A) Общие методы образования: монологический, образцовый, диалогический, эвристический, проектирующий.
Б) Методы обучения: информационный, объяснительный, инструктивный,
принудительный, стимулирующий.
B) Репродуктивные, практическое исследование, исследовательские, выполняющие методы.
Эти методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность педагога и деятельность учащихся и таким образом охватывают методологию всего учебного процесса.1
К предложенным Ю. К. Бабанским и М. И. Махмутовым методам можно отнести и следующие методы:
- Метод личного-индивидуального творческого примера педагога.
- Эвристический-наглядный метод - в этом методе рассказ, картина, лекция и др. читается не учителем, а презентуется учениками.
- Метод психологического тренинга.
- Метод выражения одновременного действия: эстетическое видение, ощущение. К традиционным формам развития творческого разума учащихся в учебновоспитательном процессе входят: урок, путешествие, факультативы, домашнее задание, внеклассная работа, олимпиады, студии, конкурсы, концерты и другие. Целесообразным будет использование этих форм в активизации и формировании творческого разума. Также, мини урок (5-10-минутный), мини урок творческой фантазии; урок - рассказа; урок - дискуссия, музыкальная и художественно -театральная презентация; игры для развития творческого разума.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Педагогика Москва «Просвещение» 1988, - 398 с.
2. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. - 900 с.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knu.znate.ru.
Education of students in spirit national values Jalilov Z. (Republic of Uzbekistan)
Воспитание студентов в духе национальных ценностей Жалилов З. Ж. (Республика Узбекистан)
Жалилов Зарафшон / Jalilov Zarafshon - старший научный сотрудник-исследователь, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы воспитания учащейся
молодежи на основе использования национальных ценностей, раскрыто их содержание и направленность.
Abstract: in this article the questions of education of studying young people are considered on the basis of the use of national values, their maintenance and orientation are exposed.
Ключевые слова: духовно-культурное наследие, национальные ценности,
мировоззрение, мыслители Востока, развитие личности.
Keywords: spiritually cultural heritage, national values, worldview, pedagogical values, thinkers of East, development ofpersonality.
1 Бабанский Ю. К. Педагогика Москва «Просвещение» 1988- 398 с.
237
Отличительной особенностью развития системы обучения и воспитания в нашей стране в годы независимости стало широкое использование духовного и педагогического наследия нашего народа, изучение воспитательных аспектов произведений великих предков и доведение их до сознания молодого поколения.
В частности, в качестве бесценных источников можно назвать произведения воспитательной направленности, передаваемые от поколения к поколению, от учителя к ученику. Узбекский народ имеет богатую историю создания педагогического наследия, в связи с чем наблюдается большая тяга и потребность к изучению произведений прошлого.
Известно, что внедрение идеи национальной независимости в сознание и душу учащейся молодежи возможно на основе серьезного изучения историкопедагогического наследия, укрепления и развития национальных ценностей.
Многолетний исторический опыт доказывает, что без знания истории народа, его культуры, традиций, обычаев, образа мышления молодежь не сможет себя осознать, идентифицировать. Студенты являются важнейшими субъектами общественнополитического, экономического, культурного, духовного обновления общества. Они занимают важное место во всех процессах, происходящих в обществе, оказывают на них определенное влияние, участвуют в общественном развитии.
Президент Республики Узбекистан подчеркивает, что будущее страны непосредственно связано с всесторонним развитием потенциала молодежи, его совершенствованием. Приоритетными задачами сегодня являются формирование духовно-интеллектуальных качеств студентов, проявляющихся в их умственных способностях, физической энергии и возможностях, заботе о процветании Родины. Считаем целесообразным прокомментировать содержание понятия духовности.
В книге «Высокая духовность - непобедимая сила» Президент И. А. Каримов характеризует духовность следующим образом: «духовность - это чистота
человеческого сердца, широта души, внутренний мир человека, волевой потенциал, всепобеждающая вера и убежденность, бесценная сила, пробуждающая совесть и честь, то есть духовность - мерило всех этих качеств [1, с. 19]».
По нашему мнению, такая характеристика духовности правильная и объективная: в то же время духовность члена общества представляет собой комплекс философских, правовых, научных, художественных, нравственных, религиозных представлений и понятий. Духовность является средством, придающим молодежи силу, разум, расширяющим и укрепляющим их мышление.
Научно-педагогическое наследие предков, дошедшее до наших дней, служит развитию мышления и мировоззрения будущих поколений. Это наследие является основой для формирования у молодежи национальных и общечеловеческих ценностей, обогащения подрастающего поколения созидательными идеями. По выражению нашего Президента И. А. Каримова, «духовность человека по капле впитывается в его плоть и кровь с молоком матери в результате семейного воспитания, заветов предков, радостей и горестей своего народа. Близость к природе и людям, жизнь под знаком добра, честный труд, восхищенное восприятие даров и красоты мира - всё это питает духовность и усиливает её [1, с. 19]».
Из истории известно, что великие сыны нашего народа внесли весомый вклад в мировую духовность и культуру. В частности, Абу Наср Фароби создал концепцию формирования гармоничной личности. Абу Али ибн Сино заложил фундамент современной медицины. Абу Райхон Беруни в своих произведениях предсказал открытие Америки, Имом ал-Бухори создал научную основу хадисов. По мнению Абу Насра Фароби, в достижении совершенства человек опирается на помощь других и стремится объединиться с ними.
В годы независимости Узбекистан стал проявлять себя как страна, имеющая богатую историю, традиции и культуру. Из поколения в поколение у нашего народа передаются духовно-культурные ценности в виде памятников древней архитектуры,
238
росписей и узоров, традиции и обрядов. Одно из направлений культурного наследия -устное народное творчество. Изучение этого объекта культурного наследия и доведение его до будущих поколений возложено на профессорско-преподавательский состав средних специальных и высших учебных заведений.
Однако преподаватели истории педагогики в своем большинстве испытывают трудности в изучении наследия предков, так как многие книги и рукописи написаны на арабском языке, к тому же большая часть книг до независимости была сожжена.
Современной молодежи необходимо оказать поддержку и направить её на путь самосовершенствования, духовного развития, ответственного выбора жизненного пути.
В учебно-воспитательном процессе необходимо предусмотреть ознакомление студентов с духовно-педагогическим наследием, созданным выдающимися мыслителями прошлого, с их идеалами и взглядами на воспитание совершенной личности. В результате студенты смогут планировать свою жизнедеятельность и повседневный образ жизни. В их планах должно найти отражение стремление к овладению педагогически-воспитательным наследием предков, так как национальнодуховные ценности содержат в себе высокие цели развития у молодежи мировоззрения, мышления, формирования интересов и потребностей. В результате познания прекрасного у студентов формируется художественный вкус, эстетическое мировоззрение, развиваются эмоциональная сфера и творческие навыки. Все они связаны с национально-духовными и образовательно-воспитательными ценностями. Здесь уместно пояснить понятие «ценности».
Термин «ценность» (и) многие годы не применялся в научно-педагогической литературе, в основном это понятие относили к социальной деятельности человека. Древнегреческие философы рассматривали понятия «ценность», «ценный», «оценивание» применительно к социальной действительности, оценке деятельности человека, как некий критерий оценки личности со стороны других. Например, по мысли Аристотеля, понятие ценность можно использовать при оценке события, отношений, явлений добра и зла.
В Философском энциклопедическом словаре понятием «ценность» обозначается явление, имеющее общечеловеческое, социально-нравственное, духовно-культурное значение. В широком смысле «ценности» выражают духовную культуру человека.
По определению Ж. Туленова, «ценности по отношению к человеку и человечеству представляют собой комплекс явлений природы и общества, служащих для блага нации, народа, социальных групп».
В словаре педагогических терминов дана следующая характеристика: «понятие «ценность» показывает общечеловеческое, социально-нравственное, духовнокультурное значение каких-либо явлений объективной реальности [2, с. 163]».
По нашему мнению, ценности вбирают в себя все основное и самое «высокое» в человеке, поэтому на протяжении всей жизни человек использует созданные всеми ценности.
На основе приведенных высказываний считаем целесобразным обозначить ряд направлений, отражающих сущность ценностей и возможности их применения:
1. Материальные ценности - труд и средства производства, материалные блага.
2. Духовные ценности - духовность, культура, научные, нравственноэстетические теории, религиозные, исторические, нематериальные объкты, представляющие всемирное достояние.
3. Природные ценности - природные ресурсы и богатсва, окружающие человека и необходимые для его жизни, растительный и животный мир, подземные и наземные ресурсы, почва, вода, воздух и др.
4. Экономические ценности - техника и технология, рыночные отношения и др.
5. Общественно-политические ценности - государственность, демократия, законность, мир, независимость.
239
6. Педагогические ценности - комплекс знаний, понятий по обучению и воспитанию, способствующих формированию личности.
В словаре педагогических терминов педагогические ценности рассматриваются как «понятия и явления, имеющие ценность для образования и воспитания» [2, с. 102].
Узбекский народ имеет свои национальные ценности, которые содержат определенные особенности. Например, национальные ценности подразумевают уважение к ценностям других народов. Говоря о национальных ценностях народов Востока, следует особо выделить педагогические ценности воспитания личности. В качестве доказательства можно привести множество примеров из истории народов Востока. Достаточно назвать ряд образцов духовного наследия: «Основы астрономии Фаргони», «Каноны медицины» Ибн Сино, «Алгоритм» Хорезми, «Минералогия» Беруни, «Город добродетельных людей» Фароби, произведения Бухорий, Термизий, Накшбандий, Кубровий, Газзолий, Яссавий и других.
Знание национальной культуры и содержания ценностей, доверие и уважение к ним, признание их умом и сердцем формируют у учащейся молодежи гуманистические чувства, любовь к Родине, призывают молодежь трудиться для счасья и благополучия своего народа, для укрепления национальной независимости; стимулируют к достижению совершенства.
В заключение следует подчеркнуть, что созданное на протяжении тысячелетий наследие выдающихся мыслителей Востока вобрало в себе богатства материальной и духовной культуры, систему национального воспитания, национальный язык и литературу, основанные на психологии, образе жизни народа, общественно -политических взглядах, нравственных нормах, принципах, традициях народов Востока. И в этой связи основной задачей педагогов является бережное сохранение национальных ценностей и доведение их до сознания и сердец последующих поколений.
Литература
1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч // Т. Маънавият, 2011. - 176 б.
2. Педагогик атамалар лугати // Тузувчилар Р. Х. Джураев ва б. - Т: Фан, 2008. - 196 б.
3. ТуленовЖ., Туленова К. Кцдриятлар фалсафаси. - Т.: 2014.
The content of the legal competence of future specialists in the context of globalization Rzhevskaya N. (Ukraine)
Содержание правовой компетентности будущих специалистов в условиях глобализации Ржевская Н. В. (У краина)
Ржевская Наталия Викторовна /Rzhevskaya Nataliia - методист,
Киевский национальный торгово-экономический университет, г. Киев; соискатель ученой степени,
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Григория Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий, Украина
Аннотация: рассматривается понятие «правовая компетентность».
Акцентировано внимание на формировании правовой компетентности будущих специалистов в условиях глобализации. Исследуется содержание правовой компетентности будущих специалистов.
240