Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

341
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / воспитательный процесс / активные методы патриотического воспитания / patriotism / citizenship / youth / security / patriotic education / socioeconomic conditions / prevention of radicalism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камола Абдуллаевна Шокаримова

В статье говорится о духовно-просветительской работе в вузе по патриотическому воспитанию молодежи. Описываются активные методы патриотического воспитания студентов. Делается вывод о большом воспитательном значении положительных образов и героических примеров других людей. Ценности патриотизма, реализованные через систему патриотического воспитания, становятся фактором национальной безопасности, обеспечивают социальную и политическую стабильность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING PATRIOTISM AMONG STUDENTS IN THE CLASSROOM OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

The article deals with the essential grounds of “patriotism”, various aspects, features and risks of this social phenomenon. The values of patriotism, realized through the patriotic education system, become a factor of national security, provide social and political stability, prevent radicalism, if the complex scientific approach is applied, the complexity and responsibility of this direction of state policy is taken into account

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Камола Абдуллаевна Шокаримова

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье говорится о духовно-просветительской работе в вузе по патриотическому воспитанию молодежи. Описываются активные методы патриотического воспитания студентов. Делается вывод о большом воспитательном значении положительных образов и героических примеров других людей. Ценности патриотизма, реализованные через систему патриотического воспитания, становятся фактором национальной безопасности, обеспечивают социальную и политическую стабильность.

Ключевые слова: патриотизм, воспитательный процесс, активные методы патриотического воспитания.

FOSTERING PATRIOTISM AMONG STUDENTS IN THE CLASSROOM OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

ABSTRACT

The article deals with the essential grounds of "patriotism", various aspects, features and risks of this social phenomenon. The values of patriotism, realized through the patriotic education system, become a factor of national security, provide social and political stability, prevent radicalism, if the complex scientific approach is applied, the complexity and responsibility of this direction of state policy is taken into account.

Keywords: patriotism; citizenship; youth; security; patriotic education; socioeconomic conditions; prevention of radicalism.

Если мы сможем объединить знания, жизненный опыт, дальновидность старшего поколения с энтузиазмом, смелостью и целеустремленностью нашей молодежи, то обязательно достигнем поставленных перед собой целей (Ш.М.Мирзиёев)

ВВЕДЕНИЕ

«Основная задача сферы образования, сама суть труда педагога заключаются прежде всего в подготовке к будущему, воспитании здоровыми

и гармонично развитыми наших детей, которым предстоит жить в еще более сложное время, когда конкуренция в условиях глобализации приобретет особенно острый характер».С учетом этого реформы в образовательно-воспитательной сфере стали для нас самым важным, приоритетным направлением государственной политики. В то же время самая непростая задача — это «подготовка обладающих инновационным, креативным мышлением учителей и наставников, обучающих своих учеников на основе самых высоких критериев», отметил Шавкат Мирзиёев в выступлении, посвященном «Дню учителя и наставника».

Он подчеркнул, что «все наши практические дела и устремления направлены на то, чтобы профессия учителя стала в Узбекистане самой престижной и почитаемой».

«Сегодня в сфере образования и воспитания, в жизни наших детей наступает новое время. Наполнение его новым, еще более глубоким смыслом и содержанием, достижение национального прогресса зависит только от нас самих, от единства и сплоченности нашего народа, от нашего неустанного, упорного труда»[1].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Патриотическое воспитаниемолодёжи всегда оставалось одним из наиболее значимых направлений государственной политики. А в настоящее время, актуальность данного вопроса особенно важна. Особо сильно негативному воздействию подвержены молодые люди, в силу ещё не устоявшихся в их сознании картин мира, сниженной критичности восприятия информации. Именно наша молодёжь будет определять будущее страны, от их ценностей и установок, от их отношения к Отчизне и гражданской позиции, зависит развитие страны в дальнейшем. Кроме того, патриотизм в современном мире продолжает играть значимую роль в политической и социальной стабильности общества, это - ответная реакция на неуправляемые процессы глобализации и унификации.

Русский язык, как учебный предмет, имеет важную познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как "Общие сведения о языке " и дидактический

материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и прочее. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма.

К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: "Усваиваяродной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово ".

Воспитание патриотизма проявляется через любовь к своей Родине, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих прадедов. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить студентам определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить так же?

Важное воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: Каждому мила своя сторона. Родная сторона - мать, чужая - мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; Своя земля и в горести мила; Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На занятиях русского языка и литературы рекомендуется использовать следующие приёмы:

1.Объяснения преподавателя в процессе занятия, раскрывающие патриотический смысл содержания текста, упражнения или дидактического материала.

2.Подробная беседа, раскрывающая содержание темы, по которой студенты будут составлять предложения или писать сочинение.

3. Написание ЭССЕ, выполнение упражнений на тему патриотизма.

4. Ободряющее поощрение обучающихся, проявляющих творческую смекалку и креативность мышления.

Для получения лучших результатов и достижения цели необходимо:

1.На занятиях русского языка и литературы воспитывать патриотические и нравственные качества.

2.Говорить о гуманности человека, сочетающего в себе любовь ко всему живому, доброту, жалость к обездоленным, милосердие, готовность прийти на помощь, развивать у студентов творческое мышление.

3.Воспитывать чувство гордости за свою страну, преданность Отчизне.

Важное значение в духовно-нравственном воспитании и формировании

патриотического воспитания студентов имеют отрывки из адаптированных материалов художественных произведений русских поэтов и писателей. Художественная литература заключает в себе воспитательный характер: приобщает молодёжь к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.

Произведения о войне несут огромный патриотический заряд. Используя художественные тексты, мы обучаем студентов разговорному языку, знакомим их с литературной нормой. Но нашей целью является и знакомство студентов с русской культурой, искусством, литературой, в частности, поэтому по -прежнему актуальным остается вопрос о «разработке общей методики идейно-эстетического воздействия на сознание обучающихся средствами художественной литературы[3. 109].

Таким образом, в лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям. Всем известно, вторая мировая война по своим масштабам оставила разрушительный след в истории человечества, в нее были втянуты десятки стран, понесших громадные людские и экономические потери, и, конечно, тема Великой Отечественной войны нашла отражение в литературе XX века. С первых же дней войны писатели принимали участие в вооруженных схватках наравне со сражающимся народом. Более тысячи поэтов и писателей были на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них стоит упомянуть: Ю.Бондарева, В.Быкова, Г.Бакланова, В.Астафьева, Б.Васильева, К.Симонова, М.А.ШолоховаВ.Кондратьева, и многих других.

Вспомним отрывок из рассказа великого русского писателя М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) который описывает тему Великой Отечественной войны. Перед нами столкновение человека с историей.

Рассказывая о своей жизни, Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». [5. 109].

Стоит отметить, что в воспитании патриотизма у студентов имеет важное значение и повесть «Спутники», которая несет огромный воспитательно -патриотический характер.

Вера Панова — известная советская писательница. Она вспоминает, что в годы Великой Отечественной войны Союз советских писателей направил ее в военно-санитарный поезд № 312. Здесь она увидела тяжелую работу врачей, медсестер, санитарок в поезде, который перевозил раненых с линии фронта в тыл. Повесть «Спутники» написана на основе этих воспоминаний. Герои этой повести сталкиваются с войной лицом к лицу во время первого рейса санитарного поезда к линии фронта. Именно здесь свершается проверка душевной прочности человека, его самоотверженности и преданности делу. Трагические испытания, выпавшие на долю героев повести, одновременно способствовали выявлению и утверждению главного, подлинного в человеке. Каждый из них должен что-то преодолеть в себе, от чего-то отказаться: доктор Белов подавить громадное горе (он потерял жену и дочь во время бомбежек Ленинграда), Лена Огородникова пережить крушение любви, Юлия Дмитриевна преодолеть утрату надежды создать семью. Но эти потери и самоотказ не сломили их. Стремление же Супругова сохранить свой мирок оборачивается печальным итогом: утратой личности, иллюзорностью существования. [6. 186187].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественные тексты из произведений русских классиков и современных писателей способствуют воспитанию патриотизма на занятиях русского языка, на литературных образцах русской речи, раскрывая её стройность и богатство, яркость и выразительность, гибкость и точность. А это, в свою очередь, увеличивает притягательную силу к учебному предмету, побуждая нашу молодёжь к познанию культуры страны изучаемого языка. Привлечение литературных текстов при обучении студенческой молодёжи

русскому языку служит для достижения следующих целей учебного процесса: воспитательных,познавательных, профессиональных икоммуникативно-практических

REFERENCES

1. Выступление Президента Республики Узбекистан ШавкатаМирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников

2. Балатукова З.И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения // Молодой ученый, 2015. №15. С. 661-66

3. Бухарцева Л.Г. К вопросу о лингволитературоведении. - В кн.: Преподавание русского языка аспирантам - иностранцам. - М., 1981, 68 С.

4. Егорова Т. С. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.:«Аделант»,2014.—800 с.

5. Учебное пособие для практических занятий по русскому языку в таджикским медицинском университете-Д. «Маориф».2017 С..100

6. Учебное пособие по развитию русской профессиональной речи студентов 2 курса медицинского университета -Д. «Маориф».2017 с.167-168].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.