Е. А. Васильева
ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧЕНИЦАМ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ ВЕДОМСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ
На основе опубликованных и архивных материалов в данной статье автор рассматривает пути финансирования и помощи нуждающимся ученицам женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии в Санкт-Петербурге, делая вывод, что без помощи различных организаций и частных пожертвований число учащихся в гимназиях было бы значительно ниже.
Ключевые слова: женские гимназии, нуждающиеся ученицы, пансионерки, общества вспомоществования нуждающимся ученицам, получение пособий, благотворительность.
E. Vasilyeva
SUPPORT OF THE NEEDY PUPILS OF FEMALE GYMNASIUMS OF THE EMPRESS MARIA’S ESTABLISHMENT DEPARTMENT
On the basis of published and archival documents, the sponsorship and support of the needy pupils of female gymnasiums of the Empress Maria’s Establishment Department in Saint-Petersburg are regarded. A conclusion is drawn that without the support of various organizations and private donations, the number of pupils in gymnasiums would be considerably lower than it was.
Keywords: female gymnasium, needy pupil, boarder, Support to Needy Pupils Societies, receipt of a grant, philanthropy.
К середине XIX в. в российском обществе остро встал вопрос об общедоступном женском образовании. Существовавшие в то время институты и пансионы создавались для воспитания и обучения молодых дворянок. Простым девушкам вход туда был закрыт. Они могли учиться в малых и главных народных, а также приходских
училищах. Но эти образовательные учреждения давали лишь основы образования и не могли способствовать дальнейшей реализации возможностей девушек в обществе.
В 1854 г. было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, в рамках которого открылись Мариинские женские институты и училища для непривилегиро-
ванных сословий. В это время общественность горячо обсуждала вопрос о том, какие учебные заведения нужны для девушек, подобные мужским или иные? Дискуссия велась и на тему о том, какие учебные предметы преподавать и кому доверить обучение. Российский общественный интерес к женскому образованию взбудоражила статья Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни». В ней он утверждал, что «не положение женщины в обществе, но воспитание ее, в котором заключается воспитание всего человечества, — вот что требует перемены» [4, с. 71]. Эта публикация и многие другие, последовавшие за ней, дали мощный толчок инициативе по устройству открытых и всесословных женских средних учебных заведений. Известный педагог Н. А. Вышнеградский разработал проект устройства женского образования на новых началах, на основе которого создал в Петербурге первое в истории России училище «для приходящих девиц», названное Мариинским по имени императрицы Марии Александровны, взятое ею под свое покровительство. Но городу оказалось мало одного училища, и осенью 1858 г. были открыты еще три женских учреждения — это были Коломенское, Васи-леостровское и Петербургское училища. В последующие годы еще несколько государственных, а затем и частных женских училищ открыли свои двери девочкам в разных концах города. С 1862 г. «училища для приходящих девиц» стали официально именоваться женскими гимназиями. Это были первые всесословные образовательные учреждения для девочек, что закреплялось уставом 1862 г.: к «посещению училищ допускаются девицы всех сословий и вероисповеданий» [8, с. 3].
Эти училища не были бесплатными. Изначально плата за обучение составляла 20 рублей, но очень быстро она возросла до 60, а затем и до 80 рублей в год. Именно с увеличением платы было связано резкое уменьшение количества учащихся в конце
1860-х — начале 1870-х гг., ведь большинство гимназисток были не из богатых семей. При этом форму и пособия также должны были покупать родители или опекуны девочки, что вместе с платой за учебу могло стать тяжким бременем для семейного бюджета. Среди учениц гимназий были девочки, учившиеся за государственный счет. Списки утверждались конференциями гимназий, но количество мест не было велико. Нуждающихся же учениц было значительно больше.
Для этих девочек было три пути решения проблемы — получить статус государственной или частной пансионерки или рассчитывать на помощь обществ вспомоществования нуждающимся ученицам в своих гимназиях.
Каким образом девочка могла стать пансионеркой на казенный счет? Родители подавали прошение на имя начальника гимназии с просьбой перевести дочь на бесплатное обучение. Далеко не все прошения удовлетворялись. В основном «везло» дочерям чиновников или дворян. Среди государственных пансионерок часто попадались дети преподавателей гимназий. Прошения мещан и купцов обычно не удовлетворялись.
Согласно статистическим данным 1880-х гг., 62% всех учащихся составляли дети дворян и чиновников, 4% — духовенства, 23% — купцов, 11% — мещан и разночинцев [5, с. 4]. В начале ХХ в. эти данные незначительно изменились, но не слишком сильно — чуть больше стало детей мещан и разночинцев за счет детей купцов.
Девочек, учившихся за счет частных лиц или организаций, в гимназиях было немало, но, к сожалению, точных данных об их количестве или процентном соотношении с общим числом учащихся нет. Разграничения по таким учащимся сначала не существовало, поэтому разобраться, кто за чей счет учился, представляет проблему. В 1880 г. был издан циркуляр [11, л. 6], по которому
в сметах за каждый год эту информацию должны были указывать, но, к сожалению, данные сметы не дошли до нас.
С самого начала существования гимназий в них были девочки, учившиеся за счет частных лиц или организаций. В начале их количество было не очень велико, но впоследствии их число возрастает. Личных стипендиаток частных лиц было мало*, а в некоторых гимназиях их вообще не было. В основном в качестве спонсоров выступали различные учреждения — городская и купеческая управы, Туркестанское генерал-губернаторство**, тверской губернатор и др. Выбор благодетеля зависел в первую очередь от происхождения и личных связей родителей девочки. Так, купеческая управа брала в число своих стипендиаток дочерей купцов и мещан, городская же управа «специализировалась» на дворянках и дочерях чиновников. В Санкт-Петербурге именно эти две управы были главными «спонсорами» гимназисток.
Кроме того, в гимназиях имелись стипендии в память разных лиц, учреждений и даже событий (например, в 1866 г. был собран капитал в память 4 апреля 1866 г.*** 1526 рублей 69 копеек — на его проценты были приняты по две пансионерки во все гимназии на условиях княгини Волконской [9, л. 18]), а также так называемые экономические бесплатные (в память принца П. Г. Ольденбургского).
С 1879 г. при гимназиях начинают появляться общества вспомоществования нуждающимся ученицам. Первыми были общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василеостровской, Мариинской и Коломенской гимназий. Но существовали они далеко не во всех гимназиях. Данные общества создавались в первую очередь родителями учениц, поэтому появлялись они в наиболее обеспеченных районах.
Вспомоществование имело следующие проявления:
1) «во взносе за нуждающихся учениц платы за учение;
2) в выдаче им книг и других учебных пособий;
3) в денежных пособиях на одежду, обувь и другие предметы первой необходимости» [7, с. 1].
Но одна девочка не могла претендовать на получение всех пособий одновременно. При этом решение о типе пособия принимало общество, а не семья гимназистки.
Также общество заботилось о продолжении образования нуждающихся учениц и после окончания ими гимназии, правда, при условии, что они с успехом окончили курс гимназии и действительно поступили в одно из высших учебных заведений.
Средства общества формировались из членских взносов, добровольных пожертвований деньгами, книгами и другими соответствующими целям общества предметами, доходов от устраиваемых лекций, спектаклей, музыкальных и танцевальных собраний. Иногда издавались в пользу общества книги, например, в 1913 г. в пользу Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василеостровской женской гимназии вышел сборник Г. Н. Тяпкиной «Привет» [3, с. 11]. Постепенно капитал обществ рос, у них появились свои собственные ценные бумаги — например, у Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василеостровской женской гимназии имелись бумаги Санкт-Петербургского городского кредитного общества, один билет 5%-ного второго внутреннего займа, облигации на 4% государственной ренты и другие [2, с. 8]. Одни из них были подарены, другие были приобретены самостоятельно Обществом.
Динамику роста капиталов обществ можно проследить на примере Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василеостровской женской гимназии благодаря отчетам, сохранившимся за все годы его существования. Так, за первые че-
тыре года своего существования капитал общества составил 10 507 руб. Из этого капитала 6710 руб. общество внесло за обучение 168 учениц и 500 руб. выдало в виде пособия малообеспеченным ученицам деньгами, книгами и одеждою. К 1908 г. капитал составил 13 204 руб., из которых пособиями было выдано в 1907 г. 1297 руб. Всего же к 1908 г. на пособия было выдано 40 365 руб. [6, с. 28].
Члены обществ вспомоществования нуждающимся ученицам делились на почетных и действительных (почетные вносили сразу 60 рублей или по 5 рублей ежемесячно в кассу общества; действительные — либо сразу 6 рублей, либо по 1 рублю каждые два месяца [7, с. 2]). Среди почетных членов Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василеостровской женской гимназии были такие известные дея-
тели, как И. Е. Репин, протоиерей Сергиев Иоанн Ильич Кронштадтский, Д. Н. Мамин-Сибиряк [1, с. 5].
Женские гимназии способствовали расширению образования женщины. Они подготовили контингент учениц вначале для педагогических высших и врачебных женских курсов, затем и для высших учебных заведений. С успехом закончив гимназию и дополнительный педагогический класс, девушка могла претендовать на место учительницы в своей гимназии и впоследствии сделать карьеру на педагогическом поприще. Некоторые девушки вырастали в прекрасных педагогов и впоследствии даже возглавляли женские гимназии. Но если бы гимназии не получали необходимой помощи от родителей гимназисток, частных лиц, учреждений, то количество выпускниц было бы значительно меньше.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Вдова майора Пущина имела одну стипендиатку в Коломенской гимназии [10, л. 17].
** Канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства внесла плату за обучение А. Пономаревой в 1912 г. [12, л. 54].
*** 4 апреля 1866 г. состоялось первое неудачное покушение на жизнь Александра II Д. В. Каракозовым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Годовой отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василе-островской женской гимназии за 1906 г. — СПб., 1907.
2. Годовой отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василе-островской женской гимназии за 1909 г. — СПб., 1910.
3. Годовой отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василе-островской женской гимназии за 1913 г. — СПб., 1914.
4. ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1953.
5. Празднование двадцатипятилетия существования в России женских гимназий. — СПб., 1883.
6. Скворцов И. В. Прошлое и настоящее Санкт-Петербургских женских гимназий ведомства императрицы Марии (1858-1908). — СПб., 1908.
7. Устав Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Василеостровской женской гимназии. — СПб., 1879.
8. Устав училищ для приходящих девиц Ведомства учреждений Императрицы Марии. — СПб., 1901.
9. ЦГИА СПб. Ф. 346. Петроградская Мариинская женская гимназия. Оп. 1. Д. № 7.
10. ЦГИА СПб. Ф. 405. Коломенская женская гимназия. Оп. 1. Д. 18.
11. ЦГИА СПб. Ф. 405. Коломенская женская гимназия. Оп. 1. Д. 28.
12. ЦГИА СПб. Ф. 149. Василеостровская женская гимназия. Оп. 1. Д. 1295.
1. Godovoj otchet o dejatel'nosti Obwestva vspomowestvovanija nuzhdajuwimsja uchenicam Va-sileostrovskoj zhenskoj gimnazii za 1906 g. — SPb., 1907.
2. Godovoj otchet o dejatel'nosti Obwestva vspomowestvovanija nuzhdajuwimsja uchenicam Va-sileostrovskoj zhenskoj gimnazii za 1909 g. — SPb., 1910.
3. Godovoj otchet o dejatel'nosti Obwestva vspomowestvovanija nuzhdajuwimsja uchenicam Va-sileostrovskoj zhenskoj gimnazii za 1913 g. — SPb., 1914.
4. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M., 1953.
5. Prazdnovanie dvadcatipjatiletija suwestvovanija v Rossii zhenskih gimnazij. — SPb., 1883.
6. Skvorcov I. V. Proshloe i nastojawee Sankt-Peterburgskih zhenskih gimnazij vedomstva imperatricy Marii (1858-1908). — SPb., 1908.
7. Ustav Obwestva vspomowestvovanija nuzhdajuwimsja uchenicam Vasileostrovskoj zhenskoj gimnazii. — SPb., 1879.
8. Ustav uchiliw dlja prihodjawih devic Vedomstva uchrezhdenij Imperatricy Marii. — SPb., 1901.
9. CGIA SPb. F. 346. Petrogradskaja Mariinskaja zhenskaja gimnazija. Op. 1. D. № 7.
10. CGIA SPb. F. 405. Kolomenskaja zhenskaja gimnazija. Op. 1. D. 18.
11. CGIA SPb. F. 405. Kolomenskaja zhenskaja gimnazija. Op. 1. D. 28.
12. CGIA SPb. F. 149. Vasileostrovskaja zhenskaja gimnazija. Op. 1. D. 1295.