ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ СПОРТА И КОМПЛЕКСА ГТО
А.С. Колодкин, старший преподаватель, аспирант К.В. Шулятьев, студент Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)
D01:10.24412/2500-1000-2024-1-1-162-165
Аннотация. Статья посвящена изучению роли спорта и комплекса ГТО (готов к труду и обороне) в воспитании патриотизма у молодежи, проведен анализ научных исследований, посвященных этой теме, а также приведены примеры успешной практики применения спортивных мероприятий и ГТО для формирования патриотических чувств и ценностей у детей и подростков. В статье представлены основные принципы, по которым спорт может оказывать положительное влияние на развитие патриотизма, такие как укрепление здоровья, формирование коллективного духа, приобретение навыков лидерства и соревновательного духа. Также рассматривается роль комплекса ГТО в этом процессе и его влияние на формирование гражданских и патриотических качеств у молодежи.
Ключевые слова: физическое воспитание, студент, ГТО, нация, здоровый образ жизни.
Главной целью комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии России. Основные задачи комплекса включают увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности и качества жизни граждан. Комплекс также направлен на формирование потребности людей в физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни, а также на воспитание патриотизма и гражданственности [5].
1. Развитие спортивного туризма и организация спортивных мероприятий для привлечения туристов и поощрения активного образа жизни.
2. Создание и развитие спортивных центров и комплексов для проведения тренировок, соревнований и массовых спортивных мероприятий.
3. Организация спортивных мероприятий различных уровней - от районных и региональных до национальных и международных, с целью развития спортивного движения и выявления талантливых спортсменов.
4. Проведение обучающих и повышающих квалификацию мероприятий для тре-
неров и спортсменов, с целью повышения уровня подготовки и эффективности тренировочного процесса.
5. Разработка и внедрение программ физической реабилитации и рекреации для лиц, имеющих заболевания и ограничения по состоянию здоровья.
6. Проведение научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта, с целью выявления новых методов и подходов к тренировочному процессу и улучшения физической подготовки.
7. Сотрудничество с другими организациями и учреждениями, в том числе спортивными федерациями, для реализации совместных проектов и программ по развитию физической культуры и спорта.
8. Создание и поддержка спортивных клубов и команд, а также обеспечение им финансовой поддержки, спортивного инвентаря и оптимальных условий для тренировок и соревнований.
9. Развитие спортивной медицины и создание условий для мониторинга и контроля физического состояния спортсменов с целью предотвращения травм и повышения эффективности тренировочного процесса.
10. Проведение общественных акций и мероприятий, направленных на активизацию людей и мотивацию к занятию физической культурой и спортом, включая спортивные праздники и фестивали.
11. Развитие системы спортивного образования и подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, включая учебные заведения и специализированные секции.
12. Расширение международного сотрудничества в области физической культуры и спорта, включая организацию международных соревнований, обмен опытом и тренерскими программами [7].
Каждый молодой человек, стремящийся стать активным участником развития нового общества, должен помнить, что здоровье, сила, ловкость, быстрота и выносливость, а также умение элегантно ходить, быстро бегать, плавать, кататься на лыжах, ездить на велосипеде и смело преодолевать препятствия - все эти основные двигательные навыки, необходимые в трудовой и боевой обстановке, не являются врожденными качествами человека. Они приобретаются в процессе активной трудовой деятельности и систематических самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Также в положении о комплексе указывается, что методическое обеспечение подготовки по ГТО осуществляется через разработку учебно-методических материалов, проведение инструктажей, консультаций и тренингов, а также обеспечение доступа к информационным ресурсам, связанным с ГТО.
Организация и проведение мероприятий по ГТО осуществляются на различных уровнях - от школьного и районного до регионального и всероссийского. В рамках этих мероприятий проводятся комплексные испытания по ГТО, которые включают в себя проверку физической подготовленности участников в соответствии с установленными нормативами [2].
Основная цель ГТО заключается в развитии физической культуры и спорта среди населения, формировании здорового образа жизни, а также выявлении и поддержке спортивных талантов. В рамках
ГТО установлены такие направления подготовки как легкая атлетика, плавание, прыжки, бег, гимнастика и другие, а также устанавливаются возрастные и половые категории для участия в испытаниях и соревнованиях [1].
Помимо того, что целью комплекса ГТО является формирование здорового образа жизни и физической активности как приоритетных ценностей, он также имеет серьёзный воспитательный потенциал. В рамках концепции комплекса ГТО воспитательное воздействие на личность должно заключаться в формировании потребности в ведении здорового образа жизни [4]. Целью данных направлений является обеспечение благополучного развития личности в соответствии с иерархией потребностей Маслоу. Это означает, что для достижения высших уровней самореализации и развития личности необходимо удовлетворить физические и психологические потребности, такие как потребность в здоровом образе жизни и физической активности.
Таким образом, стратегия развития воспитания включает в себя использование иерархии потребностей Маслоу как основу для формирования здорового образа жизни, физической активности и саморазвития у детей и молодежи. Это помогает создать условия для достижения более высоких уровней самореализации и развития личности. В стратегии развития воспитания РФ до 2025 г. в качестве основных направлений развития воспитания названы:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
При условии грамотной организации комплекс ГТО способен оказывать воспитательное воздействие, это может быть достигнуто через организацию спортивных мероприятий, как на уровне школ и университетов, так и на государственном уровне. Такие мероприятия будут способ-
ствовать формированию у человека гордости за свою страну, ее достижения и ее спортивных традиции. При этом, важно учесть исторические и культурные особенности нашей страны, чтобы спорт оставался неотъемлемой частью национального самосознания [6].
Также, в контексте патриотического воспитания, можно активно привлекать спортивных героев и успешных спортсменов к работе с молодыми людьми. Их примеры и истории успеха будут вдохновлять и мотивировать молодое поколение на занятие спортом и достижение высоких результатов.
Кроме того, использование различных символов и образов, связанных со спортом и Родиной, таких как флаги, гербы, гимны и т.д., поможет укрепить патриотические чувства у людей. Такие символы могут быть использованы как на спортивных мероприятиях, так и в повседневной жизни, например, в школах и на работе.
В целом, патриотическое воспитание в рамках комплекса ГТО является важной составляющей формирования национального самосознания и гражданственности у населения. Оно способствует развитию
патриотических чувств, гордости за свою страну и готовности к защите ее интересов.
Таким образом, комплекс ГТО имеет не только цель укрепления здоровья людей, но и воспитательный потенциал. Используя концепцию ГТО, можно формировать потребность в ведении здорового образа жизни и переходить от физической активности к самореализации, основываясь на иерархии потребностей А. Маслоу. Комплекс ГТО может оказывать воспитательное воздействие в различных направлениях, таких как гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию, экологическое воспитание и трудовое воспитание. В рамках комплекса ГТО можно осуществлять патриотическое воспитание, актуализируя спортивное прошлое страны и достижения в области спорта. Для эффективной реализации воспитательной составляющей ГТО необходимо не только уделять внимание физической подготовке, но и знакомить участников с историей комплекса, биографиями спортсменов и проводить исторические параллели [3].
Библиографический список
1. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград, 2001. - 112 с.
2. Галагузова Ю.Н., Мясникова Т.И. Воспитательная функция Всероссийского физ-культурноспортивного комплекса ГТО // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 1. - С. 70-75.
3. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vera.ru (дата обращения: 27.11.2016).
4. Гулидов, П. Комплекс ГТО: от советского периода до наших дней / П. Гулидов // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2014. - № 11. - С. 14-37.
5. Суетин П.С. Потенциал организованных форм физкультурно-спортивной деятельности в образовательных учреждениях в решении целей и задач ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. - 2015. - №129. - С. 286-289.
6. Тагильцева Ю.Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне» // Педагогическое образование в России. - 2015. - №1. - С. 936-99.
7. Югова Е.А. Внедрение системы ГТО как фактор развития здоровьесберегающей компетенции // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 100-103.
EDUCATION OF PATRIOTISM BY MEANS OF SPORTS AND THE GTO COMPLEX
A.S. Kolodkin, Senior Lecturer, Postgraduate Student K.V. Shulyatiev, Student Vyatka State University (Russia, Kirov)
Abstract. The article is devoted to the study of the role of sports and the GTO complex (ready for work and defense) in the education of patriotism among young people, an analysis of scientific research on this topic is carried out, as well as examples of successful practice of using sports events and GTO for the formation of patriotic feelings and values in children and adolescents. The article presents the main principles according to which sport can have a positive impact on the development of patriotism, such as health promotion, the formation of a collective spirit, the acquisition of leadership skills and a competitive spirit. The role of the GTO complex in this process and its impact on the formation of civic and patriotic qualities among young people is also considered.
Keywords: physical education, nation, student, GTO, healthy lifestyle.