УДК: 94 (1882-1918)
DOI: 10.24411/2686-9217-2020-10003
К истории гимназии Э.П. Шаффе
М.К. Пилосян 1
К вопросу становления женского образования в России сейчас обращаются многие исследователи. В Петербурге во второй половине XIX века было открыто множество женских учебных заведений как частных, так и государственных. В статье идет речь о частной женской гимназии Эмилии Павловны Шаффе (1858-1917). Статья основана на архивных материалах Центрального Государственного Исторического архива Санкт-Петербурга. Автором анализируются дела, связанные с ученицами гимназии, преподавателями и учебной программой. Хронологические рамки исследования содержат период с 1882 по 1918 гг., однако акцент сделан на 1900-1918 гг. Территориальные рамки - дореволюционный Петербург - столица гимназического образования Российской империи. Помимо архивных документов использованы достижения современной историографии. В ходе исследования автор приходит к выводу, что учебная программа была очень насыщенной, а большинство предметов были гуманитарного цикла (история русской словесности и пр.). Количество учениц было небольшим, все они жили в шаговой доступности от учебного заведения. У школы существовали свои традиции - ежегодные ярмарки, на которых продавались предметы собственного производства. Все собранные средства направлялись в фонд помощи ученицам и преподавательницам. Несмотря на то, что гимназия была лингвистической с упором на немецкий и французские языки, со временем выпускниц-иностранок было все меньше и меньше. Подобное случилось и с преподавателями.
Ключевые слова: «Дом образования», Шаффе, Российская империя, Санкт-Петербург, женское образование, гимназия Карла Мая.
В современном мире становление и развитие женского образования и его институтов интересует огромное количество людей. В связи с этим, важно проследить, как с ходом истории женщина постепенно получала
1 Пилосян Маринэ Каровна - учитель истории, ГБОУ Лицей № 211 Пьера де Кубертена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 20; [email protected] Pilosyan Marine Karovna - teacher of history, SBEI Lyceum № 211 of Pierre de Coubertin, Russian Federation, 191186, St. Peterburg, Gorohovaya st., 20; [email protected]
доступ к образованию и становилась не менее значимым членом общества и ценным специалистом, чем мужчина. Актуальность данной проблемы состоит в том, что изучение опыта одной из лучших женских частных гимназий дореволюционного Петербурга позволяет выйти на обсуждение важных спорных вопросов. Данное учебное заведение открыло свои двери в 1858 году как «Дом образования», где изначально основательница Эмилия Павловна Шаффе начинала с четырех учениц. Однако уже к концу 1858 года количество воспитанниц увеличилось до 34 человек, и школа стала двухклассным училищем. Далее появился третий класс, а затем и четвертый с пятым. Ученицы часто посещали музеи, совершались даже поездки в соседние города.
В 1882 году школа Э.П. Шаффе была преобразована в гимназию. Основательница управляла школой вплоть до своей смерти в 1906 году, а после гимназию взяли в свои руки ее бывшие воспитанницы. После революции учебное заведение было частично объединено с гимназией Карла Мая, затем преобразовано в 206-ю единую трудовую школу I и II ступени Василеостровского района. В настоящее время в здании бывшей гимназии расположена 21-я средняя школа Василеостровского района г. Санкт-Петербурга.
Хронологические рамки данного исследования охватывают 18821918 годы, однако анализируется весь опыт создания классических гимназий в дореволюционном Петербурге и поэтому хронологические рамки исследования гораздо шире — с момента открытия гимназии и до окончания ее работы в 1918 году. Также в настоящем исследовании характеризуется современное состояние гимназического образования в России.
Территориальные рамки исследования охватывают дореволюционный Петербург Х1Х-ХХ вв. как столицу гимназического образования в России.
Источниковой базой исследования являются архивные дела Центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербург, а именно фонд 476 и фонд 139 («Петроградская женская
гимназия Э.П. Шаффе»), опись 1. В нем хранятся дела самого разнообразного характера: документы по личному составу учащихся гимназии и учителей, несколько постановлений, программы обучения, хозяйственные документы. Все дела в хорошей сохранности, однако дела 1917 года написаны на бумаге плохого качества, содержат потертости в ряде мест, грамматические ошибки, многочисленные зачеркивания. В фонде 139 речь идет о составе педагогического совета гимназии, причинах увольнения учителей, сведениях о заработной плате, пропущенных уроков, больничных листах, расписании уроков и экзаменов. Большое внимание уделено таким преподавателям как Е.А. Тизенгаузен — учителе французского языка в 1883-1908 гг., Плинатусу - учителю рисования 1901-1905 гг., уходу одной из главных помощниц Эмилии Павловны — Т.И. Риттер, учителю немецкого языка и географии с 1883 по 1909 гг.
Большое значение сборник «Эмилия Павловна Шаффе и ее школа», состоящий из биографии Эмилии Павловны, ее отчета за первые 25 лет существования учебного заведения, и отчет за последующие 25 лет, составленный председателем педагогического совета К.И. Блумбергом уже после смерти основательницы гимназии.
В современной историографии в первую очередь стоит обратиться к справочнику Т.И. Пашковой «Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга 1806-1917 гг.»2, изданному в 2015 году. В рассматриваемом исследовании представлена история становления среднего образования дореволюционного Петербурга и справочник по всем гимназиям и реальным училищам XIX — начала XX века. В том числе, внимание уделено и гимназии Э. П. Шаффе: дается краткая справка об истории ее существования в дореволюционный период и судьбе на данный момент, указаны начальницы, известные учителя и выпускницы, председатели попечительского и педагогического совета. Эта книга позволяет оценить состояние и судьбу средних учебных заведений в период с 1805 по 1917 гг., разные подходы к преподаванию,
2Пашкова Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг. СПб.: Серебряный век, 2015. С. 265-267.
увидеть разницу в обучении мальчиков и девочек. Данное исследование можно назвать обобщающим и систематизирующим по истории гимназического образования дореволюционного Петербурга.
Следующая книга, к которой стоит обратиться, является сборником научных трудов3. В ней представлены материалы научных конференций, состоявшихся в Санкт-Петербурге в 1990-1997 гг. в рамках международного семинара «Немцы в России и русско-немецкие научные и культурные связи». Статьи сборника так или иначе посвящены роли немцев в развитии науки, культуры и образования. Книга разделена на несколько разделов, в одном из которых сосредоточены работы, посвященные истории немецких учебных заведений в Петербурге и судьбам учителей немецкого происхождения. Среди этих статей располагается работа М.Г. Козыревой «Гимназия Э.П. Шаффе». Эмилия Павловна выросла в немецкой семье, училась в Петришуле — самой известной немецкой гимназии в Российской империи и сама в дальнейшем преподавала немецкий язык. В этой статье больше внимания уделяется личности самой основательницы гимназии, ее жизненному пути, педагогическим идеям и руководству гимназией. Показано, как, благодаря неустанному труду Э.П. Шаффе и ее педагогическому таланту, маленький пансион в 4 ученицы превратился в одну из известнейших и лучших гимназий дореволюционного Петербурга.
Самым объемным делом, имеющимся в 476 архивном фонде, является учебная программа приготовительных классов при гимназии и учебная программа по разным предметам за курс гимназии4. Данный документ состоит из нескольких частей: брошюра с программой подготовительных классов при гимназии за 1914 г., программа гимназии за 1916 г., учебные программы по отдельным предметам и списки билетов, составленных преподавателями. Дело сохранилось отлично, но некоторые его части дублируются.
3Немцы и развитие образования в России / Отв. ред. Г.И. Смагина СПб., 1998. 318 с.
4 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Д. 7.
Разберем брошюру подготовительных классов5. В брошюре указано, что при гимназии есть детский сад (принимали девочек в возрасте 5—7 лет), младший подготовительный класс (7-8 лет), средний подготовительный класс (8-9 лет) и старший подготовительный класс (911 лет). Занятия в детском саду были направлены на развитие речи ребенка, моторики и творческих способностей. Девочки занимались созидательной деятельностью, рисуя, клея и обучаясь лепке. Не обходили стороной физическую активность в виде гимнастики, а также пение.
Уже с детского сада начиналось и обучение молитвам. С переходом на новую ступень программа несколько усложнялась. В младшем подготовительном классе к уже имеющимся предметам добавляется арифметика, чистописание, танцы и французский язык. Средний пополняется естествознанием, немецким языком и гимнастикой, а старший — черчением. Уже с детства гимназия старалась развивать своих воспитанниц с самых разных сторон, привлекая их к множеству видов деятельности и давая им первоначальные сведения об устройстве окружающего мира. Далее в дело вклеена программа гимназии за 1916 год6. В программе указаны изучаемые предметы, основные темы по каждому из них и пособия, по которым проходили обучение гимназистки.
Каждый год у учащихся ЬУП классов было от 12 до 14 предметов. В УШ же классе их количество сокращается до 10 обязательных, плюс можно было взять дополнительные предметы для получения звания домашней наставницы. Среди необязательных предметов в VIII классе были иностранные языки (кроме французского, преподаваемого воспитанницам еще с детского сада, в гимназии изучали латинский, немецкий и английский языки). Программа первого класса напоминает программу подготовительных классов, но дальше она начинает усложняться, причем довольно заметно. Добавляется множество новых предметов, как, например, алгебра и геометрия, всеобщая история и история России, география, физика, химия, ботаника, зоология,
5 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Л. 1-6.
6 Там же. Л. 7-18.
космография. В 1913 году появляется и психология для учащихся VIII класса. Как мы можем заметить, программа довольно насыщенна. После программы следуют листы с экзаменационными билетами по некоторым предметам (по всеобщей истории, ботанике, иностранным языкам, истории русской литературы, геометрии, русской словесности). В среднем на каждый предмет приходится около тридцати билетов.
Билеты по истории русской литературы во многом дублируют билеты по русской словесности, поэтому говорить отдельно о них мы не будем. На истории русской литературы изучались биографии писателей и их ключевые произведения, основные литературные направления, отдельно рассматривалось влияние петровских реформ и иностранных мыслителей на русскую литературу. Важнейшая роль отводится А.С. Пушкину: его биографии и произведениям посвящены 10 билетов (что составляет около трети от общего количества билетов). Трудно сказать, есть ли хоть какой-либо аспект его творчества, который не затрагивался бы на уроках. Заканчивался курс изучением жизни и творчества Н.В. Гоголя. Билеты были составлены Александром Леонидовичем Слонимским, одним из преподавателей гимназии.
Большое внимание уделялось и изучению иностранных языков. Как и отмечалось ранее, в качестве первого иностранного языка выступал французский. Среди всех остальных языков дополнительным после IV класса был английский. В материалах архивного дела есть билеты и по иностранным языкам, но их анализ и описание не представляется возможным, так как составлены они на этих самых языках.
Следующий предмет, материалы по которому включены в дело — история Нового времени. Экзаменационные билеты по упомянутому предмету составляла Мария Юльевна Людевиг. Среди изучаемых стран присутствует в большей степени Франция и Англия, а также Пруссия и Германия. Отдельно рассматриваются труды мыслителей того времени (Руссо, Монтескье и др.).
В 1917 году в гимназии был сделан упор на английский язык, согласно внутреннему документу, отныне обучение двум языкам является
обязательным с I по VII классы7. Обязательным языком был французский, второй — по выбору или английский, или немецкий язык. Выбор языка должны были осуществлять родители учениц. Второй язык можно было поменять, если ученица не успевала или родители посчитают данную меру необходимой.
В фонде 476 Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга много внимания уделяется педагогическому составу и воспитанницам гимназии — на них отведена половина всех в фонде дел. В них содержатся документы по личному составу учащихся и учителей: списки преподавателей и выпускниц, а также их адресные книги в период с 1883 по 1917 гг.
В первую очередь обратимся к делам, посвященным преподавателям и преподавательницам. Первые два документа представляют собой списки, в которых содержится основная информация о педагогическом составе гимназии8: фамилия, имя и отчество, дата рождения, место получения образования, преподаваемый предмет, дата поступления на службу и увольнения. Оба дела будут обозреваться вместе, так как их содержание и внешний вид очень схожи, за исключением некоторых различий, которые будут упомянуты в дальнейшем. На последних страницах первого документа имеется отдельный список выбывших учителей с информацией о том, что они получили обратно свои документы, а также вклеен отдельный лист с уволенными за 1907 год. Кроме этого, в деле содержится и посторонняя информация: в середине документа появляется разворот «были в театре»9, причем практически пустой, а также, уже ближе к концу, составлен список учителей и учащихся других школ. Сложно сказать, какое отношение этот список имеет к гимназии. Мы предполагаем, что, возможно, это был список посетителей гимназии во время какого-то мероприятия, часто устраивавшихся в стенах гимназии. Во втором же деле содержатся только сведения непосредственно о преподающих
7 ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 19435
8 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1, 2.
9 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1. Л. 16об-17.
- 41 -
гимназии. Нельзя не отметить и то, что второе дело намного меньше первого — в нем исписано порядка десяти страниц. К тому же, если в первом деле нанимаемые педагоги преподавали самые разные предметы, то во втором большая часть принятых на работу была учителями иностранных языков.
Среди занесенных в список педагогов мы видим учителей многих знакомых нам предметов: географии, математики, русского языка, арифметики, физики, истории, рисования, естествознания, пения, танцев, чистописания и других. Воспитанницы изучали несколько иностранных языков, среди которых французский, английский, немецкий, латинский. Есть и довольно редкие в наши дни предметы, как, например, гигиена, психология, Закон Божий.
Списки составлены не в алфавитном порядке. Сначала указываются женщины, а затем мужчины. Примерно две трети преподавательского состава - женщины. Находящихся на службе намного меньше, нежели тех, кто работал по найму.
Даты рождения указываются не у всех учителей. Изначально эта графа таблицы заполнялась почти всегда, но со временем составители начали ее игнорировать. Часто не указывалась и у тех, кто проработал в гимназии не дольше пары лет. Данное обстоятельство было замечено нами в ходе изучения алфавитного списка кадрового состава по материалам Российской национальной библиотеки.
В графе «когда выбыли» часто указывается только дата. Иногда указывается причина увольнения, но без подробностей. Наиболее популярными причинами бывали следующие: смерть, увольнение по собственному прошению, увольнение согласно предложению попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, назначение экстраординарным профессором Юрьевского университета (А.И. Садовский). Некоторые преподаватели возвращались к работе, что так же отмечалось.
Среди преподавательниц было большое количество бывших воспитанниц гимназии Э.П. Шаффе. Часто встречаются также высшие женские курсы, Педагогический институт, педагогические курсы.
Указывались также Тамбовский Александринский институт благородных девиц, Консерватория СПб, Еленинское училище, училище Святого Петра, Екатерининский институт, Парижская Академия, Дерптское городское девичье училище и домашнее воспитание во Франции. Иногда конкретное заведение отсутствовало, писалась только дата получения свидетельства домашней учительницы, а к концу 1890-х графа и вовсе игнор ир ов алась.
Мужчины чаще всего заканчивали Санкт-Петербургский университет (историко-филологический и физико-математический факультеты) или же Юрьевский университет. Также имеются и выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии, Императорской Академии художеств, Реформаторского училища, Духовной семинарии, богословского факультета Дерптского университета, Духовной семинарии и даже Сорбонны.
Подавляющее большинство учителей получали образование в России, причем многие из них в Петербурге. Заграничное образование имели немногие, чаще всего это были преподаватели иностранных языков, которые сами являлись иностранцами. Стоит отметить, что сама Эмилия Павловна часто жертвовала свои деньги на образования педагогов. Так, она отправляла своих наиболее талантливых учениц, которые в последствии стали преподавателями гимназии, за границу. Чаще всего, это была Германия. Э.П. Шаффе имела крепкие связи с руководством школ Германии, в связи с этим осуществлялся культурный и кадровый обмен10.
Мы видим, что данные списки дают довольно много сведений о педагогическом составе гимназии Э.П. Шаффе, но еще более полное представление можно получить, сравнив их с опубликованными списками преподавателей и преподавательниц11. Данные списки составлялись по всем учебным заведениям Петербурга практически каждый год (в Российской национальной библиотеке имеются списки с
10 Список лиц, состоящих на службе в С.-Петербургском учебном округе.
11 Там же. С. 358-361.
С. 358.
1895 до 1915 г.) и содержат они схожие данные, за некоторыми исключениями. В них есть некоторые данные, которых нет в архивных делах. Таким образом, можно сделать вывод, что архивные дела включали в себя не совсем полные данные.
Перед самим списком дается краткая справка о гимназии: дата ее основания, адрес, номер телефона, количество средств на содержание, полученных из платы на обучение, количество учащихся и окончивших курс за VII и УШ классы, а также непосредственно сумма оплаты за обучение. С I по III класс платили по 160 рублей, с IV по VI — 180 рублей, в VII — 200 рублей и 220 рублей в VIII классе. Ежегодно бюджет гимназии из этих средств составлял около 45 тысяч рублей. Вся вышеуказанная информация появилась в списках далеко не сразу, а только к 1911 году12. Изначально отмечался только адрес школы.
В самих же списках новой информацией, не содержащейся в архивных документах, является жалование (отдельно отмечается плата за исполнение обязанностей классной надзирательницы), знаки отличия и время их получения, а также вероисповедание. Благодаря этому мы узнаем, что большинство преподавателей были православными. Некоторые были обладателями ордена Святого Владимира и ордена Святой Анны разных степеней. Но в то же время эти списки не содержат сведений об увольнении, дат рождения, а место получения образования появляется только с 1901 года.
Списки рассматриваемого архивного фонда 476 и опубликованные списки дополняют друг друга и вместе дают полное представление о кадровом составе гимназии.
Далее обратимся к адресной книге преподавателей и преподавательниц на 1916 -1917 гг.13. Записи в этом деле ведутся гораздо более небрежно, чем в предыдущих, половина страниц либо пустая, либо вырезана.
12 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Д. 3.
13 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Д. 4.
На первой странице перечислен педагогический состав гимназии на 1916-1917 учебный год. Всего сорок семь учителей. На следующей странице перечислен
состав родительского комитета в размере двадцать один человек, то есть по три в каждом классе с I по VII. Указан адрес каждого из членов родительского комитета. Почти все живут на Васильевском острове, несколько человек - на Петроградской стороне, один - на Садовой ул., один - на Алексеевской. Там же перечислены кандидаты. Всего их четырнадцать человек, по два на каждый класс. На второй странице указаны члены Попечительного совета и Воспитательной комиссии. У троих членов Попечительного совета указан адрес - двое живут на Васильевском острове, один живет на Екатерининском канале. В состав Попечительного совета входило одиннадцать человек, среди которых были и ученицы самой Эмилии Павловны (Ю.А. Немилова, Н.А. Макарова) и учителя, стоявшие у истоков гимназии (Т.И. Риттер).
Далее начинается сама книга адресов в алфавитном порядке. Львиная доля учителей проживала на Васильевском острове и Петроградской стороне, то есть в шаговой доступности от школы. Отмечались и адреса проживания летом 1916 и 1917 гг. У некоторых указан номер телефона.
В фонде 139 ЦГИА СПБ также содержится документация по преподавательскому составу. Исходя из дел, мы выяснили, что в 1900 году в педагогический совет входили: начальница гимназии, К.И. Блумберг, священник Субботин и другие преподаватели. По результатам педагогического совета от 24 апреля 1902 года выпускница Мартенс стала помощницей учительницы подготовительных классов, так же была дана характеристика, содержащая лишь положительные отзывы о данном преподавателе14.
14 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп. 1. Д. 8930.
Увольнялись преподаватели по собственному желанию без причины в документах. Примечательно, в документах сразу назначается преемник15.
Заработная плата директора гимназии составляла 1200 рублей. Именно эту сумму получала Эмилия Павловна за ведение 206 уроков в год16. Для сравнения другие преподаватели вели меньше уроков. Терезия Ивановна Риттер вела 182 урока, Тизенгаузен — 198. Самое маленькое количество часов отводилось на изучение латыни, всего лишь 28 часов! На рисование отводилось 46 часов, историю 71. Все преподавателей в 1900-1902 гг. было 19 человек, из них 3 — законоучители. Преподаватели также имели право выйти на больничный, для этого им было необходимо заполнить больничный лист и предоставить его директору гимназии.
В конце XIX века в графах появляется еще одна интересная заметка — судимость. Сейчас со всех работников образовательных учреждений требуется данная справка, в первой половине же XIX века и частично вторую половину данная справка не нужна была.
Несмотря на то, что Эмилия Павловна старалась поддерживать с учителями хорошие отношения, в центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга мы обнаружили дело, в котором описывался конфликт между основательницей и учителем рисования Плинатусом. Плинатус преподавал в гимназии Э.П. Шаффе с 1901 года по 1905 по найму. Он получил хорошее образование сначала в Петербурге, позже был отправлен за границу. Э.П. Шаффе взяла его на работу и предложила вести по 2 урока в неделю. Первый год Плинатус вел успешно, однако с 1902 года начались систематические пропуски (в 1902 — 12 уроков, в 1903 — 14, в 1904 — 37). Учителя и ученицы регулярно жаловались на него, поэтому Эмилия Павловна по просьбе классной надзирательницы стала приходить на уроки. Было зафиксировано недобросовестное отношение к работе, выражающееся в регулярных опозданиях, отмены уроков без официальных причин. 16 февраля 1905
15 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп. 1. Д. 14463, 13905, 10657, 11043, 11880.
16 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп 1. Д. 8930. Л. 20.
года должен был состояться личный разговор директора и учителя, однако последний не явился и был уволен17.
Евгения Алексеевна Тизенгаузен - учитель французского языка в 1883-1908 гг. многое сделала для развития гимназии Э.П. Шаффе. Она состояла в Обществе вспомоществования нуждающимся ученицам гимназии Э.П. Шаффе, была активным участником педагогического совета. В Центральном государственном историческом архиве представлен ее формулярный список на французском языке. Из данного дела мы узнали, что Евгения Алексеевна принадлежала дворянскому сословию, по вероисповеданию - православная. Получила образование в гимназии Э.П. Шаффе, была одной из первых ее учениц. Получив звание домашней учительницы, она работала по профессии вплоть до 1908 года. Заработная плата составляла - 430 рублей в год (для сравнения -директор получал 1200 рублей) и дополнительно из главного казначейства за выполнение работы имела выплату 294 рубля18. В 1908 году она вышла на пенсию, выплаты которой составляли 300 рублей. Стоит отметить, что многие преподаватели, которые начинали свою карьеру в гимназии Э.П. Шаффе в первых десятилетиях существования гимназии ушли в начале XX века по состоянию здоровья.
В фонде присутствует адресная книга не только учителей, но и бывших учениц гимназии, закончивших ее в 1908 — 1917 гг.19 Дело имеет очень хорошую сохранность, но к 1917 г. заполняется крайне небрежно, из-за чего разобрать содержание страниц порой не представляется возможным.
Бывшие воспитанницы и их адреса перечислены в алфавитном порядке. Иногда добавлялся и номер телефона, если имелся. Большая часть выпускниц жила либо на Васильевском острове, либо на Петроградской стороне, то есть совсем неподалеку от школы. Немало среди них было и соседей. Среди адресов часто мелькает Екатерининский кан., Шпалерная ул., Мойка и Фонтанка, ул. Бассейная. Некоторые к
17 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп. 1. Д. 10355. Л. 2.
18 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп. 1. Д. 16711.
19 ЦГИА СПБ. Ф. 476. Оп. 1. Д. 4.
моменту их занесения в адресную книгу уже переезжали в другие города (например, есть девушки, проживавшие в Воронеже, Риге, Москве, Харькове).
Следующее дело, касающееся учащихся, затрагивает тот же временной промежуток, т.е. 1908-1917 гг. В нем содержится список учениц гимназии, получивших аттестаты и свидетельства об окончании курса гимназии20. Данный список по объему совсем небольшой — всего 5 листов. На каждой странице отдельно друг от друга перечислены выпускницы VII и VIII классов за каждый учебный год.
Отдельно отмечались девушки, закончившие гимназию с золотой или серебряной медалью в VII классе (причем ежегодно отличившихся воспитанниц было, в общей сложности, около трети, что довольно немало), и те, кто получил звание домашней наставницы в VIII классе (примерно половина от общего числа выпускающихся). Многие семиклассницы оставались на дополнительный восьмой класс и к тому же, ряды учениц гимназии Э.П. Шаффе пополняли и девушки из других учебных заведений. Около половины, а иногда и чуть меньше, в итоге получали звание домашней наставницы.
Крайне редко кто-нибудь из учениц VIII класса выбывал. Таких случаев было всего два: один приходится на 1911 год, а другой — на 1913 год. Причины же ухода гимназисток не указываются. Также редки и случаи, когда VII класс заканчивали экстерном, но они все же были. Всего в период 1908-1917 гг. было три таких ученицы: две в 1913 году и одна в 1914 году. На наш взгляд, это связано со сложностью программы и неспособностью учениц выучить большое количество информации за короткое время.
Ученицы могли закончить обучение досрочно по состоянию здоровья или же могли быть освобождены от какого-либо предмета. Еще одной причиной пропуска занятий могло послужить замужество21.
20 ЦГИА СПБ. Ф. 476. Оп. 1. Д. 5.
21 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп. 1. Д. 10355.
К 1917 году в организации учебного процесса в заключительном VIII классе происходят некоторые изменения. Теперь он стал делиться на педагогическое и общеобразовательное отделения, и все выпускницы педагогического отделения получили звание домашней учительницы. Экзамены в данной гимназии были крайне сложными. Исходя из изучения расписания экзаменов VII класса 1905 года, мы отметили, что экзамены проходили с конца апреля по 20 мая. На выполнение каждого из экзаменов отводилось много времени: история - 6 часов, Закон Божий - 10 часов, физика и космография - 9 часов, геометрия - 9 часов, французский язык - 9 часов, русский язык - 9 часов, на выполнения экзамена по географии выделялся же только 1 час22.
Среди выпускниц гимназии Э.П. Шаффе было немало известных личностей, таких как Е.Н. Верейская, дочери Д.И. Менделеева — Любовь (закончила гимназию с серебряной медалью) и Мария, А.В. Лермонтова, Валида Делакроа (закончила гимназию с золотой медалью). В школе № 21 есть стенд с известными выпускницами дореволюционной гимназии Э.П. Шаффе.
Существовало общество вспомоществования нуждающимся ученицам женской гимназии Э.П. Шаффе. Данное общество было открыто в 1883 году И.Н. Михайловым. Он высказал мысль, что необходимо создать общество, которое бы оказывало необходимую материальную помощь ученицам. Данная инициатива была принята директором, а в феврале 1883 года устав Общества был утвержден министром внутренних дел.23 Первым председателем был назначен И.Н. Михайлов с 1883 по 1891 гг., далее с 1891 по 1904 гг. — В.В. Федоров, последним председателем был М.К. Мазинг. Такие общества существовали при немногих гимназиях, так как не каждая могла себе такое позволить. Помогали собрать деньги не только люди со стороны, но и сами ученицы вместе с родителями. Ученицы жертвовали на базары Общества работы ручного труда. Общий доход за 24 года существования составлял около 42 000 рублей, из которых
22 ЦГИА СПБ. Ф. 139. Оп. 1. Д. 17950.
23 Эмилия Павловна Шаффе и ее школа, 1858 - 1908 гг. [Сборник]. Сост. К.И. Блумберг. СПб.: тов-во Р.Голике и А.Вильборг, 1908. С. 146.
около 29 000 рублей было использовано для оплаты обучения, выдачи учебных пособий, питания учениц и материальных пособий24. Всего сбыло зафиксировано около 240 случаев внесения платы, и многие ученицы гимназии смогли окончить полный курс и получить звание домашних наставниц и учительниц благодаря деятельности данного Общества. К 1907 году Общество имело в запасе около 13 169 рублей25.
В годы Первой Мировой войны данное общество помогало солдатам: часть доходов директор гимназии отдал данному обществу на приобретение пасхальных подарков в действующую армию. Об этом нигде публикаций, если верить архивному делу, не было. В документе, направленном попечителю учебного округа от 16 февраля 1917 года была пометка, что данная мера «будет носить семейный характер»26.
В 1917 году гимназию Э.П. Шаффе закончили: VII класс — 34 ученицы, VIII класс — 24 ученицы27.
Большой интерес вызывает выписка из протокола Педагогического Совещания гимназии от 26 октября 1918 года по случаю ее закрытия28. Отделом Средних учебных заведений с 1 сентября 1918 года гимназия была национализирована и передана в разряд правительственных учебный заведений. Согласно этой выписке Н.А. Макарова, руководившая гимназией после смерти Эмилии Павловны, была отстранена от несения своих обязанностей, а на ее место поставлен временный заведующий Щепотьев. Также указываются причины закрытия гимназии. Также указываются причины закрытия гимназии.
В результате проверки, проведенной Полетаевым, был обнаружен ряд нарушений, ставших, по мнению Комиссариата Народного Просвещения, достаточным для закрытия гимназии. Полетаев утверждает, что школа нарушила три пункта:
Во-первых, декрет о совместном обучении. В выписке указывается, что Педагогическое Совещание «не провело во всей требуемой полноте
24 Там же. С. 147.
25 Там же. С. 147.
26 ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 17610.
27 ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 12820.
28 ЦГИА СПб. Ф. 476. Оп. 1. Д. 8.
совместного обучения». Педагогическое Совещание в ответ на представленное обвинение указывает, что из всех предложенных мальчиков не был принят лишь один ученик школы Видемана, знания которого не соответствовали ученику IV класса. К тому же, этот отказ не был строгим: ему позволялось вернуться, если тот не сможет найти другое учебное заведение.
Во-вторых, декрет о бесплатности обучения. Полетаев обвиняет Педагогический Совет в взимании платы за обучение с некоторых учеников. Одной ученице и вовсе было выдано удостоверение о плате, в которой не была указана заимообразность этой суммы. Педагогический Совет же оправдывается тем, что все собранные деньги будут возвращены родителям, когда Комиссариат Народного Просвещения выделит сумму на содержание гимназии. Еще одним доводом в пользу своей невиновности гимназия считает тот факт, что члены совещания не получили никаких разъяснений по поводу вышедшего декрета о бесплатности обучения и посчитали, что это означает отсутствие противоречий между их постановлением и декретом. Однако отмеченный товарищем Полетаевым случай с ученицей, возвращение платы которой не указывалось в удостоверении, администрация гимназии не комментирует.
В-третьих, введение новой орфографии. Обвинение заключается в том, что не до всех учеников старших классов были доведены сведения о новом правописании. Школа говорит, что случаи отклонения от новой орфографии единичны — ошибки допускали лишь те учащиеся, которые отсутствовали на первых занятиях русского языка, где и были объяснены новые правила.
Полетаев упрекает школу в «буржуазности духа». Что конкретно он считает проявлениями этого «буржуазного духа» не объясняется. Но администрация гимназии и здесь находит, что ответить. Педагогическое Совещание не понимает, где Полетаев усмотрел «буржуазный дух», ведь, по их мнению, все ученики с радостью приняли трудовое начало и «весело убирались в школе».
Педагогическое совещание считает все обвинения в нарушении декретов простым недоразумением, ведь школа все 60 лет со дня основания честно работала на благо молодежи и готова стать «ближе к народу», хотя была частным учебным заведением, причем далеко не самым дешевым.
С одной стороны, обвинения Полетаева кажутся довольно утрированными и местами даже утрированными (особенно это касается «буржуазности духа гимназии»), но с другой стороны, сам Педагогический Совет не всегда, на наш взгляд, убедительно их опровергает.
Больше всего вопросов возникает относительно нарушения бесплатности обучения. Слова Совета о том, что они просто не знали, что их решение брать минимальную плату с учащихся противоречит декрету, кажутся просто наивной отговоркой. К тому же, школа ничего не говорит об упоминаемой Полетаевым ученице. Конечно, мы не можем точно сказать, какова была ситуация на самом деле, ведь у нас нет никаких документов с того заседания, где обсуждались вопросы о взимании платы за обучение; нет и выданного той ученице удостоверения. Но, как мне кажется, оправдания школы в данном вопросе не слишком правдоподобны.
Что касается введения нового правописания, то здесь довольно сложно занять одну из сторон, поскольку данных на этот счет, кроме выписки из протокола, нет. Мы не знаем, кто из учащихся действительно пропустил первые занятия и сколько из них отклонялись от новых правил, было ли это явление повальным или единичным. В любом случае, это нарушение не кажется достаточным поводом для закрытия гимназии, а является простой придиркой. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что некоторые обвинения в адрес гимназии напрасны, но сам Педагогический совет не был абсолютно безвинным, хотя нарушения и не были критическими
ЛИТЕРАТУРА:
Эмилия Павловна Шаффе и ее школа, 1858 - 1908 гг. [Сборник]. Сост. К.И. Блумберг. СПб.: тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. 168 с.
Пашкова Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг. СПб.: Серебряный век, 2015. 360 с.
Немцы и развитие образования в России / Отв. ред. Г.И. Смагина СПб.: БАН, 1998. 318 с.
REFERENCES:
Emiliya Pavlovna Shaffe i ee shkola, 1858 - 1908 gg. [Sbornik]. Sost. K.I. Blumberg. Saint Petersburg, tov-vo R. Golike i A. Vilborg, 1908, 168 p. (In Russian)
Pashkova T.I.
Gimnaziiireal'nyeuchilishchadorevolyucionnogoPeterburga. 1805-1917 gg. Saint Petersburg, Serebryanyj vek, 2015, 360 p. (In Russian)
Nemcy i razvitie obrazovaniya v Rossii / Otv. red. G.I. Smagina. Saint Petersburg, BAN, 1998, 318 p. (In Russian)
On the history of E. P. Schaffe gymnasium
M.K. Pilosyan
Many researchers are still addressing the issue of women's education in Russia. In St. Petersburg, in the second half of the XIX century, many women's educational institutions were opened, both private and public. The article deals with the private female gymnasium of Emilia Pavlovna Schaffe (18581917). The article is based on archival materials of the Central State Historical archive of Saint Petersburg. The author analyzes cases related to high school students, teachers, and the curriculum. The chronological framework of the study contains the period from 1882 to 1918, but the focus is on 1900-1918. The territorial framework is pre-revolutionary Petersburg, the capital of gymnasium education in the Russian Empire. In addition to archival documents, the achievements of modern historiography were used. The author concludes that the curriculum was very rich, and most of the subjects were of the Humanities cycle (history of Russian literature, etc.). The number of students was small, all of them lived within walking distance of the school. The school had its own traditions-annual fairs where items of its own production were sold. All collected funds were sent to the Fund to help students and teachers. Despite the fact that the gymnasium was a linguistic school with an emphasis on German and French, there were fewer and fewer foreign graduates over time. The same thing happened with teachers.
Keywords: «House of education», Schaffe, Russian Empire, Saint Petersburg, women's education, Karl May gymnasium.
- S3 -