УДК 372.882
Бунина Т.А.
учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 города Белгорода»,
г. Белгород, РФ Логвиненко А.В.
преподаватель ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»,
г. Белгород, РФ
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ
Аннотация
Статья раскрывает богатство произведений, посвященных теме войны. В работе на примерах показано, что русская литература является сильнейшим источником воспитания гуманного человека, патриота своей Родины.
Ключевые слова:
русская литература, тема войны, воспитательный потенциал, патриотизм, человечность.
Тот, кто вчерашнюю жертву забудет, Может быть, завтрашней жертвою будет.
Е.Евтушенко
Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни, заставляет увидеть истинные ценности. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом, мужественно переносил все невзгоды и главное - сохранял человечность. Воспитание патриотизма у молодежи России в современных условиях приобрело наиважнейшее общественное значение и стало задачей государственной важности.
Произведения русских писателей - это произведения, проверенные временем, и они являются источником нравственных уроков для воспитания личности подростка. Многие писатели уверяют, что в любых жизненных ситуациях нужно оставаться человеком, не теряя своего достоинства. Во многих произведениях выражается мысль о том, что даже жестокие, кровопролитные военные события - не повод становиться эгоистичными и бездушными людьми, думающими лишь о собственном существовании.
Глубокие философские обобщения о войне находим в творчестве Льва Николаевича Толстого. В «Севастопольских рассказах» граф Толстой в сущности первый в мировой литературе правдиво показал войну в настоящем ее выражении «в крови, в страданиях и смерти». Душевное величие скромного русского солдата, спокойно, уверенно и без похвальбы защищающего свою Родину - главная тема сборника. Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Война способна открыть те чувства, которых ранее не было в человеке, она срывает маски и показывает истинные лица людей. Об этом перевоплощении можно прочитать в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, будучи избалованной дочерью дворянина, не была приучена к физическому труду и не знала никаких жизненных трудностей. Однако с наступлением войны их дом стал госпиталем для раненых солдат. Наташа лично обрабатывала раны
офицеров, успокаивала их и ухаживала. Девушку не смущало ни её происхождение, ни то, что она ранее не делала этого, ведь на войне все равны. Когда французы подходили к Москве, семья Ростовых, оставляя свой дом, забирает с собой раненых. В дороге Наталья узнает, что один из солдат - Андрей Болконский. С этой минуты и до его смерти она ухаживает за ним, не жалеет, что в последние минуты его жизни смогла помочь ему. Война сводит и разводит людей, но в такое время наиболее остро ощущается потребность в помощи и сострадании. В этих обстоятельствах мы понимаем, кто окружает нас.
Как много говорит нам и сцена в романе, когда русские солдаты тихонько раздвигаются, пропуская к костру погреться пленных французов. Это показатель неистребимой человечности русской души и сильнейший материал для воспитания в молодёжи милосердия и гуманизма. На войне очень важно оставаться человеком.
А в годы Великой Отечественной войны фашисты преступили всякие человеческие законы. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества. Именно эта война стала отравной точкой для творчества многих будущих писателей - фронтовиков. Среди них стоит упомянуть: Ю. Бондарева, В. Быкова, Г. Бакланова, В. Некрасова, В. Богомолова, В. Астафьева, Б. Васильева, В. Кондратьева. Несомненно, произведения этих авторов правдивы и достоверны. В произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Темы, которые раскрывает военная проза, очень многообразны. Это и боевые действия на передовой (Ю. Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», К. Воробьев «Убиты под Москвой»), и партизанское движение ( В. Быков «Сотников»), и жизнь на оккупированной врагом территории (В. Быков «Обелиск», «Знак беды»), и пребывание в фашистских концлагерях (К. Воробьев «Крик», В. Семин «Нагрудный знак «Ост») и другие. В этих произведениях показана солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, предательство и геройство, умение выживать.
Осмысливая патриотический потенциал литературы, хочется обратиться и к повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». По сути это фронтовой дневник двадцативосьмилетнего лейтенанта - инженера Юрия Керженцева. Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. И поэтому все произведение пронизано любовью к ним.
Тексты о Великой отечественной войне заключают в себе большой воспитательный потенциал, внушают читателю мужество и стойкость. В каждой строке вложен подвиг советских людей, их отвага и героизм. При изучении повести Б. Васильева «В списках не значился» на примере судьбы Николая Плужникова «за круглым столом» учащиеся определяют лучшие черты русского национального характера, наличие которых не сломило солдата, а помогло противостоять озверелым фашистам, сохранить себя как личность, как гражданин. Непростыми для анализа учащимся становятся такие моменты в произведениях, как эпизод в рассказе К. Воробьева «Сашка», когда герой не лаёт расстрелять пленённого им «языка».
Необходимость сохранять человечность на войне неоднократно утверждается литераторами. В романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» через все повествование проходят мотивы народной войны и русского национального характера. В одном из эпизодов романа генерал Гудерман, сидя в Ясной Поляне за столом Льва Толстого, размышляет о загадке русского характера. Он не может понять поступка Наташи Ростовой, как не может найти объяснения происходящему в новой войне: он не учитывает, что русские защищают в этой войне не режим, а независимость своей страны. Любовь к Родине как к святыне выше политики!
Любая книга о войне учит нас ценить жизнь. Среди книг о войне, которые рекомендуется прочитать современникам, - не только художественные произведения, романы, повести, стихи, но и документальная литература, чтение которой позволяет выработать свою точку зрения на происходящие события. Очень важно приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, делать собственные гражданские выводы. На примере величия народного подвига учащиеся осознают
внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, искренность, которые сочетаются с поразительной стойкостью и самоотверженностью. Список использованной литературы:
1. Михалева Т. И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности // Школьная библиотека - М., 2005.
2. Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир - 2005 - № 5.
3. Русская литература XX века под ред. Минералова Н. И. - М. , 2005.
4. Вырщиков А. , Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников - 2006 - № 3
© Бунина Т.А., Логвиненко А.В., 2022
УДК 37
Бутина А.А.
МБДОУ д/с «Капитошка», воспитатель
РХ, г. Абакан Воробьева В.Д.
МБДОУ д/с «Капитошка», воспитатель
РХ, г. Абакан
Чучунова А.С.
МБДОУ д/с «Капитошка», воспитатель
РХ, г. Абакан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраст. Обосновывается мысль о том, что средствами экспериментирования развивается познавательная активность. Обобщен материал по организации проведения опытов детьми 4-5 лет и экспериментальной деятельности.
Дошкольный возраст - это период формирования личности ребёнка. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, а также способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Познавательная активность — это и стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, а также побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере её организации. Она выражается в заинтересованности принятии информации, в желании уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества и в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [1,с.35].
Необходимо создавать определённые условия для развития познавательной активности детей