_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._
УДК 796.817:159.947-053.6
Еременко Эдуард Анатольевич
Аспирант лаборатории физического развития Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер Украины, [email protected], Киев
ВОСПИТАНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРТИНГОМ
Аннотация. Статья посвящена исследованию педагогических условий воспитания настойчивости у младших школьников в процессе занятий хортингом. В статье представлен теоретический анализ проблемы воспитания настойчивости у учашдхся младшего школьного возраста по методике вида спорта хортинг. Освещены различные модели построения занятий с детьми, а также концепции и подходы к классификации физических упражнений и оздоровительного детского хортинга, критерии диагностирования уровня развития настойчивости у младших школьников.
Ключевые слова: воспитание настойчивости; занятия хортингом; волевые качества личности; младшие школьники; педагогические условия.
Yeremenko Eduard Anatolievich
Ggraduate student of the laboratory of physical development of the Institute of problems of education of the National academy of pedagogical sciences of Ukraine, master of sports of the international class, deserved trainer of Ukraine, [email protected], Kiev
PERSISTENCE EDUCATION AT CHILDREN OF 6-7 YEARS IN THE COURSE OF HORTING
Abstract. The article is devoted to the research of pedagogical conditions of upbringing of junior pupils' persistence in the process of horting classes. In the article an theoretical analysis of problem of education of persistence at pupils of a younger school by the method of the sport horting is present. Highlight different models of construction activities with children, as well as the concepts and approaches to the classification of physical exercise and children's health horting, criteria of diagnosing of levels of upbringing ofjunior pupils' persistence are shined.
Keywords: persistence education, horting lessons; will of the individual; younger schoolboys; pedagogical conditions.
Вид спорта хортинг является как боевым искусством, так и комплексной системой воспитания детей в духе ведения здорового образа жизни и добродетельной жизненной позиции, в хортинге для успешной тренировочной деятельности очень важно наличие необходимого уровня настойчивости. Детский возраст 6-7 лет - это один из важнейших переходных этапов в жизни человека от атмосферы детства к сознательной жизнедеятельности. И именно в этот момент необходимо уделить внимание ребенку в вопросе волевого закаливания и воспитания настойчивости, которая может пройти с ребенком всю его дальнейшую жизнь [9]. Исследователи (Э. С. Вильчковский, Л. В. Волков,
Е. П. Ильин, К. П. Козлова, Т. Ю. Круцевич и др.) утверждают, что занятия физическими упражнениями не только расширяют диапазон функциональных возможностей, но и развивают способность преодолевать трудности и препятствия [3, с. 139]. В процессе занятий физической культурой и спортом у младших школьников формируется ряд важных способностей, в частности настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, выдержка и др. (Г. Л.Апанасенко, Л. И. Божович, Б. Шиян,). В разработке проблемы настойчивости и ее воспитания значительную роль сыграли работы И. Д. Беха, В. В. Ивашковского, Л. С. Выготского, А. И. Высоцкого, В. А. Иванникова,
Е. П. Ильина, К. Н. Корнилова, В. А. Кру-тецкого, А. Ц. Пуни, П. И. Розмыслова, С. М. Ривеса, П. А. Рудика, В. И. Селиванова, Б. М. Смирнова, К. Д. Ушинского,
A. А. Черниковой, Т. И. Шульги, I. W. Atkinson, G. H. Litwin, L. H. Farber, P. Ricoeur и др. Но в научно-методической литературе рекомендации специалистов по воспитанию настойчивости (М. И. Брихцин, П. А. Рудик,
B. И. Селиванов, Т. И. Шульга) касаются спортивной деятельности, и, как правило, не учитывают возрастные аспекты и не содержат в себе целостной методики воспитания у детей 6-7 лет способностей настойчивости.
Анализ специальной литературы и диссертационных исследований позволяет констатировать, что до сих пор слабо изучены аспекты формирования настойчивости у учащихся на занятиях хортингом в спортивных кружках внеклассной работы. Имеющиеся в психолого-педагогической и методической литературе рекомендации специалистов (В. К. Вилюнас, Г. М. Гагаева, М. Г. Озолин, В. М. Платонов, А. Ц. Пуни, А. О. Романов, Р. З. Шайхтдинов, Е. П. Щербаков и др.) относительно воспитания настойчивости касаются в основном спортивной деятельности [8], и не охватывают возрастных аспектов детей начальной школы. Вследствие этого на занятиях первого и второго года обучения в детской спортивной школе при обучении движений на уроках физической культуры, функциональная нагрузка недостаточно согласуется с решением воспитательных задач. Согласно программе обучения хортингу для детско-юношеских спортивных школ набор детей в группы обучения начинается с 6 лет, т. е. возраст поступления ребенка в начальную общеобразовательную школу совпадает с возможностью зачисления в учебно-тренировочные группы ДЮСШ. Все это указывает на актуальность темы и свидетельствует о необходимости проведения специальных исследований в данном направлении.
Целью исследования является изучение, определение и научное обоснование педагогических условий, способствующих формированию настойчивости у младших школьников средствами хортинга.
В процессе экспериментальной работы используется комплекс методов исследования, который включает анализ и обобщение философской, психолого-педагогической ли-
тературы по проблеме исследования; изучение учебных программ вида спорта хортинг и нормативных документов по физическому воспитанию; педагогическое наблюдение; обобщение опыта работы тренеров-преподавателей по воспитанию у школьников 6-7 лет настойчивости в процессе занятий хортингом во внеурочное время; беседы, опросы, констатирующий и формирующий этапы эксперимента с использованием инструментальной методики и экспертной оценки настойчивости; методы математической статистики и сравнительного анализа; тестовые обследования уровней физической подготовленности учащихся экспериментальных и контрольных групп детского кружка хортинга киевской инженерной гимназии Дарницкого района г. Киева.
Настойчивость у детей 6-7 лет определяется как систематическое проявление силы воли по реализации долговременной моти-вационной установки, стремление ученика достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности [1, с. 4]. Проявление настойчивости у детей 6-7 лет в значительной степени зависит от степени уверенности ученика в достижимости цели, мотивации достижения (стремление к успеху), уровня притязаний; наличия волевых установок тренера к ученику на преодоление трудностей.
Повысить уверенность в положительном результате и уровень настойчивости у детей 6-7 лет можно благодаря развитию наблюдательности (умению быстро и правильно замечать правильность выполнения упражнений, важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке), сообразительности (умению быстро и правильно оценивать сложные ситуации, учитывать их последствия), инициативности в соревновании (умению эффективно и самостоятельно применять тактические замыслы против соперника и предвидеть результаты как своих, так и его действий) [1, с. 187].
У юных хортингистов 6-7 лет сила раздражителей, действующих на ЦНС в тренировочных и соревновательных условиях, очень велика. Это приводит к резкому повышению возбудимости коры головного мозга и изменению условно-рефлекторной деятельности, что является физиологической основой
появления сомнений, неуверенности в своих силах в виду возрастных особенностей детей 6-7 лет, скованности и излишней напряженности в движениях [5, с. 104]. Поэтому юные хортингисты могут допускать двигательные ошибки. Можно предложить эффективные средства для снижения эмоционального возбуждения:
- упражнения с легкими статическими усилиями;
- прерывистое дыхание;
- самонастройка на предстоящий поединок, создание уверенности в своих силах;
- самовнушение: сознательное побуждение себя к выполнению трудных действий в сложной обстановке;
- тренировка с применением технических средств: манекены, груши, тяжелые подвесные мешки, подушки, резиновые эспандеры, шумовые и световые эффекты;
- учебные поединки, умение вести поединок до финального сигнала рефери с предельным волевым напряжением без снижения эмоционального тонуса - важное качество юного хортингиста 6-7 лет.
На развитие настойчивости у детей 6-7 лет однозначно влияет физическая подготовленность и конституция тела, [2, с. 28]. Для анализа этого вопроса следует периоди-
чески измерять функциональное состояние организма и динамику его изменения, рассчитывать тренировочные функциональные возможности детского организма. Целевой уровень ЧСС находится в пределах оздоровительно-тренировочной и максимально-тренировочной границ ЧСС и зависит от физического состояния младшего школьника, раздела хортинга и направленности тренировки, направленности физических нагрузок, цели тренировки.
Повышение уровня настойчивости учеников за счет занятий физическими упражнениями положительно отразилось на физическом состоянии учащихся. Ученики экспериментальной группы имели достоверно более высокую физическую подготовленность, чем контрольной (табл. 1).
Анализируя результаты педагогического эксперимента следует отметить, что наибольшая разница наблюдается по выносливости (р < 0,05), гибкости (р < 0,001), силы (р < 0,05 - 0,001) и скоростно-силовым качествам (р < 0,05 - 0,01). Показатели скорости и ловкости имеют тенденцию к улучшению у учеников экспериментальной группы, хотя наблюдаются существенные различия (р > 0,05). Такое положение объясняется меньшим вниманием к развитию этих ка-
Таблица - Физическая подготовленность учеников экспериментальной и контрольной групп после
педагогического эксперимента
Тестовые показатели л о С Группы учеников Разница в подготовке, Р
экспериментальная группа контрольная группа
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз М 22,40 ± 087 15,50 ± 0,96 <0,001
Д 11, 16 ± 0,45 8,32 ±0,54 <0,05
Подтягивание на перекладине, раз М 5,6 ± 0,27 2,30 ± 0,24 <0,05
Д 1,86 ± 0,08 0,48 ± 0,10 <0,001
Вис на согнутых руках, с М 17,9 ± 0,66 11,10 ± 0,98 <0,05
Д 8,86 ± 0,72 7,0 ± 0,89 >0,05
Поднимания в сед за 1 мин, раз М 93,53 ± 0,64 26,10 ± 0,85 <0,001
Д 30,26 ± 0,83 24,20 ± 0,78 <0,05
Прыжок в длину с места, см М 157,53 ± 2,49 142,0 ± 2,70 <0,05
Д 140,40 ± 2,58 128,0 ± 2,00 <0,001
Бег 30 м, с М 5,48 ± 0,57 6,21 ± 0,68 >0,05
Д 6,03 ± 059 6,18 ± 0,62 >0,05
Челночный бег 4х9 м, с М 12,08 ± 0,08 12,10 ± 0,09 >0,05
Д 12,46 ± 0,1 2 12,59 ± 0,10 >0,05
честв в процессе обучения.
В связи с этим можно определить основные общетеоретические основы формирования настойчивости у детей 6-7 лет в процессе занятий хортингом.
1. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и усердия, приводит к уменьшению работоспособности [6, с. 302].
2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость у детей. В связи с этим необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности. Через удовольствие, получаемое от выполнения определенного физического упражнения, формируется удовлетворенность ученика всем учебно-тренировочным процессом по хор-тингу, который поддерживает настойчивость. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении удаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут менее негативное влияние на формирование настойчивости.
3. Соблюдение принципа доступности. Настойчивость поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы ребенка 6-7 лет необходимо предъявлять преодолимые трудности. Уровень трудности всегда должен быть не слишком низким, но и не высоким, достаточным, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т.е. достижение успеха. Оптимальные трудности задач заставят юного хортингиста прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкая задача неэффективна для воспитания и поддержание настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы.
4. Использование эффекта соперничества. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд у детей.
5. Осознание учеником своей ответственности. При недостаточном развитии чув-
ства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Однако, ее проявление возможно при эгоистических стремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такое проявление настойчивости недолгое и малоэффективное. Если у ребенка есть ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные в нем способности и достичь поставленной цели [7, с. 114].
Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.
Теоретический анализ научной литературы и практический опыт по проблеме воспитания настойчивости у младших школьников в процессе занятий хортингом доказывает, что данная проблема является актуальной и обеспечивает преодоление негативных тенденций среди детей 6 - 7 лет, связанных с повышенным функционально-эмоциональным состоянием и необходимостью воспитания настойчивости. Настойчивость является одной из основных волевых качеств, которая предполагает способность не останавливаться перед возникшими трудностями, а идти к конечной цели.
Определены основные общетеоретические основы воспитания настойчивости младших школьников, рассматривающиеся как целенаправленный процесс формирования у ребенка способности достигать поставленную цель, преодолевая при этом различные препятствия, которые появляются на пути к достижению желаемого результата. Хортинг при этом — эффективная составная часть учебно-воспитательного процесса, направленная на удовлетворение запросов, интересов младших школьников через воспитательное воздействие тренера [10].
Классификация физических упражнений, которые способствуют воспитанию настойчивости у детей 6-7 лет, имеет следующие признаки: 1) интенсивность (низкая, средняя, большая), 2) возрастная категория (младшие школьники), 3) пол (мальчики и девочки), 4) преобладающее проявление волевого качества (одно или несколько волевых качеств: настойчивость, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, решительность, выдержка, организованность, деловитость, смелость, мужество и т.д., которые формируются в
процессе занятий хортингом). Физические упражнения разделены на группы: 1) упражнения, которые способствуют развитию физических качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость, скоростно-сило-вые качества); 2) упражнения с элементами строевых упражнений; 3) упражнения с элементами общеразвивающих упражнений; 4) упражнения с элементами прикладных упражнений хортинга; 5) упражнения с элементами равновесия; 6) упражнения с элементами акробатики; 7) упражнения с элементами борьбы.
Разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель воспитания настойчивости младших школьников средствами хортинга, которая включает следующие компоненты: цель, принципы, средства, методы, педагогические условия, формы и результат воспитания настойчивости у детей 6-7 лет в процессе занятий хортингом.
Обоснована и экспериментально проверена эффективность личностно ориентированной технологии воспитания настойчивости у детей 6-7 лет в процессе занятий хортингом, которая состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. Она предполагает учет организации различных по характеру и содержанию видов учебной деятельности, методов, форм и средств воспитания настойчивости.
Таким образом, результаты исследования дают основания утверждать, что основным и необходимым условием развития настойчивости является систематическое выполнение в процессе тренировок физических упражнений, требующих волевых усилий. Обнаруженная особенность психологических действий юных хортингистов 6 - 7 лет является важным методическим подспорьем в процессе проведения учебно-тренировочных занятий. Она определяется спецификой физических упражнений, физической под-
готовленностью, характером технических действий и соревновательной борьбы в хор-тинге. Поэтому развивать надо не абстрактную волю ребенка, а конкретный компонент воли - настойчивость, то есть - конкретные ее проявления, причем специфичными для ее развития методами.
Библиографический список
1. Бех I. Д.Психолопчний супроввд особистюно орieнтованого виховання // Початко-ва школа. - 2003. - №3. - С. 1-6.
2. Вильчковский Э. С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготов-лености детей 5-7 лет: автореф. дис. докт. пед. наук. - К., 1989. - 44с.
3. Дiхтяренко З. М.Формування наполегливосп молодших школярiв засобами фiзичноl культури // Вюник Житомирського педагопчного ушверситету iменi 1вана Франка. -Житомир: Ред.-вид. вщдш ЖДПУ iменi 1вана Франка, 2003. - Вип. 13. - 138-140 с.
4. Ерёменко Э. А. Тренировка в хортинге: учебно-методическое пособие. - К, 2009. - 238 с.
5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - Изд-во: Питер, 2006. - 208 с.
6. Ильин Е. П. Психология воли - Изд-во: Питер, 2009. - 368 с.
7. Круцевич Т. Ю. Методи дослщження шдивщуального здоров'я дней та тдлпшв у процес фiзичного виховання. - К.: Олiмпiйська лггература, 1999. - 230 с.
8. Психолопя: Шдручник / За ред. Ю. Л. Тро-фiмова. - 2-ге вид., степеотип. - К.: Либщь, 2000. - 134 с.
9. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии // Философско- психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. Электронная версия // Библиотека MyWord // www.myword.ru (дата обращения: 23.06.2013)
10. Семигал О. М. Хортинг в системi виховання фiзичноl активносп дгтей: навчально-ме-тодичний поибник для тренергв i спортсменв. -Полтава.: Знання, 2010. - 24-27 с.