УДК 373.035.3:37.017.925
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЯХ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF THE CHUVASH LABOUR TRADITIONS
Л. Г. Григорьева L. G. Grigoryeva
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания младших школьников на трудовых традициях чувашского народа. Отмечается, что одним из условий повышения качества и эффективности воспитания учащихся младшего школьного возраста является этнопедагоги-зация учебно-воспитательного процесса.
Abstract. The problem of upbringing of primary schoolchildren based on labour traditions of the Chuvash people is considered in the article. It is stated that ethnopedagogical approach to the educational process is one of the conditions of increasing the quality and effectiveness of upbringing of primary schoolchildren.
Ключевые слова: воспитание, младшие школьники, традиции, учебно-воспитательный процесс.
Keywords: education, primary schoolchildren, traditions, educational process.
Актуальность исследуемой проблемы. В связи с процессом глобализации во всем мире стала актуализироваться проблема сохранения национальной идентичности, обеспечения самобытности народов. Данная проблема имеет особую значимость, так как именно традиционной культуре, этнической системе воспитания принадлежит ведущее место в системе факторов, гарантирующих стабильность, целостность и национальную безопасность страны.
Идея этнопедагогизации образовательного процесса не нова. Вопросы воспитания на народных традициях важное место занимали в трудах и практической деятельности великих педагогов Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Принцип народности воспитания, понимаемый как учет в нем интересов этноса, его своеобразия, обусловленного особенностями его историко-культурного развития, организация воспитания на лучших традициях народа нашли отражение в педагогическом наследии выдающихся русских мыслителей XIX века Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского. Важность использования трудовых традиций и обычаев народа в воспитании подрастающего поколения неоднократно отмечали И. Я. Яковлев, С. М. Михайлов. Проблемы воспитания на на-
родных традициях и средствами народного искусства рассматривались в исследованиях Г. Н. Волкова, Г. Н. Григорьева, Е. Н. Кондратьевой, Л. В. Кузнецовой, С. П. Русскова, Э. И. Сокольниковой, А. Г. Степанова, И. В. Павлова и др.
Начальная школа, являясь одним из базовых компонентов образовательной системы нашей страны, решая свои специфические задачи общего образования, осуществляя целенаправленное трудовое обучение и воспитание, должна способствовать приобщению детей к истории, культуре, трудовым традициям народа, поскольку младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностных ориентаций, мировоззрения, развития трудовых умений и навыков.
Однако несмотря на многочисленные исследования, понимание значимости народных традиций в образовательном процессе, в современной начальной школе Чувашской Республики мало и неэффективно используются трудовые традиции чувашского народа. Наблюдения, качественный и количественный анализ результатов анкетирования, проведенного нами среди учителей начальных классов, показывают, что многие учителя поверхностно знают историю, традиции и культуру родного края, слабо владеют методикой их применения в обучении и воспитании учащихся. Поэтому целью нашего исследования явилось определение основных направлений деятельности учителя в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической литературы, изучен и обобщен педагогический опыт учителей СОШ №№ 39, 59 г. Чебоксары, Староахпердинской СОШ Ба-тыревского района Чувашии, проведен теоретический анализ учебного процесса и учебных программ по трудовому воспитанию и обучению учащихся начальных классов; использованы такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Результаты исследований и их обсуждение. Традиции - это нормы и правила жизни людей, передающиеся из поколения в поколение, имеющие такие признаки, как всеобщность, массовость, популярность (традиции поддерживаются широкими массами и общественным мнением); прочность (создаются временем как коллективный навык, опыт); жизненность (традиции - явления жизни, факт самой действительности - проявляются в убеждениях и действиях людей); долговечность (обладают постоянством, устойчивостью, повторяемостью); многообразие (бывают традиции семейные, трудовые, школьные и др.).
По мнению А. Б. Гофмана, традиции составляют основание, элемент и результат функционирования коллективной памяти обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в развитии. «Каждое поколение, - отмечает автор, - воспринимая из прошлого некоторую совокупность культурных образцов, не просто усваивает их в неизменном и готовом виде. Оно так или иначе, неизбежно осуществляет среди них отбор, по-своему их интерпретирует, приписывает им новые значения и смыслы, которых до него не было» [7]. Понимание этого обществом, умение сохранять традиции, опираться на культурное наследие при решении актуальных задач сегодняшнего дня является серьезной государственной задачей.
Еще в 2000 году в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» было указано, что система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования.
Одними из основных задач государства в сфере образования были признаны:
- гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;
- интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.
В Статье 2 Закона Чувашской Республики от 28 января 1993 г. «Об образовании» (с изменениями от 14 февраля 1997 г., 23 октября 2000 г., 18 октября 2004 г., 25 ноября 2005 г.) выделены принципы государственной политики в области образования в Чувашской Республике. Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются следующие:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- признание единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики.
В целях реализации данных принципов в 2000 году была принята «Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания», в которой определены приоритеты в сохранении и развитии национальных культурных традиций, а именно:
• развитие родного языка как языка воспитания и обучения в системе дошкольного и общего образования;
• реализация образовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции.
Незнание национальных особенностей этноса, его психологии, традиций, пренебрежительное отношение к его прошлому означает разрушение связи между поколениями. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования системы обучения и воспитания на основе этнопедагогизации с целью воспитания достойного поколения республики и страны.
Ознакомление младших школьников с историей и культурой родного края, а также включение детей в традиционные виды трудовой деятельности должно осуществ-
ляться в учебном процессе, во внеурочной (внеклассной) воспитательной работе в классах и группах продленного дня, во внешкольной работе, в процессе взаимодействия школы с семьей и общественностью.
В ходе реализации функций воспитания на чувашских народных традициях (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному) учителям начальных классов необходимо учитывать факторы воспитания (природа, труд, быт, обычаи, искусство, религия, родное слово, традиции), применять соответствующие методы (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, запрет, угроза), средства (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, придания и т. д.) и организационные формы воспитания (детские праздники, трудовые дела и т. д.), использовать такие способы трансляции социального опыта, как семейные и народные бытовые обычаи, религиозные обряды, образцы народного художественного творчества, национальные формы материальной культуры.
И в то же время образовательное учреждение не должно замыкаться в национальном. Оно должно быть открытым для инокультурных ценностей, для мировой истории и культуры. В нем должна быть обеспечена гармонизация отношений, воспитание уважения к традициям, языку, искусству всех народов страны и мира.
Решение задачи этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальных классах современной школы предполагает, по нашему мнению, развертывание работы по следующим направлениям:
1) организация просветительной работы в среде педагогических работников и родителей в целях ознакомления их с культурой и трудовыми традициями различных народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
2) создание программ и пособий регионального уровня, позволяющих знакомить с чувашской традиционной культурой воспитания детей младшего школьного возраста, и их использование при организации воспитательного процесса;
3) постоянный учет того факта, что система воспитания любого этноса при всей своей здоровой консервативности, устойчивости развивается, что это не всегда заметно в пределах жизни одного поколения, но ощутимо в рамках длительного исторического процесса;
4) использование идей традиционной системы воспитания и народной педагогики в целом с учетом неоднородного национального состава населения республики;
5) широкое вовлечение родителей, СМИ, общественности в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающего поколения;
6) обеспечение системы в работе со взрослыми и, прежде всего, с родителями по углублению, расширению и систематизации их знаний традиционной культуры, в частности традиционной культуры воспитания;
7) включение в учебно-воспитательный процесс школ Чувашской Республики таких трудовых традиций чувашского народа, как раннее привлечение детей к труду; труд взрослого - главный пример для ребенка; совместная трудовая деятельность людей разного возраста; использование песен, потешек, пословиц, загадок, сказок и др. для привлечения и поддержания интереса к трудовой деятельности; поощрение скромности, деловитости, трудолюбия; порицание безделья и пустословия; ознакомление де-
тей с такими традиционными видами труда чувашей, как ткачество, вышивание, прядение, вязание, плетение корзин, лаптей, витье веревок; трудовые праздники, а также формы общественной взаимопомощи: «Ларма», «Ниме», «Алылмаш»;
8) ориентация на понимание учениками механизмов развития культуры и возникновения этнокультурного многообразия;
9) организация систематической работы по формированию у младших школьников психологической готовности без страха и агрессии воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества.
Нами установлено, что деятельность учителя начальных классов будет происходить наиболее эффективно при условии, если педагог будет вовлекать учащихся в постепенно усложняющийся (учебный, бытовой, общественно полезный и др.) труд и организует свою работу согласно следующим этапам:
Первый этап (диагностический) связан с комплексным изучением личности ученика, выявлением его интересов, склонностей, потребностей. На этом этапе учитель стремится создать в классе атмосферу заинтересованности учащихся в трудовой деятельности, организует уроки труда, внеурочную трудовую деятельность, опираясь на ведущие принципы воспитания: целостности, непрерывности, общественной направленности, связи воспитания с жизнью и трудом, опоры на национальные трудовые традиции, сотрудничества, эстетизации детской жизни, оптимизации.
Второй этап (прогностически-проектировочный) связан с целеполаганием, выбором объекта работы, определением целей труда, его планированием, предвидением ожидаемого результата и условий его достижения, разработкой программы и плана, выбором способов деятельности, направленных на достижение цели. Основная задача на этом этапе - создать положительное эмоциональное отношение к предстоящему делу.
Третий этап (организаторский) - это сам процесс выполнения трудового задания. Он связан с организацией коллектива и его самоуправления, коллективной деятельностью, распределением ролей, делегированием ответственности учащихся и ее регулированием (организационная обеспеченность выполнения педагогических замыслов). На этом этапе учителю важно поддержать эмоциональный настрой, не допустить его снижения. Для этого необходимо помочь младшему школьнику как можно лучше справиться с поручением. Решению этой задачи помогает четкая организация процесса труда: нужно стремиться к тому, чтобы характер работы, ее содержание и объем были по-сильны для ребят данного возраста, труд и отдых чередовались друг с другом. Особое значение имеет выдвижение близкой перспективы, создание ситуации успеха в любом виде труда, мотивация деятельности и поведения, психологическая поддержка, стимулирование. Все это помогает мобилизовать учащихся на выполнение нового дела, создает перспективу, положительное эмоциональное отношение к нему, что в свою очередь способствует возникновению положительного по эмоциональной окраске коллективного переживания. Контроль и оценка стимулируют самоконтроль, самоанализ, самооценку учащихся.
Четвертый этап (формирующий) связан с формированием сознания, трудовых умений и навыков, опыта участия в трудовой деятельности, с поэтапным усложнением взятой ответственности, ориентацией детей на доверие и сотрудничество, психологическим контактом между педагогом, учащимися и их родителями. На этом этапе происходит перевод цели воспитания в цель деятельности учащихся.
Пятый этап (контрольно-аналитический и оценочный) связан с ходом трудового воспитания, сбором и учетом данных о качестве воспитания, оценкой результатов выполненного трудового задания и эффективности организации воспитательного взаимодействия, подведением итогов. На этом этапе очень важно вызвать положительную эмоциональную реакцию на результаты деятельности коллектива и отдельного школьника.
Шестой этап (координации и коррекции) связан с выбором и выработкой единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации их трудового воспитания, согласованностью воспитательных усилий участников воспитательного процесса. Этот этап предполагает дальнейшее участие ребят в разнообразной посильной трудовой деятельности, проектирование у них дальнейшего развития трудовых умений и навыков, корректировку учебно-воспитательной работы учителя начальных классов, выдвижение перед детьми новых перспектив, стимулирование трудовой активности учащихся.
Резюме. Ознакомление младших школьников с историей и культурой родного края, включение их в традиционные виды трудовой деятельности должны осуществляться в учебном процессе, во внеурочной (внеклассной) воспитательной работе в классах и группах продленного дня, во внешкольной работе, в процессе взаимодействия школы с семьей и общественностью. В результате школьники будут владеть различными трудовыми умениями и приемами, свойственными данному народу, и переносить их на любой вид деятельности в последующей своей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1970. - 96 с.
2. Атутов, П. Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 25-32.
3. Кондратьева, Е. П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства : учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Е. П. Кондратьева. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2001. - 119 с.
4. Кудрина, Т. А. Традиционная культура как фактор обеспечения национальной безопасности / Т. А. Кудрина // Безопасность Евразии. - 2002. - № 1(7). - С. 519-523.
5. Кузнецова, Л. В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки / Л. В. Кузнецова, Т. В. Давыдова. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. - 208 с.
6. Павлов, И. В. Воспитание на традициях / И. В. Павлов. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1998. -
110 с.
7. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под редакцией А. Б. Гофмана. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. -543 с.