Научная статья на тему 'Формирование у детей национального самосознания и духовной культуры'

Формирование у детей национального самосознания и духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГ / DUTY / ЧЕСТЬ / HONOR / СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / ДОСТОИНСТВО / DIGNITY / ЭТНОТРАДИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СКЛАД / PSYCHOLOGICAL WAREHOUSE / ГИМНАЗИИ / GYMNASIUMS / ЛИЦЕИ / LYCEUMS / ETHNOTRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л.П.

В статье раскрыты основные типы школ, которые функционируют на современном этапе. Само функционирование разнотипных школ ещё не означает, что учебный процесс, методы и приемы обучения перетерпели существенное изменение в сторону количественных изменений. Отмечено также, каким способом, возможно формировать у младших школьников национальное самосознание и духовную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CHILDREN''S NATIONAL IDENTITY AND SPIRITUAL CULTURE

The article describes the main types of schools that function at the present stage. The very operation of different schools does not mean that the educational process, methods and methods of teaching have undergone a significant change towards quantitative changes. It is also noted in what way, it is possible to form national self-consciousness and spiritual culture among junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей национального самосознания и духовной культуры»

2. Methodological materials on the organization of extracurricular activities in educational institutions that implement general education programs of primary general education. - M., 2012.

3. Rivkin E.Yu. Extracurricular Activities. Lecture 4 / - M., 2013.

4. The site of the Federal State Educational Standard www.standart.edu.ru.

УДК: 37.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Феталиева Л. П.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье раскрыты основные типы школ, которые функционируют на современном этапе. Само функционирование разнотипных школ ещё не означает, что учебный процесс, методы и приемы обучения перетерпели существенное изменение в сторону количественных изменений. Отмечено также, каким способом, возможно формировать у младших школьников национальное самосознание и духовную культуру.

Ключевые слова: долг, честь, совесть, достоинство, этнотрадиции, психологический склад, гимназии, лицеи.

FORMATION OF CHILDREN'S NATIONAL IDENTITY AND SPIRITUAL CULTURE

Fetalieva L.P.

PEO HO "Social pedagogical Institute", Derbent

Annotation. The article describes the main types of schools that function at the present stage. The very operation of different schools does not mean that the educational process, methods and methods of teaching have undergone a significant change towards quantitative changes. It is also noted in what way, it is possible to form national self-consciousness and spiritual culture among junior schoolchildren.

Key words: duty, honor, conscience, dignity, ethnotradition, psychological warehouse, gymnasiums, lyceums.

Учитель, в какой бы школе он не работал, важно, чтобы он ориентировался в преимуществах и недостатках современных школ, менталитета, исходя из национальных духовных ценностей своего народа. Качество любой образовательной системы определяется не столько типом образовательной организации, сколько уровнем организации процесса обучения детей и профессиональными, личностными качествами педагогов.

Сегодня в связи с изменением образовательной системы наметилась тенденция развития разных типов заведений (гимназии, лицеи). Это реальность современной действительности.

Однако само функционирование разнотипных школ ещё не означает, что учебный процесс, методы и приемы обучения перетерпели существенное изменение в сторону количественных изменений. Слишком мало ещё для этого времени, чтобы обеспечить духовный и экономический прогресс этносоциума в целом. Однако появление разных типов образовательных организаций на этом фоне можно считать положительным.

В этом многообразии остается возможность сохранения и общеобразовательным школам. Достойный образовательный уровень будет зависеть не от типа школ, а от его содержания образования, от уровня эрудиции учителя. Среди совокупности культурно-исторических предпосылок и условий становления и развития образовательной системы особое место принадлежит этнопсихологическим качествам, особенностям профессиональной деятельности народа, которые формировались столетиями в соответствии с природными условиями, под влиянием окружающей действительности.

От поколения к поколению формировались нравственные стереотипы поведения, то есть личностные качества в целом, которые и давали общий воспитательный результат - особый психологический склад народа, соответствующие стереотипы поведения, историко-культурные духовные ценности.

Суть способа передачи опыта поколений свойственно исключительно человеческому обществу, ориентации в окружающем мире, которая реализует преемственность культуры различными способами: через подражание прошлому, благодаря стихийному переосмыслению унаследованных образцов.

Исходя из этого ясно, что повышение содержания образовательной системы - это, прежде всего, активизация передачи опыта поколений и развитие навыков у современного человека по передаче его унаследованного от предков опыта будущим поколениям. При этом в основе этого процесса лежали духовно-нравственные традиции. Многие педагогические памятники были пронизаны именно таким содержанием.

Введение в образовательную систему определенных ситуаций, связанных с формирующим влиянием национальной культуры следующим поколениям, приводит к осознанию их субъектности (как поколение), их авторства в историческом процессе жизни и деятельности людей, повышает их роль в сохранении и развитии самобытности и своеобразности народа. Все это требует иного подхода к построению образовательной системы, чтобы содержание и структура процесса обучения и воспитания оптимально содействовали осознанию и адекватному восприятию традиций и духовной культуры этноса, как подготовки учителей с новым мышлением, способных решать национально-региональные задачи исторической значимости, и особенно для детей младшего школьного возраста.

Например, ученик, растущий в сельской местности к десяти годам, не плохо усваивает комплекс знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни, особенно в сельских условиях. Сложный регламент работ дома, быту осваивается просто в процессе повседневной жизнедеятельности человека. Обучение состоялось, однако ребёнок не осознаёт, что его учат, а старший специально не пытается спланировать процесс обучения. Такое взаимодействие ребят, их родителей и старших людей обеспечивает преемственность поколений.

В сложной системе отношений, в которые включён маленький человек, выделяются социальными условиями выработки нормативных систем, которые регулируют поведение. При этом этнотрадиции представляют собой обучающий фактор, который обеспечивает организующее действие, её индивидуализацию.

Аккумулируя такие нравственные понятия, как долг, честь, совесть, достоинство и др., народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания молодого поколения. Наукой установлено, что развитие человека происходит посредством присвоения им норм человеческих взаимоотношений. В этих нормах четко сосредоточены лучшие черты, нравственные эталоны, принятые в обществе.

Наиболее активно усвоение образцов поведения, социальных норм происходит в младшем школьном возрасте, когда ученик стремится к утверждению себя во взрослом мире, следуя образам общества, сфокусированным в народных традициях и обычаях.

Ученик открыт к восприятию социальных образцов, поэтому ему хочется быть похожим на старших, и он готов стремиться к освоению нравственных ценностей. Вместе с тем, ученик начальных классов испытывает немалые трудности в самостоятельном осмыслении и усвоении норм поведения из-за определенных условий, которые ему предоставляет окружающая среда и воспитание. И в этом отношении этнотрадиции выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения младшего школьника.

Главной целью воспитания на принципах этнопедагогической и традиционной, является формирование детей с развитыми социально этическими нормами поведения, национальным самосознанием, духовной культурой, общечеловеческими ценностями, для которых характерно единство нравственной оценки поступков.

Возрождение духовных ценностей народа, возрождение и обновление этнотрадиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание, когда общество понимает перспективы своего развития. Одной из форм возрождения духовных ценностей является этнопедагогизация, которая пронизывает всю систему образования и воспитания. Духовное наследие, которое передается как опыт, накопленный старшими поколениями, включает в себя традиции, нравственность, воспитание, самоанализ своей духовной деятельности.

Ведущие этнопедагогические идеи: приоритет национальной школы, родной язык обучения как носителя традиционной, духовной культуры, взаимосвязь национально региональных и общечеловеческих ценностей в воспитании, восстановление и широкое использование традиционной культуры воспитания являются важнейшими компонентами содержания современного школьного образования. Такой подход к этнопедагогизации образовательной системы требует и особой подготовки учителей, вооруженных знаниями и умениями по реализации идей этнопедагики.

Литература:

1.Асадулаева Ф.Р. Приобщение детей к национальным истокам в межнациональных семьях. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа.- Карачаевск, 1996. - с.172-173.

2.Бессарабова И.С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике. -М., 2006.

3.Бердиев А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. - М., 1994. - 103с.

4.Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур// Педагогика.

- 2007. - №2. - с.105-107.

5.Волков Г.Н. Этнопедагогическая доктрина Льва Николаевича Толстого.

- Чебоксары. - 2004. - с.18-23.

References:

1. Asadulayeva F.R. Acquisition of children to national sources in interethnic families. Family ethnopedagogy and the modern national school .- Karachaevsk, 1996. - p.172-173.

2. Bessarabova IS Ethnocultural education in people's pedagogy. - M., 2006.

3. Berdiev A.K. The formation of humanity in younger schoolchildren on the basis of the moral ideals of popular pedagogy. - M., 1994. - 103s.

4. Voskresenskaya NM Education and the diversity of cultures / / Pedagogy. -2007. - №2. - p.105-107.

5. Volkov G.N. Ethno-pedagogical doctrine of Lev Nikolaevich Tolstoy. -Cheboksary. - 2004. - p.18-23.

УДК: 316.4/316.752

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

Ахмедова Т. М.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

Махачкала

Аннотация. В данной статье актуализируется и анализируется проблема влияния глобализации и распространяемой в русле ее тенденций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.