Научная статья на тему 'Общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников'

Общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Лариса Георгиевна

В статье раскрывается общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников»

УДК 373.3.035.3

ОБЩЕЕ И РЕГИОНАЛЬНО ОСОБЕННОЕ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ

МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

GENERAL AND REGIONAL PECULIARITIES OF LABOR EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Л. Г. Григорьева L. G. Grigoryeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрывается общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников.

Abstract. The article deals with the general and regional peculiarities of labor education of junior schoolchildren.

Ключевые слова: младший школьник, трудовое воспитание.

Keywords: junior schoolchildren, labor education.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня Российская Федерация представляет собой государство со множеством разнообразных и непохожих друг на друга этносов, культур и многочисленными проблемами в межкультурных отношениях. В связи с этим воспитание младших школьников с учетом этнических, региональных особенностей и традиций является актуальной проблемой отечественной системы образования. Начальная школа может внести существенный вклад в решение этой проблемы.

Материал и методика исследований. Вычленение общего и регионально особенного в трудовом воспитании младших школьников проводилось нами с использованием комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования: анализа психолого-педагогической, социологической литературы и нормативно-правовой базы системы образования, обобщения педагогического опыта трудового воспитания учащихся начальной школы, опросных методов (беседы, интервьюирования), наблюдения. Для качественного анализа полученных данных нами использовались методы математической и статистической обработки.

Результаты исследований и их обсуждение. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал, что ни семья, ни одно образовательное учреждение, ни все вместе взятое еще не предопределяют результативность воспитания. Она предопределяется собственной активностью ребенка и воспитательным пространством, в структуре которого он развивается и в котором воспитание совершается «на каждом квадратном метре земли».

Воспитательные пространства представляют собой территории, на которых осуществляются процессы воспитания и как их модификации - процессы обучения, образования, самовоспитания и т. п. [2]. Целостность воспитательного пространства - результат разнообразия как его элементов, так и связей между ними при наличии единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания. Целостность и стабильность воспитательного пространства обеспечиваются гибкостью его структуры [1].

Освоение и присвоение ребенком воспитательного пространства происходит на эмоциональном и рациональном уровнях. ... Ребенок осваивает готовые пространственные структуры, исходя из возможности удовлетворения в них своих потребностей, из прошлого социального опыта, из присвоения им общественных норм и ценностей [1].

В Чувашской Республике ведется целенаправленная работа по формированию единого образовательно-воспитательного пространства, объединению усилий всех государственных и общественных институтов воспитания, созданию благоприятных условий для развития и обеспечения защиты прав и законных интересов детей; сохранению и распространению чувашского языка, традиций, обычаев, приобщению детей к традиционным видам народного творчества и др. Для решения поставленных задач на региональном уровне были приняты Закон Чувашской Республики от 28 января 1993 г. «Об образовании» (с последними изменениями от 9 октября 2009 г.), «Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания» (Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. № 109), «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (2008 г.) и ряд других документов.

Трудовое воспитание учащихся начальных классов общеобразовательных школ Чувашской Республики, являясь одним из компонентов (аспектов) целостного педагогического процесса, представляет собой диалектическое единство общего и регионально особенного.

В качестве общего выступает сама сущность трудового воспитания, а именно:

а) его назначение - подготовка подрастающего поколения к труду;

б) задачи - формирование положительной мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду; формирование системы знаний, а также элементарных умений и навыков, необходимых для выполнения трудовой деятельности, т. е. навыков культуры труда; опыта общественно полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике; стремления младшего школьника к самостоятельности, активности, творчеству в любом виде труда;

б) содержание - система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми необходимо овладеть;

в) закономерности - цели, характер и содержание трудового воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями; результаты трудового воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов; позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов, возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития; эффективность трудового воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства;

г) принципы: единства сознания и поведения; целостности и единства воспитательного процесса; параллельного действия; направленности трудового воспитания (соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны, региона, народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям, нормам и др.); организации воспитательного процесса (добровольность, целенаправленность, связь жизни с трудом, научность, доступность, опора на положительное, учет возрастных и индивидуальных особенностей, воспитание детей в коллективе, преемственность, эстетизация детской жизни, этнопедагогизация и др.); управления деятельностью воспитанников (сочетание педагогического управления с развитием инициативности и самостоятельности, сознательности, активности, морального стимулирования, учета и контроля и др.); вариативности;

д) факторы трудового воспитания - различные виды деятельности (умственный и физический труд, игра, общение, спорт и т. д.) воспитанников; разнообразная деятельность педагогов (совместный с детьми труд, преподавание, педагогическое руководство и т.д.); воспитательный коллектив (среда, в которой воспитывается ребенок) и др.;

е) организационные формы - массовые; групповые (коллективные); микрогруппо-вые; индивидуальные и др.;

ж) методы трудового воспитания, представляющие собой преломление общих методов воспитания к общим задачам трудового воспитания - методы организации практической деятельности и руководства ею (педагогическое требование, перспектива, самоуправление и т. д.); формирования сознания воспитанников (убеждение, информационнопоисковый метод, взаимное просвещение и т.п.); передачи воспитанникам специальных знаний, умений, навыков (инструктаж, упражнение, взаимообучение и т. д.); корректирования поведения воспитанников и стимулирования их деятельности (соревнование, поощрение, наказание, создание ситуаций и т. п.);

з) средства трудового воспитания - слово и пример учителя и родителей, стиль отношения учителя с учениками, традиции, природа, учебная, художественная и научнопопулярная литература, наглядные пособия, орудия и предметы труда, технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино и театр, домашний, учебный и общественно полезный труд, самообслуживание, сельскохозяйственный труд, материалы, инструменты и т. д.;

и) результаты трудового воспитания.

Общим свойством трудового воспитания младших школьников является его осуществление с опорой на такие нормативные документы, как:

- Декларация прав ребенка (принята ООН 20 ноября 1959 г.);

- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2010);

- программы для начальной школы (учебно-методические комплекты): а) традиционные - «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива»; б) развивающие - системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

Обучение технологии осуществляется по следующим учебникам:

Таблица 1

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 20ШПучебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23 декабря 2009 г. № 822)

№№ п/п Авторы, название учебника Классы Издательство

308-311 Геронимус Т. М. Технология 1, 2, 3,4 АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

312-315 Иванова Т. Г., Матяш Н. В., Семенович Н. А. и др. / под ред. Симоненко В. Д. Технология 1, 2, 3,4 ВЕНТАНА-ГРАФ

316-319 Конышева Н. М. Технология 1, 2, 3,4 Ассоциация XXI век

320-323 Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология 1, 2, 3,4 Баласс

324-327 Лутцева Е. А. Технология 1, 2, 3,4 ВЕНТАНА-ГРАФ

328-331 Малышева Н. А. Технология 1, 2, 3,4 Дрофа

332 Рагозина Т. М., Гринева А. А. Технология 1 Академкнига/Учебник

333 Гринева А. А., Рагозина Т. М. Технология 2 Академкнига/Учебник

334 Гринева А. А. и др. Технология 3 Академкнига/Учебник

335 Рагозина Т. М., Гринева А. А., Мылова И. Б. Технология 4 Академкнига/Учебник

336-337 Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Технология 1, 2 Учебная литература

338-339 Проснякова Т. Н. Технология 3, 4 Учебная литература

Таблица 2

Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/Пучебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23 декабря 2009г. № 822)

№№ п/п Авторы, название учебника Классы Издательство

32-34 Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. и др. Технология 1, 2, 3 Просвещение

35 Узорова О. В., Нефедова Е. А. Технология 1 АСТ, Астрель

36 Цирулик Н. А., Хлебникова С. И. Технология 3 Федоров

37 Цирулик Н. А., Хлебникова С. И., Нагель О. И. и др. Технология 4 Федоров

38 Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ

Общее в трудовом воспитании обусловлено единой целью воспитания, одними и теми же факторами и общими условиями функционирования, а также общей моделью оптимального протекания этого процесса.

Регионально особенное в трудовом воспитании учащихся начальных классов современной школы связано со спецификой воспитательного пространства региона, его районов, этнического состава, своеобразием городской и сельской местности, климатическими условиями и др.

По данным переписи 2002 г., на территории республики проживали представители 106 этносов; из них чуваши составляют 67,69 %, русские - 26,53 %, татары - 2,77 %, мордва - 1,25 %, украинцы - 0,49 %, марийцы - 0,27 %, белорусы - 0,14 %, армяне -0,14 %, азербайджанцы - 0,07 %, цыгане - 0,06 %, немцы - 0,05 %. Примерно 40 % населения - сельские жители. Государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский языки. Получить начальное общее образование возможно в 43 начальных, 143 основных, 340 средних школах. Так как образовательная система должна способствовать сохранению и развитию национальных культур, языков и в то же время преодолению остатков национальной замкнутости, националистических настроений, содействовать развитию интернационального, общечеловеческого в национальном, способствовать усвоению каждой нацией лучших достижений всех наций, всего человечества в материальном и духовном производстве, перед каждой школой стоит задача обеспечения диалектического единства общечеловеческого и национально особенного в содержании как учебной, так и внеурочной деятельности.

Ознакомление младших школьников с историей и культурой родного края, включение их в традиционные для данного региона и этноса виды трудовой деятельности (вышивка, лепка из глины, плетение и др.) осуществляется в учебном процессе, во внеурочной (внеклассной) и внешкольной работе, в процессе взаимодействия школы с семьей и общественностью. Особую роль играют такие учебные предметы, как технология и ИЗО, на которые базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Чувашской Республики отводится по одному учебному часу в неделю.

Осуществляя трудовое воспитание младших школьников на трудовых традициях чувашского народа, реализуя национально-региональный компонент федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, педагоги учитывают факторы воспитания (природа, труд, быт, обычаи, искусство, религия, родное слово, традиции), применяют методы (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, запрет, угроза), средства (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, предания и т. д.) и организационные формы воспитания (детские праздники, трудовые дела и т. д.), используют такие способы трансляции социального опыта, как семейные и народные бытовые обычаи, религиозные обряды, образцы народного художественного творчества, национальные формы материальной культуры.

Резюме. Трудовое воспитание младших школьников - явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Важным звеном в системе деятельности учителя начальных классов является умение находить эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости, плюрализма в духе уважения истории, культуры, трудовых традиций разных народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И. А. Колесникова и др. ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 336 с.

2. Сокольников, Ю. П. Теория воспитательных пространств / Ю. П. Сокольников. - М. ; Белгород : БелГУ, 1998. - 73 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.