Научная статья на тему 'Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века'

Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание студентов / исторический опыт / педагогическое наследие / университет / education of students / historical experience / pedagogical heritage / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарьенкова Надежда Николаевна

Актуальность статьи обусловлена острой необходимостью в настоящее время пересмотреть и использовать богатое отечественное научно-педагогическое наследие вместо слепого копирования западных образцов, уделяя больше внимания духовно-нравственному воспитанию студентов вузов. Статья посвящена образовательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи XIX века, одной из составляющих которого является воспитание, неразрывно связанное с обучением учащихся (на примере столичных вузов). Основой статьи послужили исторические официальные документы государственных вузов Санкт-Петербурга, датированные XIX веком (по материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга). Автор представляет исследование, цель которого выявить систему ценностей, формируемых у студентов вузов XIX века, и установить ее соответствие требованиям к современной воспитательной системе; подчеркнуть преемственность принципов воспитания студенческой молодежи того периода и нашего времени. В документах XIX века просматривается приверженность традициям русского воспитания молодежи: любовь к Родине, порядочность, благородство в мыслях и делах, взаимопомощь, трудолюбие. Задачи по воспитанию обучающихся, стоявшие перед руководством вузов Российской империи, актуальны и в настоящее время. Подготовить высококлассных, высокообразованных специалистов с развитыми прочными моральными устоями также является целью учебных заведений и в наше время. В качестве методологической основы исследования использовались следующие подходы: социокультурный, антропологический и культурологический. На основе обзора отечественных исследований, посвященных воспитательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи, анализируется возможность применения в условиях современного вуза достижений педагогов и воспитателей минувших веков в этом вопросе. Они справедливо считали, что надежные духовно-нравственные ориентиры, такие как любовь к Богу и своему Отечеству, родителям и полезный труд на благо общества, незримо связывают поколения друг с другом. Они полагали, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в первую очередь является задачей семьи, а в вузе продолжается формирование нравственных ценностей. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в переосмыслении старых идей, форм и методов воспитания и использовании их в разработке новых подходов к воспитанию студентов современных вузов. С практической точки зрения опыт предыдущих поколений педагогов может помочь преподавателям, особенно кураторам, в организации и проведении воспитательной работы со студентами. Автор полагает, что данное исследование заинтересует преподавателей и сподвигнет к изучению не только современных научно-педагогических источников, но и источников педагогической мысли прошлых веков, чтобы понять и правильно применить информацию в воспитательном процессе современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of students in state higher educational institutions of St. Petersburg in the XIX century

The relevance of the article is due to the urgent need at the present time to revise and use the rich domestic scientific and pedagogical heritage instead of blind copying of Western authors, paying more attention to the spiritual and moral education of university students. The article is devoted to the educational process in higher educational institutions of the Russian Empire of the XIX century, one of the components of which is indoctrination, inextricably linked with the training of students (on the example of metropolitan universities). The article is based on historical official documents of state universities of St. Petersburg, dated the nineteenth century (based on the materials of the Central State Historical archive of St. Petersburg). The author presents a study, the purpose of which is to identify the system of values formed among students of universities of the XIX century, and to find its compliance with the requirements of the modern educational system, to emphasize the continuity of the education principles from that period to our time. One can see the commitment to the traditions of Russian upbringing of young people in the documents of the XIX century: love for the Motherland, decency, nobility in thoughts and deeds, mutual support, diligence. The tasks of indoctrinating students that faced the heads of universities of the Russian Empire are still relevant at the present time. To prepare highly qualified, highly educated specialists with developed strong moral foundations is the goal of educational institutions in our time as well. The socio-cultural, anthropological and culturological approaches were used as the methodological basis of the study. Based on a review of domestic studies devoted to the educational process in higher educational institutions of the Russian Empire, the possibility of applying the achievements of teachers and educators of the past centuries in this field in the conditions of a modern university is analyzed. They rightly believed that reliable spiritual and moral guidelines, such as love for God and their Fatherland, for parents and useful work for the benefit of society, invisibly connect generations with each other. They believed that the spiritual and moral education of the younger generation is primarily the task of the family, and the formation of moral values continues at the university. The theoretical significance of the conducted study lies in the reinterpretation of old ideas, forms and methods of education and their use in the development of new approaches to the education of students of modern universities. From a practical point of view, the experience of previous generations of teachers can help teachers, especially curators, in organizing and conducting educational work with students. The author believes that this research will interest teachers and encourage them to study not only modern scientific and pedagogical sources, but also the sources of pedagogical thought of the past centuries in order to understand and correctly apply information in the educational process of a modern university.

Текст научной работы на тему «Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231094 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11094 УДК 37.013

Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века

Education of students in state higher educational institutions of St. Petersburg in the XIX century

Автор статьи

I

Author of the article

I

Дарьенкова Надежда Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

[email protected] ORCID: 0009-0009-4676-4704

Nadezhda N. Darenkova,

Candidate of Pedagogical Sciences; Associate Professor, Department of Foreign Languages, St. Petersburg Forestry Engineering University named after S.M. Kirov, St. Petersburg, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0009-4676-4704

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

L

Дарьенкова Н. Н. Воспитание обучающихся в государственных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10. - С. 42-57. - URL:

https://e-koncept.ru/2023/231094.htm. 10.24412/2304-120X-2023-11094

DOI:

N. N. Darenkova, Education of students in state higher educational institutions of St. Petersburg in the XIX century // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2023. - No. 10. - P. 42-57. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231094.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11094

Поступила в редакцию Received 31.07.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.08.23

Принята к публикации Accepted for publication 01.09.23 Опубликована Published 31.10.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Дарьенкова Н. Н., 2023

Аннотация

L

Abstract

L

Актуальность статьи обусловлена острой необходимостью в настоящее время пересмотреть и использовать богатое отечественное научно-педагогическое наследие вместо слепого копирования западных образцов, уделяя больше внимания духовно-нравственному воспитанию студентов вузов. Статья посвящена образовательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи XIX века, одной из составляющих которого является воспитание, неразрывно связанное с обучением учащихся (на примере столичных вузов). Основой статьи послужили исторические официальные документы государственных вузов Санкт-Петербурга, датированные XIX веком (по материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга). Автор представляет исследование, цель которого - выявить систему ценностей, формируемых у студентов вузов XIX века, и установить ее соответствие требованиям к современной воспитательной системе; подчеркнуть преемственность принципов воспитания студенческой молодежи того периода и нашего времени. В документах XIX века просматривается приверженность традициям русского воспитания молодежи: любовь к Родине, порядочность, благородство в мыслях и делах, взаимопомощь, трудолюбие. Задачи по воспитанию обучающихся, стоявшие перед руководством вузов Российской империи, актуальны и в настоящее время. Подготовить высококлассных, высокообразованных специалистов с развитыми прочными моральными устоями также является целью учебных заведений и в наше время. В качестве методологической основы исследования использовались следующие подходы: социокультурный, антропологический и культурологический. На основе обзора отечественных исследований, посвященных воспитательному процессу в высших учебных заведениях Российской империи, анализируется возможность применения в условиях современного вуза достижений педагогов и воспитателей минувших веков в этом вопросе. Они справедливо считали, что надежные духовно-нравственные ориентиры, такие как любовь к Богу и своему Отечеству, родителям и полезный труд на благо общества, незримо связывают поколения друг с другом. Они полагали, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в первую очередь является задачей семьи, а в вузе продолжается формирование нравственных ценностей. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в переосмыслении старых идей, форм и методов воспитания и использовании их в разработке новых подходов к воспитанию студентов современных вузов. С практической точки зрения опыт предыдущих поколений педагогов может помочь преподавателям, особенно кураторам, в организации и проведении воспитательной работы со студентами. Автор полагает, что данное исследование заинтересует преподавателей и сподвигнет к изучению не только современных научно-педагогических источников, но и источников педагогической мысли прошлых веков, чтобы понять и правильно применить информацию в воспитательном процессе современного вуза.

The relevance of the article is due to the urgent need at the present time to revise and use the rich domestic scientific and pedagogical heritage instead of blind copying of Western authors, paying more attention to the spiritual and moral education of university students. The article is devoted to the educational process in higher educational institutions of the Russian Empire of the XIX century, one of the components of which is indoctrination, inextricably linked with the training of students (on the example of metropolitan universities). The article is based on historical official documents of state universities of St. Petersburg, dated the nineteenth century (based on the materials of the Central State Historical archive of St. Petersburg). The author presents a study, the purpose of which is to identify the system of values formed among students of universities of the XIX century, and to find its compliance with the requirements of the modern educational system, to emphasize the continuity of the education principles from that period to our time. One can see the commitment to the traditions of Russian upbringing of young people in the documents of the XIX century: love for the Motherland, decency, nobility in thoughts and deeds, mutual support, diligence. The tasks of indoctrinating students that faced the heads of universities of the Russian Empire are still relevant at the present time. To prepare highly qualified, highly educated specialists with developed strong moral foundations is the goal of educational institutions in our time as well. The socio-cultural, anthropological and culturological approaches were used as the methodological basis of the study. Based on a review of domestic studies devoted to the educational process in higher educational institutions of the Russian Empire, the possibility of applying the achievements of teachers and educators of the past centuries in this field in the conditions of a modern university is analyzed. They rightly believed that reliable spiritual and moral guidelines, such as love for God and their Fatherland, for parents and useful work for the benefit of society, invisibly connect generations with each other. They believed that the spiritual and moral education of the younger generation is primarily the task of the family, and the formation of moral values continues at the university. The theoretical significance of the conducted study lies in the reinterpretation of old ideas, forms and methods of education and their use in the development of new approaches to the education of students of modern universities. From a practical point of view, the experience of previous generations of teachers can help teachers, especially curators, in organizing and conducting educational work with students. The author believes that this research will interest teachers and encourage them to study not only modern scientific and pedagogical sources, but also the sources of pedagogical thought of the past centuries in order to understand and correctly apply information in the educational process of a modern university.

Ключевые слова

I

Key words

I

воспитание студентов, историческим опыт, педагогическое наследие, университет

education of students, historical experience, pedagogical heritage, university

Благодарности

Acknowledgements

Автор выражает благодарность коллективу Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова за предоставление базы исследования.

The author expresses her gratitude to the staff of the St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov for providing the research base.

Введение / 1п^о^сйоп

В настоящий момент, как никогда, актуально вернуться к своим корням в деле воспитания молодого поколения, особенно будущих специалистов, от деятельности которых зависит будущее нашей страны. Историко-педагогические исследования способствуют пониманию проблем развития педагогической мысли на протяжении веков. Это очень важно, поскольку каждому поколению приходится заново приобщаться к обучению и воспитанию, т. е. осмысливать традиции, мораль, религию, знания, убеждения и культуру человечества.

По определению Е. А. Князева, воспитание - это процесс передачи и приобретения человеком знания, верования, нравственных законов, обычаев, культуры [1]. Всегда было и будет одной из важных задач общества духовно-нравственное воспитание молодежи при прямом участии государства на основе государственной идеологии. Разрабатывая современные методы воспитания, необходимо опираться на положительный опыт предыдущих поколений. Еще два века назад в России стремились к созданию единой системы государственного высшего образования, в которой большое значение придавалось духовно-нравственному формированию личности [2].

Русский правовед, государственный деятель профессор К. П. Победоносцев считал, что надо чтить и уважать свое прошлое. А образование и воспитание, по его мнению, должны опираться на исторические и религиозные традиции [3].

Считается, что начало XIX века являлось важнейшим периодом в развитии университетского образования в России: было образовано министерство народного просвещения, сформирована система университетов и приняты уставы, на основе которых система функционировала. Согласно первому университетскому уставу 1804 года, учебный процесс должен быть построен на принципах университетской автономии.

К особенностям процесса воспитания в образовательных учебных заведениях в начале XIX века следует отнести:

- формирование просвещенного и добродетельного подданного, но при постоянном контроле его поведения;

- патриотическое воспитание учащихся;

- широкое использование возможностей энциклопедического образования в воспитательном процессе;

- требование к педагогам быть безукоризненным примером для учеников;

- использование многообразных внеклассных форм работы (рукописные журналы, литературные вечера, домашний театр, музыка, танцы, рисование);

- требование представителей церкви усиления православного воспитания учащихся (с обязательным участием в церковной службе) [4].

Конечно, в тот период не описывалось понятие «система воспитания» (в понимании современных теорий воспитательных систем), но такое явление, как феномен педагогической действительности, уже существовало, хотя оформление в целостную систему осуществлялось длительный период времени [5].

В настоящее время в сфере образования и культуры существует общепедагогическая тенденция обращения к отечественному научно-педагогическому наследию. Особый интерес представляет исторический период конца XVШ-XIX века. Выдающиеся педагоги высшей школы России: В. О. Ключевский, Н. И. Лобачевский, К. Д. Ушинский и многие другие - внесли огромный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Осмысление философского, теоретико-методологического и педагогического наследия, изучение традиционного нравственного воспитания студентов в XIX веке поможет формированию у студенческой молодежи XXI века высокого уровня нравственной культуры и нравственных ценностей.

Обзор литературы / Literature review

Никто не будет спорить с утверждением педагога Энура Ромаха Мухлиса о том, что образование играет важную роль в человеческой жизни. Оно необходимо для развития личности. Применение новых знаний, навыков, умений положительно сказывается на показателях образования [6]. Анализ педагогической литературы указывает на важность формирования у студентов системы ценностей и моральных качеств, а не только их профессиональной подготовки. Особенно это актуально в современных условиях, считают Н. В. Патяева и Н. Н. Дарьенкова [7].

По мнению О. В. Финагиной, О. В. Архиповой, Ю. Б. Ильиной, реформы последних десятилетий в области российского образования выявили негативные последствия слепого копирования западных образцов вместо привнесения всего лучшего из их теоретико-методологического и педагогического наследия в нашу систему воспитания, имеющую свои национальные особенности [8].

Л. Я. Козлова подчеркивает, что в настоящее время существует острая необходимость в ревизии духовно-нравственного воспитания и применении имеющегося положительного опыта в вузах России из-за комплекса возникших проблем: ухудшения физического и психического здоровья молодежи, деформации духовно-нравственных ценностей, уменьшения количества моральных ограничений в достижении личного успеха [9].

Великий русский ученый, педагог К. Д. Ушинский целью воспитания полагал воспитание совершенного человека, т. е. человека, обладающего гуманностью, образованностью, трудолюбием, религиозностью и патриотизмом. По его мнению, главной задачей воспитания является нравственное воспитание человека, это подразумевает любовь к Родине и своему народу, честность и жажду полезной деятельности. Он подчеркивал важную роль воспитателя в этом процессе, который является связующим звеном между людьми прошлого и будущими поколениями. К. Д. Ушинский указал на некоторые особенности «русского воспитания», такие как «патриархальная нравственность», которой бывает недостаточно при столкновении с цивилизацией, в которой царят право силы, обман; преобладание славянского чувства, которое способно вознести человека до высот благородства, вытащив со дня безнравственности; верность своей национальности наряду с изумляющей иностранцев восприимчивостью всему чужому; православная религия, имеющая всемирно-историческое значение [10].

В. О. Ключевский выступал против создания «тепличных» условий для воспитания подрастающего поколения. Он призывал давать им средства различить зло и бороться с ним, чтобы молодые люди закаляли свой дух, встав лицом к злу.

Историк давал конкретные рекомендации по решению воспитательных задач, например стимулировать познавательный интерес к обучению не путем наказания, а посредством чтения литературы [11].

В своей речи, произнесенной 5 июля 1828 года, в первую годовщину пребывания на посту ректора Казанского Императорского университета, великий русский математик Н. И. Лобачевский утверждал, что искусство воспитателей заключается в том, чтобы открыть Гения в человеке, если он не родился таковым; «обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям» [12].

По мнению Транга До, середина XIX века ознаменовалась появлением в Германии в результате первой индустриальной революции новой модели университета, предложенной Вильгельмом фон Гумбольдтом. Университет в своей деятельности объединял преподавание и проведение исследований (Берлинский университет, 1810) и гарантировал знания и академические свободы [13].

Н. М. Кропачев, А. Х. Даудов, И. Л. Тихонов, Е. А. Ростовцев отмечают, что Санкт-Петербургский университет в 1819 году первым проявил себя как «классический университет»: занятие чистой наукой, приобщение студентов к исследовательской деятельности и академическая свобода как основа обучения и преподавания. Университетский устав 1835 года закрепил свободу университетского образования. Выпускники университета были не узкими специалистами, а широкообразованными людьми. В 1850-е годы по своему научному уровню и профессорскому составу столичные вузы были на одном уровне с ведущими европейскими университетами [14].

По утверждению Е. А. Одинокова, XIX век - период бурного развития Российской империи в различных сферах: в промышленности, в расширении внешнеэкономических и внешнеполитических связях, в международных торговых отношениях, в развитии путей сообщения и связи. Стране стал необходим широкий слой образованных специалистов, что привело к реформам в образовании.

Начало инженерному образованию в России положило основание в Санкт-Петербурге Горного училища, приравненного к академии [15]. Как информируют С. В. Оголенко и А. Г. Индык, к 1895 году в России насчитывалось 11 высших технических учебных заведений. Были созданы сельскохозяйственные, экономические, педагогические медицинские, военные, художественные вузы [16].

В системе образования Российской империи к началу XIX века действовали Институт благородных девиц Санкт-Петербурга, Московский университет, Академия наук, Славяно-греко-латинская академия, Киево-Могилянская академия. В этот период были проведены либеральная образовательная реформа (1802-1804) Александром I и контрреформа (1828) после восстания декабристов Николаем I. Во второй половине XVIII — первой половине XIX века необходимость развития высшего профессионального образования становится очевидной.

Е. Ю. Жарова обращает внимание на тот факт, что в этот период существовали условия приема (по гендерному и материальному принципам), ограничивающие допуск некоторых категорий людей в высшие учебные заведения [17].

Например, деятельность Смольного института была направлена на всестороннее развитие личности его воспитанниц через законопослушание и лояльность Российскому государству, а не благодаря освоению наук и технологических знаний.

На уникальность опыта в организации женского образования того времени, управлении образовательным учреждением особого типа, деятельности педагогических классов, в создании авторской воспитательной системы учреждения указывают Т. Н. Гаврилова, С. Л. Паладьев [18].

По словам А. Н. Фанталова и М. А. Малязиной, инициатором создания Устава Смольного института благородных девиц Санкт-Петербурга являлся выдающийся русский государственный деятель, президент Императорской Академии художеств, видный представитель Русского Просвещения И. И. Бецкой. Он настойчиво внедрял в российское образование систему воспитания: возрастную периодизацию с учетом особенностей развития ребенка и установку на «всестороннее развитие личности» [19]. Благодаря ему укреплялись права женщин на высшее образование, но доступ женщинам в технические вузы был еще долго закрыт.

А. Ю. Андреев подчеркивает, что первоначально существовала предметная система обучения, которая заключалась в свободе учения и свободе контроля полученных знаний. В начале XIX века появляется курсовая система (строго определенные курсы наук для изучения и строгий контроль полученных знаний). Это было связано с принятием в 1819 году Положения о производстве в ученые степени, закрепляющего степень студента только с помощью выпускного экзамена после прохождения обязательного курса обучения в университете [20].

И в настоящее время, по убеждению З. Абедина, качество выполнения студенческих работ зависит от руководства и наблюдения преподавателей; с другой стороны, необходим контроль за достижениями, полученными при обучении [21].

Юниса Эка Сапутри Руснилавати уточняет, что учитель использует различные модели обучения исходя из особенностей студентов, окружения и учебных материалов [22].

Как утверждает В. Клафки, известный немецкий педагог Теодор Литт подчеркивал, что обучение и образование всегда взаимосвязаны, потому что образовательный аспект всегда перетекает в обучение. Упорядоченное и последовательное преподавание фокусируется на воспитании объективности, трудовой этике и выполнении долга [23]. Смена системы обучения вносила свои коррективы в систему воспитания студентов.

О. Н. Бондарева обращает внимание на то, что практика духовно-нравственного воспитания послужила основой для разработки новых педагогических методов воспитания в XIX веке. Показателями духовно-нравственной воспитанности являются: служение на благо Отечеству, честность, трудолюбие и христианские добродетели (милосердие, нравственность, справедливость). На развитие педагогической теории и образовательной системы в целом влияли и педагоги, и воспитанники, и выпускники. Например, в Санкт-Петербургском горном кадетском корпусе они первыми принимали участие в создании учебников, педагогических средств воспитания, что являлось практикой наставничества и элементом студенческого самоуправления [24].

Глубокий отпечаток на воспитательные традиции русского образования наложило православие, благодаря ему появилась нравственная культура с ее нравственными ценностями, присущими только России. В воспитании будущих специалистов российские университеты XIX века опирались на религию, которая являлась ведущим средством нравственного воспитания и ведущей государственной идеологией. Эти государственные цели по воспитанию студентов достигались с помощью законодательных документов.

В настоящее время для реализации задач государственной политики в сфере образования от преподавателей требуется непрерывное повышение профессиональных знаний, навыков и умений и, конечно, быть всесторонне развитой личностью, обладающей высоконравственными ценностями. Изучая и применяя на практике богатый опыт педагогов по обучению и воспитанию студентов, накопленный за века в странах мира, а в первую очередь в России, современные преподаватели российских вузов повышают уровень свой профессиональной подготовки, что необходимо в деле воспитания и обучения будущих специалистов нашей страны.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В работе были использованы следующие методы исследования:

- ретроспективный анализ исторических материалов, официальных документов;

- теоретический анализ философских, педагогических, исторических материалов;

- дедуктивный и индуктивный методы в их единстве.

В проведенном исследовании применялись следующие подходы:

- системный подход при рассмотрении отношения как к системе (Б. М. Бим-Бад, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.);

- социокультурный подход (Е. П. Белозерцев, П. Н. Милюков и др.);

- антропологический подход (К. Д. Ушинский );

- культурологический подход.

Рассмотрим более подробно два последних подхода.

Антропологический подход - с его позиций можно лучше понять и представить идеи и практику педагогического процесса (воспитание и обучение в единстве) XIX века.

Труды современных ученых: Б. М. Бим-Бада, Ш. А. Амонашвили и других - позволяют выявить ряд особенностей этого подхода:

- фокусирование внимания на личности человека и соотношении сторон его развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конкретизация проблемы духовного развития человека с учетом особенностей становления его интеллектуально-мыслительных, эмоционально-чувственных процессов;

- реализация гуманистической направленности педагогического знания.

Культурологический подход важен тем, что развитие культуры народа зависит

от успешного решения задач воспитания и обучения. Человек, являясь субъектом воспитания, сам потребитель и носитель культуры [25].

Результаты исследования / Research results

Богатый материал Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга позволяет прикоснуться к первоисточникам педагогической мысли XIX века, почувствовать незримую связь с людьми, посвятившими свою жизнь просвещению на благо нашей общей Родины. Приходит ощущение причастности к огромному важному сообществу, объединяющему преподавателей России нескольких веков. Читая документы (особенно оригиналы), невольно мысленно примеряешь способы решения проблемных ситуаций в вопросах воспитания молодого поколения XIX века к собственным решениям в ходе схожих ситуаций в образовательном процессе современного вуза.

Рассмотрим официальные документы (краткое содержание) позапрошлого века, регулирующие воспитательный процесс, неразрывно связанный с обучением учащихся.

1. В док. № 89 и док. № 8 от 9 сентября 1805 года, направленных в Конференцию Педагогического института, и. д. попечителя Петербургского учебного округа П. А. Строганов рекомендует визитаторам убеждать студентов в пользе приобретения обширных познаний (ЦГИА СПб. Ф. 13. Оп. 1. Д. 87. Л. 1-1об.) [26].

2. Док. № 17 от 12 августа 1810 года. Из высочайше утвержденного «Постановления о Лицее» - об учреждении Лицея, учебном курсе и воспитанниках

1) Цель учреждения Лицея - образование юношества для государственной службы, поэтому производится набор высоконравственных, заслуживающих доверие воспитанников, с хорошим уровнем знаний.

2) Для поступления в Лицей от воспитанников требуется знание грамматики российского и французского либо немецкого языков; хорошее здоровье.

3) При приеме наставников и других чиновников необходимо соблюдать осторожность, чтобы убедиться в их нравственности, способности руководить юношеством благодаря своему примеру жизни (ПСЗ. Т. XXXI. Ст. 24325) [27].

3. Док. № 71 от 29 сентября 1847 г. Доклад директора Главного педагогического института И. И. Давыдова в Конференцию института о его задачах и особенностях методики преподавания

Как необходимое условие педагогического образования полнота знаний и развитие умственной самодеятельности обучающихся являются целью преподавания каждой науки по всем курсам (ЦГИА СПб. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2220. Л. 12-17об.) [28].

4. Док. № 73 от 12 августа 1848 года. Из доклада директора Института Корпуса путей сообщения В. Ф. Энгельгардта главноуправляющему путями сообщений и публичными зданиями П. А. Клейнмихелю о проекте нового «Положения Института», его структуре и организации учебной части

Воспитательный комитет, состоящий из директора, его помощника, инспектора классов и двух ротных командиров, рассматривает только вопросы воспитания учащихся. Вопросы по учебной части в воспитательном комитете не обсуждаются, хотя умственное образование составляет часть воспитания (ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 13. Д. 4110. Л. 77-82, 85, 86-90) [29].

5. Док. № 29 от 29 января 1824 года. Предписание главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями А.-Ф. Виртембергского директору Института Корпуса инженеров путей сообщения П. П. Базену об усилении надзора за дисциплиной, порядком, чинопочитанием и составлением «Правил» по образцу военных училищ

Принимать соответственные меры к предупреждению беспорядка и злоупотреблений, которые могут возникнуть из-за ненадлежащего надзора за нравственностью воспитанников, условиями их быта (ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 13. Д. 57. Л. 89-89об.) [30].

6. Док. № 33 от 30 сентября 1828 года. Из устава Главного педагогического института - о целях института, учебной программе и нравственном воспитании учащихся

Глава V. О нравственном надзоре

§ 89. Цель общения чиновников института с воспитанниками - это привить им правила чести и добродетели.

§ 95. Для поощрения воспитанников к прилежанию в учении применяются следующие средства: предоставление мест за первыми столами в классах; избрание лучших воспитанников старшими в группе; похвальный отзыв о воспитаннике в присутствии директора и награждение в конце года воспитанников похвальными листами за прилежание и благонравие.

§ 96. Наряду с поощрениями в Главном педагогическом институте существовали и меры наказания: выговоры и замечания от инспектора и старшего надзирателя, от директора; заключение и содержание на хлебе и воде (до трех дней), в крайнем случае -исключение (ПЗС. Собр. II. Т. III. Ст. 2315) [31].

Вопросы, касающиеся довузовской подготовки учащихся, были злободневны всегда, а не только в наше время.

1. Док. № 68 от 25 мая 1847 года. Из записки и. д. начальника штаба Корпуса горных инженеров В. Е. Самарского-Быховца о необходимости реорганизации Института Корпуса горных инженеров

Нередко для успешного прохождения курса в Горном институте поступающим кандидатам не хватает способностей и достаточной подготовки. К тому же некоторые родители, записав детей в кандидаты, больше не заботятся об их умственном и нравственном образовании, а некоторые родители не имеют возможности это делать, так как служат на отдаленных заводах. В итоге такие воспитанники через несколько лет

выпускаются, к прискорбию родителей, канцелярскими служителями (РГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 931. Л. 17-20об.) [32].

2. Док. № 86 от 28 апреля 1859 года. Всеподданнейшая записка министра народного просвещения Е. П. Ковалевского с предложением мер к предотвращению беспорядков среди студентов

Во время приемных испытаний в университеты следует обратить особое внимание на возраст и умственное развитие молодых людей, уровень их знаний. Шестнадцатилетние студенты, не получившие надлежащего воспитания и без домашнего надзора, не могут осилить университетское учение и не способны противостоять светским развлечениям, особенно в столицах, вследствие чего они, не понимая материал лекций профессоров, отстают от своих товарищей, пропускают занятия и приучаются к разгульной жизни. А потому было бы полезно принимать в студенты не моложе 18 лет.

Также по отзыву всех попечителей, из-за существующего способа приемных испытаний, нередко пытаются поступить в университет неспособные и слабо подготовленные молодые люди (РГИА. Ф. 733. Оп. 88. Д. 213. Л. 52-60) [33].

Большое внимание руководство высших учебных заведений уделяло правильному подбору педагогических кадров, осуществляло непрерывный контроль и помогало сотрудникам в деле воспитания молодого поколения.

1. Док. № 11 от 13 января 1808 года. Из проекта «Правил для воспитателей» Горного кадетского корпуса - об обязанностях воспитателей и распорядке дня для кадетов

Должностные обязанности маркшейдера, начальников отделений и дежурных офицеров:

1) Неусыпно наблюдать за воспитанием, поведением и благонравием учащихся, своим примером формировать у них благородство и честь, тем самым вызывая к себе чувства уважения и любви.

2) Приучать к дисциплине, внушая воспитанникам, что это необходимо для их будущей службы: «Кто не умеет повиноваться, тот не может уметь и повелевать».

3) Остерегать воспитанников от совершения дурных поступков не под страхом наказания, а с убеждением, что это непристойно, стыдно.

4) Приветствовать в учащихся вежливость, искренность и дружелюбие друг к другу, ко всем преподавателям и служителям.

5) Воспитывать учащихся в любви к отечеству, готовности жертвовать собой для ее защиты от врага.

6) Следить за чистотой и опрятностью воспитанников, но без щегольства, не приносящего никакой пользы.

7) В группах учащихся устраивать чтение вслух полезных книг для ознакомления с лучшими образцами словесности, с похвальными делами именитых соотечественников с целью «приучить их знать и любить русское и воспламенить дух их к патриотизму». Приятным времяпровождением (не в виде учения) для учащихся будет и чтение книг на французском и немецком языках, пониманию которых могут помочь сами учащиеся, хорошо владеющие иностранными языками (ЦГИА СПб Ф. 963. Оп. 1 Д. 1670а. Л. 3-6) [34].

2. Док. № 37 от 3 ноября 1832 года. Из «Инструкции должностным лицам, состоящим при Институте Корпуса путей сообщения» - о методике преподавания учебного курса воспитанникам

§ 36. Образ преподавания.

Профессор или учитель должен следующее:

7) При преподавании проявлять терпение в обучении учащегося, повторно объясняя ему учебный материал другими словами и примерами.

8) При преподавании учебных предметов взрослейшим кадетам необходимо требовать от них не только учения наизусть урока, но и высказывания своего суждения по уроку своими собственными словами сообразно с возрастом и способностями каждого (ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 2. Д. 3. Л. 7-8об.) [35].

3. Док. № 35 от 10 января 1832 года. Докладная записка инспектора классов Практического технологического института Г. И. Гесса министру финансов Е. Ф. Канкрину о необходимости объявления конкурса для подыскания достойных преподавателей старшим воспитанникам

Утвержденный учебный план соответствует цели заведения. Для выполнения его необходимо найти достойных и знающих свое дело преподавателей. Можно поместить объявление в «Ведомостях» об открытии конкурса на все профессорские места (ЦГИА СПб. Ф. 492. Оп. 2. Д. 56 а. Л. 2-3об.) [36].

Правительственные чиновники, руководство университетов приветствовали инициативу студентов в стремлении к самообразованию с тем, чтобы принести наибольшую пользу своему отечеству.

1. Док. № 10 от 8 декабря 1807 года. Еженедельный рапорт смотрителя II отделения Педагогического института А. С. Лубкина Конференции института о самостоятельном приготовлении студентов к педагогической деятельности

В двух комнатах под № 331 и № 12 живущие здесь студенты каждый день, в свободное от классов время по очереди, играя роль преподавателя, объясняют материал своим товарищам, пройденный в классах. Одновременно студенты повторяют учебный материал и получают опыт преподавания. Смотритель Александр Лубкин (ЦГИА СПб. Ф. 13. Оп. 1. Д. 28 . Л. 52) [37].

2) Док. № 21от 13 декабря 1818 года. Отношение министра финансов Д. А. Гурьева министру духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицину о желательности устроить в Горном кадетском корпусе курса публичных лекций по химии и минералогии

Для распространения просвещения директор испрашивает согласия на разрешение всем желающим бесплатно посещать лекции по химии и минералогии в определенные часы в Горном корпусе (ЦГИА СПб. Ф. 963. Оп. 1. Д. 3177а. Л. 25-26) *6 января 1819 года курсы были открыты [38].

3. Док. № 57 от 9 ноября 1840 года. Свидетельство о присуждении студенту Практического технологического института малой серебряной медали за экспонаты, представленные на выставке «Российские мануфактурные изделия»

На публичной выставке в Петербурге в 1839 году Мануфактурным Советом при Департаменте мануфактур и внутренней торговли были рассмотрены машины, модели и разные изделия, представленные от Петербургского практического технологического института и соединенной с ним Горной технической школы.

Работы заслужили общее одобрение и похвалу. За участие в изготовлении этих машин и моделей Вам присудили малую серебряную похвальную медаль. Хозяйственный комитет Петербургского технологического института надеется, что эта награда попечительного начальства поощрит Вас к дальнейшим успехам на пользу отечественной промышленности (ЦГИА СПб. Ф. 492. Оп. 2. Д. 403. Л. 74-74об.) [39].

Еще во второй половине XVIII века М. В. Ломоносов настаивал на организации регулярных заграничных командировок «природных российских студентов» для продолжения обучения. Согласно установленному порядку эти студенты должны были сдавать экзамены по всем наукам, которыми они занимались, и языкам. Про-

фессора-академики выдавали им рекомендательные письма к иностранным профессорам и проявляли интерес и заботу об успехах студентов. В обязанности студентов входило ведение «путевого дневника». Например, такой дневник был получен от студентов, посланных Петербургской академией в Геттингенский университет [40].

Док № 12 от 6 июня 1808 года. В «Наставлении» Конференции Педагогического института студенту А. И. Галичу, направляемому на стажировку в Университеты Германии, получившему хорошие энциклопедические знания, советуют обратить внимание на правила воспитания и образования молодого поколения за границей.

Во время путешествия следует вести наблюдение и запись всего достойного внимания не только по основной, но также и другим наукам, тем самым принести большую пользу своему отечеству (ЦГИА СПб Ф. 13. Оп. 1. Д. 231. Л. 78-83об.) [41].

Для адаптации студентов к обучению в вузе, снятия возможного стресса руководству учебного заведения предлагалось проводить неофициальные мероприятия в домашней теплой обстановке.

Док. № 20 от 10 августа 1817 года. Уведомление директора Лицея Е. А. Энгельгардт директору Благородного пансиона при Лицее Ф. М. Гауеншильду о пожелании и. д. министра духовных дел и народного просвещения организовать общение директора пансиона с воспитанниками вне стен учебного заведения

Находя полезным общение воспитанников Царскосельского благородного пансиона с начальством и своими наставниками в свободное от учения время, разрешено ежедневное получение с кухни пансиона пять или шесть обыкновенных порций на общий счет кассы пансиона (ЦГИА СПб. Ф. 1022. Оп. 1. Д. 246. Л. 1) [42].

Руководство вузов проводило мероприятия по профориентации и оказывало всемерное содействие в трудоустройстве своих выпускников.

1. Док. № 48 от 16 августа 1837 года. Письмо министра финансов Е. Ф. Канкрина председателю московского отделения Мануфактурного совета С. Г. Строганову с ходатайством об устройстве на московские мануфактурные предприятия выпускников Практического технологического института

По окончании полного шестилетнего курса обучения 19 казенных воспитанников после надлежащего публичного испытания признаны достойными звания ученых-мастеров. Исполняя обязанности начальства института, ходатайствую о покровительстве и помещении их на лучшие заведения, где бы они смогли с пользой для отечественной промышленности применить свои знания и умения. Желательно, чтобы первые годы они находились под руководством мануфактурного начальства в силу их неопытности и для наблюдения за их нравственностью (ЦГИА СПб. Ф. 492. Оп. 2. Д. 327. Л. 88-89) [43].

2. Док. № 51от 11 мая 1838 года. Докладная записка директора Практического технологического института В. И. Блау министру финансов Е. Ф. Канкрину о проведении дня свободного посещения публикой института и о желательности ежегодной публикации сведений о выпускниках

Инспектор классов из личных объяснений с помещиками, фабрикантами, купцами и вообще промышленниками узнал, что Технологический институт еще не так известен, как он того заслуживает, и считает полезным для выпускников вуза публиковать ежегодно в мае в «Ведомостях» сведения о числе выпускников, об их требованиях к работодателю (ЦГИА СПб. Ф. 492. Оп. 2. Д. 373. Л. 6) [44].

Несмотря на существовавшие недостатки педагогической системы того времени, связанные с гендерными, классовыми ограничениями, а порой и несправедливостью,

выпускники, приносящие большую пользу своему Отечеству, с благодарностью и любовью вспоминали свои вузы, гордились своей alma mater. Это всегда является хорошим показателем успешности образовательного процесса вуза.

1. Док. № 79 от 1884 года. Из воспоминаний Ф. Н. Устрялова о студенческих годах в Университете (1850-1860 гг.) в журнале «Исторический вестник». 1884. Т. XVI. С. 602-603.

Каждый год в большом актовом зале в течение зимы по воскресеньям давались так называемые симфонические утра в пользу недостаточных студентов. Оркестр состоял из любителей, в том числе и студентов, иногда с участием известных певцов и певиц итальянской оперы. Публика полюбила университетские концерты и собиралась в большом количестве. Прибыль от концертов распределялась между малоимущими студентами с полным беспристрастием [45].

2. Док. № 103 от 1867 года. Из фрагмента брошюры «О праздновании 25-летнего юбилея Строительного училища» - церемония праздника 17 декабря 1867 г.

Начальство училища пригласило на официальное торжество всех бывших и настоящих воспитанников, бывших наставников, министра внутренних дел П. А. Валуева, принимавшего участие в судьбе училища. Встреча проходила тепло и дружески, как в одной большой семье. После отъезда министра бывшие воспитанники долго оставались в училище и с теплотой вспоминали учебные годы (ЦГИА СПб. Ф. 184. Оп. 8. Д. 3. Л. 50-51) [46].

Заключение / Conclusion

Положительным результатом исследования является расширение знаний о состоянии образования в России в XIX веке, в частности о воспитательном процессе, в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.

Это было время создания и интенсивного развития отечественной системы образования, несмотря на неоднократную смену политики в области просвещения, которая вела к переосмыслению содержания образования, форм и методов воспитания. Задачи по нравственному воспитанию студентов в XIX веке, за выполнение которых было ответственно правительство, определяли политику в отношении университетов с помощью законодательных документов.

Актуальность исторического исследования заключается в возможности более детально и точно ознакомиться с приемами, методами в воспитании молодого поколения, которые использовали педагоги XIX века, чтобы не повторять их ошибки в современных условиях. Задачи педагогов века минувшего и века настоящего по воспитанию студентов в основном схожи: заботиться о физическом и психическом здоровье студентов; воспитывать их настоящими патриотами своей Родины; широко использовать научные знания в воспитательном процессе; стимулировать интерес студентов к изучению учебных предметов; поощрять любознательность и инициативу; использовать многообразные внеклассные формы работы в воспитательном процессе.

В настоящее время существуют тревожные сигналы о негативных явлениях в вопросе воспитания студенческой молодежи: деформация духовно-нравственных ценностей, уменьшение количества моральных ограничителей на пути к личному успеху, отсутствие стремления к общественной деятельности, отсутствие инициативы в самосовершенствовании.

В связи с этим назрела острая необходимость переосмысления старых идей, форм и методов воспитания, как это уже происходило в прежние века. Необходимо осуществлять преемственность в построении системы воспитания с целью повышения эффективности ее работы.

Первая половина XIX века, так же как и начало XXI века в истории России, - время коренных преобразований в общественно-политической жизни страны и, соответственно, в образовательном процессе вузов. Это время активного формирования национальных ценностей, в первую очередь в системе воспитания учащейся молодежи.

Ссылки на источники / References

1. Князев Е. А. История отечественного образования и педагогики: учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2023. - 236 с.

2. Агафонова Г. З., Абрамова Л. А. Проблемы духовно-нравственного формирования личности в педагогических воззрениях представителей консервативного направления в российском образовании второй половины XIX в. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2017. - № 3 (95). - Ч. 1. - URL: http://vestnik.chgpu.edu.ru/upload/docs/2017/3(95)_2017_1.pdf

3. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. - М.: Русская книга. - 1993. - 638 с.

4. Беднова Т. Н. Организация воспитания в средних общеобразовательных учебных заведениях России: вторая половина XVIII - первая четверть XIX в.: автореф. дис. ... к. п. н. - М., 2007. - 22 с.

5. Макарова О. Ю. Воспитательный аспект в системе высшего образования в России XVIII-XIX вв. // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4863

6. Mukhlis Enur Rohmh. The relationship between emotional intelligence and students learning achievement // Thinking Skills and Creativity Journal. - 2021. - Vol. 4. - № 2. - Р. 57-61. - URL: https://ejour-nal.undiksha.ac.id/in-dex.php/TSCJ/article/view/61737/26083

7. Патяева Н. В., Дарьенкова Н. Н. Воспитание культуры речи у студентов неязыковых специальностей в процессе профессионально-иноязычной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 1 (январь). - С. 13-24. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201002.htm

8. Финагина О. В., Архипова О. В., Ильина Ю. Б. Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания (ис-торико-теоретический аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4276-4280. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55120.htm

9. Козлова Л. Я. Современное состояние духовно-нравственного воспитания в вузах России // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6. - № 21. - С. 35-48.

10. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Педагогические сочинения: в 6 т. -Т. 1. - М., 1988. - Т. 1. - 492 с.

11. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Материалы ранних лет. - М.: Мысль, 1991. - Т. 9. - С. 179-182.

12. Лобачевский Н. И. О важнейших предметах воспитания речь, произнесенная на торжественном собрании Казанского Императорского университета 5 июля 1828 г., в первую годовщину пребывания на посту ректора. Слово мэтра о важнейших предметах воспитания // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2010. - № 2. - С. 66-70.

13. Thang Do. Humboldt's philosophy of university éducation and implication for atinomous éducation in Vietnam today // Perspectives of Science & Education. - 2023. - № 2 (62). - Р. 549-560. - URL: https://pnojournal/ar-chive2.files.wordpress.com/2023/07/2303pno

14. Кропачев Н. М., Даудов А. X., Тихонов И. Л., Ростовцев Е. А. Первый университет Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - Т. 64. - Вып. 1. - С. 5-9.

15. Одиноков Е. А. Система высшего образования в Российской империи к середине XIX в. // Образование и воспитание. - 2023. - № 3 (44). - С. 6-12. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8435/

16. Оголенко С. В., Индык А. Г. Высшее образование в России: исторический аспект // Социология и право. -2011. - № 2 (8). - С. 41-46.

17. Жарова Е. Ю. Система обучения в университетах Российской империи: между академической свободой и государственной регламентацией // Génesis: исторические исследования. - 2017. - № 12. - С. 25-32.

18. Гаврилова Т. Н., Паладьев С. Л. Воспитательная система Смольного института // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 2 (119). - С. 45-52.

19. Фанталов А. Н., Малязина М. А. Homo novus и деятельность И. И. Бецкого // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (43). - С. 161-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX в. в контексте университетской истории Европы. - М., 2009. - 640 с.

21. Abedin Z. Meta-analysis of postgraduate student thesis for enhancing better research quality management in Islamic higher education // Perspectives of Science & Education. - 2023. - № 3 (63). - Р. 746-759. - URL: https://pnojournal/archive2.files.wordpress.com/2023/07/2303pno

22. Yunisa Eka Saputri Rusnilawati. Discovery learning through educandy: Its Effec-tiveness on students' critical thinking ability and self-confidence // Thinking Skills and Creativity Journal. - 2023. - Vol. 6. - № 1. - Р. 27-34. - URL: https:// ejour-nal.undiksha.ac.id/index.php/TSCJ/article/view/61737/26083

23. Klafki W. Das Prinyip der Geschichtlichkeit und die Frage nach dem Geltungsbereich erziehungswissenschaftlicher Aussagen - Geisteswissenschaftliche Pädagogik: Fünf Studienbriefe für die Fernuniversität in Hagen // Herausgegeben von Cathleen Grunert und Katja Ludwig. - 2020. - S. 195-212. - URL: https:// link.springer.com/chap-ter/10.1007/978-368-21930-7_8

24. Бондарева О. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся в высшем техническом учебном заведении первой трети XIX в.: на материале Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса: автореф. дис. ... к. п. н. - СПб., 2015. - 26 с.

25. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История образования педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 416 с.

26. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Николь-цева. - СПб.: Лики России. - 2007. - С. 33.

27. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 45.

28. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 126.

29. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 131.

30. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 58.

31. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 67.

32. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 122.

33. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 170.

34. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 36.

35. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева.

36. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 72.

37. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 35.

38. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 49.

39. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 106.

40. Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII - начале XIX в. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 232 с.

41. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 39.

42. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 49.

43. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 95.

44. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 98.

45. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева.

46. Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века (сборник документов) / отв. составитель Н. И. Никольцева. - С. 191.

1. Knyazev, E. A. (2023). Istoriya otechestvennogo obrazovaniya i pedagogiki [History of Russian education and pedagogy]: ucheb. posobie dlya vuzov, Yurajt, Moscow, 236 p. (in Russian).

2. Agafonova, G. Z., & Abramova, L. A. (2017). "Problemy duhovno-nravstvennogo formirovaniya lichnosti v peda-gogicheskih vozzreniyah predstavitelej konservativnogo napravleniya v rossijskom obrazovanii vtoroj poloviny XIX v." [The issues of spiritual and moral personality formation in the pedagogical views of representatives of the conservative trend in Russian education of the second half of the XIX century.], Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva, № 3 (95), ch. 1. Available at: http://vest-nik.chgpu.edu.ru/upload/docs/2017/3(95)_2017_1.pdf (in Russian).

3. Pobedonoscev, K. P. Velikaya lozh' nashego vremeni [The Great Lie of Our Time], Moscow Russkaya kniga, 1993, 638 p. (in Russian).

4. Bednova, T. N. (2007). Organizaciya vospitaniya v srednih obshcheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedeniyah Rossii: vtoraya polovina HVIII - pervaya chetvert' XIX v. [Organization of education in secondary educational institutions of Russia: the second half of the XVIII - the first quarter of the XIX century]: avtoref. dis. ... k. p. n, Moscow, 22 p. (in Russian).

5. Makarova, O. Yu. (2011). "Vospitatel'nyj aspekt v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii HVIII—XIX vv." [Indoctrination aspect in the system of higher education in Russia in the 18th-19th centuries.], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4863 (in Russian).

6. Mukhlis Enur Rohmh (2021). "The relationship between emotional intelligence and students learning achievement", Thinking Skills and Creativity Journal, vol. 4, № 2, pp. 57-61. Available at: https://ejour-nal.undik-sha.ac.id/index.php/TSCJ/article/view/61737/26083 (in English).

7. Patyaeva, N. V., & Dar'enkova, N. N. (2020). "Vospitanie kul'tury rechi u studentov neyazykovyh special'nostej v processe professional'no-inoyazychnoj podgotovki" [Fostering speech culture among students of non-linguistic specialties in the process of teaching foreign languages for professional communication], Nauchno-metodicheskij

H. H. ffapbemoßa

elektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (yanvar'), pp. 13-24. Available at: http://e-koncept.ru/2020/201002.htm (in Russian).

8. Finagina, O. V., Arhipov, O. V., & Il'ina, Yu. B. (2014). "Otechestvennye tradicii duhovno-nravstvennogo vospitaniya (istoriko-teoreticheskij aspekt)" [Domestic Traditions of Spiritual-Ethical Upbringing (Historical-Theoretical Aspect)], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 20, pp. 4276-4280. Available at: http://e-kon-cept.ru/2014/55120.htm (in Russian).

9. Kozlova, L. Ya. (2017). "Sovremennoe sostoyanie duhovno-nravstvennogo vospitaniya v vuzah Rossii" [The current condition of spiritual and moral education in Russian universities], Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze, t. 6, № 21, pp. 35-48 (in Russian).

10. Ushinskij, K. D. (1988). "Trud v ego psihicheskom i vospitatel'nom znachenii" [Labor in its mental and educational significance], Pedagogicheskie sochineniya: v 61,1.1, Moscow, t. 1, 492 p. (in Russian).

11. Klyuchevskij, V. O. (1991). Sochineniya: v 91. Materialy rannih let [Works: in 9 volumes. Materials from early years], Mysl', Moscow, t. 9, pp. 179-182 (in Russian).

12. Lobachevskij, N. I. (2010). "O vazhnejshih predmetah vospitaniya rech', proiznesennaya na torzhestvennom so-branii Kazanskogo Imperatorskogo universiteta 5 iyulya 1828 g., v pervuyu godovshchinu prebyvaniya na postu rektora. Slovo metra o vazhnejshih predmetah vospitaniya" [On the most important subjects of education, a speech delivered at the solemn meeting of the Kazan Imperial University on July 5, 1828, on the first anniversary of his tenure as rector. The word of the master about the most important subjects of education], Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 20. Pe-dagogicheskoe obrazovanie, № 2, pp. 66-70 (in Russian).

13. Thang Do (2023). "Humboldt's philosophy of university education and implication for atinomous education in Vietnam today", Perspectives of Science & Education, № 2 (62), pp. 549-560. Available at: https://pnojournal/ar-chive2.files.wordpress.com/2023/07/2303pno (in English).

14. Kropachev, N. M., Daudov, A. H., Tihonov, I. L., & Rostovcev, E. A. (2019). "Pervyj universitet Rossijskoj imperii" [The First University of the Russian Empire], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya, t. 64, vyp. 1, pp. 5-9 (in Russian).

15. Odinokov, E. A. (2023). "Sistema vysshego obrazovaniya v Rossijskoj imperii k seredine XIX v." [The system of higher education in the Russian Empire by the middle of the XIX century], Obrazovanie i vospitanie, № 3 (44), pp. 6-12. Available at: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8435/ (in Russian).

16. Ogolenko, S. V., & Indyk, A. G. (2011). "Vysshee obrazovanie v Rossii: istoricheskij aspect" [Higher education in Russia: Historical aspect], Sociologiya i pravo, № 2 (8), pp. 41-46 (in Russian).

17. Zharova, E. Yu. (2017). "Sistema obucheniya v universitetah Rossijskoj imperii: mezhdu akademicheskoj svobodoj i gosudarstvennoj reglamentaciej" [The system of education at Universities of the Russian Empire: between academic freedom and state regulation], Genesis: istoricheskie issledovaniya, № 12, pp. 25-32 (in Russian).

18. Gavrilova, T. N., & Palad'ev, S. L. (2021). "Vospitatel'naya sistema Smol'nogo institute" [Educational system of the Smolny Institute], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, № 2 (119), pp. 45-52 (in Russian).

19. Fantalov, A. N., & Malyazina, M. A. (2019). "Homo novus i deyatel'nost' I. I. Beckogo" [Homo novus and I. I. Betsky's work], VestnikShadrinskogo gosudar-stvennogopedagogicheskogo universiteta, № 3 (43), pp. 161-166 (in Russian).

20. Andreev, A. Yu. (2009). Rossijskie universitety XVIII-pervojpoloviny HIH v. vkontekste universitetskoj istorii Evropy [Russian universities of the XVIII - first half of the XIX century in the context of the University history of Europe], Moscow, 640 p. (in Russian).

21. Abedin, Z. (2023). "Meta-analysis of postgraduate student thesis for enhancing better research quality management in Islamic higher education", Perspectives of Science & Education, № 3 (63), pp. 746-759. Available at: https://pnojournal/archive2.files.wordpress.com/2023/07/2303pno (in English).

22. Yunisa Eka Saputri Rusnilawati (2023). "Discovery learning through educandy: Its Effec-tiveness on students' critical thinking ability and self-confidence", Thinking Skills and Creativity Journal, vol. 6, № 1, pp. 27-34. Available at: https:// ejour-nal.undiksha.ac.id/index.php/TSCJ/article/view/61737/26083 (in English).

23. Klafki, W. (2020). "Das Prinyip der Geschichtlichkeit und die Frage nach dem Geltungsbereich erziehungswissenschaftlicher Aussagen - Geisteswissenschaftliche Pädagogik: Fünf Studienbriefe für die Fernuniversität in Hagen" [The principle of historicity and the issue of the scope of educational scientific statements - Humanities pedagogy: five study letters for the distance learning university in Hagen], Herausgegeben von Cathleen Grunert und Katja Ludwig, pp. 195-212. Available at: https:// link.springer.com/chapter/10.1007/978-368-21930-7_8 (in German).

24. Bondareva, O. N. (2015). Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchihsya v vysshem tekhnicheskom uchebnom zavedeniipervoj tretiXIX v.: na materiale Sankt-Peterburgskogo Gornogo kadetskogo korpusa [Spiritual and moral education of students in a higher engineering institution of the first third of the XIX century: the case of the St. Petersburg Mining Cadet Corps]: avtoref. dis.... k. p. n, St. Petersburg, 26 p. (in Russian).

25. Andreeva, I. N., Butorina, T. S., Vasil'eva, Z. I. et al. (2002). Istoriya obrazovaniya pedagogicheskoj mysli za rubezhom i v Rossii [The history of education and pedagogical thought abroad and in Russia]: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zaved, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 416 p. (in Russian).

26. Nikol'ceva, N. I. (ed.) (2007). Vysshaya shkola Sankt-Peterburga XIX - nachalo XX veka (sbornik dokumentov) [Higher Education in St. Petersburg XIX - early XX century (collection of documents)], Liki Rossii, St. Petersburg, p. 33 (in Russian).

27. Ibid., p. 45.

28. Ibid., p. 126.

29. V Ibid., p. 131.

30. Ibid., p. 58.

31. Ibid., p. 67.

32. Ibid., p. 122.

33. Ibid., p. 170.

34. Ibid., p. 36.

35. Ibid.

36. Ibid., p. 72.

37. Ibid., p. 35.

38. Ibid., p. 49.

39. Ibid., p. 106.

40. Margolis, Yu. D., & Tishkin, G. A. (1988). Otechestvu na pol'zu, a rossiyanam vo slavu: Iz istorii universitetskogo obrazovaniya v Peterburge v XVIII - nachale HIH v [For the benefit of the Fatherland, and for the glory of the Russians: From the history of university education in St. Petersburg in the XVIII - early XIX century], Izd-vo Leningr. unta, Leningrad, 232 p. (in Russian).

41. Nikol'ceva, N. I. (ed.) (2007). Op. cit., p. 39.

42. Ibid., p. 49.

43. Ibid., p. 95.

44. Ibid., p. 98.

45. Ibid.

46. Ibid., p. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.