Inozemtsev V.A., Ivlev V.Yu., Inozemtseva Yu.V.

Influence of informatization and development of information and communication technologies on the formation of a new social reality. Humanitarian Bulletin, 2020. Issue. 4. P. 3-13.

[6] Tumanov S.V. "Social Ideal: Dialectics of Development" - M.: Publishing House of Moscow State University, 1986.

Список литературы

[1] Баева Л.В. Экзистенциальные риски информа-

ционной эпохи // Информационное общество. 2013. Вып. 3. С. 18-27.

[2] Бердяев Н. Русская идея. - СПб.: Изд-во : «Аз-

бука-классика», 2008. С. 132.

[3] Блок А. Собр. Соч. в 6-ти томах. Библиотека «ОГОНЕК». - М.: Изд-во «ПРАВДА», 1971 т.3 С.244 Блок А. Собр. Соч. в 6-ти томах. Библиотека «ОГОНЕК».-М.: Изд-во «ПРАВДА», 1971. Т. 3. С. 244.

[4] Давидович И.Е. Теория идеалов. Ростов-на-Дону.:Изд-во СКНЦВШ, 1983. С. 25.

[5] Иноземцев В.А., Ивлев В.Ю., Иноземцева Ю.В. Влияние информатизации и развития информационно-оммуникационных технологий на формирование новой социальной реальности. Гуманитарныйвестник, 2020. Вып. 4. С. 3-13.

[6] Туманов С.В. «Общественный идеал: диалектика развития» - М.: Изд-во МГУ, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.