Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / лидерские качества / одаренные учащиеся / поэтические способности / развитие / education / leadership skills / gifted students / poetic abilities / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Лукаш, Е.Д. Бурцева

В статье рассматриваются теоретические аспекты воспитания лидерских качеств одаренных учащихся в процессе развития их поэтических способностей, раскрываются общие понятия поэтических способностей и лидерских качеств, а также этапы формирования поэтических способностей и их компоненты, описываются результаты экспериментального исследования. Далее рассматриваются направления воспитания лидерских качеств одаренных учащихся с поэтическими способностями, каждое из которых включает в себя различные методы. Поэт может быть лидером в соответствии с классификацией лидерства, которая включает в себя четыре архетипа: лидер-политик, лидер-карьерист, лидер-техник и лидер-поэт. Одаренные учащиеся с поэтическими способностями могут эффективно развивать свои задатки, однако воспитание у них лидерских качеств содействует более быстрому и эффективному формированию всех компонентов совокупности поэтического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF GIFTED STUDENTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING THEIR POETIC ABILITIES

The article deals with theoretical aspects of education of leadership qualities of gifted students in the process of developing their poetic abilities, reveals general concepts of poetic abilities and leadership qualities, as well as stages of formation of poetic abilities and their components, describes results of an experimental study. The directions of educating the leadership qualities of gifted students with poetic abilities are considered, each of which includes different methods. A poet can be a leader, according to the leadership classification, which includes four archetypes: leader-politician, leader-careerist, leader-technician, and leader-poet. Gifted students with poetic abilities can effectively develop their inclinations or abilities, however, the education of their leadership qualities contributes to a faster and more effective formation of all components of the set of poetic skills.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

УДК 376

Lukash S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Burtseva E.D., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: ekatburc@yandex.ru

EDUCATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF GIFTED STUDENTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING THEIR POETIC ABILITIES. The article deals with theoretical aspects of education of leadership qualities of gifted students in the process of developing their poetic abilities, reveals general concepts of poetic abilities and leadership qualities, as well as stages of formation of poetic abilities and their components, describes results of an experimental study. The directions of educating the leadership qualities of gifted students with poetic abilities are considered, each of which includes different methods. A poet can be a leader, according to the leadership classification, which includes four archetypes: leader-politician, leader-careerist, leader-technician, and leader-poet. Gifted students with poetic abilities can effectively develop their inclinations or abilities, however, the education of their leadership qualities contributes to a faster and more effective formation of all components of the set of poetic skills.

Key words: education, leadership skills, gifted students, poetic abilities, development.

С.Н. Лукаш, д-р пед. наук, проф., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Е.Д. Бурцева, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: ekatburc@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В статье рассматриваются теоретические аспекты воспитания лидерских качеств одаренных учащихся в процессе развития их поэтических способностей, раскрываются общие понятия поэтических способностей и лидерских качеств, а также этапы формирования поэтических способностей и их компоненты, описываются результаты экспериментального исследования. Далее рассматриваются направления воспитания лидерских качеств одаренных учащихся с поэтическими способностями, каждое из которых включает в себя различные методы. Поэт может быть лидером в соответствии с классификацией лидерства, которая включает в себя четыре архетипа: лидер-политик, лидер-карьерист, лидер-техник и лидер-поэт. Одаренные учащиеся с поэтическими способностями могут эффективно развивать свои задатки, однако воспитание у них лидерских качеств содействует более быстрому и эффективному формированию всех компонентов совокупности поэтического мастерства.

Ключевые слова: воспитание, лидерские качества, одаренные учащиеся, поэтические способности, развитие.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена взаимосвязью между развитием поэтических способностей учащихся и воспитанием их лидерских качеств. На сегодняшний день существуют противоречия между востребованностью в образовательной практике знаний об условиях воспитания лидерских качеств в работе с учащимися, проявляющими поэтические способности, и недостаточной разработанностью в педагогической науке этого важного для практики вопроса, а также между высокой востребованностью обществом людей с развитыми поэтическими способностями и несовершенной системой воспитания таких качеств в общеобразовательных учреждениях. На российском литературном портале, предоставляющем авторам возможность свободной публикации произведений, в 2021 году насчитывается 861 390 авторов. Из них более 5 000 человек являются членами Российского союза писателей, а общее количество членов Союза писателей России составляет более 8 000 человек. Из числа всех людей с поэтическими способностями только 1,5% смогли развить свои природные задатки и добиться высокого статуса, защищающего их законные права и интересы, а также стать лидерами современной поэзии. Соответственно, возможность развить и проявить свои поэтические способности зависит от наличия лидерских качеств.

Классификация лидерства К. Ходжкинсона, основанная на типологии М. Вебера, включает в себя четыре архетипа: лидер-политик, лидер-карьерист, лидер-техник и лидер-поэт. В разные эпохи лидеру-поэту различными народами давались возвышенные, благородные названия, в политике он наделялся харизматическими чертами. Поэт - это отражение души народа, на государственном уровне обладающий более важной социальной ролью не только непосредственно поэта, но и духовного лидера, учителя, пророка. Этим обусловлена необходимость воспитания лидерских качеств одаренных учащихся в процессе развития их поэтических способностей, что приводит к более быстрому и эффективному формированию всех компонентов совокупности поэтического мастерства [1, с. 81].

Доказательством взаимосвязи лидерских качеств и поэтических способностей также выступает теория лидерских качеств, разработанная Р. Стогдилл. В ней рассматриваются обобщенные и сгруппированные лидерские качества, среди которых описываются интеллектуальные способности, включающие, в том числе, и креативность, оригинальность мышления, которая является важнейшим компонентом поэтического мастерства [2, с. 8]. Способности и задатки учащихся могут развиваться наиболее эффективно, если вместе с ними формировать еще и лидерские качества, обусловливающие более высокий результат в достижении цели данного вида педагогической деятельности.

В отечественной психологии наиболее общепринятым является определение способностей Теплова Б.М., которые представляют собой индивидуальные психологические особенности человека природного, наследственного или приобретенного характера, определяющие степень успешности выполнения различных видов деятельности [3, с. 15]. Лидерские качества отличают одаренного человека от большинства умением успешно организовывать коллектив, управлять и координировать его деятельность, а также конструктивно выражать свое мнение, разрешать конфликты, легко и быстро устанавливать общественные связи, эффективно увлекать окружающих своей позицией в чем-либо, мотивировать,

заинтересовывать и вести за собой. Лидерские качества являются подтипом социальной одаренности человека. Лидером является человек, за которым определенное сообщество признает право на принятие ответственных решений [4, с. 6].

Поэтические способности относятся к художественной одаренности и представляют собой совокупность качеств личности, обусловливающих более высокий успех человека в творчестве, написании стихотворных форм в сравнении с его сверстниками и окружением в целом. РС. Немов характеризует способности как то, что не ограничивается знаниями, умениями и навыками, а обеспечивает их быстрое приобретение [5, с. 5].

В структурно-уровневой модели центрального звена психологического механизма творчества, разработанной Я.А. Пономаревым, творческий процесс рассматривается по следующей схеме: первый этап постановки проблемы характеризуется активностью сознания, второй этап решения - активностью бессознательного, а третий этап, связанный с отбором и проверкой правильности решения, характеризуется активностью сознания [6, с. 16].

Воспитание определяется как процесс сознательного развития личности, гармонически развитого и разносторонне образованного человека, поэтому воспитание лидерских качеств у одаренных учащихся с поэтическими способностями является важной педагогической задачей [7, с. 74].

На основе анализа трудов известных психологов А. Бине, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова можно выделить этапы формирования способностей, которые свойственны любым видам одаренности, в том числе и поэтической. Этапы формирования поэтических способностей:

1. Задатки поэтических способностей - учащийся еще не знает о своих способностях, у него отсутствуют специальные знания в данной области и мотивация к развитию поэтических задатков, однако он проявляет еще неразвитые способности в специально созданных условиях (например, в процессе учебной деятельности при выполнении творческого задания) или поэтические задатки проявляются непроизвольно в ходе досуговой или игровой деятельности, исключительно в результате сильного эмоционального впечатления, аффективной реакции.

2. Поэтические способности - стихи учащихся с поэтическими способностями базируются на эмоциональных впечатлениях, но, в отличие от стихов учащихся с природными задатками, уже имеют неструктурированное содержание, сюжет и смысл.

3. Высокие поэтические способности проявляются в результате длительной работы учащегося над собой, целеустремленности, мотивации к развитию способностей, изучения поэтического мастерства, регулярного опыта написания стихов в различных жанрах. Стихи учащихся и людей в целом, имеющих высокие поэтические способности, включают в себя уже не только эмоциональную составляющую, но и структурированное содержание, завершенный сюжет, глубокий философский смысл.

4. Поэтический талант образует самый высокий уровень поэтических способностей. Помимо всех составляющих высоких способностей, на данном этапе формируются индивидуальный стиль написания стихов, оригинальность идей и сюжета, сложная рифма (подбор не самых распространенных, специальных слов, относящихся к разным частям речи), красивая, интересная подача стихот-

ворения, структурированность изложения, сильная эмоциональная окраска, способная эффективно воздействовать на восприятие читателя, будто «отрывая его от реальности». Талантливый поэт уже способен заниматься творчеством вне зависимости от своих чувств, эмоций и интересов, опираясь теперь не на личные переживания в определенный момент времени, а на умело вызванные волевыми усилиями эмоции и чувства в любых условиях и ситуациях [8, с. 13].

Нами была проведена экспериментальная работа по изучению одаренных учащихся с лидерскими и поэтическими способностями на базе общеобразовательной школы с профильным обучением - МАОУ СОШ № 10 ст. Петропавловской Курганинского района Краснодарского края.

Для изучения младших школьников с лидерскими качествами была подобрана социометрическая методика Дж. Морено. Для подростков и старшеклассников также была проведена социометрическая методика Дж. Морено, но с вопросами, адаптированными под их возраст. Кроме того, была предложена методика «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

В процессе изучения учащихся с поэтическими способностями применялись следующие методы: беседа с учащимися, их родителями и учителями, наблюдение, тест творческого мышления Торренса, анализ продуктов деятельности (стихов и сочинений учащихся).

Выборка составила 65 учащихся из разных возрастных категорий. Половозрастной состав испытуемых отражен в табл. 1.

Таблица 1

Половозрастной состав испытуемых

Возраст/класс Девочки Мальчики Общее кол-во испытуемых

10 лет/ 4 «А» класс 12 12 24

13 лет/ 7 «А» класс 12 13 25

17 лет/ 11 «А» 9 7 16

33 32 65

По результатам исследования было выявлено следующее количество учащихся с лидерскими качествами:

- в 4 «А» классе из 24 учащихся двое проявили развитые лидерские качества;

- в 7 «А» классе из 25 учащихся три подростка проявили развитые лидерские качества;

- в 11 «А» классе из 16 учащихся только у одного проявились развитые лидерские качества.

Учащиеся с выявленными поэтическими способностями:

- в 4 «А» классе из 24 учащихся у одного школьника проявились поэтические способности;

- в 7 «А» классе из 25 учащихся у двух подростков проявились поэтические способности, отличающиеся по уровню развития;

- в 11 «А» классе из 16 учащихся у одной школьницы проявились поэтические способности.

Таким образом, среди всех испытуемых в количестве 65 учащихся разных классов выявлено только 9% учащихся с лидерскими качествами и 6% учащихся с поэтическими способностями.

На основе рассмотрения этапов формирования поэтических способностей, а также анализа результатов проведенного нами экспериментального исследования можно выделить основные компоненты развития поэтических способностей:

1. Высокое эмоциональное впечатление, вдохновение, неправильная рифма (этап задатков поэтических способностей; один учащийся 4 «А» класса и один учащийся 7 «А» класса).

2. Неструктурированное содержание, сюжет и смысл, простая рифма (этап поэтических способностей; один учащийся 7 «А» класса и одна учащаяся 11 «А» класса).

3. Структурированное содержание, завершенный сюжет, глубокий философский смысл, правильные стиль написания, ритм, количество стоп в строках (этап высоких поэтических способностей) [9, с. 11].

4. Творческая деятельность регулируется не эмоциями, а волевыми усилиями, целенаправленностью, мотивацией, появляются индивидуальный стиль написания, оригинальность идей и сюжета, сложная рифма, сильная эмоциональная окраска произведения (этап поэтического таланта).

В основе классификации направлений воспитания лидерских качеств одаренных учащихся с поэтическими способностями лежат труды известных ученых (У. Бенниса, А. Лоутона, Э. Роуз, М.И. Рожкова), посвященные изучению лидерских качеств. В результате анализа данных научных трудов, обобщения и синтеза информации можно выделить следующие направления воспитания лидерских качеств одаренных учащихся с поэтическими способностями [10, с. 48]:

1. Воспитание целеустремленности у учащихся: формирование мотивации к развитию поэтических способностей, поэтапному решению творческих задач в процессе достижения цели, изучению поэтического мастерства, анализ творчества известных поэтов, непосредственное развитие поэтических способностей (работа с рифмой, стилем, ритмом и стопами стихотворений).

Методы воспитания целеустремленности в развитии поэтических способностей: углубленное знакомство с творчеством известных поэтов-классиков; знакомство с творчеством современных поэтов, пишущих в различных жанрах; изучение поэтического мастерства; анализ существующих факторов мотивации развития поэтических способностей и дальнейшая постановка творческих целей и задач (развитие поэтических способностей в рамках досуговой деятельности; выступление с чтением стихов на праздничных мероприятиях на различных уровнях; возможность издания собственных художественных книг, сборников стихов, циклов поэм как для узкого круга читателей, так и для более высокого, массового тиражирования в случае высокого спроса и заинтересованности читателей и издательств; возможность творческой работы в музыкальном направлении, написание текстов песен, сотрудничество с музыкантами, исполнителями и композиторами; развитие собственного творческого потенциала, самовоспитание и самоактуализация; непрерывное совершенствование поэтических и творческих способностей, возможность передачи накопленного опыта в процессе воспитательной и дидактической деятельности; общественное признание личности как поэта, возможность вступления в Союз писателей России или Российский союз писателей).

2. Воспитание уверенности в себе у учащихся: самопознание, повышение самооценки и уровня притязаний, формирование личностной позиции, философского мировоззрения и качественного отражения их в своем творчестве.

Методы воспитания уверенности в себе: психологическое тестирование (методики исследования самооценки и уровня притязаний, самопознание); повышение самооценки и уровня притязаний (самовоспитание, психологические аутотренинги, упражнения, ведение здорового образа жизни, занятия спортом (стимулирующие выработку организмом гормонов «счастья»), правильное питание, интересный и развивающий творческие способности досуг, межличностное и групповое неформальное общение по схожим интересам, прогулки на свежем воздухе, интеллектуальное развитие (чтение художественной и научной литературы, посещение развивающих и обучающих семинаров, тренингов, вебинаров по интересующим темам), приобретение навыков ведения дискуссий и разрешения конфликтов и т.д.); метод проб и ошибок в написании стихов, отработка практических навыков.

3. Формирование и развитие навыков планирования и прогнозирования у учащихся: вырабатывание навыков разработки структурированного содержания стихотворения, реализация данного плана и воплощение его в готовое произведение, эффективная работа над завершенным сюжетом.

Методы воспитания навыков планирования и прогнозирования в развитии поэтических способностей: совершенствование умений и навыков разработки структурированного содержания стихотворения, его плана, которые соответствуют общепринятым правилам написания стихотворных произведений; планирование стиля, ритма и размера стоп будущего стихотворения; поэтапное изложение текста, соответствие смысла строк сюжету стихотворения, его связность; целесообразность завершения сюжета.

4. Воспитание стрессоустойчивости у учащихся: формирование адекватного отношения к конструктивной и деструктивной критике творчества, объективность оценки своих стихов в сравнении их с другими произведениями, продуктивное использование критики в целях дальнейшего совершенствования поэтических способностей, коррекции написанных произведений.

Методы воспитания стрессоустойчивости: демонстрация своих стихов на публике, в социальных сетях и на поэтических порталах в целях получения критики, которая может быть, как конструктивной, так и деструктивной; формирование адекватного восприятия критики своих произведений, учет ошибок и последующая их коррекция; совершенствование навыков написания стихов посредством регулярного анализа творчества других поэтов и сравнения его со своими произведениями.

5. Воспитание волевых качеств у учащихся: приобретение навыков регулярного опыта написания стихов на различные темы и в разных жанрах вне зависимости от эмоционального настроя учащегося.

Методы воспитания волевых качеств в развитии поэтических способностей: ведение собственной страницы на поэтическом интернет-портале, регулярное добавление новых произведений, отработка навыков написания стихов в различных жанрах, в том числе и в таких, которые редко используются в повседневном творчестве: акростихи, сонеты, хокку, триптих и т. д. [11, с. 39]; написание стихов по просьбе знакомых на различные мероприятия, в качестве подарков на праздники (с описанием всей необходимой информацией заказчика, биографических данных и жизненных событий).

6. Воспитание креативного мышления у учащихся: развитие индивидуального стиля написания стихов, оригинальности идей и сюжета.

Методы воспитания креативного мышления: сочинение длинных, сюжетных произведений (поэм); участие в поэтических баттлах, соревнованиях, конкурсах; выполнение психологических упражнений, направленных на развитие креативного мышления.

7. Воспитание ораторских способностей у учащихся: формирование навыков ораторского искусства с целью красивого чтения своих стихотворений на публике, при выступлении на сцене или в ходе видеозаписи и последующего выставления видео в социальные сети, а также для ведения поэтических блогов и вебинаров.

Методы воспитания ораторских способностей: выполнение методик для развития четкости произношения, коррекции дикции, артикуляции и эмоциональности речи; выполнение логопедических упражнений для развития ораторских способностей как ежедневно, так и перед выступлениями на публике; повторение скороговорок в различном темпе.

8. Воспитание организаторских способностей у учащихся: развитие способностей управлять группой людей, например, в поэтическом обществе или при выступлении перед публикой, организовывать их деятельность, заинтересовывать и мотивировать на дальнейшее сотрудничество.

Методы воспитания организаторских способностей: участие в поэтических встречах, вебинарах, регулярное общение с поэтическим обществом, изучение социальной структуры группы, взаимодействие с её лидерами, познание уже готового опыта управления группой людей; регулярные выступления перед публикой, отработка навыков управления группами, способностей мотивировать и организовывать деятельность слушателей.

9. Воспитание коммуникабельности и социальной аттрактивности у учащихся: налаживание социальных контактов, умение быстро и легко знакомиться с людьми, производить впечатление интересной, активной и позитивной личности, удерживать формальные и неформальные связи, конструктивно разрешать конфликты, доброжелательно и продуктивно взаимодействовать с людьми в творческих и других аспектах.

Библиографический список

Методы воспитания коммуникабельности и социальной аттрактивности: регулярное знакомство с новыми людьми из различных социальных групп, имеющими разные социальные статусы, поддержание общения и взаимодействия с ними; проявление активной конструктивной позиции в процессе разрешения конфликтов, участие в дискуссиях; преодоление тревожности, которая может проявляться как в качестве черты личности, так и исключительно в стрессовых ситуациях.

Таким образом, воспитание лидерских качеств одаренных учащихся в процессе развития их поэтических способностей включает в себя следующие направления: воспитание целеустремленности, уверенности в себе, навыков планирования и прогнозирования, стрессоустойчивости, волевых качеств, креативного мышления, ораторских и организаторских способностей, коммуникабельности и социальной аттрактивности. Эффективно воспитывая данные качества у одаренных учащихся, можно наиболее продуктивно развивать их поэтические способности. Рассмотренные направления воспитания лидерских качеств одаренных учащихся с поэтическими способностями имеют дальнейшие перспективы исследования не только в сфере общего образования, но и по другим смежным направлениям: в дошкольном, начальном и среднем профессиональном образовании, а также в высшем профессиональном образовании и дополнительном образовании для детей и взрослых.

1. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Издательство Поморского международного педагогического университета им. М.В. Ломоносова, 1996.

2. Мазур Е.Ю., Шилакина А.В., Шилакина Н.А., Шульгина Е.С. Психология лидерства: теория и практика: учебное пособие. Москва: Институт мировых цивилизаций, 2020.

3. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференциально-интеграционный подход. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2011.

4. Пономарёв А.В., Ланцев А.О., Кырчиков М.С. Лидерство в молодежной среде: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020.

5. Светличная Л.В. Психология способностей: учебное пособие. Москва: РУТ (МИИТ), 2017.

6. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. Москва: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.

7. Львов С.В. Педагогическая психология: учебное пособие. Москва: МГПУ, 2010.

8. Кондаурова И.К. Организационно-педагогические основы обучения одаренных детей: учебное пособие. Саратов, 2017.

9. Богомолов Н.А. Краткое введение в стиховедение: учебное пособие / Н.А. Богомолов. Москва, 2017.

10. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография. Санкт-Петербург: Речь, 2007.

11. Горшкова Н.Д. Поэтический арсенал (материалы к элективному курсу «Стихосложение»): учебное пособие. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. References

1. Kudryashova E.V. Lider i liderstvo: issledovaniya liderstva v sovremennoj zapadnoj obschestvenno-politicheskoj mysli. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Pomorskogo mezhdunarodnogo pedagogicheskogo universiteta im. M.V. Lomonosova, 1996.

2. Mazur E.Yu., Shilakina A.V., Shilakina N.A., Shul'gina E.S. Psihologiya liderstva: teoriya iprakíika: uchebnoe posobie. Moskva: Institut mirovyh civilizacij, 2020.

3. Volkova E.V. Psihologiya special'nyh sposobnostej: differencial'no-integracionnyjpodhod. Moskva: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 2011.

4. Ponomarev A.V., Lancev A.O., Kyrchikov M.S. Liderstvo v molodezhnoj srede: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020.

5. Svetlichnaya L.V. Psihologiya sposobnostej: uchebnoe posobie. Moskva: RUT (MIIT), 2017.

6. Ushakov D.V. Psihologiya odarennosti: ot teoriikpraktike. Moskva: PER S'E; Saratov: Aj Pi 'Er Media, 2019.

7. L'vov S.V. Pedagogicheskayapsihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: MGPU, 2010.

8. Kondaurova I.K. Organizaclonno-pedagogicheskie osnovy obucheniya odarennyh detej: uchebnoe posobie. Saratov, 2017.

9. Bogomolov N.A. Kratkoe vvedenie v stihovedenie: uchebnoe posobie / N.A. Bogomolov. Moskva, 2017.

10. Evtihov O.V. Trening liderstva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.

11. Gorshkova N.D. Po'eticheskij arsenal (materialy k 'elekiivnomu kursu «Stihoslozhenie»): uchebnoe posobie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2010.

Статья поступила в редакцию 30.06.21

УДК 372

Buyanova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Region State University (Mytischi, Russia),

E-mail: tatiana.buyanova@gmail.com

CHILDREN'S ART: CONTEMPORARY ISSUES AND CONTRADICTIONS. Recently, much attention has been paid to issues of developing creative potential in children of preschool age. However, an analysis of contemporary practice shows that what teachers often call children's art activity is actually no such thing. The creative process is often replaced by direct, formal teaching. The use of models during drawing classes in kindergarten enables children to attain a particular result, which is no more than a well-executed copy of the model. Can this be considered creative achievement? The article discusses theoretical issues of the pedagogical support of the artistic activities of older preschool age children. Some special aspects of the development of the artistic experience of preschool children in figurative activity are presented, the importance of the teacher's participation in the children's artistic activity is stated. The article examines present-day approaches to developing children's creative drawing skills and makes recommendations for resolving the contradictions that have emerged.

Key words: expression, art activity, children of preschool age, individuality, variety, model, teaching, imitation, independence, method, creativity.

Т.А. Буяноеа, канд. пед. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Мытищи, E-mail: tatiana.buyanova@gmail.com

ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В последнее время вопросам развития творческого потенциала детей уделяется особое внимание. Однако анализ существующей практики показывает, что педагоги зачастую называют творческой деятельностью, изобразительным творчеством то, что на самом деле таковыми не является. Процесс развития творчества часто заменяется прямым обучением. Использование образца в изобразительной деятельности детей в детском саду приводит к достижению ребенком определенного результата - тщательно выполненной копии. Возможно ли это считать творческим достижением ребенка? В статье рассматриваются вопросы сопровождения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в педагогическом процессе. Представлены некоторые осо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.