ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.001
УДК 372.881.161.1 ББК 4426.819=411.2,5
М. С. Выхрыстюк1, А. А. Миронова2
1ORCID № 0000-0001-7955-7351 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] 3
So
2ORCID № 0000-0001-5910-8567 а
Доцент, доктор филологических наук, §
профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА ХУШ- НАЧАЛА XIX ВВ.
5
So
а о
5
E-mail: [email protected] §
с
*
о
г о
о
а
8 о
№ а
Аннотация |
Г
о* о
о Й
Введение. В статье рассмотрена история формирования классического образования на территории Тобольской губернии рубежа XVШ-XIX вв. Отмечается, что на территории позднего освоения русскими в просвещении сибиряков именно светскому образованию была отведена значительная роль. В работе выполнен и анализ методов и приемов воспитания и формирования образованной личности в стенах Главного народного училища. Цель статьи — изучить основные проблемы процесса становления и развития системы просвещения в Сибири на примере Главного народного учи- ж лища конца XVIII - начала XIX века.
Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез,
У 3
анализ, сопоставление, обобщение, а также описательный и сопоставительный методы; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.
Результаты. Доказана целесообразность изучения истории классического образования на региональном уровне, что позволит дополнить общую картину формирования системы образования в России.
Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о становлении системы классического образования Сибири конца XVIII - начала XIX века на основе рукописных и печатных текстов делопроизводства Главного народного училища конца XVIII-начала XIX века г. Тобольск.
Заключение. Сделан вывод о том, что учебно-воспитательная и культурно-просветительская деятельность Главного народного училища рубежа XVIII-XIX веков оказывала значительное влияние на духовно-нравственное воспитание молодого поколения сибиряков, на формирование их целостной личности как будущих хозяев земли сибирской.
Ключевые слова: система образования; образовательный процесс Тобольской губернии; Главное народное училище конца XVIII- начала XIX века; учебно-воспитательная; культурно-просветительская деятельность. Основные положения:
- рассмотрена система организации учебно-воспитательной и культурно-просветительской деятельности Главного народного
50
§ училища рубежа XVIII-XIX веков;
^ - изучены основные направления деятельности названного
^ образовательного учреждения Тобольской губернии;
- на примере формирования духовного образования выяв-
2
лены тенденции в развитии сети учебных заведений в России;
- обоснована важность изучения истории системы классического образования в регионе в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.
и 3
ЕТ з
сц
и
классического образования при доминировании церковного в Тобольске практически не освещались учеными.
Теоретическую базу данного исследования применения ма-
£
К I
1 Введение (Introduction)
XVIII век вошел в историю России как век просветительства. Просветительская деятельность населения Сибири имеет ряд особенностей, поскольку охватывает просвещение прежде всего коренного населения края — народов ханты, манси, татар, а в период интенсивного заселения края еще и русского населения. Издавна Сибирь слыла краем невежества и необразованности. Об этом свидетельствовала периодическая печать на протяжении нескольких веков [1]. В действительности же архивные материалы свидетельствуют, что это было не так. В связи с этим исследование развития культурно-просветительской деятельности в Сибири XVIII-XIX веков является наиболее актуальным.
Открытие Главного народного училища в Тобольске отве- g чало запросу времени провести реформу всеобщего российского образования, которое заключалось в создании учебных заведений нового образца. Эта проблема не раз исследовались в различных трудах историков и краеведов: О. Н. Зайцевой [2], А. Н. Копылова [3], Д. Н. Копылова [4], Ю. П. Прибыльского [5], П. А. Словцова [6], Н. С. Юрцовского [7], некоторых других исследователей. Однако проведение преобразований в области образования на территории Тобольской губернии изучено еще недостаточно. Внедрение |
Г
о*
о §
Й У
териала в преподавании гуманитарных дисциплин составили мето- е
ж
дические разработки ученых О. Б. Адаевой [8], Т. М. Баранова [9],
№ К
S К
So
а о о К Л №
о *
о
г о
о
а
о
о
№ а ж
Э. В. Будаева [10], М. С. Выхрыстюк, А. А. Мироновой [11], Т. Г. Ку чиной [12] и др. в области педагогики и методики.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Материалом исследования послужили рукописные и печат- а
а
ные тексты делопроизводства Главного народного училища г. То- а
£
№ №
больска XVIII- начала XIX века, хранящихся в фонде № 355 (И-355) Тобольского Приказа общественного призрения ГБУТО «Государст-
венный архив в г. Тобольске», а также достижения отечественных исследователей по данной проблеме.
Для получения объективных выводов использовались описательный, сравнительный методы. Основными методами исследования материала являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации научно-исследовательской работы учащихся; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных. При анализе структуры, содержания и информативности лингвистических и исторических источников применялся метод компонентного анализа и структурно-семантический. По мнению Т. Г. Кучиной, «историко-культурный анализ как метод исторической реконструкции науки включает в себя конструктивный и контекстуальный аспекты» [12, 110]. В процессе изучения источников авторы придерживаются принципа историзма, поскольку предмет исследования, под которым подразумевается процесс изучения истории, культуры и просвещения народа Сибири, рассматривается на определённом историческом этапе. 3 Результаты (Results)
История просвещения в Сибири была непосредственно связана с историей народного образования. Главную роль в образовательном процессе в Тобольской губернии на протяжении многих лет играло Главное народное училище, которое открылось 11 марта 1789 года. Документы фонда И 355-1-232-27 включают в себя разнообразные официальные тексты, статистику, состав учителей и
50
| учеников, журналы, ведомости, наградные листы и др. Например, в
^ соответствии с указом студенты могли свободно перемещаться по
^ городу при наличии пропуска (рисунок 1).
2 I
•о
3
3 сц
U
ШгсЩ^
г/? г г \ *Жг Ш/
'¿r&ca//g/?a /?а&7ввма ш
X"» ' v-j г f
________Г>. '«ь у. л/О ' <,
Л /^»W л про сое ч a syvt* Г.
/< Нол
У*9* otrififietеиеЛЬ &Ъ ///«o^tc'u'f /bouJiYJt QeOfc*r>te*n«*<*
go* w/j»
rfe
У ^o. <tbtt/t С С Sit сн/в
С # e p
Г"" Q* /бОЯ пера/псузешю Geu/cteerrtee вс&ш^а>с„«ох,«и<а?с
iitoeio 1<1Г,с1д,е6,„ Co». J&l/fvcuce-<« . ^ . j
Ы гЯА
«ч-уо. or,«,,**« tou^cceptb—, '
А(сел<ъ,«, jib
Рисунок 1 — Указ о выдаче студентам Тобольского главного народного училища пропусков на свободное и беспрепятственное передвижение с казенной печатью (И 355-1-232-27)
Figure 1 — Decree on the issuance of passes for free and unimpeded movement with the state seal to students of the Tobolsk main public school (И 355-1-232-27)
В Тобольском государственном архиве единично сохранились документы, отражающие ведение дел и учет успеваемости учащихся Главного народного училища. Ведомости директора, направляемые «<...> въ таболской Приказъ Общественного Призрения <..>» содержат учет знаний учащихся «<..> за послЪднЪе nолgгодичное течение прошлаго 1803 года gчебнаго времени вЪдомость разослано с проведенномъ въ Главномъ народномъ gчилище пgбличномъ испытании для припечаташя въ щбличныхъ москосскихъ и санктпетербgргскихъ ведомостяхъ причемъ во аномъ Приказе Честь имею представить Слушано (подпись неразборчива)» [И 155-1-28-11] от 01 января 1803 года.
Известно, что в Главное тобольское народное училище было направлено четыре учителя — Т. Воскресенский, И. Лафинов, В. Прут-ковский, И. Набережнин [13]. Отличие обучения в училище заключалось в самом способе обучения. Учитель должен был всегда находиться в классе не для того, чтобы дать задание и наблюдения за его выполнением, а для самого процесса усвоения предметов. В поле зрения учителя должен быть весь класс, а не отдельные ученики. До этого учащиеся учились сами по себе. Каждый ученик зубрил свою часть предмета вслух, а учитель на уроке занимался своими делами. Теперь главную функцию на уроке выполнял учитель, все внимание обучающихся было направлено на то, что говорит учитель. Процесс обучения был направлен не только на объяснение материала, но и на его усвоение. В некоторых случаях а учитель требовал от учеников рассказа своими словами.
50
| Наряду с воспитательным воздействием образовательных
|| предметов, в училище особое место отводилось и воспитательной ^ работе как таковой. Воспитанию молодого поколения уделяли особое внимание все без исключения все преподаватели. У инспекто-
2 |
•о
еХ
л
СЦ
и
ра, помощников инспектора, классных наставников воспитание являлось прямой обязанностью.
Постепенно открывались и последующие классы: пиитики, риторики, философские и богословские дисциплины велись на ла-
тинском языке. Наряду с вышеперечисленными ординарными классами имели место и экстраординарные: исторический, географический, математический, красноречия, медицинский и другие. Эти классы носили факультативный характер.
Уже в четвертом классе (разряде) преподавалось десять дисциплин: подробно преподавалась география и история, затем изучалась математическая география, грамматика с упражнениями в сочинениях делового характера (писем, счетов, расписок и т. п.), основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры, рисование и иностранный язык.
Судя по годичным ведомостям, большинство воспитанников Главного народного училища были «нрава доброго и похвально-
р
го». Причиной отчисления из состава учащихся была, главным об- §
ви
разом, плохая успеваемость: «за непонятиемъ», «за тупостью по- т нятия». Хотя некоторым давали и такие характеристики: «обнаруживаетъ буйственную непокорность правиламъ и учре-
дитъ въ клас по лености» [И 355-1-232-107] от 13 мая 1826 г.
Применялся широкий спектр взысканий: наставления, выговоры, перевод в низшие классы. Если эти меры не приводили к ис-
струкции, определяющей воспитательную работу, мерам наказания прикладывался следующий смысл: «с целью исправления воспи-
И
ри
I
¡0
а с
с ич
ждениямъ семинарскимъ», «ленивъ, глупъ, непокоренъ», «не хо- с
к
о г о о
а
о о
в а
правлению, то за ними следовало исключение из заведения. В ин- ц
о Г
о* с
ко
танниковъ и должны выражать отвращение къ ихъ поступку, а й
гу
не къ ученику, ученикъ въ каждомъ наказами долженъ видеть е
рн
теплую заботу о немъ преподавателя и искреннее желание испра- ии вить его» [13, 57]. Ученик находился под пристальном отеческим § вниманием воспитателей как в учебное, так и во внеучебное время. й
Постепенно на протяжении XIX века увеличивались ассигнования правительства и улучшились условия жизни наставников а
ча
и воспитанников, однако недостаток средств по-прежнему ощу- ла
щался, даже когда было открыто «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся» [3, 77].
а
С в
в
4 Обсуждение (Discussion)
В качестве обсуждения предложен материал по преобразованию сибирской школы, которое проводилось в начале XIX века вслед за реформой системы светского образовании. Главной задачей реформы 1814 года было отделение высшего классического образования от среднего и низшего. Обучение в приходском и уездном училищах завершалось теперь шестилетним семинарским. Особое значение стали придавать письменным работам учащихся, поощрялось чтение литературы помимо учебной программы, осуждалось засилье латыни. Академии, освободившиеся от семинарского курса, стали центрами богословских наук.
В училище в течение первых двух лет изучали словесные науки и всеобщую историю; последующие два года — философские науки одновременно с математикой и физикой. Большое место отводилось изучению языков. Древнегреческий, немецкий и французский языки осваивались на протяжении шести лет, древнееврейский язык изучали четыре года. Позднее ввели изучение татарского языка. Знания учащихся проверялись на двух сессиях: зимней при помощи внутреннего испытания и летней при помощи публичного испытания в присутствии директора и других приглашенных лиц [15, с 67].
Сохранился протокол высокого собрания тобольского народного училища о публичном испытании учащихся: «<...> 13 числа сего мсца въ день всерадостнаго торжества ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА БлагочестивЪйшт СУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫЕЛИСА-ВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ въ табольскомъ главномъ народномъ gnu-Л лищЪ въ прuсgдствiuэ gправляющаго должностью табольскаго гражданскаго Гgбернатора и попечителя Училищъ Господина Статского Советника ВицЪ^бернатора Николая Михайловича Олюнина, Директора gчuлuщъ Коллежскаго Ассесора Ишимова при многочислЪнном собрании дgховен ства благородныхъ обоего
пола особъ, кgпечества и другихъ состоянт посЪтителей проис-
U
^ ходило щблич ное gченuкамъ испытате: передъ coткрытiемъ
сонаго gчитель 3-го разряда Титулярной Советникъ Афиновъ гово-рилъ привЪтствге къ посЪтитеямъ и юношествg въ которамъ къ первымъ прославлялъ благоденствге Россги объяснялъ, колико при-обрЪли сони знатя и просвящешя во времена протекшЫ, а къ послЪднимъ они ващше и ващше надЪются быть щастли выми при благополgчномъ царствовант ВсеавгgстЪйшаго монарха благочестив Ъишаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I. яко верховъ наго наgкъ покровителя, который междg бесчислныхъ по-печенш ЕГО о благЪ подданныхъ вовсЪхъ атношешияхъ, о бра-щаетъ благодЪтельныя взоры и напросвящете народное; и что и
с
РоссЫне въ томъ краткое время ощутительно уже удотовЪрены о
многими опытами ВСЕМИЛОСТИВЪЙШАГО ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА I
р
в в и
на сеи предмЪтъ благъ <...>» [И 355-1-232-107] от 13 мая 1826 г.
Реформой 14 сентября 1840 года, проведенной по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова, попытались придать образованию прикладной характер. В результате чего сокращалось количество общеобразовательных дисциплин, вводилось преподавание основ медицины, сельского хозяйства и инородческих языков.
В соответствии с новым уставом 1867 года в учебный план ввели изучение философии, математики, классических языков. Народное училище стало всесословным. Его выпускники для продолжения образования могли поступать в Московскую, Санкт- 0
о
Петербургскую, Киевскую и Казанскую академии, а также другие к
ют данные, которые зафиксированы в оригинальных письменных текстах XVIII-XIX вв. Учебно-воспитательная и культурно-просвети-
5
So
а о о s а л
о «
о
г о
0
а
8 о
№ а ж
1
о Г
светские высшие школы.
5 Заключение (Conclusion)
Обращение к архивным материалам по истории Главного народного училища в Тобольской губернии дает уникальные возможности для научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов и студентов педагогических вузов. Современные а
У 3
ж s s
о ж
-к
а
а
школьники и их будущие учителя с интересом знакомятся, обобща- а
а
№ №
тельская деятельность Главного народного училища в 1789-1889 гг. оказывали значительное влияние на духовно-нравственное воспитание молодого поколения сибиряков, на формирование их целостной личности как будущих хозяев земли сибирской.
Изучение истории системы образования на региональном уровне дополняет общую картину формирования системы образования в России, расширяет фоновые знания учащихся современной школы.
6 Благодарности (Acknowledgments)
Статья выполнена в рамках научного проекта РФФИ 20-413720014 «Сибирские Афины: классическое образование в Тобольской губернии (1789-1919 гг.)». Авторы выражают признательность коллегам Тюменского государственного университета (Тобольский филиал) за помощь, благодарность за финансовую поддержку исследования Южно-Уральскому государственному гуманитарно-педагогическому университету.
Библиографический список
1. Коновалова Е. Н. Книга Тобольской губернии. 1790-1917 гг. : сводный каталог местных изданий. Новосибирск : Издательство Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, 2006. - 528 с. - ISBN 5-94560-116-0.
2. Зайцева О. Н. Дидактический материал к курсу «История языка» // Образование в современной школе, 2000. № 11-12. С. 29-32.
3. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- начала XIX вв. Новосибирск, 1974. - 117 с.
4. Копылов Д. И. Рассказы по истории Тюменского края. Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1978. - 94 с.
5. Прибыльский Ю. П. Школа Тюменского края в XVIII-XX веках: к 300-летию сибирской школы. Тобольск : Издательство Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева, 1998. - 112 с.
^ 6. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири : в 2 кн. Кн. 1 : с
^ 1585-1742. Москва : Издательство «Типография Александра Семена» При Им-
g ператорской Медико-Хирургической Академии, 1838. - 589 с.
§ 7. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Ново-
Николаевск : Сибирское областное государственное издательство, 1923. - 246 с.
8. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к ij изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 92-99. DOI: ^ 10.26710/fk18-03-14.
а
«о
о ж о
t
9. Баранов М. Т. Исторические комментарии к школьному курсу русского языка // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы. Москва : Дрофа, 1998. С. 55-59.
10. Будаев Э. В. Методические инновации в педагогической метафоро-логии // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 88-94. DOI: 10.26710/^8-02-1.
11. Выхрыстюк М. С., Миронова А. С. Формирование умений жанрово-стилистического анализа текста на занятиях по русскому языку // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019. № 5. С 50-66. DOI: 10.25588/CSPU.2019.53.34.004.
12. Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии в старших классах // Филологический класс. 2019. № 1 (55). С. 108-113. DOI: 10.26170^19-01-16 (WoS).
13. Школа Тобольской губернии в XVIII- нач. XX вв. : хрестоматия / сост.: Н. И. Загороднюк, Г. К. Скачкова. Тюмень : Вектор Бук, 2001. - 224 с.
THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF CLASSICAL
process of formation and development of the education system in
S
л
о
M. S. VyKhrystyuk1, A. A. Mironova2
:ORCID No. 0000-0001-7955-7351 ^
о
Professor, Doctor of Philological Sciences, ^
Professor at the Department of Philological Education, |
Tyumen state University, Tyumen', Russia. ^
E-mail: [email protected] |
2ORCID No. 0000-0001-5910-8567 £
4 Q
Docent, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, al
Chelyabinsk, Russia. ^
о
s
E-mail: [email protected] g
0
n ^
EDUCATION OF TOBOL PROVINCE £
LATE XVIII- BEGINNING XIX CENTURY I"
^
3
Abstract S
c
Introduction. The article examines the history of the for- £
t
mation of classical education on the territory of the Tobolsk ^ province at the turn of the 18th -19th centuries. It is noted that in
the territory of late development by Russians, the education of £
1
Siberians was given a significant role to secular education. The n paper analyzes the methods and techniques of education and per- g sonality formation within the walls of the Main Public School. S
Purpose of the article: To study the main problems of the U
Siberia using the example of the Main Public School of the late 18th - early 19th centuries.
Materials and methods. When studying and describing the material, general theoretical research methods were used: synthesis, analysis, comparison, generalization, as well as descriptive and comparative methods; empirical research methods were used to substantiate the conclusions: pedagogical experiment and pedagogical observation.
Results. As a result of the study, the expediency of studying the history of classical education at the regional level has been proved, which will supplement the overall picture of the formation of the education system in Russia.
Discussion. The article presents for discussion the issue of the formation of the system of classical education in Siberia at the end of the 18th - beginning of the 19th centuries on the basis of handwritten and printed texts of the office work of the Main Public School of the late 18th - early 19th centuries in Tobolsk.
Conclusion. It is concluded that the educational, cultural and educational activities of the Main Public School at the turn of the 18th - 19th centuries had a significant impact on the spiritual and moral education of the young generation of Siberians, on the formation of their integral personality as the future owners of the Siberian land.
Keywords: Education system; Educational process of Tobolsk province; Main public school of the late 18th - early 19th
| centuries; Educational and cultural activities.
R
O
Highlights:
The system of organization of educational and cultural and ^ educational activities of the Main Public School at the turn of the 18th - 19th centuries was considered;
The main directions of the activity of the named educa-^ tional institution of the Tobolsk province have been studied;
Using the example of the formation of spiritual education,
the trends in the development of a network of educational institutions in Russia are revealed;
Substantiated the importance of studying the history of the classical education system in the region within the framework of students' research activities.
References
1. Konovalova E.N. (2006), Kniga Tobol'skoy gubernii. 1790-1917 gg. (Svodnyy katalog mestnykh izdaniy) [Book of the Tobolsk province. 1790-1917. (Consolidated catalog of local publications)], Izdatel'stvo Gosudarstvennoj publichnoj nauchno-tekhnicheskoj biblioteki Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk, Novosibirsk, 528 p. ISBN 5-94560116-0. (In Russian). i
2. Zaytseva O.N. (2000), Didakticheskiy material k kursu "Istoriya r
y
yazyka" [Didactic material for the course "History of Language"], Obra- ° zovaniye v sovremennoy shkole, 11-12, 29-32. (In Russian). D
he e
vel
lo 3
C6 n
l
3. Kopylov A.N. (1974), Ocherki kul'turnoy zhizni Sibiri XVII -nachala XIX vv [Essays on the cultural life of Siberia in the 17th- early 19th centuries], Novosibirsk, 117 p. (In Russian).
4. Kopylov D.I. (1978), Rasskazy po istorii Tyumenskogo kraya [Stories about the history of the Tyumen region], Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, Sverdlovsk, 94 p. (In Russian).
5. Pribyl'skiy Yu.P. (1998), Shkola Tyumenskogo kraya v XVIII-XX a vekakh: k 300-letiyu sibirskoy shkoly [School of the Tyumen region in the e 18th-20th centuries: to the 300th anniversary of the Siberian school], Iz- C datel'stvo Tobol'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni ti D. I. Mendeleeva, T obol'sk, 112 p. (In Russian). n
6. Slovtsov P.A. (1838), Istoricheskoye obozreniye Sibiri: Opisaniye ^T v 2 knigakh), Kniga 1: s 1585-1742 [Historical Review of Siberia: Descrip- b tion (in 2 books), Book 1: from 1585-1742], Izdatel'stvo "Tipografiya Ale- pp ksandra Semena" Pri Imperatorskoy Mediko-Khirurgicheskoy Akademii, 3 Moscow, 589 p. (In Russian). inc
7. Yurtsovskiy N.S. (1923), Ocherki po istorii prosveshcheniya v l Sibiri [Essays on the history of education in Siberia]. Sibirskoe oblastnoe te gosudarstvennoe izdatel'stvo, Novo-Nikolaevsk, 246 p. (In Russian).
8. Adaeva O.B. (2018), Uprazhneniya, realizuyushchiye ideografich-eskiy podkhod k izucheniyu rodnogo yazyka [Exercises that implement the ideographic approach to the study of the native language], Filologicheskiy klass, 3, 53, 92-99. DOI: 10.26710/fk18-03-14 (In Russian).
9. Baranov M.T. (1998), Istoricheskiye kommentarii k shkol'nomu
kursu russkogo yazyka [Historical comments on the school course of the X
c
e
gi n
ni
ng
I
Russian language]. Programmno-metodicheskiye materialy. Russkiy yazyk. n
10-11 klassy [Programming and methodological materials. Russian language 10-11 classes], Izdatel'stvo "Drofa", Moscow, pp. 55-59 (In Russian).
ry
10. Budaev E.V. (2018), Metodicheskiye innovatsii v pedagog-icheskoy metaforologii [Methodical innovations in pedagogical metaphorolo-gy], Philological class, 2, 52, 88-94. DOI: 10.26710/fk18-02-1 (In Russian).
11. Vykhrystyuk M.S., Mironova A.S. (2019), Formirovaniye umeniy zhanrovo-stilisticheskogo analiza teksta na zanyatiyakh po russkomu yazyku [Formation of skills of genre-stylistic analysis of the text in the classroom in the Russian language], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo guman-itarno-pedagogicheskogo universiteta, 5, 50-66. DOI: 10.25588/CSPU.2019.53.34.004. (In Russian).
12. Kuchina T.G. (2019), Metody i priyemy analiticheskoy raboty s proizvedeniyami sovremennoy russkoy poezii v starshikh klassakh [Methods and techniques of analytical work with works of modern Russian poetry in high school], Filologicheskiy klass, 1, 55, 108-113. DOI: 10.26170/FK19-01-16. (In Russian).
13. Zagorodnyuk N.I., Skachkova G.K. (2001), Shkola Tobol'skoy gubernii v XVIII - nach. XX vv. (Khrestomatiya) [School of the Tobolsk province in the XVIII - early. XX centuries. (Reader)], Izdatel'stvo "Vektor Buk", Tyumen', 224 p. (In Russian).
a v o n o r
k,
u tyu
ystr
¿V
.S