Научная статья на тему 'Воспитание культуры межнациональных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности'

Воспитание культуры межнациональных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УБЕЖДЕНИЯ / BELIEFS / ВЗГЛЯДЫ / VIEWS / СИТУАЦИЯ ПОСТУПКИ / SITUATION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / КУЛЬТУРА / CULTURE / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимирзаева Э.А., Феталиева Л.П.

Статья освещает вопросы организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры межнациональных отношений у младших школьников. Отмечено, что знания, получаемые учащимися в учебно-воспитательном процессе, в беседах, взятые из жизненных ситуаций, содействуют формированию понятий и представлений, убеждений и суждений о нормах культуры отношений между людьми разных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTIVATION OF CULTURE INTERETHNIC RELATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN AFTER-HOURS ACTIVITIES

The article highlights the organization of extracurricular activities in the development of a culture of interethnic relations among younger schoolchildren. It is noted that the knowledge received by students in the educational process, in conversations taken from life situations, contributes to the formation of concepts and notions, beliefs and judgments about the norms of the culture of relations between people of different peoples.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры межнациональных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности»

Литература:

1.Ланда Л. Н. Умение думать. Как ему учить? Москва, 1985.

2.Лернер Н. Я. Проблемное обучение. Москва, 1988.

3.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. Москва, 1996

References:

1.Landa LN The ability to think. How can he teach? Moscow, 1985.

2.Lerner N. Ya. Problem training. Moscow, 1988.

3.Amonashvili Sh. A. Humane Pedagogy Moscow, 1996

УДК: 37.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алимирзаева Э. А., Феталиева Л.П. ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. Статья освещает вопросы организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры межнациональных отношений у младших школьников.

Отмечено, что знания, получаемые учащимися в учебно-воспитательном процессе, в беседах, взятые из жизненных ситуаций, содействуют формированию понятий и представлений, убеждений и суждений о нормах культуры отношений между людьми разных народов.

Ключевые слова: убеждения, взгляды, ситуация поступки, поведение, культура, межнациональные отношения, младшие школьники.

CULTIVATION OF CULTURE INTERETHNIC RELATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN AFTER-HOURS ACTIVITIES

Alimirzaeva E.A., Fetalieva L.P. PEO HO "Social pedagogical Institute", Derbent

Abstrac. The article highlights the organization of extracurricular activities in the development of a culture of interethnic relations among younger schoolchildren. It is noted that the knowledge received by students in the educational process, in conversations taken from life situations, contributes to the formation of concepts and notions, beliefs and judgments about the norms of the culture of relations between people of different peoples.

Keywords: beliefs, views, situation, actions, behavior, culture, interethnic relations.

Воспитание культуры межнациональных отношений - это организованный, целенаправленный процесс, который включает:

- сообщение ученикам знаний об этносах, религиях мира, основных правах и свободах человека; о Российской Федерации - родине населяющих ее народов;

- превращение сообщаемых знаний в личные убеждения и взгляды;

- воспитание национального, общенационального, российского и общечеловеческого сознания;

- формирование коммуникативных УУД, преодоление личностных психологических барьеров в межнациональных отношениях и конфликтной ситуации;

- формирование нравственной мотивации поступков и поведения детей в процессе их общения с людьми разных народов.

Итак, как мы видим, организованное воспитание предполагает сообщение ребятам системы научных знаний о законах, понятиях, фактах, явлениях, принципах. Эти знания, получаемые учащимися в учебно-воспитательном процессе, в беседах, взятые из жизненных ситуаций, содействуют формированию понятий и представлений, убеждений и суждений о нормах культуры отношений между людьми разных народов.

Убеждения - это результат глубоко усвоенного знания, прошедшего не только через мысль, но и через чувства и волю младших школьников. Убеждения не передаются, а создаются, чувствам не обучают - их вызывают. Твердыми убеждениями становятся знания, глубоко продуманные, применяемые в общении, жизненном опыте. Иными словами, убеждения - это то, что прочувствовано, пережито, и служит руководством к поступкам и поведению человека.

Поэтому учителю необходимо воспитать у учащихся любовь к родному краю и многонациональной Родине; уважение к национальному достоинству людей, к их языкам, культуре, историческому прошлому, традициям.

Надо заботиться, чтобы у детей не возникало чувство национального превосходства, высокомерия. При проведении воспитательной работы важно учитывать, что национальное чувство развивается вместе с осознанием своей национальной принадлежности. Однако национальное чувство и сознание не исчерпываются лишь отношением ко всему родному, национальному. Они входят в систему гражданско-патриотических, общенациональных, общечеловеческих чувств и сознания.

Главное заключается в том, что воспитание должно обеспечить формирование у ребят гуманистических мотивов поведения. Гуманистическая направленность опирается на мотивы формирования у ребят потребности проявлять чуткость и внимание к национальному достоинству человека, культуре, традициям и языкам.

Таким образом, чтобы успешно решать задачу по воспитанию культуры межнациональных отношений у учащихся в школах полиэтнической среды, надо вести целенаправленную, планомерную, воспитательную работу во

внеурочное время. Такую работу важно вести еще и потому, что в процессе обучения нет достаточной возможности оперативно реагировать на различные процессы и явления окружающей действительности. А эти процессы и явления нередко имеют основное значение для воздействия на младших школьников в целях воспитания их в духе дружбы народов, чем программы и учебники.

Воспитательные возможности можно полностью использовать лишь в процессе разнообразных форм внеурочной деятельности (утренники, конкурсы, праздники, встречи, выставки, соревнования и др.). В этом смысле внеурочная работа с младшими школьниками наиболее гибка, оперативна, чем процесс обучения. В процессе обучения нет возможности в полной мере использовать принцип индивидуализации в воспитании культуры межнациональных отношений с теми, кто в этом нуждается. Индивидуальная работа, например, по преодолению таких явлений, как неприязнь к людям какой-то национальности, национальная кичливость, национальный эгоизм - дело очень сложное и тонкое. В школах полиэтнической среды нельзя допустить самое малое проявление бестактности, неуважения к детям, какой бы то ни было нации.

К воспитанию интернационального духа, обстановке, благоприятствующей развитию дружбы детей разных национальностей, относится такой немаловажный фактор, как подбор актива учащихся. Наиболее целесообразным с точки зрения задач воспитания культуры межнациональных отношений является такое положение, когда состав актива также многонационален. В школе, где здоровая, благоприятная обстановка, многонациональный состав складывается естественно, без какого-либо вмешательства со стороны. В условиях полиэтнической среды хорошо организованный, движущийся к единой цели ученический коллектив способствует объединению детей разных наций на основе общих суждений, дел, общих переживаний и единой цели. Национальная принадлежность и все, что с ней связано, отступает на задний план, они как бы теряют свое значение. Здоровый коллектив детей способствует созданию здорового общественного мнения, является надежной гарантией от проникновения в чувства и сознание детей нездоровых настроений, в том числе националистического характера.

Необходимым условием эффективности воспитания культуры межнациональных отношений учащихся является согласованность в деятельности учительского и ученического коллективов. Решение проблемы воспитания межнациональных отношений свидетельствует о том, что не отдельные воспитательные мероприятия, а лишь целенаправленная система дает наибольший эффект и помогает избежать случайности как в содержании, так и в организационных формах и методах воспитания культуры межнациональных отношений.

Примером должен быть коллектив учителей, который уделяет серьезное внимание организации этой работы. Важно тщательно планировать деятельность классных руководителей, ученических коллективов, библиотеки.

В школе необходимо проводить разные утренники на темы, например: «Республик дружная семья», «Нет краше Родины нашей» и другие.

Библиотекари вместе с учителями должны организовывать беседы в начальных классах, читательские конференции и диспуты. В обычных делах старших товарищей, родителей раскрывается глубокий смысл таких понятий, как «интернациональный долг», «дружба народов», «культура межнационального общения», «культура межнациональных отношений» и другие. Высокое и благородное чувство патриотизма и культуры межнациональных отношений воспитывается у ребят в процессе их обучения. Органическое единство учебной работы с внеурочными и внеучебными мероприятиями в школах представляет успех воспитания культуры межнациональных отношений.

Сегодня, главная задача школы и учителя - это воспитать не просто человека, строящего свои отношения на благородных принципах дружбы народов, но человека, непримиримого к разным проявлениям пережитков национализма. Каждое государство должно создавать хорошие условия для воспитания культуры межнациональных отношений учащихся. Однако нельзя думать, что автоматически можно решить все проблемы.

Систематическая, целенаправленная работа учителя по формированию представлений учащихся о культуре межнациональных отношений облегчает воспитание этих чувств, делает их более осознанными. Нельзя недооценивать и воспитывающего значения учебных предметов.

Сильное эмоциональное воздействие на развитие интернациональных чувств, взглядов и поступков оказывает и внеклассное чтение. Иногда дети смотрят на окружающую действительность глазами героя прочитанных книг.

Таким образом, из поля зрения образовательно-воспитательного учреждения, семьи, нередко выпадает один из самых важных и могучих каналов воспитывающего воздействия на младших школьников - учебная книга. Умелое воспитание культуры межнациональных отношений учащихся начальных классов - дело весьма серьезное и требует особого внимания руководителей школ, учителей и родителей учащихся.

Литература:

1.Козлова М.А. Внеурочная деятельность.- М., 2012.

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. - М., 2012.

3.Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 - М., 2013.

4.Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru.

References:

1.M.A Kozlova. Extracurricular activities. - M., 2012.

2. Methodological materials on the organization of extracurricular activities in educational institutions that implement general education programs of primary general education. - M., 2012.

3. Rivkin E.Yu. Extracurricular Activities. Lecture 4 / - M., 2013.

4. The site of the Federal State Educational Standard www.standart.edu.ru.

УДК: 37.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Феталиева Л. П.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье раскрыты основные типы школ, которые функционируют на современном этапе. Само функционирование разнотипных школ ещё не означает, что учебный процесс, методы и приемы обучения перетерпели существенное изменение в сторону количественных изменений. Отмечено также, каким способом, возможно формировать у младших школьников национальное самосознание и духовную культуру.

Ключевые слова: долг, честь, совесть, достоинство, этнотрадиции, психологический склад, гимназии, лицеи.

FORMATION OF CHILDREN'S NATIONAL IDENTITY AND SPIRITUAL CULTURE

Fetalieva L.P.

PEO HO "Social pedagogical Institute", Derbent

Annotation. The article describes the main types of schools that function at the present stage. The very operation of different schools does not mean that the educational process, methods and methods of teaching have undergone a significant change towards quantitative changes. It is also noted in what way, it is possible to form national self-consciousness and spiritual culture among junior schoolchildren.

Key words: duty, honor, conscience, dignity, ethnotradition, psychological warehouse, gymnasiums, lyceums.

Учитель, в какой бы школе он не работал, важно, чтобы он ориентировался в преимуществах и недостатках современных школ, менталитета, исходя из национальных духовных ценностей своего народа. Качество любой образовательной системы определяется не столько типом образовательной организации, сколько уровнем организации процесса обучения детей и профессиональными, личностными качествами педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.