Научная статья на тему 'Воспитание гражданской устойчивости у режиссёров театрализованных представлений и праздников в процессе творческой деятельности'

Воспитание гражданской устойчивости у режиссёров театрализованных представлений и праздников в процессе творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ / STABILITY OF PERSONALITY / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / MORAL STABILITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / CIVIL RESILIENCE / MENTAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнуллина Ф.К.

Устойчивость личности является устойчивостью её самоорганизации, умением отстаивать и реализовывать свои личностные позиции, так как она неразрывно связана с проблемой целостности личности. Формирование гражданской устойчивости у студентов невозможно без воспитания патриотических качеств личности, психологической и нравственной устойчивости, которая формируется у режиссёров в процессе творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайнуллина Ф.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic education sustainability directors of theatrical performances and festivals in the process of creative activities

Today, in Russia, due to the crisis in the education system, the reform and the birth of new social institutions that declare social justice, the system of traditional values, one of the global problems in the education of the young generation was the issue of civil stability of the individual, which is not possible without civil education. Civic education today is impossible without the education of civic stability, which is defined as the ability of the system to maintain a quality state, a certain mode of its functioning. The formation of civic stability requires education of patriotism, stable beliefs, education of morality, education of psychological stability, etc. Students of higher educational institutions develop civic stability through the education of their active life position, critical thinking, collective interaction, cooperation of teachers and students, creativity in the process of educational and educational processes that allow students to change, adjusting to the level of conscious behavior, otherwise look at the world around them.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской устойчивости у режиссёров театрализованных представлений и праздников в процессе творческой деятельности»

Cherkasova. - Leningrad, 1990. - 17 p.

3. Bukreeva O. V. Attempts to revive Rostov bell ringing in the second half of the twentieth century. / Reports of the Rostov Museum: [Sat. item]. Issue. 16. - Rostov, 2006. - P. 365-374.

4. Videneeva AE, Grudtsyna N.V. The 25 th anniversary of the founding of the association of bell-riniging art of Russia in Rostov the Great // In the collection: State, society, church in the history of Russia XX-XXI centuries. Materials of XIV International conference: Ivanovo State University; Ivanovo branch of FGBOU HPE "Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation"; St. Alekseevskaya Ivanovo-Voznesenskaya Orthodox Theological Seminary; ANO DPO "Scientific and Educational Center for Humanitarian Projects"; Ivanovo branch of the Institute of Management. - 2015. - P. 268-273.

5. Kim E.V. Materials for the "Chronicle of the Rostov Museum" 1987-1998. / / Communications of the Rostov Museum. Issue XIV. Rostov, 2003. - P. 132 - 148.

6. Maltsev S.A Russian Bell Ringing at the Beginning of the 21st Century / / Bell Ringing: History, Traditions, Modernity: Sat. Art. on the results of the work of Russian scientific-practical. Conf. Within the framework of the 15th Bell Ringing Festival "Alekseevsky Chimes", May 26-29, 2017 - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2017. - P. 23-29.

7. The web-site of the Alekseevsky Deanery of the Chistopol Eparchy of the Tatarstan Metropolia of the Russian Orthodox Church Moscow Patriarchate [Electronic resource] - URL: http://www.prihod-alex.ru/?

8. The web-site of the State Vladimir-Suzdal Historical, Architectural and Art Museum-Reserve [Electronic resource] - URL: http://www.vladmuseum.ru/

9. The web-site of the State Historical-Architectural and Ethnographic Museum-Preserve "Kizhi" [Electronic resource] - URL: http://kizhi.karelia.ru/

10. The web-site of the Kargopol Historical, Architectural and Art Museum [Electronic resource] -URL: http://www.karmuseum.ru/

11. Tosin S.G. Bell-ringing in Russia: tradition and modernity: the abstract of the dis. ... PhD: 17.00.02 / S.G. Tosin; [Protection: Novosib. state. conservatory. M.I. Glinka]. - Novosibirsk, 2010. - 45 p.

12. Tosin S.G. Russian belfry: Structural features and questions of performance: the dissertation ... The candidate of art criticism: 17.00.02. - Novosibirsk, 2001. - 266 p.

13. Churashov P. The Alekseevsky Chimes Festival in the Alekseevskoye settlement as a playground for the revival of bell-ringing. // Bell-ringing: history, traditions, modernity: Sat. Art. on the results of the work of Vseros. scientific-practical. Conf. Within the framework of the 15th Bell Ringing Festival "Alekseevsky Chimes", May 26-29, 2017 - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2017. - C.3-5.

14. Yakovlev VI Bells in the historical memory of the peoples of Russia.To the statement of the problem. / / Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Study and Preservation of Russian Folklore in a Polyeth-nic Sociocultural Space", 2016. - P. 16-21

УДК 378.02

Ф.КЗайнуллина

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Устойчивость личности является устойчивостью её самоорганизации, умением отстаивать и реализовывать свои личностные позиции, так как она неразрывно связана с проблемой целостности личности. Формирование гражданской устойчивости у студентов невозможно без воспитания патриотических качеств личности, психологической и нравственной устойчивости, которая формируется у режиссёров в процессе творческой деятельности.

Ключевые слова: устойчивость личности, гражданское воспитание, творческое мышление, творческая деятельность, патриотизм, нравственная устойчивость, психологическая устойчивость.

Farida K. Zaynullina CIVIC EDUCATION SUSTAINABILITY DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS IN THE PROCESS OF CREATIVE ACTIVITIES

Today, in Russia, due to the crisis in the education system, the reform and the birth of new social institutions that declare social justice, the system of traditional values, one of the global problems in the education of the young generation was the issue of civil stability of the individual, which is not possible without civil education. Civic education today is impossible without the education of civic stability, which is defined as the ability of the system to maintain a quality state, a certain mode of its functioning. The formation of civic stability requires education of patriotism, stable beliefs, education of morality, education of psychological stability, etc. Students of higher educational institutions develop civic stability through the education of their active life position, critical thinking, collective interaction, cooperation of teachers and students, creativity in the process of educational and educational processes that allow students to change, adjusting to the level of conscious behavior, otherwise look at the world around them.

Keywords: the stability of personality, civic education, civil resilience, creative thinking, creative activity, patriotism, moral stability, mental stability.

Сегодня в России из-за кризиса в системе образования, реформирования и рождения новых социальных институтов, заявляющих о социальной справедливости, системе традиционных

ценностей, одним из глобальных проблем в воспитании молодого поколения стал вопрос гражданской устойчивости личности, который не возможен без гражданского воспитания.

Многие учёные в своих исследованиях (ДАГодунова, Н.В.Гороховатская, М.ЕЖихаревич и др.) гражданское воспитание считают невозможным без формирования у личности ответственности, критического мышления, гражданского самосознания, интернациональных чувств и др.

Мы уверены, что гражданское воспитание сегодня невозможно без воспитания гражданской устойчивости, так как именно гражданскую устойчивость мы можем определить в качестве необходимого компонента нравственного становления личности.

В философии «устойчивость» определяется как способность системы сохранять качественное состояние, определенный режим ее функционирования, «несмотря на оказываемые на нее внешние воздействия и происходящие в системе внутренние изменения, если эти воздействия и изменения находятся в некотором интервале, не превышающем некоторую меру, нарушение которой может привести к разрушению системы» [3, с.264].

Безусловно, устойчивость личности является умением отстаивать и реализовывать свои личностные позиции, так как неразрывно связана с проблемой целостности личности, устойчивостью её самоорганизации в любой ситуации.

Многие исследователи считают формирование гражданской устойчивости невозможным без воспитания патриотических качеств личности.

По утверждению Пьяновой E.H. «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа» [4, 44].

Патриотизм - это устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и являющейся важной составляющей нравственной основы жизнеспособности государства и гражданской устойчивости личности.

Исследователь Харламов И.Ф. считает, что «устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения» [6, 211].

В.Э.Чудновский в своём исследовании делает упор в формировании гражданской устойчивости на нравственность и говорит, что «нравственная устойчивость - это способность человека сохранять и реализовывать в различных ситуациях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам, убеждениям» [7, с.4].

Мы же считаем, что в формировании гражданской устойчивости важно воспитание и психологической устойчивости, отдельными аспектами которой являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость и которое позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

У студентов высших учебных заведений формирование гражданской устойчивости происходит за счёт воспитания у них активной жизненной позиции, на которую влияют как образовательный, так и воспитательный процессы.

Формирование критического мышления, коллективного взаимодействия, сотрудничества педагогов и студентов, креативности, устойчивых навыков социального мышления происходит именно при использовании в образовательном и воспитательном процессах методов проблемного и проектного обучения, деловых и ролевых игр, лекций-дискуссий и т. д.

И мы хотели бы показать это на примере образовательного и воспитательного процесса будущих режиссёров, студентов театрального факультета отделения «Театрального творчества и режиссуры театрализованных представлений».

Работая со студентами-режиссёрами театрализованных представлений и праздников, обучая их сценарному и постановочному мастерству, педагог уделяет первоочерёдное внимание понятию «мировоззрение», так как именно оно определяет критерии их будущей творческой деятельности и которое понимается ими как понятие, характеризующее восприятие окружающего мира; система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека. В структуре мировоззрения обычно выделяют познавательный, ценностный (аксиологический), эмоционально-волевой, практический компоненты. Различают обыденное (стихийное),

мифологическое, религиозное, научное мировоззрение. Субъектом мировоззрения может являться как отдельный человек, так и социальные или профессиональные группы, общество в целом. [5, с.101].

В работе над проектами постановок будущие режиссёры, выстраивая концепцию будущего мероприятия, должны проявить свою нравственную, гражданскую позицию, ответственность, самостоятельность, так как одной из элементов их творчества является сверхзадача (для чего мы это делаем). Постоянная работа над режиссёрскими работами воспитывает у них нравственную устойчивость, как одну из наиболее существенных характеристик устойчивости личности. Безусловно, учитывая эмоциональность сценарно-режиссёрской деятельности, для нас важно и воспитание у режиссёров психологической устойчивости, на которую влияют личностные качества (знания, убеждения, умения, навыки, установки и др.), так как в процессе творческой деятельности личность постоянно совершенствуется.

Многие исследователи уделяли огромное значение творческой деятельности в становлении личности, синонимами которой являются продуктивная деятельность, эвристическая деятельность, творческое мышление.

Например, В.И.Андреев считал, что для творческой деятельности характерны следующие критерии:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в её самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата...» [1, с.137].

У режиссёров, благодаря именно творческой деятельности, студенческий период увеличивает возможность оптимально использовать свои индивидуальные способности в сценарной, постановочной, актёрской, организаторской работе. Сценарно-режиссёрская деятельность помогает будущим специалистам побороть внутреннюю возрастную неуверенность, что позволяет им стать более целеустремленными, настойчивыми, инициативными, решительными, самостоятельными и развивает у них творческое мышление.

Разумеется, в творчестве большое значение имеет мышление. Так, АЛ.Гройсман считает, что творческому мышлению присущи следующие свойства:

1. Гибкость мышления, т.е. переход от одного класса явлений к другому, подчас далёкому по содержанию.

2. Свобода от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач.

3. Широта, определяющая возможность привлечения знаний из различных областей.

4. Критичность, характеризующаяся способностью верно оценивать эффективность собственной деятельности.

5. Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.

6. Открытость - доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.

7. Антиципация, или мышление с предвосхищением.

8. Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально формулировать и решать творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.

9. Реверсивность, т.е. умение транспонировать мыслительную цепь в обратном направлении.

10. Эмпатия, т.е. умение проникнуть в ход мыслей другого человека. [2, с.93].

Бесспорно, все эти качества помогают и в формировании гражданской устойчивости.

Образовательный и воспитательный процесс дают возможность студентам меняться,

перестраиваясь на уровень осознанного поведения, иначе взглянуть на окружающий его мир. Режиссёрская деятельность играет особую роль в формировании гражданской устойчивости личности, так как именно под её влиянием студент начинает разбираться в самом себе и адекватно осознавать мотивы своего поведения, принимать правильные ответственные взвешенные решения и действовать в соответствии с сознательно поставленными целями, что в итоге повышает самооценку личности.

Гражданская устойчивость будущих режиссёров определяет их жизнеспособность, психическое здоровье, что позволяет ощущать им внутреннее благополучие и нормально взаимодействовать с окружающими людьми, сохранять внутреннюю гармонию, позволяет им стать

более устойчивыми к различным общественным, политическим и природным катаклизмам.

Литература

1.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 : учеб. пособие для вузов. - Казань: Изд-во КГУ, 1998. - 318 с.

2.Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей слушателей курсов последипломного образования. Части I и II. - М.: Издательство Магистр, 1995. -290 с.

3.Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) [Текст].- М.: Академический Проект, 2008. - 692 с.

4.Пьянова Е. Н. Нравственно-психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды / / Молодой ученый. - 2014. - №17.1. - С. 44-45.

5.Словарь философских терминов. - 2-е изд., доп. и испр. - Кемерово, 2011. - 255 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

7.Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.

References

1.Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development. Innovative course. kN. 2: studies. the manual for high schools. - Kazan: KSU publishing House, 1998. - 318 p. 2.Groisman, A. L., Medical psychology: Courses for doctors, courses of post-graduate education. Parts I and II. - M.: Publishing House Of The Master, 1995. -290 p. 3.Lebedev, S. A. Philosophy of science: a brief encyclopedia (main directions, concepts, categories) [Text].- Moscow: Academic Project, 2008. - 692 p.

4.E. N. Pianova. Moral and psychological stability of the individual as a factor of counteraction to negative influences of the social environment / / Young scientist. - 2014. - №17.1. - P. 44-45.

5.Dictionary of philosophical terms. - 2nd ed., additional and ISPR. - Kemerovo, 2011. - 255 p.

6. Kharlamov I. F. Pedagogy. - Moscow: Gardariki, 1999. - 520 p.

7.Chudnovsky Century BC Moral stability of personality: Psychological study. - Moscow: Pedagogy, 1981. - 208 p.

УДК 37.08

Н.В.Бекузарова, Н.А.Иванов ТЕХНИКА АКТЕРА И ТЕХНИКА ПЕДАГОГА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье представлен сравнительный анализ техники актера и техники педагога, результаты которого позволяют сделать вывод о соприкосновении педагогической техники с актерской техникой, выражающимся в наличии общих элементов, а также в том, что техника актерского искусства отчасти положена в основу педагогической техники.

Ключевые слова: мастерство, профессионализм, актер, педагог, актерская техника, педагогическая техника.

Natalya V. Bekuzarova, Nikita A. Ivanov ACTING TECHNIQUE AND PEDAGOGICAL TECHNIQUE: COMPARATIVE ANALYSIS

The article is devoted to the comparative analyses of acting technique and pedagogical technique. From the analysis, if s concluded that pedagogical technique contact with acting technique, which is.expressed in the existence of overall parts, and also that pedagogical technique is based in part on acting technique.

Key words: skill, professionalism, acting technique, pedagogical technique.

Одним из базовых критериев в подготовке студента как будущего профессионала и в оценке его с позиции работающего специалиста является мастерство. Выступая в качестве наивысшего уровня овладения различными аспектами профессиональной деятельности, мастерство представляет собой результат процесса становления профессионала, обладающего такой качественной характеристикой как профессионализм. Профессионализм, в свою очередь, сопряжен профессиональной квалификацией и компетентностью высокого уровня, с многообразием эффективных навыков и умений в профессии, с владением алгоритмами и способами решения профессиональных задач, актуальными в настоящее время [4].

Помимо проявляющихся в деятельности специальных знаний и специальных умений, то есть компетенций, из которых складывается профессиональная компетентность специалиста, профессионализм определяется таким признаком как свойства личности и характер, обеспечивающим осуществление профессиональной деятельности и получение в ходе ее реализации результата [4]. Роль личности специалиста трудно переоценить в педагогической профессии. Еще в XVI-XVII вв. Я.А. Коменский, ныне известный как основоположник педагогической науки, подчеркивал значимость личности учителя в обучении и воспитании учеников [6]. Педагог является эталоном для подражания, транслятором мотивационно-ценностного отношения к информации [2], а значит, его ценности и нормы могут перениматься обучающимися, что, так или иначе, отразится на поведении. Портрет личности учителя определяется устоявшимися в обществе представлениями о профессии, которая требует определенной выдержки, проницательности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.