Научная статья на тему 'History of the idea of Patriotic education'

History of the idea of Patriotic education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ / ПАТРИОТИЗМ / STATE YOUTH POLICY / YOUTH / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH DEVELOPMENT PROGRAMS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорная Валерия Николаевна, Чуйков Олег Евгеньевич

В статье рассматриваются основные этапы возникновения и изменения понятия патриотизм и патриотического воспитания как направления для развития. Представлены государственные деятели, деятели культуры и педагоги, внесшие свой вклад в формирование патриотического воспитания как направления в условиях изменяющего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «History of the idea of Patriotic education»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019

УДК: 352

Подгорная Валерия Николаевна, магистрант, Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет, Россия e-mail: val-podgornaya@mail.ru

Чуйков Олег Евгеньевич, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Курский государственный университет, Россия e-mail: chuikov-ru@mail.ru

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы возникновения и изменения понятия патриотизм и патриотического воспитания как направления для развития. Представлены государственные деятели, деятели культуры и педагоги, внесшие свой вклад в формирование патриотического воспитания как направления в условиях изменяющего мира.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, патриотическое воспитание, программы развития молодежи, патриотизм.

Podgorny Valeria Nikolayevna, Master, State and Municipal Administration, Kursk State University, Russia

e-mail: val-podgornaya@mail.ru

Oleg Chuikov, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Kursk State University, Russia e-mail: chuikov-ru@mail.ru

HISTORY OF THE IDEA OF PATRIOTIC EDUCATION

Annotation. The article discusses the main stages of the emergence and change of the concept of patriotism and Patriotic education as a direction for development.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019 Statesmen, cultural figures and teachers who have contributed to the formation of Patriotic education as a direction in a changing world are represented.

Key words: state youth policy, youth, Patriotic education, youth development programs, patriotism.

Философы, педагоги, социологи обратились к идее русской идеи как к феномену русской духовности, уникальности и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своей страны. Русский философ Н.О. Лосский писал, что русским был «мессианский человек», что в принципе и отличало русского человека о других народностей. Так было на протяжении тысячелетий в семье, церкви и фермерском сообществе. Церковь действовала в качестве законодателя, создавала обычаи и санкционировала множество праздников. Люди были образованы мудро и справедливо, победителей ободрили и прославили, родились сказанья о защитниках и хранителях Родины: Илья Муромец, Добрина Никитич, Алеша Попович - были первыми героями Руси, им подражали, на них ровнялись. Так и зародилось понимание любви в Отчизне.

Русский ученый К.Д. Ушинский отмечал огромное влияние труда на развитие личности и утверждал, что нет никого без чувства собственного достоинства, то есть никого без любви к отечеству. По его мнению, эта любовь к образованию дает правильный ключ к сердцу человека и решительную поддержку в борьбе с его злыми природными, личными, семейными и племенными тенденциями.

В. Соловьев, занимавшийся развитием русской идеи и ее патриотическую составляющую, считает, что концепция Родины имеет моральное значение и вписывается в согласованную систему добра и зла. Он ввел термин «все человечество», «любовь к одобрению» другим народам, потому что его любовь к своему народу этически равна любви к себе.

По мнению Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского , для патриотического воспитания гражданина необходимо обеспечить молодым

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019 людям право на нормальное и свободное развитие, прививать правильный взгляд на жизнь, идею добра, правды, долга, воспитывать твердость воли и трудолюбия.

Русский писатель Ф. М. Достоевский считал, что патриотизм русского народа выражался в проявлении национальной идентичности и был основан на духовных и православных принципах и выражался в стремлении полностью воплотить христианство в России. Федоров, в отличие от Ф.М.Достоевского, не признает Божью избранность, роковость русского народа в мире. По его мнению, самосознание русского народа в России укрепилось и развилось благодаря природно-историческим предпосылкам и организации общественных отношений на основе «Племенная жизнь», «общность», «немота», особый тип государства, характерными чертами которого являются постоянный сбор земли и распределение с помощью «сторожевых линий».

Можно резюмировать, что в идеях русских мыслителей дореволюционного периода были реализованы формирующие принципы русского национального самосознания, в которых патриотическая составляющая занимала значительное место. Личность, люди, нравственность, патриотизм считались русскими мыслителями неразрывно связанными с понятием «Отечество».

После октябрьской революции в России произошла смена идеологии патриотического воспитания. Вопросы, касающиеся воспитания патриотов, были подчинены целям коммунистического воспитания и задачам международных отношений в обществе. В 1918-1922 гг. Большое внимание уделялось созданию сети высших и средних военных училищ, военных учебных курсов, военных училищ, суворовских и нахимовских училищ. В тридцатые и сороковые годы двадцатого века вопросы патриотического воспитания молодежи были раскрыты в работах Голубского В., Грузинского В. А., Никольского В. А., Озерова А., Сазонова М., Фарбер Л. М. и других.

Развивались различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое воспитание, воспитание на работе и боевые традиции

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019 советских людей, эстетическое и трудовое воспитание студентов и т. Д. Сформировалась новая культура и новая идеология воспитания патриотов в Советском Союзе. Советское общество было отмечено особенностями марксистско-ленинской идеологии, государственного контроля над образовательными учреждениями, творческими профсоюзами и содержанием культуры. Было много общественных организаций и центров по подготовке молодежи к военной службе и к военно-спортивным соревнованиям (Ворошиловский-Стрелец, Готов к работе и обороне). Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания в советское время многочисленны и разнообразны. Это было удобно и приобрело общенациональный масштаб.

Прикладные аспекты А.С. Макаренко в работе «Воспитание гражданина», В.А. Сухомлинского в работе «Как разбудить настоящего мужчину», М.А. Терентий в работе «Теория и практика патриотического и международного воспитания молодого поколения» и другие различные направления работы бывших учителей показаны в теоретическом и методологическом аспектах, в понятиях «советский патриотизм» и его свойствах, а также способах его создания. А. С. Макаренко считает, что судьба школ - воспитание патриотов, которые преданы своей родине, имеют чувство долга и чести, обладают организаторскими способностями, ответственны и жизнерадостны. Нельзя не отметить роль в изучении проблем патриотического воспитания В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна прививать молодежи желание служить родине, активно работать на благо Родины и определять советский патриотизм как «благородный». любовь советского народа к своей социалистической родине ».

Со второй половины 1930-х годов «установление постепенного исчезновения национальных стало составной частью социокультурной и политической программы советского руководства». Многовековые основы национального образа жизни были подорваны уничтожением национального государства ряда народов и их насильственным переселением в годы войны. В

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019 годы Великой Отечественной войны исследования по этой теме приобрели особое значение. Трудности войны и послевоенного периода привели к этому массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Конечно, проблема патриотизма была решена на основании указа партии и правительства с учетом идей социализма и коммунизма. Искажение наиболее важных принципов советского социалистического патриотизма было обусловлено: массовыми незаконными репрессиями, которые затронули лучшие национальные кадры; бюрократическая централизация, подавляющая независимость и деятельность республик; недостаточное и в значительной степени шокирующее внимание к развитию малых национальностей и меньшинств; активы навязывание русского языка и культуры и в то же время пренебрежение национальными языками и культурами, которые серьезно подрывают укрепление дружбы и братства народов СССР. Необходимость учета национального и международного диалектического единства в советском патриотизме подчеркивалась советскими учеными в 40-50-х годах 20 века. П. Н. Федосеев писал: «У каждого народа глубокая любовь и привязанность к Родине, с которой связаны ее историческое прошлое, развитие культуры и языка, и в то же время все советские народы сейчас общая социалистическая родина - Союз Советских Социалистических Республик ". Среди образовательных исследований, посвященных этой проблеме, есть работы И.С. Мариенко: «Воспитание советского патриотизма среди учащихся средних школ во внеурочной деятельности», о формировании патриотического сознания во внеурочной деятельности, Единство патриотического сознания на сенсорном и поведенческом уровнях оправдано.

Жизнеспособность патриотизма была весьма ограничена в условиях административно-командной системы из-за ее полного подчинения догматически искаженной идеологии, изоляции от общечеловеческих моральных ценностей. Партийные чиновники пытались втиснуть разнообразие человеческих чувств и мыслей в обязательные рамки партийно-классового подхода, которые привели к выравниванию патриотических действий и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019 действий. Патриотическая совесть советского человека включала в себя преданность делу коммунизма, любовь к социалистической родине, верность интересам мирового социалистического сообщества. Эти качества были закреплены в моральном кодексе коммунистического строителя. Теоретическая модель патриотизма, предложенная советскими учеными, строго регламентировала процесс патриотического воспитания детей и подростков, способствуя выполнению рекомендаций в обязательных рамках государственных документов. Эта модель не имела правильного воспитательного эффекта.

В современных условиях сложились необходимые условия для совершенствования системы патриотического воспитания, произошла демократизация общественной жизни, приоритет идеи национального возрождения. Условия для развития современного гражданского сознания созданы и законодательно оформлены. Мы понимаем патриотизм как одну из наиболее значимых устойчивых ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющихся важнейшим духовным наследием личности, характеризующих уровень его развития и проявляющих себя в активной самореализации. и готовность защищать Отечество. Патриотизм - это основа общественного и государственного строительства, первостепенное условие эффективного функционирования системы социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание всегда рассматривалось как часть образовательного процесса. Решение проблемы этого образования зависит от политических, социально-экономических условий страны в определенный исторический период. Понимание сущности патриотизма делает эту проблему актуальной в современных условиях.

Список источников:

1. Величкина М.В. Государственная молодежная политика: проблемы и приоритеты развития // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. Т. 1. № 1. С. 69-73.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (29), 2019

2. Елина Е.А., Борисова О.В. Формирование молодежной политики на государственном и муниципальном уровне // Наука среди нас. 2018. № 1 (5). С. 16-24.

3. Самсонова Т.Н. Государственная молодежная политика как механизм социальной интеграции и политической социализации современной российской молодежи //Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 61-67. Самсонова Т. Н. Гражданское образование в условиях глобализации: проблемы и пути совершенствования // Кризис цивилизации в контексте политических процессов XXI века: колл. монография / под ред. А. И. Костина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. С. 222-247.

4. «Об утверждении государственной программы Курской области» Повышение эффективности реализации молодёжной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Курской области (от 18.10.2013 № 746-па) // официальный сайт Регионального законодательства. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=2369831.

5. Повышение эффективности реализации молодёжной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Курской области (от «18» октября 2013 г. №746-па) // официальный сайт Администрации Курской области. - Режим доступа: http: //adm.rkursk.ru.

6. Комитет по делам молодёжи и туризму Курской области [Электронный ресурс]: официальный сайт по делам молодёжи и туризму Курской области. - Режим доступа: http://www.kdmt46.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.