Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ'

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / УЧАЩИЕСЯ / ДЕТИ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Любовь Григорьевна, Сабуркина Ольга Александровна, Овчаров Виталий Александрович

Одним из главных критериев здорового общества является состояние здоровья людей, особенно детей и подростков. Сейчас, как никогда, приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни учащихся. Однако никаких усилий школы будет недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей. Знания о физическом самочувствии и физическом самосознании, и самовоспитании -фундамент, на котором «выстраивает» человек себя сам и свое здоровье, свои нравственные и моральные качества, свои позиции. Помощь в этом может и должна прийти от родителей и, особенно от учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Любовь Григорьевна, Сабуркина Ольга Александровна, Овчаров Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING INTEREST PRIMARY SCHOOL STUDENTS HAVE AN INTEREST IN SPORTS GAMES

One of the main criteria for a healthy society is the state of health of people, especially children and adolescents. Now, more than ever, the priority task of the school is to concentrate the efforts of the entire teaching staff on the formation of a healthy lifestyle of students. However, no efforts of the school will be enough without the unity of views on these problems of teachers and parents. Knowledge about physical well-being and physical self-awareness, and self - education is the foundation on which a person" builds" himself and his health, his moral and moral qualities, and his positions. Help in this can and should come from parents and, especially, from physical education teachers.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ»

cational stress by students of different training profiles", Health-the basis of human potential: problems and ways to solve them, Vol. 14. No. 2. pp. 876-882.

2. Vodopyanova, N.E. (2005), "Assessment of the level of satisfaction with the quality of life", Practicum on health psychology, Peter, Moscow, pp. 148-155.

3. Volkova, L.M. and Vasiliev, D.A. (2019), "Stress resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Law, No. 1 (46), pp. 426-430.

4. Piskun O.E. and Chistyakov V.A. (2016), "Problems of psychological adaptation of students of junior courses of technical universities by means of physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 38-39.

5. Shchekotin E.V. (2020), "Paradigms of quality of life", Actual problems of the humanities and social sciences, collection of articles VI of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Penza, pp. 183-186.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2021

УДК 373.31

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНЫМИ

ИГРАМИ

Любовь Григорьевна Гаврилова, доцент, Ольга Александровна Сабуркина, старший преподаватель, Виталий Александрович Овчаров, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Одним из главных критериев здорового общества является состояние здоровья людей, особенно детей и подростков. Сейчас, как никогда, приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни учащихся. Однако никаких усилий школы будет недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей. Знания о физическом самочувствии и физическом самосознании, и самовоспитании -фундамент, на котором «выстраивает» человек себя сам и свое здоровье, свои нравственные и моральные качества, свои позиции. Помощь в этом может и должна прийти от родителей и, особенно от учителей физической культуры.

Ключевые слова: спортивные игры, учащиеся, дети, начальные классы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p92-96

FOSTERING INTEREST PRIMARY SCHOOL STUDENTS HAVE AN INTEREST IN

SPORTS GAMES

Lyubov Grigoryevna Gavrilova, the senior lecturer, Olga Alexandrovna Saburkina, the senior teacher, Vitaly Aleksandrovich Ovcharov, the senior teacher, Volgograd State Academy of

Physical Culture

Abstract

One of the main criteria for a healthy society is the state of health of people, especially children and adolescents. Now, more than ever, the priority task of the school is to concentrate the efforts of the entire teaching staff on the formation of a healthy lifestyle of students. However, no efforts of the school will be enough without the unity of views on these problems of teachers and parents. Knowledge about physical well-being and physical self-awareness, and self - education is the foundation on which a person" builds" himself and his health, his moral and moral qualities, and his positions. Help in this can and should come from parents and, especially, from physical education teachers. Keywords: sports games, students, children, primary classes.

ВВЕДЕНИЕ

В современных школах многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к занятиям физической культурой. Для этого применяются оптимальные сочетания разных методов и форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учитываются возрастные особенности школьников. Однако приходится признать, что интерес к физической культуре от начальной к средней школе, в должной мере не возрастает и главное, не всегда приобретает у детей форму сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации методических приемов, используемых учителем [1].

Целью воспитательного процесса в школе является всестороннее развитие личности. Наряду с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием, учащиеся получают и физическое развитие, необходимое для полного гармоничного совершенствования.

Одной из основных задач физического воспитания в школе - является формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда некоторых промежуточных задач. Изначально важным, считается повышенное воспитание у школьников устойчивого интереса к физической культуре и спорту. Без этого невозможно успешное решение ни одной задачи урока физической культуры [3]. Поэтому главная задача учителя - привлечь учащихся начальных классов и заложить у них интерес к предмету «Физическая культура».

Цель исследования: сформировать устойчивый интерес у учащихся начальных классов к занятиям спортивными играми.

Главным направлением в физическом воспитании детей и подростков является переориентация учебного процесса в образовательных заведениях. В основе обучения лежит совместная деятельность на занятиях учителей и учащихся, ориентация на возможности и способности каждого ребенка, без исключения.

Введение базового учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре, где заложен набор необходимых знаний, умений, навыков, развитие соответствующего уровня двигательных качеств, которые позволяют сохранить единое образовательное пространство, обеспечивать каждому ученику, продолжение в обучении. Учебная работа по обучению детей начальных классов спортивным играм - важная часть процесса физического воспитания. Уроки физической культуры занимают незначительное место в недельном двигательном режиме учащихся. Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа позволяет вовлекать учащихся в виды спорта по их интересам. Только в системе с использованием учебной внеклассной, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы можно добиться роста показателей двигательной подготовленности учащихся. К сожалению, пока еще не во всех учебных заведениях отработана система по созданию условий роста двигательных способностей, укрепления здоровья детей и подростков. Что и является так же проблемой [2].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе исследования были проведены беседы с родителями учащихся начальных классов, задачей которых являлось выявление, занимался ли кто из родителей или занимается каким либо видом спорта в настоящее время. Отношение родителей к занятиям физической культурой и спортом.

Беседуя с родителями, выяснилось, что многие из них просто несерьезно относятся к данному предмету, тем самым недооценивают его значимость как в жизни ребенка в целом, так и влияние на жизнедеятельность его организма. По ходу беседы приходилось убеждать, объяснять доказывать на примерах, что занятия физической культурой также необходимы и важны для учащихся начальных классов, как и занятия по русскому, алгеб-

ре и другим школьным предметам. Для полного гармоничного развития и совершенствования личности требуется не только умственное и нравственное развитие, но также и физическое, что дети регулярно занимающиеся физической культурой и спортом реже болеют, эмоционально проходящие уроки по физической культуре способствуют улучшению психологического состояния учащихся, что физическая культура и спорт -это еще и активный отдых, способствующий скорейшему восстановлению организма после умственных нагрузок.

Затронутая тема вызвала бурное обсуждение среди родителей. Проявляя высокую активность, родители задавали много вопросов, касающихся данной проблемы. Отвечая на вопросы, мы пытались найти самый оптимальный, эффективный выход. Основной рекомендацией родителям было то, чтобы они попытались понять и воспринять физическую культуру и спорт как неотъемлемую и необходимую часть досуга ребенка. Для выявления количественного (процентного) значения моторной плотности урока физической культуры было проведено хронометрирование.

Результаты предварительного хронометража урока показали невысокую моторную плотность и низкую активность занимающихся на уроке физической культуры. Наблюдая за учениками во время хронометража, отметили недобросовестное выполнение физических упражнений многими учениками, слабую мотивированность большинства занимающихся, невыполнение команд с первого раза, отсутствие эмоций на уроке. Интерес и активность учащихся появлялись только в подвижных играх с элементами спортивных, да и то только в основном у мальчиков.

Данные, характеризующие хронометрирование урока физической культуры представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Хронометрирование урока физической культуры

№ Изучаемые показатели г %

1 Выполнения упражнений 25 15 63

2 Объяснение упражнений 5 38 13

3 Отдых 2 07 5

4 Показ 2 26 5

5 Организация 1 25 3

6 Простой 3 09 11

1 -время полезной работы _ время урока

При постановке задач на уроке физической культуры учитывались возрастные особенности занимающихся, уровень их физической подготовленности (задачи не требовали сверх сложного выполнения). Перед тем как давать упражнения, объясняли его значение, функцию (например, бег развивает быстроту, выносливость, способствует улучшению работоспособности сердечно-сосудистой системы и. т. д.). Чтобы увеличить у учащихся начальных классов интерес к занятиям физической культурой, повысить их активность на уроке, внести в содержание и организацию каждого урока что-то новое, ранее не изученное. Использовались элементы спортивных игр, эстафеты и проводились соревнования. Форма уроков физической культуры соответствовала мотивации учащихся, то есть учитывались интересы и мотивы, связанные с желанием иметь сильную, физически хорошо развитую фигуру и. т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При выполнении на уроках физической культуры упражнений по спортивным играм давались задания по самоконтролю за своими действиями и по выявлению собственных ошибок в выполнении упражнений. Большинство учащихся верно находили ошибки, что объясняет понимание учащимися выполняемого упражнения. Занимающиеся всегда приходили на урок физкультуры в спортивной форме, соответствующей температуре воздуха в зале. На занятиях вели себя активно, доброжелательно, с уважением, помогали друг другу. Отношение учащихся к урокам физической культуры где применялись спор-

тивные игры, в целом было хорошее, в последние занятия значительно возросла активность учащихся по сравнению с первыми уроками. Мальчики проявляли большой интерес к спортивным играм и эстафетам. Это говорит о стремлении выделиться, проявить себя и свои возможности в спортивной борьбе, показать себя с наилучшей стороны. Девочки проявляли интерес к судейству и к упражнениям не сложным по технике выполнения, которые выполняются стоя на месте.

Повторное хронометрирование урока прошло в конце исследования. Данные, характеризующие повторное хронометрирование урока ФК, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Повторное хронометрирование урока ФК

№ Наименование г %

1 Выполнение упражнений 32 08 80

2 Объяснение упражнений 2 14 5,3

3 Отдых 11 03 2,6

4 Показ 2 08 5,1

5 Организация 25 1,9

6 Простой 2 02 5,1

1 -время полезной работы _ время урока

К знаменательным датам в школе были проведены физкультурные праздники. Перед праздником 23 февраля провели «Веселые старты». В этих «Веселых стартах» принимали участие команды, состоящие из учеников и их родителей. Другие ребята, которые не принимали участия в соревнованиях, выступали в качестве помощников. Одни вели счет, другие - протокол игры, третьи подсчитывали штрафные очки, четвертые раздавали инвентарь перед каждой эстафетой. На «Веселых стартах» были почетные гости - учителя, директор школы и завучи. Команды мужественно и самоотверженно боролись за каждое очко, так как каждой команде хотелось получить приз за первое место.

К 8 марта юноши подготовили для девушек «Баскетбол-шоу». Ребята продемонстрировали показательное выступление, затем были игры между 4 классами. Зрители так же принимали участие в различных конкурсах. На шоу присутствовала администрация школы. Шоу проходило организованно весело и интересно. И на самом деле, эмоций в спортивной борьбе было предостаточно. Учащихся, принимавших участие в «Баскетбол-шоу», награждали грамотами и сладкими призами. После окончания для учеников младших классов было организованно чаепитие.

В заключение исследования был проведен анкетный опрос с целью выявления: изменилось ли отношение учащихся к занятиям физической культурой после проведенного исследования.

В результате проведенного исследования эффективными методиками комплексного воздействия на мотивационную сферу оказались: обучение младших школьников самостоятельным занятиям физическими упражнениями, ознакомление и проведение спортивных игр, рациональная организация внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся начальных классов, работа с родителями, пропаганда физической культуры и спорта.

ВЫВОДЫ

1. У обследованных учащихся не был сформирован комплексный устойчивый интерес к урокам физической культуры, что отражалось на отношении учащихся к занятиям (отсутствие мотивации, недостаточный эмоциональный настрой).

2. Использованные средства (опрос, беседы с учащимися и родителями, проведение спортивных мероприятий «Веселых стартов» и «Баскетбол-ШОУ») повысили мотивированность учащихся к урокам физической культуры, что способствовало повышению общей и моторной плотности уроков.

3. Были разработаны практические рекомендации для учителей физической культуры (пропаганда и популяризация игровых видов спорта, проведение мероприятий раз-

личного характера с использованием спортивных игр).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишня П.М. Обучая волейболу. Физическая подготовка / П.М. Вишня // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 23-27.

2. Галимская О.Г. Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр : дис. ... канд. пед. наук / Галимская Ольга Генриховна. - Белгород, 2017. - 195 с.

3. Мухина М.П. Формирование двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания / М.П. Мухина // Физическая культура, спорт-наука и практика. - 2017. - № 3. - С. 14.

REFERENCES

1. Vishnya, P. ( 2012), "Teaching volleyball. Physical training", Physical culture at school, No. 4, pp. 23-27.

2. Galimskaya, O.G. (2017), Formation of motor and game experience of senior preschoolers through sports games, dissertation, Belgorod.

3. Mukhina, M.P. (2017), "Formation of motor abilities of children of preschool and primary school age in the conditions of complex physical education", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 14.

Контактная информация: gawrilova57@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2021

УДК 378.147

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Анна Аркадьевна Гаврицкая, адъюнкт Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. В современных быстро меняющихся условиях проблема формирования перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы является актуальной и требует специальных исследований. Цель исследования - представить результаты оценки уровня сформированности перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы. Эмпирическое исследование, проведенное автором, позволило проанализировать имеющийся на настоящий момент уровень развития перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности исправительных учреждений. Вывод. Содержание статьи позволяет сделать вывод о том, что сотрудники исправительных учреждений имеют низкий уровень развития перцептивных способностей. В связи с этим возникает жизненная необходимость формирования и развития перцептивных способностей сотрудников с применением разработанной автором педагогической технологии, способствующей повышению результативности и успешности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: общение, перцепция, перцептивные способности, эмпатия, рефлексия, сотрудник.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p96-99

METHODS OF RESEARCH OF PERCEPTUAL ABILITIES OF EMPLOYEES OF

THE PENITENTIARY SYSTEM

Anna Arkadyevna Gavritskaya, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal

Penitentiary Service of Russia, Ryazan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.