УДК 37-03 (034)
Фалка Фёдор Петрович
член Военно-Научного Общества Черноморского флота РФ, Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова (г. Севастополь)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИРАЛА
А. С. ШИШКОВА (1754-1841)
Статья посвящена обоснованию актуальности исследования, изучения и осознания воспитательной, педагогической и просветительской деятельности и взглядов А. С. Шишкова (1754-1841) — видного военного, научного, общественного и государственного деятеля Российской Империи, Адмирала, академика, министра, воспитателя, педагога, писателя, просветителя. В частности, в работе обоснованы возможные направления использования творческого наследия Адмирала и академика А. С. Шишкова в деятельности современных учебных заведений Российской Федерации и Республики Крым в вопросах воспитания созидания и ответственности, нравственных основ личности, воспитания патриотизма и стремления к созидательным знаниям в подрастающем поколении России.
В статье сформулирована идея освоения (по совр. — «имплементации») — в интересах национальной безопасности России — научного, просветительского и творческого наследия А.С. Шишкова в современной системе образования Российской Федерации в целом, и Крыма в частности; показаны хронологические границы исследования темы. Высказана мысль об использовании ответственных идей видного Российского государственного и общественного деятеля — Адмирала и академика А. С. Шишкова в патриотическом воспитании современной Российской молодежи.
Ключевые слова: педагогические взгляды Адмирала А. С. Шишкова, просветительская деятельность, формирование и воспитание ответственной и созидательной личности, родной язык, совесть, созидание, ответственность, национальная безопасность.
Fedor Falka
A member of the Military-Scientific Society of the Black sea Fleet of Russia, The Black sea bestow an order of the Red star higher naval college
named by P. S. Nachimov (Sevastopol)
RELEVANCE OF STUDYING EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL VIEWS AND ACTIVITY OF ADMIRAL A. S. SHISHKOV (1754-1841)
The objective reality of human society confronts the problem of educational science of creative connections, careful preservation and use of traditional achievements in teaching upbringing and education of youth, and to find new creative ways, directions and methods of learning and education of the younger generation on the basis of the nobility, purity, loyalty, honor, responsibility and creativity. The purpose of research is a systematic analyses of pedagogical, educational and outreach activities of Admiral A. S. Shishkov, scientific substantiation of the possibility of creative research and its application in modern Russian school at different levels and in teaching. The article proves the urgency of the need to study, study and awareness of the upbringing, pedagogical, public and enlightening activities and of the views of A. S. Shishkov (1754-1841) — of a prominent military, scientific, public and statesman of the Russian Empire, Admiral, academician, Minister, educator, writer, educator. In particular, the article shows the possibility of using the creative legacy of academician and Admiral A. S. Shishkov in the activities of modern educational institutions of the Russian Federation and the Republic of Crimea in terms of educating the moral foundations of personality, upbringing of patriotism and quest for knowledge. In addition, the article reveals the author's proposed an idea of implementation of scientific and creative heritage of Admiral A. S. Shishkov in modern system of education of the Russian Federation as a whole, and the Crimea in particular.
Key words: pedagogical views of Admiral A. S. Shishkov, the educational views of Admiral A. S. Shishkov, educational activities, personality development, native language, national security.
Современная система образования в Крыму находится на этапе серьезной перестройки и носит принципиальный и фундаментальный характер. Определены приоритеты национальной политики в сфере образования, основными из которых являются формирование национальных и общечеловеческих ценностей, обеспечение образовательных потребностей народов населяющих полуостров, сохранение культурно-исторических традиций воспитания и обучения подрастающего поколения.
В полной мере этому способствует фундаментальное изучение, объективная оценка, творческое осмысление и использование лучших достижений истории педагогики; деятельности педагогических персоналий с целью оптимального сочетания классического наследия прошлого с современными достижениями научной мысли.
В отечественной исторической и историко-педагогической науке до последнего времени существовали определенные пробелы в исследовании деятельности педагогов, которые внесли определенный вклад в развитие педагогической мысли и системы образования не только Крыма, но и Российской Федерации. Возникает необходимость возвращения в современное национальное историко-педагогическое пространство малоизвестных фигур российских и крымских педагогов, ученых, деятелей культуры Л. Барсова, И. Дергачева, Л. Жирицкого, И. Казаса, Е. Маркова, Д. Менделеева, Н. Миллера, С. Руданского, К. Тодорского, С. Чоглакова и др., которые внесли значительный вклад в развитие российской школы и педагогической мысли России и Крыма в XIX веке. Видное место в среде малоизвестных современникам Российских педагогов и просветителей занимает Адмирал и академик Александр Семёнович Шишков — ученый, педагог, переводчик, писатель и поэт, филолог (Президент Российской Академии (1813-1841), министр народного просвещения и исповеданий Российской Империи (1824-1828); некогда (с 1779 по 1796) преподаватель Морского кадетского корпуса; переводчик на русский язык книги Ш. Ромма «Морское искусство, или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей» с
французского языка, составитель «Треязычного Морского Словаря на Английском, Французском и Российском языках в 3-х частях», 6-ти томного «Словаря Академии Российской»; автор стихов и рассказов для детей; переводчик 2-х томов из нравоучительной «Детской библиотеки» немецкого просветителя Йоханнеса-Хайнриха (Иоганна-Генриха) Кампе; первый историограф Военно-Морского Флота Российской Империи, член Морского Учёного Комитета).
Начало осмыслению и исследованию значения для воспитания подрастающего поколения Российского общества педагогических, воспитательных и просветительских трудов и наследия Адмирала, академика А. С. Шишкова было положено в дореволюцинной историографии и в исследованиях о Российской словесности такими писателями и исследователями как А. С. Аксаков, Н. С. Барсуков, М. Н. Логинов, А. А. Кочубинский, Н. А. Палицын, И. В. Помяловский, О. А. Пржецлавский, А. С. Пушкин, С. В. Рождественский, Д. Д. Свербеев, Г. С. Сербинович, В. Я. Стоюнин, М. И. Сухомлинов, П. С. Сухонин, Н. К. Шильдер, князь С. А. Ширинский-Шихматов, П. К. Щебальский и другие.
В ХХ — начале XXI столетия о государственной и общественной деятельности Адмирала А.С. Шишкова упоминали в положительной или отрицательной интерпретации, или, повторяя уже высказанное,
М. Г. Альтшуллер, А. Е. Бороздин, В. В. Виноградов, А. Л. Зорин, В. И. Карпец, А. Н. Купреянова, Л. Л. Кутина, Б. С. Мейлах, А. Минаков, Н. И. Михайлова, О. А. Платонов, О. А. Проскурин, А. Н. Стрижёв, О. В. Сухарева, Ю. Н. Тынянов, М. Ш. Файнштейн, В. Филатова-Шишкова, В. Чернета, Д .Н. Шилов, Б. Яковлев и
др.
Вместе с тем, указанные направления в исследовании проблемы не исчерпывают всех вопросов просветительско-педагогической деятельности Адмирала и академика А. С. Шишкова, а главное не рассматривают его роль в развитии основ начального, среднего образования и становлении высшего на государственном уровне в прошлом, не определяют возможности использования
творческого наследия Адмирала и академика А.С. Шишкова в деятельности современных учебных заведений Российской Федерации и Республики Крым.
Объективная потребность изучить возможности использования опыта прошлого в реформировании системы среднего и высшего образования на современном этапе, и стала основным мотивом для изучения вопросов просветительской деятельности Адмирала и академика А. С. Шишкова (17541841).
Определим ключевые задачи в подходе к освоению (по современному — имплементации) научного, просветительского и творческого наследия Адмирала и академика А.С. Шишкова в современной педагогике.
Цель такого подхода может быть определена как целостный анализ педагогической и просветительской деятельности Адмирала и академика А. С. Шишкова в конце ХУШ — первой половине XIX века и научное обоснование возможности использования научного и педагогического наследия А. С. Шишкова в реформировании образования Республики Крым на современном этапе, и, в целом, применении научного, педагогического и просветительного наследия А.С. Шишкова в национальном образовании Российской Федерации на современном этапе.
Ключевые задачи можно определить следующим образом:
1. Изучить и осветить жизненный путь, педагогическую, просветительскую и литературную деятельность А. С. Шишкова в контексте развития государственной системы образования в конце ХУШ — первой половине XIX века.
2. Проанализировать и раскрыть основные этапы, направления, содержание педагогической, научно-просветительской деятельности Адмирала и академика А. С. Шишкова.
3. Выявить и охарактеризовать роль А. С. Шишкова в развитии системы образования России в конце ХУШ — первой половине XIX века.
4. Обосновать возможность использования научно-педагогических идей Адмирала и академика А. С. Шишкова в практике работы современных учебных заведений Российской Федерации и Крыма.
Для реализации данных задач необходимо проведение исследования педагогической и просветительской деятельности А. С. Шишкова. Были проанализированы следующие источники, которые условно можно разделить на следующие группы:
- литературное наследие А. С. Шишкова, историко-педагогические источники: печатные издания конца ХУШ — начала XX века, в которых содержатся данные о деятельности Адмирала и академика А. С. Шишкова.;
- дидактическая литература, в которой раскрыта цель, задачи, содержание воспитания в XVШ — первой половине XIX века, деятельность русской интеллигенции в развитии науки и культуры.
Из документальных источников использованы архивные материалы из Российского Государственного Архива Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург), содержащие данные о личности, деятельности и трудах Адмирала А.С. Шишкова. Этот фактологический материал составляют: документы РГА ВМФ РФ из фондов №№ 26, 162, 170, 205, 212, 243, 315, 410, 417, 432.
Многочисленную группу исследования составляют: научные, публицистические, педагогические, исторические труды, в которых непосредственно описаны личность, взгляды, высказывания, деятельность А. С. Шишкова.
Отдельную группу источников составляют многочисленные воспоминания Российских государственных деятелей, писателей, поэтов, таких например, как Павел 1-й, Александр 1-й, Николай 1-й, С. Т. Аксаков, кн. П. А. Вяземский, гр. Н. Л. Голенищев-Кутузов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, С. В. Рождественский, Д. Д. Свербеев, Г. С. Сербинович, В. Я. Стоюнин, М. И. Сухомлинов, П. С. Сухонин, И. Ф. Тимковский, архимандрит Фотий
(Спасский), генерал Н. К. Шильдер, князь С. А. Ширинский-Шихматов, П. К. Щебальский и др.
Таким образом, на основе анализа данных источников определено, что нижняя граница исследования охватывает период от начала педагогической и переводческой деятельности А. С. Шишкова (1754-1841) в Санкт-Петербурге в Морском кадетском корпусе. Верхняя граница — 1805-1841 годы — период активной творческой, научной, педагогической и просветительской деятельности Адмирала и академика А. С. Шишкова в Российском образованном обществе. От избрания его действительным членом Российской Академии (1796), членом Морского Учёного Комитета (1805), основания и направления им «Чтений и Бесед любителей русской словесности» (1807-1816), опубликования его знаменитых трудов «Разсуждеше о старомъ и новомъ слоге Российскаго языка» (1803), «Разсуждеше о любви къ Отечеству» (1811), избрания его Государственным Секретарём Российской Империи (1812-1814), Президентом Императорской Российской Академии (1813-1841), министром народного просвещения и исповеданий Росссийской Империи (1824-1828).
Для освоения (по современному — имплементации) идей А. С. Шишкова в современной системе образования, необходимо применение следующей методологической базы исследования:
- положений теории познания; философских, мировоззренческих и общенаучных положений о диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов;
- идеи общего и особенного в своей конкретной целостности;
- научного плюрализма в оценке педагогических теорий и концепций.
К методам изучения, позволяющим реализовать исследование относятся
следующие:
- ретроспективный логико-системный анализ (с целью обобщения данных архивных источников); проблемно-поисковый метод (с целью тематического отбора научных трудов ученого);
- сопоставимо-сравнительный анализ публикаций Адмирала и академика А. С. Шишкова (с целью исследования эволюции его научно-педагогических и историко-философских взглядов); хронологически-системный (для обоснования периодизации деятельности ученого);
- структурно-сравнительный анализ научно-литературных и документальных источников (с целью сопоставления полученной информации);
- социологические (с целью отбора, классификации и систематизации исторических фактов, прогнозирование).
Кроме того, в основу историко-педагогического исследования положены принципы научности, историзма, системности, объективности, культуросообразности, единства теории и практики, взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей.
Следует отметить, что изучение идей А.С. Шишкова в аспекте развития Российской педагогики возможно с учётом обстоятельного анализа его научной, государственной, общественной и просветительской деятельности. Необходимо учитывать и теоретическую основу при исследовании:
- положения исторической науки о роли личности в общественном процессе (В. Н. Татищев, Н. А. Карамзин, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский);
- теории и идеи реформирования отечественной университетской системы образования (В. И. Вернадский, Н. И. Пирогов, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский и др.);
- исследования по истории и краеведению Крыма (В. Ганкевич,
A. Дьяконов, Ф. Заторовский, Ю. Катунин, Е. Марков, Д. Прохоров,
B. Успенская, К. Ханацкий).
В результате разработки вышеприведённой концептуальной идеи на основе ретроспективного анализа планируется получение следующих значимых научных результатов:
- раскрытие в современной педагогической науке педагогической, научно-просветительской, литературной и общественной деятельности А. С. Шишкова в контексте развития государственного образования в Российской Империи в первой половине XIX столетия;
- определение факторов, влияющих на формирование научно-педагогических взглядов и идей А. С. Шишкова;
- обоснование теоретического содержания и основных направлений (педагогического, просветительского, научного, общественного, литературного) в деятельности А. С. Шишкова;
- выявление и характеристика основных этапов педагогической, научно -просветительской деятельности А. С. Шишкова;
- определение круга научных интересов А. С. Шишкова; обоснование просветительской и воспитательной роли А.С.Шишкова в формировании благородной, чистой, ответственной и созидательной личности в Российском образованном обществе в конце XVIII — первой половине XIX столетия.
- уточнение сущности понятия «педагогическая и просветительская» деятельность А. С. Шишкова;
- конкретизация содержания педагогической, просветительской, общественной, научной деятельности А. С. Шишкова в конце XVIII — первой половине XIX века.
Практическое значение решения обозначенных выше задач исследования будет заключатся в том, что предложенные материалы о жизненном пути, о педагогическом и просветительном наследии Адмирала и академика А.С. Шишкова расширят рамки современных знаний из истории отечественной Российской педагогики конца XVIII — первой половины XIX столетий. В настоявшее время ответственные и созидательные идеи Адмирала и академика А. С. Шишкова столь же актуальны, как и в его время, и, современная их интерпретация должна быть использована, в том числе, при разработке и
реализации положений Федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации».
Литература:
1. Аксаков С. T. Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т. — М., 1955. — Т. 2. С. 266-313.
2. Карпец В. И. Муж отечестволюбивый. — М., 1987.
3. Крылов И.А. Сочинения: В 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1969. (басня «Сочинитель и разбойник»).
4. «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. [ В 2 ч.] Часть 2-я. М-Я./ Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под редакцией П. А. Николаева. — М., «Просвещение», 1990. — 448 с., 4 л. ил..
5. Фалка Ф. П. Адмирал Ф.С. Шишков (1754-1841) об основах формирования ответственной и созидательной личности в России // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 2. — ч.2, с.107-130 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http;//tavr.stience/stat/2015/10/TNO-2ch-2.pdf
6. Шишков А.С. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. — СПб., 2-е изд.: СПб., 1817.
7. Шишков А.С. Разсуждеше о любви къ Отечеству — "Чтеше въ Беседе любителей Русскаго слова". СПб., 1812.
8. Шишков А.С. Славянорусский КОРНЕСЛОВ. — СПб. // Фонд славянской письменности и культуры. Издание третье, дополненное. 2007. — 414 с.
9. Шишков А.С. «12 собственноручныхъ писемъ Адмирала Александра Семёновича Шишкова...» Печатано Санктъ-Петербургъ, въ типографш министерства внутреннихъ делъ, 1841.
10. Шишков А.С. Беседа мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах. Собрание рассказов и стихов для детей. — СПб.: Изд. Л.С. Яковлева, Русская Симфония, Общество памяти игумении Таисии, 2010. — 128 с.
References
1. Aksakov S. T. Vospominanie ob Aleksandre Semenoviche Shishkove // Aksakov S.T. Sobr. soch.: V 4 t. — M., 1955. — T. 2. p. 266-313. (in Russian)
2. Karpec V. I. Muzh otechestvoljubivyj. — M., 1987. (in Russian)
3. Krylov I.A. Sochinenija: V 2-h tomah. — M.: Hudozhestvennaja literatura, 1969. (basnja «Sochinitel' i razbojnik»). (in Russian)
4. «Russkie pisateli». Biobibliograficheskij slovar'. [ V 2 ch.] Chast' 2-ja. M-Ja./ Redkol.: B.F. Egorov i dr.; Pod redakciej P. A. Nikolaeva. — M., «Prosveshhenie», 1990. — 448 s., 4 l. il.. (in Russian)
5. Falka F.P. Admiral A. S. Shishkov (1754-1841) ob osnovah formirovanija otvetstvennoj i sozidatel'noj lichnosti v Rossii//Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' — № 2, 2015. — p. 107-130 http;//tavr.science/stat/2015/10/TNO-2ch-2.pdf (in
Russian)
6. Shishkov A. S. Razsuzhdenie o starom i novom sloge rossijskago jazyka. — SPb., 2-e izd.: SPb., 1817. (in Russian)
7. Shishkov A. S. Razsuzhdenie o ljubvi k Otechestvu — "Chtenie v Besede ljubitelej Russkago slova". SPb., 1812. (in Russian)
8. Shishkov A.S. Slavjanorusskij KORNESLOV. — SPb. // Fond slavjanskoj pis'mennosti i kul'tury. Izdanie tret'e, dopolnennoe. 2007. — 414 p. (in Russian)
9. «12 sobstvennoruchnyh pisem Admírala Aleksandra Semjonovicha Shishkova...» Pechatano Sankt-Peterburg, v tipografii ministerstva vnutrennih del, 1841. (in Russian)
10. Shishkov A.S. Beseda mudrogo starca s devicej junoj o chuvstvah i slovah. Sobranie rasskazov i stihov dlja detej. — SPb.: Izd. L.S. Jakovleva, Russkaja Simfonija, Obshhestvo pamjati igumenii Taisii, 2010. — 128 p. (in Russian)