Н. А. Лялина
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева
В статье приведены результаты исследования культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками.
The article outlines the results of the research of the mutual understanding culture in communication of senior preschoolers with their age equals.
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации дошкольника, разворачивающийся как путь активного усвоения культуры, присвоения доступного содержания культурного опыта взаимодействия с окружающими людьми, убедительно доказан отечественными педагогами и психологами (В. В. Абраменкова, В. В. Ананьев, Т. И. Бабаева, Д. И. Фельдштейн, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др.).
На основе исследований А. А. Бода-лева, Г. М. Андреевой, Д. Б. Парыгина, Н. Б. Крыловой, Н. И. Куницыной, посвященных проблеме общения и понимания людьми друг друга, нами было определено содержание понятия культуры взаимопонимания. Данное понятие отражает позитивные личностные установки индивидов на достижение согласия в совместной деятельности и операционально выступает как комплекс культурных средств (эмоциональных, коммуникативных, поведенческих), реализация которых необходима для сближения позиций, идентификации смыслов и договоренности индивидов в решении общих задач.
В дошкольном детстве агентами социализации для ребенка выступают как взрослые, так и сверстники, взаимодей-
ствующие с ним в процессе общения. По мнению Т. В. Антоновой, Т. А. Репиной, Я. Л. Коломинского, Т. И. Бабаевой, Е. О. Смирновой, В. Г. Утробиной, М. В. Корепановой, коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду, создает наиболее благоприятные условия для формирования положительных взаимоотношений с детьми, для воспитания культуры взаимопонимания, так как «детская субкультура - это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах»1. М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Р. К. Терещук считают, что к старшему дошкольному возрасту общение и отношения ребенка со сверстником становятся более зрелыми и социально наполненными. Усиление перцептивных связей, зарождение феномена коллективистской идентификации2, устойчивость смыслового поля взаимодействия, формирование навыков коммуникативной компетентности3 старших дошкольников обеспечивает возможность установления взаимопонимания между ними для решения сложных совместных задач и достижения высокой продуктивности общей деятельности.
Культура взаимопонимания представляет собой серьезную педагогическую проблему, так как ее развитие в стихийном опыте дошкольников происходит недостаточно активно. Препят-
ствием этому служит присущий для детского возраста эгоцентризм, лежащий в основе конфликтов детей друг с другом (Л. Я. Коломинский, Т. А. Репина, А. А. Рояк). Следовательно, успешная социализация ребенка, основанная на эффективном межличностном взаимодействии со сверстниками и умении конструктивно решать конфликтные ситуации, возможна лишь при наличии у него определенного уровня культуры взаимопонимания.
Приведенные данные подчеркивают необходимость овладения детьми комплексом эмоциональных, нормативно-этических и коммуникативно-поведенческих умений, которые являются проявлением культуры взаимопонимания.
Решение проблемы воспитания культуры взаимопонимания старших дошкольников требует изучения особенностей и причин, препятствующих дружескому общению. Это задачи были поставлены нами в исследовании на этапе констатирующего эксперимента, который проводился в ДОУ № 14, № 70 Приморского района Санкт-Петербурга. В нем приняло участие 85 детей старшего дошкольного возраста.
Цель экспериментальной работы заключалась в изучении особенностей культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками и условий, созданных в ДОУ для воспитания культуры взаимопонимания.
В первом направлении были выделены 2 взаимосвязанные линии исследования. 1-я линия эксперимента состояла в изучении представлений детей о сверстнике как партнере общения, о способах установления взаимопонимания и осознания его роли для дружной, согласованной совместной деятельности. С этой целью были использованы методы решения условных проблемных ситуаций и индивидуальные беседы с детьми. Анализ результатов осуществлялся с позиции трех компонентов, раскрывающих
содержание культуры взаимопонимания: эмоционального, нормативно-этического и коммуникативно-поведенческого.
Полученные данные свидетельствуют, что старшие дошкольники начинают осознавать значение достижения взаимопонимания для дружной игры с товарищами, пытаются раскрыть его содержание через конкретные примеры взаимодействия друг с другом. Хотя дети до конца не осознают сущность взаимопонимания, но для них несомненную ценность имеет поддержание дружеских отношений со сверстниками, согласие, доверие, которое им оказывают ровесники (эмоциональный компонент культуры взаимопонимания). Решая проблемные условные ситуации, старшие дошкольники выделяли отдельные нормы и правила, необходимые для установления взаимопонимания (нормативно-этический компонент культуры взаимопонимания). Приоритетными для них выступают нравственные правила, отражающие необходимость поддержания атмосферы дружелюбия, оказания помощи другу в процессе общения. Представления детей о коммуникативном компоненте взаимопонимания являются недостаточно полными, осознанными и представляют для них определенную сложность.
2-я линия эксперимента заключалась в анализе реальной практики установления культуры взаимопонимания в общении детей друг с другом. С целью изучения особенностей проявления культуры взаимопонимания старших дошкольников использовался метод систематического наблюдения за общением детей в игровой деятельности и практические экспериментальные ситуации. Анализ детских взаимодействий показывает, что достижение культуры взаимопонимания в общении представляет для них довольно сложную задачу. Полученные данные свидетельствуют, что конфликты между дошкольниками возникают при нарушении либо всех компонентов культуры
взаимопонимания, либо одного из них. В 67% случаев утрата взаимопонимания в общении между детьми была связана с отсутствием эмоциональной идентификации партнерами друг друга, неумением учитывать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние сверстников (нарушение эмоционального компонента культуры взаимопонимания). Эксперимент показал, что трудности во взаимодействии старших дошкольников во многом обусловлены недостаточным уровнем развития у них нормативно -этического компонента культуры взаимопонимания. До 80% конфликтов в общении происходило из-за низкой коммуникативной активности, слабой обратной связи, неумения детей договориться и согласовать свои позиции (нарушение коммуникативно-поведенческого компонента культуры взаимопонимания).
Таким образом, эффективному взаимопониманию старших дошкольников друг с другом мешают мотивационные, эмоциональные, моральные, коммуникативные барьеры общения.
На основе обобщения экспериментальных данных были определены и охарактеризованы низкий (25%), средний (59%) и высокий (16%) уровни культуры взаимопонимания старших дошкольников в общении со сверстниками.
Второе направление констатирующего эксперимента состояло в изучении системы межличностных отношений в группе детского сада и влияния социометрического статуса ребенка на достижение взаимопонимания в общении со сверстниками. Эксперимент выявил зависимость уровня взаимопонимания дошкольников от их положения в группе сверстников: чем выше социометрический статус ребенка, тем легче он достигает взаимопонимания с товарищами. Однако необходимо отметить, что отрицательные лидеры, занимающие благоприятные статусы, имеющие успех среди сверстников из-за хорошо сформирован-
ных игровых навыков, далеко не всегда придерживаются культуры взаимопонимания в общении с ровесниками и добиваются реализации общей цели неадекватными средствами (используют приказы, давление, командный тон, физическое воздействие).
В исследовании выявилась зависимость уровня культуры взаимопонимания от особенностей выбора детьми пары для совместной деятельности. Более высокий уровень культуры взаимо-понимания проявляется при свободном взаимном выборе партнера. В этом случае дошкольники проявляют выраженное стремление добиться согласия в определении средств достижения общей цели и результата, уступчивость и готовность эмоционально поддержать друг друга. Участники пар, составленных по усмотрению педагога, чаще обнаруживали недостаточный уровень культуры взаимопонимания: их взаимодействие нередко отличалось эмоциональной неустойчивостью, давлением одного участника на другого, что приводило к нарушению общей договоренности и конфликтам.
Таким образом, проведенное исследование выявило характерные особенности представлений и проявлений культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками.
Третье направление констатирующего эксперимента состояло в изучении педагогических условий воспитания культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками в ДОУ. Анализ анкет воспитателей и наблюдений реальной практики развития детских взаимоотношений выявил существенные недостатки воспитания и позволил заключить, что культура взаимопонимания не рассматривается педагогами как само -стоятельная самоценная задача, требующая для своего решения целенаправленного освоения ребенком комплекса средств эмоционального нормативно-
этического и коммуникативно-поведенческого компонентов взаимопонимания. Полученные данные определили наличие низкого уровня компетентности воспитателей по данному вопросу.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости разработки особой педагогической технологии воспитания культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников. Суть данной технологии заключается в обеспечении нарастающей субъектной позиции детей в
общении через последовательное овладение способами достижения взаимопонимания. При этом культура взаимопонимания становится объектом осознания, анализа, оценки и практического освоения дошкольниками посредством включения их в разнообразные ситуации активизации и организации опыта общения. Личностно-ориентированное педагогическое сопровождение выступает необходимым условием воспитания культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. Волгоград, 2001. С. 121.
2 Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: 2000.
3 Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.