7. Макаров, К. А. Из творческого наследия. Непризнанный гений (скульптор Дмитрий Цаплин). Декоративное искусство в культуре времени / К. А. Макаров. - Москва : НИИ Рос. Акад. художеств, 1998. -158 с. : ил.
8. Спирина, М. Ю. Дизайн и традиционное прикладное искусство: истоки и перспективы / М. Ю. Спирина // Архитектура и дизайн в современном обществе: российский опыт и мировые тенденции : материалы Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 23-24 окт. 2012 г. ) / Урал. гос. архитектурно-худож. акад. ; ред. совет: С. П. Постников (пред.) [и др.]. - Екатеринбург : Архитектон, 2012. - 256 с. С. 110-112.
9. Герчук, Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа / Ю. Я. Герчук. -Москва : Галарт, 1998. - С. 33.
УДК 37.062.3:7.071.2
М. А. Тумашов
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
РЕЖИССЁРСКО-АКТЁРСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СЦЕНИЧЕСКИЙ ЗАЧИН» КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ АКТЁРСКИХ И РЕЖИССЁРСКИХ КУРСОВ
Работа посвящена одному из способов организации творческой самостоятельной работы студентов театральных направлений. Автор рассматривает режиссёрско-актёрское упражнение «Зачин» как основу для организации учебно-творческой жизни на режиссёрском и актёрском курсе, которое входит в процесс постоянного профессионального самовоспитания и самореализации.
Ключевые слова: актёр, режиссура, творческий зачин, творчество, самореализация.
M. A. Tumashov Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE DIRECTOR-ACTOR EXERCISE «STAGE ZACHIN» AS A METHOD OF ORGANIZING THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON ACTING AND DIRECTING COURSES
The work is devoted to one of the ways of organizing creative independent work of students of theatrical directions. The author considers the director-actor exercise «Zachin» as the basis for organizing the educational and creative life on the directing and acting courses, which is part of the constant professional self-education and self-realization process.
Keywords: actor, direction, creative zachin (skit), creativity, self-realization.
Зачин - это сверхурочное режиссёрско-актёрское упражнение, самостоятельная творческая акция, придумка, выдумка, короткое сценическое действо по различным «зачинным» заданиям, способствующее развитию оригинального зрелищного сценического мышления, психопластической выразительности, способности формулировать смысл краткой сценической истории. В финале зачина звучит зонг (песня), в текстовой форме формулирующий смысл, только что выраженный в сценическом действии. Зачин сочиняется и воплощается студентами самостоятельно во внеурочное время и показывается в самом начале урока по мастерству актёра или режиссуры. Задачи зачина творчески, стилистически и жан-рово разнообразны. Зачин - это постановочно-исполнительская площадка свободного творчества студента на развитие музыкально-пластического визуального мышления.
Сочинение творческого задания «сценический зачин» произошло в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (ныне - Российский государственный институт сценических искусств). Чрезвычайно развито и основательно проработано это задание было на актёрско-режиссёрском курсе А. И. Кацмана и Г. А. Товстоногова.
Зачин предполагает целую систему организации самостоятельной, самодеятельной жизни студентов. Система зачинной творческой вахты, студенческого дежурства по классу, понуждает дежурных (иногда студенты предлагают свои названия «зачинной паре»: «дед-да-баба», «домовые», «классные» и т. п.) быть не только организаторами, постановщиками и участниками в своих зачинах, но и быть абсолютными «хозяевами» в классе на неделю своей творческой вахты. Они не только всю неделю сочиняют и показывают зачины перед началом урока по мастерству актёра или режиссуры, но также следят за чистотой и порядком в классе, иногда придавая классу и свой пространственно-стилистический вид, своё образное решение. Они задают свои стилистические правила игры на неделю: пиратский корабль, инопланетная цивилизация, зазеркалье и пр. И имеют право сами обращаться к педагогу по мастерству
актёра с предложением сделать маленький или большой перерыв в занятиях, собирать однокурсников строго по заявленному времени перерыва, напоминать о текущих недельных делах курса.
Зачинные задания.
1. Зачинное задание на тему: «Из жизни курса», или «О том, что мне кажется особенно важным».
Обоснование задания. Если творческий человек, художник, писатель, актёр, режиссёр не интересен
сам себе, если художник не удивляет сам себя, не открывает в себе всё новое и новое содержание, которым он делится с миром зрителей, слушателей, своих почитателей - значит он не художник, не писатель, не актёр, не режиссёр. Актёр играет на себе как на инструменте: он и исполнитель и инструмент -всё сразу. Нам важна атмосфера, в которой мы живём и учимся, познаём себя и других, нам интересен мир вокруг нас и люди в реальном мире - это материал, из которого мы создаём наш сценический мир. Нам необходимо изучать этот мир - он начинается с нас, но не заканчивается нами, а продолжается в нас. Поэтому так важно сформулировать в зачине: что с нами происходит, что нас волнует. Рассказывать и говорить об этом и найти этому адекватную сценическую форму и сценическую правду - это профессиональное ежедневное упражнение. Что происходит в нашем театре, городе, регионе, стране, мире? Что происходит в нашей душе? Это вопросы, на которые студенты имеют право искать ответы или хотя бы уметь их себе и миру задать: художественно убедительно, честно, достойно.
Классический пример. Как это было на актёрском курсе А. И. Кацмана в ЛГИТМиКе им. Н. К. Черкасова (РГИСИ). На пустой сценической площадке весь курс. Зимняя рыбная ловля: ни у кого не клюёт, все сидят возле своих лунок во льду, замёрзшие, унылые, безнадёжно бездейственны и пассивно ждущие. Вдруг один из замёрзших начинает раздеваться, снимает шапку, валенки, шубу и прочее (нужно заметить, что все студенты в тренинге, поэтому: и одежда, и лунки, и рыбацкие принадлежности - воображаемые, но с какой тщательной достоверностью обыгрывается и одежда, и психофизическое самочувствие), и прыгает в обжигающую ледяную прорубь, и ловит в ней руками свою рыбину. Остальные, увидев удачу товарища, раздеваются и бросаются в эту прорубь и достают в ледяной воде свой улов. Радуются. И поют сочинённый на эту тему «зонг» о том, что глупо ждать своей удачи, нужно бросаться в эту жизнь и брать свою удачу своими руками.
2. Зачинное задание на тему «Передача дежурства по классу».
Обоснование задания. Так, как уже говорилось выше, дежурные по классу определяют содержательно-эстетическую художественную стилистику на всю рабочую неделю своего управления жизнью курса. Придуманная ими «форма» управления делами курса и порядком прохождения всей организационно-творческой их жизни в классе едина и «законна» на неделю, а следующие дежурные («классные», «домовые» и прочие заявленные персонажи) в зачине заявляют и свой стиль, и образ управления порядком. Направление же творческой фантазии в едином русле заданных параметров придуманных и образов и стиля понуждает сочинять в единых стилистических или жанровых границах, что, безусловно, с практикой дежурств пусть медленно (с ошибками порой), но неуклонно формирует у студентов чувство целостности образа и стиля и художественный вкус. Что крайне важно в воспитании артиста в его грядущей творческой судьбе.
В дополнение к показам по заданию «зачин» дежурные имеют постановочное право оформления рабочего пространства класса в едином стиле, скажем: русская изба, корабль пиратов, дикий остров, заброшенный таинственный дворец. Иль оформление в пространстве класса «живописного угла», в котором тщательно подобраны предметы, что суммою подбора формируют ситуацию, или последствия события, или же просто выражают смысл задуманного ими сочинённого пространства, их «живописного произведенья».
Сама же передача понедельного дежурства - есть некий сочинённый ритуал осуществленья этой передачи полномочий, прав, имеющий и свой сюжет, и постановочное событийное решенье. Как правило, передаются некие предметы, или же один предмет, «олицетворяющий», «факторизующий» ответственный торжественный момент. А формы, содержание и эксклюзивное решение процесса «передачи» определяют их фантазия и дар: придумать, сочинить и реализовать по всем законам правды вымысла и жизни и проявить необходимое владенье элементами актёрской техники живого исполнительского мастерства.
Передача дежурства - самое, пожалуй, наглядное, ёмкое, лаконичное, но зрелищное и убедительное задание. Пример: временное правительство мечется в панике, собирая свои пожитки, уничтожая компрометирующие их документы. Врываются революционные матросы, арестовывают несостоятельное правительство и устанавливают свою матросскую власть, дикую и тоже несостоятельную, но победившую. И мы понимаем, чья власть будет действовать на грядущей неделе в классе. Матросы располагаются: бардак, дым, новые шутки, штыки и новый «порядок». И поют свои песни: они победители, им уютно. И мы неделю будем жить по-новому.
3. Зачинное задание на тему «Мой творческий дневник».
Обоснование задания. Изучение своих внешних и внутренних исполнительских данных, возможностей, достижений, умений и неумений - это изучение своего профессионального аппарата, инструмента,
на котором ты должен учиться виртуозно играть. Самопознание и самосовершенствование - в этом главная задача не только «школьных» лет актёра в творческом вузе, но и профессиональной зрелости в будущем. Необходимо научиться учиться, чтобы в будущем, в Театре, ты никогда не останавливался в развитии в своей профессиональной «жизни в искусстве». Великие мастера сцены учатся всю свою творческую жизнь - потому они и великие мастера.
«Мой творческий дневник» - это ежедневник творческого человека, ведущего работу над собой. Здесь важно то, что важно для профессии актёра или режиссёра, для становления себя в этой профессии. Научить быть актёром или режиссёром нельзя, научиться - возможно. Истина известна давно, но каждый её открывает заново, но не каждому это дано. Но для этого он актёру и важен - этот сложный, са-мокопательный, и зачастую, при показе раз в месяц курсу и педагогу, такой само ироничный, глубокий и в то же время простой «Мой творческий дневник». Когда что-то вдруг стало ясно и просто: в себе или в приблизившемся к тебе живом театре.
Зачин: «Мой творческий дневник» - это озвучивание произошедших «со мной» перемен, изменений или никак не происходящих открытий. Это поиск себя в профессии, в учебном процессе, в дебрях этюдов и упражнений, тренингов... студийной и домашней жизни. В театральном мире. Показывается через моделирование какой-либо ситуации, события, сцены, оправдывающей «озвучивание» Дневника. Зачин показывается 1 раз в месяц, в начале каждого месяца учебного года, включая и первый месяц года - сентябрь.
4. Зачинное задание «Зримая песня».
Обоснование задания. Зачин «Зримая песня» - самостоятельное режиссёрско-актёрское упражнение. Режиссёрское - это поиск зрелищного («зримого») воплощения содержания, жанра, стилистики и музыкально-поэтической стихии песни. Актёрское - это исполнительское воплощение режиссёрского замысла и постановочного решения выбранной песни. Это школа профессионального творческого содружества актёра и режиссёра в процессе создания маленького спектакля на основе песни, который длится ровно столько, сколько звучит эта песня. Зачинное задание «Зримая песня» может толковаться и как сугубо актёрское упражнение, в котором необходимо достоверно и убедительно человечески-актёрски «прожить» саму песню, возможно, досочинить песенную ситуацию, создать более яркие предлагаемые обстоятельства, при которых исполняется персонажем эта песня, и тогда тоже получится маленький спектакль, или проникновенный монолог-песня.
Самым убедительным и ярким, сильным, прорывным в своё время это зачинное задание было на режиссёрском курсе Г. А. Товстоногова в ЛГИТМиКе. Неспроста эти «Зримые песни» Товстоноговцы триумфально показывали во Франции в Париже в зале «Олимпия». Пример: песня В. Высоцкого «Я Як-истребитель.». Это была сложная конструкция из натянутых на сцене канатов и строп парашюта, где в центре этих переплетений, как в жёсткой паутине войны, бился пилот. Его таскало, крутило и вертело по всему пространству сцены, пока в финале он не повис безжизненно, пронзённый навылет, казалось, железным переплетением строп, переплетением трасс пуль войны, идущей в небесах. Парашютный шёлк накрывал всю сцену, как огромные облака. По этим облакам шла девушка в белом.
Зачин «Зримая песня» формирует пространственно-зрелищное, образное мышление режиссёра и способствует музыкально-пластическому воспитанию драматического актёра.
5. Зачинное задание «Зримое стихотворение».
Обоснование задания. Зрелища хорошего драматического театра всегда поэтичны, когда сделаны на высоком художественном уровне. Развитие, воспитание поэтического мышления в драматическом спектакле является важной частью профессионального воспитания актёра и режиссёра в театральной школе. Освоение стихотворного текста, умелое владение изощрённой, утончённо-сложной структурой языка поэзии - является важной задачей в формировании драматического аппарата актёра. Это готовит будущего артиста к встрече со стихотворной драматургией и приучает к более глубокому постижению поэтической речи и самого стихотворного жанра. Приучает, и в поэтическом тексте звучать ясно и просто, естественно и свободно, «разговорно».
Пример. «Волшебная скрипка» Н. Гумилёва. Четыре струны, четыре упрямых звучных жилы идут из земли, края их натянуты силой актёров. Мальчик, к которому адресован озвучиваемый актёрами-струнами монолог-предостережение: не трогать эти струны, ибо это связано с гибельной судьбой маэстро, который ради искусства скрипача должен пожертвовать счастливой обывательской жизнью, всё же пытается коснуться этих струн. Струны уворачиваются, вьются, летают, бьются в пространстве сцены, иногда хлёстко ударяя упрямого Мальчика, жёстко обвиваясь вокруг него, желающего их подчинить себе, овладеть искусством Скрипача. В конце концов, видя непреодолимое упрямство и упорство, и желание всё же стать скрипачом, отдать свою жизнь этому искусству, струны покорно ложатся ему на плечи и жестко стремятся прижать Мальчика к земле, но в нём достаточно сил выдерживать это натяжение и стать частью Скрипки. Стать её сердцем, перестав, при этом, быть обыкновенным человеком.
Зачин «Зримое стихотворение» - это маленький поэтический спектакль, воплощающий и содержание, и нерв, и форму стиха в зримом пространстве сцены, насыщенном движением и действием, и звучным веским словом.
Организация учебно-творческой жизни в классе строится на принципах студийности, равной заинтересованности всех членов студии в творческой, учебной, этической, технической жизни режис-сёрско-актёрского класса. Здоровый коллективизм - основа для коллективного творчества в театре, потому что в этом особенность театрального искусства. В спектакле, в едином общем процессе сотворчества встречаются яркие личности, умеющие создавать живую сценическую реальность общими усилиями, совместно. Зачинные дежурства способствуют созданию сменяемой организационно-творческой иерархии на курсе и приучают к слаженной совместной деятельности на достижение общих творческих интересов и художественных целей. Деятельность студии должна осуществляться как полноценная деятельность театра-студии, театра-мастерской, где всегда чрезвычайно важен и процесс постоянного профессионального самовоспитания, и процесс постоянной профессиональной самореализации.
УДК 82:159.937.5
Г. А. Тумашова
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Работа посвящена творческим способам работы над художественным текстом. Автор рассматривает взаимосвязь восприятия и воспроизведения литературного текста, определяет пути к овладению авторским текстом путём творческого анализа.
Ключевые слова: сценическая речь, художественный текст, звучащее слово, анализ текста.
G. A. Tumashova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF LITERARY TEXT PERCEPTION AND REPRODUCTION
The work is devoted to creative ways of working on a literary text. The author examines the relationship between the perception and reproduction of the literary text, determines the ways to master the author's text through creative analysis.
Keywords: theatrical speech, fiction, sounding word, text analysis.
Современная школа сценической речи располагает огромным опытом, теорией и методикой творческого освоения художественного текста. Несмотря на различия в творчестве чтеца и актера, в процессе сценического воплощения произведений художественной литературы имеется множество общих методов и творческих подходов. Важнейший этапом работы над текстом является подготовительный этап, требующий от исполнителя определенного запаса глубоких и конкретных общетеоретических знаний.
Общность процесса подготовки материала к звучанию основана на общности творческого метода. Использование методов и приемов актерского мастерства способствует развитию внутренней техники, внутренних переживаний, совершенствует речевое мастерство исполнителя, пробуждает творческую фантазию и воображение. Но не только умение представлять и фантазировать лежит в основе творчества исполнителя. Очень важно, чтобы воображение (считающееся даром врожденным) стало художественным переживанием, чтобы оно пробудило «потребность что-то сказать, что-то передать, транслировать миру» [6, с. 58].
Единая отправная точка творческого метода работы актера и чтеца при первой встрече с текстом - это определение существа событий. Оно начинается с подробного исследования литературного материала, «расшифровки» тех смыслов, которые автор оформлял в единственно важные, точно отражающие мысль слова. Язык автора - «это живая плоть идеи, чувства, мысли, литературы... Это основное орудие, инструмент, которым творит художник слова» [16, с. 134].
Художественный текст всегда наполнен авторской энергией, желанием быть свободно, без специальных усилий понятым. Неповторимость гениальных произведений заключается в простоте и ясности мысли, в естественном, гармоничном единении содержания и формы, вызывающих чувство эмоциональной сопричастности к происходящим в тексте событиям. Акт восприятия мыслей автора требует от исполнителя результатов собственного интеллектуального и эмоционального труда.