Научная статья на тему 'Воспитание молодежи в духе служения Отечеству как ключевая задача системы образования и национальной безопасности страны'

Воспитание молодежи в духе служения Отечеству как ключевая задача системы образования и национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / детские организации / духовность / идеология / патриотизм / развитие / семья / теория развития творческой личности / убежденность / концепция «тройного опережения» / civic-mindedness / children's organizations / spirituality / ideology / patriotism / development / family / theory of creative person development / conviction / “triple lead” concept

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валерий Владимирович Лихолетов, Асат Гиниатович Абдуллин, Александр Федорович Караваев

Введение. Статья посвящена осмыслению накопившихся проблем воспитания и обучения отечественной молодежи в свете обеспечения национальной безопасности России. Они резко актуализировались в российском обществе в связи со специальной военной операцией на Украине. Многомерный характер проблемного поля требует системного анализа и выявления тех узких мест, воздействие на которые способно улучшить ситуацию. Цель — осмысление проблемного поля воспитания молодежи страны в духе служения Отечеству в современных условиях. Результаты и обсуждение. Проведен анализ базовых понятий темы (дух, духовность, служение), обращено внимание на феномен убежденности — основы патриотизма и гражданственности. Узкими местами в деле воспитания молодежи видятся слабое использование большого объема накопленных научных знаний по теории воспитательных систем, разбалансировка связей в системах «семья–школа–детские организации» и «наука–вуз–школа», отсутствие верных ориентиров работы социальных институтов (сферы культуры, спорта, массмедиа, социальных сетей) из-за отсутствия традиционного для нашей страны в прошлом идеологического монизма. Сегодня это компенсируется в основном за счет расширения религиозного начала в сфере отечественного воспитания (обучения) молодежи. Выводы. На междисциплинарной основе выполнен анализ проблемного поля отечественной системы воспитания, выявлены ее узкие места (в теории и на практике) и предложены меры их поэтапного преодоления в условиях существующих ограниченных финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валерий Владимирович Лихолетов, Асат Гиниатович Абдуллин, Александр Федорович Караваев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultivating Youth in the spirit of Serving the Fatherland as a Key Task of the Educational System and National Security of the Country

Introduction. The article is devoted to the comprehension of the accumulated problems of cultivating and educating domestic youth in the context of ensuring Russia's national security. They have been sharply actualized in the Russian society in connection with the special military operation in Ukraine. The multidimensional nature of the problem field requires its system-based analysis and identification of those "bottlenecks", the impact on which can improve the situation. The aim is to comprehend the problem field of cultivating the country's youth in the spirit of service to the Fatherland in modern conditions. Results and Discussion. The basic concepts of the topic (spirit, spirituality, service) were analyzed, with a focus on the phenomenon of conviction the basis of patriotism and civic-mindedness. "Bottlenecks" in cultivating young people are seen as poor use of a large amount of accumulated scientific knowledge of the theory of educational systems, unbalanced relations in the systems "family-school-children's organizations" and "science-university-school", lack of correct guidelines for the work of social institutions (culture, sports, mass media, social networks) due to lack of ideological monism traditional for our country in the past. Today it is compensated primarily by the expansion of religious basis in the sphere of domestic cultivating and educating youth. Conclusions. On the interdisciplinary basis the problem field of the domestic system of education is analyzed, its "bottlenecks" (in theory and practice) are revealed and measures for their gradual overcoming in the conditions of existing limited financial, material and personnel resources are proposed.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодежи в духе служения Отечеству как ключевая задача системы образования и национальной безопасности страны»

Психологические аспекты становления и развития личности

Psychological aspects of the formation and devolopment of personality

Обзорная статья

УДК 37 © Лихолетов В. В., Абдуллин А. Г., Караваев А. Ф., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-146-158

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Воспитание молодежи в духе служения Отечеству как ключевая задача системы образования и национальной безопасности страны

Валерий Владимирович Лихолетов, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономической безопасности 1; likholetov@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-7131-7302

Асат Гиниатович Абдуллин, доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности 1; asatabdullin50@rambler.ru; https://orcid.org/0000-0002-0804-6148 Александр Федорович Караваев, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент 2; karavaevmvd@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-5041-9238

1 Южно-Уральский государственный университет, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия

2 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат. Введение. Статья посвящена осмыслению накопившихся проблем воспитания и обучения отечественной молодежи в свете обеспечения национальной безопасности России. Они резко актуализировались в российском обществе в связи со специальной военной операцией на Украине. Многомерный характер проблемного поля требует системного анализа и выявления тех узких мест, воздействие на которые способно улучшить ситуацию. Цель — осмысление проблемного поля воспитания молодежи страны в духе служения Отечеству в современных условиях. Результаты и обсуждение. Проведен анализ базовых понятий темы (дух, духовность, служение), обращено внимание на феномен убежденности — основы патриотизма и гражданственности. Узкими местами в деле воспитания молодежи видятся слабое использование большого объема накопленных научных знаний по теории воспитательных систем, разбалансировка связей в системах «семья-школа-детские организации» и «наука-вуз-школа», отсутствие верных ориентиров работы социальных институтов (сферы культуры, спорта, массмедиа, социальных сетей) из-за отсутствия традиционного для нашей страны в прошлом идеологического монизма. Сегодня это компенсируется в основном за счет расширения религиозного начала в сфере отечественного воспитания (обучения) молодежи. Выводы. На междисциплинарной основе выполнен анализ проблемного поля отечественной системы воспитания, выявлены ее узкие места (в теории и на практике) и предложены меры их поэтапного преодоления в условиях существующих ограниченных финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Ключевые слова: гражданственность, детские организации, духовность, идеология, патриотизм, развитие, семья, теория развития творческой личности, убежденность, концепция «тройного опережения»

Для цитирования: Лихолетов В. В., Абдуллин А. Г., Караваев А. Ф. Воспитание молодежи в духе служения Отечеству как ключевая задача системы образования и национальной безопасности страны // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 2(97). С. 146-158. №рк//Могд/10. 24412/1999-6241-2024-297146-158

Review Article

UDC 37 © Likholetov V. V., Abdullin A. G., Karavaev A. F., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-146-158

5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment 5.8.2. Theory and Methods of Teaching and Upbringing (by areas and levels of education)

Cultivating Youth in the spirit of Serving the Fatherland as a Key Task of the Educational System and National Security of the Country

Valery V. Likholetov, Doctor of Science (in Pedagogy), Candidate of Technical Sciences, Professor at the Chair of Economic Security 1 likholetov@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-7131-7302

Asat G. Аbdullin, Doctor of Science (in Psychology), Professor, senior researcher at the Chair of Psychology of Management and Service 1 asatabdullin50@rambler.ru; https://orcid.org/0000-0002-0804-6148

Alexandr F. Karavaev, Honoured Worker of the Higher School of the Russian Federation, Candidate of Science (in Pedagogy), Associate-Professor 2; karavaevmvd@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-5041-9238 ' South Ural State University, 76 Lenin pr., Chelyabinsk, 454080, Russia

2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov st., Omsk, 644092, Russia

Abstract. Introduction. The article is devoted to the comprehension of the accumulated problems of cultivating and educating domestic youth in the context of ensuring Russia's national security. They have been sharply actualized in the Russian society in connection with the special military operation in Ukraine. The multidimensional nature of the problem field requires its system-based analysis and identification of those "bottlenecks", the impact on which can improve the situation. The aim is to comprehend the problem field of cultivating the country's youth in the spirit of service to the Fatherland in modern conditions. Results and Discussion. The basic concepts of the topic (spirit, spirituality, service) were analyzed, with a focus on the phenomenon of conviction - the basis of patriotism and civic-mindedness. "Bottlenecks" in cultivating young people are seen as poor use of a large amount of accumulated scientific knowledge of the theory of educational systems, unbalanced relations in the systems "family-school-children's organizations" and "science-university-school", lack of correct guidelines for the work of social institutions (culture, sports, mass media, social networks) due to lack of ideological monism traditional for our country in the past. Today it is compensated primarily by the expansion of religious basis in the sphere of domestic cultivating and educating youth. Conclusions. On the interdisciplinary basis the problem field of the domestic system of education is analyzed, its "bottlenecks" (in theory and practice) are revealed and measures for their gradual overcoming in the conditions of existing limited financial, material and personnel resources are proposed.

Keywords: civic-mindedness, children's organizations, spirituality, ideology, patriotism, development, family, theory of creative person development, conviction, "triple lead" concept

Citation: LikholetovV. V., Аbdullin А. G., Karavaev А. F. CultivatingYouth in the spirit of Serving the Fatherland as a Key Task of the Educational System and National Security ofthe Country. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 2(97). Pp. 146-158 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-146-158

Основные положения

1. В условиях начавшихся перемен, инициированных специальной военной операцией, и выхода страны из «рыночного геноцида» прежних десятилетий (термин С. Ю. Глазьева, А. И. Субетто) проблема воспитания молодежи обострилась до уровня ключевой в сфере не только образования, но и национальной безопасности страны.

2. Служение Отечеству видится нам ориентиром и стратегическим общим знаменателем в деле воспитания молодежи России при проектировании и реализации проектов «капитального ремонта» отечественного социума и его морально-нравственного оздоровления усилиями российских семей и всего психолого-педагогического сообщества страны. Осмысление путей достижения этих целей подтверждает актуальность концепции Н. А. Селезневой и А. И. Субетто о «тройном опережении», предусматривающей опережение качеством научного знания в образованиеведении живого знания, транслируемого сначала в вузах (педагогам педагогов), а далее — в колледжах, лицеях и школах (педагогами воспитанникам-обучающимся).

3. Есть острая необходимость усиления системной междисциплинарной подготовки будущих педагогов и ухода в ней от сложившейся предметно-ориентированной одномерности. Необходимо включение в блок теорий воспитания, а также освоение преподавателями вузов системных наработок по теории развития творческой личности, закономерностям развития коллективов и т. п., выполненных в рамках «большой ТРИЗ».

4. Проблема воспитания молодежи в духе служения Отечеству может быть решена лишь на системной основе совместными усилиями российских семей, социума и государственных институтов. Для этого необходимо обновление властной элиты страны и ее регионов за счет ветеранов

специальной военной операции на всех упомянутых выше фронтах воспитательного процесса.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

В условиях перемен, интенсифицированных специальной военной операцией (далее — СВО) России на Украине, и постепенного выхода страны из «рыночного геноцида» прежних десятилетий (термин С. Ю. Глазьева [1], А. И. Субетто [2]) обострилась проблема воспитания молодежи в духе служения Отечеству. Она стала ключевой не только для сферы образования, но и для национальной безопасности страны в целом.

Отказ от прежних идеологических установок после распада СССР в лихие 1990-е и непростые нулевые годы начала XXI в. привел к трансформации социокультурных смыслов в обществе, смене стереотипов деятельности и поведения людей. Нами разделяется мнение ученых, что Россия в 1990-х гг. в состоянии духовно-идеологического смятения смотрела в свое прошлое и будущее. В прошлом остались два огромных по своим масштабам ценностно-мировоззренческих отречения. Так, в начале XX в. (с 1917 г.) произошло большевистское отречение от старого мира, положившее начало строительству коммунизма, а в 1990-х гг., при распаде СССР, — отречение уже от результатов этой гигантской работы. По мысли В. А. Мосолова [3], это «двойное отречение при жизни одного поколения беспощадно мстит тем, что словосочетание „духовный вакуум" стало своеобразным зеркалом, в которое смотрит на себя обществовед, лихорадочно разрабатывающий во имя будущего новое мировидение, новые концепции обустройства Отечества, воспитания подрастающих поколений» [4, с. 3]

Вал накопившихся проблем в стране, безусловно, стал препятствием на пути выработки властями страны грамот-

ной молодежной политики, приведшей к неэффективной модели ее реализации. Причинами, повлиявшими на это важнейшее звено национальной безопасности, стали отсутствие идеологического единства общества (из-за запрета на государственную идеологию), нарушение принципа социальной справедливости, низкая религиозность общества, деформация традиций отечественной системы воспитания (обучения) из-за вхождения в чуждый стране Болонский процесс. Последнее, например, привело к формированию целой системы «натаскивания» детей для сдачи ЕГЭ, резко усилившей фактор случайного выбора молодыми людьми направлений профессиональной подготовки [5]. Все это во многом «добило» остатки унаследованной от советского времени не безукоризненной, но вполне работавшей в стране системы воспитания (образования). Решение важнейшей для будущего страны проблемы воспитания и по сути спасение Отечества от потенциально страшных последствий от невоспитанности и деградации детей и молодежи сегодня легло на многострадальные российские семьи. Однако изменившаяся геополитическая, социально-технико-экономическая и социокультурная ситуация требует научного осмысления путей движения страны вперед и поиск надежных ориентиров этого движения.

Воспитание — сложнейший феномен [6]. В часто цитируемом учеными стихотворении М. Волошина «Государство», написанном в Коктебеле 13 апреля 1922 г., говорится: «Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство — наименьшее, тягчайшее же — ВОСПИТАНЬЕ», а далее поясняется мысль: «Смысл воспитанья — самозащита взрослых от детей».

Вопрос о смысле воспитания — это вопрос о должном. Философия воспитания требует, чтобы к его изучению подходили в целостности, соединяющей в себе многообразие проявлений феномена. Отсюда следует, что вопрошание о воспитании как реальном феномене — это уже вопрошание о сущем, в котором важно представлять, каким является воспитание в действительности. Для философов это проблема сопоставления должного и сущего [7, с. 21]. Трудно не согласиться с учеными, что воспитание — непрерывный процесс соотнесения человека и мира, результатом чего оказываются новые формы их взаимного бытия. Поэтому современная философия воспитания правильно ставит вопрос о взаимосвязи ценностей воспитания и ценностей культуры. Лишь культура ориентирует воспитательный процесс на тот или иной идеал человека, а идеал человека, как известно, есть вектор, задающий смысл функционирования воспитания как системы [8]. Только в адекватной системе воспитания люди осознают свою принадлежность обществу и причастность к общей исторической судьбе.

Служение Отечеству — понятие, требующее изначального расщепления на более общие термины («служение» и «Отечество») и выхода на междисциплинарный уровень. Имея массу измерений (от служения Богу и близким, воинской и государственной службы до службы музам в сфере культуры и т. п.), слово «служение», естественно, не может

редуцироваться даже в такое в широкое понятие, как «патриотизм» [9-11].

Само понятие воспитания как процесса управления потребностями, определяющего уровень духовности и образ жизни, многомерно и имеет духовно-социальное, биологическое и естественное (по жизни) измерения. Помимо названных направлений, воспитание идет в процессе образования человека и его деятельности [12, с. 154]. Ученые, вовлеченные в работу по формированию и осмыслению концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [13], отмечают исключительную важность утверждения национального воспитательного идеала в его исторической преемственности, предостерегая от пагубности узкого прагматизма и увлеченности сиюминутным в ущерб вечным ценностям [14]. Нами разделяется мысль, что воспитание — принципиально социальная и общенародная, а не ведомственная (образовательная) проблема. Трудно что-либо добавить к словам Ж.-Ж. Руссо из его «Очерка национального воспитания, или Плана образования для молодежи», что «именно воспитание должно... так направлять мнения и вкусы граждан, чтобы они были патриотами по склонности, по страсти, по необходимости. Дитя, раскрывая глаза, должно видеть отечество, и до смерти не должно ничего видеть, кроме отечества» [цит. по: 15, с. 147].

Вся тысячелетняя история многострадальной России подтверждает значимость духовного начала в деле воспитания молодежи. Именно поэтому служение Отечеству видится нам стратегическим ориентиром в этом.

Цель — осмысление проблемного поля воспитания молодежи страны в духе служения Отечеству в современных условиях и выявление его узких мест.

Материалы, результаты и обсуждение

Нами не случайно используется кортеж слов «в духе служения Отечеству». Первое слово в нем — «дух» сразу вызывает ассоциацию со «Святой Троицей» — триединством Бога. Православное вероучение утверждает единоначалие Бога Отца как источника Бога Сына и Святого Духа, не означая их подчинения Богу Отцу (они самостоятельны во всем, кроме происхождения). Как известно, Ф. М. Достоевский определял «силу духа русской народности» как «стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности» 1.

Дух — энергетическая составляющая человека, качество, отличающее его от животных (тварей), но не принадлежащее ему. Человек не властен над духом (он приходит и уходит), тогда как душа — духовное тело, субъект личного бытия. По религиозным и философским учениям, душа есть бессмертная нематериальная субстанция, в которой выражены божественная природа человека, его личность, дающая начало и обусловливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли и которая обычно противопоставляется телу. При этом душа обнаруживает троичность, поскольку выступает носителем разума, чувств и воли, а ее составной неотъемлемой частью является бессмертный дух [16, с. 102].

1 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1972-1990. Т. 26. С. 147. 148 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Том 29, № 2(97)

Обращение к слову «служение» в Библейской энциклопедии Брокгауза дает нам два толкования в Ветхом Завете — как добровольное и свободное (привилегия) и по принуждению (рабское). В Новом Завете оно расширяется до шести смыслов: а) подневольного труда раба; б) черновой работы типа «прислуживания за столом», трансформировавшейся в «христианское служение», где нет «черной» и «белой» работы, а есть лишь богоугодное дело; в) перехода от периодичности (отправления культа) к непрерывному служению; г) как повседневности; д) как священнодействия; е) как обозначения проповедников (знающих предание о Христе и передающих его новообращенным) 2.

Термин «служение» происходит от старославянского — «общинная служба» и означает тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высокопродуктивно выполнять любую взятую на себя работу (независимо от того, каково руководство и каковы условия). Служение — это бескорыстие общественно ценных мотивов. Им могут быть помощь и поддержка кого-нибудь, строгое и точное, с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции. В этом смысле говорят о служителях веры, науки, искусства. Именно поэтому в народе закрепились афоризмы о «служении верой и правдой», «служении делу, а не лицам», «служении Отчизне», «служении народу». Служение — это высокий долг гражданина и христианина, не опускающегося до лести, выгоды и карьеризма 3. Всем нам памятны слова Чацкого, героя великой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», о государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Неправильный выбор служения зовется грехом (в древнегр. языке «грех» — это «промах, погрешность, провинность, непопадание в цель»).

Появление термина «служение Отечеству» в истории связывают со временем уменьшения роли религии (секуляризацией общества) в XVIII в., когда на смену религиозной ментальности пришли светские принципы. Главный из них — «служение Отечеству и своим ближним» — стал базисом национально-культурной идентификации [17]. Поэтому уже много веков служение Отечеству как ключевая установка неизменно формирует основу патриотической компоненты политики нашего государства.

В настоящее время выражение «служение Отечеству и ответственность за его судьбу» прямо включено в п. 5 Указа Президента России от 9 ноября 2022 г. № 809 4. Оно говорит о непреходящей важности для нашего народа высоких (сакральных) идей. На уровне теоретического сознания идеал святости ярко проявился в русской философии Х!Х-ХХ вв. (у С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева,

П. А. Флоренского) в учении о Софии, олицетворяющей вечную любовь, женственность, в противовес Логосу, отражающему космический закон и порядок, где нет любви, идущей от материнского образа божества. Хорошо известно, что на Руси особо почитали Божью матерь. Именно в этих мирах, по мнению ученых, лежат родники отечественной ментальности, истоки иррациональной веры в хорошего царя, которого народ противопоставлял плохим боярам. В СССР все это трансформировалось в идеалы коммунизма, потом «народного» президента, обещавшего борьбу с привилегиями, в справедливые демократические реформы и т. д.

Идеал святости основан на иррациональной вере в высшие принципы жизни как отдельного человека, так и всего российского общества. Вспомним Ф. М. Достоевского, который в «Дневнике писателя» еще в 1876 г. писал: «Повторяю: судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает». Далее говорилось: «А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении» 5.

Эти принципы касаются не только религии, но и светской жизни, распространяясь на социально-экономические отношения и политику, ведь по православной и исламской традиции «Бог познается сердцем, а не умом». Представляется важным, что в уже упомянутом выше п. 5 Указа Президента РФ это нашло отражение в словосочетании «приоритет духовного над материальным».

Известно, что человеческий язык не только отражательная система и накопитель опыта человечества, но и мощное орудие воздействия и регуляции. Именно поэтому язык — ключевое средство воспитательного процесса. Трудно не согласиться с утверждением, что «люди говорят воздействуя, а точнее, воздействуют говоря» [18, с. 7]. Здесь отметим лингвистическое единство (по корневому морфу), казалось бы, разных по смыслу слов: достаток, достояние и достоинство. Если смысл первого слова состоит в «зажиточности, материальной обеспеченности (кого-либо)», то второе указывает на ресурсы (природные и культурные), которые вроде бы по праву рождения и обретения гражданства страны должны быть доступны всем членам общества. К сожалению, после распада СССР и грабительской приватизации, которую народ окрестил словом «прихватиза-ция», случилось дикое имущественное расслоение людей. По данным Высшей школы экономики и Внешэкономбанка, в 2019 г. лишь 3% самых богатых россиян владели 92% всех срочных вкладов и 89% финансовых активов, причем концентрация денег у этой группы лиц выросла, ведь в 2013 г.

2 Служение, служба, служить // Библейская энциклопедия Брокгауза. URL: https://bible.by/lexicon/brockhaus/word/3803/ (дата обращения: 14.02.2024).

3 Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. С. 726-727.

4 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 22. С. 42-43.

она составляла 84% 6. Росстат, с 2017 г. находящийся в ведении Минэкономразвития, опубликовал в конце 2022 г. данные, согласно которым на 10% самых обеспеченных россиян приходилось 30% всего объема денежных доходов в стране, тогда как в руках 10% беднейших граждан концентрировалось лишь 2% общих доходов 7. Попытка осознать всю глубину падения нравственных начал в обществе в предшествующие годы, а также реальность процессов, происходящих в условиях идущей сегодня на Украине СВО, где наши воины демонстрируют неподдельный героизм, заставляет невольно вспомнить пророческие слова М. Е. Салтыкова-Щедрина: «На патриотизм стали напирать. Опять, видимо, проворовались». Не комментируя нестыковку приведенных цифр, отметим, что социальная несправедливость — одна из ключевых причин деградации системы воспитания в стране и ее узкое место. Не стоит забывать, что в 2018 г. каждый второй безработный в России был молодым человеком в возрасте 20-30 лет [5]. Безусловно, с началом СВО многое в стране начало меняться, но немалая часть институтов культуры и массмедиа по-прежнему продолжает внедрять в общественное сознание стереотипы стратегии «умения жить». С позиций воспитания молодежи это очень опасное и весьма узкое место в стране, для «расшивки» которого нужна реализация сильнейшей воли высшего руководства страны.

Слово «достоинство» являет собой морально-нравственную категорию, раскрывающую самоуважение человеческой личности. Более того, достоинство, по мнению философов, входит в систему базовых человеческих идеалов (наряду с идеалами жизни, свободы и справедливости) [19]. Исследователи отечественной модели управления отмечают, что в ментальных кодах народов многонациональной и многоконфессиональной России по-прежнему живы представления о некой золотой середине — приоритетной позиции на пятиуровневой шкале материального состояния (а также развития сознания): «нищета-бедность-достаток-богатство-роскошь».

Они, например, отражаются в весьма распространенном в повседневном обиходе пожелании людей друг другу — жить как люди. По сути, речь идет об уникальной социальной ценности достатка, не только в материальном, но и в нравственном смысле. Получается, что, даже желая друг другу заработать побольше денег, граждане в своей обыденной языковой реальности (сами не замечая этого) фактически говорят о своем внутреннем согласии с укоренившимся в ментальном поле страны «приоритетом духовного над материальным» [20, с. 251-272]. На наш взгляд, это исключительно важно с позиций воспитания правильных ориентиров у отечественной молодежи, подверженной многим соблазнам благодаря упомянутому многоканальному воздействию современных массмедиа. Ведь именно так, ненавязчиво и незаметно, но настойчиво средствами родного языка можно формировать важнейшие идеологические ориентиры.

Понятие «общинность» происходит от слова «общее», а корни идеала общинности находятся в крестьянской жизни, где коллективистские ценности ставились выше личных. Ведь если в коллективе все равны, никто не будет обижен. По мнению историков, именно тяжкие природно-климатические условия заставляли крестьян в течение столетий дорожить общиной как нормой социальной справедливости в обществе [21]. При этом сам тип русской ментальности на протяжении веков отличался явным преимуществом общественного над частным. Эта способность признавать общее более важным, чем частное (не отвергая последнее), имела громаднейшее значение в многострадальной истории русского народа. Наряду с добротой, отзывчивостью, готовностью к самопожертвованию, долготерпением, трудолюбием, отчаянной храбростью и коллективизмом, она на протяжении столетий составляла особенность русского менталитета и главную черту русского национального характера. Несмотря на то что общинность сопряжена с соборностью, эти понятия неидентичны. Для современного человека понятие «соборность» является сложным, так как изначально оно трактовалось как религиозное. Д. А. Хомяков (сподвижник министра народного просвещения России в 1833-1849 гг. графа С. С. Уварова и соавтор триады «Самодержавие. Православие. Народность» [22; 23]) понимал соборность как сочетание людской свободы и людского единства на основе любви к единым для всех абсолютным ценностям. По сути, в компактном виде соборность — это духовная сторона коммунитарной взаимозависимости, а общинность — ее хозяйственно-бытовое воплощение.

Феномен успеха Октябрьской революции 1917 г. и установления советской власти, полагал Н. А. Бердяев, состоял в том, что партия большевиков четко сыграла на общинно-соборных струнах российского народа. В лозунге «Вся власть Советам!» налицо соответствие соборному идеалу свободного равенства людей перед Богом, объединенных общей верой [24]. Вполне соответствовал традиции общинного пользования простой лозунг большевиков: «Фабрики — рабочим, земля — крестьянам». Более того, сама вера в коммунизм, который как светлое будущее может состояться лишь при условии, что люди сегодня серьезно помучаются, была своеобразной калькой с религиозной веры в спасение души после тяжелой, но праведной земной жизни.

Идеал сильной государственности у народов страны в крови. В условиях идущей сегодня СВО на Украине, являющейся по факту гибридной войной коллективного Запада с нанесением России когнитивных, кибернетических и кинетических ударов по всем трем человеческим мирам (идеальному — сознанию, мировоззрению, морали и ценностям; виртуальному — цифровой среде обитания человека; материальному — по физическим объектам) [25], у населения страны уже нет сомнений в том, что без мощного государства россияне (как нация) просто не выживут.

6 Зубов М. Россия стала чемпионом мира по неравенству: Три процента граждан владеют почти всем капиталом страны. URL: https://www.kp.ru/daily/26966.7/4020872/ (дата обращения: 12.04.2019).

7 Росстат по-новому измерил неравенство доходов в стране. Как на разные группы населения повлиял кризис. URL: https:// www.rbc.ru/economics/13/10/2022/63453c3d9a79470c2cdf05ca (дата обращения: 21.01.2023).

У зарубежных исследователей жизни советских граждан (причем в самую жесткую — сталинскую — эпоху [26]) вызвало крайнее удивление и стало для них самым настоящим откровением то, что именно в государстве (а не в гражданском обществе) опрашиваемые ими люди в Советском Союзе видели гарантию своих прав.

При этом идеал сильной государственности у нас тесно переплетается с идеалом социальной справедливости. Именно поэтому народы России болезненно переносили неправедное распределение тягот служения Отчизне и государству. Этому общественному идеалу соответствовал принцип служилого государства, воплощающий в себе идею демократии равенства всех сословий в служении Отечеству. Так, по мнению А. С. Панарина, все сословия несли государственную службу, причем отличалась она не столько степенью тяжести, сколько спецификой общественного разделения труда. Одни кормят страну, другие ее защищают, третьи — духовное сословие — поддерживают в ней живое присутствие высокого ценностного начала [27]. При нарушении принципа в стране возникало недовольство, грозившее перерасти в народный бунт. Ярким примером из прошлого ученые называют закон о «золотой вольности дворянства» от 18 февраля 1762 г., введенный Петром III, согласно которому дворяне получали право на неслужилый статус, что сразу же поставило под вопрос службу крестьянского сословия, так как «одно дело — кормить и снабжать всем необходимым дворян как храбрых защитников Отечества, готовых в любую минуту пролить кровь, а совсем другое дело — обслуживать „лишних людей" — сибаритствующих снобов» [24].

История неправедного распределения тягот служения Отечеству недавно повторилась в современной России 24 февраля 2022 г., с началом СВО, но особенно после 21 сентября 2022 г., когда в стране была объявлена частичная мобилизация военных резервистов, по которой в армию было призвано 300 тыс. человек (уточненная цифра — 302 503 чел.). По данным Forbes, за две недели с начала мобилизации Россию покинули до 600-700 тыс. человек — эмигрантов нового типа, получивших имя ре-локантов (от англ. relocate — переместить). Пару месяцев спустя, когда первоначальный испуг этих «патриотов России» оказаться на линии боевого соприкосновения прошел, до 40% этих лиц вновь появились в родных местах 8. На мировоззренческие причины такого поведения людей указывает также «трещина» идеологического свойства, хорошо видная на примере столкновения взглядов групп исследователей по отношению к судьбе Отечества, прежде всего в академической среде страны. Так, пророссийские взгляды отразились в статьях сборника по итогам заседаний Первого Большого Философского Собора 2022 г. 9, а совсем противоположные взгляды — в статьях сборника, вышедшего в ФРГ [28]. Это наглядное подтверждение актуальности обсуждаемой нами проблемы.

Размышляя об этимологии ключевых слов, ученые констатируют, что они преисполнены глубокого духовного смысла: воспитать — питать (кормить) в первую очередь душу; образование — от слова «образ» — воссоздание в каждом человеке образа Божия; просвещение — от слова «свет»: «Свет истинный [Христос] иже просвежает всякого человека» (Остромирово Евангелие, 1057 г.) [29, с. 311]. Анализ словарей подтверждает, что в них отражаются изменения в духовной, социальной и политико-идеологической жизни людей. Подчас исконное понятие, изменяясь, едва ли не исчезает совсем. Еще Климент Александрийский писал о духовном смысле педагогики, рассматривал воспитание как спасение и утверждал, что его цель — подготовка к иной (высокой) жизни: «Через воспитание, получаемое на земле, становится он гражданином неба» [30, с. 283-284].

Всей историей педагогики доказано, что важнейшую роль в воспитании человека играет его созидательная деятельность. В качестве врагов в деле воспитания К. Д. Ушин-ский называл жажду денег, неверие в добро, отсутствие правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к нарушению законов чести [31]. Нами полностью разделяется мнение Ушинского о том, что русская педагогика — неотъемлемая часть русской идеологии.

Трудности реализации единой стратегии воспитания в образовании страны сегодня вызваны не только социальной стратификацией российского общества и отсутствием общенародной совокупности ценностей, но и многообразием трактовок самого понятия «воспитание». Упомянутая стратификация пока одномерна (по доходам) и больше видна в крупных городах, но опасность тенденции и ее проявление в сфере образования мешают выработке стратегии. Духовная жизнь России лежит на перекрестке главных осей общественного сознания: социально-общественного и индивидуально-личностного; духовно-нравственного и утилитарно-прагматического; альтруистического и эгоцентрического. Решению назревших проблем препятствует разночтение понятия воспитания учеными: как процесса целенаправленного формирования личности, создания условий для ее самоактуализации, управления этим процессом и т. п. [32, с. 68].

Споры исследователей по трактовке терминов всегда идут долго. В реальной жизни общество спасает юридическое закрепление понятий. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается не только деятельность, направленная на развитие личности, но и создание условий для самоопределения и социализации обучающихся (табл. 1).

Определение включает понятия героизма, гражданственности и патриотизма. Предтечей последнего у древних греков было понятие «арете», переводимое как «доблесть» (в смысле высокой нравственности), присущая героям и благородным людям, но не отражающая его многозначности. Высшим арете у Аристотеля была деятельность ради

8 Стало известно о возвращении в Россию до 40% релокантов. URL: https://ruposters.ru/news/05-12-2023/stalo-izvestno-vozvraschenii-rossiyu-relokantov (дата обращения: 05.12.2023).

9 Великое русское исправление имен : сб. по итогам заседания филос. собора в 2022 г. / под ред. А. Ю. Коробова-Латынцева, Н. В. Арутюнова. СПб., 2023. 240 с.

Таблица 1. Базовые термины сферы воспитания (Table 1. Interpretations of basic terms in the field of upbringing)

Термин Определение

Воспитание Подлинная функция воспитания не в изобретении будущего, а в передаче прошлого. По Х. Арендт, суть воспитания — консерватизм, не означающий отказа от переделки мира. Она пишет: «Именно для того, чтобы в каждом ребенке сохранить все новое и революционное, воспитание должно быть консервативным» 10

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде (п. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»)

Героизм Высшая степень гражданского или военного мужества

Крайняя степень бескорыстной храбрости, противостоящей любому реальному или возможному злу. Эта храбрость способна противостоять не только страху, но и страданию, усталости, унынию, отвращению и соблазну. Это исключительная добродетель исключительных людей. Никто не обязан быть героем, поэтому герои всегда вызывают восхищение 11

Гражданственность Многофункциональный феномен, представляющий единство трех составляющих: государства, общества, человека, приоритет которых в процессе их взаимодействия трансформировался в зависимости от той или иной исследовательской парадигмы, а также историко-социокультурных условий. Отсутствие одного из компонентов обусловливает негражданственность либо закономерно ведет к антигражданственности [33]

Патриотизм Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма и иногда служит для его маскировки. Национализм — это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм — национализм от первого лица. Одно из свойств слепоты заключается в том, что человек не видит сам себя. Поэтому патриотизм ценен только в том случае, если подчинен разуму, носящему универсальный характер, или справедливости, тяготеющей к универсальности. Именно таков сегодняшний смысл прав человека и смысл существования международных трибуналов 12

Любовь к Отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, Отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более-менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Поэтому служба родине была богослужением и патриотизм совпадал с благочестием 13

блага гражданской общины и своих сограждан. Позже с установлением империи «римский патриотизм» подвергся трансформации, включив в себя элементы космополитизма и превратившись в «имперский». По мере распространения христианства святые отцы (типа Августина Блаженного и др.) призывали христиан отказаться от лояльности какому-либо политическому сообществу.

Второе рождение патриотизм получил в трудах Н. Макиавелли, подчинившего личную жизнь человека жизни общества. Главным качеством гражданина (virtu) была любовь к отечеству, а базу становления гражданина как патриота Макиавелли видел в государственной идеологии, сравнимой по воздействию с религией. В позднем Средневековье власти Европы стали продвигать представления о традиционном regnum (царстве) как о patria (родине), требуя от подданных политического поклонения. Европейские мыслители XVIII в. считали, что в монархиях любовь к родине существует отдельно от государства. «Взлет» патриотизма пришелся на период Великой французской революции, когда понятие «патриот», трактовавшееся в античном понимании, сомкнулось в риторике политических деятелей с понятием «гражданин» в качестве высшей добродетели.

Существование в стране колоссального числа работ по проблемам гражданственности и патриотизма по всем научным направлениям есть свидетельство их особой важности для развития общества. Феномен патриотизма изучается в разных аспектах, при этом отечественные исследования, например, показывают, что в российском

обществе нормативная гордость (близкая к «слепому» патриотизму) выше, чем рациональная гордость (близкая к «конструктивному» типу) [34, с. 55]. Патриотическое поведение предполагает «истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу» [35]. Патриотизм формируется как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей общему интересу, более значимому, чем частный.

При изучении корней патриотизма, напрямую связанных с идентичностью русских и других народов России (как сложного неосязаемого предмета), нельзя обойти культурного слоя пословиц как «концентрированного метафорического „образа" той символической реальности, которая способствует осознанию этнической идентичности» [36, с. 78]. Огромная территория, суровый климат и бесчисленное количество войн сформировали особые черты нашего народа. Даже за время татаро-монгольского ига на территории страны (примерно в течение 250 лет) случилось более сотни войн, к которым татаро-монголы не имели никакого отношения. Иначе говоря, народы на Руси всегда жили в условиях опасности уничтожения. Поэтому великим социально-экономико-политическим изобретением страны стало казачество. К середине XIX в. в России за счет этого сословия была создана надежная система безопасности границ, растянувшихся на десятки тысяч километров

10 Конт-Спонвиль А. Философский словарь / пер. с фр. М., 2012. С. 81-82.

11 Там же. С. 96.

12 Там же. С. 308.

13 Энциклопедический словарь Брокзауза и Ефрона. С. 1890-1907.

с запада на восток. Получив от царя в вечное и бесплатное пользование землю, казак защищал от врагов ее и свою семью, а следом и всю страну. Казачеству, составлявшему до 2,4% населения, принадлежало 65 млн десятин земли в стране. К 1914 г. пояс безопасности России включал в себя 11 казачьих войск численностью более 4 млн человек. Два казачьих полка входили в состав царской лейб-гвардии. Однако по известным причинам (владение землей) после революции 1917 г. казачество не вписалось в большевистскую доктрину [37].

Известно, что общезначимые идеалы как сверхъестественная сила связывает людей, обеспечивая рационально-эмоциональную общность. Массовый экстаз еще в античности понимался как «вселение божества», поэтому идеология как учение об идеалах (светских или религиозных) с точек зрения психологии и этимологии напоминает религию. Идеалы, как святыни для поклонников, связывают их духовно друг с другом (не случайно на латыни «святыня» звучит как «religio», а «связывать» — «religare») [38, с. 30]. В настоящее время жизнеспособность угасших социальных идеалов проявилась в форме героизации нашими людьми погибших родственников на Великой Отечественной войне. Это сублимировалось в феномен движения «Бессмертный полк», охватившее свыше 80 стран в виде «нового крестного хода» [39]. Вспоминая и осмысливая сегодня феномен массовости советских праздничных демонстраций, исследователи рассматривают их также как своеобразную сублимацию «крестных ходов» [40].

Вся эволюция человечества убеждает нас, что отказ от идеологии невозможен. Философами доказано, что социально значимые идеалы, сочетая в себе прагматический и утопический аспекты, не исчезают из жизни людей. Они приходят-уходят и снова возвращаются, т. е. всякая идеология переживает, согласно эффекту Икара, взлеты и падения (акме и катаболе) [41, с. 31]. В свете этого становится ясно, почему система воспитания в современной России наследует многое из системы воспитания в СССР. В советский период большое внимание ученых было уделено процессам формирования убеждений.

Советская система воспитания базировалась на коллективизме. Молодежь была массово вовлечена в деятельность системы детско-юношеских и молодежных организаций: октябрята — дети в возрасте 7-9 лет, пионеры — подростки 9-15 лет, комсомольцы — молодежь 15-28 лет). Несмотря на случаи «заорганизованности», ярким результатом воспитания в их среде стал массовый героизм пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны. Позже он перерос в трудовой героизм молодежи в период освоения целины в 1950-1960-е гг., превратившись затем в мощное движение студенческих строительных отрядов (далее — ССО) с середины 1960-х до конца 1980-х гг.

Подвигом принято называть героический поступок, совершенный человеком во благо ближнего (ближних), для пользы Отечества. С религиозных позиций он совершается во исполнение Божественной воли и связан с самоотверженностью и преодолением значительных трудностей (аскетический и монашеский подвиги, подвижническая жизнь). Часто это действие, совершаемое быстро (порой

мгновенно), с риском для жизни. Результатом является значимая военная, военно-политическая или социально-экономическая польза. Трудовым подвигом называют действие выдающегося характера, совершаемое человеком на поприще трудовой деятельности во благо людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивный опыт прошлого в стране не забыт. В 2003 г. создана молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (далее — МООО РСО). В 2023 г. численность МООО РСО составила до 225 тыс. человек (это примерно четверть численности ССО времен СССР). Работают отряды строительные, проводников, педагогические, медицинские, сервисные, сельскохозяйственные, специализированные (археологические, научные, охраны правопорядка, производственные, профильные, IX экологические), а также трудовые отряды подростков.

В день 100-летия пионерии в Госдуму был внесен законопроект о создании общероссийского движения «Российское движение детей и молодежи „Большая перемена"», и уже 14 июля 2022 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» (далее — РДДМ). В декабре 2022 г. выбрано название «Движение первых», и возникла первая ячейка («Артек»). В марте 2023 г. у РДДМ появились свой телеканал «Движ» и логотип. Однако при общей численности в стране детей в возрасте 7-17 лет до 17,2 млн на конец 2023 г. число участников РДДМ составило лишь 4,5 млн. С ними работают почти 300 тыс. наставников. И хотя у организаторов РДДМ есть понимание рисков формализма, избежать их пока трудно. Исследования указывают на отсутствие в стране единой адаптивной модели, ориентированной на вовлечение всех категорий молодежи (не только талантливой) в социальное развитие государства. Сегодня молодежь реализует многие свои социальные потребности в цифровой среде. Однако, перенося взаимодействие с молодежью в цифровой мир, государство пока не решило проблем формирования новой идеологии [41].

Стремительная цифровизация социума создает колоссальные коммуникативные возможности, которые могут быть эффективно использованы в деле воспитания, но в этой сфере сегодня нет надежных научно обоснованных рекомендаций для педагогов-наставников. Научное согласование прошлого позитивного опыта с современными тенденциями сильно отстает от запросов лиц, занятых практической работой с детьми. При этом информационно-психологическое воздействие на молодежь нарастает, и в нем очень сложно выявить эффекты позитивного или негативного свойства [42]. Все чаще в публикациях о воспитании молодежи фигурирует не только объективная, но и виртуальная реальность [43].

По факту воспитательная среда к настоящему времени уже является смешанной [44]. В подтверждение данной мысли отметим феномен проведения в феврале-марте 2024 г. в Казани первого международного мульти-спортивного турнира «Игры Будущего» в концепции фиджитал, обозначающей союз физической и цифровой (physical+digital) реальностей. Коренные изменения всего уклада социально-экономической жизни на планете под

воздействием информационно-коммуникационных технологий не оставляют научному и педагогическому сообществу шансов опираться на прежние парадигмы и концепции воспитания молодежи, так как, по мнению экспертов, в ближайшие десятилетия цифровая экономика достигнет не менее 50% мирового ВВП и составит 100-200 трлн долл. 14 В свете этого актуален глубокий анализ существующих парадигм (авторитарная, природосообразная, воспитания в коллективе сверстников, индивидуального выживания в обществе риска) [45] и типологий воспитательных систем (авторитарная, нормативная, гуманистическая, фрагментарная) [46]. При этом очевидно, что базовые закономерности воспитания, проверенные человечеством веками (единства образования (воспитания) при «скрытом характере» воспитания, целостности воспитательного процесса, активности и актуальности потребностей детей, демонстрации любви к ним, эксплуатации совместно-разделенной деятельности и создание ситуаций успеха), вряд ли могут быть подвергнуты каким-либо сомнениям. То же касается основных принципов воспитания: ориентации на ценностные отношения, субъектности, социальной адекватности, принятия ребенка как данности, социального закаливания и создания воспитывающей среды [47, с. 10, 15]. Однако ученым с позиций реалий наступившей цифровой эпохи необходимо уточнить особенности реализации деятельностного, сре-дового и особенно коммуникационного подходов в деле воспитания современной молодежи [48]. Опорой рефлексии о необходимости выявления особенностей воспитательной работы нам могут послужить слова А. С. Пушкина «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» из стихотворения «Вновь я посетил», обращенные поэтом к подросшим сосенкам (со времени предыдущего посещения им села Михайловского) далекой осенью 1835 г.

Научным сообществом осознается необходимость решения отмеченных проблем. Об этом свидетельствует анализ тематики диссертационных работ высокого уровня по многим научным специальностям.

Известно, что в принятии решений люди опираются, во-первых, на свою интуицию, во-вторых, используют (как им кажется) рациональное мышление, а в-третьих, прибегают к аналогии (традукции). Однако интуиция у многих людей часто «хромает», тогда как подлинной рациональности нет вообще (не случайно нобелевский лауреат Г. Саймон специально ввел в науку понятие bounded rationality — ограниченная рациональность). Отсюда становится ясным широчайшее использование людьми с незапамятных времен суждений по аналогии, а также примеров — образцов для подражания.

Примеры героев и героического, а также подражание им доносятся до нас из глубокой древности [49-52]. По мнению Г. Тарда, общество — это подражание и лишь благодаря ему оно поддерживает свою целостность. Этот французский социолог верил, что изменения в обществе объясняются не появлением великих людей и их поступками, а возник-

новением великих идей, именуемых изобретениями или открытиями [51]. Тем не менее примеры героев и героического играют огромную роль в воспитании молодежи. Настоящее время стало периодом переосмысления многих ценностей. Оно активно идет сегодня в обществе и в науке, в том числе на основе ранее недоступных (засекреченных) фактов. Однако дело воспитания не может дожидаться окончания научных споров и должно политически беспристрастно опираться на все богатство находок отечественной теории воспитания и обучения. Инвариантным критерием в этом деле, безусловно, включающем выбор тех или иных исторических личностей в качестве народных героев, на наш взгляд, является именно факт их служения Отечеству.

К сожалению, отечественная психолого-педагогическая общественность пока мало знакома с наработками Г. С. Альтшуллера и И. М. Верткина по теории развития творческой личности (далее — ТРТЛ) [53] и слабо использует их в практике воспитательной работы с молодежью. Об этом можно только сожалеть, ведь созданная на основе анализа свыше 1000 биографий выдающихся людей мира, в том числе граждан и патриотов нашей страны, она обладает высокой системностью и технологичностью. На ее базе вполне можно вести исследования перспективных моделей воспитательной работы с молодежью в цифровую эпоху [54]. В отличие от постулатов парадигмы индивидуального выживания в обществе риска (опоры на себя, «жизнь есть игра», планирование жизни не имеет смысла, «надо жить сегодняшним днем» и пр.), отражающих, по сути, социальную аномию [55], наработки по ТРТЛ порождают веру в позитивные результаты социального творчества.

В условиях отсутствия идеологического единства общества в современной России большую роль играет религиозный фактор [56]. Хотя апелляция к Богу есть в гимне страны, Конституция России, как известно, ни к одной из религиозных традиций не обращается. В советский период религию считали социально обусловленным и исторически преходящим явлением. Существовала уверенность, что она утратит влияние на общественное сознание, чему будет способствовать распространение научного мировоззрения в массах. Однако события последних десятилетий актуализировали анализ места и роли религии в сфере образования. По мнению Н. Д. Никандрова, «опора на религию, особенно на русское православие, ускорит наше движение в духовному обществу, попытка безрелигиозного воспитания замедлит его» [57, с. 43]. Поэтому надежные ориентиры для работы с молодежью дают беседы с яркими представителями отечественных конфессий, особенно Русской Православной церкви, в лоне которой накоплен многовековой опыт воспитательной работы 15.

Признаки пробуждения угасших социальных идеалов и духовного возрождения в современной России есть. Один из таких индикаторов — упомянутый феномен движения «Бессмертный полк», но надо инициировать пробуждение и других. То, что они живы, подтверждают примеры массо-

14 Решетникова М. Мир фиджитал: как виртуальная и дополненная реальность меняют бизнес. URL: https://trends.rbc.ru/ trends/industry/6182488e9a7947289bef1279?from=copy (дата обращения: 03.11.2021).

15 Орлова О. Надо воспитывать не лидеров, а героев. Беседа с архиепископом Песоченским и Юхновским Максимилианом. URL: https://pravo-slavie.ru/104325.html (дата обращения: 14.06.2017).

вого интереса народа по ряду направлений: 1) в религиозном плане — к масштабному возрождению храмов; 2) в отечественном спорте; 3) в сфере культуры: а) кинематографе и на телевидении — к непростой истории страны и ее героям на войнах («Адмиралъ» (А. Кравчука, 2008), «Сталинград» (Ф. Бондарчука, 2014), «Легенда о Коловрате» и «Последний богатырь» (Д. Файзиева и Д. Дьяченко, 2017), «Праведник» (С. Урсуляка, 2022), «Воздух» (А. Германа мл., 2023); в спорте («Легенда № 17» (Н. Лебедева, 2013), «Движение вверх» (А. Мегердичева, 2018)); б) в музыке (например, проект «Голос», где часто звучат лучшие песни советского времени, в 2015 г. признан лучшим музыкальном шоу страны).

Сегодня, помимо ставших уже традиционными (деятельностного, личностного, системного, отношен-ческого) подходов, исследователи обращают внимание на другие аспекты проблемного поля воспитания. Так, получил развитие подход к воспитанию как к социальному институту (А. В. Мудрик). Понимание особой важности в современных условиях известного с древности средового подхода подвигло Ю. С. Мануйлова к решению ряда проблем технологизации опосредованного управления процессами формирования и развития молодежи. Отечественные ученые продолжают поиск в направлении коэволюционного (Е. В. Орлов), событийного (Д. В. Григорьев, К. В. Дрозд), герменевтического (И. Д. Демакова), философско-антропологического (Л. М. Лузина) и других сторон современной воспитательной работы.

Однако, при всем богатстве подходов, наработанных наукой, важно их вовлечение в практику. Логика этих процессов в виде концепции «тройного опережения» была предложена учеными Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (ИЦПКПС) еще в 1990-е гг. [57]. В ней нетрудно увидеть базовый закон кибернетики — закон необходимого разнообразия У. Р. Эшби [58], по которому разнообразие управляющей системы должно быть больше (или, по крайней мере, равно) разнообразию управляемого объекта. Отсюда ясно, что «первичное опережение» требует опережения темпами роста качества подготовки педагогов-наставников темпов роста качества воспитанников. «Вторичное опережение» — это опережение качеством педагогического персонала школ и вузов качества этих образовательных систем, тогда как «тройное опережение», по сути, предусматривает «научный прорыв» и подготовку на этой базе научных кадров высочайшего класса. Лишь такой ступенчатый «подпор» может способствовать, на наш взгляд, решению накопившихся проблем в системе воспитания и обучения молодежи страны.

Позитивное движение в стране становится все более заметным. Одним из последних значимых событий в сфере решения проблем воспитания стал Всемирный фестиваль молодежи, прошедший 29 февраля — 7 марта 2024 г. на федеральной территории «Сириус» в г. Сочи. На него приехало более 20 тыс. человек из 190 стран мира. На фестивале

с иностранцами работали до 5 тыс. волонтеров и 300 экскурсоводов, причем все 89 регионов России стали шефами иностранных делегаций. В ходе реализации региональной программы фестиваля 10-17 марта 2024 г. ее участники посетили 30 городов нашей страны.

Значимую роль в социальной жизни общества сегодня играют социальные сети. Горизонты их влияния на воспитание молодежи еще не осмыслены, однако ясно, что они имеют не только позитивные, но и негативные аспекты [59-61]. Так, социолог О. А. Чебунина отмечает особую опасность социализационных рисков, связанных с легкостью образования в сетях групп деструктивной направленности [62]. Весьма слабо исследовано современное социальное взаимодействие семей с детьми, сфера формирования и сохранения семейных ценностей в современных условиях, опосредованное сегодня социальными сетями [63; 64]. Отсюда не случайно национальный проект «Семья», анонсированный В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию, вызвал ажиотаж в социальных сетях 16.

Важным звеном решения проблем воспитания (обучения) в стране и выведения ее из социально-экономического кризиса в прошедшие десятилетия стала подготовка управленческих кадров. За 26 лет работы президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства страны более 100 тыс. человек прошло обучение, из них до 25 тыс. стажировались в ведущих зарубежных компаниях. Однако программа не удовлетворяет «голода» на кадры. Именно поэтому Администрацией Президента России в 2017 г. был инициирован конкурс «Лидеры России». В конце февраля 2024 г. прошел суперфинал уже пятого сезона конкурса. Несколько победителей предыдущих сезонов уже являются депутатами Госдумы России, два участника конкурса (Д. Артюхов и В. Орлов) стали губернаторами ЯНАО и Амурской области, М. Львова-Белова — омбуд-сменом по правам ребенка РФ. Всего по итогам конкурса на должности заместителей председателя правительства, вице-губернаторов было назначено более 10 победителей и финалистов конкурса, а на должности региональных министров — более 20 конкурсантов.

Отвечая на вопрос корреспондента «Коммерсанта», организатор конкурса, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», ректор РАНХиГС А. Г. Комиссаров признался, что является сторонником меритократии (власти достойных) 17.

Большие надежды на решение проблем воспитания (обучения) в стране связаны с недавней инициативой В. В. Путина в его Послании Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 г. Было предложено расширить формат конкурса «Лидеры России» новым конкурсом — «Время героев», ориентированным на участников СВО с высшим образованием и опытом управления людьми. Результатом реализации идеи данного конкурса должно стать массированное замещение на всех ступенях управления страны

16 Нацпроект «Семья» стал самым обсуждаемым в соцсетях по итогам послания президента. URL: https://news.mail.ru/ society/45460407/?from=swap &swap=2 (дата обращения: 02.03.2024).

17 Винокуров А. Рады служить. В Москве прошел суперфинал «Лидеров России». URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6532741 (дата обращения: 26.02.2024).

и регионов представителей нынешней «элиты», часто коррумпированных и утративших порой не только патриотические, но многие общечеловеческие ориентиры [65].

«Время героев» — это не только конкурс, но и кадровая программа. Его участники пройдут обучение в РАНХиГС на управленческих курсах, и из них будет сформирован резерв кадров для госструктур и менеджмент крупнейших госкомпаний. Таким образом, Президент России призвал делать из героев СВО лидеров страны. Участники с наилучшими результатами по итогам отбора пройдут обучение в Мастерской управления «Сенеж» Высшей школы государственного управления и получат наставников из числа высших государственных деятелей и бизнесменов страны. Есть надежда и уверенность в том, что именно «критическая масса» участников СВО, подтвердивших своей кровью преданность Отечеству, станут опорой процесса обновления системы воспитания страны.

Выводы

Проведенный междисциплинарный анализ проблемного поля отечественной системы воспитания позволил выявить ее «узкие места», а именно: слабое использование большого объема накопленных научных знаний по теории воспитательных систем; разбалансировку связей в системах

«семья-школа-детские организации» и «наука-вуз-школа»; отсутствие верных ориентиров работы социальных институтов (сферы культуры, спорта, массмедиа, социальных сетей) из-за отсутствия традиционного для нашей страны в прошлом идеологического монизма. Сегодня это компенсируется в основном за счет расширения религиозного начала в сфере отечественного воспитания (обучения) молодежи.

Область применения и перспективы. Многие из перечисленных проблем могут быть решены лишь на системной основе [66-68].

Только опора на надежные теоретические знания, синтезирующие колоссальный отечественный опыт воспитания, хорошо работающие в режиме «тройного опережения» каналы трансляции живого знания (от научной сферы до школы, каждой семьи и детских общественных организаций), использующие современные информационные технологии и социальные сети, а также массово обновленные руководящие кадры за счет участников СВО социальные институты страны позволят, на наш взгляд, решить непростые проблемы воспитания нашей молодежи, достойной великой России в быстроизменяющемся мире.

Список источников / References

1. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997. 187 с.

2. Субетто А. И. Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика / под науч. ред. Л. А. Зеленова. СПб., 2013. 127 с.

3. Романов А. А. Памяти философа и историка педагогики В. А. Мосолова (к 85-летию со дня рождения) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2023. № 4. С. 581-597.

4. Мосолов В. А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI-XX вв. : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. 41 с.

5. Абдуллин А. Г., Лихолетов В. В., Рябова И. Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3. С. 440-462.

6. Титова Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1995. 34 с.

7. Косенко Т. С. Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2009. 23 с.

8. Равочкин Н. Н. Роль идей в становлении и трансформации политико-правовых институтов современного общества : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 2021. 32 с.

9. Моисеенко М. В. Нравственный феномен Служения // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2017. Т. 21, № 3. С. 338-345.

10. Лазарева Ю. А., Строков А. А. Служение Отечеству — основа сохранения традиционных ценностей России // Вопросы экономики и права. 2023. № 9(183). С. 37-40.

11. Яновский Р. Г. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004. 527 с.

12. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. М., 2012. 495 с.

13. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект. М., 2009. 28 с.

14. Григорьев Д. В. Духовное и социальное в воспитании человека: размышления о новой концепции // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 16-22.

15. Национальная идея в Западной Европе в новое время : очерки истории / Д. Ю. Бовыкин и др. ; отв. ред. В. С. Бондарчук. М., 2005. 495 с.

16. Вознюк А. В. Для чего человеку Бог, а Богу — человек. Житомир, 2019. 252 с.

17. Ващенко А. В. Генезис российского патриотизма // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 325-332.

18. Рудяков А. Н. Язык, или Почему люди говорят: опыт функционального определения естественного языка. М., 2012. 160 с.

19. Давидович В. Е. В зеркале философии. Ростов н/Д, 1997. 448 с.

20. Прохоров А. П. Русская модель управления. М., 2002. 376 с.

21. Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России XVIII-XIX веков. М., 2010. 782 с.

22. Уваров С. С. Православие. Самодержавие. Народность. М., 2016. 489 с.

23. Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность. М., 2011. 568 с.

24. Аникеев А. Б. Идеалы социальной справедливости в России. URL: https://proza.ru/2022/08/31/1519 (дата обращения: 21.01.2023).

25. Пацула А. В., Косинская Н. Б., Зырянова О. В. Экономика гибридной мировой войны // Экономика и управление. 2023. № 22. С. 8-11.

26. Inkeles А., Bauer R. A. The Soviet Citizen: Daily Life in a Totalitarian Society. Cambridge, 1959. 533 р.

27. Панарин А. С. Православная цивилизация / отв. ред. О. А. Платонов. M., 2014. 1248 с.

28. Перед лицом катастрофы : сб. статей под ред. и с предисл. Н. Плотникова. Берлин, 2022. 178 с. URL: https://rub.academia. edu/NikolajPlotnikov (дата обращения: 05.04.2023).

29. Tuтова Н. С. К вопросу об этимологии слов «воспитание», «образование», «просвещение» // Роль вузовской науки в повышении эффективности муниципального самоуправления: междисциплинарный подход : мат-лы 5-й науч.-практ. конф. M., 2009. С. 311-316.

30. Климент Александрийский. Педагог / пер. Н. Корсунского, П. Г. Чистякова. M., 1996. 344 с.

31. Олейникова Л. Т. Воспитание и воспитанность: реалии современности // Mолодой ученый. 2009. № 12(12). С. 390-393.

32. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 67-74.

33. Полухин О. Н. Гражданственность как предмет политологического анализа : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. M., 2005. 60 с.

34. Магун В. С., Фабрикант М. С. Гордость человека за свою страну: индивидуальные и страновые детерминанты // XVI апрельская междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества : в 4 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. M., 2016. Кн. 4. С. 53-62.

35. Терентьев А. А. Ислам и проблемы национализма и патриотизма // Исламская традиция: прошлое, настоящее, будущее : мат-лы науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2011. URL: https://idmedina.ru//books/marials/?3746 (дата обращения: 05.04.2023).

36. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). M., 1996. 204 с.

37. Лебедев А. Казачество как пояс пограничной безопасности царской России. URL: https://topwar.ru/16949-kazachestvo-kak-poyas-pogranichnoy-bezopasnosti-carskoy-rossii.html (дата обращения: 27.07.2012).

38. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2001. 159 с.

39. Зенина А. С. «Бессмертный полк» как историко-культурный феномен России XXI века // История и археология : мат-лы III междунар. науч. конф. СПб., 2015. С. 29-31.

40. Антонова И. Крестный ход по-советски. URL: http://www.segodnia.ru/content/17941 (дата обращения: 30.04.2009).

41. Нидергаус Е. О., Сыманюк Н. В. К вопросу о необходимости совершенствования системы воспитательной работы с молодежью в условиях цифровой трансформации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 5(80). С. 75-79.

42. Цвык В. А., Цвык И. В., Саввина О. В. и др. Воспитание молодежи: проблема формирования ценностей в условиях информационного общества : монография. M., 2020. 159 с.

43. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах : монография. M., 2010. 277 с.

44. Семаева О. В., Новикова В. Н., Азметова Р. Ф. Реально-виртуальная воспитательная среда вуза как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных студентов — представителей поколения «Z» // Mир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN421.pdf.

45. Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 139-151.

46. Воропаев М. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 2003. 52 с.

47. Искандирова Т. Н., Лихолетов В. В. Воспитание и социализация детей в среде детских организаций и учреждений дополнительного образования: теория, проблемы, перспективы. Костанай, 2005. 192 с.

48. Мануйлов Ю. С. Очерк теории воспитательных систем академика Л. И. Новиковой // Народное образование. 2021. № 6. С. 61-65.

49. Карлейль Томас. Герои и героическое в истории / пер. с англ. В. И. Яковенко. СПб., 1891. 352 с.

50. Рено Арман. Героизм: Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов / пер. с фр. и доп. примерами рус. героизма. СПб., 1896. 272 с.

51. Тард Г. Законы подражания / пер. с фр. СПб., 1892. 374 с.

52. Dunham Barrows. Heroes & heretics: A polit. history of Western thought. New York, 1963. 484 р.

53. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Mинск, 1994. 479 с.

54. Шайкина В. Н., Лихолетов В. В. Mодель информационно-компьютерной технологии поддержки саморазвития творческой личности // Казанская наука. 2012. № 3. С. 323-326.

55. Носков Ю. Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. M., 2000. 40 с.

56. Никандров Н. Д. Духовность — залог свободы человека // Школа духовности. 1998. № 2. С. 40-44.

57. Новое качество образования в современной России. Концептуально-программный подход / под науч. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. M., 1995. 199 с.

58. Ashby W. Ross. An introduction to cybernetic. Chapman & Hall, Ltd, 1956. 308 р.

59. Николаева М. А., Васильева А. Н. Степень и роль влияния социальных сетей на социализацию подростков и стиль семейного воспитания (на примере MОБУ СОШ № 12) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 26. С. 152-156. URL: http://e-koncept.ru/2017/770737.htm (дата обращения: 05.03.2023).

60. Шаповал Е. А. Влияние Интернет-сетей на виртуальную социализацию молодежи и формирование ценностных ориентиров современной молодежи в РФ // Социодинамика. 2019. № 12. С. 170-177.

61. Самодурова В. Г. Социальные сети в работе с детьми и подростками // Образование и воспитание. 2022. № 2(38). С. 35-37.

62. Чебунина О. А. Социальные Интернет-сети в процессе социализации современной российской молодежи: специфика влияния и социализационные риски : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2019. 34 с.

63. Шаброва Н. В. Социальная общность родителей учащихся как субъект гражданского общества : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Н. Новгород, 2023. 42 с.

64. Донина О. И. Социальные аспекты формирования семейных ценностей молодежи в условиях трансформации современного общества : монография. Ульяновск, 2021. 169 с.

65. Мещерякова Н. Н. Особенности аномии в современном российском обществе: синергетический подход : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2015. 46 с.

66. Кузнецова А. Г. Развитие системного подхода в отечественной педагогике конца 60-80-х годов XX века : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2000. 34 с.

67. Никулина Н. Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике (историко-педагогический контекст) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68. Ананьин Г. Е. Реализация системного подхода в теории воспитания 1970-х гг. — начала XXI века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2011. 23 с.

Поступила 07.03.2024; одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 30.03.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.