Научная статья на тему 'Воспитание как стратегический общенациональный приоритет: участие общедоступной библиотеки'

Воспитание как стратегический общенациональный приоритет: участие общедоступной библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / общедоступные библиотеки / воспитательная функция библиотек / просветительская деятельность библиотек / агенты воспитания / особые категории пользователей / public libraries / educational function of libraries / educational activity of libraries / agents of education / special categories of users

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна, Самойлов Илья Сергеевич

В связи с многократным увеличением внутренних и внешних вызовов отечественной культуре и ценностям осуществление воспитательной функции, особенно по отношению к подросткам и молодежи, становится ключевым в деле сохранения стабильности морально-нравственного потенциала общества. Особое место в этом вопросе занимают библиотеки, не относящиеся напрямую к воспитанию обучающихся, как школы и высшие учебные заведения, но полностью подходящие для исполнения этого за счет реализации своей просветительской функции. Просвещение тесно связано с задачей воспитания, поскольку оно является частью социализации пользователей, а популяризация преимуществ и ценностей российского образа жизни становится стратегической задачей государственных учреждений. Цель статьи – показать необходимость возрождения в вузах культуры направления подготовки библиотекарей, которые обладали бы компетенциями для решения стратегических задач государственной культурно-воспитательной политики по защите, сбережению и укреплению традиционных общечеловеческих ценностей и российской идентичности, особенно при работе с детьми и молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a Strategic National Priority: Participation of the Public Library

Due to the multiple increase in internal and external challenges to national culture and values, the implementation of educational functions, especially among teen-agers and young people, becomes the key one in maintaining the stability of the moral potential of society. A special place in this issue is occupied by libraries that are not directly related to the education of students as schools and higher educational institutions, but are fully suitable for this through the implementation of their educational function. Enlightenment is closely related to the task of education, since it is a part of users socialization. The aim of the article is to show the need to revive the direction of training librarians in higher educational institutions, who would have the competence to solve strategic tasks of the state cultural and educational policy for the protection, preservation and strengthening of traditional values and Russian identity, especially when working with children and youth.

Текст научной работы на тему «Воспитание как стратегический общенациональный приоритет: участие общедоступной библиотеки»

ДИСКУССИИ

Научная статья

УДК 021.2:37.017.4

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-2-96-103

Воспитание как стратегический общенациональный приоритет: участие общедоступной библиотеки

М. Н. Колесникова^, И. С. Самойлов

Колесникова Марина Николаевна,

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, ул. Миллионная, 7, Санкт-Петербург, 191186, Россия, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения

ORCID: 0000-0002-1325-4128 e-mail: marik008@mail.ru

Самойлов Илья Сергеевич,

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, ул. Миллионная, 7, Санкт-Петербург, 191186, Россия, преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения

ORCID: 0000-0002-8859-5525 e-mail: ilya-samoilov@mail.ru

Аннотация. В связи с многократным увеличением внутренних и внешних вызовов отечественной культуре и ценностям осуществление воспитательной функции, особенно по отношению к подросткам и молодежи, становится ключевым в деле сохранения стабильности морально-нравственного потенциала общества. Особое место в этом вопросе занимают библиотеки, не относящиеся напрямую к воспитанию обучающихся, как школы и высшие учебные заведения, но полностью подходящие для исполнения этого за счет реализации своей просветительской функции. Просвещение тесно связано с задачей воспитания, поскольку оно является частью социализации пользователей, а популяризация преимуществ и ценностей российского образа жизни становится стратегической задачей государственных учреждений. Цель статьи - показать необходимость возрождения в вузах культуры направления подготовки библиотекарей, которые обладали бы компетенциями для решения стратегических задач государственной культурно-воспитательной политики по защите, сбережению и укреплению традиционных общечеловеческих ценностей и российской идентичности, особенно при работе с детьми и молодежью.

Ключевые слова: воспитание, общедоступные библиотеки, воспитательная функция библиотек, просветительская деятельность библиотек, агенты воспитания, особые категории пользователей Для цитирования: Колесникова М. Н., Самойлов И. С. Воспитание как стратегический общенациональный приоритет: участие общедоступной библиотеки // Библиосфера. 2023. № 2. С. 96-103. https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2023-2-96-103.

96

Статья поступила в редакцию 23.03.2023 Получена после доработки 17.04.2023 Принята для публикации 29.05.2023

© М. Н. Колесникова, И. С. Самойлов, 2023

Education as a Strategic National Priority: Participation of the Public Library

Marina N. KolesnikovaIlya S. Samoilov

Kolesnikova Marina Nikolaevna,

St. Petersburg State Institute of Culture,

Millionnaya str., 7, Saint-Petersburg, 191186, Russia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Library Science and Reading Theory

ORCID: 0000-0002-1325-4128 e-mail: marik008@mail.ru

Samoilov Ilya Sergeevich,

St. Petersburg State Institute of Culture,

Millionnaya str., 7, Saint-Petersburg, 191186, Russia,

Lecturer of the Department of Library Science and Reading Theory

ORCID: 0000-0002-8859-5525 e-mail: ilya-samoilov@mail.ru

Received 23.03.2023 Revised 17.04.2023 Accepted 29.05.2023

Abstract. Due to the multiple increase in internal and external challenges to national culture and values, the implementation of educational functions, especially among teen-agers and young people, becomes the key one in maintaining the stability of the moral potential of society. A special place in this issue is occupied by libraries that are not directly related to the education of students as schools and higher educational institutions, but are fully suitable for this through the implementation of their educational function. Enlightenment is closely related to the task of education, since it is a part of users socialization. The aim of the article is to show the need to revive the direction of training librarians in higher educational institutions, who would have the competence to solve strategic tasks of the state cultural and educational policy for the protection, preservation and strengthening of traditional values and Russian identity, especially when working with children and youth.

Keywords: public libraries, educational function of libraries, educational activity of libraries, agents of education, special categories of users Citation: Kolesnikova M. N., Samoilov I. S. Education as a Strategic National Priority: Participation of the Public Library. Bibliosphere. 2023. № 2. P. 96-103. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-2-96-103.

Введение

В настоящее время неизмеримо возросла роль воспитания подрастающих поколений. Произошедшие в мире политические перемены привели к необходимости усиления активности социальных институтов российского государства, в том числе института библиотечного дела, в борьбе за ценностный, духовный, морально-нравственный потенциал общества. Интенсификация воспитательной работы является одним из важнейших факторов изменения морально-психологического климата в стратегически значимых сегментах общества, к которым, безусловно, в первую очередь относится детско-подростково-молодежная аудитория, и одной из составляющих консолидации общества, обеспечения способности эффективно отвечать на внутренние и внешние вызовы отечественной культуре, ценностям, традициям. Образование, воспитание, просвещение выдвигаются на первый план и становятся ключевыми в деле защиты будущего России и ее народов, сохранения статуса, суверенитета, культурной идентичности.

Осознание глобальных вызовов национальным интересам и безопасности страны, провозглашенным Конституцией Российской Федерации (1993)1,

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // КонсультантПлюс.

и необходимости принятия системы мер по их отражению, в том числе, посредством инструментов воспитания и просвещения населения, нашло воплощение в соответствующих государственных нормативно-правовых актах последних лет:

• О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»2,

• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года3,

• Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4,

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.04.2023).

2 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_192149/ (дата обращения: 16.04.2023).

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 № ^ 537 // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовых и нор- X мативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/doc-ument/902156214 (дата обращения: 16.04.2023). ^

4 О национальных целях и стратегических задачах развития q Российской Федерации на период до 2024 года (с изменениями ^ на 21 июля 2020 года) : указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // ^ Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/557309575 (дата обращения: 16.04.2023). 97

ОТ

z

О ОТ

от

ZD

о от о

• Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 204 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»5,

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года6,

• Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.,7

• Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»8,

• Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года9,

• Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года10,

• Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»11 и др.

Главная идея, пунктиром проходящая через все перечисленные документы, - «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному

5 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 16.04.2023).

6 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b-76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 16.04.2023).

7 Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 16.04.2023).

8 Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года

: распоряжение Правительства РФ от 23 янв. 2021 г. № 122-р // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_375249/ (дата обращения: 16.04.2023).

9 Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f-90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5/ (дата обращения: 16.04.2023).

10 Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 № 608-р // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380498/ (дата обращения: 16.04.2023).

11 Об утверждении Основ государственной политики

по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Doc-ument/View/0001202211090019 (дата обращения: 16.04.2023).

созиданию и защите Родины»12. Императив времени требует рассмотреть и по-новому оценить участие общедоступной библиотеки в решении воспитательных задач, поставленных государством на повестку дня.

Воспитательная функция библиотеки в контексте политических изменений

Юридически не являясь институтом образования, который напрямую связан с воспитанием обучающихся, любая библиотека, не только школьная или вузовская, полностью подходит для исполнения такой роли за счет реализации своей просветительской функции. Просвещая общество, библиотека реализует свою социальную миссию по приобщению населения к лучшим образцам культуры и распространению научных знаний. Просветительство тесно смыкается с задачей воспитания, поскольку они являются частью социализации пользователей, особенно подростков и молодежи (Денисенко, 2019).

Между тем просветительская деятельность библиотеки на протяжении двадцатого столетия использовалась в России в основном для решения идеологических задач, а изменились ее целевые установки и функции только в современных условиях (Кузнецова, 2010, с. 29). Например, в авторитетном «Справочнике библиотекаря» (1985) указывалось, что «библиотеки ведут активную пропаганду политики Коммунистической партии и Советского государства, оказывают помощь партийным организациям в коммунистическом воспитании советских людей, повышении их культурного уровня» (Справочник библиотекаря, 1985, с. 103). Будущим библиотечным кадрам другой авторитетный источник - учебник «Библиотековедение. Общий курс» (1988) разъяснял, что вся деятельность советской библиотеки «направлена на содействие партии и правительству в формировании „гармонично развитой общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство"», что важной задачей библиотек, кроме пропаганды марксизма-ленинизма, политики партии и советского государства, преимуществ социалистического строя и советского образа жизни, является содействие идейно-политическому, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию советских граждан, формированию у них научного мировоззрения, идейной убежденности,

12 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 16.04.2023).

повышению общеобразовательного, культурного и профессионального уровня (Библиотековедение..., 1988, с. 63, 65).

Таким образом, сегодня существует мнение, что именно советская библиотека была идеологическим учреждением, но библиотека новой эпохи таковым не является. В постсоветское время сложилось неприятие образа библиотеки как идеологического инструмента коммунистической партии. Конечно, неприятие вызывает не идеология как таковая, поскольку она, как теоретически оформленная система идей, взглядов, принципов, выражающая и защищающая интересы определенного класса, социальной группы, общества в целом, существует всегда. Главную критику вызывает именно коммунистическая идеология, в итоге разочаровавшая тех, кто в советской стране должен был построить коммунизм еще к 1980 г. (как провозглашалось в Третьей программе КПСС). Не ставя целью статьи проведение дискуссии на тему достоинств и недостатков концепции коммунизма, в целом поддержим мнение А. В. Бычкова и В. С. Арсентьевой о том, что «идеи коммунизма прекрасны в своей сущности» (Бычков, Арсентьева, 2018, с. 31) и ничего разрушительного, негативного, античеловеческого в них нет.

Но если скорректировать с современных позиций партийно-политическую риторику в процитированных выше положениях, то окажется, что библиотеки по-прежнему реализуют политику государства, оказывают ему помощь во всестороннем воспитании людей, повышении их культурного уровня, содействуют формированию российского гражданина как гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Сегодня весьма актуальной и необходимой является «активная пропаганда» политики и идеологии российского государства, преимуществ и ценностей российского образа жизни.

Учитывая произошедшие исторические изменения, назовем сегодняшние библиотеки не «проводниками коммунистической идеологии» (Библиотековедение., 1988, с. 65), а «проводниками» или «ревнителями» просвещения и воспитания, но суть деятельности будет состоять в том же. Собственно, об этом говорит и процитированная выше В. Ф. Кузнецова: просветительская функция библиотеки остается одним из ведущих способов передачи духовного наследия, системы общественных идеалов и ценностей (Кузнецова, 2010, с. 27).

Просветительская деятельность библиотек сегодня направлена не просто на распространение накопленных обществом знаний, умений, принципов отношений между людьми, норм поведения, возвышение качеств и черт

гуманистическом личности, но на содействие национально ориентированному воспитанию и формированию мировоззрения, обязательно включающего в себя такие ценностные смыслы, как преданность и готовность служения своей родине и народу. Потеря нравственных ориентиров, начавшаяся в 1990-е гг., послужила толчком к разрушению культурной и национальной идентичности, к усилению разрыва между поколениями россиян. Проблемы разрушения общечеловеческих ценностей и морали в условиях глобализации только обострились и нуждаются в пристальном внимании, осознаются как приоритетные, что отмечается большинством исследователей, как российских (Скибицкий, 2015), так и зарубежных (Bernal Guerrero et al., 2019; Cheshire, Stout, 2020; Ghosh, 2018; Goodale, 2016; Hiwaki, 2019; Patel, 2018).

В условиях современной политической ситуации необходимо активное противодействие манипуляциям, негативному воздействию на умы людей. В системе государственного управления формируется и транслируется обществу новое представление о возможностях сохранения культуры народов России, их духовности, моральных устоев, а также о том, что применяемые для этого технологии, средства и методы должны быть пересмотрены.

Подтверждением роста государственного внимания к социальным институтам, непосредственно участвующим в решении указанных задач, и закономерного ожидания их активизации, является содержание такого программного документа, как «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой с первых страниц речь идет о всестороннем духовном, нравственном, интеллектуальном и творческом развитии детей и подростков, воспитании в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, прямо указывается, что «особой категорией пользователей библиотек являются дети и подростки»13. Самый актуальный социально-политический документ - Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» среди направлений решения соответствующих проблем отдельно называет «совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи

13 Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 № 608-р // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380498/ (дата обращения: 16.04.2023).

О О

£ О

в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей»14.

Общедоступная библиотека как агент воспитания

Каким образом общедоступная библиотека отвечает на требования времени, реализует социальный заказ государства и общества в отношении воспитания, особенно подрастающего поколения?

Если отвечать на этот вопрос, например, через призму только что вступившего в действие Профессионального стандарта специалиста по библиотечно-информационной деятельности (БИД)15, то можно выделить те направления деятельности (или в терминологии стандарта -трудовые функции (ТФ)), которые предполагают непосредственное, прямое воспитательное воздействие в коммуникации библиотекарей с посетителями / пользователями библиотек.

1. Стационарное, внестационарное и дистанционное обслуживание пользователей (ТФ 3.1);

2. Библиотечно-информационное обслуживание детей (ТФ 3.1.2);

3. Организация и проведение библиотечных культурно-просветительских, образовательных и событийных мероприятий (ТФ 3.1.4);

4. Ведение библиотечных сайтов / порталов, сетевых социальных сервисов (ТФ 3.1.5);

5. Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах пользователей библиотеки (ТФ 3.5.2);

6. Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации (ТФ 3.5.4);

7. Библиотечная проектная деятельность (ТФ 3.6.3).

Среди перечисленных направлений для общедоступных библиотек исторически традиционными и достаточно освоенными, аккумулировавшими огромный опыт просветительской деятельности на протяжении еще советского периода, являются почти все, за исключением четвертого, пятого и седьмого в части дистанционного режима обслуживания. Индивидуальная, групповая, массовая работа

от z О со от

о со о

14 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента Рос. Федерации от 09.11.2022 № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (дата обращения: 16.04.2023).

15 Об утверждении профессионального стандарта «Спе-

циалист по библиотечно-информационной деятельности» : приказ Министерства труда и соц. защиты Рос. Федерации от 14.09.2022 № 527н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210140007 (дата обращения: 16.04.2023).

с читателями всех возрастов, уровней образования и социального статуса, мощное библиотечно-библиографическое краеведение и пр. - все было подчинено выполнению социокультурной миссии. Нет необходимости приводить здесь конкретные примеры разнообразных социокультурных мероприятий, бесед, консультаций, рекомендаций и пр., которые получали и ежедневно получают пользующиеся библиотеками. Но и другие из указанных форматов деятельности в наступившую информационную эпоху активно внедрялись в библиотеках, иногда в силу особых обстоятельств. Так, быстрому освоению дистанционных методов и средств работы способствовала, например, пандемия коронавирусной инфекции, во время которой, в 2020-2021 гг., всем библиотекам пришлось переносить свою активную деятельность в электронную среду, расширять присутствие и коммуникации в социальных сетях и т. п., и этот процесс, несмотря на окончание пандемии, уже не остановится, а будет нарастать и развиваться, что очевидно. Ведение библиотечных сайтов, работа в социальных сетях в XXI в. стали привычным и необходимым занятием библиотек так же, как и их разнообразные просветительские и другие проекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательным разделом плана работы любой общедоступной библиотеки остаются сегодня, как и прежде, воспитательные мероприятия гражданско-патриотической, духовно-нравственной, художественно-эстетической и другой направленности. Они привычны для библиотек, основаны на лучших апробированных методиках проведения подобных мероприятий, осуществляются посредством библио-течно-информационных средств и технологий в пределах тех компетенций и полномочий, которыми обладают библиотечные специалисты в своей профессиональной сфере.

Однако в библиотечной практике возникают и ситуации, когда перед работниками библиотек ставятся достаточно сложные для исполнения, требующие особых знаний и умений, специальной подготовки задачи, которые относятся, в первую очередь, к сфере полномочий и профессиональных функций других организаций (отделы социальной защиты, службы по труду и занятости населения, органы опеки и попечительства, полиция и др.). Например, ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) указывает на участие в такой профилактической работе «органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма» (ст. 24 «Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних»)16. Вышеназванный Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г., последовавшая редакция закона от 21 ноября 2022 г. послужили импульсом для интенсификации воспитательной работы на местах. Однако практические решения такой задачи в условиях нехватки специалистов - инспекторов по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, психологов и других приводят и к тому, что на общедоступные библиотеки сельских муниципальных районов возлагается повышенная ответственность за организацию на территориях специальной работы с особыми группами несовершеннолетних - безнадзорных, беспризорных, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поставленных на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации, правонарушителей и т. д.

В результате в муниципальных образованиях составляются комплексные межведомственные планы индивидуальной профилактической работы в отношении семей, состоящих на учете по категории находящихся в социально опасном положении, ведутся базы данных с информацией о соответствующих семьях, местах их проживания и трудовой занятости / незанятости, количестве и возрасте детей, местах учебы и пр., которые предоставляются всем организациям, участвующим в профилактической работе, в том числе библиотекам для планирования мероприятий для этих детей (другими словами, личная персональная информация доступна расширенному кругу лиц, проживающих на территории муниципального образования). Кроме того, всеми организациями ведутся журналы учета работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. С установленной периодичностью, но не реже одного раза в месяц, библиотеки обязаны отчитываться о работе, проведенной с детьми каждой стоящей на учете неблагополучной семьи. При этом дети могут быть не только правонарушителями, но и иметь ограничения жизнедеятельности самого широкого спектра. И те, и другие, объективно говоря, не всегда приходят в библиотеку по собственному желанию, гораздо чаще наоборот, а когда находятся на мероприятии, не всегда хотят и могут сосредоточиться, включиться в него, соблюдать правила поведения и т. д.

Безусловно, согласно Закону «О библиотечном деле», право на библиотечное обслуживание

имеют все категории граждан17 (в том числе лица без определенного места жительства). Обязанные соблюдать установленное законом право граждан, библиотечные специалисты в то же время оказываются в напряженной правовой, морально-психологической ситуации в контактах с указанными категориями по вполне понятным причинам, при этом неся профессиональную и социальную ответственность за обслуживание особых групп посетителей, среди которых в приоритете дети и подростки, как подчеркивается в «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года». Однако воспитательные действия библиотек в рамках реализации их просветительской функции и установленных полномочий могут быть только частью общей деятельности соответствующих организаций -социальных партнеров и приносить ощутимые результаты только при ведущей роли последних в работе с «безнадзорными, беспризорными, оставшимися без попечения родителей, находящимися в трудной жизненной ситуации, поставленными на учет в комиссию по делам несовершеннолетних» и пр.

В современных обстоятельствах сингулярность момента определяет дальнейшее существование российской цивилизации. Ее будущее в значительной степени зависит от воспитания подрастающего поколения, которое должно будет сохранять и развивать страну в следующих десятилетиях. Необходимым участником процесса является и библиотекарь общедоступной библиотеки, призванный выступать в роли агента воспитания, и не только для «трудных» несовершеннолетних, но и для других категорий пользователей. В теории социализации агент (или актор) воспитания - активно действующее лицо, тот, кто обладает избыточностью в отношении кого-либо, то есть служит ресурсным, содержательно обогащенным источником (Щеглов, 2016; Grusec, Hastings, 2014). Именно эрудиция, включенность библиотечного специалиста в общегосударственные проблемы и их понимание, его внимание к интересам, понимание и учет психологических особенностей тех, с кем он общается, особенно детско-подростковой аудитории, обусловливают успех воспитательной работы. Обратим внимание, что в этом плане Профессиональный стандарт специалиста по БИД предусматривает овладение библиотекарем, например, знаниями социальной и возрастной психологии, педагогики, социальных коммуникаций, принципов, методологических и психолого-педагогических основ библиотечно-

16 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 16.04.2023).

17 Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/9010022 (дата обращения: 16.04.2023).

О О

£ О

информационного обслуживания детей; умений осуществлять библиотечно-информационное обслуживание пользователей библиотеки, учитывая их личностные характеристики, организовывать работу с детьми в соответствии с их возрастными и психолого-педагогическими особенностями и др.18

В этом контексте приходится сожалеть, что к настоящему времени система библиотечно-информационного образования лишилась такой составляющей, как специальные кафедры детских библиотек и работы с детьми, представлявшими собой феномен и гордость отечественного библиотечного образования, науки и практики. Соответственно, из учебных планов подготовки будущих кадров библиотек исчезли дисциплины о комплектовании фондов детских и юношеских библиотек, библиотечном обслуживании детей и молодежи, формировании их читательской культуры, рекомендательной детской библиографии и др. Проведенная ранее оптимизация теперь оборачивается утратой методик преподавания профильных дисциплин, уходом опытных преподавателей, отсутствием комплексной разработки теории и методологии работы с детским читателем, защит соответствующих кандидатских диссертаций и т. д. и в итоге выпадением формирования важнейшего кадрового ресурса для общедоступных библиотек.

Заключение

Вышеназванные и другие близкие знания и умения, зафиксированные как стандартные для библиотечного специалиста третьего десятилетия XXI в., на наш взгляд, в значительной

степени отразили ожидаемую от него челове-коведческую компетентность (Шепель, 1992), то есть способность интегрировать знания о человеке из разных гуманитарных наук и квалифицированно применять их в профессиональной деятельности, содействуя гуманизации, просвещению, развитию индивидов как духовно-нравственных, социально-зрелых личностей и ответственных граждан, успешных в своих сферах деятельности - учебной, производственной, общественной и др. Библиотекарь-человековед сегодня востребован как никогда для решения стратегических задач государственной культурно-воспитательной политики по защите, сбережению и укреплению традиционных общечеловеческих ценностей и российской идентичности. Ответом на потребность рынка труда в библиотекаре с такими компетенциями может быть возрождение в вузах культуры соответствующего направления подготовки или, по крайней мере, введение специальных учебных дисциплин, перечисленных выше, в блок общепрофессиональных. В городах, где функционируют вузы культуры, видится возможным открытие профильных кафедр как инновационных площадок разработки теории и практики работы с детьми и молодежью непосредственно на базе детских / юношеских / молодежных библиотек с привлечением к преподаванию квалифицированных практиков.

Воспитание как стратегический общенациональный приоритет требует от библиотечного социального института новых инициатив и решений, вносящих вклад «сегодня в завтра» российского общества.

18 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» : приказ Министерства труда и соц. защиты Рос. Федерации от 14.09.2022 № 527н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210140007 (дата обращения: 16.04.2023).

Список источников / References

Библиотековедение. Общий курс : учебник / под ред. К. И. Абрамова, Н. С. Карташова. Москва : Кн. палата, 1988. 223 с. [Abramov KI and Kartashov NS (eds) (1988) Library science. General course: textbook. Moscow: Kn. palata. (In Russ.)].

Бычков А. В., Арсентьева В. С. Коммунистический идеал: утопия или будущее человечества // Вестник науки и образования. 2018. № 10. С. 28-32 [Bychkov AV and Arsent'yeva VS (2018) The communist ideal: utopia or the future of mankind. Vestnik nauki i obrazovaniya 10: 28-32. (In Russ.)].

Денисенко С. И. Национальное своеобразие современного российского воспитания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 4. С. 41-52 [Denisenko SI (2019) National originality of modern Russian education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki 4: 41-52. (In Russ.)].

Кузнецова В. Ф. Просветительская деятельность публичной библиотеки // Библиотековедение. 2010. № 4. С. 27-31 [Kuznetsova VF (2010) Outreach activity of a public library. Bibliotekovedeniye 4: 27-31. (In Russ.)].

Скибицкий М. М. Глобализация и задачи обновления духовных ценностей российского общества // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 1. С. 13-19 [Skibitskiy MM (2015) Globalization and the task of updating spiritual values of the Russian society. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta 1: 13-19. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.12737/10496.

Справочник библиотекаря / редкол.: Н. С. Карташов [и др.]. Москва : Книга, 1985. 302 с. [Kartashov NS [et al.] (eds) (1985) Handbook of the librarian. Moscow: Kniga. (In Russ.)].

Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Управленческая гуманитарология. Москва : Финансы и статистика, 1992. 237 с. [Shepel' VM (1992) Handbook of a businessman and manager. Management humanities. Moscow: Finansy i statistika. (In Russ.)].

Щеглов И. А. Социализация: агенты, институты, факторы // Общество: социология, психология, педагогика // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 14-17 [Shcheglov IA (2016) Socialization: agents, institutions, factors. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika 4: 14-17. (In Russ.)].

Bernal Guerrero A, Gozálvez Pérez V and Burguet Arfelis M (2019) Ethical reconstruction of citizenship: a proposal between the intimate self and the public sphere. Journal of Moral Education 48 (4): 483-498. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2018.1563880.

Cheshire K and Stout J (2020) The moral arc of the library: what are our duties and limitations after 45? Reference Services Review 48 (2): 219-225. DOI: https://doi. org/10.1108/RSR-10-2019-0074.

Ghosh P (2018) Erosion of values and present society. Research Review International Journal of Multidisciplinary 3 (12): 778-780. DOI: https://doi. org/10.5281/zenodo.2529496.

Goodale M (2016) Human values and moral exclusion. Ethics & Global Politics 9 (1): 32957. DOI: https://doi. org/10.3402/egp.v9.3295 .

Grusec JE and Hastings PD 9 (eds) (2014) Handbook of socialization: theory and research. 2nd ed. New York: Guilford Publications.

Hiwaki K (2019) Unintended human-personal self-destruction: can we save ourselves? Kybernetes 48 (2): 298-317. DOI: https://doi.org/10.1108/K-01-2018-0047.

Patel KD (2018) Importance of value education. Research Review International Journal of Multidisciplinary 3 (5): 331-332. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1321211.

О О

£ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.