Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МИРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ'

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МИРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Шерайзина Роза Моисеевна, Петряков Петр Анатольевич

В статье представлены результаты исследования гражданской позиции студентов в условиях информационного многообразия и типология моделей гражданского образования учащейся молодежи с учетом фактора информационного многообразия. Авторы приводят данные онлайн-опроса, в котором приняли участие 1348 студентов из вузов России. Исследование позволило выявить степень социальной вовлеченности студентов в общественно-политические процессы и уровень их интереса к событиям, происходящим в политической и культурной жизни страны и региона, выявить ролевую позицию студентов в гражданском обществе и общественно-политической жизни страны. Результаты эмпирического исследования составили основу для разработки оригинальной типологии моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях многообразной информационной среды. Для описания моделей использовались критерии: характер педагогического взаимодействия педагогов и обучающихся; способы и средства организации процесса гражданского образования; социально-педагогическое пространство; используемые источники информации. На основании перечисленных выше критериев в типологию включены когнитивная, институциональная и деятельностная модели гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Шерайзина Роза Моисеевна, Петряков Петр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF STUDENTS’ CIVIC POSITION IN THE WORLD OF INFORMATION DIVERSITY

The article presents the results of the study of students’ civic position in the context of informational diversity and the typology of models of students’ civic education that consider the factor of information diversity. The authors provide the data from an online survey in which 1,348 students from Russian universities took part. The study made it possible to reveal the degree of students’ social involvement in socio-political processes and the level of their interest in events taking place in the political and cultural life of the country and the region, to identify the role of students in civil society and the socio-political life of the country. The results of the empirical research have formed the basis for the development of an original typology of models of civic education for students in the diverse information environment. The following criteria were used to describe the models: the nature of the pedagogical interaction between teachers and students; ways and means of organizing the process of civic education; socio-pedagogical space; sources of used information . Based on these criteria, the typology includes cognitive, institutional and activity models of civic education

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МИРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МНОГООБРАЗИЯ»

УДК 37.06

М.Н. Певзнер, Р.М. Шерайзина, П.А. Петряков

(Великий Новгород)

воспитание гражданской позиции студенческой молодежи в мире информационного многообразия

UPBRINGING OF STUDENTS' CIVIC POSITION IN THE WORLD OF INFORMATION DIVERSITY

В статье представлены результаты исследования гражданской позиции студентов в условиях информационного многообразия и типология моделей гражданского образования учащейся молодежи с учетом фактора информационного многообразия. Авторы приводят данные онлайн-опроса, в котором приняли участие 1348 студентов из вузов России. Исследование позволило выявить степень социальной вовлеченности студентов в общественно-политические процессы и уровень их интереса к событиям, происходящим в политической и культурной жизни страны и региона, выявить ролевую позицию студентов в гражданском обществе и общественно-политической жизни страны. Результаты эмпирического исследования составили основу для разработки оригинальной типологии моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях многообразной информационной среды. Для описания моделей использовались критерии: характер педагогического взаимодействия педагогов и обучающихся; способы и средства организации процесса гражданского образования; социально-педагогическое пространство; используемые источники информации. На основании перечисленных выше критериев в типологию включены когнитивная, институциональная и деятельностная модели гражданского образования.

Ключевые слова: гражданское образование, гражданская позиция, учащаяся молодежь, модели гражданского образования, информационное многообразие.

The article presents the results of the study of students' civic position in the context of informational diversity and the typology of models of students' civic education that consider the factor of information diversity. The authors provide the data from an online survey in which 1,348 students from Russian universities took part. The study made it possible to reveal the degree of students' social involvement in socio-political processes and the level of their interest in events taking place in the political and cultural life of the country and the region, to identify the role of students in civil society and the socio-political life of the country. The results of the empirical research have formed the basis for the development of an original typology of models of civic education for students in the diverse information environment. The following criteria were used to describe the models: the nature of the pedagogical interaction between teachers and students; ways and means of organizing the process of civic education; socio-pedagogical space; sources of used information. Based on these criteria, the typology includes cognitive, institutional and activity models of civic education.

Key words: civic education, civic stand, student youth, models of civic education, information diversity.

Проблема гражданского образования и воспитания учащейся молодежи всегда была актуальной для педагогической науки в различных странах мира. В историческом плане воспитание гражданской культуры и идентичности рассматривалось во взаимосвязи интересов государства, личности и общества. В отечественной науке вопросами гражданской позиции и правовой культуры представителей молодого поколения в разное время занимались такие ученые, как Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, В. Д. Кутьев, E. К Степанов, И. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.

В настоящее время многие исследователи отмечают возрастающий интерес во многих странах к роли высшего образования в формировании активной гражданской позиции молодежи. По мнению таких ученых, как к N. Polushina, N. N. Kleshchina, I. А Sinitsyna, N. I. Merzlikina и др., современные университеты способны создавать наиболее благоприятные условия для социальной вовлеченности студенческой молодежи, развития у обучающихся критического и рефлексивного мышления, необходимого им для участия в управлении демократическим обществом [11]. Различные аспекты гражданского образования студентов в современной высшей школе исследовались С. И. Баляевым, Д. А. Бурковой, Ю. С. Калягиным, Д. И. Шестаковой и др. [1; 3].

В последние годы в России и за рубежом увеличивается количество работ, рассматривающих влияние Интернет-ресурсов на развитие гражданской позиции молодежи в условиях информационного многообразия. Под «информационным многообразием» понимается совокупность информационных источников и каналов, позволяющих человеку получить значительные по объему, разноплановые и порой альтернативные сведения и суждения об окружающем мире, значимых политических, экономических и культурных событиях, происходящих в стране и регионе [8].

Объектами исследования становятся такие аспекты данной проблемы, как уважение авторского права и интеллектуальной собственности, этические вопросы общения

в социальных сетях, соблюдение конфиденциальности и безопасности. В настоящее время продолжается научная дискуссия об эффективных моделях гражданского образования, которые могут быть спроектированы и реализованы в условиях информационного многообразия и обеспечат устойчивость молодежи к рискам и вызовам эпохи цифровизации.

В последние годы информационные ресурсы Российской Федерации и ряда других стран подвергались многочисленным ки-бератакам, цели которых варьируются от хищения конфиденциальной информации до дестабилизации общественно-политической ситуации, оказания деформирующего влияния на гражданское сознание подрастающего поколения.

Информационная безопасность может обеспечиваться за счет разработки технических мер защиты информации, широкого спектра законодательных и нормативных актов, проектирования смарт-решений, разработки стандартов. Однако внедрение любых технологий, юридических норм и стандартов будет иметь лишь поверхностный эффект, если не будут учитываться человеческий фактор, воспитательные возможности образовательных организаций, институтов гражданского общества. При этом речь идет не только о создании в образовательных организациях информационно-образовательной среды со средствами и способами защиты обучающихся от негативной информации, не только о формировании алгоритма действий и поведения молодых людей в виртуальном пространстве, но и о построении системы гражданского образования учащейся молодежи, которое может быть рассмотрено как объект фундаментальных научно-педагогических исследований [4].

В современной общественно-политической ситуации гражданская активность учащейся молодежи имеет различные формы проявления. Такая активность может оказывать положительное влияние на развитие институтов гражданского общества, но одновременно может обладать значительным разрушительным потенциалом и быть

деструктивной по своей направленности. Как известно, сегодня часть учащейся молодежи проявляет гражданскую активность, участвуя в протестных акциях, несанкционированных митингах, противоправных действиях, столкновениях с представителями власти и правоохранительных органов. Движущие мотивы такой гражданской активности могут быть разными: юношеский максимализм и обостренное чувство справедливости, стремление к общественным переменам, желание «потусить», усталость от пандемии, недовольство своим социальным статусом и материальным положением, стремление самореализоваться в гражданском обществе. Но каковы бы ни были мотивы публичного поведения молодых людей, их гражданская активность в перечисленных выше ситуациях сопряжена с определенными опасностями и угрозами как для общества в целом, так и для самой молодежи [2].

В таких ситуациях педагоги испытывают значительные трудности в педагогическом взаимодействии с учащейся молодежью. С одной стороны, они проявляют заинтересованность в участии студентов и школьников в общественно-политических процессах и укреплении гражданского общества, а с другой - хотят предотвратить попытки некоторых «взрослых» превратить молодых людей в объект манипуляции и использовать социальную вовлеченность молодежи в своих политических целях. На наш взгляд, задача педагогов сегодня заключается не в использовании метода запрета, а в формировании у студентов и школьников широкой гражданской культуры, которая предполагает способность молодых людей самостоятельно и объективно оценивать общественно-политическую обстановку, прогнозировать последствия своих поступков и находить оптимальные пути своего участия в развитии гражданского общества на правовой основе.

В условиях информационного многообразия особо актуальными представляются конструирование и реализация моделей гражданского образования студентов, отвечающих современным вызовам време-

ни, потребностям государства, общества и личности. Для построения таких моделей авторы посчитали необходимым провести эмпирическое исследование и выявить информационные источники, оказывающие наибольшее влияние на формирование гражданской позиции студентов российских вузов. В проведенном онлайн-анкети-ровании приняли участие 1348 студентов разных направлений подготовки из 5 российских университетов. Анализ результатов анкетирования выявил цели обращения студентов к различным информационным источникам. Как и ожидалось, большинство из них в качестве таких целей выбрали «расширение круга знаний и компетенций» (82%), «повышение эрудиции и общего кругозора» (65,5%), «уточнение имеющейся информации» (47,8%). Лишь незначительная часть опрошенных (21,9%) интересуется работой государственных органов и официальных структур. Вместе с тем более 70% респондентов проявляют интерес к событиям, происходящим в нашей стране и за рубежом, и делятся информацией со взрослыми и сверстниками. Студенты, принявшие участие в анкетировании, чаще всего информацию о политической, экономической и культурной жизни получают из источников, представленных в сети Интернет (64,2%), и через СМИ (21,8%).

Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление позиции студентов к актуальным общественным событиям. В частности, респонденты должны были проанализировать ситуацию, когда на сайте онлайн-ак-ции «Бессмертный полк» злоумышленники, находящиеся в разных странах, осуществив хакерские атаки, разместили портреты нацистских преступников. Большинство студентов, участвовавших в анкетировании, проявили крайне негативную позицию по отношению к данному событию, обозначив его как «кощунство» (36,3%) и «покушение на информационную безопасность российского государства» (36,6%). Однако небольшая группа студентов не увидела угрозу данного события для информационной безопасности, назвав хакерскую атаку как «обычное хулиганство» (18,4%) и «просто

неудачную шутку» (6,7%). Некоторые опрошенные студенты (1,3%) указали на низкую 1Т-компетентность и невнимательность администраторов и модераторов сайта он-лайн-акции.

Часть вопросов анкеты была связана с оценкой поведения молодых людей, связанного с нарушением режима самоизоляции в период эпидемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Только треть опрошенных (36,8%) выразила отрицательное отношение к поступкам нарушителей санитарного режима, охарактеризовав их действия как гражданскую безответственность, наносящую ущерб здоровью граждан и безопасности государства. Большая часть студентов не смогли объективно оценить риски и угрозы жизни других людей, связанные с нарушениями молодыми людьми режима самоизоляции. Эти респонденты охарактеризовали поведение своих сверстников «как легкомыслие, свойственное молодежи» (29,4%), «как естественную реакцию молодых людей, которым нужна двигательная активность» (19,1%), «как протест против панических настроений и нагнетания страха перед болезнью» (9,9%).

Согласно результатам анкетирования значительная часть студентов (38%) принимала участие в различных волонтерских акциях в ситуации распространения ко-ронавируса. Так, студенты медицинского института оказывали помощь работникам лечебных учреждений в лечении больных людей, а студенты педагогического профиля заменяли в школах заболевших учителей, сочетая учебу и профессиональную деятельность. Студенты других специальностей, проявляя активную гражданскую позицию, рисковали собственным здоровьем, осуществляя доставку продуктов и медикаментов пожилым людям в условиях пандемии.

События, происходившие в России в период распространения коронавируса, нашли отражение в комментариях многих людей в виртуальных социальных сетях. Наряду с достоверной информацией в сеть Интернет попадали так называемые фей-ки - искаженная информация, вырванная

из событийного контекста. Опасность фей-ковой информации заключается в том, что она может дезинформировать население, приводить к нарушению общественной безопасности и создавать угрозу для здоровья граждан. Как показало анкетирование, большинство респондентов (89,7%) знает о персональной ответственности за размещение ложной информации. Большинство респондентов (41,8%) возлагают ответственность за такие действия на члена группы, разместившего контент с недостоверной информацией. 30,6% респондентов ответственным за размещение недостоверной информации считают создателя группы социальной сети. Часть респондентов (13,3%) ответственными за фейки считают сетевых пользователей, размещающих репосты с ложной информацией, а также тех, кто оставляет в сетях комментарии на такую информацию (4%). Итак, в ходе исследования было зафиксировано многообразие мнений студентов о персональной ответственности за размещение фейков в социальных сетях. При этом 10,3% респондентов считают, что каждый пользователь вправе размещать в сети Интернет любую информацию и не должен нести за это ответственность.

Результаты проведенного исследования отражают многообразие взглядов современной студенческой молодежи на проблемы построения гражданского общества и собственного участия в укреплении его институтов. Наибольшее влияние на становление гражданской позиции студентов оказывают виртуальные социальные сети, которые для современных молодых людей становятся эффективным средством формирования раннего социального опыта и в то же время потенциальным инструментом манипулирования их личностями с помощью цифровых инструментов. В этой связи, актуальными становятся проектирование моделей гражданского образования учащейся молодежи и создание типологии этих моделей.

С учетом фактора информационного многообразия модели гражданского образования учащейся молодежи могут быть классифицированы по следующим критериям:

характер педагогического взаимодействия педагогов и обучающихся; способы и средства организации процесса гражданского образования; социально-педагогическое пространство, в котором осуществляется данный процесс; используемые источники информации. На основании перечисленных выше критериев в типологию включены когнитивная, институциональная и дея-тельностная модели гражданского образования.

Когнитивная модель основывается на субъект-субъектном взаимо-действии преподавателей и обучающихся в образовательном процессе. Основными способами и средствами достижения целей гражданского образования является освоение обучающимися знаний и представлений о правовом государстве, гражданском обществе, гражданской позиции, роли молодежи в общественно-политических процессах. В качестве источников информации используются учебная литература, электронные образовательные ресурсы, сайты образовательных организаций и др. В качестве социально-педагогического пространства в когнитивной модели используются реальные и виртуальные учебные аудитории и классы. В когнитивной модели можно выделить две субмодели: предметноориентирован-ную (например, изучение студентами филологии, культурологии, юриспруденции) и межпредметную модели (синтез психолого-педагогических и социологических дисциплин). В условиях доминирования компе-тентностного подхода в российском образовании когнитивная модель трансформируется в компетентностную, целью которой является формирование гражданской компетентности личности, включающей в себя знаниевый компонент, связанный с овладением нормативно-правовой информацией, и ценностно-мотивационный компонент, побуждающий растущего человека к участию в общественной и общественно-политической жизни образовательной организации, социума и государства.

В рамках институциональной модели осуществляется соуправление образовательной организацией как основной способ

педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, при котором последним делегируются значительные права и полномочия, что способствует развитию у молодых людей организаторских способностей, коммуникативных умений и социальной ответственности. В качестве источников информации используются сайты образовательных организаций, социальные сети и детско-взрослые сообщества. Демократические принципы детско-взрослых сообществ базируются на идее партисипа-тивного управления, которое предполагает широкую вовлеченность преподавателей и обучающихся в принятие управленческих решений, обсуждение различных сторон и направлений деятельности организации, включая образовательную, воспитательную, досуговую и другие виды совместной деятельности различных субъектов [9].

К преимуществам партисипативного управления можно отнести интеграцию педагогов и обучающихся в систему управления образовательных учреждений, повышение их информированности о деятельности администрации школы или вуза. Такой тип управления повышает ответственность педагогов и обучающихся за принятие управленческих решений и готовность реализо-вывать данные решения на практике. В условиях информационного многообразия и цифровизации образовательного процесса в вузе соуправление осуществляется с использованием таких цифровых инструментов, как комментарии, репосты, с помощью которых студенты выражают свое отношение к событиям, происходящим в университете, принимаемым управленческим решениям, планируемым общественно-политическим акциям и гражданским инициативам, выборам в органы студенческого самоуправления.

В рамках институциональной модели в образовательных учреждениях создается демократическое социальное пространство. Иными словами, сама образовательная организация становится прообразом свободного демократического общества и воплощает в себе его основные черты. Университеты должны использовать принципы

функционирования гражданского общества как в организации образовательного процесса и собственной жизнедеятельности, так и во взаимодействии с органами власти, бизнесом и сообществом в целом [7]. В системе среднего образования примером эффективно функционирующего демократического пространства, в котором реализуется институциональная модель гражданского образования, является социальное пространство так называемых общественно-активных школ, так называемых community-schools. Такие школы получили широкое распространение более чем в 80 странах мира. Можно выделить несколько функций общественно-активной школы. Общественно-активная школа - это школа-музей, открывающая доступ ко всему богатству человеческой культуры; школа-мастерская, позволяющая погрузиться в созидательную деятельность, направленную на создание различных материальных и идеальных продуктов; школа-лаборатория, включающая в исследовательскую деятельность, направленную на открытие истины, на созидание знания; школа-сообщество, представляющая целостный социальный механизм, функционирующий и развивающийся по законам демократии; школа-социальный центр, активно включенная в жизнь местного сообщества [5]. Институциональная модель включает также стимулирование деятельности детских и молодежных общественных организаций, которые закладывают традиции «взрослого» гражданского общества и приумножают потенциал развития демократии.

Важной составляющей социально-демократического пространства вуза является система студенческого самоуправления. Самоуправление, напрямую связанное с общественно-политической социализацией обучающихся, - это особая социальная практика гражданского воспитания. Важность освоения практики гражданского поведения в стенах образовательного учреждения очевидна, поскольку позволяет раскрыть его социальную роль как воспитательного института, осуществляющего педагогическое сопровождение гражданского общества. Применительно к вузу студенческое самоу-

правление можно определить как социальный институт, обладающий значительным педагогическим потенциалом и осуществляющий особую форму управления, которая предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защиту прав и интересов обучающихся, оказание им содействия в конструировании профессиональной биографии и освоении ими социальных и профессиональных компетенций, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. Субъектами студенческого самоуправления могут быть студенческие организации, студенческие движения, выборные общественные органы, инициативные группы или отдельные студенты, представляющие интересы студенческой группы [6].

Основными характеристиками институциональной модели гражданского образования являются: партисипативный характер соуправления образовательной организацией, включение педагогов и обучающихся в процесс принятия управленческих решений, создание в образовательной организации демократического социального пространства, развитие студенческого и школьного самоуправления.

Деятельностная модель гражданского образования носит практико-ориентиро-ванный характер и предполагает активное участие молодых людей в различных гражданских инициативах, общественно-политических акциях, молодежных движениях во взаимодействии с институтами гражданского общества. Основным из направлений реализации данной модели является участие студентов и школьников в реализации различных социально значимых проектов. Тематика данных проектов связана с решением экологических проблем, волонтерством и наставничеством, благотворительностью, охраной памятников культурно-исторического наследия, поисковой деятельностью.

В последние годы приобретает популярность такая форма реализации деятель-ностной модели, как волонтерское движение, в котором активно участвует учащаяся

молодежь. Наиболее часто волонтерские группы организуются при вузах, что позволяет студентам на практике использовать полученные знания и компетенции, в том числе и в рамках когнитивной модели гражданского образования. Несмотря на экономические трудности и кризисные явления, препятствующие использованию неоплачиваемого труда, в волонтерском движении принимают участие молодые люди, отличающиеся социальной активностью и гражданской ответственностью. Основным мотивом их деятельности является помощь людям, нуждающимся в моральной и материальной поддержке, а также содействие устойчивому развитию региона и страны в целом.

Как показало наше исследование, значительная часть студентов российских вузов принимала участие в различных волонтерских акциях в сложный эпидемиологический период, связанный с распространением коронавируса. Так, будущие медики помогали работникам лечебных учреждений оказывать медицинскую и иную помощь больным людям. Студенты педагогического профиля заменяли в школах заболевших учителей. Ряд студентов с активной гражданской позицией, рискуя собственным здоровьем, в условиях распространения ко-ронавируса осуществляли доставку продуктов и медикаментов пожилым людям.

Участие молодежи в более масштабных волонтерских движениях, в частности в поисковом движении в РФ и Республике Беларусь, нашло отражение в материалах социальной сети ВКонтакте. По состоянию на июль 2020 года группа российских волонтеров-поисковиков насчитывала 23 632 участника, включая молодежь -10 251 человек (43% от общего числа участников). В Республике Беларусь по данным на октябрь 2020 года в группе волонтеров-поисковиков, представленных в социальной сети Вконтакте, состояло 438 участников, включая молодежь (от 14 до 30 лет) - 137 человек (31%). Об успешной реализации де-ятельностной модели гражданского образования молодежи свидетельствуют хештеги по гражданско-патриотической тематике в сети Вконтакте, которые отражают волон-

терскую деятельность поисковиков: «#По-беда75», «#ПоисковикиРФ» и др.

Поисковое движение является важной гражданской инициативой, которая способствует сплочению гражданского общества вокруг общей идеи сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Интернет, социальные сети и мессенджеры позволяют всем заинтересованным лицам оперативно взаимодействовать, обмениваться информацией, расширять географию поисков. При этом следует отметить, что социальные сети могут использоваться не только для популяризации поискового движения среди молодежи, но и для противодействия деструктивному внешнему влиянию на сознание молодых людей, предотвращать угрозы информационной безопасности государства, общества и личности посредством переключения социальной активности молодежи в русло общественно значимой деятельности граж-данско-патриотической направленности.

Таким образом, основными характеристиками деятельностной модели в современных условиях являются: практикоори-ентированный характер, предполагающий активное включение учащейся молодежи в различные социальные практики во взаимодействии с институтами гражданского общества; деятельное участие студентов и школьников в социально значимых проектах и молодежных движениях, направленных на устойчивое развитие региона и страны в целом; использование современных средств коммуникации для популяризации волонтерских движений и гражданских инициатив, а также противодействие деструктивному влиянию на общественное сознание молодежи.

Теоретическое обоснование моделей гражданского воспитания студентов вуза позволит педагогам-практикам разработать цели и содержание программ гражданского образования, определить основных субъектов воспитательно-образовательной деятельности, формы педагогического взаимодействия со студентами с учетом особенностей информационного многообразия.

Литература

1. Баляев С. И., Буркова Д. А., Морозова Н. Н. Особенности представлений о законе и справедливости у студентов вуза // Образование и наука. - 2019. - №8. - С. 112-129.

2. Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития: моногр. / М. Н. Певзнер, Е. В. Иванов, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2021. - 206 с.

3. Калягин Ю. С., Авдеев Е. С., Шестакова Д. И. Социально-психологические факторы формирования некоторых элементов правосознания у студенческой молодежи // Психология и право. - 2014. - № 3. - С. 41-55.

4. Концепции и модели подготовки педагогов к работе в гетерогенной образовательной среде: моногр. / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2019. - 333 с.

5. Корнетов Г. Б. Общественно-активные школы: характер и особенности // Школьные технологии. - 2009.- № 3. - С. 100-108.

6. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2005. - 182 с.

7. Певзнер М. Н., Петряков П. А. Университет и гражданское общество: проблемы взаимодействия // Совет ректоров.- 2012. - №5. - С. 22-30.

8. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Донина И. А. Тенденции развития информационного многообразия в современном обществе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 201-205.

9. Территориальные детско-взрослые сообщества: модели, концепции и тенденции развития: моногр. / М. Н. Певзнер, Р. М. Шерайзина, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, Р. М. Шерайзиной, И. А. Дониной. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. - 262 с.

10. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Shaidorova N. A. Civic Education of University Students in the Context of Information Diversity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Vol. LIX. CIEDR-2018 (The International Scientific and Practical Conference "Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities") // Future Academy. - 2019. - eISSN: 2357-1330. - P. 941-949.

11. Polushina L. N., Kleshchina N. N., Sinitsyna I. A., Merzlikina N. I., & Shlenskaya N. M. The role of higher education in saving societies in challenging circumstances // Espacios. - 2018. - №49. -P. 34-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.