Научная статья на тему 'Динамика роста церковных школ в Тобольской епархии в последней четверти XIX - начале XX вв. '

Динамика роста церковных школ в Тобольской епархии в последней четверти XIX - начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОБОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНАЯ КОЛЛЕГИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВЕНСТВО / TOBOLSK DIOCESE / EDUCATION / SCHOOL OF THE SPIRITUAL DEPARTMENT / EDUCATIONAL INSTITUTION / THE PARISH SCHOOL / THE SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION / THE SPIRITUAL BOARD / THE HOLY SYNOD / THE PEOPLE'S SCHOOL / THE MINISTRY OF PUBLIC EDUCATION / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рожкова А. М.

Данная статья посвящена организации, деятельности и динамике роста церковноприходских школ Тобольской епархии как основного элемента начального образования в конце XIX - начале XX веков. В Западной Сибири на рубеже XIX - XX веков начальное образование было развито довольно слабо, очень низким был уровень грамотности населения. В большинстве населённых пунктов отсутствовали общеобразовательной школы. Активное участие в развитии начального образования в Тобольской епархии сыграл Тобольский епархиальный училищный совет. С привлечением разнообразных источников и научных публикаций нами рассматривается история создания, становления и развития церковно-приходских школ в Тобольской епархии в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF GROWTH OF CHURCH SCHOOLS IN THE TOBOLSK DIOCESE IN THE LAST QUARTER OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

This article is devoted to the organization, activity and growth dynamics of parochial schools of the Tobolsk diocese as the main element of primary education in the late XIX - early XX centuries. In Western Siberia at the turn of the XIX - XX centuries, primary education was rather poorly developed, and the literacy rate was very low. In most localities, there were no secondary schools. The Tobolsk diocesan school Council took an active part in the development of primary education in the Tobolsk diocese. Using a variety of sources and scientifi c publications, we consider the history of the creation, formation and development of parochial schools in the Tobolsk diocese during the study period.

Текст научной работы на тему «Динамика роста церковных школ в Тобольской епархии в последней четверти XIX - начале XX вв. »

DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.026

YAK 94(571.12)"18/19":37

ББК 63.3(253.3)53-7+74.03(253.3)

A.M. РОЖКОВА

A.M. ROZHKOVA

AMHAMMKA POCTA UEPKOBHÛX 0KOA B TOGOAbCKOÉ EÏAPXMM B nOCAEAHEÉ HETBEPTM XIX - HAHAAE XX bb.

DYNAMICS OF GROWTH OF CHURCH SCHOOLS IN THE TOBOLSK DIOCESE IN THE LAST QUARTER OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

Данная статья посвящена организации, деятельности и динамике роста церковноприходских школ Тобольской епархии как основного элемента начального образования в конце XIX - начале XX веков. В Западной Сибири на рубеже XIX - XX веков начальное образование было развито довольно слабо, очень низким был уровень грамотности населения. В большинстве населённых пунктов отсутствовали общеобразовательной школы. Активное участие в развитии начального образования в Тобольской епархии сыграл Тобольский епархиальный училищный совет. С привлечением разнообразных источников и научных публикаций нами рассматривается история создания, становления и развития церковно-приходских школ в Тобольской епархии в исследуемый период.

This article is devoted to the organization, activity and growth dynamics of parochial schools of the Tobolsk diocese as the main element of primary education in the late XIX -early XX centuries. In Western Siberia at the turn of the XIX - XX centuries, primary education was rather poorly developed, and the literacy rate was very low. In most localities, there were no secondary schools. The Tobolsk diocesan school Council took an active part in the development of primary education in the Tobolsk diocese. Using a variety of sources and scientific publications, we consider the history of the creation, formation and development of parochial schools in the Tobolsk diocese during the study period.

Ключевые слова: Тобольская епархия, образование, школа духовного ведомства, образовательное учреждение, церковно-приходская школа, система народного образования, духовная коллегия, Святейший синод, народное училище, Министерство народного просвещения, Русская православная церковь, духовенство.

Key words: Tobolsk diocese, education, school of the spiritual department, educational institution, the parish school, the system of public education, the spiritual Board, the Holy Synod, the people's school, the Ministry of public education, the Russian Orthodox Church, the clergy.

Введение. В образовательной структуре Российской Империи немаловажное место занимали церковно-приходские школы, которые существовали в России с начала XVIII века. Духовным Регламентом 1721 года было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях.

История образования в Сибири связана с открытием сибирской школы при архиерейском доме в городе Тобольске в начале в XVIII века. Данный тип образовательных учреждений сыграл огромную роль в культурном развитии Тобольской епархии, являясь наиболее востребованным видом школы.

Еще в 1697-1698 гг. Петр I указывал митрополиту Тобольскому и Сибирскому Игнатию открыть школу для обучения дворянских, боярских детей и не только. Но митрополит Игнатий попал в немилость к царю, и открытие школы затянулось. В 1701 г. по приезде нового митрополита Филофея Ле-щинского на Софийской стороне при Троицкой церкви было завершено строительство здания, отведенного под школу. В 1702-1703 гг. школа уже была открыта, данный факт подтверждает историк А.И. Сулоцкий, ссылаясь на челобитную митрополита Филофея Лещинского 1702 год [16].

Цель исследования - проанализировать историю развития и динамику роста церковных школ в Тобольской епархии в последней четверти XIX - начале XX вв.

Материалы исследования. В ходе исследования был привлечен широкий круг источников, среди которых материалы Государственного архива города Тобольска и Научной библиотеки Тобольского историко-архи-тектурного музея-заповедника.

Результаты исследования. В конце XVIII в. в Сибири насчитывалось более 60 общеобразовательных, духовных, профессиональных училищ и школ, в Тобольской епархии насчитывалось около 500 учащихся.

В последней четверти XIX в., в период реформ и контрреформ, народное образование достигло своего расцвета. Существовало множество типов образовательных учреждений, была осуществлена систематизация нормативных актов в области образования, совершенствовалось образовательное законодательство, все это также способствовало развитию церковно-приходских школ.

В 1884 г. Министерством народного просвещения были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», церковное образование получило широкое распространение на территории Тобольской епархии, чему активно способствовал, по мнению современного исследователя Э.Г. Бурнашева, рост экономики. Около трети учащихся в этот период получали свое образование в церковно-приходских школах, поэтому данные школы являлись не только очень важной составляющей народного образования, но и оказывал и заметное влияние на развитие общественной жизни в государстве [3].

Управление церковными школами было хорошо организованным. Ведущую роль в организации церковно-приходских школ в Тобольской епархии занимал Тобольский епархиальный училищный Совет. Во всех уездных городах Тобольской епархии размещались уездные отделения Совета. Таким образом, осуществлялся надзор над всеми церковными школами духовного ведомства. В состав Тобольского епархиального училищного Совета в 1884 г. входили: «председатель Совета, ректор духовной семинарии протоиерей П.Д. Головин, директор училищ Тобольской губернии П.И. Панов, кафедральный протоиерей Матфей Боголепов, священник тюремной Александро-Невской церкви Михаил Лебедев, священник Христорождественской церкви Александр Дулебов, некоторые из преподавателей семинарии, чуть позже вошли секретарь консистории и инспектор семинарии» [4].

Большой вклад в развитие педагогической системы церковного образования внес П.Д. Головин. При нем увеличилось число церковно-приходских школ. По предложению П.Д. Головина в Тобольской епархии была учреждена должность наблюдателя церковных школ, которая была возложена на благочинных. Согласно § 21 «Правил о церковно-приходских школах» наблюдатели, в составе 40 человек, ежегодно должны были представлять отчеты в уездные отделения Тобольского епархиального училищного Совета о состоянии школ, находящихся в их ведении [4]. Помимо наблюдателей, была введена должность окружного инспектора над церковными школами. Таким образом, в каждом из 8 округов Тобольской епархии: Тобольском, Тюменском, Ялуторовском, Курганском, Ишимском, Тюкалинском, Тарском, Туринском, появлялся контролирующий орган за деятельностью церковных учебных заведений [6].

В 1885 г. в Тобольск прибыл епископ Авраамий (Литницкий), благодаря его активной деятельности на поприще образования повсеместно в городах и селах епархии стали открываться церковно-приходские школы и школы грамоты [17].

1 ноября 1885 г. при архиерейском доме в Тобольске была открыта первая церковно-приходская образцовая школа. Первоначально в ней обучалось 22 человека школьного возраста. Вскоре число желающих обучаться достигло 50 человек. Однако отсутствие учебных помещений ограничивало возмож-

ности приема учащихся. В 1885 г., помимо мальчиков, принятых в возрасте от 6 до 13 лет, принято было 11 девочек. В образцовую школу зачислены были дети военнослужащих, крестьян, чиновников и мещан [20]. Школа не была конфессионально замкнутой и рассматривала возможность обучения детей неправославного вероисповедания, таким образом, в образцовую школу был зачислен один католик [20].

Образцовая школа при архиерейском доме была достаточно оснащена учебно-методической литературой. Обучение в ней было бесплатным. Учащиеся делились на две группы: первую составляли совершенно неграмотные, во вторую входили те, кто мог немного писать, читать и считать и знали некоторые молитвы. Занятия в школе длились с 9 часов утра до 14.00 часов дня, преподаванием занимался иеромонах Антипатр. После реформирования системы народного образования в 1884 г., Святейшим Синодом в 1885 г. был издан указ об открытии церковно-приходских школ. Благочинные Тобольской епархии подготовили статистические данные, касающиеся количества школ духовного ведомства в различных уездах. В 1885 г. в некоторых приходах уже открыты были школы. Количество учащихся варьировалось от 2 до 55 человек. Так, в Тобольском округе - в д. Анциной в приходе Апостоло-Андреевской церкви обучалось 8 мальчиков; в Ишимском округе - с. Тобо-ловское - обучалось 16 мальчиков, 4 девочки; в с. Птицком в доме священника - 6 учащихся мальчиков и 1 девочка; в с. Преображенском - 9 мальчиков и немного девочек; в с. Аремзянском - 2 мальчика; в с. Шестаковском - 2 мальчика и 1 девочка; в Курганском округе - в с. Головинском - 7 мальчиков; в с. Боровлянском - 12 учащихся мальчиков; в с. Речкинском- 15 учащихся мальчиков; в с. Ярославском Утяцкого прихода, Сампсоно-Николаевском и Строкинском и др. - 30 человек; в округе благочиния Димитрия Кузнецова в разных селах - 55 мальчиков [14].

Предполагалось в скором времени открыть школы в следующих приходах: Березовском, Вагайском, Липоярском, Подрезовском, Каштакском, Бердюшинском, Николаевском, Ключевском, Сивковском, в д. Лахтионовке, с. Ерзовском; при церквях единоверческих: Кодской, Крутихинской и Уваров-ской [14].

Таким образом, в результате осуществления указа 1885 г. количество церковно-приходских школ стало увеличиваться. Уже к январю 1886 г. в Тобольской епархии насчитывалось 71 церковное учебное заведение, включая образцовую школу. В них обучалось 857 мальчиков и 157 девочек. К концу года появились еще 34 школы, 200 учеников, из них 25 девочек. В среднем на каждую школу приходилось до 10 учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что в 1886 г. в 105 школах обучалось 1050 учеников. Особо выделялась школа грамотности в Иоанно-веденском монастыре, так как в ней обучалось русской грамоте до 7 татарских инородческих детей русской грамоте, приходящих в школу вместе с муллою [4].

В газете «Тобольские епархиальные ведомости» практически ежегодно печатались отчеты о состоянии церковно-приходских школ в Тобольской епархии, по которым можно определить динамику роста открытых школ в исследуемый период. Одновременно в Тобольске выпускалось книжное издание «Обзоры Тобольской губернии», где также приводились статистические данные по школам, в том числе затрагивались и учебные заведения духовного ведомства. Исследование газетных источников показало, что приводимое количество церковных школ за один и тот же учебный год в этих изданиях не совпадало. Так, например в 1886-1887 учебном году по данным из газеты «Тобольские епархиальные ведомости» число церковных учебных заведений составляло 170, 94 из которых относились к школам грамоты. Число учащихся достигало 2460, из них 2002 мальчика и 458 девочек в возрасте от 7 до 14 лет [18]. В книжном издании «Обзоры Тобольской губернии» приводится общее количество школ духовного ведомства 180, на 10 школ больше чем в епархиальной газете.

В последующие годы в разных источниках прослеживается тенденция увеличения числа школ от года к году. В 1887-1888 учебном году число церковных школ в епархии по данным газеты «Тобольские епархиальные ведомости» выросло на 23% и составляло 210 учебных заведений, из них 110 значились церковно-приходскими и 100 школами грамоты. Таким образом, сравнительно с предшествовавшим учебным годом школ увеличилось на 40, вследствие открытия новых 34 церковно-приходских и 6 школ грамоты. Общее число учащихся в церковных школах равнялось 3354, в их числе 2678 мальчиков и 676 девочек [10].

В 1888-1889 учебном году школ грамотности в Тобольской епархии стало 140. Общее число учащихся в них - 1598. Численность всех церковных школ составляла 279, из них 139 церковно-приходских. Во всех этих школах обучалось 4614 детей обоего пола, из которых 3781 мальчиков и 813 девочек.

В 1889-1890 учебном году в Тобольской епархии церковно-приходских школ и школ грамоты было 274, из них 155 церковно-приходских и 119 школ грамоты [29]. Обучалось в них 4790 детей, из которых 3698 мальчиков и 822 девочек. Количество обучающихся детей выросло за год на 176 человек. Однако, по сравнению с предыдущим годом, число школ грамоты сократилось на 21, тогда как количество церковно-приходских школ стало больше на 16. Но, тем не менее, в сравнении с другими епархиями, количество учащихся в церковно-приходских школах достаточно невысокое; вследствие плотности населения, отдаленности населенных пунктов от центра епархии, нехватки учителей, недостаточности финансирования.

Большое количество детей, оставалась неграмотным, а именно 122805 человек, так как не хватало школ во многих приходах Тобольской епархии, но планировалось их открытие.

С 1886 по 1890 гг. наблюдается быстрая динамика увеличения количества школ по епархии и учащихся в них. В процентном соотношении по данным из газеты «Тобольские епархиальные ведомости» прирост за 3 учебных года составил 261%, число учащихся увеличилось в 4,7 раз.

Повсеместное открытие церковно-приходских школ и школ грамоты во второй половине 1880-х гг., как отмечает современный исследователь В.С. Сулимов, повлекло за собой начало своеобразной конкуренции между школой светской и церковной [15].

Росту данных учебных заведений способствовало и то, что в церковноприходских школах для привлечения учащихся создавались разные льготы. Например, в 1887 г. на епархиальном съезде решался вопрос, связанный с льготным обучением детей чиновников духовной консистории. В результате было издано постановление, согласно которому, дети чиновников духовной консистории и дети епархиального духовенства уравнивались в правах. А это значило, что дети чиновников консистории освобождались от внесения платы за обучение, подобно детям духовенства, сиротам и детям из бедных не полных семей.

В том числе, на быструю динамику церковно-приходских школ повлияло распространение льгот, касающихся воинской повинности. По данным за 1889-1890 учебный год, известно, что льготные свидетельства по окончании курса получили 111 учеников, в 1890-1891 учебном году - 224 человека, в 1891-1892 учебном году - 256, с каждым годом количество учащихся получивших льготные свидетельства увеличивалось.

Открытие церковных школ напрямую зависело от построенных церквей, каждая новая церковь предполагала открытие церковной школы в той или иной местности Тобольской епархии.

Несколько иначе ситуация открытия церковных школ складывается в 1890-е гг. Повысилось финансирование, церковная школа получила статус государственной школы. Таким образом, все выше перечисленные факторы привели к заметному росту школ церковного ведомства. В Тобольском округе из 50 приходов уже к 1890 г. было открыто 29 церковных учебных заведе-

ний. В Курганском округе в 68 приходах было открыто 39 церковных учреждений. В Тюменском округе был открыт 31 приход, в 12-ти было открыто по одной церковной школе. В Туринском уезде - 28 приходов, в 16 были открыты школы, в оставшихся приходах школы отсутствовали по причине бедности населения. В Ялуторовском, как и в Тобольском, имелось 50 приходов, но открытых школ было меньше. В Ишимском округе всего было 59 приходов, в 33 были открыты церковные школы. В Тарском округе из 35 приходов, не задействовано было только 4. В Тюкалинском округе имелось 42 прихода, в 25 были школы. В Березовском из 11 приходов, 6 имели свою церковную школу. В Сургутском действующих приходов было 6, что касается церковных школ, то их в Сургутском округе было всего 2. В Петропавловском уезде из 15 приходов, открыта была лишь 1 школа духовного ведомства. В Кокчетавском всего имелось 8 приходов, в 2 -х из них открыты были школы церковного ведомства. В Омском и Каркаралинском округе церковной школы не имелось. В Павлодарском действовали 2 школы, а приходов имелось 7.

В 1890-1891 учебном году всех школ духовного ведомства было 282, из них 164 церковно-приходских и 108 школ грамоты. Обучалось в них 5145 детей, из которых 4125 мальчиков и 1020 девочек. С 1890 г. двухклассных школ в Тобольской епархии уже не осталось, лишь одноклассные с двухгодичным курсом, так как существовала проблема подготовки педагогического состава для двуклассных школ.

В 1891-1892 учебном году всех школ было 263, из них 136 церковноприходских и 127 школ грамоты; обучалось в них 5917 учеников, из которых 4470 мальчиков и 1447 девочек. По сравнению с предыдущим годом количество церковно-приходских школ сократилось на 17%.

В 1892-1893 учебном году открыто было 282 школы, из них 129 цер-ковно-приходских и 153 школы грамоты; обучалось в них 6862 детей, из которых 5154 мальчиков и 1608 девочек.

К 1893-1894 учебному году всех церковных школ в епархии насчитывалось 212, из них 111 церковно-приходских и 101 школа грамоты. К концу учебного года их число достигло 240, из которых 115 церковно-приходских и 125 школ грамоты. В них обучалось 6197 человек, из которых 4473 мальчика и 1724 девочек. Количество церковных школ в данном учебном году выросло в два раза больше по сравнению с 1885-1886 учебным годом. Тому способствовал и тот факт, что в 1894 г. повысились оклады у педагогического состава школ духовного ведомства [7].

За 1894-1895 учебный год общее количество церковных школ насчитывалось до 251, из которых 119 церковно-приходских и 132 школы грамоты. По сравнению с предыдущим учебным годом отмечается небольшой прирост церковных школ 3,5%. Как отмечал в 1894 г. П.Д. Головин, духовенство за десятилетие с 1884 по 1894 г. успело достичь, «почти при полном отсутствии готовых материальных средств, утешительных результатов» в деле народного образования [6].

Однако уже в 1895-1896 учебном году количество церковно-приходских школ составляло 92, школ грамоты насчитывалось 108, большая часть из которых находилась в деревнях. Учащихся в церковно-приходских школах было 2663, из них 1890 мальчиков и 773 девочек, в школах грамоты насчитывалось 2110 человек, 1701 мальчик и 409 девочек.

В 1895 г. количество школ духовного ведомства в Тобольской епархии уменьшилось, что было связано с образованием новой Омской епархии. От Тобольской епархии «отошли приходы Акмолинской и Семипалатинской областей, Тюкалинского, Тарского (кроме 7) округов, и 19 приходов Ишимско-го округа» [11].

В 1896-1897 учебном году в Тобольской епархии действовало 93 цер-ковно-приходских школы и 117 школ грамоты, в целом 210 школ. В церковноприходских школах обучалось 2200 мальчиков и 720 девочек; в школах грамоты 1700 мальчиков и 300 девочек. Всего учащихся в церковных школах было

3900 мальчиков и 1020 девочек. Из числа обучавшихся в церковных школах Тобольской епархии, за исключением Ялуторовского округа, 225 мальчиков получили свидетельства на льготу по воинской повинности, и 120 девочкам были вручены свидетельства о знании курса церковно-приходских школ.

Важно отметить, что епархиальным Советом в данный учебный год выделены были значительные средства на «постройку и перестройку школьных зданий до 3000 руб.», что способствовало дальнейшему росту и развитию школ [13]. Несмотря на «неблагоприятные условия», в которых находились школы грамоты, «вследствие необеспеченности, успехи в них были достаточны» [12].

12 мая 1897 г. правительством Российской империи был издан закон «Об отводе сельским начальным училищам земельных от казны участков и безденежном отпуске сим училищам казенного леса». Данный документ дал основание созданию 11 ноября 1898 г. «Правил», в которых обозначались основные принципы отдачи земельных участков учебным заведениям [5]. В результате церковно-приходские школы могли получать необходимые им земельные участки и лес под строительство зданий. Государство, таким образом, положило основание развитию и росту количества церковных школ.

В 1897 г. вышло «Положению о начальных народных училищах», согласно которого все школы церковного ведомства занимали первое место по их значимости и материальной поддержке со стороны государства [9].

Циркуляром Святейшего Синода в 1907 г. был изменен первый параграф «Правил об отводе сельским училищам земельных от казны участков и безденежном отпуске сим училищам казенного леса», управлению земледелием и государственным имуществом предоставлена была возможность определять количество материалов: «не только бревен, но и древесной массы», подготовленных к выдаче для учебных заведений [5].

Статистические данные по количеству учебных заведений духовного ведомства, включая воскресные школы, за 1897-1898 учебный год составляли 313. Учащихся во всех школах насчитывалось 7433 человека [8].

В 1898-1899 учебном году было открыто 127 церковно-приходских од-ноклассных школ, 152 школы грамоты. Осознанная потребность народа в образовании повлекла за собой открытие школ в разных местностях Тобольской епархии.

К концу 1899-1900 учебного года в Тобольской епархии действовало 138 церковно-приходских школ, кроме образцовых при духовно-учебных заведениях, 154 школ грамоты, всего 292 школы. К концу учебного года церковно-приходских школ увеличилось на 21, школ грамоты на 20. Из числа церковно-приходских школ: 135 было одноклассных и 3 второклассных.

Тобольский епархиальный училищный Совет отмечал, что необходима общая инициатива, как от приходского духовенства, так и от крестьян тех приходов, где школы еще не открыты. В любом случае за десятилетие со времени открытия церковно-приходских школ сложились благоприятные условия для всеобщего народного образования России. Как отмечал Николай Головин, десятилетие деятельности церковных школ сделало свое благое дело -дело распространения грамотности. Крестьяне с осознанностью стали приходить к вопросам образования и отдавать своих детей на обучение [6].

В последней четверти XIX в. наиболее значимой причиной увеличения церковных школ в Тобольской епархии стала финансовая поддержка Св. Синода. Вместо 12000 руб. - 17000 руб. из кредита сметы и 3000 из специальных средств Святейшего Синода, дали возможность открыть несколько новых школ и увеличить жалования для учителей. За счет этого наиболее значительный рост церковно-приходских школ стал наблюдаться в Тобольской епархии с 1898 по 1902 гг.

1 апреля в 1902 г. правительство утвердило новое «Положение о церковных школах». Данное «Положение» практически не отличалось от предыдущего. Церковные школы получали «статус юридического лица и

возможность приобретать земельные участки». Это благоприятно влияло на рост церковных школ.

За 1903-1904 учебный год действовало 9 двуклассных церковноприходских школ, из которых 4 находилось в Тобольской уезде, 2 - в Тюменском и по одной в Ялуторовском, Ишимском и Сургутском. Одноклассных церковно-приходских школ по Тобольской епархии было 192. Школ грамоты в отчетном году в Тобольской епархии числилось 150 [21].

Революции 1905-1907 гг., русско-японская война способствовали нарастанию внутренней социально-политической напряженности, таким образом, общественно-политические условия наложили глубокий отпечаток на народное образование, привели к политизации школы. После того как усилились антицерковные настроения, многочисленными стали требования о придании образованию светского характера [22].

Несмотря на то, что 1906 г. для церковных школ явился «годом тяжелых испытаний», которые проявились в «повторном неурожае хлебов во многих местностях, вызываемые разного рода агитаторами волнения среди крестьян», число церковно-приходских школ возросло по сравнению с предыдущими годами. Однако количество школ грамоты сократилось, в том числе и количество учащихся уменьшилось в 1906-1907 учебном году [19].

В 1906-1907 учебном году количество церковно-приходских школ в Тобольской епархии составляло 306, а школ грамоты 195, общее число достигало 501 [13].

Потребность в умножении церковно-приходских школ была продиктована тем, что количество учеников с каждым годом возрастало. В 19091913 гг. стал заметен значительный рост светских начальных школ в Тобольской губернии по причине того, что «государство и губерния стали больше выделять средств» на устройство новых министерских учебных заведений. В 1909-1911 гг. по смете земского сбора было выделено 500 руб. пособия на постройку министерской школы [15].

Таким образом, по мнению В.С. Сулимова, получив финансовую поддержку от государства, светское образование «начало выигрывать борьбу с церковным» [15].

В 1907-1912 гг. Государственная Дума третьего созыва намерена была решить вопрос, касающийся характера принадлежности начального образования в России. Центральной темой заседаний, посвященной проблемам просвещения, в 1911 г. стал законопроект, который предусматривал расширение программ начальных училищ, а также «ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ, увеличение влияния представителей земств» [1].

Церковь высказала свое несогласие по некоторым пунктам законопроекта, по которым учебные заведения духовного ведомства «переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Министерства просвещения» [1]. В итоге законопроект не был принят ни в Государственном Совете, ни в правительстве, так как не учитывалась специфика школ духовного ведомства. В результате вопрос о принадлежности церковно-приходской школы остался открытым.

В целом, церковно-приходская школа сумела выстоять и сохранить определенное влияние в системе начального образования. Во многом это объясняется тем, что за период своего существования она окрепла и приобрела сторонников.

С 1900 по 1915 гг. количество церковно-приходских школ в Тобольской епархии увеличивалось с каждым годом, что подтверждается статистическими данными из книжного издания «Обзоры Тобольской губернии».

Выводы. Положение церковно-приходских школ оставалось неизменным до Февральской революции 1917 года. В этом году церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 г. «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» [2].

В 1917 г., по отчету Тобольского епархиального Совета, церковные школы Тобольской епархии были переданы в Министерство народного просвещения. После событий октября 1917 г. январским декретом 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь окончательно отрешилась от дела народного просвещения. Таким образом, в этом вопросе была поставлена окончательная точка. В конце 1919 г. церковные школы Тобольской епархии окончательно были закрыты или преобразованы в советские.

Литература

1. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Москва, 2006. 46 с.

2. Бурнашев Э.Г. Генезис духовного образования в Тобольской епархии в XVIII -начале XX в. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. №3 (14). С. 202-208.

3. Бурнашев Э.Г. Изменения в системе народного образования в Тобольской епархии во второй половине XIX в. // Образование и культура как фактор развития региона. Материалы XXV Всероссийских Менделеевских чтений. 2010. Тобольск, 2010. С. 36-37.

4. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 2. Л. 11-31.

5. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 69. Л. 1-3.

6. Головин Н. Десятилетие церковно-приходских школ (13 июня 1884 г. -13 июня 1894 г.) // Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 13. С. 1516; С. 217-220.

7. Знаменский П.В. История Русской Церкви. Москва, 1996. 398 с.

8. Обзор Тобольской губернии за 1897 год. Тобольск, 1898. 2-3 с.

9. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (18611917). Москва, 1982. 22 с.

10. Отчет о состоянии церковно-приходских школ в Тобольской епархии в 1887-1888 учебном году // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 6. С. 118.

11. Отчет Тобольского епархиального училищного Совета о церковно-при-ходских школах грамоты за 1894-1895 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1896. № 9. С. 1.

12. Отчет Тобольского епархиального училищного Совета о церковно-при-ходских школах и школах грамоты Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 19. С. 67-70.

13. Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 г. Тобольск, 1908. 63 с.

14. Постановление Тобольского епархиального училищного совета от 15 марта 1885 // Тобольские епархиальные ведомости. 1885. № 11-12. С. 124-125.

15. Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв. Тюмень, 2004. 8-15 с.

16. Сулоцкий А.И. Тобольская архиерейская школа - предшественница Тобольской семинарии // Иркутские епархиальные ведомости. 1875. № 3. С. 7-10.

17. Тобольская епархия. Ч. 2. Архипастыри Тобольской епархии. Омск, 1892. 157 с.

18. Церковно-приходские школы в Тобольской епархии в 1886-1887 учебном году // Тобольские епархиальные ведомости. 1888. № 6. С. 58.

19. Церковные школы Российской империи к 1907 году. Статистические сведения. Санкт-Петербург, 1907. 5 с.

20. Школа при Тобольском архиерейском доме // Тобольские епархиальные ведомости. 1886. № 4. С. 79-81.

21. Школьный листок // Тобольские епархиальные ведомости. 1905. № 13. С. 102.

22. Ященко Р.В. Развитие церковно-приходских школ России (вторая половина XIX - начало XX века): Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0426/050426035.pdf.

References

1. Borodina A.V. The history of education based on the traditions of national culture. Moscow, 2006. 46 p.

2. Burnashev EG The genesis of spiritual education in the Tobolsk diocese in the XVIII - early XX centuries. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. 2011. No 3 (14), p. 202-208 (in Russian).

3. Burnashev E.G. Changes in the system of public education in the Tobolsk diocese in the second half of the XIX century. Obrazovanie i kul'tura kak faktor raz-vitiya regiona. Materialy XXV Vserossijskih Mendeleevskih chtenij [Education and culture as a factor in the development of the region. Materials of the XXV All-Russian Mendeleev readings]. 2010. Tobolsk, 2010, p. 36-37 (in Russian).

4. GBUTO GA in the city of Tobolsk. F. 61. Op. 1. D. 2. L. 11-31.

5. GBUTO GA in the city of Tobolsk. F. 61. Op. 1. D. 69. L. 1-3.

6. Golovin N. The Decade of Parish Schools (June 13, 1884-June 13, 1894). Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1894. No. 13, p. 217-220 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Znamensky P.V. History of the Russian Church. M., 1996. 398 p.

8. Review of the Tobolsk province for 1897. Tobolsk, 1898. 2-3 p.

9. Ososkov A.V. Primary education in pre-revolutionary Russia (1861-1917). Moscow, 1982. 22 p.

10. Report on the state of parish schools in the Tobolsk diocese in the academic year 1887-1888. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1889. No. 6, p. 118 (in Russian).

11. Report of the Tobolsk diocesan school Council on parochial schools of letters for the 1894-1895 academic year. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1896. No. 9.

12. Report of the Tobolsk diocesan school council on parish schools and literacy schools of the Tobolsk diocese. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1897. No. 19, p. 67-70 (in Russian).

13. The memorial book of the Tobolsk province in 1908, Tobolsk, 1908. 63 p.

14. Resolution of the Tobolsk diocesan school council of March 15, 1885. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1885. No. 11-12, p. 124-125 (in Russian).

15. Sulimov V.S. Good feelings to awaken. From the history of the secular school of the Tobolsk province in the late XIX - early XX centuries. Tyumen, 2004. 8-15 p.

16. Sulotsky A.I. Tobolsk Bishop School - the forerunner of the Tobolsk Seminary. Irkutskie eparhial'nye vedomosti [Irkutsk diocesan sheets]. 1875. No. 3, p. 7-10 (in Russian).

17. Tobolsk diocese. Part 2. Archpastors of the Tobolsk diocese. Omsk, 1892.157 p.

18. Parish schools in the Tobolsk diocese in the academic year 1886-1887. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1888. No. 6, p. 58 (in Russian).

19. Church schools of the Russian Empire by 1907. Statistical Information. St. Petersburg, 1907. 5 p.

20. School at the Tobolsk bishop's house. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1886. No. 4, p. 79-81 (in Russian).

21. The school leaflet. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti [Tobolsk diocesan sheets]. 1905. No. 13, p. 102 (in Russian).

22. Yashchenko R.V. Development of parish schools in Russia (second half of the XIX - early XX centuries): The dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Volgograd, 2005. [Electronic resource]. Access mode: http:// diss.rsl.ru/diss/05/0426/050426035.pdf (date accessed: 11.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.