Научная статья на тему 'Повседневная жизнь учащихся Якутской женской гимназии в конце XIX - начале XX в'

Повседневная жизнь учащихся Якутской женской гимназии в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ГИМНАЗИСТКА / ВОСПИТАННИЦА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ / ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / FEMALE EDUCATION / WOMEN'S GYMNASIUM / DAILY LIFE / SCHOOLGIRL / PUPIL / TEACHER / LIVING CONDITIONS / CURRICULUM / REVOLUTIONARY CIRCLES / YAKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова Аграфена Иннокентьевна

В статье анализируется повседневная жизнь воспитанниц Якутской женской гимназии. Автор на основе архивных и опубликованных материалов исследует организацию проведения занятий, жилищные условия и досуг гимназисток. В целом учебная программа, учебная форма, мероприятия, проводимые в стенах Якутской женской гимназии, не отличались от общероссийских. Однако установлено, что учебная программа в женской гимназии предоставляла более ограниченный объем знаний, нежели в мужской. Специфику повседневной жизни гимназисток определял комплекс факторов: климат местности, материальная обеспеченность родителей, санитарно-гигиенические условия помещения для занятий. Характерной особенностью жизни учебных заведений начала XX в. в России было участие учащихся в революционном движении. Не были исключением ученицы и выпускницы Якутской женской гимназии, ставшие членами революционных кружков и впоследствии активными участницами революционных событий и Гражданской войны в Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daily Life of Students of the Women’s Gymnasium of Yakutia in the Late 19th - Early 20th Centuries

The paper analyses the daily life of students of the Yakut women’s gymnasium. The author, based on archival and published materials, studies the organization of classes, living conditions and leisure of students. In general, the curriculum and the events held within the walls of the Yakut women’s gymnasium did not differ from the national ones. However, it was found that the curriculum of women’s gymnasium provided a limited amount of knowledge compared to the men’s one. The specificity of everyday life of schoolgirls was determined by a complex of factors: the climate of the area, the well-being of their parents, the sanitary and hygienic conditions of the classroom. A characteristic feature of life of educational institutions at the beginning of the 20th century in Russia was students’ participation in the revolutionary movement. Students and graduates of the Yakut women’s gymnasium, who became members of revolutionary circles and active participants in revolutionary events and the Civil War in Yakutia afterwards, were no exception.

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь учащихся Якутской женской гимназии в конце XIX - начале XX в»

УДК 94(571.9):377"18/19"

https://doi.org/10.24158/fik.2019.12.20

Макарова Аграфена Иннокентьевна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, обществознания и политологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, старший научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Арктики Института гуманитарных исследований и проблем многочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧАЩИХСЯ ЯКУТСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Makarova Agrafena Innokentyevna

PhD in History, Associate Professor, History, Sociology and Political Science Department, North-Eastern Federal University, Senior Research Fellow, Arctic History and Ethnic Sociology Department, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences

DAILY LIFE OF STUDENTS OF THE WOMEN'S GYMNASIUM OF YAKUTIA IN THE LATE 19TH -EARLY 20TH CENTURIES

Аннотация:

В статье анализируется повседневная жизнь воспитанниц Якутской женской гимназии. Автор на основе архивных и опубликованных материалов исследует организацию проведения занятий, жилищные условия и досуг гимназисток. В целом учебная программа, учебная форма, мероприятия, проводимые в стенах Якутской женской гимназии, не отличались от общероссийских. Однако установлено, что учебная программа в женской гимназии предоставляла более ограниченный объем знаний, нежели в мужской. Специфику повседневной жизни гимназисток определял комплекс факторов: климат местности, материальная обеспеченность родителей, санитарно-гигиенические условия помещения для занятий. Характерной особенностью жизни учебных заведений начала XX в. в России было участие учащихся в революционном движении. Не были исключением ученицы и выпускницы Якутской женской гимназии, ставшие членами революционных кружков и впоследствии активными участницами революционных событий и Гражданской войны в Якутии.

Ключевые слова:

женское образование, женская гимназия, повседневность, гимназистка, воспитанница, преподаватель, условия жизни, учебная программа, революционные кружки, Якутская область.

Summary:

The paper analyses the daily life of students of the Yakut women's gymnasium. The author, based on archival and published materials, studies the organization of classes, living conditions and leisure of students. In general, the curriculum and the events held within the walls of the Yakut women's gymnasium did not differ from the national ones. However, it was found that the curriculum of women's gymnasium provided a limited amount of knowledge compared to the men's one. The specificity of everyday life of schoolgirls was determined by a complex of factors: the climate of the area, the well-being of their parents, the sanitary and hygienic conditions of the classroom. A characteristic feature of life of educational institutions at the beginning of the 20th century in Russia was students' participation in the revolutionary movement. Students and graduates of the Yakut women's gymnasium, who became members of revolutionary circles and active participants in revolutionary events and the Civil War in Yakutia afterwards, were no exception.

Keywords:

female education, women's gymnasium, daily life, schoolgirl, pupil, teacher, living conditions, curriculum, revolutionary circles, Yakutsk region.

История повседневности активно разрабатывается и является одним из перспективных направлений в отечественной историографии. В исторической науке первыми начали изучать повседневность прошлого французские исследователи. Знаменитый труд Ф. Броделя дал мощный импульс переориентации исторических исследований, позволил осуществить переход от событийной политической истории, поисков общих закономерностей экономического развития к аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических и историко-культурных сюжетов [1]. В России понятие «повседневность» в исторических исследованиях употребляется с середины 1980-х гг. Одними из первых активных исследователей повседневности стали специалисты по гендерной истории [2]. История повседневности гимназистов Сибири рассматриваемого периода была затронута в ряде работ [3].

Современные исследователи уделяют достаточное внимание изучению повседневности женщин Крайнего Севера, жителей города Якутска и др. Следует выделить здесь работы Л.И. Винокуровой, Л.Т. Ивановой [4]. Повседневная жизнь воспитанниц Якутской женской гимназии ранее предметом изучения не выступала, поэтому целью исследования является рассмотрение организации учебного процесса, жилищных условий и досуга гимназисток.

Либеральные реформы императора Александра II стали основой формирования российской системы образования, в том числе женского. Всего в этот период было принято три законодательных документа по женскому образованию - это Положения 1858, 1860 и 1870 гг. Первые женские средние учебные заведения стали открываться уже в 1858 г.

В Восточной Сибири в 60-70-х гг. XIX в. появились женские училища 2-го разряда (в Верх-неудинске, Енисейске, Иркутске, Чите и т. д.), которые стали базой открытия женских прогимназий. Якутская женская прогимназия, открытая на широкой общественной инициативе в 1882 г., была преобразована в гимназию только в 1900 г. В 1901 г. был открыт 8-й дополнительный педагогический класс, по окончании которого выпускницам выдавали аттестаты об окончании полного курса гимназии с правом преподавания.

Для поступления в гимназию необходимо было пройти вступительные испытания, которые состояли из письменных (русский язык, арифметика) и устных (Закон Божий, русский язык, арифметика) экзаменов [5]. Пансиона при гимназии не было, ученицы жили у родителей или у родственников. В случае крайней необходимости, если родители проживали далеко либо в городе отсутствовали родственники, воспитанница могла проживать у начальницы гимназии, которой Уставом о женских гимназиях было дано право принимать учениц на свое попечение. Обучение было платное. В первый год работы прогимназии обучение в приготовительном классе составляло 6 р., а в основных классах - до 12 р. в год [6].

Якутская женская гимназия действовала на основе Устава о женских гимназиях 1870 г. Одним из главных предметов в учебном плане являлся Закон Божий, который преподавался по 2 часа в неделю с 1-го по 8-й класс включительно. Особое внимание уделялось изучению русского языка и математики. На изучение русского языка в 1-2-х классах отводилось по 5 часов в неделю, в 3-м классе - 4 часа, с 4-го по 7-й классы - 3 часа и в 8-м дополнительном педагогическом классе -6 часов. Математике отводилось в учебном расписании 3 часа в неделю с 1-го по 4-й классы, 4 - в 5-7-м и 7 часов - в 8-м классе. Обязательными предметами также являлись физика, естествоведение и природоведение, история, география, чистописание (только для 1-2-х классов), рисование, черчение. Также в старших 7-8-х классах преподавалась педагогика. При изучении физики ставились опыты, проводились лабораторные работы. В Якутской женской гимназии весьма неплохо были оборудованы физический и естественный кабинеты. Средняя недельная учебная нагрузка составляла 20 часов в неделю. Кроме обязательных предметов, гимназистки по желанию могли обучаться иностранным языкам (немецкому или французскому), рукоделию [7]. В летнее и осеннее время проводились экскурсии в лес.

Количество часов, отведенных на изучение общеобразовательных предметов, примерно совпадало с нагрузкой в мужских гимназиях, но программа женских гимназий была значительно облегчена. По некоторым дисциплинам гимназистки имели весьма слабый уровень знаний. Директор Якутского реального училища Т. Юринский, посетив урок математики в женской гимназии, указал в своем отчете, что ученицы не умели всем классом решить самое простое уравнение первой степени с одним неизвестным [8]. В 1903/04 учебном году 100 %-я успеваемость была только в двух классах: в 5-м и 7-м. В остальных классах в среднем по 2-3 ученицы имели неуспеваемость по 2 и более предметам. Особенно низкие показатели были по математике и русскому языку [9]. Несомненно, одними из главных причин низкой успеваемости учащихся были постоянная нехватка опытных педагогических кадров и отсутствие постоянного штата преподавателей. Например, в 1893/94 учебном году в женской гимназии штатных преподавателей было всего 3 чел. [10, с. 124].

Учебный процесс также во многом зависит от удобства здания, приспособленного под нужды учебного заведения. Проблема с учебным зданием возникла с момента открытия женской гимназии. В течение 20 лет учебное заведение вынуждено было арендовать помещение, которое было совершенно непригодным для занятий. Только в 1902 г. после многочисленных ходатайств и обсуждений было построено двухэтажное деревянное здание [11]. Однако жизненное пространство гимназисток зависело не только от наличия помещения, но и от его наполняемости. Новое здание было рассчитано только на 110 учащихся, тогда как численность гимназисток доходила до 250 чел. В отчете гимназии за 1911 г. отмечается, что «здание гимназии неудовлетворительно по объему помещения и чистоте воздуха» [12]. В 1912 г. гимназии разрешили занять деревянное здание Якутского реального училища для помещения в нем части классов и квартиры начальницы гимназии [13]. И, наконец, в 1914 г. было дополнительно построено одноэтажное деревянное здание, где разместили младшие классы, учительскую и куда перевели квартиру начальницы.

Врач гимназии Н.В. Плесская в своих отчетах объясняла частые головные боли воспитанниц недостаточностью воздуха в помещении. Также она отмечала, что у 34 % гимназисток наблюдается хорошее питание, у 40 % - среднее и 6 % питаются плохо [14]. Конечно, питание девочек было связано с материальной обеспеченностью родителей. По сословиям в 1911 г. гимназистки

распределялись следующим образом: дочери потомственных дворян - 1, личных дворян и чиновников - 75, граждан духовного звания - 4, почетных граждан и купцов - 7, мещан - 60, казаков - 5, крестьян - 57, иностранцев - 2, инородцев (якутов) - 20 [15].

Согласно уставу, гимназистки имели соответствующую форму, не отличавшуюся от общероссийского образца. Она состояла из коричневого платья с длинными рукавами с прямым воротником стойкой. В будни ученицы носили черный фартук, на торжественные мероприятия - белый. Прическа гимназисток представляла заплетенные косы. Женские учебные заведения относились к разряду «закрытых», поэтому гимназисткам запрещалось без разрешения ходить на общественные мероприятия. За поведением девушек следили надзирательницы (классные дамы).

На досуге гимназистки готовили различные мероприятия: спектакли, литературные вечера, посвященные юбилейным датам. Вечера сопровождались докладами и художественно-музыкальными выступлениями. На эти мероприятия иногда выделяли средства и накрывали праздничный стол. Например, в апреле 1910 г. на праздник для гимназисток в качестве пожертвований было собрано 40 р. На эти средства были куплены 2,5 фунта мяса, 5 языков, 30 фунтов крупчатки, 100 яиц, 1 ведро молока, 15 фунтов колбасы, 22 фунта конфет, 30 батонов французского хлеба. Также для выпечки белого хлеба приобрели 23 яйца, 4 бутылки молока, 3,5 фунта масла и дрожжи [16].

Революционные события начала XX в. и пребывание политических ссыльных в области не могли не затронуть обучающуюся молодежь Якутска. В 1904-1905 гг. было создано около 10 нелегальных кружков учащихся средних учебных заведений Якутска: «Маяк», «Светоч», «Молодые силы» и др. Члены кружков вели активную работу среди молодежи города. Шла борьба за влияние и на гимназисток. В состав «Маяка» входили гимназистки К. Шадрина, О. Пылаева др. Другая гимназистка Е. Лебедева была активным членом эсеровского кружка «Светоч». В 1905 г. она уехала в Петербург и спустя 3 года была приговорена к смертной казни за попытку покушения на министра юстиции И.Г. Щегловитова [17, с. 35-36]. В 1908 г. иркутский генерал-губернатор А.Н. Селиванов писал П.А. Столыпину, что «влияние политссыльных в Якутске на молодежь учебных заведений, мужских и женских, настолько сильно, что борьба с этим злом делается непосильной для воспитателей и учителей» [18]. Как известно, с середины XIX в. Якутская область была местом массовой ссылки политических, уголовных и религиозных ссыльных.

В конце 1916 г. большевик Ем. Ярославский организовал в Якутске нелегальный кружок «Рассвет», в который вместе с учащимися реального училища, учительской семинарии входили и воспитанницы женской гимназии. Затем в первые дни событий Февраля 1917 г. Ярославский на базе нелегальных кружков создал политическую организацию молодежи «Юный социал-демократ», куда вступили гимназистки Д. Жиркова, М. Потапова, В. Синеглазова, Р. Цугель и многие другие, которые впоследствии стали активными участницами революционных событий и Гражданской войны в Якутии.

Таким образом, повседневная жизнь гимназисток была строго регламентирована. Количество часов, отведенных на изучение общеобразовательных предметов, примерно совпадало с учебным планом в мужских учебных заведениях, но программа давала более ограниченный объем знаний для девушек. Серьезными проблемами были переполненность гимназии и несоответствие учебного здания санитарно-гигиеническим условиям. Досуг гимназисток практически не отличался от досуга воспитанниц других женских учебных заведений. Политические ссыльные оказали определенное влияние на формирование политических взглядов учащейся молодежи Якутска, в том числе и гимназисток.

Ссылки:

1. Braudel F. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. T. 1. Les Structures du quotidien: le possible et l'impossible. Paris, 1979. 543 p.

2. Белова A.B. Женская повседневность как предмет истории повседневности // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 85-97 ; Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.). М., 1997. 381 с. ; Репина Л.П. История брака и семьи в гендерной перспективе // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 23. М., 2008. С. 5-23.

3. Гончаров Ю.М. Будни барнаульской женской гимназии глазами учителя (по материалам дневника И.Ф. Шубкина) // Краеведческие записки. Барнаул, 2003. Вып. 5. С. 137-146 ; Журавлева Н.Н. Повседневная жизнь женской школы Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Города Сибири XVII - начала XX в. Вып. 2: История повседневности / под ред. В.А. Скубневского, Ю.М. Гончарова. Барнаул, 2004. С. 176-194.

4. Винокурова Л.И. Женщины Севера: социальная активность в повседневной жизни местных сообществ в Якутии // Теория и практика общественного развития. 2019. № 1. С. 36-39. https://doi.Org/10.24158/tipor.2019.1.6 ; Иванова Л.Т. История повседневности: один зимний день якутской женщины в 20-е гг. XX в. // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 99-101.

5. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я)). Ф. 286. Оп. 1. Д. 193. Л. 3.

6. Там же. Д. 1. Л. 3.

7. Там же. Д. 193. Л. 10.

8. Там же. Д. 115. Л. 35.

9. Там же. Д. 193. Л. 11.

10. Афанасьев В.Ф. Якутская женская гимназия // В помощь учителю : сборник статей. Вып. 31. Якутск, 1961.

11. НА РС (Я). Ф. 286. Оп. 2. Д. 59. Л. 1.

12. Там же. Оп. 1. Д. 127. Л. 12.

13. Там же. Д. 134. Л. 1.

14. Там же. Д. 127. Л. 12.

15. Там же. Л. 8.

16. Там же. Д. 116. Л. 2, 3.

17. Иванова Л.Т. Раскрепощение женщин Якутии и их роль в социалистическом строительстве. Якутск, 1974. 180 с.

18. НА РС (Я). Ф. 486. Оп. 2. Д. 70. Л. 21.

References:

Afanasyev, VF 1961, 'Yakutsk Gymnasium', Vpomoshch uchitelyu: sbornik statej, no. 31, Yakutsk, (in Russian). Belova, AV 2006, 'Women's Daily Life as a Subject of the History of Everyday Life', Etnograficheskoe obozrenie, no. 4, pp. 85-97, (in Russian).

Braudel, F 1979, Civilization and Capitalism XV-XVIII Centuries, vol. 1, Paris, 543 p., (in French).

Goncharov, YuM 2003, 'Everyday Life of the Barnaul Women's Gymnasium Through the Eyes of a Teacher (Based on the Materials of the Diary of Shubkin)', Kraevedcheskie zapiski, Barnaul, no. 5, pp. 137-146, (in Russian).

Ivanova, LT 1974, Emancipation of Women in Yakutia and Their Role in Socialist Construction, Yakutsk, 180 p., (in Russian). Ivanova, LT 2015, 'Daily History: One Winter Day of a Yakut Woman in the 20th Century', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura, no. 6, pp. 99-101, (in Russian).

Pushkareva, NL 1997, Private Life of a Russian Woman: Bride, Wife, Lover (10th - Beginning of the 19th Century), Moscow, 381 p., (in Russian).

Repina, LP 2008, 'The History of Marriage and Family in a Gender Perspective', Dialog so vremenem. Al'manah intellektual'noj istorii, no. 23, Moscow, pp. 5-23, (in Russian).

Vinokurova, LI 2019, 'Women of the North: Social Sctivity in the Daily Life of Local Communities in Yakutia', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 1, pp. 36-39, https://doi.org/10.24158/tipor.2019.16, (in Russian).

Zhuravleva, NN 2004, 'Everyday Life of the Female School of Western Siberia at the Turn of the 19th - 20th Centuries', Goroda SibiriXVII - nachala XX v. Istoriya povsednevnosti, Barnaul, no. 2, pp. 176-194, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.