Научная статья на тему 'Воспитание как средство социального контроля несовершеннолетних'

Воспитание как средство социального контроля несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2363
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / социальный контроль / социальные институты / девиантное поведение / профилактика девиантного поведения / норма / несовершеннолетние

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреасян Р. Н.

В статье рассматриваются особенности воспитания как средство социального контроля несовершеннолетних, функция социального контроля призвана обеспечить минимальные расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов, а также создание обшей системы ценностей, которая формирует единую мотивацию поведения, гармонизирует социальные роли через общепринятые культурные стандарты и моральные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with specifics of upbringing as a means to socially control minors. The function of social control is supposed to provide the least deviation between social expectations and actual behavior of individuals, establish common system of values that would form a single behavior motivation pattern, harmonize social roles through widely accepted cultural standards and moral orientations.

Текст научной работы на тему «Воспитание как средство социального контроля несовершеннолетних»

Р. Н. Андреасян

ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья представлена кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. С. Олейников

В статье рассматриваются особенности воспитания как средство социального контроля несовершеннолетних, функция социального контроля призвана обеспечить минимальные расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов, а также создание обшей системы ценностей, которая формирует единую мотивацию поведения, гармонизирует социальные роли через общепринятые культурные стандарты и моральные ориентации.

Ключевые слова: воспитание, профилактика, девиантное поведение, норма, социальный контроль, социальные институты.

The article deals with specifics of upbringing as a means to socially control minors. The function of social control is supposed to provide the least deviation between social expectations and actual behavior of individuals, establish common system of values that would form a single behavior motivation pattern, harmonize social roles through widely accepted cultural standards and moral orientations.

Key words: upbringing, preventive measures, deviant activities, norm, social control, social institutes.

Продолжающиеся социально-экономические преобразования в России XXI в. затрагивают все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказывается на жизни детей и молодежи.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но и прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Формирование личности, обретение человеком социокультурных черт - процесс чрезвычайно сложный. Почему некоторые люди выбирают не социально одобряемые

образцы поведения, а становятся на путь правонарушений и преступности? Ответить на этот вопрос непросто.

Люди развивают свои социальные свойства в процессе взаимодействия. Только включившись в процесс освоения норм и правил поведения, стремясь занять определенное место в обществе, группе, освоив социокультурные ценности, становятся личностями.

Удивительный и сложный процесс формирования личности, имеющий место только в социальной среде, может сопровождаться недостатками, сбоями, обуславливающими девиантное поведение, которое может быть выражено в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Неусвое-ние, утрата или осознанный отказ от ценностей, нормального образа жизни рассматриваются как неудачная социализация. Такая социализация может состояться в освоении правонарушающего поведения при противоречивом состоянии общества, его трансформации, дезорганизации и снижении в обществе нормативного консенсуса, наличии множества субкультур.

В целях предотвращения правонарушений (девиаций) или их снижения в обществе осуществляется социальный контроль как совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает соответствующее принятым нормам поведение своих членов, а также предотвращает правонарушающие (девиантные) поступки, наказывает правонарушителей (девиантов) или исправляет их. Проблема социального контроля особое место занимает в социологической науке, она рассматривалась всеми теоретиками социологии - О. Конт, Ч. Спенсер, Э. Дюрк-

гейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.

Под социальным контролем Т. Парсонс понимал не только средство противодействия любому отклоняющемуся поведению,

но и способ поддержания социального по-

2

рядка и стабильности . Необходимо, считал он, чтобы работал механизм социального контроля, обеспечивающий непременное преимущество силам взаимодействия людей, что не исключает использования материальных, духовных, репрессивных и воспитательных средств. Стабильное развитие обеспечивается общей системой ценностей, которая формирует единую мотивацию поведения, гармонизирует социальные роли через общепринятые культурные стандарты и моральные ориентации. Функция социального контроля заключается в том, чтобы сделать минимальными расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов.

Социальный контроль - механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка,устранения, нейтрализации или минимизации нормонарушающего (девиантного) поведения. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций. В целом социальный контроль сводится к тому, что общество через свои институты задает ценности и нормы; обеспечивает их трансляцию и социализацию (усвоение, интериоризация индивидами); поощряет за соблюдение норм (конформизм) или их допустимое, с точки зрения общества, реформирование; упрекает (наказывает) за нарушение норм. В гипотетически идеальном (а потому нереальном) случае общество обеспечивает полную социализацию своих членов, и тогда, строго говоря, не требуется ни поощрений, ни наказаний.

Основными средствами социального контроля являются:

• социализация, в процессе которой обеспечивается восприятие и усвоение индивидом принятых в обществе социальных ценностей и норм;

• воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на социальное развитие личности, в результате чего формируется потребность и привычка соблюдать общепринятые социальные нормы;

• групповое давление, выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в социальную группу, должен выполнять определенный набор исходящих от нее требований, предписаний и т. д.;

• принуждение, т. е. применение определенных санкций, негативных и позитивных. Негативные санкции связаны с социально неодобряемыми нарушениями норм, это наказания, порицания. Позитивные санкции представляют собой одобрение и поощрение, связаны с выполнением социально значимых услуг, направленных на сохранение ценностей и норм. Формами позитивных санкций могут быть награды, одобре-

3

ние и т. д.

Методами социального контроля, применяемыми для предотвращения девиации, снижения ее уровня, считаются:

• изоляция, которая применяется с целью ограничения свободы лица, нарушающего важные социальные нормы;

• обособление, которое представляет собой ограничение социальных контактов девиантов;

• реабилитация, т. е. социальная адаптация личностей, чье поведение отклоняется от норм. Здесь необходимой становится работа психологов, психиатров, социальных педагогов.

Эффективность социального контроля зависит от оценки обществом или группой значимости существующих социальных норм, от результатов социализации, степени интеграции общества и уровня его ин-

ституционализации. Социальный контроль осуществляется через систему социальных институтов, которые оказывают различное влияние на поведение индивида в социуме. Это воздействие можно разделить условно на несколько уровней:

1. Макроуровень, т. е. система общественного разделения труда, общественный строй,культура и др.

2. Уровень социального контроля, т. е. социальные институты, составляющие условия непосредственного бытия индивида; учреждения; средства массовой информации и т. д.

3. Личностный уровень - мотивация, потребности, интересы, знания, ценности и т. д.

Данная модель позволяет выделить социальные институты, оказывающие воздействие на поведение несовершеннолетних.

Большую группу факторов детерминации поведения составляют индивидуальнопсихологические особенности несовершеннолетнего. Исходя из основных положений теории развития личности к ним относят темперамент, характер, интересы,склонности, потребности, мотивацию, ценности, интеллект, знания, умения, навыки, способности, половые и возрастные критерии, се-„ „ 4

мейный статус .

К объективным условиям относятся процессы, протекающие в мире; общественное устройство; этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей; изменения в видах и формах трудовой деятельности; демографические процессы; региональные особенности территории;

национальный состав общества; поселен-5

ческая структура .

Иными словами, исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». В теории организации сложилось единое для естественных и общественных наук понимание нормы как предела, меры допустимого. Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений,при ко-

торых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Для социальной нормы - это результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а иногда даже вступают в противоречие из-за искаженного - классово-ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Основные социальные институты, влияющие на поведение несовершеннолетнего, представлены средним уровнем. Необходимо отметить, что это влияние не всегда возможно проанализировать, это воздействие проявляется часто в перспективе, создавая долговременные образцы конформного либо девиантного поведения.

Среди факторов среднего звена необходимо выделить социальные институты государства, которые являются «проводниками» государственной политики в отношении своих граждан во всех областях общественной жизни. К институтам прямого социального контроля относят правоохранительные органы и институты права, на уровне межличностных отношений - институты семьи и институт референтных групп (ближайшее окружение). .

К факторам непосредственного социального окружения относятся различные социальные институты - семья, трудовой коллектив, круг друзей, родственники, соседи, общественные и государственные учреждения. Главное место в формировании личности занимает семья. Семья - самая первая и поэтому самая значимая социокультурная микросреда, куда попадает ребенок и в которой не только формируются его интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества, но и передаются опреде-

ленные потребности и ценностные ориентации. В семье происходит усвоение личностью конкретных образцов поведения, психологии, уровня жизненных притязаний, присущих членам семьи, выполняющим труд определенного квалификационного уровня. На процесс становления личности молодого человека воздействуют различные аспекты семейной жизни и быта.

Среди институтов социализации несовершеннолетних чаще всего выделяют школу, главная задача которой состоит в том, чтобы обеспечить детям систематическое образование и подготовить учащихся к выбору профессии. Но есть основания говорить не только о школе, но и о других институтах воспитания и образования, включая сюда общественно-государственные, государственные, муниципальные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различного типа от детского сада до вуза, детские и юношеские общественно-политические и клубные организации, организации, занимающиеся социально-культурной работой, индивидуальной и групповой опекой и попечительством, заведения для людей с психо-сома-тическими и социальными отклонениями и дефектами, заведения, занимающиеся профилактикой девиантного поведения,реабилитацией и перевоспитанием.

На подростков косвенно воздействуют также «партии, ассоциации, различные объединения по профессиям, интересам, по месту жительства, спортивно-оздоровительные и социально-культурные комплексы, клубные объединения, учреждения социального призрения и реабилитации и др.». Не в полной мере изучена детерминация поведения несовершеннолетних со стороны религиозных организаций.

Одна из важнейших сфер жизни подростков и молодых людей - общество сверстников, относительно независимое от старших и построенное на основе самодеятельности. Воздействие подростковых и молодежных групп в процессе социализации

можно определить несколькими общими функциями: приобщение к культуре данного общества, его нормам, научение полоролевому возрастному поведению, научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы, помощь членам в достижении автономии от общества, возрастных и социальных страт, создание условий для развития самосознания,самоопределения и самоутверждения.

Противоречивое воздействие на процесс социального самоопределения молодежи оказывают средства массовой информации, они могут быть и деструктивной, передавая ценности девиантных групп и слоев населения, играя на достаточно низменных инстинктах.

Все эти социальные институты осуществляют свою деятельность прямо или скрыто, планомерно или стихийно, непосредственно или с дальним прицелом через определенные приемы - борьбу с негативными явлениями и профилактику этих явлений. Социальный контроль над девиантным поведением, и прежде всего над преступностью как наиболее острой его формой, включает «борьбу» посредством наказания (репрессий) и профилактику (превенцию).

Профилактика и воспитание - взаимосвязанные процессы. Взаимосвязь профилактической и воспитательной работы естественна и необходима.

Профилактика - это есть интенсивные и вынужденные меры, воспитание - процесс постоянный, непрерывный. Неправильное воспитание порождает прецеденты отклоняющегося поведения в достаточно широком масштабе. Следовательно, профилактика - это, как правило, компенсация недостатков воспитательной работы. Это качественно своеобразный вид воспитания, в рамках которого происходят коренные изменения сознания,поведения,подвергаются ревизии уже определившиеся ошибочные позиции и установки несовершеннолетне-

го. Известно, что педагогическому воздействию труднее поддаются такие свойства личности, как отношение к основным сторонам действительности, убеждения, установки. Поэтому процесс перевоспитания проходит труднее, чем просто воспитание.

Под воспитанием несовершеннолетних правонарушителей автор понимает такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению или желательному изменению структуры правонарушений и к несовершению потенциальных прав о нарушающих поступков.

Профилактика представляет собой систему, в которой взаимодействие ее субъектов, выполняющих свои специфические функции, осуществляющих профилактическую работу в процессе своей основной деятельности, обеспечивает их интеграцию, создает новое качество данной системы как воспитательно-профилактической системы.

Российская превентивная педагогика имеет большой опыт, в 1930-е гг. успешно развивалось практическое направление педагогической профилактики, представленное А. С. Макаренко. В своей опытно- экспериментальной работе он, по сути дела, заложил и развил основные принципы, методы и содержание социально-педагогической работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками, где важнейшим фактором воспитательной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда . Наиболее яркие педагогические идеи А. С. Макаренко черпал в опыте социально-педагогической работы с коллективом девиантных подростков.

В социальной педагогике под воспитательно-профилактической деятельностью понимается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные:

• на предотвращение возможных физических, психологических или социокуль-

турных обстоятельств у отдельного ребенка или группы несовершеннолетних, входящих в зону социального риска;

• сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни здорового ребенка;

• содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытии его внутреннего потенциала.

Общая воспитательно-профилактическая деятельность представляет собой выявление и установление причин, порождающих отклоняющееся от нормы поведения, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания детей и подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к правонарушениям, и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных для формирования личности ребенка условий.

Реализация потенциальных возможностей человека достигается путем совершенствования содержания, форм и методов процесса воспитания, в ходе которого происходит формирование социально-приемлемых качеств, творческих способностей, нравственных и духовных побуждений на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Итак, всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - целенаправленное создание условий для развития и формирования социальноприемлемых качеств личности.

Человек-существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, он приобретает личностные качества и становится социальным субъектом. Следовательно, важнейшей и неотъемлемой стороной

воспитания на сегодняшний день является самовоспитание, которое наряду с индивидуальными особенностями и задатками человека объясняет широкий спектр различных личностных позиций людей, воспитывающихся в общей социальной среде.

Таким образом, воспитание является социальным процессом, складывающимся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Из этого следует, что система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности на всех возрастных этапах; с участием всех субъектов воспитания от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.

Результаты исследований показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований и соответствия (несоответствия) своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами7.

1. С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей,

идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сферы и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.

Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.

Таким образом, индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с подростками, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на негативность воздействия. Важным этапом повышения эффективности общей и индивидуальной воспитательно-профилактической работы является разработка и осуществление различных воспитательных программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации подростков, создание условий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникающими отклонениями, восстановление ребенка в статусе и дееспособности.

В широком смысле, воспитательно-профилактическая деятельность - это форма и одновременно средство социального контроля, включающие различные мероприятия от государственного до индивидуальноличностного уровня, нацеленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих правонарушения детей и молодежи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Блувштейн Ю. Д., Яковлев А. М. Преступность как социально-правовое явление // Советское государство и право. 1978. № 1. С. 9-10.

•Данилин Е. М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1978. С. 15.

Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. "Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.

5 т

Там же.

'Воспитание и самовоспитание //Советская педагогика. 1965. № 12. С. 10-13.

7 Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в новых экономических и социальных условиях: Сб. науч. трудов / Под ред. Н. Г. Шурухнова, Н. И. Ветрова, Г. П. Химичевой. М.: ЮИ МВДРФ, 1997. С. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.