Научная статья на тему 'Воспитание как общественный процесс и предмет педагогики'

Воспитание как общественный процесс и предмет педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / EDUCATION / TRAINING / MORALITY / AND PEDAGOGICAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумерова Г. И.

При раскрытии проблем обучения и воспитания используются идеи и теории различных авторов, допускается широкий спектр плюралистических подходов к их восприятию и пониманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS THE SOCIAL PROCESS AND THE SUBJECT OF PEDAGOGICS

The problems of teaching and upbringing are revealed in the article. The ideas and theories of a number of authors are used; pluralistic approaches in understanding and perception are admitted.

Текст научной работы на тему «Воспитание как общественный процесс и предмет педагогики»

During the war a telegraph was an important means of communication. The history of telegraph in TASSR in 1941-1945 was studied. It is a part of the history and is worth studying and summarizing, and also has a scientific and cognitive significance.

УДК: 371

ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

Гумерова Г.И.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

В.О.Ключевский Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Л.Н.Толстой

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание,

нравственность, педагогическая практика.

Key words: education, training, education, morality, and pedagogical practices.

В работе «Два воспитания» В.О.Ключевский высказал мнение «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательного процесса легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педагогической практике.

Английское «education» происходит от латинского «educare», что означает «выведение человека на свет», «озарение человека». Таким образом, даже там, где в лексике присутствует только один термин -«education» (образование), главная задача школы видится не в трансляции знаний, а в формировании личности. Обучение - это всего лишь «вкладывание» в человека какой-то информации. Воспитание, а не обучение, формирует человека.

В педагогике есть несколько определений категории «Воспитание». «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание не как деятельность, а как процесс: «Воспитание - объективнозакономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А.Сухомлинский в книге «Разговор с молодым

директором школы»: «Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».

Л.Н.Толстой определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем... Воспитание, есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».

О том, что воспитание - это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Воспитание - процесс всеобщий. Всё жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует своё природное назначение человек, пронизано воспитанием.

Ещё Аристотель в IV в. до н.э. утверждал: «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи.. Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом. Должны существовать законы, касающиеся воспитания, и оно должно быть общим. Нельзя оставлять не выясненным, что вообще представляет собой воспитание и как оно должно осуществляться.» (Аристотель,

«Политика», VIII, I, 1-3, 1337а).

В этой мысли Аристотеля воспитание рассматривается как процесс преемственности культуры нации. В Древних Афинах обучение ещё не было обязательным, хотя уже в V в. до н.э. в период Пелопоннесской войны афиняне гордились тем, что среди них нет ни одного неграмотного. Но воспитание рассматривалось как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказал мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании. Платон считал, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому и широкому контролю: «Страж законов должен быть у нас зорким; он должен очень заботиться о воспитании детей, исправлять их ко благу согласно законам» (Платон, «Законы», VII, 808е - 809а).

Коллективное обучение в Древнем Риме началось в III в. до н.э. Квинтилиан, теоретик и практик античной педагогики, открыл в Риме первую государственную школу и стал получать ежегодное вознаграждение от государства - из казны императора Веспасиана. В римском обществе обсуждались не только вопросы содержания и организации обучения, но и подобающих методов воспитания, т.е. воспитание рассматривалось как важнейшая сфера государственной деятельности.

И в наши дни все цивилизованные страны имеют законы об образовании. Россия - не исключение из этих правил. Но если в Японии

поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в США обязательным является среднее, то в РФ теперь является обязательным всего лишь 9-классное. К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась.

Результатом снижения ценности образования явилось то, что по международной оценке индекса интеллектуализации молодёжи Россия со 2-3 места в 50-е гг. опустилась на 50-52 место в 90-е.

Тем не менее, наши национальные идеалы мало изменились. Фонд «Общественное мнение» в марте 1994 г. провёл Всероссийский опрос городского и сельского населения (были опрошены 2468 человек). Из предложенных респондентам 37 пунктов надо было выбрать несколько ценных для себя ориентиров. Кроме того, респонденты должны были назвать те ценности, которые они считают «западными» и «советскими». Результаты исследования были опубликованы в № 24 газеты «Аргументы и факты» (табл. 1).

Важнейшие ценности, названные респондентами в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедливость, личное

достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Однако здесь же возникает дискуссия: каким должно быть воспитание, какие приоритеты должны быть в современной школе - нравственное воспитание или интеллектуальное развитие учащегося.

1. Ценностные ориентиры людей, получивших различное воспитание (по исследованиям фонда «Общественное мнение», 1994 г.)

Западные ценности Советские ценности Ценности, наиболее важные для опрошенных

Предприимчивость Атеизм Справедливость

Богатство Энтузиазм Личное достоинство

Деловитость Г арантии социальных прав личности Трудолюбие

Неприкосновенность частной собственности Верховенство государственных интересов над личными интересами Чувство долга

Прибыльность труда Борьба Образованность

Свобода выбора убеждений и поведения Чувство долга Г остеприимство

Профессионализм Терпеливость Профессионализм

Невмешательство Дисциплина Труда Равенство всех граждан перед законом

Дисциплина труда Образованность Г арантия социальных прав

Г арантия политических прав Г остеприимство Бескорыстие

Мы считаем, что хотя образование и воспитание - две равноправных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. В педагогике термин «воспитание употребляется в трех смыслах:

1. В широком социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия.

2. В широком педагогическом, когда имеется ввиду учебновоспитательный целенаправленный процесс в системе учебновоспитательных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на среду через человека - учащихся, родителей, педагогов. В этом -функция оздоровления социума школой.

3. В узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения. Это является предметом изучения в вузе, где студенты (будущие педагоги) познают методику формирования взглядов и убеждений, черт и поведения личности.

Педагогическая наука наставляет, что необходимо уяснить до предела простую истину, что всякий урок в школе должен учить, развивать, воспитывать. О качестве урока можно судить по тому, что унес ребенок домой в тетради, в голове и, главное, в сердце. О воспитательном значении урока говорил ещё патриарх системной педагогики Ян Амос Каменский. Он считал, что учить надо всех: мальчиков и девочек, богатых и бедных, начальствующих и подчиненных, тупых и умных. На вопрос «Зачем?» ответ был следующим: Женщина должна быть образованной, так как через её руки проходит все человечество; тупые - кувшин без дна, сколько ни мой, дна не приобретёт, но чистым будет; одаренные - ум столько может набрать дурного, что много может натворить; начальствующие - чтобы хорошо руководили; подчинённые - чтобы разумно подчинялись; богатые - без мудрости это свиньи, откормленные отрубями; бедные - без мудрости это ослы, вынужденные таскать тяжести. Таким образом, ведущие мотивы образования кроются вовсе не в интеллектуальном развитии личности. Анализируя педагогику прошлого и современных цивилизаций, легко выявить три различных подхода к образованию. Каждая цивилизация порождала новый тип школы. Но в любой цивилизации школа - это будущий 1. родитель, 2. гражданин,

личность, работник.

Слово «педагог», в переводе с греческого означающее «раб, ведущий ребенка в школу», преобразовалось в профессионала, «вводящего ребенка в жизнь. Термин «воспитание» далеко ушёл от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признать, что опора на смысловой исток

сохраняется до сих пор. «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание» в его фигуральном смысле означает социализацию маленького человека, вхождение его в культуру и усвоение того, что выработано культурой.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Кукушин В.С. Теория и методика

воспитательной работы. - Ростов н/Д, 2010. 2. Ключевский В.О. Два воспитания. Собр. соч. Т. 9. - М., 1990. 3. Краткий педагогический словарь пропагандиста. - М., 1988. 4. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. -М.. 2002. 5. Полупанов В. Молодым везде у нас дорога.// Аргументы и факты. № 4, 1994.

ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

Гумерова Г.И.

Резюме

При раскрытии проблем обучения и воспитания используются идеи и теории различных авторов, допускается широкий спектр плюралистических подходов к их восприятию и пониманию.

EDUCATION AS THE SOCIAL PROCESS AND THE SUBJECT OF

PEDAGOGICS

Goumerova G.I.

Summary

The problems of teaching and upbringing are revealed in the article. The ideas and theories of a number of authors are used; pluralistic approaches in understanding and perception are admitted.

УДК 370.153

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дульмухаметова Г.Ф.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: половая дифференциация обучения, реализация половой дифференциации обучения.

Key words: sexual differentiation teaching, realization of the sexual differentiation teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.