Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЯ / СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЙО ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кравцова Е.С.

В статье представлены результаты исследования представлений студентов вуза о патриотизме, о событиях Великой Отечественной войны. Результаты исследования показали высокий уровень патриотизма у студентов, рассмотрение респондентами Великой Отечественной войны как всемирно исторического события, сохраняющего свою значимость в современном мире; образовательные учреждения как главный источник информации о событиях Великой Отечественной войне. В данном контексте с учетом динамично меняющейся ситуации и возрастных особенностей молодежи в данном контексте особое место в вузе должно отводиться изучению гуманитарных дисциплин, организации и проведению акций, участию студенческой молодежи в поисковом движении, обращению к истории своей семьи, вуза, страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE CIVIL-PATRIOTIC WORLD VIEW OF MEDICAL STUDENTS (BY THE EXAMPLE OF THE KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

The article presents the results of a study of university students’ ideas about patriotism, about the events of the Great Patriotic War. The results of the study showed a high level of patriotism among students, the respondents consider the Great Patriotic War as a world historical event that retains its significance in the modern world; educational institutions as the main source of information about the events of the Great Patriotic War. In this context, taking into account the dynamically changing situation and the age characteristics of young people in this context, a special place in the university should be given to the study of humanitarian disciplines, organization and conduct of actions, participation of students in the search movement, turning to the history of their family, university, country.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

6

DOI: 10.21626/j-chr/2022-4(33)/l Социологические науки

УДК: 37.035.6:378.661

СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

© Кравцова Е.С.

Кравцова Е.С. — доктор исторических наук, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: kravcovaES@kursksmu.net

Адрес: 305041, Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования представлений студентов вуза о патриотизме, о событиях Великой Отечественной войны. Результаты исследования показали высокий уровень патриотизма у студентов, рассмотрение респондентами Великой Отечественной войны как всемирно исторического события, сохраняющего свою значимость в современном мире; образовательные учреждения как главный источник информации о событиях Великой Отечественной войне. В данном контексте с учетом динамично меняющейся ситуации и возрастных особенностей молодежи в данном контексте особое место в вузе должно отводиться изучению гуманитарных дисциплин, организации и проведению акций, участию студенческой молодежи в поисковом дви-№4 (33) 2022 жении, обращению к истории своей семьи, вуза, страны.

www.j-chr.com Ключевые слова: гражданско-патриотическое мировоззрение; патриотизм;

история, студенты; события Великой Отечественнйо войны.

Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев — обречена на вымирание.

Л. Н. Толстой

В любой стране мира, включая Россию, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к своей стране было и остается важнейшим направлением государственной политики. В России это направление развития личности поставлено под государственный контроль на всех уровнях: от детских садов до высшего образования. В этой связи студенчество, как «специфическая, социально-профессиональной группа молодых людей, объединенных задачей подготовки к высокопрофессиональной деятельности во имя перспектив общественного развития» [см. 4] является важной социальной группой, которая является объектом гражданско-патриотического воспитания. Это динамичная группа, со сложными внутренними связями и быстро реагирующая на изменения в политической, социальной, экономической сферах жизни общества [6, с. 97]. Основным занятием студенчества является получение знаний по профессиональной подготовке [9, с. 472], но так как именно этой группе предстоит принимать ключевые решения в жизни государства [15, с. 348], нужно уделять большое внимание на развитие гражданско-патриотического сознания.

В современном российском образовании уделяется большое внимание этому направлению воспитания молодежи: широко отмечаются государственные праздники, освещаются события, связанные с символикой государства и памятными датами, популяризируются российская культура, достижения в науке, спорте и т.д. Безусловно, это важная работа по формированию гражданской позиции через патриотическое воспитание. В Федеральном законе N273^3 (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [см. 13]. Более того, в конце 2015 г. Правительством РФ была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», в конце 2020 г. был одобрен Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [1], реализация которого запланирована на период с 2021 по 2024 годы. В этих документах четко определена цель патриотического воспитания: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на организацию и осуществление воспитательной работы» [14, с. 4—5]. Деятельность по реализации проекта направлена на корректировку и функционирование единой системы патриотического воспитания разновозрастных граждан Российской Федерации, развитие «воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведение мероприятий патриотической направленности», популяризацию знаний и ценностей, направленных на усиление воспитательных компонентов в учебной и внеурочной деятельности.

В этой связи возникает вопрос: «Что такое патриотизм?». Подходов к данному тер-

7

8

мину не мало. Обратимся к российской традиции трактовки. Отметим, что в течение XIX столетия в России не было четкого определения данного термина, зачастую термин «патриотизм» подменялся терминами «гражданин», «государство», «демократия» [7, 10]. Этот подход существовал в рамках государственной «Теории официальной народности». Иной подход был представлен известным русским писателем и мыслителем Л. Н. Толстым, который отмечал, что патриотизм не объединяет, а разъединяет народы, он выгоден не простым людям, а правителям, которые, разжигая данное чувство, добиваются противостояния народов и, как следствие, усиления собственной власти. По его мнению, понятие «патриотизм» является синонимом термина «рабство» [11]. Еще один русский философ Н. А. Бердяев отмечал, что «патриотизм» понятие самодостаточное. Его нельзя объединять ни с экономикой, ни с политикой. Философ отмечает, что это высшая ценность для человека, это абсолютно бескорыстное служение своей Родине [3]. И. А. Ильин, который жил в период тоталитарных режимов писал, что патриотизм имеет два уровня развития: «низший» — при помощи идей любви к Родине создавались политические союзы, которые зачастую трансформировались в шовинистические и националистические организации, противостоящие таким же в других странах; «высший» — с позиций христианства, любви ко всему человечеству, уважения других культур, учитывая минусы своего отечества и подчеркивая достоинства [5]. В таком же ключе о патриотизме рассуждает Н. С. Трубецкой, который разделял его на два уровня. Нижний — сводился к любви к своей Родине (истории, культуре, народу); верхний — любовь и уважение к единой общеевропейской культуре. Он отмечал, что важнейшая цель патриотизма — это не выделение какого-то отдельно взятого народа или группы народов, а уважение ко всей европейской культуре, истории, традиции [12]. Отметим, что размышлений о природе и объекте патриотизма много [8]. Остановимся на универсальном подходе к понятию: патриотизм — любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу [2].

В нашем исследовании мы решили обратиться к вопросу: что студенты медицинского вуза думают о патриотизме, как события Великой Отечественной войны соотносятся с патриотизмом и др. В исследовании приняли участие 167 студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов Курского государственного медицинского университета, из которых 124 девушки и 43 парня. Возрастной диапазон: 18 лет — 106 человек, 19 лет — 52 человек, 20 лет — 6 человек, 21 год — 2 человека.

На первый вопрос: «Что для вас составляет понятие патриотизм?» (см. рис. 1.). 56,3% (94 человека) выбрали первый вариант: любовь к родине, родной стране. 45 человек считают, что патриотизм — это гордость за свою страну, ее достижения в науке, культуре, спорте. Минимальное количество студентов (2 человека) выбрали пункт, что патриотизм — это уверенность в своем будущем.

Большинство опрошенных отмечает, что уровень патриотизма в нашей стране в современный период высокий (60 человек) и средний (73 человека). Только 1 респондент считает, что уровень патриотизма низкий (см. рисунок 2).

В истории нашей страны много событий, которые вызывают гордость современников. Особое место среди них занимает Великая Отечественная война (см. рис. 3). Вариант «всемирно историческое событие, сохраняющее свою значимость и для современного мира» выбрали 61 опрошенный. 42 и 41 студент выбрали соответственно, что Великая Отечественная война это: «всемирно историческое событие, сохраняющее свою значимость и для современного мира» и «свидетельство силы духа нашего народа».

К наиболее распространённым источникам знаний о событиях ВОВ относятся: занятия по истории в школе и вузе, просмотр кинофильмов, чтение художественной литературы. На наш взгляд, не радостна тенденция утрат семейных архивов, только 53 человека ответили, что таковые имеются (см. рис. 4.).

Так же огорчает тот факт, что только 66 студентов читают книги о Великой отече-

Облазь "осгроени!

Лк>5мь«:Роднне и гпрд«»ь н свою умртиндьвам атинц дд—т гптавн«*ь нацтктъ

РОДНОЙ (;т|ине стрз^. А» Д«™жчынр ВСМЧЙ стррнд I* нпркм смей

нн»ук*. культуре. раЬоггиь иа«Йл«гь. £1рЯМЫ. клипрцдггся

ипс -с оружием в рукяк

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас составляет понятие «паториотизм?».

50 45

40

35 30 25 20 15 10 5 0

9

высоким средним низкии очень ниэкии

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень патриотизма в Вашей стране?».

I

собьтц ш истории нушнил ПОД>Н1Г| С1|ЯД*Т»П*<:ТВ0 сипы Квмирно ИСТ<грич*С1М» ЩМСТИЫМ мсч%1 Родимы которое достойный подражания духа нашего народа событие, сохраняющее нсторнческии факт вызывает гордость свою ак»*ммаеть и для

современного мира

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Великая Отечественная война — это...».

ственной войне, как собственный выбор, без обязаловки со стороны школы или вуза (Рис. 5). №4 (33) 2022

Героизм советских людей 118 человек оценили как самоотверженный и настоящий, www.j-chr.com 40 — как вынужденный и 2 человека как принудительный (см. рис. 6.).

Главной движущей силой героизма были защита родной страны, родных и близких

Ответы График % Количество

изучал(а) а школе, ВУЗе, е других учебных 54-61 153

заведесияк

из кинофильмов, театральных постановок 71.86 120

из хущожес т&енной литературыоийне 67.07 112

из рассказов родителей, друзей, знаком ** 52-1 е?

из средств массовой информации 42.51 71

из посещения музеев, воинских мемориалов 55.69 93

из семейных ¿архиааач 31.74 53

из походов по м естам боевой слав ы 35.93 60

0.6 1

0-6 1

Всего ответов: 167

Не ответивших: 0

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Из каких источников Вы узнаете о собятиях Великой Отечественной войны?».

10

60 50 40 30 20 10 О

ТОЛЬКО ПО ШКОЛЬНОЙ

программе.

это мои личныи выбор

не читаю такие книги

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Какие книги о Великой Отечественной войне Вы читаете?».

(96,5 % или 161 человек) (см. рис. 7.).

Для 80,8 % опрошенных 9 мая является праздником, 28 человек отметили, что является, но отчасти, 4 человека ответили, что не является таковым (см. рис. 8.).

9 мая испытывают чувство гордости 110 человек (65,9 %), а 46 человек (27,5 %) считают его самым великим праздником в стране (см. рис. 9.

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете героизм советских войнов на фронтах войны?».

Для конкретизации вопроса об источниках были заданы следующие:

• Кто-нибудь из Ваших родных или близких принимал участие в Великой Отечественной войне? Ответы показали, что у 140 опрошенных (84%) родственники принимали участие в ВОВ.

• Есть ли в вашей семье реликвии военных лет? У 51% опрошенных дома хранятся

120

еи

¿а роднул страну. ] а родньл н ь-изкг.--

и сметай^ строк и со^пмно аатрудняюеь ответить

АО гсиказу ЫрТив юЫЛнДирвЬ

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?».

11

Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Является ли День Победы — 9 мая для Вас праздником?».

40

самый еепикил то. Бпасодарр чему праздник, как праздник чувствую беэраэл1*и«е много шума на нич&га рраадник, и равного чувствуешь пардктъ Аму не б>де|. за сном народ

Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете 9 мая?».

ордена, медали, нагрудные знаки, погоны; у 29% — письма с фронта Ваших родственников, фотографии; 18,5% — личные вещи, 18,5% — почетные грамоты, благодарности, удостоверения; 4,8% — похоронки, 7,9% — дневники, рукописи, воспоминания. У 52 студентов в семьях ничего не сохранилось о событиях тех лет. Полученные данные подтвердили имеющиеся ответы.

Для понимания преподавания событий Великой Отечественной войны в школе

12

респондентов просили оценить этот уровень. Как «очень высокий» оценили 13,2%, «высокий» — 40,7%, «средний» — 38,3% (см. рис. 10).

На вопрос: «Как Вы считаете, имеют ли место факты фальсификации истории?» 45% затрудняются ответить, 37,1% — отмечают, что такие факты имеются.

Интересные данные поступили в ответах на вопрос: «Как Вы думаете, почему факты фальсификации истории ВОВ в настоящее время встречаются все чаще?». 55,7% ответили что из-за «заинтересованности в ослаблении места России в мире», 45,0% — «навязывание чужой идеологии через СМИ, интернет, фильмы и др.», 13,1% — отсутствие в России четкой идеологической позиции, 12,6% — низкий уровень преподавания истории в учебных заведениях России (см. рис. 11).

45 *

40 30

го ю

I

очнь высокт!

выеошЛ

среалнй

н.шик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень преподавания истории Росси в школе?».

Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, почему факты фальсификации ВОВ в настоящее время встречаются чаще?».

Из источников фальсификации чаще всего студентами упоминаются: интернет-ресурсы (46,7%), СМИ (41,3%), учебники (школьные вузовские), художественная литература (по 5,5%).

Интересна точка зрения об активизации государственной политики по борьбе с фальсификацией. 67% опрошенных считают, что принимаются достаточные меры: 33,5% — да, большое; 33,5% — да, но недостаточное (см. рис. 12).

Отметим, что 50% опрошенных считают, что в КГМУ уделяется большое внимание поддержанию памяти о Великой отечественной войны, 32,3% — как очень высокий

30

20

да. MituM

Л*, на шлссглтачн«

I

cpifllbt*

Н4Т, йнпиЭнцй IfUlö ИЙТруДИЙ^Ь^ТвЙТиТЬ

Рисунок 12. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, в настоящее время уделяется внимание мероприятиям по дефальсификации нашей истории со стороны государства?».

50

«Q

30

20

Ю

13

очень нысркик

средним

Оставляет желать Лучшего

Рисунок 13. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень внимания к празднику Дня Победы в КГМУ?».

(см. рис. 13).

Таким образом, мы можем констатировать, что патриотизм — важная часть ценностной структуры личности любого гражданина высоконравственное чувство, развитие и поддержание которого должно проходить на всем протяжении жизни человека. Для студенческой молодежи формирование чувства патриотизма может реализовываться через изучение гуманитарных дисциплин, акции, поисковое движение, обращение к истории своей семьи, вуза, страны. Современная ситуация требует поиск новых форм и методов работы по патриотическому воспитанию. Они должны учитывать динамично меняющуюся ситуацию, возрастные особенности молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный проект «Образование» / Министерство образования Российской Федерации : официальный сайт. — URL : https://edugpvm/mtiond-project/project3/pataot/ (дата обращения: 04.01.2023). —Текст : электронный.

2. Толковый словарь русского языка. — URL : https://sanstv:ru/dict/патриотизм (дата обращения: 04.01.2023). —Текст : электронный.

3. Бердяев, Н.А. Барство духа и царство кесаря / НА Бердяев. — М.: Республика, 1995. — 382 с. — Текст : №4 (33) 2022 непосредственный. www.j-chr.com

4. Гришин, ЕЕ. Концепция понятия «Студенчество» в социологии / Е.Е. Гришин // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2014.—№4. — URL: https://cybedeninka.rn/

14

article/n/kDntseptsiya-ponyatiya-studenchestvo-v-sotsiologii (дата обращения: 04.01.2023). — Текст : электронный.

5. Ильин, ИА О сущности правосознания / ИА. Ильин. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с. — Текст : непосредственный.

6. Ковзиридзе, М. Профессиональная мотивация студенческой молодежи / М. Ковзиридзе // Труд и социальные отношения. — 2011. — №8. — С. 92-100. — Текст : непосредственный.

7. Кравцова, Е.С. Рец.: Тимофеев Д.В. Европейские идеи в социально политическом лексиконе образованного российского подданного первой четверти XIX века. Челябинск: Энциклопедия, 2011. 456 с. / Е.С. Кравцова // Историческая экспертиза. — 2015. - № 1. — С. 59-62. — Текст : непосредственный.

8. Павлов, А Патриотизм. Очень краткая история идеи / А Павлов // Философская антропология. — 2018. — №1. — С. 175-191. — Текст : непосредственный.

9. Солодова, Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи / Т.В. Солодова // Известия государственного педагогического университета им. АИ. Герцена. — 2008. — №60. — С. 470-478. — Текст : непосредственный.

10. Тимофеев, Д.В. Европейские идеи в социально политическом лексиконе образованного российского подданного первой четверти XIX века / Д.В. Тимофеев. — Челябинск: Энциклопедия, 2011. — 456 с. — Текст : непосредственный.

11. Толстой, ЛН. Христианство и патриотизм / ЛН. Толстой // Толтой ЛН. Полн. собр. соч.: в 90 т. — Т. 39. — М.: Гос. изд-во худож лит-ры, 1956. — С. 27—80. — Текст : непосредственный.

12. Трубецкой, Н.С. Об истинном и ложном национализме / Н.С. Трубецкой // Трубецкой Н.С. Избранное. — М.: РОССПЭН, 2010. — 616 с. — Текст : непосредственный.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // https://www.masu.edu.ru/files/sitE/273-i2.pdf—Текст : электронный.

14. Федеральный проект « Патриотическое воспитание» // Продод. — 2021. — № 2. — С. 4-5. — Текст : непосредственный.

15. Шарапов, НП. Влияние внешних факторов на студенчество как на социо-культурную общность / НП. Шарапов // Наука и общество: проблемы современных исследований. — Ч. 1. — Омск: Ом ГА, 2011. — 350 с. — Текст : непосредственный.

Получена: 23.11.2022 г. Принята к публикации: 16.12.2022 г.

THE STATE OF THE CIVIL-PATRIOTIC WORLDVIEW OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

© Elena S. Kravcova

Elena S. Kravcova — PhD in history, Full Professor of the Philosophy Department, Kursk

State Medical University

E-mail: kravcovaES@kursksmu.net

Address: 305041, K. Marx str., 3, Kursk, Russian Federation

ABSTRACT

The article presents the results of a study of university students' ideas about patriotism, about the events of the Great Patriotic War. The results of the study showed a high level of patriotism among students, the respondents consider the Great Patriotic War as a world historical event that retains its significance in the modern world; educational institutions as the main source of information about the events of the Great Patriotic War.

In this context, taking into account the dynamically changing situation and the age characteristics of young people in this context, a special place in the university should be given to the study of humanitarian disciplines, organization and conduct of actions, participation of students in the search movement, turning to the history of their family, university, country. 15

Keywords: civil-patriotic outlook; patriotism; history; students; events of the Great Patriotic War.

REFERENCES

1. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» / Ministerstvo obrazovaniya Rossijskoj Federacii : oficial'nyj sajt. — URL : https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (data obrash-cheniya: 04.01.2023). — Tekst : elektronnyj.

2. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. — URL : https://sanstv.ru/dict/patriotizm (data obrashcheniya: 04.01.2023). — Tekst : elektronnyj.

3. Berdyaev, N.A. Carstvo duha i carstvo kesarya / N.A. Berdyaev. — M.: Respublika, 1995.

— 382 s. — Tekst : neposredstvennyj.

4. Grishin, E.E. Koncepciya ponyatiya «Studenchestvo» v sociologii / E.E. Grishin // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. — 2014. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kontseptsiya-ponyatiya-studenchestvo-v-sotsiologii (data obrashcheniya: 04.01.2023). - Tekst : elektronnyj.

5. Il'in, I.A. O sushchnosti pravosoznaniya / I.A. Il'in. — M.: Rarog", 1993. — 235 s. — Tekst : neposredstvennyj.

6. Kovziridze, M. Professional'naya motivaciya studencheskoj molodezhi / M. Kovziridze // Trud i social'nye otnosheniya. — 2011. — №8. — S. 92-100. — Tekst : neposredstvennyj.

7. Kravcova, E.S. Rec.: Timofeev D.V. Evropejskie idei v social'no politicheskom leksikone obrazovannogo rossijskogo poddannogo pervoj chetverti XIX veka. CHelyabinsk: Enciklo-pediya, 2011. 456 s. / E.S. Kravcova // Istoricheskaya ekspertiza. — 2015. - № 1. — S. 59-62.

— Tekst : neposredstvennyj.

8. Pavlov, A. Patriotizm. Ochen' kratkaya istoriya idei / A. Pavlov // Filosofskaya antro-pologiya. — 2018. — №1. — S. 175-191. — Tekst : neposredstvennyj.

9. Solodova, T.V. Psihosocial'noe issledovanie studencheskoj molodezhi / T.V. Solodova // Izvestiya gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. — 2008. —

№60. - S. 470-478. - Tekst : neposredstтсnnyj.

10. Timofeev, ^У. Evropejskie idei V social'no politicheskom leksikone obrazovannogo rossijskogo poddannogo pervoj chetverti XIX veka / Timofeev. — СНе^аЫтк: Епак-lopediya, 2011. — 456 s. — Tekst : neposredstvennyj.

11. Tolstoj, L.N. Hristianstvo i patrюtizm / L.N. Tolstoj // Toltoj L.N. Ро1п. sobr. soch.: V 90 t. — Т. 39. — М.: Gos. izd-vo hudozh. lit-ry, 1956. — S. 27—80. — Tekst : neposredstтсnnyj.

12. Trubeckoj, N.S. ОЬ istinnom i lozhnom nacionalizme / N.S. Trubeckoj // Trubeckoj Izbrannoe. — М.: ROSSPEN, 2010. — 616 s. — Tekst : neposredstvennyj.

13. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ ot 07.10.2022) «ОЬ obrazovanii V Rossijskoj Federadi» // https://www.masu.edu.ru/files/site/273-fz.pdf — Tekst : е1екгоп-nУj.

14. Federal'nyj proekt « Patrioticheskoe vospitanie» // Prodod. — 2021. — № 2. — S. 4-5. — Tekst : neposredstvennyj.

15. SHarapov, N.P. Vliyanie vneshnih faktorov па studenchestvo как па socio-kul'turnuyu obshchnost' / N.P. SHarapov // Nauka i obshchestvo: proЫemy sovremennyh issledovanij. — СН. 1. — Omsk: От GA, 2011. — 350 s. — Tekst : neposredstvennyj.

КвсвШ: 23.11.2022 АссврМ 16.12.2022

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.