Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетика / музыкально-эстетическое воспитание / музыкальное искусство / младший школьник. / aesthetics / musical and aesthetic education / musical art / junior high school student.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярышева Анастасия Николаевна, Арябкина Ирина Валентиновна

в статье рассмотрена проблема воспитания младших школьников в музыкально-творческой деятельности. Проблема активизации музыкально-нравственного вос-питания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к во¬просам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о пре¬красном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITIES

the problem of activating the musical and moral education of younger schoolchildren poses to teachers the questions of searching and finding ways of an optimal approach to the development of various inclinations of children. The increased interest and attention to the issues of moral culture of children is clearly reflected in the expansion of the sphere of influence of morality. Having ceased to be only a science of the beautiful in art and in life, morality today invades literally all areas of life, and not as an external decoration, but as its essence, as an integral part of its inner content.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 Ярышева А.Н. , Арябкина И.В.

1Ярышева Анастасия Николаевна - аспирант;

2Арябкина Ирина Валентиновна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и социальной психологии, факультет педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассмотрена проблема воспитания младших школьников в музыкально-творческой деятельности. Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания. Ключевые слова: эстетика, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, младший школьник.

EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MUSICAL AND CREATIVE

ACTIVITIES

12 Yarysheva A.N. , Aryabkina I.V.

1Yarysheva Anastasia Nikolaevna - graduate Student;

2Aryabkina Irina Valentinovna - Doctor of Education, Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIAL PSYCHOLOGY, FACULTY OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION ULYANOVSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.N. ULYANOV,

ULYANOVSK

Abstract: the problem of activating the musical and moral education of younger schoolchildren poses to teachers the questions of searching and finding ways of an optimal approach to the development of various inclinations of children. The increased interest and attention to the issues of moral culture of children is clearly reflected in the expansion of the sphere of influence of morality. Having ceased to be only a science of the beautiful in art and in life, morality today invades literally all areas of life, and not as an external decoration, but as its essence, as an integral part of its inner content.

Keywords: aesthetics, musical and aesthetic education, musical art, junior high school student.

УДК 1174

Эстетическое воспитание школьников посредством музыки — это одна из основ развития и формирования представления о культуре в целом, при этом музыкальное развитие рассматривается как одна из составных частей общего развития социально адаптированного, нравственно воспитанного человека. Музыкальное воспитание — это формирование, прежде всего, эмоциональной сферы восприятия очевидной действительности, эстетического взгляда на окружающую действительность.

Главным здесь является приобщение и воспитание к восприятию предлагаемого музыкального материала. Детям с раннего возраста присуще стремление ко всему красивому, доброму и прекрасному, и именно поэтому в эстетическом воспитании ребенка важно применять музыкальное искусство. Музыкальные произведения обладают огромным психологическим воздействием, что может пробуждать в человеке положительные эмоции, а в дальнейшем может сыграть роль в развитии творческого вкуса, понимания и восприятия культуры, формировании интеллекта и нравственности личности [1].

Эстетическое воспитание планомерно получает свое развитие на всех возрастных этапах грамотного конструирования личности, и чем раньше ребенок оказывается под влиянием конкретного и целенаправленного воздействия культуры эстетического воспитания, тем результативнее и пр огрессивнее будет ожидаемый прогноз. В центре внимания сегодня стоит личность, имеющая доступ к разным формам культуры, способная понимать и умеющая оценить творчество народа, охватывающая мировое искусство в целом. Воспитание такой личности является трудной задачей в сфере образования, и именно этому в наши дни уделяется огромное внимание. Младший школьный возраст считается самым подходящим для равномерного умственного и физического развития с чрезвычайно активной любознательностью. Эстетическое и музыкальное воспитание имеют много общего, так как музыка может вызывать бурю

эмоциональных всплесков, положительных или отрицательных эмоций, что в свою очередь способствует формированию художественного вкуса. Главное, что и в том и другом случае воспитывается нравственная сторона личности, одновременно развиваются чувства удовольствия и радости, пробуждая еще дремлющие творческие способности ребенка [1].

Музыкальное воспитание имеет множество положительных качеств, которые помогают развиться не только индивидуальным творческим способностям, но и мировоззрению ребенка в целом, что в свою очередь учит умению правильно оценить и увидеть во всем духовно- нравственное начало. Учеными неоднократно доказано и положительное лечебное воздействие музыки на человека, на его эмоциональное состояние. Музыка многогранна и поэтому проникает во все сферы творческой деятельности человека и поэтому, предоставляя возможность младшим школьникам знакомиться и заниматься музыкальным искусством, мы даем возможность не только реализоваться творческим потребности ребенка, но, и активизируем его деятельность в целом, помогая формироваться собственным интересам [2]. Погружаясь в познание музыкального искусства, ребенок способен широко и грамотно раскрыть свои способности, реализовать свои собственные идеи и творческие планы, раскрепостить себя. Младший школьный возраст считается самым достойным и подходящим временем для развития личности ребенка. В этом возрасте ребенок очень любознателен и готов к множеству открытий и реализации своего творческого потенциала. Немаловажным фактором является умение наладить психологический контакт с детьми, научить их правильно мыслить, слушать и понимать музыку. Воспитываясь в сегодняшней социальной структуре, дети чаще всего замкнуты и погружены в собственный ограниченный мир компьютерных игр. Наша задача — воспитать здорового ребенка с высоким познавательным интересом. С первых попыток общения и познания окружающего мира начинает формироваться и развиваться эмоциональная сторона личности, и чаше всего это происходит в то время, когда ребенок начинает посещать уроки музыкального искусства в школе. За годы обучения у ребенка формируются собственное мнение, симпатии, взгляды на искусство в целом.

Музыка отвечает многим запросам социальной сферы современного человека. Роль музыки велика и безгранична и играет важную роль в духовном воспитании личности ребенка, которая формирования благодаря познанию нравственных убеждений, с которыми они знакомятся именно на уроках. Занятия музыкой учит мыслить свободно, постигая новые горизонты и раскрывая в себе нераспознанные ранее возможности и таланты. Получить данные знания, развить свой музыкально-эстетический вкус ребенок может именно на уроках музыки, и важно не упустить то золотое время, когда ребенок готов творить и развиваться, всецело погружаясь в мир искусства.

На данных занятиях, под четким руководством педагога зарождается то самое правильное и важное звено цепочки восприятия мира в целом, понимание прекрасного, воспитание нравственных качеств, т. е. происходит взросление и становление интеллектуально развитой, правильно сформированной личности [3].

Классные часы, лекции концерты, презентации, подготовленные совместно учащимися и преподавателем, вносят существенный вклад в развитие способностей детей. Изучая музыкальное искусство, ребенок знакомится с культурой, с музыкальными произведениями великих композиторов, которые внесли неоценимый вклад в развитие культуры всего мира. Одним из эффективных способов повышения уровня эстетического воспитания является дифференцированный подход к процессу обучения, под которым понимается применение различных методов и способов воздействия на учащихся с учетом их возможностей и творческого потенциала. Умея воздействовать на человека комплексно, затрагивая эмоциональную сферу, музыке подвластно отобразить прошлое, настоящее и будущее, погружая слушателя в момент прослушивания в реальную действительность.

В содержании музыкального образования ученые Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева выделяют четыре составляющих элемента: опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к миру музыки; знание музыки и знания о музыке; музыкальные умения и навыки; опыт музыкально-творческой деятельности. Знания о музыке включают представления о ее видах, направлениях, жанрах, а также о закономерностях функционирования и бытования музыкального искусства. Так, в основе всей системы знаний, приобретаемых в процессе музыкального образования, лежит знание об интонационной природе музыкального искусства, что помогает наблюдать развитие музыкальной мысли и понять характер музыкального высказывания. Интонация в музыке может выступать в четырех смыслах:

1. Технологический аспект — точность вокального или инструментального исполнения (например: фальшивая интонация).

2. Интонация как высотная организация тонов: повышение, понижение, вопросительная, утвердительная интонация.

3. Интонация как качество произнесения, носитель смысла.

4. Терминологический аспект. Важно разделять понятия «мотив» и «интонация». Мотив — это мелодическая структура, интонация — смысл, заложенный в этой структуре, отражение эмоционально-образного содержания произведения. Интонация может быть выразительной и изобразительной, иметь общее и различное с интонацией речевой.

Изучение основных жанров музыкального искусства: песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт, сюита и т.д., способствует взаимодействию слушателя с композитором, а также осознанию

взаимосвязи жизни и образа художественного произведения. Круг знаний о музыке также составляют знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах, ведущих музыкальных коллективах, музыкальных инструментах, об истории создания музыкальных произведений и многое другое. Первостепенное значение для музыкального воспитания имеет знание самой музыки. Чем разнообразнее запас музыкальных впечатлений ребенка, тем больше у него возможностей для вхождения в мир музыки, для нахождения понятных и интересных ему музыкальных впечатлений.

Список литературы /References

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. 336 с.

2. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности / Е.А. Бодина. // М.: Педагогика, 1992. № 5, 6. С. 30-32.

3. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся. / Е.Я. Гембицкая. М.: Музыка, 1970. 36 с.

4. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.

5. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.